Рабочая программа дисциплины (модуля) «История художественной культуры Средних веков и Возрождения»






НазваниеРабочая программа дисциплины (модуля) «История художественной культуры Средних веков и Возрождения»
страница1/11
Дата публикации19.01.2015
Размер0.51 Mb.
ТипРабочая программа
h.120-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Философский факультет


УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________20__ г.

Рабочая программа дисциплины (модуля)

«История художественной культуры Средних веков и Возрождения» (культурно-исторический модуль)

Направление подготовки

050100 «Педагогическое образование»
Профиль подготовки

«Мировая художественная культура»
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения:

очная

Саратов, 2011
1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) «История художественной культуры Средних веков и Возрождения» (культурно-исторический модуль) являются изучение общих факторов и тенденций развития культуры на территории Европейской цивилизации, анализ специфики культурогенеза отдельных регионов, выявление механизмов культурной идентификации в процессе формирования культуры национального типа в рамках историко-культурной эпохи.

Представить модель европейской художественной культуры в эпоху Средневековья и Возрождения как явление целостное, относящееся к единому культурному типу. Осмыслить процесс развития европейской художественной культуры во всей сложности и противоречивости, но как единое движение, которым были охвачены народы и страны Западной Европы. Показать, что именно средневековье стало началом формирования национальных художественных культур современных государств Европы, которые окончательно оформляются в эпоху Возрождения.

Поставленная цель и задачи предопределили логику построения и содержание курса. Проблемно-теоретическое изложение сочетается с принципом историзма и анализом альтернативных точек зрения по дискуссионным в современной литературе темам.

Курс «История художественной культуры Средних веков и Возрождения» призван помочь студентам:

  • развивать мировоззрение, соединяющее научность, культурный кругозор и духовный гуманистический потенциал;

  • соединить теоретические знания о феномене художественной культуры с конкретно-историческими фактами в процессе изучения истории художественной европейской культуры эпохи Средневековья;

  • оценивать достижения художественной культуры на основе исторического контекста;

  • приобрести опыт освоения и понимания предмета художественной культуры в историко-культурном и социокультурном контекстах.


2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «История художественной культуры Средних веков и Возрождения» входит в состав культурно-исторического модуля. Курс дополнит содержание культурно-исторического модуля ( «История художественной культуры Античности», «История художественной культуры Нового времени», «История художественной отечественной культуры»), посвященных основным периодам в истории развития художественной культуры человечества; поможет соотнести культурологические знания о процессах и явлениях культуры, происходящих в период Средневековья и эпоху Возрождения, с предыдущим содержанием культуры в эпоху Античности, проследить механизмы трансляции и преемственности в периоды перехода от одной модели культуры к другой (от Средневековья к Новому времени).
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «История художественной культуры Средних веков и Возрождения».

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2),

  • способность понимать значение художественной культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3),

  • готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14),

  • способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2),

  • способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10),

  • готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: фактическое содержание истории европейской художественной культуры эпохи Средневековья, методы изучения культурных форм, процессов и практик, историческую типологию культур, основы изучения памятников истории и культуры, основы европейской художественной культуры в исторической динамике.

Уметь: логично представлять освоенное знание, демонстрировать понимание системных взаимосвязей внутри дисциплины и междисциплинарных отношений в современной науке; критически использовать методы современной науки в исследовании конкретной культурно-исторической эпохи в истории европейской культуры.

Владеть понятийным аппаратом, познавательными подходами и методами изучения культурных форм и явлений в исторической ретроспективе и в современном историко-культурном контексте.
4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц 252 часов.




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)







23

1-17

лек

сем

срс

всего










Часть I

История художественной культуры раннего и классического Средневековья. 4лекций, 8 семинаров

1

Особенности развития художественной культуры европейского типа в эпоху средневековья.







2

4

26

32


ФТК: учет посещаемости (каждую неделю семестра); учет подготовки студента к каждому семинарскому занятию.

Система текущего контроля включает:

  • Текущее собеседование и контроль

  • Консультации

  • Анализ, рецензирование, оценка, коррективы СРС

  • Перекрестное рецензирование

  • Дискуссия


ФПА: экзамен


2

Художественная культура Западной Европы классического периода средневековья (XI-XIII вв.).







2

4

26

32

3

Художественная культура Италии эпохи Возрождения.







2

4

26

32

4

Гуманистическое содержание художественной культуры и церковно-реформационная идеология.







2

4

26

32

Часть II

Художественная культура Северного Возрождения и Испании. 4 лек. 8 сем.




9

Художественная культура Германии в эпоху Средневековья.







2

4

26

32

10

Художественная культура Англии в эпоху Средневековья.







2

4

26

32

11

Художественная культура Испании в эпоху Средневековья.







2

4

26

32

12

Художественная культура Северного Возрождения.







2

4

26

32







8

16

210

252

экзамен

4.1. Содержание дисциплины
Лекция 1. Особенности развития культуры европейского типа в эпоху средневековья.

Первое упоминание о Средних веках как об особом периоде в истории развития человечества. Характеристика Флавио Бьондо (1388-1464) Средневековья как периода «варварского одичания». К. Келлер (1634-1707) и его периодизация истории (Античность - Средние века - Новое время). Ренессансные гуманисты о Средних веках. Представления о средних веках в эпоху Просвещения. Повышенный интерес к художественной культуре средневековья в эпоху романтизма. Исследователи ХХ в. о художественной культуре Средних веков (Ж. Ле Гофф, Ж. Дюби, У. Эко, Й. Хейзинга, Л.П. Карсавин, Бахтин М.М., А.Я. Гуревич, Баткин Л.М., Ястребицкая А.Л., В.И. Уколова, Л.М. Брагина). Источники по истории и художественной культуры Средневековья. Особенности развития художественной культуры европейского типа в эпоху Средневековья. Раннее средневековье: рождение Европы.

Становление художественной средневековой культуры в V-VIII вв. «Великое переселение народов» и крушение Западной Римской империи. «Долгая ночь» Средневековья. Этническая карта раннесредневекового мира. Варварские королевства в Европе и их культура. Общие черты художественной культуры варварского языческого мира. От античности к Средневековью: проблемы культурной преемственности (Софроний Евсевий Иероним (ок. 347-420), Северен Боэций (ок. 480-525), Флавий Кассиодор (ок. 490 - ок. 585), Исидор Севильский (ок. 570-636) Бенедикт Нурсийский (ок. 480/490-555/560). Первые письменные «истории» как показатель роста самосознания варварских народов. Становление художественной культуры раннего Средневековья: синтез позднеантичной, христианской и варварской традиций. Культурной диалог с Восточной Римской империей и арабским Востоком. Карл Великий (768-814) и его империя. Феномен «Каролингского Возрождения».
Лекция 2. Художественная культура Западной Европы классического периода средневековья (XI-XIII вв.).

Развитие художественных традиций «Каролингского Возрождения» в Оттоновское время (X-XI вв.). Факторы единства развития художественной культуры Западной Европы в эпоху классического средневековья: католицизм, система иерархии государственных образований по принципу сеньоритета-вассалитета, система династических связей, монашеские конгрегации, идеология крестовых походов, латинский язык. Империя и папство как общеевропейские институты. Монашеские конгрегации. Латинский язык как единый официальный и литературный язык. Рыцарский идеал человека и его воплощение. Материальная культура. Духовная культура классического средневековья. Интеллектуальная культура.
Лекция 3. Художественная культура Италии эпохи Возрождения.

Проторенессанс и раннее Возрождение. Исторические предпосылки возникновения культуры Возрождения. Особенности исторического развития Италии в XIII-XIV вв. Секуляризация и гуманизация итальянской культуры конца XIII-XIV вв.: творчество Данте (1265-1321) как выражение этого процесса. Противоречивость творчества Данте, средневековая основа его творчества. Франческо Петрарка (1304-1374) - родоначальник гуманизма. Джованни Боккаччо (1313-1375) и утверждение светской культуры Возрождения. Гражданский гуманизм Колюччо Салютати (1331-1406): Studia humanitatis (познание человека) на смену studia Divinitatis (познания Божественного). Художественная культура Возрождения в Италии во второй половине XIV-XV вв. Гуманизм как широкое культурное движение. Педагогическая тема в гуманистической литературе. Гражданский гуманизм Леонардо Бруни (1370/1374-1444). Гуманистический идеал человека. Джанноццо Манетти «О достоинстве и превосходстве человека». Поджо Браччолини «Об алчности». Лоренцо Валла (1407-1457) и его этическая концепция («Об истинном и ложном благе»). Эпикурейская традиция в философии Л. Валлы. Трансформация понимания благородства человека. Диалог Поджио Браччолини (1380-1459) «Об алчности». Флорентийский неоплатонизм Марсилио Фичино (1433-1499). Культ разума и знания. Теория искусства Леона Батисты Альберти (1404-1472). Художественная культура Возрождения Италии XVI в. Основные характеристики Высокого Возрождения. Секуляризация философской мысли. Универсализм Леонардо да Винчи (1452-1519). Философия политики Никколо Макиавелли (1469-1527). Светская направленность ренессансного искусства. Основные мотивы литературного творчества. Развитие научного знания. Натуралистический пантеизм Джордано Бруно (1548-1600). Гелиоцентрическая теория Галилео Галилея (1564-1642). Искусство Высокого Возрождения. Позднее Возрождение и начало разложения Ренессанса. Историко-культурный смысл понимания эпохи Возрождения.
Лекция 4. Гуманизм и церковно-реформационная идеология.

Кризис римско-католической церкви в начале XVI в. Гуманистическая критика церкви. Распространение евангелического учения. Общие черты и черты различия Ренессанса и Реформации. Процессы Реформации в странах Западной Европы. Деятели Реформации их доктрины. Культурно-историческое значение и последствия процессов реформации в художественной культуре.
Лекция 5. Художественная культура Германии в эпоху Средневековья.

Политическое обособление Восточно-франкского королевства. Генрих I (919-936) и начало истории германского королевства. «Римская империя» Оттонов. «Оттоновское возрождение». Развитие феодализма, рост городов и расцвет городской культуры. Духовно-интеллектуальные и материально-технические предпосылки становления гуманизма в Германии. Гуманистические центры и сообщества. Проникновение гуманизма в университеты. Крупнейшие гуманисты Германии. Развитие эстетической теории: А. Дюрер. Реформационные процессы и раскол в среде гуманистов. Литература о дураках: творчество С. Бранта, «Письма темных людей». Живопись.
Лекция 6. Художественная культура Англии в эпоху Средневековья.

Варварские королевства на территории Британии. Романо-германский синтез и кельтская культура. Христианизация англосаксов (597г.). Нормандское завоевание и окончательное завершение процесса феодализации Англии. Складывание единой английской народности. Развитие городской культуры. Особенности историко-культурного развития Англии в XIV-XVI вв. Зарождение интереса к опытному знанию и его теоретическому обобщению (Роджер Бэкон, Дунс Скотт, Уильям Оккам). Реформационная идеология Джона Уиклифа (1320-1384) и секуляризация английской культуры. Гуманистические тенденции в творчестве Джеффри Чосера (1340-1400).

Средневековые традиции и формирование гуманистического мировоззрения. Влияние идей итальянского гуманизма. Королевский двор Тюдоров и новые тенденции в культуре. Английская Реформация и культурные процессы в стране. Правление королевы Елизаветы (1558-1603) и развитие ренессансной художественной культуры. Формирование английской национальной литературной традиции. Английский театр эпохи Возрождения: философия драматургии. Пуританская мораль как сдерживающий фактор развития светской культуры.
Лекция 7. Художественная культура Северного Возрождения.

Художественная культура Франции в эпоху Средневековья. Верденский договор (843 г.) и возникновение Французского королевства. Этническое и культурное многообразие Западно-франкского королевства. Особенности развития культуры юга Франции (Лангедок) и севера (Лангедойль). Политические и экономические условия для благоприятного развития городской культуры. Королевский домен Иль де Франс как основа формирования национальной территории Франции. Париж – политический, культурный и хозяйственный центр Франции (XIII в.). Городская литература XII-XIII в. Готическая архитектура Франции. Столетняя война (1337-1453) и ослабление культурного подъема. Развитие национального самосознания.

Ростки гуманизма во французской культуре XIV – начала XV в. Итальянское влияние и собственные национальные традиции в зарождающейся гуманистической культуре Франции. Франциск I (1515-1547) и развитие ренессансной культуры во Франции. Гуманистическая направленность книгоиздательского дела. Покровительство королевского двора новым тенденциям в художественной культуре. Культ женщин как лейтмотив жизни двора. Возрождение рыцарского идеала. Образ рыцаря как эталон поведения для всего общества. Особенности формирования национального языка. Ордонанс Вилле-Коттре (1549) и утверждение парижского диалекта в качестве единого государственного языка. Значение «Плеяды» в развитии теории литературного творчества. Национальные школы живописи и архитектуры.

Художественная культура Нидерландов в эпоху Средневековья. Особенности исторического и культурного развития Нидерландов в XIV-XVI вв. Особенности культурной эволюции в Нидерландах. Автономия в самоуправлении городов и провинций. Антверпен как центр мирового рынка. Становление и развитие гуманизма. «Колледж трех языков» и преобразования в системе образования. «Философия Христа» Эразма Роттердамского (1469-1536). Вильгельм Оранский (1533-1584) и борьба за политическую независимость. Реформация и ее итоги. Развитие книгоиздательства. Университеты и научное знание. Художественная культура эпохи Ренессанса. Художественная культура Голландии и Фландрии: общие черты и различия.

Художественная культура Швейцарии в эпоху Средневековья.

Образование и развитие Швейцарского союза (1291). Исторические и культурные процессы в Швейцарии в Средние века. Формирование Швейцарской конфедерации. Особенности и специфика культурного развития Швейцарии. Развитие городов и городской культуры. Отсутствие центров придворной культуры и распространение гуманизма в бюргерской среде. Развитие ренессансной художественной культуры. Книгоиздательская деятельность. Центры гуманизма: Цюрих, Базель. Развитие научных знаний. Реформация в Швейцарии и начало Гражданских войн. Ульрих Цвингли (1484-1531) и его учение. Жан Кальвин (1509-1564) и его учение. Кризис гуманистической идеологии и провинциализация культуры.
Лекция 8. Художественная культура Испании в эпоху Средневековья.

Исторические и культурные особенности развития стран Пиренейского полуострова в VI-XIII вв. Крушение Римской империи и образование Вестготского королевства. Культура арабской Испании. Итоги Реконкисты: государственное и национальное развитие Испании в XIII-XV вв. Христианизация территории Пиренеев. Великие географические открытия и расширение картины мира. Становление культуры нового типа и распространение идей гуманизма в Испании. Роль университетов в развитии образования. Гуманитарные науки и особая роль естественнонаучных дисциплин. Контрреформация и ее влияние на развитие культуры. Придворная культура. Дворцовый комплекс Эскориал и развитие национального архитектурного зодчества в Испании. Живопись. Литература.

5. Образовательные технологии

В высшей школе ведущей организационной формой обучения традиционно является лекция (академическая, повествовательная, аналитическая, лекция-беседа, проблемная, визуальная).

В процессе изложения курса преподаватель обязан использовать весь спектр педагогических технологий, то есть всю совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств.

Образовательные технологии представляют собой комплекс, состоящий из: некоторого представления планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора моделей обучения, критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.

Выбор метода обучения соотносится с тематическим содержанием учебного материала. Перечень методов обучения (объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемный, модельный) используется как вариативный способ предъявления учебной информации студентам.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Изучение курса предполагает следующие виды самостоятельной работы:

  1. Повторение пройденного теоретического материала.

  2. Установление главных вопросов темы семинарского занятия.

  3. Определение глубины и содержания знаний по теме, составление тезисов по теме.

  4. Анализ выполняемой деятельности и ее самооценка.

  5. Конспектирование.

  6. Реферирование литературы.

  7. Аннотирование книг, статей.

  8. Выполнение заданий поисково-исследовательского характера.

  9. Углубленный анализ научно-методической литературы, проведение эксперимента.


ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар 1. Западная Европа в эпоху раннего средневековья.


  1. Классическое наследие и варварские традиции в развитии средневекового общества и его художественной культуры.

  2. Варварские королевства в Европе и их художественная культура.

  3. Историко-культурные процессы и религиозное сознание раннего средневековья. Античное наследие в раннем христианстве (Амвросий Медиоланский, Софроний Евсевий Иероним, Аврелий Августин, Северин Боэций, Бенедикт Нурсийский, Исидор Севильский, Кассиодор).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины (модуля) «История художественной культуры Средних веков и Возрождения» iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 10 История средних веков цели и задачи...
Целью дисциплины «История средних веков» является прочное усвоение и ясное понимание истории средних веков, а также выработка студентами-юристами...

Рабочая программа дисциплины (модуля) «История художественной культуры Средних веков и Возрождения» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 02 История средних веков озо цели и...
Целью дисциплины «История средних веков» является прочное усвоение и ясное понимание истории средних веков, а также выработка студентами...

Рабочая программа дисциплины (модуля) «История художественной культуры Средних веков и Возрождения» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 02 История средних веков цели и задачи...
Целью дисциплины «История средних веков» является прочное усвоение и ясное понимание истории средних веков, а также выработка студентами...

Рабочая программа дисциплины (модуля) «История художественной культуры Средних веков и Возрождения» icon2. Сущность понятий «средние века» и «феодализм» и история их научного осмысления
Отношение к средним векам в эпоху Возрождения и Просвещения. Образ средних веков в романтической историографии первой половины XIX...

Рабочая программа дисциплины (модуля) «История художественной культуры Средних веков и Возрождения» iconПрограмма дисциплины Пояснительная записка Программа дисциплины «История...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы

Рабочая программа дисциплины (модуля) «История художественной культуры Средних веков и Возрождения» iconПрограмма ориентирована на учебник Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского «История Средних веков»
Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского «История Средних веков» и является частью учебно-методического комплекта по истории Средних веков,...

Рабочая программа дисциплины (модуля) «История художественной культуры Средних веков и Возрождения» iconРабочая программа по курсу «История Средних веков»
Умк: История средних веков. 6 класс; под ред. Е. В. Агибалова, Г. Д. Донской; М. Просвещение, 2013

Рабочая программа дисциплины (модуля) «История художественной культуры Средних веков и Возрождения» iconРабочая программа по учебному курсу «история средних веков»
Рабочая программа по курсу «История Средних веков» предназначена для организации обучения учащихся 6 класса. Программа разработана...

Рабочая программа дисциплины (модуля) «История художественной культуры Средних веков и Возрождения» iconБойцов М. А., Петрова Н. Г. программа курса «История Средних веков»:...
...

Рабочая программа дисциплины (модуля) «История художественной культуры Средних веков и Возрождения» iconРабочая программа «Всеобщая история. История Средних веков» 6 класс. 32 часа рабочая программа
История Средних веков» составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск