Можете ли вы привести такие примеры из иностранного языка, который знаете?






Скачать 66.46 Kb.
НазваниеМожете ли вы привести такие примеры из иностранного языка, который знаете?
Дата публикации23.07.2015
Размер66.46 Kb.
ТипВопрос
h.120-bal.ru > Литература > Вопрос
КЛЮЧИ

Региональная олимпиада по русскому языку 8 класс

Задание 1

Приведите примеры парных русских слов, которые различаются в написании, но не различаются в произношении. Можете ли вы привести такие примеры из иностранного языка, который знаете? Как называются такого рода слова?

Ответ

1. Дуло – дула(1); сома – сама; рог- рок; везти – вести и др. – 1 балл.

2. Примеры из английского языка(1): meet (встречать) - meat (мясо) tail(хвост) - tale (рассказ); knew (знал) – new (новый).

Примеры из немецкого языка (1): wer (кто) – Wehr (защита); heute (сегодня) - H?ute (кожи); Stadt (город) – statt (вместо).

Примеры из французского языка(1): ver (червь) - verre (стекло) - vers (стихи) – vert (зеленый); pain (хлеб) – pin (сосна)

Такие слова называются омофонами 1 балл.

Максимальное количество: 5 баллов

Задание 2

В современном русском языке часто нарушаются орфоэпические нормы в словах:

Горчичник, булочная, античный, конечно, нарочно, библиотечный, скучно, яичница копеечная.

Укажите, в каких словах согласно орфоэпическим нормам сочетание букв -ЧН- произносится как:

А) [чн ];

Б) [шн];

В) возможны два варианта произношения [чн - шн].

Ответ

А) Слова, где произносится [ЧН ] - античный, библиотечный – 2 балла.

Б) Слова, где произносится [ШН] – горчичник, конечно, нарочно, скучно, яичница– 2 балла.

В) Слова, где возможны оба варианта: булочная, копеечная [ЧН] монета, копеечная [ШН] душа– 2 балла.

Максимальное количество: 6 баллов
Задание 3

Найдите среди данных ниже характеристик предложений ту, в которой названы несовместимые друг с другом, противоречащие друг другу грамматические признаки (укажите её номер). Обоснуйте свою точку зрения.

1. Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

2. Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, безличное, нераспространенное.

3. Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, неопределенно-личное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми.

Ответ

В характеристике 3 (1) представлены противоречащие друг другу признаки двусоставное и неопределенно-личное (1): последний признак характеризует один из типов односоставных предложений (1).

Максимальное количество: 3 балла

Задание 4

Расположите в порядке совершения действий глаголы, которые эти действия обозначают: жать, пахать, веять, сеять, молотить, боронить.

Назовите орудия труда, механизмы, с помощью которых они совершаются.

Ответ

Пахать, боронить, сеять, жать, молотить, веять (1).

Плуг (1) , борона (1), сеялка (1), серп (1) – жатка (1) – жнейка (1), молотилка (1) – цеп (1), веялка (1).

Верный порядок глаголов – 1 балл.

Одно название – 1 балл.

Максимальное количество: 11 баллов

Задание 5

О каком языковом явлении (и о словах, с ним связанных) русский ученый конца Х1Х – начала ХХ века Роман Федорович Брандт писал: «…они имеют весьма симпатичную сторону как памятники мирного общения народов и их взаимного обучения»? Прокомментируйте свой ответ.

Ответ

Р.Ф. Брандт писал о заимствовании иноязычных слов и о заимствованных словах.

Ответ на вопрос – 1 балл.

Комментарий – до 3 баллов.

Максимальное количество: 4 балла

Задание 6

Недавно в городскую библиотеку поступило 78498 новых книг. Со сколькими новыми книгами могут познакомиться читатели библиотеки? Выберите верный ответ.

А) с семьдесят восемь тысяч четыреста девяносто восемью;

Б) с семьюдесятью восемью тысячами четырьмястами девяноста восемью;

В) с семидесятью восемью тысячами четырьмястами девяноста восемью;

Г) с семидесяти восьми тысяч четырёхсот девяносто восемью;

Д) с семьюдесятью восемью тысячами четырестамидевяностами восемью.

Ответ

Верный ответ – Б) с семьюдесятью восемью (восьмью) тысячами четырьмястами девяноста восемью (восьмью).

Максимальное количество: 1 балл
Задание 7

В каких из перечисленных слов пишутся двойные согласные?

Артил…ерия, гал…ерея, драм…атический, гум…анизм, кол…ичество, кавал…ерия, пьес…а, интел…ект, дрож…и.

Ответ

Артиллерия, интеллект, дрожжи.

Максимальное количество: 3 балла

Задание 8

Какова история слова палка, и имеет ли это слово отношение к глаголу палить в значении «жечь, обжигать огнём»?

Ответ

Учёные считают, что между этими словами существует непосредственная связь (1). Дело в том, что на Руси славяне перед посевом расчищали земли от растительности, при этом сжигали деревья. Сожжённое место называли палом (1), а обожженные колья – палки (1). Позже палками, палицами (1) стали называть любые (и необожжённые) колья.

Максимальное количество: 4 балла

Задание 9

Объясните, что означает выражение блудный сын? Каково его происхождение? Когда оно употребляется в современном языке? Приведите примеры.
Ответ

Блудный сын означает «сын, вышедший из повиновения отцу» (1).

В Евангелии (1) есть притча о сыне, покинувшем отца и промотавшем свою долю наследства, а затем вернувшемся с раскаянием в родной дом.

В современном языке (1) выражение блудный сын употребляется в значении «человек беспутный, нравственно нестойкий», чаще – в значении «раскаявшийся в своих заблуждениях».

Максимальное количество: 3 балла

Задание 10

Только одно из этих слов образовано от славянского слова око, имеющее значение «глаз». Какое? Свой ответ аргументируйте.

Окно, околица, окинуть, океан, окулист.

Ответ

Это слово «окно». Оно образовано от слова «око»(1). Буквальное его значение – глазок в стене (1). Сравните: дверной глазок.

«Околица» образовано от слова «около», родственного древнерусскому слову коло-круг (1).

Глагол «окинуть» образован от слова «кинуть» с помощью приставки О (1).

Слово «океан» пришло в русский язык из греческого (греч. okeanos означает «всемирное море», «море, омывающее вселенную») (1).

«Окулист» - глазной врач. Слово имеет латинское происхождение и восходит к слову «oculus», т. е. «глаз»(1).

Максимальное количество: 7 баллов
Задание 11

Вставьте недостающие слова в пословицы.

Овчинка _____________ не стоит. ____________ место пусто не бывает. Бедному собраться – только _____________. ______________ворона и куста боится. На словах – что на гуслях, а на деле – что на ______________. Соловья ____________________ не кормят. _________________ - знак согласия. Привычка – вторая _________________.

Ответ

Выделки. Свято. Подпоясаться. Пуганая. Балалайке. Баснями. Молчанье. Натура.

Каждое вставленное слово – 1 балл.

Максимальное количество 8 баллов
Задание 12

Найдите и исправьте ошибки в предложениях. Определите тип ошибки и объясните, в чем она заключается.

а). Художник увидел то, чего желал, чего смутно надеялся увидеть.

б). Эти молодые, некрасивые березки стоят у дороги, отражая тень в луже.

в). Имелись также слухи о том, что Иван Сусанин из здешних мест.

Ответ

а) Художник увидел то, чего ждал, что смутно надеялся увидеть.(1) Грамматическая ошибка (1). Глагол увидеть «управляет» словом в родительном(1), а не в винительном падеже, как это требуется(1).

б) Эти молодые, некрасивые березки стоят у дороги, отражаясь в луже.(1)

Лексическая (речевая) ошибка (1). Выражение отражая тень - плеоназм(1), так как в обоих словах содержится компонент «отражать»(1).

в) Ходили также слухи/говорили также, что Иван Сусанин из здешних мест(1). Стилистическая ошибка(1). Выражение имелись слухи звучит как канцеляризм(1).

Исправление ошибки – 1балл. Всего 3 балла.

Квалификация ошибки – 1 балл. Всего 3 балла.

Объяснение ошибки – до 2 баллов. Всего 6.

Максимальное количество: 12 баллов
Задание 13

Запишите и разберите по составу слова словес(?)ный, телес(?)ный. Как они образовались? Приведите примеры других слов, образованных по подобной словообразовательной модели.

Ответ

Словесный, телесный (2)

Слов (1)+ЕС (1)+н (1)+ый (1); при помощи суффикса –н- (1)<слов+ес(а) < слово (1);

тел+ес+н+ый (при помощи суффикса –н-) <тел+ес(а) < тело.

Небесный, чудесный, древесный.

Орфография –2 балла.

Разбор по составу – 1 балл. Всего 2 балла.

Определение способа образования слов – 1 балл. Всего 2 балла.

Каждый пример – 1 балл.

Максимальное количество: 7 баллов

Задание 14

Перед вами отрывок из стихотворения Б.Л.Пастернака «Зимняя ночь». Какие изобразительно-выразительные средства языка употреблены в данном отрывке? Определите, какова их роль.

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела…

Ответ

Изобразительно-выразительные средства языка в стихотворении: Лексический и синтаксический повтор (5):

· повтор слова: мело, мело…

· повтор строки - рефрен (от франц.- повтор):

Многообразие повторов создаёт картину мира, где царит непогода. Но гармония света, тепла побеждает хаос (3).

Развернутое сравнение (2):

Как летом роем мошкара

летит на пламя…

Олицетворение (2):

Слетались хлопья со двора

К оконной раме…

Метафора (2):

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы…

Контекстуальные синонимы (2): по всей земле - во все пределы.

Ассонанс (2): [э] – [о] и аллитерация (2): [м], [л , [р].

Максимальное количество: 20 баллов

Всего максимальное количество: 94 балла


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Можете ли вы привести такие примеры из иностранного языка, который знаете? iconНа промышленных предприятиях часто случаются аварии, которые сопровождаются...
Такие аварии способны привести к гибели или химическому заражению людей, окружающей природной среды. Промышленные объекты, на которых...

Можете ли вы привести такие примеры из иностранного языка, который знаете? iconМетодические рекомендации по дисциплине в4 «Основы теории первого...
«Основы теории первого иностранного (английского) языка: история языка» является обеспечение студентов базовыми лингвистическими...

Можете ли вы привести такие примеры из иностранного языка, который знаете? iconРабочая программа по «Английскому языку»
Обсуждена и согласована на шмо учителей русского языка, литературы и иностранного языка

Можете ли вы привести такие примеры из иностранного языка, который знаете? iconМетодическая разработка по теме «Использование краеведческого материала...
Актуальность использования краеведения на уроках иностранного языка

Можете ли вы привести такие примеры из иностранного языка, который знаете? iconСловообразование в английском языке
Знание слов важно. Слова важны. Слова — это ваши кони, слуги, ваши мысли. Без них вы чувствуете беспомощность, типа мысль есть, а...

Можете ли вы привести такие примеры из иностранного языка, который знаете? iconПриз (торт)
Аукцион «Знаешь ли ты историю Англии?», проходивший в рамках недели иностранного языка

Можете ли вы привести такие примеры из иностранного языка, который знаете? iconПрограмма дисциплины история россии
Квалификация (степень): Бакалавр зарубежного регионоведения со знанием иностранного языка

Можете ли вы привести такие примеры из иностранного языка, который знаете? iconТрадиции русской национальной кухни
Мотивационная обеспеченность урока иностранного языка в системе начального профессионального образования

Можете ли вы привести такие примеры из иностранного языка, который знаете? iconПрограмма дисциплины политическая карта мира
Квалификация (степень): Бакалавр зарубежного регионоведения со знанием иностранного языка

Можете ли вы привести такие примеры из иностранного языка, который знаете? iconПрограмма обсуждена на заседании мо учителей иностранного языка
Заозёрная общеобразовательная средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №16






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск