Структура программы учебного предмета I






Скачать 297.22 Kb.
НазваниеСтруктура программы учебного предмета I
страница1/3
Дата публикации26.07.2015
Размер297.22 Kb.
ТипПояснительная записка
h.120-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3




Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся детей
IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Контрольные требования на разных этапах обучения;

- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации преподавателям;

- Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

обучающихся;
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

- Список рекомендуемой нотной литературы;

- Список рекомендуемой методической литературы.

I. Пояснительная записка
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Данная программа составлена на основе проекта примерной программы по учебному предмету «Музыкальный инструмент: Фортепиано» в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты» (Москва, 2012) с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор».

Учебный предмет " Музыкальный инструмент: Фортепиано" направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Учебный предмет «Музыкальный инструмент: Фортепиано» расширяет представления учащихся об исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и навыки.

Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры. Предмет «Музыкальный инструмент: Фортепиано» наряду с другими предметами учебного плана является одним из звеньев музыкального воспитания и предпрофессиональной подготовки учащихся-инструменталистов. Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических предметов, поэтому для успешного обучения в детской школе искусств обучающимся на фольклорном отделении, необходим курс ознакомления с этим дополнительным инструментом.
2. Срок реализации учебного предмета

Срок реализации учебного предмета «Музыкальный инструмент: Фортепиано» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.

Срок реализации учебного предмета «Музыкальный инструмент: Фортепиано» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Музыкальный инструмент: Фортепиано»:

Таблица 1


Срок обучения

8 лет

9-й год обучения

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

987

165

Количество часов на аудиторные занятия

329

66

Количество часов на внеаудиторную

(самостоятельную) работу

658

99

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: Реализация учебного плана по предмету «Музыкальный инструмент: Фортепиано» проводится в форме индивидуальных занятий в объеме академического часа в 1 – 6 классах, в объеме двух академических часов в 7-8 (9) классах.

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.

Программа предмета "Музыкальный инструмент: Фортепиано" предусматривает самостоятельную работу учащегося, что предполагает наличие дома фортепиано. Домашняя работа должна строиться в соответствии с рекомендациями педагога, быть регулярной и систематической, контролироваться на каждом уроке.
5. Цель и задачи учебного предмета «Музыкальный инструмент: Фортепиано»

Цель:

- развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им базовых знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства.

Задачи:

  • развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его музыкального кругозора, а также воспитание в нем любви к классической музыке и музыкальному творчеству;

  • владение основными видами фортепианной техники для создания художественного образа, соответствующего замыслу автора музыкального произведения;

  • формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на фортепиано с учетом возможностей и способностей учащегося; овладение основными видами штрихов - non legato, legato, staccato;

  • развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти, музыкальности, эмоциональности;

  • овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для владения инструментом фортепиано в рамках программных требований;

  • обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста, игре в ансамбле;

  • владение средствами музыкальной выразительности: звукоизвлечением, штрихами, фразировкой, динамикой, педализацией;

  • приобретение навыков публичных выступлений, а также интереса к музицированию.


6. Обоснование структуры учебного предмета «Фортепиано»

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".
7. Методы обучения

При работе с учащимся педагог использует следующие методы:

  • словесные (объяснение, беседа, рассказ);

  • наглядно-слуховой метод (показ с демонстрацией пианистических

  • приемов, наблюдение);

  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений);

  • практические методы обучения (работа на инструменте над

  • упражнениями, чтением с листа, исполнением музыкальных произведений).


8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Фортепиано»

Для реализации данной программы необходимы следующие условия:

  • класс для индивидуальных занятий с наличием инструмента «фортепиано», а также доступ к нотному и методическому материалу (наличие нотной библиотеки).

  • Помещение для занятий должно быть со звукоизоляцией, соответствовать противопожарным и санитарным нормам. Музыкальные инструменты должны быть настроены.



II. Содержание учебного предмета

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Музыкальный инструмент: Фортепиано», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Срок обучения 8 (9) лет





Распределение по годам обучения


Класс


1

2

3

4

5

6

7

8

9

Продолжительность учебных занятий (в нед.)

32

33

33

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия в неделю

1

1

1

1

1

1

2

2

2

Общее количество часов на аудиторные занятия

329

66

Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю

2

2

2

2

3

3

3

3

3

Общее количество часов на внеаудиторные занятия по годам

64

66

66

66

99

99

99

99

99

Общее количество часов на внеаудиторные занятия

658


99

757


Максимальное количество часов занятия в неделю

3

3

3

3

4

4

5

5

5

Общее максимальное количество часов по годам

96

99

99

99

132

132

165

165

165

Общее максимальное количество часов на весь период обучения

987

165

1152


Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное время направлено на освоения учебного материала.

Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано» распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

Виды внеаудиторной работы:

  • самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;

  • подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;

  • подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;

  • посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.),

- участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-
просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
2. Требования по годам обучения

Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Музыкальный инструмент: Фортепиано» распределяется по годам обучения (классам) в соответствии с дидактическими задачами, стоящими перед педагогом.
1 класс
Годовые требования

В течение учебного года ученик должен выучить 10-15 различных по форме музыкальных произведений: народные песни, пьесы различного характера, этюды, ансамбли. Формирование навыков подбора легких песенок. Зачет проводится в конце года.
Варианты программ, подготовленных к зачету
1.Александров А. Песня волка.

2.Русская народная песня «Тутушки-потутушки».
1.ИванниковЯ. Воробьишки.

2.Савельев. Песенка кота Леопольда (1 песенка).
1.Дюбюк. Русская песня с вариацией.

2.Лешгор А. Этюд Соль мажор.
2 класс
Годовые требования.

В течение года ученик должен пройти 8-10 различных по форме и характеру произведений. Подбор по слуху и транспонирование пьес в тональностях до 5-ти знаков.

Гаммы; До мажор, Ля минор, Фа мажор, Ре минор на одну октаву каждой рукой отдельно.

Тонические трезвучия каждой рукой отдельно в тех же тональностях (с переносом в различные октавы).
Примерные программы для зачета:

1 вариант
1.Тюрк. Ариозо.

2.Украинская народная песня «Ой, лопнул обруч».
2 вариант
1.Беркович И. Этюд ля минор.

2.Жилинскис А. Латвийская полька.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Структура программы учебного предмета I iconСтруктура программы учебного предмета I. Пояснительная записка -характеристика...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Структура программы учебного предмета I iconСтруктура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Структура программы учебного предмета I iconСтруктура программы учебного предмета I. Пояснительная записка -характеристика...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Структура программы учебного предмета I iconСтруктура программы учебного предмета I. Пояснительная записка Характеристика...
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Структура программы учебного предмета I iconСтруктура программы учебного предмета Пояснительная записка
Преподавание истории изобразительного искусства направлено на всестороннее гармоничное развитие личности учеников, формирование их...

Структура программы учебного предмета I iconПрограмма учебного предмета «История изобразительного искусства»
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Структура программы учебного предмета I iconРабочая программа учебного предмета «история»
«Школа 2100», авторской программы «Российская и всеобщая история для 5-9 классов общеобразовательной школы» (Данилов Д. Д., Кузнецова...

Структура программы учебного предмета I iconРабочая программа учебного предмета «литература»
Учебно-тематический план детализирует содержание программы, в соответствии с графиком учебного процесса

Структура программы учебного предмета I iconУчебного предмета содержание программы учебного курса русского языка для 6 класса
Человек как главный предмет изображения в художественной литературе. О книге и чтении

Структура программы учебного предмета I iconРабочая программа предмета «История, 7 класс»
«История, 7 класс» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования для 6-9 классов...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск