Программа вступительного экзамена по истории искусства для специальности 17. 00. 04 Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура Красноярск 2009






Скачать 176.71 Kb.
НазваниеПрограмма вступительного экзамена по истории искусства для специальности 17. 00. 04 Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура Красноярск 2009
Дата публикации04.02.2015
Размер176.71 Kb.
ТипПрограмма
h.120-bal.ru > Культура > Программа
Министерство культуры РФ
ФГОУ ВПО «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ»

ПРОГРАММА вступительного экзамена по истории искусства

для специальности 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура

Красноярск 2009

Часть 1. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ИСКУССТВА. ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО.


Первобытное художественное творчест­во - начало духовной культуры человечества, образного осмысления дейс­твительности. Синкретическая целостность первобытного искусства: скульптуры, графики, живописи, декоративно-прикладного искусства. Важ­нейшие памятники, их художественные особенности.

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА.

Древний мир - период рабовладельческого общества, его хронологические границы. Появление государства. Переход к цивилизации. Своеобразие культуры, новые закономерности художественного творчества.

Искусство Древнего Востока.

Характеристика понятия "Древний Восток". Выработка канонов - важнейшая черта искусства этого периода.

Античное искусство.

Характеристика понятия "античность".

Искусство Древней Греции. Понятие ордерной архитектуры, разновидности ордера. Структура храма, конструктивное и образное значение его композиции. Соотношение архитектуры и природы. Различные принципы построения архитектурного ансамбля.
Литература:

Всеобщая история искусства. T.I. M., 1956.

Столяр А. Д. Происхождение изобразительного искусства. M.,1985. Мировая художественная культура. T.I. Художественная культура перво­бытного общества. Хрестоматия. СПб., 1995.

Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство. М.,1973. Искусство Древнего Востока. (Серия "Памятники мирового искусства"). М., 1968.

Афанасьева В., Луконин В. Померанцева Н. Искусство Древнего Востока. M., 1976.

Проблема канона в Древнем и Средневековом искусстве Азии и Африки. Сб. ст. М.,1973.

Искусство Эгейского мира и Древней Греции. (Серия "Памятники мирового искусства"). М..1970.

Ривкин Б.И. Античное искусство. M.,1972. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. M.,1972.

Искусство Древнего Рима.

Конструктивно-художественные особенности римской архитектуры. Типы сооружений, их планировка, декор.

Особое значение скульптурного портрета. Эволюция портретного образа в эпоху республики и империи.
Литература.

Искусство этрусков и Древнего Рима. М., 1982 («Памятники мирового искусства»).

Кобылина М.М. Искусство Древнего Рима. М., 1939.

Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. М., 1971.

Блаватский В.Д. Архитектура Древнего Рима. М., 1938.

Соколов Г.И. Античная скульптура, Рим. М., 1965.

Бритова Н.Н., Лосева Н.М., Сидорова Н.А. Римский скульптурный портрет. М., 1975.

Чубова А.П. Древнеримская живопись. М.-Л., 1966.

Чубова А.П. Искусство Европы 1-1У веков. Европейские провинции Древнего Рима. М., 1960.
ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ

(Византия, Западная Европа)

Кризис античной художественной системы, переход к средневековому миро­воззрению. Общая характеристика средневекового искусства. Периодизация.

Искусство Византии. Общая характеристика. Периодизация. Христианская базилика, ее структура и художественный образ. Типы центрических сооружений, культовое назначение, взаимосвязь ин­терьера и внешнего объема декоративное убранство.

Сложение христианской иконографии и системы расположения изображений в храме.

Средневековое искусство Западной Европы. Общая характеристика. Перио­дизация.

Романское искусство. Романский собор. Конструктивные и пространственно-планировочные особенности, романская "связанная система". Худо­жественный образ собора. Школы романской архитектуры, национальное своеобразие романской архитекту­ры Франции, Германии, Италии.

Роль и место скульптуры в романском соборе. Соотношение круглой пластики и рельефа. Особенности пластичес­кой моделировки формы и пропорционирование в скульптуре Германии, Франции. Роль материала и цвета в скульптуре.

Готическое искусство. Готический собор - центр духовной, общественной и культурной жизни средневекового города. Конструктивная система готи­ческого собора, ее образное, художественное осмысление. Готическая архитектура Франции, Англии, Германии, Италии национальные особенности. Конс­труктивные изменения архитектуры, повлекшие за собой переход к новому виду монументальной живописи - витражу. Изме­нение в характере пластического языка в поздний готический период. Особенности готической скульптуры Франции и Германии.
Литература:

Всеобщая история искусства. Т.2. кн.1, М., 1960.

Всеобщая история архитектуры. Средние века. Т.3,4. М.-Л.,1966.

Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. T.I. М.-Л., 1948.

Брунов Н.В. Очерки по истории архитектуры.Т.2. М.-Л.,1935.

Малая история искусства. Искусство средних веков. Византия. М., 1975.

Малая история искусства. Искусство средних веков Западной и Центральной Европы. М., 1981.

Культура Византии. Т.1-3. М.,1984-89.

Лазарев В.Н. История византийской живописи. Т.1-2. М.,1986.

Несселыптраус Ц.Г. Искусство Западной Европы в средние века. М.-Л., 1964.

Тяжелов В.Н. Искусство средних веков. М., 1983.
ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.

Эпоха Возрождения - первый этап истории и культуры Нового времени. Гуманизм как определяющее мировоззрение эпохи. Пафос познания мира и че­ловека. Человек как высшее начало, вера в творческие возможности и силу человеческого разума. Титанизм и универсализм художественно-творческой личности. Светский характер культуры. Смена мифологического сознания научным. Возрождение и античность. Возрождение и Средние века. Проис­хождение и содержание термина "Возрождение". Ведущая роль Италии в создании новой культуры.

Искусство Итальянского ренессанса.

Периодизация искусства Возрождения в Италии. Сложение основ новой образности и нового архитек­турного языка. Идеи совершенства, идеальной гармонии. Антропоцентризм архитектуры эпохи ренессанса. Центрально-купольные сооружения как наиболее яркое и полное воплощение мировоззренческих основ време­ни. Ренессансное палаццо: структура, приемы оформления фасада, образ­ные характеристики. Сложение типа загородной виллы. Подготовка принципов барокко и классицизма в творчестве мастеров позд­него Возрождения. Творчество Ф.Брунеллески, Микелоццо, Л.-Б.Альберти, Д.Браманте, Сансовино, Микеланджело, Палладио.

Живопись. Сложение живописной системы Нового времени. Рождение станко­вой картины, появление новых жанров и техник. Овладение законами объективного познания мира. Отражение мироощущения эпохи в новом объем­но-пространственном видении. Разработка основ "научной" линейной перс­пективы, ее философско-мировоззренческий смысл. Понятие исторического времени, иная по сравнению со средневековой концепция света и т.д. Эволюция ренессансного колоризма. Новое понимание религиозной темы и разработка светской тематики.

Основополагающие черты ренессансного синтеза искусств и варианты решений скульптурного ансамбля. Особенности композиционно-пластических характеристик, поиски новой выразительности, открытия в области техни­ки и отношения к материалу, проблема "незаконченности" и ее образные аспекты. Черты трагизма в творчестве мастеров позднего Возрождения. Творчество Донателло, Микеланджело.
Литература:

Всеобщая история искусств. Т.З. М., 1962.

Всеобщая история архитектуры. Т.5. М..1967. Т.7. М.,1969.

Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс. Т.1-2. М.,1977.

Искусство Италии конца XIII-XV веков. (Серия "Памятники мирового ис­кусства"). Вып.8. М.,1987.

Искусство Италии XVI века. (Серия "Памятники мирового искусства"). Вып.1. М.,1967.

Данилова И.Е. От средних веков к Возрождению. М., 1975.

Данилова И.Е. Итальянская монументальная живопись. М.,1970.

Смирнова И.А. Монументальная живопись итальянского Возрождения. М.,1987.

Шрамкова Г. Искусство Возрождения. Альбом. М.,1977.
Северное Возрождение.

Относительная условность понятия «Северное Возрождение» – сложение принципов нового искусства в странах северной Европы (Нидерландах, Германии, Франции) на основе развития реалистических тенденций в искусстве поздней готики. Устойчивость традиций и их медленное преодоление в ХУ веке, широкое распространение гуманистического мировоззрения и переработка итальянского наследия в ХУ1 столетии.

Особый характер искусства Северного Возрождения, его отличие от итальянского. Неравномерность развития и специфика соотношения различных видов и жанров в искусстве этого времени. Ведущая роль станковой живописи.

Судьба Северного Возрождения и Реформация.
Литература.

Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М., 1973.

Вельфлин. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса. М., 1934.

Всеобщая история искусства. М., 1962, т.3.

Западноевропейская живопись ХУ в. Авт. Сост. Прилуцкая М., 1972.

Никулин Н.Н. Золотой век нидерландской живописи. Альбом. М., 1981.

Гершензон-Чегодаева Н.М. Нидерландский портрет ХУ века. М., 1972.

Фехнер Е.Ю. Нидерландская живопись ХУ века. М., 1949.

Либман М.Я. Искусство Германии ХУ и ХУ1 веков. Л., 1964.

Петрусевич Н.Б. Искусство Франции 15-16 веков. Л., 1973.

Лившиц Н.А. Французское искусство ХУ-ХУ11 веков. Очерки. Л., 1967.

Мальцева Н.Л. Французский карандашный портрет 16 века. М., 1978.
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО XVII-XVIII ВЕКОВ.

Период XVII-XIII столетий - следующий после эпохи Возрождения этап ис­тории культуры Нового времени.

Искусство XVII века


Изменение научно-философских представлений о мире и человеке. Отличие художественной культуры века от культуры Возрождения. Сложение разветв­ленной системы жанров в живописи. Развитие нового художественного язы­ка. Возникновение ярко выраженных национальных школ в искусстве, их специфика и взаимоотношения.
Искусство XVIII века

Возникновение и развитие идеологии Просвещения.

Искусство Франции. Особая роль французской художественной культуры XVIII века. Формирование стиля рококо, его особенности. Синтез ис­кусств и проблема ансамбля в интерьере рококо, роль декоративной скульптуры, живописи, прикладных искусств. Станковая живопись: А.Ват­то, связь творчества художника с театром. Живописное новаторство. Ж.-Б.Шарден, особенности его творческого метода. Возникновение нового этапа классицизма. Творчество Ж.-А.Габриэля и Суффло. Новые принципы городского ансамбля. К.-Н.Леду, его теоретические взгляды и реализованные на практике произведения. Ж.-А.Гудон, связь его искусства с просветительством. Создание монументального портрета в скульптуре. Ж.-Л.Давид, особенности его стиля классицистической живописи. Обращение к изображению героических событий современности.
Литература:

Всеобщая история искусства. Т.4. М.,1963.

Мастера искусства об искусстве. Т.З. М., 1967.

Западноевропейское искусство XVII века. (Серия "Памятники мирового ис­кусства"). М., 1971.

Прусс И.Е. Западноевропейское искусство XVII века. М.-Дрезден,1974.

История искусства Западной Европы от Возрождения до начала XX века. Искусство XVII века. М.,1988.

Ротенберг Е.И. Западноевропейская живопись XVII века. Тематические принципы. М., 1989.

Даниэль С.М. Картина классической эпохи. Композиция в западноевропейс­кой живописи XVII века. Л., 1986.

Лифшиц Н.А. и др. Искусство XVIII века. М., 1966.

Кантор A.M. и др. Искусство XVIII века. М.-Дрезден, 1977.

Кожина Е.Ф.Искусство Франции XVIII века. Л., 1971.
ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И АМЕРИКИ XIX-XX ВЕКОВ.

Искусство XIX века - завершающий этап художественного развития Ново­го времени. Важное место литературы и музыки. Затрудненность развития пространственных искусств, нарушение их стилевой целостности. Повыше­ние значения станковизма в ущерб монументальным формам изобразительно­го творчества.

Искусство первой трети XIX века. Стиль "ампир", его отличие от класси­цизма XVIII века. Творчество Энгра, его аналитический портретный метод. Гойя, открытие им новых путей развития европейского искусства, его графические и жи­вописные произведения. Романтизм. Формирование живописной системы ро­мантизма в творчестве Жерико. Новаторство Делакруа, его колористичес­кая реформа. Сложение школ национального пейзажа: Констебль, Коро.

Искусство середины XIX века. Историзм и новые тенденции в архитектуре: широкое введение новых материалов и конструкций, разработка идеи единства формы и функции.

Искусство последней трети XIX – начала ХХ вв. Архитектурно-строительная револю­ция. Возникновение и развитие стиля "модерн", его крупнейшие мастера: Ван де Вельде, Орта, Гимар, Гауди, Макинтош, Вагнер, Хоффман и др.

Новые течения в изобразительном искусстве. Влияние Мане на формирова­ние импрессионизма. Изменение художественного видения и восприятия ми­ра. Основные принципы живописной системы импрессионизма. Крупнейшие мастера: Моне, Ренуар, Дега, Писсарро. Сислей. Роден, его связь с имп­рессионизмом и черты собственного стиля. Постимпрессионизм - зарождение основ Но­вейшего искусства. Творчество Сера, Ван Гога, Гогена.

Возникновение фовизма, усиление субъек­тивности видения мира, формирование "суггестивных" средств выражения. Матисс, развитие и формирование им принципов фовизма. Кубизм, логичес­кое конструирование образа мира в искусстве. Пикассо, основные периоды его творчества, отражение в нем духовных стремлений и переживаний сов­ременного человека. Ведущие мастера скульптуры: Майоль, Бурдель. Поиски ими конструктивной пластики, возрождение монументальной скульптуры.

Искусство XX века - принципиально новый этап в развитии художественной культуры человечества. Изменение научной картины мира, крах антропо­центрического миросозерцания. Усложнение и ускорение художественного процесса.

Искусство в период между первой и второй мировыми войнами. Возникнове­ние функционализма и деятельность Баухауза. Творчество Гропиуса, Корбюзье, Райта, Мис ван дер Роэ, Аалто. Группа «Де Стиль» в Голландии.

Возникновение экспрессионизма во Франции и Германии. Драматическое ощущение действительности, сложение острой объективно-выразительной манеры живописи в творчестве Руо, Нольде, Кирхнера, Барлаха и др. Возникновение сюрреализма, попытка выражения "мира подсознательного". Творчество Эрнста, Танги, Дали и др.

Искусство после второй мировой войны. Основные направления в Западной архитектуре: функционализм, органическая архитектура, необрутализм, метаболизм, структурализм, архитектура-скульптура, постмодернизм, «хай-тэк» и др.

Широкое распространение абстракционизма, две основные линии абстракт­ного искусства: рационализм (основоположник - Мондриан) и сенсуализм (Кандинский). Последующие шаги модернизма и постмодернизма: поп-арт, оп-арт, концептуализм, гиперреализм, трансавангард и др. Проблема возрождения монументального искусства и синтеза искусств в творчестве Пикассо, Матисса, Леже, Шагала, Бранкуси, Мура и др.
Литература:

Всеобщая история искусства. Т. 5. М., 1964. Т.6..КН.1. М., 1965.

Всеобщая история архитектуры. Т. 10. М.. 1972. Т.Н. М., 1973.

Вентури Л. Художники нового времени. От Давида до Курбе. М.,1956.

Вентури Л. От Мане до Лотрека. М., 1958.

Ревалд Д. История импрессионизма. Л., 1959.

Ревалд Д. Постимпрессионизм. Л.-М.,1962.

Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. М., 1989.

Едике Ю. История современной архитектуры. М., 1972.

Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. М.,1985.

Модернизм. Сборник статей. М., 1987.
ЧАСТЬ II. ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА.

1. ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ.

Искусство Киевской Руси (Х - начало XII века). Архитектура как всеобъемлющий вид искусства Древней Руси. Храмовое зодчество. Крестово-купольный тип храма, структура, конструктивные осо­бенности. Символика и семантика архитектурных форм, топография внут­реннего пространства храма. Художественный образ и стилевые особеннос­ти храмов Киевской Руси - Софийских соборов в Киеве и Новгороде, Ус­пенского собора Киево-Печерского монастыря, развитие от сложного к простому. Блестящий расцвет синтеза искусств. Система живописного оформления храма. Мозаики, фрески, сюжеты, иконография, техника.

Искусство Новгородских земель. (XI-XV века). Значение Новгорода как хранителя духовного национального наследия. Самобытность новгородской культуры, значительная доля народного элемента, более свободное в рамках средневековой традиции обращения с каноном. Архитектура, ее эволюция, постепенный отход от киевской традиции. Основные типы хра­мов, наиболее значительные памятники: Софийский собор. Георгиевский собор Юрьева монастыря, ц.Спаса-Преображения на Нередице, ц. Успения на Волотовом поле, ц.Спаса на Ильине улице. Изменение стиля монументаль­ной живописи от XI к XV веку. Работы Феофана Грека в Новгороде. Новгородская школа иконописи.

Искусство эпохи создания централизованного русского государства. (Вто­рая половина XV-XVI века). Творчество Дионисия, иконы, монументальные росписи, особенности их колористического строя.

Типологическое своеобразие архитектуры XVI в.: пятиглавые соборные, приходские бесстолпные, шатровые и многообъемные на едином основании храмы.

Храм Вознесения в Коломенском и Покровский собор в Москве, наиболее ярко воплотившие идеалы эпохи. Содержательные и стилевые характе­ристики монументальной живописи середины и второй половины XVI века.

Литература:

История русского искусства. Т.1-4. М.,1953-1959.

Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. Т.З. М., 1957.

Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М.,1993.

История русской архитектуры. Учебник для вузов. Под общ. ред. Ю.С.Ушако­ва, Т.А.Славиной и др. 2-ое изд.СПб.,1994.

Максимов П.Н. Творческие методы древнерусских зодчих. М.,1976.

Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. М.,1990.

Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески. XI-XV вв. М.,1973.

Михайловский Б.В., Пуришев Б.И. Очерки древнерусской монументальной живописи. М.-Л.,1941.

Иконы. Секреты ремесла. Сост. А.С. Кравченко, А.Н. Уткин. М.,1994.

Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М., 1993.

Лазарев В.Н. Русская иконопись. М.,1983.

Антонова В.И., Мнёва И.Е. Древнерусская живопись XI-XVIII веков. ГТГ. Каталог. Т.1-2. М.,1963.

Забелло С., Иванов В., Максимов П. Русское деревянное зодчество. М.,1942.
2. Русское искусство XVIII- начала XX века.

Искусство XVIII века - новый этап истории русской культуры. Переход от Средневековья к Новому времени в эпоху Просвещения. Барочные и классицистические формы этого перехода.

Искусство первой четверти XVIII века. Ведущая роль портретного жанра в живописи. От парсуны к портрету. И.Н.Никитин, Б.К.Растрелли и скульптура петровского времени.

Искусство середины XVIII века. Торжество принципов зрелого барокко. Блестящий расцвет декоративных искусств. Ф.Б.Растрелли. Дворцовое стро­ительство как ведущая тема его творчества. Д.В.Ухтомский, его вклад в московскую архитектуру ба­рокко. Рококо в русской художественной культуре. Национальное своеоб­разие портретной живописи середины века. И.Я.Вишняков, А.П.Антропов. Возрождение мозаики в творчестве М.В.Ломоносова.

Искусство второй половины XVIII века. Утверждение идеи просвещенного абсолютизма и гражданского предназначения искусства. Деятельность Академии искусств. Классицизм как стиль эпохи и метод творчества. Своеобразие русского классицизма, его эволюция.

Искусство XIX века. Проблема национальной самобытности России и ее ис­торического пути. Высокий гуманизм русской культуры. Историческая обусловленность стремительной смены стилей.

Искусство первой трети XIX века. Блестящее развитие культуры городского ансамбля и принципов синтеза искусств в творчестве А.Н.Воронихина, Тома де Томна, К.И.Росси, А.Д.Захарова. Градостроительный размах восстановительных работ в Москве после пожара 1812 года, организация И.О.Бове ансамбля центральных площадей. Московский вариант стиля ампир в творчестве Д.И.Жилярди, А.Г.Григорьева. Расцвет русской монументаль­ной скульптуры. И.П.Мартос, Ф.Ф.Щедрин, С.С.Пименов, В. И. Демут-Малиновский. Сложность стилистических исканий русской школы живописи. Сильвестр Ф.Щедрин, О.А.Кипренский, В.А.Тропинин, А.Г.Веницианов. Пе­дагогическая система Веницианова.

Искусство середины и второй половины XIX века. Вступление России на путь буржуазного развития, историческая роль отмены крепостного права. Сложение новой системы ценностей в обществе и искусстве. Историзм мышления и литературоцентризм эпохи. Утрата пространс­твенными искусствами ведущей роли в культурном процессе.

Кризис классицистической системы. Формирование «стиля» историзма - завершающего этапа архитектуры Нового времени. Вызревание основ принципиально иного подхода к формообразованию. Интерес к пространственным структурам, новым матери­алам и конструкциям. Богатейшая типология как отклик на усложнение и индивидуализм общественной жизни. "Многостилье историзма". Особая роль «русского стиля».

Кризис монументальной скульптуры. Специфика сложного и многовариантного сочетания элементов классицизма, романтизма и реализма. Живописный язык романтиков. Герой романтическо­го искусства. К.П.Брюллов, портретное творчество, историческая и мону­ментальная живопись. Отражение философских, нравственных и живописных исканий А.А.Иванова в картине "Явление Христа народу". Новаторские отк­рытия Иванова в области пейзажа. Библейские эскизы. Формирование мето­да критического реализма и творчества П.А.Федотова. 60-е - 80-е годы – время расцвета демократического искусства. Идеология разночинного об­щественного движения и народничества. Утверждение реалистического метода познания жизни в искусстве. Тяготение к конкретному изображению современности и станковым формам этого отражения. Критически-обличительный характер живописи 60-х го­дов. Творчество В.Г.Перова.

Кризис Академии художеств. Историческая роль возникновения и деятель­ности "Товарищества передвижных художественных выставок". Программа и эстетические установки объединения. Ведущие темы и сюжеты, художественные особенности. Пейзажная живопись - Саврасов, Васильев, Куинджи, Поленов, Левитан. Портретный и исторический жанры, образные и компо­зиционные варианты решений. Творчество Н.Н.Крамского, Н.Н.Ге, И.Е.Ре­пина, В.И.Сурикова, В.М.Васнецова.
Литература:

История русского искусства. Т.5-10. М..1960-1969.

История русского искусства. Под ред. М.М.Раковой, И.В.Рязанцева, М.Г.Неклюдовой, М.Г.Милотворской. Т.1-2. М.,1978-1981.

История русского архитектуры. Под общ. ред. Ю.С.Ушакова, Т.А.Славиной, СПб., 1994.

Алленов М.М., Евангулова 0.С., Лившиц Л.И. Русское искусство Х - нача­ла XX века. М., 1989.

Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. М., 1990.

Коваленская Н.Н. История русского искусства XVIII века. М., 1963.

Русское искусство XIX- начала XX века. Серия "Памятники мирового ис­кусства". Выпуску. М., 1972.

Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. М., 1978.

Сарабьянов Д.В. История русского искусства второй половины XX века. Курс лекций. М., 1989.

Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX- начала XX века. Учебное пособие. М., 1993.

Борисова Е.А.. Стернин Г.Ю. Русский модерн. Альбом. М..1990.

Русакова А.А. Символизм в русской живописи. М.,1995.
II. РУССКОЕ ИСКУССТВО XX ВЕКА.

Искусство 1917-1920-х гг.

Русское искусство в период формирования новой социалистической культуры. План «монументальной пропаганды» как проявление политических преобразований в сфере искусства. Реорганизация художественного образования (ВХУТЕМАС).

Агитационно-массовые формы искусства этих лет: политический плакат и агитфарфор. Реформирование театра эпохи революции. Творческое участие художников русского беспредметного искусства в плане созидания новой художественной культуры. Идеи обновления эстетической среды А. Родченко, К.Малевича, Э. Лисицкого и др. в наследии советского и мирового дизайна ХХ века. Советская архитектура 20 гг. Творческие направления архитектурного авангарда – рационализм и конструктивизм. Ведущие мастера и творческие концепции.

Художественные объединения 20-х годов, их творческая «многозначность» в произведениях известных живописцев, графиков, скульпторов.

Искусство 1930 – середины 50-х годов.

Сложение нового творческого метода «социалистический реализм» и его влияние на развитие русской художественной культуры.

Искусство 1950-1970 гг. Эстетика "оттепели" нового русского искусства. Новый этап в развитии архитектуры. Движение от ретроспективизма 40-50-х гг. к утверждению современных стилистических форм, к поис­кам функциональной целесообразности в области строительства, применению в архитектуре сборных конструкций. "Суровый стиль" в изобразительном искусстве 50-70 гг. Достижения этих лет в области графики. Новые тенденции в развитии монументального искусства. Развития театрально - декорационного искусства.

Новые явления в культурном наследии 60-70-х гг. – авангард.

Искусство 80-90-х годов.

Создание уникальных городских ансамблей – характерная черта развития архитектуры этих лет. Выдающиеся архитекторы и их основные постройки. Новый подход к содержательным возможностям различных видов искусства, к системе изобразительности, жанровым границам.

Постмодернистские реалии в русском искусстве 80-90-х гг.: концептуализм, фотореализм, кинетизм, соц-арт. Новое поколение художников с подчеркнуто выявленными чертами крестьянского и городского фольклора в творчестве. Появление религиозной живописи в России «постперестроечного времени».

Возрождение традиционных живописных жанров в искусстве 90-х гг ХХ в. Новые стилистические тенденции в русской графике и скульптуре этого времени.
Литература:

Очерки истории советского искусства. М.: Сов.художник,1980.

Современная советская архитектура. М.:Стройиздат,1985. 1955-1980 гг.

Советская архитектура. М.: Просвещение, 1988.

Иконников А.В. Архитектура и история. М., 1993.

Живопись 1920-1930 гг. Каталог-альбом. Государственный Русский музей. М.: Сов.художник, 1989.

Наков А. Русский авангард. М.: Искусство, 1991.

Москва-Берлин. Каталог выставки ГМИИ им. А.С. Пушкина. М., 1996.

Хан-Магомедов С. О. Живскульптарх (1919-1920) - первая творческая орга­низация советского архитектурного авангарда. Творческие течение, кон­цепции организации советского авангарда. М.: Архитектура, 1993.

Хан-Магомедов С.О. ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН. М., 1996.

Голомшток И. Тоталитарное искусство. М., 1994.

Морозов А.И. Конец утопии. Из истории искусства в СССР 1930-х годов. М., Галарт, 1995.

Степанян Н. Искусство России ХХ века. Взгляд из 90-х. М., : Эксмо-Пресс, 1999.

Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. М., : Галарт, 1995.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительного экзамена по истории искусства для специальности 17. 00. 04 Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура Красноярск 2009 iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по специальности 17. 00....
Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. В ней представлены вопросы, посвященные истории развития искусствознания,...

Программа вступительного экзамена по истории искусства для специальности 17. 00. 04 Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура Красноярск 2009 iconФгбоу впо «Орловский государственный университет» утверждаю проректор по научной работе
...

Программа вступительного экзамена по истории искусства для специальности 17. 00. 04 Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура Красноярск 2009 iconФуцзюнь своеобразие китайской скульптуры эпохи цинь
Специальность: 17. 00. 04 – изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура

Программа вступительного экзамена по истории искусства для специальности 17. 00. 04 Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура Красноярск 2009 iconПрограмма государственного экзамена по циклу специальных дисциплин...
Возрождения. Основы терминологии дпи. Ключевые этапы становления дпи как профессиональной деятельности. Сферы применения изделий...

Программа вступительного экзамена по истории искусства для специальности 17. 00. 04 Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура Красноярск 2009 iconПрограмма вступительного экзамена по специальности 17. 00. 01 «Театральное искусство»
Программа вступительного экзамена в аспирантуру Московской государственной академии хореографии по специальности 17. 00. 01 – «Театральное...

Программа вступительного экзамена по истории искусства для специальности 17. 00. 04 Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура Красноярск 2009 iconПримерная программа учебной дисциплины «История»
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 072601 «Декоративно-прикладное...

Программа вступительного экзамена по истории искусства для специальности 17. 00. 04 Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура Красноярск 2009 iconУчебно-методический комплекс дисциплины "История изобразительного...
Е. А. Колчанова. История изобразительного искусства: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов 1 курса...

Программа вступительного экзамена по истории искусства для специальности 17. 00. 04 Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура Красноярск 2009 iconПояснительная записка Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная...
Примерная дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области декоративно-прикладного искусства

Программа вступительного экзамена по истории искусства для специальности 17. 00. 04 Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура Красноярск 2009 iconРабочая программа дисциплины од. 02. 01 История мировой культуры...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (техникум)

Программа вступительного экзамена по истории искусства для специальности 17. 00. 04 Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура Красноярск 2009 iconСпециальность 072601 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск