Чем объяснить образование у славян больших союзов племен и их непрочность?






Скачать 85.41 Kb.
НазваниеЧем объяснить образование у славян больших союзов племен и их непрочность?
Дата публикации12.06.2015
Размер85.41 Kb.
ТипВопрос
h.120-bal.ru > Право > Вопрос
Дидактические карточки для групповой и индивидуальной работы по теме «Формирование Древнерусского государства».
Работа № 1.

Ответьте на вопросы:

    1. Чем объяснить образование у славян больших союзов племен и их непрочность?

    2. Каким образом подсечное земледелие поддерживало родоплеменной строй? Аргументируйте свой ответ.

    3. В чем прогрессивность перехода от родовой общины к соседской?

При подготовке к ответу можно использовать § 3 учебника.
Работа № 2.

Заполните таблицу «Соседская община»

Линии сравнения

Родовая община

Соседская община

Кто входил

Большие и малые семьи

Соседи

Кто руководил







Чья собственность в ведении хозяйства







При каких условиях возникла








Для обучающихся с высоким уровнем подготовленности линии сравнения предложить составить самостоятельно.
Работа № 3.

Заполните пропуски в тексте:

Государство – это такая организация жизни, при которой существует единая система_________ людьми, проживающими на единой______________. Взаимоотношения между ними регулируются на основе единых_____________, осуществляется охрана_________. Регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими_________________.

Составь аналогичное задание про родоплеменной строй. В помощь можешь воспользоваться текстом и иллюстрациями учебника.

Обучающимся с высоким уровнем подготовленности предлагаем «распечатать» кластер

единая система управления



Государство



регулирование отношений с….

Попробуйте сформулировать предпосылки появления государства у славян.
Работа № 4.

Для обучающихся с высоким уровнем подготовленности:

Расставьте на карточки в последовательности этапы разложения первобытно-общинного строя. Используйте схему как подсказку.

  1. Начало неравенства

  2. Выделение знати.

  3. Переход к соседской общине.

  4. Образование государства.

  5. Захват земель, грабительские набеги.

  6. Усовершенствование обработки земли.

  7. Господство родовой общины.

  8. Образование излишков.

  9. Складывание частной собственности на землю.


Все ли этапы образования государства учтены? Если хочешь что-то добавить, поставь свою версию, не нарушая последовательности.

Как быстро произойдет формирование государства? Составьте связный рассказ.

Для обучающихся со средним уровнем подготовленности предлагаем это же задание, но с «открытыми» двумя карточками.


Работа № 5.

Выполни задание на компьютере в программе Paint:

определи на схеме место возникновения древнерусского города, изобрази его схематически. Выбери название реки, подпиши.

Подумай, каких важных объектов не хватает на схеме, изобрази их и объясни свой выбор.

Изобрази укрепительные сооружения своего города, объясни, зачем они нужны. Перечисли основные занятия горожан. Кто будет осуществлять власть в городе? За подсказкой можешь обратиться к материалу §3 учебника.

Составь рассказ о возникновении древнерусского города, приготовься выступить с ним, используя свою схему.


Работа № 6.

Обозначь на контурной карте города Киевской Руси: Киев, Новгород, Белоозеро, Муром, Переяславль, Ладога, Псков, Смоленск, Чернигов, Ростов, Углич, Ярославль.

Что общего в их расположении? Сделай вывод о местах основания древнерусских городов. Рядом с каждым городом проставь год образования, если дата неизвестна, поставь знак вопроса (?). Используй по необходимости справочную литературу.

Обозначьте важнейшие торговые пути, проходящие через территорию славян, подпишите их название.

Обменяйтесь с соседом выполненными работами и проверьте друг друга.
Работа № 7.

Вспомните, что вы знаете о норманнах. Если затрудняетесь, найдите иллюстрацию к §4 в учебнике истории средних веков или воспользуйтесь справочной литературой. Почему норманны совершали грабительские походы? Кто такие викинги? Как их называли восточные славяне? Что могло привлечь варягов на территории восточных славян? Проверьте свои предположения на с. 23 учебника истории России. Можно ли отметить что-либо положительное для славянского населения от скандинавских пришельцев? Обоснуйте.
Работа № 8.

Прочитайте отрывок из произведения А.К. Толстого «История государства Российского от Гостомысла до Татищева». Описанное событие дало название картине В.М.Васнецова.

«И стали все под стягом,

И молвят: «Как нам быть?

Давай пошлем к варягам:

Пускай придут княжить.

Ведь немцы тороваты,

Им ведом мрак и свет.

Земля ж у нас богата,

Порядка в ней лишь нет!

Посланцы скорым шагом

Отправились туда

И говорят варягам:

Придите, господа!»… _______________________________________

И вот пришли три брата…»

Рассмотрите картину В.М.Васнецова.

Чем отличается внешний вид варягов и славян? Почему?

Почему варяжские князья прибыли не одни?

Что за предметы и зачем лежат перед варяжскими князьями?

С какой целью призвали славяне варяжских князей. Обоснуйте.

Подпишите картину.

Выразите собственное мнение о приглашении заморских князей управлять своими землями.
Работа № 9.

Внимательно ознакомьтесь с отрывком летописи «Повесть временных лет» и ответьте на вопросы.

В лето 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом.

И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по закону». И пошли за море к варягам, к руси, ибо так звались те варяги - русь, как другие зовутся шведы, иные же норманны, англы, а еще иные готы, эти же — так. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а наряда [порядка] в ней нет. Приходите княжить и управлять нами». И избрались три брата со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли к словенам первыми и срубили город Ладогу, и сел в Ладоге старейший Рюрик, а другой -Синеус- на Белоозере, с третий Трувор - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля…Два года спустя умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик… И было у

него два мужа [служивших у него], не племени его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и, проходя мимо, увидели на горе городок. И спросили: «Чей это городок?» И сказали им: «Было три брата: Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и погибли, а мы, их потомки, сидим здесь и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали около себя много варягов и стали управлять землей полян. Рюрик же в это время княжил в Новгороде.
Почему начались усобицы между племенами? К кому обратились за помощью северные племена?

Как звали варягов, согласившихся княжить на Руси? Где они обосновались?

Какие функции должен был выполнять варяжский князь?

Как и почему варяжские князья оказались в Киеве?

Составьте устный рассказ, темой которого является ответ на вопрос Нестора: Откуда есть пошла Русская земля? По желанию сопроводите свой рассказ рисунком.
Работа № 10.

Какие ассоциации возникают у вас при произношении слова «Русь»? Назовите однокоренные слова.

Ознакомьтесь с версиями происхождения слова «русь» из различных источников. Какая из них вам кажется наиболее точной, обсудите с соседом по парте.

Возможно, вы попробуете сформулировать свою версию возникновения такого важного для нас слова.

Русы (росы, роутси - от финно-угорского языка) – часть норманнов, осевшая в землях восточных славян и смешавшаяся с ними.

Русь - воины-гребцы, дружина (с древнескандинавского языка), прибывшая с Рюриком.

Русь - княжеская дружина и ближайшее окружение киевского князя в первой половине X века.

Рось (Россава) – река на Украине на территории полян.

Русь - светлая земля, русый – светлый.

Какая версия принята авторами учебника (§3)? Совпадает ли она с вашей?
Работа № 11.

Установи соответствие:

1. В 862 г. жившие здесь племена прекратили платить дань варягам

2. Город был построен князем Рюриком.

3. Жители платили дань хазарам.

А. Новгород. 4. Город был расположен на трёх холмах.

5. Основателями города по преданию считаются братья Кий, Щек и Хорив

Б. Киев. 6. Крупное объединение восточнославянских племен в северо-западных землях

7. Крупное восточнославянское объединение в Приднепровье.

Продолжи столбик признаков двух центров древнерусской государственности.

Предложите соседу по парте выполнить твоё задание и проверить всю работу.
Работа № 12.

Нанеси на карту города Киев и Новгород, ответь на вопросы:

  1. Какой торговый путь проходил через эти города?

  2. Какое значение имел торговый путь для развития хозяйства Древнерусского государства? Развития городов?

  3. Мог ли торговый путь проходить в другом месте через другие города? Почему?


Для более подготовленных обучающихся:

Ответьте на вопросы:

  1. Какую роль в развитии двух государственных центров восточных славян сыграли варяги?

  2. Можно ли считать, что они были создателями Древнерусского государства? Обоснуйте свой ответ.



Работа № 13.

Прочитайте название обеих карт. Сравните карты по содержанию. Чем они

отличаются?



Русь в IX-X веках Древнерусское государство в IX-X веках

Почему на второй карте не указаны Новгородский и Киевский государственные центры? Предположите, почему они «растворились» в едином государстве. Как такое могло произойти.
Работа № 14.

Какие чувства вызывает картина? Определите место события, изображенного на картине. Подсказкой может стать не только название иллюстрации, но и некоторые детали. Какие?

Кто изображен в центре картины? Найдите князя Олега.

Кого он держит и зачем? Предположите, какие слова он

произносит в данный момент.

Какие цветовые тона преобладают в иллюстрации?

Почему? Попробуйте раскрыть замысел автора.

Возможно ли другое название данной картины?

Какое?

Убийство Олегом Аскольда и Дира. Литография.

Работа № 15.

Какое впечатление производит картина?

Рассмотрите картину, прочитайте ее название. Раскройте смысл термина «полюдье».



Какие детали на картине указывают на то, что

в IX веке в Киевской Руси уже было государство?

Придумайте диалог между героями картины.

На месте какого героя тебе хотелось бы (не

хотелось) оказаться? Почему?

Определите на карте место, где могло

происходить действие картины (используйте для

этого детали картины).

К.В.Лебедев. Полюдье
Работа № 16.

Заполни таблицу «Управление Древнерусским государством в IX- первой половине X века». В соответствующие колонки таблицы запишите цифры, которыми обозначены варианты ответов.

Центральное управление

Местное управление








Варианты ответов: 1) киевский князь, 2) местные князья, 3) старейшина, 4) воевода, 5) дружина, 6) народное ополчение, 7) тысяцкий, 8) вече.

Сравни результаты с соседом по парте, обсудите различия.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Чем объяснить образование у славян больших союзов племен и их непрочность? iconСодержани е
Киевская Русь (или Древнерусское государство) – это средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате...

Чем объяснить образование у славян больших союзов племен и их непрочность? iconРеферат по истории России на тему: «Происхождение восточных славян....
Это были предки современных славянских народов. По их имени Балтийское море называлось тогда Венедским заливом Северного океана....

Чем объяснить образование у славян больших союзов племен и их непрочность? iconМифы и сказания древней руси история славян и праславян
Прежде чем мы начнём наш разговор, следует знать, что историю славян и праславян принято подразделять на несколько периодов

Чем объяснить образование у славян больших союзов племен и их непрочность? iconВопросы к семинарам по истории отечества: Периодизация истории России....
Индоевропейцы, арии. Их расселение. Великое переселение народов. Появление славян. Три ветви славянских племен

Чем объяснить образование у славян больших союзов племен и их непрочность? iconДревнерусское государство
Историография Древнерусского государства. Быт и верования древних славян. Варяжский (норманнский) вопрос. Объединение славянских...

Чем объяснить образование у славян больших союзов племен и их непрочность? iconПервая
Осознание этого факта играло важную роль в формировании сознания пер­вобытного человека, преломляясь в фетишизме, тотемизме и магии...

Чем объяснить образование у славян больших союзов племен и их непрочность? iconПрограмма вступительного испытания по истории (письменный тест)
...

Чем объяснить образование у славян больших союзов племен и их непрочность? iconМайструк Кристина Сергеевна специалист, учитель истории и обществознания...
«первославяне», с кем соседствовали, с какими природно-географическими условиями сталкивались, каковы пути последующих перемещений...

Чем объяснить образование у славян больших союзов племен и их непрочность? iconКраткое содержание курса Тема Восточные славяне в древности. Возникновение...
Социально-политическая организация. Соседская община. Племя. Вече. Союзы племён. Князь и дружина. Ополчение. Начало феодальных отношений....

Чем объяснить образование у славян больших союзов племен и их непрочность? iconРабочая программа учебной дисциплины История южных и западных славян...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск