Биография Н. В. Гоголя






Скачать 94.88 Kb.
НазваниеБиография Н. В. Гоголя
Дата публикации02.06.2015
Размер94.88 Kb.
ТипБиография
h.120-bal.ru > Литература > Биография


Центральная библиотека им. Г.Тукая

Информационно-библиографический отдел






Рекомендательный список литературы

за 2006-2009 годы


Нижнекамск 2009

У писателя только и есть один учитель: сами читатели.
Н.Гоголь




Дом доктора М.Я.Трохимовского в Сорочинцах, где родился Гоголь
Биография Н.В.Гоголя
Родился 20 марта 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика. Детские годы прошли в имении родителей Васильевке, рядом с селом Диканька, краем легенд, поверий, исторических преданий. В воспитании будущего писателя определенную роль сыграл отец, Василий Афанасьевич, страстный поклонник искусства, любитель театра, автор стихов и остроумных комедий.

После домашнего образования Гоголь провел два года в Полтавском уездном училище, затем поступил в Нежинскую гимназию высших наук, созданную по типу Царскосельского лицея для детей провинциального дворянства. Здесь учится играть на скрипке, занимается живописью, участвует в спектаклях, исполняя комические роли. Думая о своем будущем, останавливается на юстиции, мечтая "пресекать неправосудие".

После окончания Нежинской гимназии в июне 1828 в декабре отправляется в Петербург с надеждой начать широкую деятельность. Службу получить не удалось, первые литературные пробы оказались неудачными. Разочаровавшись, летом 1829 уезжает за границу, но скоро возвращается. В ноябре 1829 получает место мелкого чиновника. Серая чиновничья жизнь скрашивалась занятиями живописью в вечерних классах Академии художеств. Кроме того, властно влекла к себе литература.

В 1830 в журнале "Отечественные записки" появилась первая повесть Гоголя "Басаврюк", впоследствии переработанная в повесть "Вечер накануне Ивана Купала". В декабре в альманахе Дельвига "Северные цветы" печатается глава из исторического романа "Гетьман". Гоголь сближается с Дельвигом, Жуковским, Пушкиным, дружба с которым имела большое значение для развития общественных взглядов и литературного таланта молодого Гоголя. Пушкин ввел его в свой круг, где бывали Крылов, Вяземский, Одоевский, художник Брюллов, дал ему сюжеты для "Ревизора" и "Мертвых душ". "Когда я творил, - свидетельствовал Гоголь, - я видел перед собой только Пушкина... Мне дорого было его вечное и непреложное слово".

Литературную известность Гоголю принесли "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831 - 32), повести "Сорочинская ярмарка", "Майская ночь" и др. В 1833 пришел к решению посвятить себя научной и педагогической работе и в 1834 был назначен адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете. Изучение трудов по истории Украины легло в основу замысла "Тараса Бульбы". В 1835 оставил университет и целиком отдался литературному творчеству. В том же году выходят сборники повестей "Миргород", куда вошли "Старосветские помещики", "Тарас Бульба", "Вий" и др., и "Арабески" (на темы петербургской жизни). Повесть "Шинель" была самым значительным произведением петербургского цикла, в черновом варианте прочитана Пушкину в 1836, а закончена в 1842. Работая над повестями, Гоголь пробовал свои силы и в драматургии. Театр представлялся ему великой силой, имеющей исключительное значение в общественном воспитании. В 1835 был написан "Ревизор" и уже в 1836 поставлен в Москве с участием Щепкина.



Собственноручный рисунок Н.В. Гоголя

к последней сцене "Ревизора"
Вскоре после постановки "Ревизора", затравленный реакционной печатью и "светской чернью". Гоголь уехал за границу, поселившись сначала в Швейцарии, затем в Париже, продолжал работу над "Мертвыми душами", начатую в России. Известие о гибели Пушкина было для него страшным ударом. В марте 1837 поселился в Риме. Во время приезда в Россию в 1839 - 40 читал друзьям главы из первого тома "Мертвых душ", который был завершен в Риме в 1840 - 41.

Вернувшись в Россию в октябре 1841, Гоголь при содействии Белинского и др. добился напечатания первого тома (1842). Белинский назвал поэму "творением, глубоким по мысли, социальным, общественным и историческим".

Работа над вторым томом "Мертвых душ" совпала с глубоким духовным кризисом писателя и прежде всего отразила его сомнения в действенности художественной литературы, что поставило Гоголя на грань отречения от его прежних созданий.

В 1847 издал "Выбранные места из переписки с друзьями", которую Белинский подверг уничтожающей критике в письме к Гоголю, осудив его религиозно-мистические идеи как реакционные.

В апреле 1848 после путешествия в Иерусалим, ко Гробу Господню, окончательно возвращается в Россию. Живя в Петербурге, Одессе, Москве, он продолжал работу над вторым томом "Мертвых душ". Им все сильнее овладевали религиозно-мистические настроения, состояние здоровья ухудшалось. В 1852 начались встречи Гоголя с протоиереем Матвеем Константиновским, фанатиком и мистиком.

11 февраля 1852, находясь в тяжелом душевном состоянии, писатель сжег рукопись второго тома поэмы. 21 февраля утром Гоголь умер в своей последней квартире на Никитском бульваре.

Гоголь был погребен в Донском монастыре. После революции останки Гоголя были перенесены на Новодевичье кладбище.
Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

О Гоголе


  1. Афанасьев, Э.С. Гоголь-Чехов: эстетика «малых величин» / Э.С. Афанасьев // Литература в школе.- 2006.-№ 10.-С.2-7.

  2. Воропаев, В. Гоголь и оптина пустынь / В.Воропаев // Литература в школе.- 2009.-№ 2.- С.7-10.

  3. Иванов, И. Подвиг Николая Гоголя / И. Иванов // Свет.- 2008.- № 1-7.- С.49-51.

  4. Камедина, Л.В. Духовные смыслы в творчестве Н.В.Гоголя/ Л.В.Камелина // Литература в школе.- 2006.-№ 10.-С.14-16.

  5. Кошелев, В.А. «Нарочито невеликий» Миргород: [творчество Н.В.Гоголя]/ В.А.Кошелев // Литература в школе.- 2008.- № 12.- С. 12-16.

  6. Попова, Т.М. Гоголь в воспоминаниях современников/ Т.М.Попова // Литература в школе. – 2009.-№3.- С.25-28.

  7. Скатов, Н. «Назначение человека - служить. И вся наша жизнь есть служба»: к 200-летию Н.В.Гоголя / Н.Скатов // Литература в школе.- 2009.- № 1.- С.2-5.

  8. Сухих, И. Николай Васильевич Гоголь (1809-1852). Из цикла «Русская литература XIX в. / И.Сухих // Звезда.- 2006.- №2.- С.218-228.


О произведениях Н.В.Гоголя


  1. Боровников, Д. Пишущие герои у Гоголя / Д.Боровников // Вопросы литературы.- 2007.-№2.-С.251-274.

  2. Валагин, А.Утренний рай: о повести Н.В.Гоголя «Старосветские помещики / А.Валагин // Уроки литературы.- 2008.- №11.-С. 1-4.

  3. Друг, Т. Чудо «Майской ночи»: [повесть Н.В.Гоголя]/ Друг Т. // Уроки литературы.-2007.-№9.-С.5-11.

  4. Егоров, В.И. «Размышления о божественной литургии» Н.В.Гоголя / В.И.Егоров// Литература в школе.- 2006. -№ 10. -С.13-14.

  5. Елисеева, Т.А. Поэма о любви: [«Старосветские помещики»] / Т.К.Елисеева // Литература в школе.- 2008.-№ 12.- С.34-37.

  6. Кисилев, В.С. Творческая судьба сборника Н.В.Гоголя «Арабески» / В.С.Кисилев // Литература в школе.- 2006.- № 10.-С.8-12.

  7. Кошелев, В.А. Вокруг гоголевской «Диканьки»/ В.А. Кошелев // Литература в школе.- 2009.- № 1.- С.6-11.

  8. Кошелев, В.А. «Понимать не понемаю, а отвечать могу»: образ русского чиновника у Н.В. Гоголя и писателей «гоголевского направления» / Кошелев, В.А. // Литература в школе.- 2009.- №2.- С.2-6.

  9. Кривонос, В.Ш. Притча о назначении человека: о втором томе «Метрвых душ» Н.В. Гоголя / В.Ш.Кривонос // Литература в школе.- 2009.- № 2.- С.11-15.

  10. Монахова, И. «Что может доставить пользу душе»: [новая книга Гоголя Н.В.]/ И.Монахова // Уроки литературы.- 2007.- № 9.-С.1-5.-(Приложение к ж-лу «Литература в школе»).

  11. Рогалев, А.Ф. Имя и образ: имена собственные в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» / А.Ф.Рогалев// Литература в школе.- 2006.-№ 11.-С.19-21.

  12. Рязанцева, Л.П. Поэтические средства изобразительности в картине Днепра: [Н.В.Гоголь, повесть «Страшная месть»]/ Л.П.Рязанцева // Уроки литературы.-2007.-№9.-С.11-12.

  13. Сухарева, Е.В. Образ народа в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» / Е.В.Сухарева // Литература в школе.- 2009.- № 3.- С.21-24.

  14. Шуравлев, А.М. «Я брат твой»: образ лестницы в повести Н.В.Гоголя «Шинель»/ А.М.Шуравлев // Литература в школе.- 2007.-№ 6.- С.18-20.





Сайты о Гоголе
http://www.gogol.ru

http://www.gogol.lit-info.ru

http://www.ngogol.ru

http://www.nikolaygogol.org.ru

http://www.domgogolya.ru

http://www.gogol.boom.ru

http://www.biblioteka.ru/rus.Gogol

http://www.nikolay-gogol.ru

http://www.author-gogol.ru
Интернет библиотека А.Комарова: все произведения Н.Гоголя: http://www.ilibrary.ru/author/gogol/index.html

Знаменитые высказывания Н.В. Гоголя
Я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадает меня совершенно.
Как угодно почитайте меня, но только с настоящего моего поприща вы узнаете настоящий мой характер, верьте только, что всегда чувства благородные наполняют меня, что никогда я не унижался в душе и что всю жизнь свою обрёк благу. Вы меня называете мечтателем, опрометчивым, как будто бы я внутри сам не смеялся над ними. Нет, я слишком много знаю людей, чтобы быть мечтателем.
Украинские песни не отрываются ни на миг от жизни и всегда верны тогдашней минуте и тогдашнему состоянию чувств. Везде проникает их, везде в них дышит эта широкая воля козацкой жизни. Везде видна та сила, радость, могущество, с какой козак бросает тишину и беспечность жизни домовитой, чтобы вдаться во всю поэзию битв, опасностей и разгульного пиршества с товарищами.
Вещь, над которой сижу и тружусь теперь... не похожа ни на повесть, ни на роман, длинная, длинная, в несколько томов... Если бог поможет выполнить мне мою поэму так, как должно, то это будет первое моё порядочное творение. Вся Русь отзовётся в нём.

(Гоголь Погодину о "Мёртвых душах" )
...Бывает время, когда нельзя иначе устремить общество или даже всё поколенье к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости; бывает время, что даже вовсе не следует говорить о высоком и прекрасном, не показавши тут же ясно, как день, путей и дорог к нему для всякого.

(Гоголь о "Мёртвых душах")
Вся Европа для того, чтобы смотреть, а Италия для того, чтобы жить.
Эх, тройка! Птица-тройка, кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться... Эх, кони, кони, что за кони... Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ... Чудным звоном заливается колокольчик, гремит и становится ветром разорванный в куски воздух, летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.


Архитектура - тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе.
Сколько есть у нас добрых людей, но сколько есть и плевел, от которых житья нет добрым... На сцену их! Пусть видит весь народ! Пусть рассмеётся им! О, смех великое дело!
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее самой вещи.
Перед вами громада - русский язык. Наслаждение глубокое зовет вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость и изучить чудесные законы его.
...Истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа.
Из театра мы сделали игрушку вроде тех побрякушек, которыми заманивают детей, позабывши, что это такая кафедра, с которой читается разом целой толпе живой урок, где, при торжественном блеске освещения, при громе музыки, при единодушном смехе показывается знакомый, прячущийся порок и, при тайном голосе всеобщего участия, выставляется знакомое, робко скрывающееся возвышенное чувство.

(“Петербургские записки” 1836 год.)
Всякий народ своеобразно отличается каждый своим собственным словом, в котором отражается его характер. Сердцеведением и мудрым познанием жизни отзовется слово британца; легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает свое, не всякому доступное, умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово.
И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы!
Сочинение моё гораздо важнее и значительнее, чем можно предполагать по его началу... Я могу умереть с голода, но не выдам безрассудного, необдуманного творения...
Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.
Работа - моя жизнь; не работается - не живется.

Составитель: Болотнова Н.А.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Биография Н. В. Гоголя iconБиография Николая Васильевича Гоголя
Гоголь величина мирового значения. Второго Гоголя человечество не получит никогда. Он неповторим как художник и его притягательная...

Биография Н. В. Гоголя iconРадиопередача: «200 лет со дня рождения Н. В. Гоголя»
Николая Васильевича Гоголя (1809–1852). «Мы не знаем, как могла бы Россия обойтись без Гоголя…»,- писал Н. Г чернышевский

Биография Н. В. Гоголя icon«Трудное и бранное» время в повести Гоголя. «Тарас бульба»
Презентация о детских и гимназических годах Н. В. Гоголя, фотографии писателя, родителей, друзей

Биография Н. В. Гоголя iconН. В. Гоголя Волгоград 2009
Тема семьи в произведениях Н. В. Гоголя : беседа о книгах / сост. О. В. Петриченко; ред. В. И. Крамарева; Центральная городская библиотека;...

Биография Н. В. Гоголя iconСценарий библионочь «в гостях у гоголя»
На козырьке перед входом надпись «Библионочь «В гостях у Гоголя». Звучит украинская народная музыка. Гостей встречают 2 ведущих....

Биография Н. В. Гоголя iconХудожественная природа и функция гротеска в «Петербургских повестях» Гоголя
Данная тема актуальна в наше время. Для того чтобы лучше понять смысл «Петербургских повестей» Н. В. Гоголя, нужно непременно знать,...

Биография Н. В. Гоголя icon"Один из вечеров на хуторе близ Диканьки" (по повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством")
Разительного чтения, пересказа, выступления с сообщением, работы в группе, инсценирования, вокального исполнения; 3 воспитание интереса...

Биография Н. В. Гоголя iconРеферат по теме: Размышления о феномене панночки (по повести Гоголя Н. В. «Вий»)
Цель моего реферата показать на примере произведения Гоголя «Вий», что анализ любого произведения может превратиться в увлекательнейшее...

Биография Н. В. Гоголя iconОтражение украинского менталитета в сборнике Н. В. Гоголя «Вечера...
Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Слово «менталитет» сегодня очень распространено, когда речь идёт о культурной специфике...

Биография Н. В. Гоголя iconБиография Николая Петровича Поливанова






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск