Методические указания по подготовке к практическим занятиям для студентов Занятие Общие сведения о языке и языковая таксономия






Скачать 358.21 Kb.
НазваниеМетодические указания по подготовке к практическим занятиям для студентов Занятие Общие сведения о языке и языковая таксономия
страница1/3
Дата публикации22.07.2015
Размер358.21 Kb.
ТипМетодические указания
h.120-bal.ru > Литература > Методические указания
  1   2   3
Методические указания по подготовке к практическим занятиям для студентов

Занятие 1. Общие сведения о языке и языковая таксономия.


Термины: языкознание (лингвистика), язык, речь, речевая деятельность; структура языка, система языка, единицы языка, уровень (ярус) языка, функции единиц языка: перцептивная, сигнификативная, семасиологическая, номинативная, коммуникативная; семиотика, знак, языковые отношения (парадигматические, синтагматические, иерархические, ассоциативные); синхрония – диахрония; дивергенция – конвергенция, скрещивание языков, пиджины, креольские языки, языковой союз, генеалогическая классификация, типологическая классификация, ареальная классификация, мировые языки, государственные языки, региональные языки, узус, койне, литературный язык, языковая норма, диалект, жаргон, просторечие; государственный язык, международный (мировой) язык, искусственный язык, билингвизм.


  1. О чем свидетельствует синкретизм (совпадение) значений ‘язык’ и ‘народ’ в слове язык в старославянском, финно-угорских, турецком и некоторых других языках? (Ср. притча во языцех – «история, известная многим народам»). Задумайтесь в этой связи над этимологией (происхождением) слов немец и варвар.

  2. Что древнее: расы или языки? Существует ли связь между ними?

  3. Прокомментируйте следующие данные: на Земле 2,5-5 тыс. языков, а разных народов около 1 тыс. Носители следующих диалектов не понимают друг друга: нижнесаксонского и баварского в немецком языке, закарпатского и харьковского в украинском языке, южного и северного в китайском языке; однако без переводчика общаются все тюрки, финны – эстонцы, датчане – норвежцы, сербы – хорваты.

  4. Что объединяет следующие группы языков?

  • английский, арабский, китайский, русский, испанский, французский;

  • португальский в Бразилии, испанский в Мексике, шведский в

Финляндии, английский в Нигерии, французский в Камеруне;

  • пенджаби и урду в Индии, русский на востоке Украины;

  • старославянский, скифский, готский, полабский, хазарский;

  • эсперанто, волапюк, идо, интерлингва, окциденталь.

5. Языковая таксономия. Определите формы существования языка у следующих русских слов со значением «человек, просящий милостыню»:

- жебрак, клянчуга, милостяга;

- бомж, ханыга;

- алюсник, кондуктор, мамка;

- нищий.

6.Чем можно объяснить сходство ряда языков?

лат. – рус.: fraterбрат, fero –беру, fiber – бобер, nebula – небо;

рус. школа, англ. school, нем. schule, венг. iskola, турец. jkul;

рус. журавль «колодец», франц. grue «журавль, подъемный кран», венг. daru «журавль, подъемный кран».

  1. Назовите основные виды классификаций языков и разделы языкознания, их изучающие. Из генеалогической классификации студентам необходимо знать: названия семей, всю индоевропейскую семью, все языки, распространенные на территории бывшего СССР. Всю эту информацию необходимо поместить на контурной карте мира.


Литература:

  1. Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., 2002. Гл. 2.

  2. Маслов Ю.С. Введение в языкознание (любое издание) М., 1998. Гл. 1, 5, 6.

  3. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

  4. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М., 1996.

  5. Норман Б.Ю. Теория языка. Вводный курс. М., 2004.



Занятие 2. Акустический и артикуляционный аспекты фонетики. Универсальная классификация звуков.
Термины: фонетика, артикуляция, артикуляционная база языка, гласные, согласные, вокализм, консонантизм, шумные, сонорные, (не)назализованные; губные (билабиальные, лабио-дентальныве), язычные (переднеязычные: интердентальные, апикальные, дорсальные, какуминальные; однофокусные - двухфокусные), заязычные (увулярные, фарингальные, гортанные); передне-, средне-, задненебные; смычные (аффрикаты, смычно-проходные: носовые, латеральные), щелевые (фрикативные), дрожащие (вибранты). Палатализация, веляризация, лабиализация, назализация, аспирация; ряд, подъем, (не)лабиализованные, (не)назализованные; артикуляционная база.
Теоретическая часть:

  1. Определите следующие понятия «звук», «гласный», «сонант», «согласный».

  2. Акустический (физический) аспект фонетики. Основные акустические характеристики звуков: тон, шум, тембр, высота (частота), длительность, сила.

  3. Физиологический (артикуляционный) аспект фонетики. Устройство речевого аппарата. Активные и пассивные органы речи.

  4. Классификации звуков речи.

  • гласные: ряд, подъем, лабиальность, долгота/краткость, напряженность, назальность и группы гласных по этим признакам.

  • согласные: место образования и группы согласных по этому признаку; способ образования и группы согласных по этому признаку; участие голоса и группы согласных по этому признаку.

  1. Артикуляция звука. Экскурсия, выдержка, рекурсия. Понятие основной и дополнительной артикуляции. Виды дополнительной артикуляции: палатализация, назализация, аспирация, лабиализация, веляризация и др.


Практическая часть

  1. Определите согласные звуки по следующим признакам:

а) губно-зубной, щелевой, звонкий, мягкий; б) заднеязычный, щелевой, глухой, твердый; в) переднеязычный, зубной, взрывной, звонкий, твердый; г) переднеязычный, взрывной, зубной, глухой, мягкий; д) переднеязычный, небный, фрикативный, звонкий; е) сонорный переднеязычный, небный, дрожащий, мягкий; з) переднеязычный зубной, аффриката, глухой.

  1. Определите гласные звуки по следующим признакам:

а) заднего ряда, верхнего подъема, лабиальный; б) переднего ряда, верхнего подъема, нелабиальный; в) среднего ряда, среднего подъема, нелабиальный; г) переднего ряда, верхнего подъема, лабиальный; д) задний ряд, средний подъем, носовой, лабиальный; е) средний ряд, средний подъем, лабиальный.

  1. Определите, какие получатся слова, если:

а) в словах год, вон, голос, бар, злой, жить первый согласный произнести без участия голосовых связок; б) в словах боль, било, бел, байка, дам, дочка первый согласный произнести с участием небной занавески; в) в словах мать, рад, томный, сок, бодро, тук, лук первый согласный произнести с участием средней части спинки языка (поднимающейся к твердому небу); г) в словах корь, дуб, тень, тело, крен, панты первый согласный произнести как щелевой, а не как смычный.

  1. Дайте полную артикуляционную характеристику следующим звукам:

[d], [z], [m], [h], [n], [b], [а], [∧], [е] [о].

  1. На трапециевидной схеме универсальной системы гласных (см. учебники Маслова, Кодухова) разными цветами изобразите систему русских гласных и систему гласных изучаемого языка. Объясните, почему полученные профили не совпадают.

  2. Сравните произношения иноязычных и схожих по звучанию русских слов. Опишите артикуляционные различия.

Англ. pick – пик; time – тайм, what – вот.

Нем. Tisch – тишь, rot – рот, wenig – веник.

Франц. côte – кот; mal – мал; net – нет
Литература:

  1. Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., 2002. Гл.5.

  2. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1998. Гл. 2. §1-3.

  3. Осипов Б.И. Справочные таблицы к практическим занятиям по фонетике современного русского языка. Ижевск, 1984. С. 3-4, 11-12.

  4. Норман Б.Ю. Сборник задач по введению в языкознание. Минск, 1989.

  5. Калабина С.И. Практикум по курсу «Введение в языкознание». М., 1977 (любое издание).



Приложение 1.

Таблица 1. Артикуляционная классификация гласных звуков



Подъём



Ряд

Передний

Средний

(смешанный)

Задний

Нелаби-

ализов.

Лабиа-

лизован.

Нелаби-

ализов.

Лабиа-

лизован.

Нелаби-

ализов.

Лабиа-

лизован.

Верхний

I

ü

y

U

ш

u

Средне-верхний

Ê

Y

-

-

-

ô

Средний

E

ö

ә

O

-

o

Средне-нижний

Ε

œ

-

-



)

Нижний

Ä

-

a

-

о

o


Таблица 2. Артикуляционная классификация согласных звуков
Способ

образо-

вания

Место образования
Уча-

стие

голоса
Губные

Язычные

Заязычные

Губ-

но-

губ-

ные

Губ-

но-

зуб-

ные

Переднеязычные

Сред-

неязы-

чные

Заднеязычн.

Уву-

ляр-

ные

Фа-

рин-

галь-

ные

Гор-

тан-

ные

Меж-

зуб-

ные

Зуб-

ные

Альве-

оляр-

ные
Задне-

нёб-

ные

Глу-

бокие

Смычные

взрывные

р

-

-

t

ţ

k

k

ķ

-

-

)

глу-

хие
Ш

У

М

Н

Ы

Е

b

-

-

d

d.

g

g

g.

-

-

-

звон-

кие
Смычно-

щелевые

pφ

-

-

c

ħ

kx

-

-

-

-

глух.

bβ

-

-





ђ

gγ

-

-

-

-

звон.
Щелевые

φ

f

Θ

s



ç

x

x.

-

h

Δ

глух.

β

v

Δ

z



ź

γ

γ.

-

ĥ

V

звон.

ω

-

-

-

-

j

-

-

-
-
Сонор-

ные

Смычно-

проходн.

нос.

m

-

-

n

Ņ



ŋ

-

-

-

-

бок.

-

-

-



l

λ

-

-

-

-

-
Дрожащие

ψ

-

-

-

R

-

-

-

R

-

-


Занятие 4. Фонетическая членимость речи и фонетические процессы.
Термины: суперсегментные единицы речи, фраза, слог, такт, фонетическое слово, синтагма, позиционные изменения звуков: протеза, редукция (апокопа), гармония гласных, оглушение согласных; комбинаторные изменения звуков: аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, эпентеза, диэреза, метатеза, гаплология; мелодика, интонация, ударение, проклитика, энклитика, сингармонизм, монофтонги, полифтонги (дифтонг, трифтонг), дифтонгоиды.
Теоретическая часть:

  1. Сегментные и суперсегментные единицы речи. Понятие о слоге. Типы слогов. Теории слогоделения. Ударение его виды и функции.

  2. Позиционные фонетические процессы: редукция (качественная и количественная).

  3. Комбинаторные фонетические процессы. Понятие коартикуляции. Ассимиляция и диссимиляция, их разновидности. Аккомодация.

  4. Следствия фонетических процессов: субституция, диэреза, гаплология, эпентеза, протеза, метатеза.


Практическая часть:

  1. Затранскрибируйте текст из 5-6 предложений в полной фонетической транскрипции, разделите его на фразы, синтагмы, такты. Объясните, при помощи каких суперсегментных единиц был проведен этот анализ.

  2. Сравните произношение следующих пар слов. Одинаков ли их звуковой состав? Какое слово в паре легче для произношения? С чем это связано?

Рту – тру; льда – для; рвёт – врёт.

  1. Определите, подвижное или неподвижное ударение в следующих словах:

Гора, звонить, бык, бок, сосна, овца, включить, бежать, крыша, горох, борода, волк, сковорода.

  1. Нижеследующие слова разделите на две группы: а) слова с полной ассимиляцией; б) слова с частичной ассимиляцией: сделать, отдать, сбруя, сшить, косьба, изжога, ложка.

  2. Благодаря какому фонетическому закону возможно просторечное употребление слов: а) омман (обман), консомолец (комсомолец), шашнадцать (шестнадцать); б) асвальт (асфальт), колидор (коридор), пролубь (прорубь)

  3. В результате какого фонетического явления видоизменились следующие слова:

а) дикообраз > дикобраз, знаменоносец > знаменосец, минералология > минералогия;

б) ватрушка < творушка, февраль < феврарь, ладонь < долонь, конституция < constitutio (лат.), восемь < осемь, тарелка < Teller (нем.)
Подготовьтесь к проверочной работе. Примерные задания:

  1. определить звук по его фонетическим характеристикам;

  2. дать полную артикуляционную характеристику звука;

  3. уметь находить в тексте результаты того или иного фонетического процесса.


Литература:

  1. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1998.

  2. Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., 2002.

  3. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

  4. Головин Б.Н. Введение в языкознание. М., 1983.

  5. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М., 1979.

  6. Норман Б.Ю. Сборник задач по введению в языкознание. Минск, 1989.

  7. Калабина С.И. Практикум по курсу «Введение в языкознание». М., 1977 (любое издание).


Занятие 5. Фонология. Звук и фонема.
Термины: фонема, оппозиция, позиция, конститутивная, дистинктивная, делимитативная, аллофон, дифференциальные и интегральные признаки, нейтрализация, архифонема, гиперфонема


  1. Понятие фонемы. Ее функции: конститутивная (фонема как строительный материал), дистинктивная (различительная) и делимитативная (разграничительная).

  2. Разногласия в определении фонемы между Петербургской фонологической школой и Московской фонологической школой.

  3. Дифференциальные и интегральные признаки фонем. Реализация фонемы. Понятие аллофона.

  4. Фонемные чередования. Нейтрализация фонемных противопоставлений. Понятие сильной и слабой позиции. Специфика сильных и слабых позиций в разных языках.


Практическая часть:

1.Приведите по 5 примеров слов в русском и изучаемом иностранном языках, демонстрирующих противопоставление фонем в одном языке и их неразличение в другом. Приведите количественные показатели системы фонем в родном и изучаемых языках (сравните с количественными показатели фонетических систем).

2. Приведенные слова сгруппируйте попарно: а) отличающиеся друг от друга одной фонемой; б) двумя фонемами; в) более чем двумя фонемами:

Русск. спор, трава, дом, век, дрова, сбор, лом, такт, сон, торт, клен, гора, сени, блеск, беда, плеск, крот, клен, заря, риск, клеть.

Англ. bad, fat, thin, luck, mean, sing, scene, take, dark, tail, road, broad, time, brick, look, mine, crook.

Нем. Liebe, Traum, Band, braun, Last, grau, Meer, Schild, Wand, Frau, Mast, Sinn, Erde. Auge, Bild.
2.Выделите фонологические оппозиции фонемы < t’>, основанные на одном, двух, трех, четырех дифференциальных признаках:

тёк - ток, тюлька – пулька, тянут – вянут, темя – семя, утес – унес, тех – цех, утюг – урюк, тюк – сук, тёзка – воска, тюк – жук.

3.В кинокомедии кинорежиссера Г. Данелия «Тридцать три» упоминается персонаж, фамилия которого звучит как [pr’ьs’t’ižn’uk]. Как пишется эта фамилия? Какие здесь возможны варианты?

4.Решите следующие фонематические пропорции:

ž : š = g : ?; g : h = d : ? = b : ?; z : s’ = b : ? = ? : t’; v : p = z : ? = ? : k; p : t = m : ? = ? : š; e : i = o : ? = ? : ?

Литература:

  1. Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., 2002. Гл. 5.

  2. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1998. Гл. 2. § 4-6.


Занятие 6. Письмо, его виды. Принципы русской орфографии.
Термины: пиктография, идеография, фонография (силлабическое письмо, консонантное, фонематическое или консонантно-вокалическое), графика, орфография, транскрипция, транслитерация; алфавит, кириллица, латиница, диакритика, лигатура, полиграфы

Теоретическая часть:

  1. Происхождение и основные этапы истории письма (предметное письмо, идеография, фонография).

  2. Алфавиты (финикийское письмо, греческий алфавит, латиница и алфавиты на латинской основе, кириллица).

  3. Графика. Дополнительные графические средства: диакритика, диграфы, полиграфы.

  4. Орфография и её основные принципы. Понятие о транскрипции и транслитерации.


Практическая часть:

1.Сколько разных фонем и букв в следующих словах? Укажите одинаковые фонемы, обозначенные разными буквами. Укажите разные фонемы, обозначенные одной и той же буквой.

Мята, сшитый, дед, лыжи, нянька, окно, урюк, беседа, коньки.

2. Как с помощью букв русского алфавита можно записать по-другому слово расчёт, чтобы запись читалась также? Какие способы орфографии для этого можно применить?

  1. Приведите примеры того, как один и тот же звук передается сочетанием букв в русском языке и изучаемом иностранном.

  2. Попытайтесь выявить закономерность в употреблении букв е и ѣ (слова приведены в орфографии, принятой до 1918г.). Найдите слово, в котором это правило не соблюдается:

Ребро, перочинный, пѣ тушиный, рѣпка, перстень, отрѣзать, пенёкъ, снѣгъ, гнѣздо, весна, вѣникъ, бѣдный, метелица.

  1. Подберите примеры реализации фонетического, морфологического и традиционного принципов орфографии в изучаемом вами иностранном языке.

  2. О ком идет речь в следующем высказывании? Объясните это написание.

И будет собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов земля российская рождать (М.В. Ломоносов).

Литература:

1.Вендина Т.И. Введение в языкознание. Гл.6.

2.Маслов Ю. С. Введение в языкознание. Гл. 7.

3.Лингвистический энциклопедический словарь (ст. письмо, кириллица, латинское письмо).

Занятие 7. Контрольная работа по фонетике и фонологии.

Образец контрольной работы по теме «Фонетика и фонология»

1.Как определить,что веляризованный а (ср. палка) и соответствующий невеляризованный а (ср.папка) являются аллофонами одной фонемы?

2.Даны противопоставления белорусских словоформ: колка - коука, палка-Паука, жыл-жыу и т.п. Сделайте вывод о фонемном противопоставлении в белорусском языке.

3. Сравните произношение следующих пар слов: тру-рту, льда-для, рвет-врет. Одинаков ли их звуковой состав? Какое слово в паре легче для произношения? С какими особенностями фонетической структуры слова это может быть связано?

4. Решите фонетическую пропорцию: v:p=z:?=?:k, d:c=g:?, e:i=o:?=?:?.

5. Запишите в фонетической и фонематической пропорциях след. слова: тянучка, подхода, сыгранный, смягчить, здесь. Записи должны быть представлены в соответствии с МФШ, ЛФШ, ПФШ.

6.Определите фонетические процессы в следующих словах: конпот, карахтер.

7. Врач-терапевт, осматривая больного, говорит: «Откройте рот, скажите «а-а»» Почему не «и», «у» и т.п.?

8. Сопоставьте звуковой и фонемный состав языков на примере 2 слов родного и изучаемого языков.

9. Определите ведущий принцип орфографии в родном и изучаемом письме. Назовите отступления от него. Приведите примеры.
Занятие 8. Слово как номинативная единица языка.

Термины: лексема, семема, сема, денотат, сигнификат, коннотация, интегральная сема, дифференциальная сема, ядро, периферия, значение, внутренняя форма

Теоретическая часть:

  1. Определение слова с точки зрения формы, значения и функции. Почему определение слова называют одним из парадоксов лингвистики?

  2. Семантика как раздел лексикологии. Концептуальный макрокомпонент семантики слова. Треугольник Огдена-Ричардса. Понятие денотата и сигнификата.

  3. Прагматический компонент семантики слова. Понятие коннотации.

  4. Образный компонент семантики слова. Понятие о внутренней форме слова (ВФ). Виды ВФ.



Практическая часть:

1. Определите, сколько слов в предложении: Достань-ка мне самый большой кубик из-под шкафа. Подумайте, возможно ли однозначное решение этого вопроса.

2. Можно ли считать словами следующие единицы языка? Есть ли какая-то закономерность в порядке их следования?

  • Заговоры, заклинания, считалки типа эне, бене, рес, квинтер, финтер, жес или как в песне ведьм из произведения В. Хлебникова «Ночь в Галиции»: Ла-ла сов! Ли-ли соб! Жун-жан-соб-ле-ле!

  • Образования типа знаменитого примеров Л.В. Щербы Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.

  • Окказионализмы художественной речи типа мритва, весничий, крылышкуя (Хлебников), обсидиане, луночь, саночь, гробокопалех (Л. Мартынов) и т.п.

  • Триггер, каулифлория, транш, верже, аттенюатор, джойстик; кичка, пажить.

3. В значение слова слон входят следующие семантические компоненты: а) животное, б) млекопитающее, в) большое, г) неуклюжее, д) с хоботом и бивнями, е) живущее в жарких странах, ж) используемое у себя на родине для перевозки грузов, з) выступающее в цирках и.т.д. Какие из этих компонентов следует включить в словарное определение, а какие не являются обязательными?

4. Известно, что имя собственное может со временем переходить в нарицательное. Это касается, в частности, таких примеров, как: а) наган, макинтош, ватман, галифе, ампер, вольт, кюри; б) иуда, дон-жуан, плюшкин, хлестаков, митрофанушка. Определите, как меняется при таком переходе отношение слова к обозначаемому предмету (денотату) и к понятию (сигнификату). Одинаковы ли в этом смысле группы а) и б)? Имеют ли какое-то отношение к этим группам понятия коннотации и внутренней формы.

5. Интересный пример приводит М.В. Панов в экспериментальном учебнике для школы: В этом году Вова Бутузов был на многих спортивных соревнованиях. Когда его любимая команда играла в хоккей и наступала на ворота противника, он кричал: «Шайбу! Шайбу!». Ходил Вова и на футбол. Там тоже в самые напряжённые моменты игры болельщики кричали: «Шайбу! Шайбу!».

Как же так, ведь в этом виде соревнований нет никакой шайбы? Что происходит со словом? Денотатом? Понятием? Можно ли кричать «Шайбу!», если соревнуются команды КВН? Эрудиты в популярной игре «Что? Где? Когда?»

6. В чем семантическая сущность высказываний типа:

а) «Женщины есть женщины»; «Мальчишки есть мальчишки»? Какое отношение к этим высказываниям имеет понятие коннотации? Возможны ли высказывания «Дерево есть дерево»; «Окно есть окно»; «Машина есть машина»?

б) «Дай, на чем сидеть», «Дай, чем писать»?

7. Определите, какие названия дней недели в русском языке имеют внутреннюю форму, не связанную с порядком следования дней. Определите внутреннюю форму названий дней недели в изучаемом иностранном языке.

Литература:

  1. Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., 2002. Гл. 7.

  2. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1998. Гл. 3. §1,2.

  3. Дополнительно: Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. М., 1988. С. 78-86.


Занятие 9: Системные связи в лексике
Теоретическая часть:

  1. Микрокомпоненты семантики слова: сема, компонентный анализ семантики слова, архисема и дифференциальные семы;

  2. Типы системных отношений в лексике:

  • вариантные отношения: понятие полисемии; виды переносных значений: метафора и метонимия, отличие полисемии от омонимии;

  • парадигматические отношения: синонимия, антонимия, гипонимия, лексико-семантические группы, тематические группы, семантические поля, ассоциативные поля, понятие концепта;

  • синтагматические отношения: основной закон лексической синтагматики;

  • мотивационные отношения: этимология как раздел лексикологии; понятие внутренней формы слова.


Практическая часть:

  1. Ниже приводится ряд слов со значением ‘жилище’. Определите, какими семантическими компонентами отличается в этом ряду каждое слово.

Здание, изба, строение, шалаш, халупа, покои, домишко, хижина, палатка, дворец, конура, землянка, комната, очаг.

  1. Составьте синонимические ряды с каждым из следующих слов, выделите среди синонимов стилистически сниженную и возвышенную лексику.

Сильный, грубо, ругать, признак, грустить, повторять, маленький.

  1. Определите тип переносного значения в следующих словах (МТФ, МТН).

Хворост – ‘кондитерское изделие’, штопор – ‘фигура высшего пилотажа’, переварить – ‘усвоить’, расписаться – ‘заключить брак’, предбанник – ‘приемная’, надымить – ‘накурить’, зеленый – ‘неопытный’, хвост – ‘задолженность после сессии’, пожевать – ‘поесть’, кирпич – ‘дорожный знак, запрещающий проезд’.

  1. Охарактеризуйте приведенные ниже языковые факты (полисемия/омонимия). Какие признаки помогают отличить омонимию от полисемии? Отметьте переходные случаи.

Лисичка ‘животное’ – лисичка ‘гриб’, огонь ‘пламя’ – огонь ‘стрельба’, вид ‘зрительный образ’ – вид ‘грамматическая категория’, отпуск ‘отдых’ – отпуск ‘выдача’, язык ‘орган’ – язык ‘средство общения’, лопух ‘растение’ – лопух ‘простак’

  1. В предложении «Трубы передовой колонны играют марш» все слова неоднозначны. Объясните, как при отборе значений для этого предложения действует основной закон лексической синтагматики (по Ю.Д.Апресяну).

  2. В «Литературной газете» публиковался шутливый «Энтимологический словарь», включавший в себя такие толкования, как СВИНЕЦ – самец свиньи, ЖРЕЦ – чревоугодник, ШАРОВАРЫ – фрикадельки, ЯЗЫЧНИК – лингвист и т.п. определите лингвистические основания этой словесной игры. Вспомните или придумайте сами несколько подобных «энтимологий».

  3. Определите тип внутренней формы (словообразовательная, семантическая, изобразительная) в следующих словах: подоконник, лопух (простак), кукушка, столяр, окно (свободное время между парами), бабахнуть (разг. о громком звуке), пловец, подстаканник, тряпка (слабохарактерный человек), пылесос, мяукать, сумасшедший, тикать (разг. о часах), зеленый (не имеющий достаточного опыта), быстрорастворимый, бибикать (разг. об автомобильном сигнале), кукушка (о плохой матери).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания по подготовке к практическим занятиям для студентов Занятие Общие сведения о языке и языковая таксономия iconМетодические указания и планы к семинарским и практическим занятиям...
Орлов И. И., Половинкина М. Л. Методические указания и планы к семинарским и практическим занятиям по курсу «История культуры и искусств»...

Методические указания по подготовке к практическим занятиям для студентов Занятие Общие сведения о языке и языковая таксономия iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Основы конструкции автомобилей»
Методические указания предназначены для студентов, изучающих курс «Основы конструкции автомобиля». Они могут быть также использованы...

Методические указания по подготовке к практическим занятиям для студентов Занятие Общие сведения о языке и языковая таксономия iconМетодические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе...
Занятию, вопросы для обсуждения и список литературы и интернет-ресурсов. Далее приводятся методические указания для самостоятельной...

Методические указания по подготовке к практическим занятиям для студентов Занятие Общие сведения о языке и языковая таксономия iconМетодические указания к практическим занятиям Для студентов, обучающихся...
Методическое пособие предназначено для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление» экономического факультета...

Методические указания по подготовке к практическим занятиям для студентов Занятие Общие сведения о языке и языковая таксономия iconМетодические рекомендации по подготовке к практическим занятиям,...
«Юриспруденция» магистерской программы 521408 «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория

Методические указания по подготовке к практическим занятиям для студентов Занятие Общие сведения о языке и языковая таксономия iconМетодические рекомендации по подготовке к практическим занятиям,...
«Юриспруденция» магистерской программы 521408 «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория

Методические указания по подготовке к практическим занятиям для студентов Занятие Общие сведения о языке и языковая таксономия iconМетодические рекомендации, тематика рефератов и библиография к практическим...
В издании на основе требований образовательного стандарта представлены тематические планы, методические рекомендации, тематика рефератов...

Методические указания по подготовке к практическим занятиям для студентов Занятие Общие сведения о языке и языковая таксономия iconМетодические рекомендации по планированию и организации самостоятельной...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное...

Методические указания по подготовке к практическим занятиям для студентов Занятие Общие сведения о языке и языковая таксономия iconОбщие методические указания к контрольной работе
Методические указания и задания к контрольным работам для студентов заочного отделения предназначены для организации самостоятельной...

Методические указания по подготовке к практическим занятиям для студентов Занятие Общие сведения о языке и языковая таксономия iconМетодические указания в схемах и таблицах для подготовки к семинарским...
История государства и права зарубежных стран (Древний мир и Средние века) [Текст]: методические указания в схемах и таблицах для...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск