Рабочая учебная программа по русскому языку (наименование учебного предмета)






НазваниеРабочая учебная программа по русскому языку (наименование учебного предмета)
страница1/31
Дата публикации18.02.2017
Размер3.64 Mb.
ТипРабочая учебная программа
h.120-bal.ru > Литература > Рабочая учебная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

Рассмотрено

на заседании МО

протокол № 1

от « » сентября 20___

Согласовано

на НМС

протокол № ______

от « » сентября 20___

Утверждено

директором

приказ № ______

от « » сентября 20__


МОУ «Cредняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №3»
Рабочая учебная программа по русскому языку

(наименование учебного предмета)


(класс, уровень)
Год разработки 2013
Срок реализации программы 2013-2014
Составлена на основе программы по русскому языку В.В.Репкина, Е.В.Восторговой, Т.В.Некрасовой. Л.В.Чеботковой

(наименование программы)

Программу составил (а) Нухова Светлана Васильевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

(программа составлена из расчета 5ч × 34 недели = 170 часов)


Рабочая Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта;

- на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы по русскому языку Е.В.Восторговой, Л.В.Чеботковой.

- Программы по русскому языку к учебникам Репкина В.В., Восторговой Е.В., Некрасовой Т.В., Чеботковой Л.В. Русский язык. 3 класс (1-4). Части 1 и 2. – Томск: Пеленг, 2007

Программно-методические материалы: Русский язык: 3 класс/ М.:Вита-Пресс, 2008.- с.8-19

- на основе новых СанПиН нормах « Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»( от 29.12.2010г.);

Основная задача курса русского языка в 3 классе (авторы Репкин В. В., Восторгова Е. В., Некрасова Т. В., Чеботкова Л. В.) - завершить выделение компонентов орфографического действия, опирающегося на понимание фонематического принципа письма.

Изучение русского языка в третьем классе начальной школы с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развития интуиции и «чувства языка»;

  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

  • воспитание позитивного эмоционально- ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

  • развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;

  • формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных;

  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Для осознания фонематичности русского письма как его принципа учащимся необходимо проанализировать широкий круг орфограмм в различных морфемах.

Решить эту задачу можно лишь тогда, когда дети овладеют понятием морфемы как наименьшей значимой части слова, научатся осуществлять морфосемантический анализ слова. Поскольку корень является центральным элементом в морфемной структуре слова, предопределяющим его лексическое значение, то формирование понятия о морфеме начинается с формирования понятия о родственных словах и корне слова как общей части родственных слов.

Очень важным моментом является установление тождества корневых морфем, так как это является обязательным условием решения орфографической задачи. Включение в анализ омонимичных и синонимичных корней позволяет сделать вывод: чтобы разграничить один и тот же и разные корни, необходимо ориентироваться на общность в значении и на общность фонемного состава.

Овладение понятием о родственных словах и корне слова приводит учащихся к анализу чередующихся звуков в корнях слов. Причём анализируются не только позиционные, но и непозиционные (фонемные) чередования: снег-снежок, конец-кончик.

Выделение корня в качестве объекта орфографического действия является важной предпосылкой для осознания «закона письма» как общего принципа построения орфографического действия. Решающий шаг в этом направлении связан с применением «закона письма» к орфограммам других частей основы (префиксов и суффиксов). В соответствии с фонематическим принципом письма орфограммы в аффиксах проверяются так же, как и в корнях слов, т. е. по сильной позиции в том же суффиксе или префиксе. С помощью заданных односуффиксальных и однопрефиксальных «проверочных» слов учащиеся должны обосновывать выбор букв для обозначения фонем в важнейших русских приставках и суффиксах. Соответствует фонематическому принципу письма и написание окончаний: орфограммы в падежных окончаниях проверяются по сильной позиции в том же окончании. Отсюда следует простой и универсальный способ проверки этих орфограмм: подстановка вместо слова с орфограммой в окончании «проверочного» слова с сильной позицией фонемы в том же окончании (стол, стена, окно, рожь, крутой).

Рассмотрение написаний в падежных окончаниях, противоречащих фонематическому принципу письма, целесообразно начать с окончаний существительных с основой на - ИЙ. При этом особое внимание должно быть обращено на тот факт, что несоответствие закону письма наблюдается только в том случае, если в окончании проверочного слова оказывается фонема <Э>.После рассмотрения сущности данного класса орфограмм следует рассмотреть орфограммы, нарушающие принцип письма, в окончаниях прилагательных. Для того, чтобы указанный способ проверки орфограмм слабых позиций мог быть осознан учениками как всеобщий, необходимо познакомить их с орфограммами корня, нарушающими закон письма (программа предусматривает ознакомление с такими орфограммами в корнях зор/зар, гор/гар).
В 3 классе предусматривается дальнейшее расширение и углубление работы по развитию речи учащихся. На уроках будет уделено внимание таким сторонам устной и письменной речи, как её выразительность, образность, точность. Поэтому наряду с такими традиционными упражнениями, как изложение, сочинение, предусматривается обучение сочинению образных миниатюр.
Описание места учебного предмета в учебном плане ОУ
Данная программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения, которые определены ФГОС, Законом РФ « Об образовании» ( статьи №14, 32).
Количество учебных часов

В год – 170, 34 недели по 5 уроков (в том числе на развитие речи - 13 часов)

В неделю – 5 часов
Программа для третьего года обучения предусматривает, что формирование умений и навыков, развитие устной и письменной речи учащихся с самого начала опираются на системные знания школьников в области русского языка. Сделать использование языковых средств в речи ребенка осознанным. Научить его оценивать их соответствие природе языка и его нормам, а также с точки зрения уместности в различных ситуациях языкового общения, развивать то, что называют чувством языка и что является непременным условием языковой, а значит, и общей культуры человека, - все это возможно на основе истинных знаний о языке.

Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием.



Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека,

и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного предмета

Предметных результатов:

  • различать типы орфограмм (по отношению к фонеме, по позиции, положению в составе слова и по отношению к закону письма);

  • применять способ проверки орфограмм слабой позиции в падежных окончаниях существительных (названий предметов) и прилагательных (названий признаков);

  • использовать основные правила проверки нефонемных написаний в падежных окончаниях (буквы о, ё, ь после шипящих; буква и в окончаниях слов на -ий, -ия, -ие буква г в окончании -ого (-его); окончание –ый (-ий) в прилагательных мужского рода;

  • освоить правила правописания орфограмм сильных позиций (буквы ы после ц; разделительные ь и ъ);

  • овладеть способами проверки орфограмм в окончаниях слов, называющих действия (орфограммы в формах прошедшего времени, -ться, -тся, буквы ё и ь после шипящих, гласные в личных окончаниях);

  • определять с помощью словаря значения многозначного слова и объяснять связь между ними;

  • склонять существительные разного типа и определять падеж существительного в словосочетании;

  • проверять орфограммы слабых позиций в падежных окончаниях

  • существительных и прилагательных путем подстановки в высказывание «проверочного» слова с окончанием в силыюй позиции;

  • определять тип спряжения глагола и проверять орфограммы в окончаниях;

  • правильно записывать слова с непроверяемыми орфограммами, изученные во 2—3 классах;

  • записывать под диктовку текст (55—60 слов) с изученными орфограммами;

  • списывать словосочетаниями несложный по содержанию текст без опоры на орфографическое проговаривание вслух;

  • выразительно читать незнакомый художественный текст (темп чтения не менее 80 слов в минуту);

  • составлять простой план повествовательного и описательного текста, письменно излагать содержание повествовательного и описательного

  • текста по коллективно составленному плану (с пропуском неизученных орфограмм);

  • самостоятельно составлять текст повествовательного или описательного характера с опорой на собственные наблюдения (с пропуском неизученных орфограмм);

  • составлять развернутый письменный ответ на вопросы по изученному материалу (с пропуском неизученных орфограмм).

Метапредметных результатов:

  • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

  • способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

  • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

  • стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Личностных результатов:

  • овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических)

и правилах речевого этикета;

  • умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;

  • умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

  • способность контролировать свои действия, проверять написанное.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Основной закон русского письма (систематизация материала, изученного во 2-м классе)

Значимые части слова: основа и окончание. Части основы: корень и аффиксы (префиксы, суффиксы, постфиксы). Позиционное чередование звуков в частях слова. Ряд позиционно чередующихся звуков (фонема) как основная звуковая единица языка. Звук как
позиционный представитель фонемы в слове. Смыслоразличительная функция фонем. Сильные и слабые позиции фонем (позиции разграничения и позиции совпадения рядов позиционно чередующихся звуков). Звук в сильной позиции как основной представитель фонемы. Способ определения фонемного состава слова (приведение звука в слабой позиции к сильной позиции в той же части слова). <Неопределяемые (неприводимые к сильной позиции фонемы. Буква как знак фонемы. Основной закон русского письма (фонематический принцип письма): обозначение буквами фонем (а не звуков). Буквы, обозначающие фонему в слабой позиции, как орфограммы. Общее орфографическое правило (обозначение фонемы слабой позиции буквой, которой обозначается эта фонема в той же части слова в сильной позиции). Общий способ проверки орфограмм слабой позиции (приведение фонемы к сильной позиции в той же части слова). Применение общего правила к разным частям слова. Чередование звуков и фонем в корнях слов. Необозначение буквами позиционного чередования звуков и необходимость обозначения чередования фонем. Непроизносимые согласные. Применение общего правила орфографии к аффиксам (наблюдения). Правописание слов с приставкой С—. Слова с буквой З перед согласной в начале слова (здание, здесь, здоровье, здравствуй, эга).
2.Окончание как значимая часть слова. Работа окончания в словах, называющих предметы (указание на число, падеж и род слова). Постоянная (указание на род) и переменные (указание на число и падеж) работы окончания. Падежное окончание как основное средство связи названия предмета с други- ми словами в высказывании. Сравнительная характеристика ра боты окончаний в названиях предметов и признаков. Система падежных окончаний. Склонение слов, называющих предметы в единственном числе (с помощью слов есть..., нет...
и т. д.). Названия падежей. Омонимия и синонимия падежных окончаний. Определение падежа слова в словосочетании. Предлог как дополнительное средство связи названия предмета с другим словами в высказывании. Предлоги и приставки. Особенности надежных форм указательных слов он, она, оно, они с предлогами Набор падежных окончаний слова (в единственном числе). Четыре основных набора падежных окончаний у слов, называющих предметы. Приведение слова к именительному падежу как способ определения набора его надежных окончаний. Буква Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы. Способ определения рода, числа и падежа слов, называющих признаки.

3. Применение общего орфографического правила к падежным окончаниям. Позиционное чередование звуков в падежных окончаниях. Соответствие букв, обозначающих фонем в слабых позициях в падежных окончаниях, закону русского письма. Способ проверки орфограмм в падежных окончаниях (замена слова с орфограммой словом с тем же набором падежных окончаний в сильных позициях). <Проверочные слова для проверки орфограмм в падежных окончаниях (стена, стол, окно, рожь, другой). Применение способа проверки орфограмм в падежных окончаниях к словам, называющим предметы и признаки (в единственном числе).
Падежные окончания во множественном числе. Совпадение окончаний -ам (-ям), -амм (-ямм), -ах (-ях) у слов с разными наборами падежных окончаний. Окончания -а (-я), -ы (-м) в именительном падеже множественного числа. Падежные окончания родительного падежа множественного числа. Беглые О и Е в этой падежной форме. Порядок действий при проверке орфограмм слабых позиций в падежных окончаниях.
4. Нефонемные написания в надежных окончаниях. Несоответствие закону письма буквы Ин падежных окончаниях слов типа армия, здание, гербарий. Особенность основы этих слов. Необходимость дополнительной проверки орфограмм, соответствующих ударному -е в проверочном слове (в столе — в гербарии, в стене — в армии и т. п.). Несоответствие закону письма написаний в окончаниях названий признаков (буквы Ы, И в окончании -ый (-мй), буква Гн окончании -ого (-его)). Необходимость дополнительной проверки орфограмм, соответствующих -ой в сильной позиции. Несоответствие закону письма обозначения фонемы <о> в слабой позиции буквой Е после шипящих и Ц. Уточнение порядка действий при проверке орфограмм в падежных окончаниях с учетом наличия нефонемных написаний.
5. Правописание личных окончаний. Работа личных окончаний: указание на лицо и число слов, называющих действия. два набора личных окончаний (слова 1-го и 2-го спряжения). Работа окончаний слов, называющих действия, в прошедшем времени (в единственном числе — указание на число и род, во множественном — только на число). Окончания инфинитива (неопределенной формы слов, называющих действия). Особенность их работы — отсутствие указания на время, лицо, число и род слова. Постфикс -ся. Способ проверки орфограммы в формах на -ться, -тся. Соответствие написаний орфограмм в окончаниях прошедшего времени основному закону письма. фонемный характер написаний гласных в личных окончаниях. Необходимость определения спряжения при проверке орфограммы слабой позиции в личном окончании. Определение спряжения по одному из личных окончаний. Буквы Е и Ь после шипящих в личных окончаниях. Установление признаков слов, относящихся к 1-му и 2-му спряжению. две основы у слов, называющих действие (основа инфинитива и основа настоящего времени), соотношение между ними (усекаемые и неусекаемые основы инфинитива). Особенности слов 2-го спряжения (усекаемая основа, суффиксы -и-, -е-, -а-, наличие шипящей перед суффиксом -а-). Правописание личных окончаний в словах гнать, брить (неусекаемая основа с заменой -и- на -е-), стелить (образование личных форм от стлать), хотеть (разноспрягаемое слово). Определение типа спряжения слов с приставками.
6. Система орфограмм и способы их проверки (работа с орфографической тетрадью-справочником). Орфограммы, связанные и не связанные с обозначением фонем. Правила, регулирующие написание орфограмм, не связанных с обозначением фонем. Раздельное написание слов (предлоги и приставки). Употребление больших букв (повторение). Правила переноса слов. Орфограммы, связанные с обозначением фонем. Орфограммы сильных и слабых позиций. Список орфограмм сильных позиций и правила, регулирующие их написание (повторение). Способы проверки орфограмм слабых позиций. Определение части слова, в которой находится орфограмма слабой позиции. Определение вида орфограммы по отношению к закону письма (по списку нефонемных написаний в данной части слова). Нефонемные написания в окончаниях слов (повторение). Нефонемные написания в корнях слов (на примере корня гор-/гар). Необходимость специальных правил для проверки таких орфограмм. Орфограммы корня с «двойной проверкой (на примере корня зор-/ зар-). Специальные правила, регулирующие написание таких орфограмм (наблюдения). Общий способ проверки орфограмм слабых позиций, не требующих специальных правил (приведение к сильной позиции в той же части слова). <Непроверяемые» орфограммы. Порядок действий при проверке орфограмм в высказывании.
Развитие речи. Определение значения слова по контексту и с помощью толкового словаря. Многозначность слова. Определение связи между значениями многозначного слова (с помощью словаря). Слова- синонимы и слова-омонимы, их связь с многозначностью слова. Устаревшие слова, их стилистическая функция в поэтической речи. Образные значения слов (наблюдения). Сравнение как средство выразительности художественной речи. Речевые особенности пословиц, поговорок, загадок. Толкование пословиц и поговорок. Фразеологизмы (без термина). Высказывание с репликой и словами автора, варианты его строения. Правила записи таких высказываний (случаи, в которых слова автора не прерывают реплику). Разные варианты выделения реплики: с помощью тире и красной строки; с помощью кавычек. Часть текста как развернутое (уточненное, дополненное) сообщение о предмете. Абзац (часть письменной записи текста, выделенная с помощью красной строки). Выделение частей в тексте-описании и тексте-повествовании и оформление их при записи. Редактирование текста с нёправильно выделенными частями. План как средство понимания текста. Разные способы формулирования пунктов плана: в виде заголовков к каждой части и в виде вопросов. Составление простого плана текста (описания и повествования) с целью его понимания и последующего воспроизведения. Восстановление деформированного текста по заданному плану. Составление текста (повествования и описания) по заданному плану. Составление описания с учетом позиции наблюдателя. Изложение текста повествовательного или описательного характера по коллективно составленному плану. Устный и письменный ответ на вопрос по изученному грамматическому материалу с обоснованием тезиса. Сочинение по серии сюжетных картинок.
Слова с непроверяемыми написаниями. Автобус, вместе, вокруг, восток, герой, горох, дорога, желтый, завтрак, земляника, картина, картофель, квартира, коллектив, коллекция, компьютер, Кремль, кровать, лагерь, лестница, магазин, малина, месяц, метро, молоток, морковь, обед, овощи, огород, огурец, однажды, орех, осина, отец, песок, погода, помидор, потом, праздник, приветливо, пшеница, ракета, растение, рисунок, север, сирень, солома, топор, трактор, трамвай, троллейбус, ужин, улица, черный, четверг, чувство, яблоко.

Календарно-тематическое планирование

Русский язык

170 часов (5ч х 34нед.)

Содержательная линия (перечень разделов)

Количество часов, отводимое на изучение раздела

Темы уроков

Учебные материалы к ним

Страницы учебника, рабочей тетрвди.

Планируемые результаты (в соответствии с требованиями ФГОС)

Возможные виды деятельности учащихся

Дата проведения уроков

Предметные

Метапредметные

(регулятивные, коммуникативные, познавательные)

Личностные

1 четверть ( количество часов)




  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по русскому языку (наименование учебного предмета) iconРабочая программа по русскому языку включает разделы: пояснительную...
Рабочая программа учебного предмета «мхк» для 10-11 классов общеобразовательного учреждения (базовый уровень) составлена на основе...

Рабочая учебная программа по русскому языку (наименование учебного предмета) iconРабочая учебная программа по истории (наименование учебного предмета)
Мбоу «Cредняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №3»

Рабочая учебная программа по русскому языку (наименование учебного предмета) iconРабочая учебная программа по всеобщей истории (наименование учебного предмета \ курса)
Составлена на основе авторской программы А. А. Улуняна, Е. Ю. Сергеева, Т. В. Коваля «Новейшая история зарубежных стран», 11 класс...

Рабочая учебная программа по русскому языку (наименование учебного предмета) iconРабочая учебная программа по всеобщей истории (наименование учебного предмета \ курса) 11 класс
Л. Н. Алексашкиной: Программы для общеобразовательных учреждений. Всеобщая история. История России. 10—11 классы. — М.: Мнемозина,...

Рабочая учебная программа по русскому языку (наименование учебного предмета) iconРабочая учебная программа по истории России (наименование учебного предмета \ курса)
Составлена на основе авторской программы А. А. Левандовского, Ю. А. Щетинова, В. С. Морозова «История России ХХ – начало XXI в.»,...

Рабочая учебная программа по русскому языку (наименование учебного предмета) iconВнеклассное мероприятие для 7 класса "на чистом русском"
Цели: провести мероприятие, посвященное русскому языку; активизировать знания по русскому языку; расширять кругозор уча­щихся; развивать...

Рабочая учебная программа по русскому языку (наименование учебного предмета) iconРабочая учебная программа по по истории древнего мира (наименование учебного предмета \ курса)
Составлена на основе действующего законодательства в сфере образования и на основе программы Ф. А. Михайловского «История Древнего...

Рабочая учебная программа по русскому языку (наименование учебного предмета) iconРабочая учебная программа по истории древнего мира (наименование учебного предмета)
Сборник нормативных документов. История /Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. В основу планирования курса взята...

Рабочая учебная программа по русскому языку (наименование учебного предмета) iconПрограммы (основная/ дополнительная), направление подготовки, специальность,...
Нефедова Е. А. Узорова О. В. Справочное пособие по русскому языку 2-4 класс. Москва, 2000

Рабочая учебная программа по русскому языку (наименование учебного предмета) iconТематическое планирование по русскому языку 7 класс Диагностика знаний учащихся
Требования к результатам освоения выпускниками основной школы программы по по русскому языку






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск