Учебно-методический комплекс дисциплины






НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины
страница1/4
Дата публикации05.03.2015
Размер0.58 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
h.120-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ»)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
ДС.6. ИСТОРИЯ КИНО
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

030601 Журналистика

Утверждено на заседании кафедры

культурологии и

межкультурной коммуникации, теории языка

и журналистики

факультета филологии, журналистики и

межкультурных коммуникаций

(протокол № 2 от 12.09.2012г.)
Зав. кафедрой

______________________________ (Иванищева О.Н.)

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1. Авторы программы:
М.Л. Паламарчук, кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии, межкультурных коммуникаций, теории языка и журналистики.

С.В. Телицына, кандидат педагогических наук, доцент.

А.А. Сауткин, кандидат философских наук, доцент.
1.2. Рецензенты:
Т.А.Короткова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры КиМКТЯиЖ.

Н.В.Рихтер, шеф-редактор ТК «Блиц-ТНТ».
1.3. Пояснительная записка:
Современная медиакультура формирует особый тип восприятия – экранный тип. Сегодня кинематограф как любительский, так и профессиональный, широко распространен во всех сферах человеческой жизни, в том числе и в поле влияния СМИ. Документальные жанры тележурналистики базируются во многом на методах и средствах выразительности документального кинематографа. В производстве современных ток-шоу на телевидении используются законы композиции и режиссуры игрового кино. В связи с этим, современный журналист должен иметь представление об истории и теории такого социокультурного феномена как кинематограф.

Цель курса – дать представление об истории становления и лучших традициях зарубежного и отечественного кинематографа.
Задачи курса:

  1. сформировать знания по основам истории кинематографа;

  2. познакомить с творчеством крупнейших режиссеров и актеров мировой классики кино;

  3. привить навыки самостоятельного подхода к разбору и оценке явлений кинематографической культуры.


Место курса в общей системе подготовки специалиста:

Курс «История кино» имеет важное значение в системе подготовки специалиста по специальности 030601 «Журналистика» и читается на пятом курсе в девятом семестре.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

Студенты должны знать:

  1. историю становления и формирования искусства кино в разных странах;

  2. особенности развития зарубежного и российского кино;

  3. своеобразие творчества известных режиссеров и актеров.


Студенты должны уметь:

  1. анализировать произведения кинематографического искусства;

  2. иметь представление о возможностях кинематографа в сфере массовых коммуникаций.



1.4. Извлечение из ГОС ВПО специальности:


не предусмотрено.
1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):


№ п/п

шифр и наименование специальности

курс

семестр

Виды учебной работы в часах

вид итогового контроля (форма отчётности)










Трудо­емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/ СМ

ЛБ

Сам. работа




1.

030601, журналистика

5

9

106

60

40

20

-

46

Зачёт


1.6. Содержание дисциплины.

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:




п\п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР\СМ

ЛБ

Сам. раб.

1.

Рождение мирового кинематографа. «Кино – мир, намотанный на катушку».

6

6

-

-

6
















2.

Немой кинематограф 20-х гг. Рождение киноязыка.

12

8

4

-

10

3.

Звуковое кино предвоенных лет.

12

8

4

-

10

4.

Кино в годы Второй мировой войны.

12

6

6

-

10

5.

Послевоенный и современный кинематограф.

18

12

6

-

10




Итого:

60

40

20

-

46




  1. Содержание разделов дисциплины.


Тема 1. Рождение мирового кино. «Кино – мир, намотанный на катушку»
1. Развитие кино от балаганного зрелища к искусству.

2. Достижения науки и техники, предшествовавшие рождению кинематографа.

3. Освоение технических возможностей кинокамеры.

4. Первые фильмы и репертуар.

5. Формирование кинематографа.
Тема 2. Немой кинематограф 20-х годов. Становление киноязыка.
1. Кинематограф Германии.

2. Национальная кинематография Франции.

3. Жанры и мастера режиссуры американского кино 20-х годов.

4. Российский кинематограф начала ХХ века.


Тема 3. Звуковое кино предвоенных лет
1. Социальные аспекты и проблемы кинематографа во Франции.

2. Становление и развитие жанров кино в Великобритании.

3. Кинематограф Германии, его жанрово-тематический диапазон и идеи.

4. Соединённые Штаты Америки: творчество ведущих режиссёров и жанровое своеобразие кинематографической продукции.
Тема 4. Кино в годы Второй мировой войны
1. Кинематограф США. Социальные тенденции, конъюнктура и увлечение мистикой.

2. Франция: кино и зритель в условиях оккупации.

3. Идеологическая перестройка кинематографа Великобритании.
Тема 5. Послевоенный и современный кинематограф

1. Политическая ситуация в США в первые послевоенные годы. Реорганизация кинопромышленности. Трансформация традиционных жанровых структур в современном американском кино.

2. Осмысление темы антифашисткой борьбы в творчестве ведущих мастеров итальянского кино. Творчество ведущих режиссеров и актеров Итальянского кинематографа.

3. Экспансия Голливуда и кризис крупнейших кинематографий Западной Европы и первые послевоенные годы. Художественный мир фильмов известных режиссеров стран Западной Европы.

4. Влияние советского кинематографа на жанрово-тематический диапазон послевоенных кинематографий восточноевропейских стран, создание государственных киноорганизаций и тематика первых игровых картин.

5. Уроки и значение неореализма в истории мирового кинопроцесса.


  1. Темы для самостоятельного изучения:

№ п/п

Наименование раздела дисциплины.

Тема

Кол-во

часов

Форма СР

Форма контроля выполнения СР

1

Рождение мирового кино

6

Работа с литературой, подготовка к занятиям.

Обсуждение на занятии.

2

Немой кинематограф 20-х гг. Рождение киноязыка.

10

3

Звуковое кино предвоенных лет.

10

Просмотр и анализ кинофильма.

Обсуждение на занятии.

4

Кино в годы Второй мировой войны.

10

1.Составить перечень кинофильмов о войне.

2.Написать рецензию на фильм военного времени (на выбор).

Обсуждение на занятии.


5

Послевоенный и современный кинематограф.

10

Написать реферат по выбранной теме.

Защита рефератов.




Итого

46








1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу:
Практическое занятие №1.

Немой кинематограф 20-х годов. Становление киноязыка (4 часа).

План:

1. Кинематограф Германии.

2. Национальная кинематография Франции.

3. Жанры и мастера режиссуры американского кино 20-х годов.

4. Российский кинематограф начала ХХ века.

5. Просмотр и обсуждение кинофрагментов.

Вопросы для обсуждения:

1. В чем особенность становления кинематографа в Германии?

2. Какие события повлияли на национальную специфику кинематографии Франции?

3. Какие жанры и мастеров режиссуры американского кино 20-х годов ХХ века вы знаете?

4. Какова специфика российского кинематографа начала ХХ века?

Литература:

Основная литература:

  1. Кириллова Н.Б. Медиакультура: теория, история, практика. М., 2008.

  2. Разлогов К. Мировое кино. История искусства экрана. М., 2011.


Дополнительная литература:

  1. Маклюэн Г.М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2003.


Учебные пособия:

  1. Фрейлих С. И. Теория кино от Эйзенштейна до Тарковского: учебник для студ. вузов / Фрейлих С. И. М.: Академический Проект: Альма Матер, 2005.


Словари:

Культурология. ХХ век : словарь / гл. ред., сост. и авт. проекта А. Я. Левит; Ин-т "Открытое о-во". СПб. : Университетская кн., 1997.
Практическое занятие №2.

Звуковое кино предвоенных лет (4 часа).

План:

1. Социальные аспекты и проблемы кинематографа во Франции.

2. Становление и развитие жанров кино в Великобритании.

3. Кинематограф Германии, его жанрово-тематический диапазон и идеи.

4. Соединённые Штаты Америки: творчество ведущих режиссёров и жанровое своеобразие кинематографической продукции.

5. Просмотр и обсуждение кинофрагментов.

Вопросы для обсуждения:

1. Каковы социальные аспекты и специфические проблемы кинематографа во Франции?

2. Как происходило становление и развитие жанров кино в Великобритании?

3. В чем выражается жанрово-тематический диапазон кинематографа Германии?

4. Какие фильмы, созданные в начале ХХ века в Соединённых Штатах Америки вам знакомы?

5. В чем заключается жанровое своеобразие кинематографической продукции США?

Литература:

Основная литература:

  1. Зенкова К. Культура и телевидение/ Зенкова К.// Север. 2004. №11/12. С.207-216.

  2. Зоркая Н.М. История советского кино. СПб., 2006.

  3. Кириллова Н.Б. Медиакультура: теория, история, практика. М., 2008.

  4. Разлогов К. Мировое кино. История искусства экрана. М., 2011.


Дополнительная литература:

  1. Мусский И. А. Сто великих зарубежных фильмов / Мусский И. А. М.: Вече, 2006.


Учебные пособия:

  1. Фрейлих С. И. Теория кино от Эйзенштейна до Тарковского: учебник для студ. вузов / Фрейлих С. И. М.: Академический Проект: Альма Матер, 2005.


Словари:

Культурология. ХХ век : словарь / гл. ред., сост. и авт. проекта А. Я. Левит; Ин-т "Открытое о-во". СПб. : Университетская кн., 1997.
Практическое занятие №3.

Кино в годы Второй мировой войны (6 часов).

План:

1. Кинематограф США. Социальные тенденции, конъюнктура и увлечение мистикой.

2. Франция: кино и зритель в условиях оккупации.

3. Идеологическая перестройка кинематографа Великобритании.

4. Просмотр и обсуждение кинофрагментов.
Вопросы для обсуждения:

1. Каковы были основные социальные тенденции в кинематографе США периода Второй Мировой войны?

2. Как отразились на развитии американского кинематографа ориентация на конъюнктуру и увлечение мистикой?

2. Как развивалось киноискусство во Франции в условиях оккупации?

3. Какие последствия имела идеологическая перестройка кинематографа Великобритании?

Литература:

Основная литература:

  1. Зенкова К. Культура и телевидение/ Зенкова К.// Север. 2004. №11/12. С.207-216.

  2. Зоркая Н.М. История советского кино. СПб., 2006.

  3. Кириллова Н.Б. Медиакультура: теория, история, практика. М., 2008.

  4. Разлогов К. Мировое кино. История искусства экрана. М., 2011.


Дополнительная литература:

  1. Мусский И. А. Сто великих зарубежных фильмов / Мусский И. А. М.: Вече, 2006.


Учебные пособия:

  1. Фрейлих С. И. Теория кино от Эйзенштейна до Тарковского: учебник для студ. вузов / Фрейлих С. И. М.: Академический Проект: Альма Матер, 2005.


Словари:

Культурология. ХХ век : словарь / гл. ред., сост. и авт. проекта А. Я. Левит; Ин-т "Открытое о-во". СПб. : Университетская кн., 1997.
Практическое занятие №4.

Послевоенный и современный кинематограф (6 часов).

План:

1. Политическая ситуация в США в первые послевоенные годы. Реорганизация кинопромышленности. Трансформация традиционных жанровых структур в современном американском кино.

2. Осмысление темы антифашисткой борьбы в творчестве ведущих мастеров итальянского кино. Творчество ведущих режиссеров и актеров Итальянского кинематографа.

3. Экспансия Голливуда и кризис крупнейших кинематографий Западной Европы и первые послевоенные годы. Художественный мир фильмов известных режиссеров стран Западной Европы.

4. Влияние советского кинематографа на жанрово-тематический диапазон послевоенных кинематографий восточноевропейских стран, создание государственных киноорганизаций и тематика первых игровых картин.

5. Уроки и значение неореализма в истории мирового кинопроцесса.

6. Просмотр и обсуждение кинофрагментов.

Вопросы для обсуждения:

1. Как политическая ситуация в США в первые послевоенные годы повлияла на реорганизацию киноиндустрии?

2. К чему привела трансформация традиционных жанровых структур в американском кино?

3. Как проходило переосмысление темы антифашисткой борьбы в творчестве ведущих мастеров итальянского кино?

4. С творчество каких ведущих режиссеров и актеров итальянского кинематографа вы знакомы?

5. Что такое экспансия Голливуда?

6. К чему привел кризис крупнейших кинематографий Западной Европы в первые послевоенные годы?

7. Каково влияние советского кинематографа на жанрово-тематический диапазон послевоенных кинематографий восточноевропейских стран?

8. Какие государственных киноорганизаций в СССР были созданы в послевоенные годы?

9. Какова была тематика первых игровых картин в СССР?

5. Что такое неореализм в истории мирового кинопроцесса?

Литература:

Основная литература:

  1. Зенкова К. Культура и телевидение/ Зенкова К.// Север. 2004. №11/12. С.207-216.

  2. Зоркая Н.М. История советского кино. СПб., 2006.

  3. Кириллова Н.Б. Медиакультура: теория, история, практика. М., 2008.

  4. Разлогов К. Мировое кино. История искусства экрана. М., 2011.


Дополнительная литература:

  1. Мусский И. А. Сто великих зарубежных фильмов / Мусский И. А. М.: Вече, 2006.


Учебные пособия:

  1. Фрейлих С. И. Теория кино от Эйзенштейна до Тарковского: учебник для студ. вузов / Фрейлих С. И. М.: Академический Проект: Альма Матер, 2005.


Словари:

Культурология. ХХ век : словарь / гл. ред., сост. и авт. проекта А. Я. Левит; Ин-т "Открытое о-во". СПб. : Университетская кн., 1997.

1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1 Рекомендуемая литература, учебные издания: учебники и учебные пособия, включая (при наличии) их электронные версии:
Основная литература:

  1. Егоров В.В. Телевидение: Страницы истории/ Егоров В.В. М.: Аспект Пресс, 2004. 202 с.

  2. Зенкова К. Культура и телевидение/ Зенкова К.// Север. 2004. №11/12. С.207-216.

  3. Зоркая Н.М. История советского кино. СПб., 2006.

  4. Кириллова Н.Б. Медиакультура: теория, история, практика. М., 2008.

  5. Разлогов К. Мировое кино. История искусства экрана. М., 2011.


Дополнительная литература:

  1. Маклюэн Г.М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2003.

  2. Мусский И. А. Сто великих зарубежных фильмов / Мусский И. А. М.: Вече, 2006.

  3. Романенко А. Мастера детского кино. Павел Арсенов/ Романенко А. // Искусство в школе. 2008. № 1. С. 53-57.


Учебные пособия:

  1. Волынец М.М. Профессия: оператор: Учеб. пособие для студ. вузов / Волынец М.М. М.: Аспект Пресс, 2007.

  2. Кокарев И.Е.Кино как бизнес и политика : современная киноиндустрия США и России: Учеб. пособие/ Кокарев И. Е. 2-е изд., перераб. М.: Аспект Пресс, 2009.

  3. Медынский С.Е. Оператор: Пространство. Кадр.: Учеб. Пособие для студентов вузов. М., 2012.

  4. Муратов С.А. Пристрастная камера: Учеб. пособие для студ. вузов / Муратов С. А. 2-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2004.

  5. Фрейлих С. И. Теория кино от Эйзенштейна до Тарковского: учебник для студ. вузов / Фрейлих С. И. М.: Академический Проект: Альма Матер, 2005.

  6. Фрумкин Г.М. Телевизионная режиссура : введение в профессию: учеб. пособие по курсу "Телевизионная журналистика" / Г.М. Фрумкин. М.: Академический Проект, 2009.



Словари:

Культурология. ХХ век : словарь / гл. ред., сост. и авт. проекта А. Я. Левит; Ин-т "Открытое о-во". СПб. : Университетская кн., 1997.

1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины

1.9.1 Перечень используемых технических средств:

  • персональный компьютер (или ноутбук);

  • цифровой проектор;

  • экран;

  • аудиоколонки;

  • интернет-доступ.



1.9.2 Перечень используемых пособий:

1.10 Примерные зачётные тестовые задания.

Не предусмотрены.
1.11 Примерный перечень вопросов к зачету:

1. Развитие кино: от зрелища к искусству.

2. Достижения науки и техники, предшествовавшие рождению кинематографа.

3. Освоение технических возможностей кинокамеры.

4. Первые фильмы и репертуар.

5. Формирование кинематографа.

6. Немой кинематограф 20-х годов. Становление киноязыка.

7. Немой кинематограф 20-х годов. Кинематограф Германии.

8. Немой кинематограф 20-х годов. Национальная кинематография Франции.

9. Немой кинематограф 20-х годов. Жанры и мастера режиссуры американского кино 20-х годов.

10. Российский кинематограф начала ХХ века.

11. Звуковое кино предвоенных лет. Франция.

12. Звуковое кино предвоенных лет. Великобритания.

13. Звуковое кино предвоенных лет. Германия.

14. Звуковое кино предвоенных лет. Соединённые Штаты Америки.

15. Кинематограф США в годы Второй мировой войны.

16. Франция: кино и зритель в условиях оккупации.

17. Идеологическая перестройка кинематографа Великобритании во время войны.

18. Политическая ситуация в США в первые послевоенные годы и кинематограф.

19. Осмысление темы антифашисткой борьбы в творчестве ведущих мастеров итальянского кино.

20. Экспансия Голливуда и кризис крупнейших кинематографий Западной Европы и первые послевоенные годы.

21. Влияние советского кинематографа на жанрово-тематический диапазон послевоенных кинематографий восточноевропейских стран.

22. Трансформация традиционных жанровых структур в современном американском кино.

23. Творчество ведущих режиссеров и актеров Итальянского кинематографа.

24. Художественный мир фильмов известных режиссеров стран Западной Европы.

25. Современное российское кино: жанровые особенности, тематика фильмов.
1.12 Комплект экзаменационных билетов (утвержденный зав. кафед-

рой до начала сессии). Не предусмотрен.

1.13 Примерная тематика рефератов.

1. Кинематограф как искусство.

2. Ранняя французская комическая эксцентрика.

3. Авантюрный жанр кино.

4. Школы документального кино.

5. Роль Голливуда в становлении и развитии кинематографии.

6. Эстетические стандарты в утверждении кино-идеалов.

7. Влияние идей З. Фрейда на мастеров кинематографии.

8. Основные художественные течения мирового кинопроцесса.

9. Становление жанра колониальной драмы.

10. Авантюрно-детективный жанр в кино.

11. Тема «потерянного» поколения в кинематографе 70-х-80-х годов.

12. Кинокомедии разных лет.

13. Уроки и значение неореализма в истории мирового кинопроцесса.

14. Экспериментальное кино.

15. Творчество ведущих режиссеров (актеров) кино (на выбор).
РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины (или её разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины (рупд) Учебно-методическое обеспечение...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «мировая экономика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «отечественная история»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «культурология»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «отечественная история»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «история мировой и отечественной культуры»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «философия»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «история отрасли»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «отечественная история»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Английская драма от Шекспира до Шеридана (дисциплина по выбору студента): Учебно-методический комплекс дисциплины. Ооп 050300. 62...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск