И теория развитого государства






НазваниеИ теория развитого государства
страница1/6
Дата публикации27.02.2015
Размер0.59 Mb.
ТипДокументы
h.120-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6

История и современность, № 1, март 2007 3–49

теория




Л. Е. ГРИНИН

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
В ОСМАНСКОМ ЕГИПТЕ XVI–XVIII вв.
И ТЕОРИЯ РАЗВИТОГО ГОСУДАРСТВА

Введение


Настоящая статья является в известной мере продолжением
статьи «О стадиях эволюции государства. Проблемы теории», ранее опубликованной в «Истории и современности» (Гринин 2006а).
В этой статье я доказывал, что известная стадиальная схема Хенри Й. М. Классена и Питера Скальника раннее государство – зрелое государство является неполной, поскольку игнорирует принципиальные различия между государствами индустриальной и доиндустриальной эпох1. Некоторые исследователи, напротив, в процессе эволюции государственности выделяют только доиндустриальный и индустриальный типы государства (например: Cohen 1978). Но в этом случае не учитывается огромная разница между бюрократическими и небюрократическими аграрными государствами. Исходя из этого, я предложил трехстадийную модель эволюции государственности: ранние государства – развитые государства – зрелые государства.

Ранние государства – это еще недостаточно централизованные государства, политически организующие общества с неразвитой административно-политической и социально-классовой структурой, расцвет которых приходится на период истории древнего мира и основной части средневековья. Развитые государстваэто уже сложившиеся централизованные государства поздней древности, средневековья и Нового времени, политически организующие общества с ясно выраженным сословно-классовым делением. Зрелые государства – это государства индустриальной эпохи, в которых исчезли сословия, сформировались классы промышленного общества и современного типа нации. Исходя из сказанного, можно сделать очень важный вывод, что в древности и средневековье не было зрелых государств, а только ранние и развитые. Самые первые зрелые государства появляются в конце XVII – XVIII в.
В то же время смена одного типа государственности другим происходит неодновременно, и государства разных эволюционных типов могут длительное время сосуществовать. Так, в поздней античности и средневековье сосуществовали ранние и развитые государства.

В своих работах я приводил много примеров государств, относящихся к тому или иному эволюционному типу (например: Гринин 2006а; 2006б; 2007а; 2007б; Гринин, Коротаев 2007; Grinin, Korotayev 2006). Однако для дальнейшего развития теории стадий государственности возникла необходимость разработать методики ее «приложения» к истории конкретных государств. Такие методики, кроме того, позволили бы глубже понять соотношения общего и особенного в развитии отдельных государств, что и является основной задачей любых сравнительных исследований.

Прежде всего, конечно, имело смысл в отношении таких методик сосредоточиться на введенном мной эволюционном типе государственности – развитом государстве. В качестве объекта исследования был выбран Египет в османский период его истории и эпоху английской оккупации (то есть XVI – начало XX вв.) как весьма характерный в некоторых отношениях пример развитого государства, так и одновременно очень своеобразный его вариант. Такое сочетание черт и характеристик дало хорошую возможность показать развитие Египта с точки зрения общего и особенного в его модели развития государственности2. В целом я хотел достаточно детально проанализировать политическую историю Египта и его административно-политическое устройство и сравнить результаты этого анализа с теорией развитого государства. Мои исследования в отношении Египта подтвердили, что теория стадий государственности дает вполне эффективный инструмент для установления уровня развития государств, как в разные эпохи истории одного и того же государства, так и при сравнении разных государств между собой3. Благодаря этому конкретно удалось доказать следующее.

Во-первых, что уровня развитого государства Египет достиг довольно давно (задолго до нашей эры) и оставался на этом уровне в течение многих веков.

Во-вторых, что в период турецкого господства, особенно в XVI в., он сделал в развитии своих административных структур значительные успехи и продолжал оставаться на уровне развитого государства даже в кризисный для него XVIII в., в течение которого в нем формировались предпосылки для перемен, произошедших в XIX в.

В-третьих, реформы Мухаммада Али в первой половине XIX в. в Египте начали процесс его модернизации. Эти реформы, следовательно, правомерно оценивать как важнейший рубеж в истории Египта4. В то же время ошибочно преуменьшать подготовленность Египта к этим реформам и уровень развития его государственности в предшествующую им эпоху, что еще нередко бывает (см. заключение этой статьи). Напротив, необходимо глубже проследить преемственность между эпохами, увидеть, как процессы, которые набрали силу в XIX в., зарождались в XVIII в. или даже ранее. И теория стадий государственности вполне позволяет сделать это.

В-четвертых, в терминах теории стадий государственности рывок, который совершил Египет в первой половине XIX в., следует оценивать как движение в рамках одной – развитой – стадии государственности от первого ее этапа ко второму5. В то же время такой вывод вполне адекватно объясняет причины больших различий в моделях государственности Египта XVI–XVIII вв. и в период после реформ Мухаммада Али.

Однако для выполнения этих задач объема статьи оказалось явно недостаточно, тем более что история Египта этой эпохи мало известна читателям. Поэтому я решил сделать несколько отдельных самостоятельных статей, связанных общей темой.

В настоящей статье рассматривается лишь эпоха XVI–XVIII вв. В ней сделан анализ политических и частично социальных процессов этого периода, а вопросы соответствия Египта уровню развитого государства затронуты только в общем плане. Более детально соответствие египетской модели государственности XVI–XVIII вв. теории развитого государства будет разобрано в особой статье. Рассмотрение эволюции политических процессов в Египте в XVI–XVIII вв. в специальной статье имеет самостоятельную ценность, поскольку на русском языке работ, в которых бы в системе описывалась эволюция Египта в XVI–XVIII вв., совсем немного. Период истории Египта XIX – начала XX в. с позиции теории развитого государства будет проанализирован в третьей статье, но частично я уже проделал эту работу ранее (см.: Гринин 2006в).

План изложения материала в настоящей статье следующий. Сначала приведены основные различия между тремя эволюционными типами государств. Затем будет очень кратко изложена история Египта до турецкого завоевания. Далее идет описание основных этапов и процессов развития Египта периода XVI–XVIII вв.
А в заключении обсуждается проблема преемственности между XVIII и XIX вв.
I. ОСНОВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ РАННИМ, РАЗВИТЫМ И ЗРЕЛЫМ ГОСУДАРСТВАМИ

При всем разнообразии своих форм в целом ранние государства (по сравнению с развитыми) – это всегда государства неполные, поскольку в каждом из них какие-то важные элементы государственности либо отсутствовали, либо были явно недоразвиты.
В частности, многие ранние государства не имели необходимой степени централизации и/или не обладали полным набором важнейших черт государства (особенно таких, как профессиональный аппарат управления, налоговая система, территориальное деление
и письменное право) либо не развили все или часть из них до удовлетворительной степени. Но эта «неполнота» могла иметь место
и в смысле взаимосвязи между государством и обществом.

Развитое государство можно рассматривать как государство, вполне сформировавшееся и сложившееся, централизованное, имеющее все указанные выше атрибуты государства (в том числе профессиональный аппарат управления и подавления, налоги, территориальное деление). Такой тип государства был уже результатом длительного исторического развития и отбора. Поэтому многие признаки, которые могли встречаться, но могли и отсутствовать
в ранних государствах, в развитых становятся обязательными. Развитое государство можно рассматривать как сословно-корпора-тивное государство, поскольку оно не просто тесно связано с особенностями социальной и корпоративной структуры общества, но как бы конституирует эти особенности в политических и юридических институтах.

Зрелое государство является уже результатом развития капитализма и промышленной революции, то есть имеет принципиально иной производственный базис. Такое государство формирует более специализированные институты управления, чем развитое
(и тем более раннее) государство, а также четкий механизм передачи власти и обязательно имеет профессиональную бюрократию с определенными характеристиками (см., например: Weber 1947: 333–334). Зрелое государство опирается на сложившуюся или складывающуюся нацию со всеми ее особенностями. Оно постепенно трансформируется из сословно-классового в чисто классовое государство, а на последних своих этапах – в то, что можно назвать социальным государством.
II. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЕГИПТА ДО ТУРЕЦКОГО
ЗАВОЕВАНИЯ


Как известно, история древнего Египта обычно делится на Раннее царство (примерно 3000–2800 до н. э.); Древнее царство
(2800–2250); Среднее царство (2050 – ок. 1700) и Новое царство (1580 – ок. 1070). В период Нового царства в XVI в. до н. э. Египет, по моему представлению, стал первым в истории развитым государством (см. подробнее: Гринин 2007б: 191–192, 235). Достигнув наивысшего расцвета при XVIII династии, Египет затем ослабел и, в конце концов, фактически распался (XI в. до н. э.). После Нового царства выделяют так называемый Поздний период (XI–IV вв.),
в течение которого Египет несколько раз завоевывали иноземцы (ливийцы, эфиопы, ассирийцы) и на длительное время утверждались чужеземные династии (ливийские, эфиопские), которые, однако, также не могли прочно объединить страну (см.: Эдаков 2004).

Таким образом, постепенно иноземные династии и отчуждение населения от правителей становились более частым явлением. Далее это станет важнейшей отличительной чертой всей последующей истории Египта вплоть до начала ХХ в. (см., например: Marsot 2004: vii; Goldschmidt 2004: 6; см. также: Семенова 1982: 104–105).
В 525 г. до н. э. персидский царь Камбиз завоевал Египет, и с этого времени господство сменяющих друг друга иноземцев и иноземных династий стало почти беспрерывным. Мало того, с этого времени и до 60-х г. ХХ в. Египет практически никогда не оставался
в своих нынешних границах, а всегда был частью более крупного государства. Отличие заключалось, однако, в том, что иногда Египет был центром этого крупного государства (например, при греческой династии Птолемеев, шиитской династии Фатимидов, мамлюкских династиях XIII–XVI вв., правлении Мухаммада Али
в XIX в.), а периодами – лишь провинцией крупной империи (Римской, Византийской, Омейядского и Аббасидского арабских халифатов, Османской империи). По моему мнению, в целом бóльших успехов Египет достигал именно в периоды, когда сам был центром крупного государства.

Господство персов в Египте продолжалось до завоевания его Александром Македонским (332 г. до н. э.), а вскоре после смерти последнего здесь образовалось государство с греческой династией Птолемеев. Египет этого времени, несмотря на усиление государственной эксплуатации, характеризуется достаточно высоким развитием товарно-денежного хозяйства и налоговой системы, права, культуры (см.: Свенцицкая 1989; Бенгтсон 1982). Поэтому можно считать, что в этот период Египет продвинулся по пути формирования в нем развитого государства (подробнее см.: Гринин 2007б: 235, 244).

Птолеемевскую династию в лице знаменитой Клеопатры в конце I в. до н. э. (30 г. до н. э.) окончательно сменили римляне, при которых Египет превратился в житницу империи и главного снабженца хлебом города Рима. В 395 г. в связи с разделом Римской империи на Западную и Восточную Египет стал провинцией
последней, то есть Византии. К этому времени население Египта
в большинстве своем приняло христианство, но отличного от православия Византии монофизитского толка (коптская церковь), что явилось источником религиозных притеснений (см., например: Курбатов 1967: 75; Большаков 1989: 17–18). В 619 г. н. э., воспользовавшись ослаблением Византии, Египет на десять лет захватил персидский царь Хосров II (см., например: Мишин 2006). Византийцы вновь вернули себе эту провинцию, однако вскоре их сменили арабы. Религиозные разногласия и преследования со стороны византийской церкви и властей, а также тяжелый налоговый гнет были важной причиной, по которой египтяне фактически приветствовали завоевателей-арабов в 639 г. н. э. (см., например: Marsot 2004: 1–2). Арабы в 642 г. основали на месте их военного лагеря новую столицу Фустат (Raymond 2001: 11), позже, в конце X в. (при Фатимидах), была построена новая столица Каир (Raymond 2001: 36–37). С арабского завоевания, по сути, начинается история современного Египта, поскольку оно ознаменовало начало процессов исламизации и арабизации страны, растянувшихся на несколько веков6.

Таким образом, Египет стал провинцией Арабского халифата (со столицей в Дамаске), который обычно называют Омейядским. В стране в связи с распространением ислама происходили существенные экономические и социальные изменения, а также стала меняться система права и судопроизводства. С 750 г. Омейядский халифат сменился Аббасидским (со столицей в Багдаде), названным так по имени новой династии. Аббасиды в IX в. ввели практику создания личной гвардии из гулямов, то есть рабов-военнопленных. Эта практика позже привела не только к ослаблению самого халифата, но и к появлению рабов-мамлюков, игравших очень важную роль в истории Египта в течение более шести веков7. В XIX в. в результате ослабления Аббасидского халифата в Египте возникла почти независимая местная династия Тулунидов (868–905), а после кратковременного восстановления власти халифата и династия Ихшидидов (935–969).

В 969 г. Египет, ослабевший в результате засухи, эпидемий и землетрясения, был завоеван североафриканской династией Фатимидов, исповедовавших шиизм (которая(ые) утверждала(и), что ведет(ут) свое происхождение от любимой дочери пророка Мухаммеда – Фатимы, отсюда и название династии). Фатимиды захватили также Сирию и некоторые другие провинции халифата. Приход Фатимидов привел к мощному подъему экономики и культуры Египта, а также и его государственности (Marsot 2004: 12–18; Goldschmidt 2004: 6; Семенова 1974). Фатимидский режим просуществовал два века, однако уже середины XI в. он стал ослабевать, чему способствовал тяжелый семилетний период голода и эпидемий, пришедшийся на это время. В 1171 г. знаменитый Салах ад-Дин (Саладин), который прославился борьбой с крестоносцами, сверг Фатимидскую династию. Он основал новую династию Аййубидов (Айюбидов) (1171–1250), при которой Египет фактически стал не только центром нового государства, но и базой успешной борьбы мусульман с крестоносцами. Роль Египта также сильно выросла в связи с развитием транзитной торговли пряностями. В целом при Аййубидах в стране наблюдался определенный хозяйственный подъем (Семенова 1995: 239; см. также: Chamberlain 1998).

Аййубидские султаны, столкнувшись с ненадежностью наемных войск, окружили себя гвардией, сформированной из лично преданных им купленных рабов-мамлюков (см. в частности: Семенова 1995: 239; Goldschmidt 1994: 178–179). Мамлюкские войска доказали свои преимущества в ряде побед над крестоносцами. Однако султаны стали игрушкой в их руках. И в 1250 г. последний айюбидский султан был свергнут (см. подробнее: Кадырбаев 2006).

Возник Мамлюкский султанат, который контролировал Египет и Сирию с 1250 по 1517 гг. Власть перешла в руки мамлюкских военачальников, которые стали выдвигать султанов из своей среды (см.: Семенова 1966: 27), а мамлюки, то есть «люди рабского происхождения, образовали правящую элиту» (Northrup 1998: 244). Мамлюкские султаны создали видимость преемственности их государства с Аббасидским халифатом, халифом был провозглашен один из уцелевших членов семьи Айюбидов, но реальной власти он не имел (что несколько напоминало систему священного, но безвластного императора в Японии при фактических правителях сёгунах, образующих собственную династию). Правление мамлюкских династий делится на два больших периода, разделяемых по этнической принадлежности правящих группировок и правителей. С 1250 по 1382 гг. правили так называемые тюркские (или бахритские) мамлюки, а с 1382 по 1517 гг. – черкесские, то есть кавказского происхождения (или мамлюки Бурджи). Можно согласиться, что «в целом второй период был менее конструктивным, чем первый» (Зеленев 1999: 132). Экономической базой господства мамлюков были земельные владения, которые они получали за службу на правах условного держания, а также доходы от различных налогов.

Мамлюкское государство, по мнению Майкла Винтера, было уникальным политическим образованием (Winter 1992: 1). В любом случае, существование государства рабов, которые на столетия стали правящей элитой, является редким случаем в истории и важной особенностью политического строя Египта. Поэтому стоит немного сказать о том, как формировалась эта элита. Мамлюкские султаны, а также отдельные командиры (эмиры) приобретали мальчиков-рабов в основном тюркского или кавказского происхождения, которых обращали в ислам и воспитывали в домах мамлюков же. Военное и иное обучение юноши проходили как дома, так и в специальных школах. Крупные дома мамлюкских эмиров насчитывали сотни таких воинов. Важно также отметить, что пребывание в условиях, по сути, семейного и родственного окружения воспитывало особую близость и взаимопонимание между членами одного дома, что делало такое объединение очень сплоченным в личном и военном плане. Выучка мамлюков также была на высоте. Когда мальчик становился воином, его рабское положение менялось, и он становился свободным мусульманином, имеющим все гражданские права, включая право на обзаведение семьей (Ayalon 1960: 158–160). В то же время дети мамлюков не могли обрести статус мамлюка, они имели более низкий социальный ранг. Это вело к тому, что мамлюкская корпорация постоянно обновлялась, а во главе мамлюкских домов становились не дети их глав, а наиболее энергичные лидеры. В этом была сила такого сословия-корпорации (в чем-то ее можно сравнить с католической церковью после введения института безбрачия для священников в XI в., в результате чего сила церкви возросла). Это замедляло процесс деградации мамлюкской корпорации, хотя, конечно, полностью спасти от разложения ее не смогло (об организации мамлюкской армии султанов см. подробнее: Ayalon 1953a; 1953b; 1954). Помимо собственно мамлюкских отрядов, были, конечно, и другие части, состоящие из наемников, которые по численности составляли основу войска8.

Несмотря на все недостатки мамлюкского режима, он оказался способен обеспечить стране длительный период безопасности
в условиях монгольского нашествия и противостояния с крестоносцами. Наиболее известна победа мамлюков в 1260 г. над войском монголов, когда последние потерпели полное поражение, а их главнокомандующий был взят в плен и казнен. В те времена немногие страны могли похвастать победами над монголами и тем, что смогли остановить их продвижение. И такой успех справедливо связывают с достоинствами мамлюкского войска (см., в частности: Ayalon 1960: 149).

Египет более чем на два с половиной столетия стал центром
не только халифата, но фактически и всего исламского мира
(Piterberg 1990: 275). Первое столетие правления мамлюков в целом стало временем культурного и экономического подъема страны, что было также связано с ростом значения Египта как важнейшего перекрестка торговых путей между Западом и Востоком9. Однако
с 1347 г. ситуация в Египте стала ухудшаться10. Неспособность защитить население от набегов бедуинских племен, рост налогов и беззаконных сборов, вызывающая роскошь элиты на фоне обнищания населения и другие негативные факторы создали экономический и духовный кризис в обществе и стали причиной падения престижа мамлюков (Garsin 1998: 316–317). В стране, по выражению Н. А. Иванова (1984: 16), углублялся «социальный маразм», чему способствовали междоусобная борьба претендентов на престол и быстрая смена правящих династий (о причинах чего, как известно, писал Ибн-Хальдун). Неспособность мамлюков остановить экспансию Португалии, укрепляющейся в начале XVI в. на торговом пути в Индию, окончательно подорвала уважение к ним, и в то время рос авторитет турок-османов как защитников ислама. В результате египтяне стали последних ждать последних как освободителей, способных навести порядок, поднять престиж веры, облегчить налоги и поборы (Иванов 1984: 37). В 1516 г. мамлюки потерпели поражение в Сирии, а в начале 1517 г. – на подступах к Каиру. Огромный Мамлюкский халифат пал, и Египет стал турецкой провинцией.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

И теория развитого государства iconЛекция Отечественная историография Гражданской войны в России Лекция...
Лекция Национальная политика советского государства: теория и практика вопроса">


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru