«детская литература» учебно-методический комплекс по дисциплине






Название«детская литература» учебно-методический комплекс по дисциплине
страница1/5
Дата публикации07.02.2015
Размер0.87 Mb.
ТипЛитература
h.120-bal.ru > Литература > Литература
  1   2   3   4   5
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский государственный педагогический университет имени В.М. Шукшина»

«ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА»


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Бийск

2008


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский государственный педагогический университет имени В.М. Шукшина»


Кафедра

Методики начального обучения

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

Детская литература

Специальность:

050708 «Педагогика и методика начального образования»

(код) (наименование)


Бийск

2008
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский государственный педагогический университет имени В.М. Шукшина»
Кафедра

Методики начального обучения

Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля)

Детская литература
АННОТАЦИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Дисциплины предметной подготовки

Федеральный компонент




Индекс


Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов

1

2

3

ДПП.Ф.02

Детская литература
Специфика детской литературы: художественный и педагогический компонент. Круг детского чтения. Фольклор в детском чтении. Основные этапы истории русской и зарубежной детской литературы. Система жанров литературы. Приключенческая и научно-познавательная литература для детей. Тенденции развития современной детской литературы. Методика анализа произведений детской литературы.






2. Взаимосвязь дисциплины (модуля)/спецкурса с другими дисциплинами учебного плана специальности (сетов в ГОС ВПО):

Курс "Детская литература" входит в систему общей гуманитарной и специально-предметной подготовки специалистов по начальному образованию. В план изучения детской литературы включены краткие экскурсы в устное народное творчество, в теорию и историю литературы, языкознание, детскую психологию, а также социологию и культурологию.

Детская литература изучается и как часть мировой культуры, несущая все её свойства и тенденции, и как часть субкультуры детства, то есть как самостоятельный социально-культурный феномен, постижение которого требует от преподавателей и студентов самостоятельных научно-творческих поисков.

Специфика преподавания и изучения данного курса состоит, во-первых, в особенностях формирования детской литературы и круга детского чтения усилиями, с одной стороны, писателей, педагогов, психологов, с другой - самими детьми, которые принимают лучшие и актуальные произведения и отвергают несовершенные или морально устаревшие. Следовательно, необходимо учитывать эстетические ожидания маленького читателя при обычном филологическом анализе литературных фактов, а значит, опираться на опыт собственного детского чтения или на читательский опыт современных детей.

Вторая черта специфики преподавания данного курса заключается в том, что традиционная жанрово-видовая классификация произведений необходимо дополняется классификацией детской читательской аудитории и классификацией соотнесённости произведений с кругом детского чтения. В данном курсе рассматриваются произведения, прямо адресованные детям и перешедшие из "взрослой" литературы в круг детского чтения, а также уделяется внимание детскому творчеству, коллективному и индивидуальному.

Круг чтения детей постоянно обновляется: программа учитывает эти изменения и знакомит студентов в первую очередь с современным кругом детской литературы. Отбор имён писателей и произведений осуществляется по степени их значимости для развития фундаментальных жанров детской литературы. В системе лекционно-семинарских занятий приоритеты отдаются анализу индивидуального стиля того или иного автора (в монографических темах), стилю направления, школы, эпохи - в темах обобщающего характера. Стержневой доминантой всего курса является не жёстко "хронологический" подход, а последовательное рассмотрение эволюции жанровых форм в детской литературе.

Данный подход к изучению детской литературы должен помочь будущим учителям овладеть такими навыками организации детского чтения, при которых во главу угла ставится не проблемно-тематический анализ, а естественное и закономерное внимание к художественному слову.

Задачи, стоящие перед студентами, включают в себя: осмысленное чтение художественных текстов, изучение важнейших теоретических и критических работ, изучение основ теории литературы и истории детской литературы, выработку собственных суждений по основным вопросам курса и навыков аналитического подхода к художественному тексту

Итогом изучения курса должна стать развитая способность учителя начальных классов творчески использовать полученные знания в профессиональной работе.

3. Перечень элементов учебно-методического комплекса:

  • учебная программа дисциплины/модуля/спецкурса;

  • учебно-методическое обеспечение дисциплины/модуля/спецкурса по видам занятий в соответствии с рабочей программой:

- перечень учебной литературы;

- тематика лекционного курса;

- методические указания к практическим и семинарским занятиям;

- методические указания к самостоятельной работе студентов.

  • методическое обеспечение всех видов контроля знаний студентов:

- материалы для текущего контроля знаний студентов;

- задания к контрольной работе;

- перечень вопросов к экзамену;

- зачетный тест.

4. Список авторов элементов УМК:

Островская Е.В., ст. преподаватель.

5. Нормативные документы, требования которых учитывались при разработке УМК дисциплины (модуля)/спецкурса:

- ГОС ВПО по специальности;

- Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования:

    • «Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования», рекомендованные Министерством образования Российской Федерации (2001 г.) – электронный вариант;

    • Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования. – М., 2004.

- Оценочные и диагностические средства для итоговой аттестации выпускников вузов по педагогическим специальностям (рекомендованы Министерством образования РФ, 2003 г.).
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Бийский государственный педагогический университет имени В.М. Шукшина»
Кафедра

Методики начального обучения

Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля):

Детская литература

УТВЕРЖДАЮ

I Проректор по УР___________________

"____"______________200_г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине (модулю)

Детская литература
Специальность

050708 «Педагогика и методика начального образования»

код наименование
Факультет

начальных классов
Курс обучения _____1__/_______/________

Семестр ____1,2___/_______/________

Всего часов по учебному плану: _______

В том числе по формам обучения: очная / заочная

- лекции __48_____/____________/_______

- практикум __24_____/____________/_______

- самостоятельная работа ___88____/____________/_______

Формы итогового контроля знаний:

- зачет ____сем./ ____сем./ ____сем.

  • экзамен ___2_сем./ ____сем./ ____сем.


Бийск

2008

Пояснительная записка
Литература для детей, подростков, юношества является неотъемлемой частью художественной культуры народа, важнейшим средством формирования подрастающей личности. Место детской литературы как важнейшего источника об окружающем мире и раннего нравственно-эмоционального опыта в становлении личности очень велико. Поэтому в системе подготовки учителей начальной школы, воспитателей детского сада особое место занимает изучение и осмысление произведений детской литературы, тенденций и путей развития литературного процесса.

Детская литература является частью общелитературного процесса, но частью суверенной, имеющей свои особенности. Детская литература – вид искусства, часть общей литературы, подчиняющаяся всем законам искусства и являющаяся отражением реальной действительности, особой формой познания. Под особой формой познания понимается способность писателя видеть мир сразу в двух измерениях: детском и взрослом. Эта способность (категория) исследователями названа «памятью детства».

Специфика детской литературы связана не только с характером изображения действительности, но и с особым предметом ее изображения: он тот же, что и во всяком искусстве, но в то же время особый: главный герой детской книги – ребенок, подросток, человек растущий, изменяющийся, а его чувства, мышление, впечатления должен изображать человек взрослый. Единство эстетического и педагогического начал также выражает специфику детской литературы.
Раздел I. ОРГАНИЗАЦИОННО-НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

1. Рабочая программа (дневное и заочное отделение)

Требования ГОС к содержанию дисциплины «Детская литература»
Изучение детской литературы отвечает ГОС ВПО 2005 г. и ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности учителя начальных классов:

В области учебно-воспитательной деятельности:

  • осуществление процесса в соответствии с образовательной программой;

  • планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

  • использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения;

  • использование технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

  • применение современных средств оценивания результатов обучения;

  • воспитание у учащихся духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;

  • организация и проведение внеклассных мероприятий;

В области научно-методической деятельности:

  • выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

  • анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;

В области социально-педагогической деятельности:

  • планирование и проведение мероприятий по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания;

  • установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в семейном воспитании;

  • проведение профориентационной работы;

  • оказание помощи в социализации учащихся;

В области культурно-просветительной деятельности:

- формирование общей культуры учащихся;

В области коррекционно-развивающей деятельности:

- реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию детей;

- работа по обучению и воспитанию с учетом коррекции отклонений в развитии;

В области организационно-управленческой деятельности:

- организация внеурочной деятельности.
1.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины: дать целостное представление о детской литературе как художественной и художественно-педагогической естественной составляющей русской и мировой литературы с учетом мето­дической перспективы.

Задачи курса:

  • изучить фольклор для детей, классическую русскую, современную и переводную детскую литературу;

  • усвоить закономерности исторического развития детской литературы и детского чтения;

  • приобрести навыки критической оценки творчества писателей для детей и отдельных книг для детского чтения;

  • изучить детскую литературу и фольклор как мате­риал школьного предмета «литературное чтение»;

  • уметь отбирать книги для школьного и домашнего чтения;

  • приобрести навыки анализа художественного текста на материале детской литературы и фольклора;

  • последовательно рассмотреть эволюцию жанровых форм в литературе для детей и юношества, а также изучить развитие детской и юношеской литературы через различные способы портретирования литературы для взрослых, с одной стороны, а с другой – через различные формы взаимодействия русской детской литературы и зарубежной;

  • познакомить с основными направлениями издательской де­ятельности, ориентированной на детей дошкольного и младшего школь­ного возраста.


1.2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Студент, изучающий дисциплину, должен:

- знать детскую литературу как вполне самостоятельное историко-литературное явление, отражающее общие тенденции развития отечественной и мировой культуры, литературы, а также педагогической мысли; монографическое творчество выдающихся детских писателей, как русских, так и зарубежных; наизусть стихотворные тексты, обязательные при работе с детьми;

- уметь продемонстрировать на практике владение ключевыми литературно-критическими письменными жанрами: аннотация, рецензия, обзор детского литературного издания; художественными жанрами: литературная сказка (стилизация, пародия, др.), загадка, рассказ (в основе которого – динамичный увлекательный сюжет);

- знать высказывания о детской литературе критиков и писателей XIX, XX веков;

- иметь представление об основных этапах историко-литературного процесса формирования детской литературы; о разделах детской литературы и тематике детского чтения;

- знать книги и произведения ведущих писателей – русских, зарубежных; знать детскую периодическую печать.

- уметь самостоятельно, исходя из имеющихся теоретико-литературных знаний, анализировать произведения детской литературы разных видов и жанров;

- уметь просматривать любые детские книги, определять, для какого возраста они предназначены, каково их примерное содержание, образовательно-воспитательное и эстетическое значение;

- уметь рассказать о любой предложенной книге и дать краткую аннотацию;

- уметь выразительно читать произведения (в том числе и незнакомые) после непродолжительной предварительной подготовки, следить за своей речью;

- уметь подобрать материал по теме, составить рекомендательный список книг, воспользовавшись общепринятыми средствами библиотечно-библиографической помощи;

- уметь самостоятельно подготовить краткое сообщение о писателе, привлекая его книги и книги о нем, уметь составить книжные выставки – авторскую, тематическую;

- ьвладеть навыками аналитического подхода к художественному тексту, имеющему своим адресатом ребенка или подростка.
1.3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

160

1,2

Аудиторные занятия

18/54

1,2

Лекции

12/36

½

Практические занятия (семинары)

6/18

½

Лабораторные работы

-

-

Самостоятельная работа

20/68

½

Курсовые работы/рефераты







Вид итогового контроля: экзамен/зачет

Экзамен

2


1.4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1.4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ


№ п/п

Тема

Количество часов







Лекции

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Сам.

раб.

1.

Введение. Специфика детской литературы. Предмет и задачи курса. Понятия «детская литература» и «Круг детского чтения»

2







2

2.

Детский фольклор. Классификация, ведущие жанры.

4







2

3.

Русские народные сказки.




4




2

4.

Раздел I. Детская литература 15-19 вв.

Основные этапы развития детской литературы в России 15-18 веков. Педагогическая и издательская деятельность Н.И. Новикова.









2

5.

Краткая характеристика русской детской литературы первой половины 19 века. Литературные поэтические и прозаические сказки. Басенный жанр в круге детского чтения.




2




2

6.

Сказки А.С. Пушкина. Конспект статьи Зуевой Т.В. «О сказках Пушкина»



2




2

7.

Тенденция развития детской литературы второй половины 19 века. Проза, поэзия, периодика.

2







2

8.

Расширение круга детского чтения за счет поэзии демократов и поэтов «чистого искусства»

2








2


9.

В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов о проблемах детской литературы, детских писателей, журналах. Конспектирование их статей.










2

10.

Аксаков С.Т. в круге детского чтения. Сказка «Аленький цветочек».

2







2

11.

К.Д. Ушинский – педагог и детский писатель.




2




2

12.

Рассказы и сказки В.М. Гаршина и Д.Н. Мамина-Сибиряка.




2




2

13.

Л.Н. Толстой в детском чтении.




2




2

14.

А.П. Чехов о детях и для детей.




2




2

15.

Раздел II. Детская литература конца 19- нач. 20 вв.

Основные тенденции развития детской литературы рубежа веков. Тема детства и творчества писателей демократического направления: А. Куприн, В. Короленко, Л. Андреев и др.


4








2

16.

Гарин-Михайловский Н.Г. «Детство Тёмы»

2







2

17.

Сказки и рассказы М. Горького в круге детского чтения.

2







2

18.

Раздел III. Русская литература 20 века для детей и в детском чтении.

Детская литература периода Октябрьской революции и гражданской войны. Развитие литературы для детей в 20 годы.









4

19.

Поэты группы ОБЭРИУ. Творчество Д. Хармса.










2

20.

Творчество Введенского А., Владимирова Ю. для детей.










2

21.

В. Маяковский и детская литература.




2




2

22.

Саша Черный – детский поэт и писатель.










2

23.

Поэтика сказок К.И. Чуковского. Книга Чуковского «От 2 до 5». Глава 4 – заповеди детским поэтам (конспект).




2




2

24.

Детская литература 30-х годов. Литературные сказки «римейк»: (А. Толстой – К. Коллоди; А. Волков – Ф. Баум и др.)

4







2

25.

Творчество А.П. Гайдара для детей.




2




2

26.

С.Я. Маршак – поэт, драматург, критик, переводчик с английского.




2




2

27.

Детская литература в годы ВОВ и первого послевоенного десятилетия: достижения и неудачи, основные тенденции развития, своеобразные трактовки темы войны.










4

28.

С.В. Михалков – баснописец и драматург, поэзия для детей.




4




2

29.

Житков Б.С. Жизнь и творчество для детей.

2







2

30.

Поэзия для детей А.Л. Барто.




2




2

31.

Сказы Бажова П.П. в круге детского чтения.

2







2

32.

История научно-популярной и научно-художественной литературы для детей: В. Бианки, М. Пришвин, Н. Сладков и др.

2

2







33.

Н. Носов. Сказки и рассказы писателя для детей.

2







2

34.

Основные пути и тенденции развития детской и юношеской прозы 70-90 годов, поиск в области проблематики, конфликта, художественного жанра.










2

35.

Мир детства в произведениях А. Алексина, А. Лиханова, В. Крапивина и др.

4







2

36.

Статьи в современных литературоведческих журналах по проблемам детской литературы.










4

37.

Современная детская проза и поэзия.

4







2

38.

Раздел IV. Зарубежная литература для детей в контексте отечественной словесности.

Основные тенденции и пути развития зарубежной детской литературы 17-18 вв. Сказки Ш. Перро, Г.Х. Андерсена, бр. Гримм и их обработка Л. Толстым, Е. Шварцем.



4







2

39.

Сказка Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес» и русская детская литература нонсенса, парадокса.

2







2

40.

Творчество Р. Киплинга.

2







2

41.

Английская литературная сказка 20-90-х годов ХХ века: А. Милн, Дж. Р. Толкиен в круге чтения современного дошкольника и младшего школьника.










2

42.

Литературная сказка Скандинавии. Трилогия А. Линдгрен о малыше и Карлсоне.










2




Всего:

48

32




88



1.4.2. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ – 48 ЧАСОВ
Лекция № 1.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«детская литература» учебно-методический комплекс по дисциплине iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Детская литература» раскрывает содержание и методику работы по одной из основных дисциплин...

«детская литература» учебно-методический комплекс по дисциплине iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература...
Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины «Детская литература», входящей в цикл дисциплин специализации. Она...

«детская литература» учебно-методический комплекс по дисциплине iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Искусство и литература»...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

«детская литература» учебно-методический комплекс по дисциплине iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...

«детская литература» учебно-методический комплекс по дисциплине iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Криминология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...

«детская литература» учебно-методический комплекс по дисциплине iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Деньги, кредит, банки»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...

«детская литература» учебно-методический комплекс по дисциплине iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «уголовное право»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...

«детская литература» учебно-методический комплекс по дисциплине iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Деньги, кредит, банки»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...

«детская литература» учебно-методический комплекс по дисциплине iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Смирнова И. Р., Драчева С. О. Детская литература. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050100....

«детская литература» учебно-методический комплекс по дисциплине iconУчебно-методический комплекс по дисциплине История железнодорожного
...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск