Методические рекомендации для учителей предметных курсов «Основы православной культуры»






Скачать 403.32 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для учителей предметных курсов «Основы православной культуры»
страница1/4
Дата публикации11.02.2015
Размер403.32 Kb.
ТипМетодические рекомендации
h.120-bal.ru > Культура > Методические рекомендации
  1   2   3   4


Макаренкова Татьяна Юрьевна, кандидат педагогических наук,

доцент кафедры инновационных образовательных технологий

ГАУ ДПОС «Смоленский областной институт развития образования»,

Контактный телефон: 8920 66 44404,

E-mail: makarenkowa.68@yandex.ru
Методические рекомендации для учителей предметных курсов «Основы православной культуры», «Истории православной культуры земли Смоленской»

В настоящее время перед российским обществом, педагогической наукой и практикой стоит острая проблема духовного становления личности, без которой невозможно решение актуальных и важных государственных задач. Духовная дезинтеграция общества, вызванная во многом закономерной девальвацией ценностей старшего поколения и размытость жизненных ориентиров молодежи привели к тому, что современная Россия сегодня стоит в числе лидирующих стран по числу социальных сирот, количеству разводов, самоубийств, уровню смертности от потребления алкоголя и наркотиков. Поэтому перед молодёжью нашей страны выдвигаются задачи не только инновационного развития современного общества, но и нравственного возрождения нации. Духовно-нравственное развитие гражданина России — это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок, в том числе отражающих конфессиональные особенности культуры народов России. Разрешение данной проблемы в системе образования связано с привлечением дополнительных средств обучения и воспитания подрастающего поколения, как в плане содержания образования, так и в плане методов и форм его реализации.

Сегодня изучение дисциплин ориентированных на знакомство с Православной культурой как неотъемлемой частью российской исторической и культурной традиции, приобщение обучающихся к духовному достоянию, развитие социального опыта, кругозора и мировосприятия, формирование культурной идентичности и гражданской позиции, напрямую связано с реализацией ФГОС (1.5; 10.1).

Введение преподавания «Основ православной культуры» в рамках новой предметной области «Основы духовно-нравственных традиция народов России» или комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» вызвано широким образовательным запросом на изучение православной культуры, духовно-нравственного воспитания детей в системе общего образования.

С 1990-х практика изучения православной культуры развивалась в российской школе в форме учебных предметов, курсов в дополнительном образовании, школьном и региональном компонентах учебного плана.

В 2002 г. представителями Русской Православной Церкви и Минобразования России было согласовано Примерное содержание по учебному предмету «Православная культура» (письмо Минобразования России (Приложение к письму Министерства образования РФ органам управления образованием субъектов РФ от 22.10.2002 №14-52-876 ин/16), в котором отражены основные требования к целям, содержанию предмета православная культура.

В соответствии с Договором о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между Администрацией Смоленской области и Смоленской и Вяземской епархией Русской Православной Церкви в содержание образования в качестве регионального компонента с 2004 года введён предмет «История православной культуры земли Смоленской» (8 кл.),«Азбука Смоленского края», во многих школах Смоленской области стали преподавать факультативные курсы «Основы православной культуры»,элективные курсы «Подвижники благочестия», «Биоэтика», «Словесность и Православие» и т.п.

Преподавание православной культуры в российской школе последовательно расширялось, в связи, с чем в 2007 г. была одобрена Концепция введения преподавания «Православной культуры» в составе новой предметной (образовательной) области учебного плана духовно-нравственной направленности.

В 2009 г. Министерством образования был утвержден новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся. В связи с необходимостью реализации очерченных стандартом целей, задач и основного содержания начального образования в него была включена новая обязательная предметная область воспитательной духовно-нравственной направленности «Основы духовно-нравственной культуры народов России» с целью содействия интеграции всех участников образовательного процесса в национальную и мировую культуру, формированию широкого кругозора и осознанного нравственного мировоззрения,что в законодательстве России определяется в качестве основной задачи модернизации содержания образования.
С 2012 г., согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 декабря 2012 г. N 1060 г. Москва «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373», введён в начальное общее образование предмет «Основы религиозных культур и светской этики» состоящий из шести образовательных модулей, включая модуль «Основы православной культуры».

Согласно этому же приказу и с учётом принятия нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» выбор учебных предметов, курсов, модулей и т.д. духовно-нравственной воспитательной направленности осуществляется родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

В базисный учебный план основного общего образования введена предметная область «Основы духовно-нравственной культуры России».

С 2012-2013 учебного года преподавание «Основ православной культуры» по выбору семьи школьника в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) введено в 4 классах всех общеобразовательных учреждений в Российской Федерации.

Приказом установлен обязательный минимум содержания основных образовательных программ по ОРКСЭ, в частности по Основам православной культуры он включает следующую обязательную тематику, дидактические единицы: «Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности».

Основная цель изучения модуля Основы православной культуры в рамках курса ОРКСЭ в начальной школе — духовно-нравственное развитие и воспитание младшего школьника на основе исторических и культурных традиций православного христианства, Русской Православной Церкви. Эта цель реализуется во взаимодействии с семьёй школьника, которая выступает заказчиком данного образования для своего ребёнка. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в выступлении на ХХ Международных Рождественских образовательных чтениях в связи с этим отметил, что главной целью духовно-нравственного образования является «…приобщение ребенка к традиции, в которой живет его семья». Таким образом, школа в процессе преподавания Основ православной культуры оказывает поддержку семье в формировании духовно-нравственных ценностей, культуры и образа жизни ребёнка в соответствии с мировоззренческим выбором и культурными особенностями его семьи.

В рамках образовательных задач предметной области Православная культура или модуля курса ОРКСЭ изучение основ православной культуры направлено на формирование российской культурной и гражданской идентичности школьников на основе исторических и культурных традиций русского и других православных народов в России, православной и русской культуры.

Особенности изучения основ православной культуры в светском образовательном учреждении

Концепция предметной области Православная культура в государственном образовательном учреждении базируется на следующих принципах:

комплексное освещение исторических, культурологических и нравственных аспектов православного христианства;

раскрытие нравственного идеала православного христианства как традиционной религии русского и ряда других народов России, культурообразующей религии, составляющей неотъемлемую часть исторического наследия народов России, имеющей особое значение в истории России, в становлении и развитии духовности и культуры российского общества (преамбула Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях»);

светский характер образования при изучении православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, предполагающий организационно-правовую независимость указанных учреждений от организаций Русской Православной Церкви;

взаимодействие, сотрудничество государства и Русской Православной Церкви в процессе разработки и экспертизы учебного и методического обеспечения по православной культуре;

культурологический характер преподавания Основ православной культуры, Истории православной культуры земли Смоленской не предусматривающий «обучения религии», приобщения учащихся к религиозной практике, обязательного участия в богослужениях, отправлении религиозного культа.

В методическом плане при создании учебных комплексов основополагающими являются следующие положения:

ориентация учебного материала на положительные знания о православной христианской религии, культуре, традиции в форме, доступной для обучающихся и соответствующей требованиям современных образовательных технологий;

раскрытие исторических, культурологических, нравственных аспектов православной христианской традиции через конкретно-исторические и личностно значимые для обучающихся примеры;

в преподавании дисциплин с религиозной составляющей необходимо руководствоваться принципом сбалансированности, который предполагает с одной стороны отказ от изложения сложных богословских и религиоведческих вопросов с другой стороны глубокое осмысление материала;

применение методик личностно - ориентированного подхода в преподавании поможет обучающемуся осознать ценность данных предметов для себя, для своего самоосознания и мироощущения;

планируя и организовывая урок необходимо обратить внимание на принцип активизации самостоятельности обучающихся, введение таких форм деятельностного подхода как проектная деятельность, коллективное творческое дело, исследовательская работа, опережающее домашнее задание и т.п.

в преподавании предмета следует исключить оценку любой другой религии, религиозной культуры, соблюдая принцип гражданского равноправия в Российской Федерации всех людей вне зависимости от отношения к религии и религиозной принадлежности, веротерпимости как традиции межрелигиозных отношений в нашей стране;

духовно-нравственное образование предполагает максимальную деликатность, тактичность, уважение к личности обучающегося в процессе общения на уроке и во внеурочной деятельности с учётом специфики семьи и атмосферы, в которой дети воспитываются.

Место курсов в учебном плане

1 февраля 2012 г. приказом Министерства образования и науки РФ № 74 от «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующие программы общего образования, утвержденные приказом Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312» внесены и изменения в Базисный учебный план, согласно которым на изучение ОРКСЭ и соответственно Основ православной культуры по выбору семьи школьника отводится 34 учебных часа (1 час в неделю) в 4 классе.

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессев общеобразовательных учреждениях на 2014/2015 учебный год по учебному предмету Основы православной культуры учебной области ОРКСЭ предлагает следующие учебные пособия:

1.Костюкова Т.А., Воскресенский О.В., Савченко К.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 кл. Издательство «Дрофа»

2. Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4 кл. Издательство «Просвещение»

3.Муравьёв А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4 кл. Издательство «Просвещение»

4.Бородина А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4 кл. Издательство «Русское слово»

5.Янушкевичене О.Л., Васечко Ю.С., протоирей Виктор Дорофеев, Яшина О.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4 кл. Издательство «Русское слово»

6.Шевченко Л.Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4 кл. Издательство «Центр поддержки

культурно-историческихтрадиций Отечества»

В соответствии с Соглашением о мерах по реализации Договора о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между Администрацией Смоленской области и Смоленской епархией Русской Православной Церкви от 21.08.2013г. Администрация области обеспечивает изучение в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего образования основ православной культуры во 2 – 3 и 5 – 7 классах в объеме одного учебного часа внеурочной деятельностив областных государственных общеобразовательных учреждениях и муниципальных общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории Смоленской области, с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающихся.

Преподавание основ православной культуры осуществляется по следующим учебным пособиям: УМК Л.Л. Шевченко Православная культура. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества.Преподавание предмета ведётся в гармоничном сочетании с практиками школьного образования: образовательными и социальными проектами, экскурсиями и т.д.

Приказом Департамента Смоленской области по образованию, науке и молодёжной политике от 12.04.2004 №365 в базисный учебный план основного звена общеобразовательных учреждений Смоленской области введён региональный компонент «История православной культуры земли Смоленской». Учебный курс рассчитан на34 учебных часа (1 час в неделю) в 8 классе, носит светский культурологический характер.

Учебное пособие "История православной культуры земли Смоленской" (авторы:Андрицова М.Ю., Валуева Д.В., Довгий Т.П.) под общей ред. митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева) рекомендовано к изданию Департаментом Смоленской области по образованию и молодёжной политике, текстуальная экспертиза учебника проведена Институтом теории образования и педагогики Российской академии образования)

Учебный комплекс (учебник и учебная программа) рекомендована Департаментом Смоленской области по образованию, науке и молодёжной политике:

1.М.Ю.Андрицова, Д.В. Валуев, Т.П.Довгий. История православной культуры земли Смоленской: Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Издание 2-е, дополнительное. – Смоленск: Универсум, 2004г.

2. М.Ю. АндрицоваПрограмма курса «История православной культуры земли Смоленской» - Смоленск.: АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ, НАУКЕ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКЕ, 2004г.

В рамках Соглашенияо мерах по реализации Договора о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между Администрацией Смоленской области и Смоленской епархией Русской Православной Церкви от 21.08.2013грекомендовано введение элективных курсов по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Для преподавания элективных курсов могут быть рекомендованы следующие пособия:

  1. Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности: Учебно-методическое пособие – М: Про-Пресс, 2001.(Учебное пособия имеет гриф Министерством образования);

  2. учебные программы, учебные пособия педагогов Смоленской области, дипломантов конкурса Центрального Федерального округа в области педагогики, работы с детьми и молодёжью «За нравственный подвиг учителя»: Лукашенко Ж.В. «Подвижники благочестия», Ковалёва Н.В. «Биоэтика», Сухая Н.В. «Духовно-мировоззренческие основы морали и христианские ценности в русской литературе», Новак Л.Ю. «Православие в современной жизни», Старовойтова Г.И. «Наука и религия: Диалог», Урбанович Л.Н. «Нравственные основы семьи и брака», Хохлова М.С. «Православное краеведение».
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для учителей предметных курсов «Основы православной культуры» iconМетодические рекомендации для учителей географии по подготовке выпускников...
Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)...

Методические рекомендации для учителей предметных курсов «Основы православной культуры» iconМетодические рекомендации для учителей истории по сопровождению государственной...
Методические рекомендации предназначены для учителей истории и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)...

Методические рекомендации для учителей предметных курсов «Основы православной культуры» iconПрограмма курса по выбору Основы православной культуры Крыма
Основы православной культуры Крыма по программе профессо­ра Титовой Т. И., протоиерея Александра Якушечкина в общеоб­разовательных...

Методические рекомендации для учителей предметных курсов «Основы православной культуры» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины огсэ основы экономики...
Методические рекомендации для дисциплины «Основы экономики» предназначены для изучения основ экономики в учреждениях среднего профессионального...

Методические рекомендации для учителей предметных курсов «Основы православной культуры» iconРабочая программа Основного общего образования по предмету «Основы...
Учебник: Андрицова М. Ю., Валуев Д. В., Довгий Т. П. История православной культуры земли Смоленской. Смоленск, 2002

Методические рекомендации для учителей предметных курсов «Основы православной культуры» iconПрограмма курса «основы православной культуры крыма»
Цель ее дать учащимся азы знаний о традиционной для Украины и распространенной в Крыму православной культуре, способствовать развитию...

Методические рекомендации для учителей предметных курсов «Основы православной культуры» iconРабота общедоступных библиотек ко Дню славянской письменности и культуры...
Русской Православной Церковью, стали проводить Дни славянской письменности и культуры. По своему содержанию День славянской письменности...

Методические рекомендации для учителей предметных курсов «Основы православной культуры» iconРабота общедоступных библиотек ко Дню славянской письменности и культуры...
Русской Православной Церковью, стали проводить Дни славянской письменности и культуры. По своему содержанию День славянской письменности...

Методические рекомендации для учителей предметных курсов «Основы православной культуры» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Основы конструкции автомобилей»
Методические указания предназначены для студентов, изучающих курс «Основы конструкции автомобиля». Они могут быть также использованы...

Методические рекомендации для учителей предметных курсов «Основы православной культуры» iconОбразовательная программа по курсу Основы православной культуры. Срок реализации: 1 год
Эта потребность находит выражение в педагогической практике интеграции знаний о православной культуре в учебно-воспитательную деятельность...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск