История сфера гуманитарного знания, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т д.) в






НазваниеИстория сфера гуманитарного знания, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т д.) в
страница1/6
Дата публикации15.06.2015
Размер0.59 Mb.
ТипДокументы
h.120-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6
БИЛЕТ №1

История — сфера гуманитарного знания, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д.) в прошлом; в более узком смысле — наука, изучающая письменные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий. Считается, что люди, не знающие историю, склонны повторять ошибки прошлого.

Цивилизационный подход

При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовные признаки (культурные, религиозные, национальные и т. п.). Выделяются следующие типы цивилизаций: Древние государства; Средневековые государства; Современные государства. При цивилизационном подходе учитывается ряд важнейших духовных факторов, поэтому более полно раскрывается характер государства, но в этом случае недооцениваются социально-экономические факторы.

Трехстадийная схема эволюции государства. Данная концепция эволюции государственности разделяют развитие государственности на три главные стадии: раннее государство — развитое государство — зрелое государство.

-Раннее государство — это понятие, с помощью которого описывается особая форма политической организации достаточно крупного и сложного аграрно-ремесленного общества (группы обществ, территорий), определяющая его внешнюю политику и частично социальный и общественный порядок; эта политическая форма в то же время есть отделенная от населения организация власти: а) обладающая верховностью и суверенностью (или хотя бы автономностью); б) способная принуждать к выполнению своих требований; менять важные отношения и вводить новые, перераспределять ресурсы; в) построенная (в основном или в большой части) не на принципе родства.

-Развитое государство — это понятие, с помощью которого описывается форма политической организации цивилизованного общества (группы обществ); отделенная от населения централизованная организация власти, управления, принуждения и обеспечения социального порядка в виде системы специальных институтов, должностей (званий), органов, законов (правил), обладающая: а) суверенностью (автономностью); б) верховностью, легитимностью и реальностью власти в рамках определенной территории и круга лиц; в) возможностью изменять отношения и нормы.

-Зрелое государство — это понятие, с помощью которого описывается органическая форма политической организации экономически развитого и культурного общества в виде системы бюрократических и иных специальных институтов, органов и законов, обеспечивающая внешнюю и внутреннюю политическую жизнь; это отделенная от населения организация власти, управления, обеспечения порядка, социального или иного неравенства, обладающая: а) суверенностью; б) верховностью, легитимностью и реальностью власти в рамках определенной территории и круга лиц; в) развитым аппаратом принуждения и контроля; г) систематическим изменением отношений и норм.

Формационный метод изучения истории предложил К. Маркс. В первобытном обществе труд очень примитивен, орудий труда нет, и потому все члены общин равны. Но, как только процесс труда и производства начинает совершенствоваться, появляются избытки благ и вместе с ними — борьба за их присвоение — классовая борьба. Согласно догматическим советским представлениям, Маркс выделял несколько этапов развития общества, и, соответственно, несколько типов общества, от наименее развитого до совершенного — несколько общественно-экономических формаций:

первобытно-общинная

рабовладельческая

феодальная

капиталистическая

коммунистическая.

БИЛЕТ №2

Цивилизация природного типа - это тип непрогрессивной формы существования, к которому относится исторические сообщества, живущие в рамках природного годового цикла, в единстве и гармонии с природой. Народы, относящиеся к данному типу цивилизации, существуют вне исторического времени. В общественном сознании этих народов отсутствует понятие прошлого и будущего. Для них существует лишь время текущее и время мифическое, в котором живут боги и души умерших предков. Эти народы адаптировались к окружающей среде до такой степени, которая необходима для поддержания и воспроизводства жизни. Цель и смысл своего существования они видят в сохранении хрупкого равновесия между человеком и природой, в сохранении сложившихся обычаев, традиций, приемов труда, не нарушающих их единства с природой. Вся жизнь сообщества подчинена природному циклу. Оно ведет кочевой или полукочевой образ жизни. Духовная культура, верования связаны с обожествлением сил природы, Воды, Земли, Огня, Солнца и т. д. Функции связи между обожествленными силами природы и сообществами выполняют предводители общин — родов, племен, а также жрецы (шаманы, колдуны). Средством интеллектуального и эмоционального освоения мира выступает мифология. Восприятие мифа осуществляется через образ — целостную наглядную структуру. Для этих сообществ характерен крайний традиционализм. Изменения происходят по замкнутому кругу, нет восходящего развития. Неизменность однажды установленных порядков поддерживается системой запретов — табу. Самое страшно табу — запрет на всякие изменения. В социальной организации господствует коллективизм: община, род, клан, племя. Властные отношения осуществляются на основе авторитета. Власть опирается либо на традицию (выборные предводители), либо на генеалогическое родство (наследование).


БИЛЕТ №3

Восточный тип цивилизации — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к 3-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются:

1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур.

2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности.

3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков, независящими от него силами природы, социума, богов и т. д.

4. Нравственно волевая установка не на познание и преобразование мира, а созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни.

5. Личностное начало не развито. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма.

6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом.

7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях является корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом управления выступает принуждение.

БИЛЕТ №4

Западный тип цивилизации — систематическая характеристика особого типа цивилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки. Основными ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие:

1) динамизм, ориентация на новизну;

2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;

3) индивидуализм, установка на автономию личности;

4) рациональность;

5) идеалы свободы, равенства, терпимости;

6) уважение к частной собственности;

7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации.

Билет №6

Вопрос о происхождении древнерусского государства исходит из двух основных теорий: норманнской и антинорманнской (славянской).

Норманнская теория обоснована Миллером и Байером в 18 веке, поддержана Ключевским и Соловьевым. Основанием для этой теории послужило сообщение в "Повести временных лет" о призвании славянами варягов со своими дружинами княжить на Руси.

Антинорманнская (славянская) теория была выдвинута Ломоносовым в 18 веке и наиболее полно была разработана академиком Рыбаковым. По этой теории, происхождение Киевской Руси имеет южное начало. Доказательства: в районе Киевской Руси протекает река Рось, где проживали племена россоланы.

Предпосылки образования древнерусского государства:

  1. Этническая общность древнерусской народности, говорящих на одном языке.

  2. Стремление объединить силы в борьбе с кочевниками.

  3. Экономические интересы древнерусских князей по речному пути из варяг в греки.

Объединение древнерусского государства произошло в ходе похода новгородского князя Олега на Киев в конце 9 века.

Территориальный рост Киевской Руси в основном закончился к началу 11 века при Владимире I.

В истории Древнерусского государства можно выделить три этапа:

  1. Вторая половина IX - Х в. Основное содержание - объединение всей древнерусской народности в едином государстве, создание аппарата власти и военной организации;

  2. конец Х - первая половина XI в. Его основу составлял новый значительный рост крупного феодального землевладения, увеличение городских центров, рост численности торгово-ремесленного населения;

  3. вторая половина XI - начало XII в. Для него характерны наступление феодальной раздробленности и распад Киевской Руси.

В Киевской Руси верховным собственником земли являлось государство. С середины XII в., успешно развивается княжеское, боярское и монастырское землевладение. Параллельно этому шел рост феодальной зависимости многочисленных категорий непосредственных производителей: смердов, закупов, рядовичей, изгоев. В X-XI вв. происходил интенсивный рост городов, которые становились важнейшими центрами ремесла и торговли, политической и культурной жизни.

Феодальный уклад существовал вместе с рабством и первобытно-патриархальными отношениями. При Ярославе Мудром (1019-1054 г.г.) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему удалось обезопасить Русь от печенежских набегов, утвердить русские позиции в Прибалтике и овладеть землями восточнее Днепра. Ярослав стал единодержавным князем Киевской Руси. При Ярославе Мудром Русь достигла международного признания.

С развитием феодальных отношений, укреплением местных политических центров падало значение Киевского общегосударственного политического центра, усиливались тенденции к обособлению княжеств. По инициативе Владимира Мономаха был созван Любечский съезд князей 1097 г., на котором было решено прекратить усобицы и провозглашен принцип “Каждо да держит отчину свою”. Владимир Мономах и его старший сын Мстислав еще удерживали власть над всеми древнерусскими землями. Однако после смерти Мстислава феодальные усобицы усилились. В итоге единое Древнерусское государство распалось на ряд суверенных княжеств, и наступил период раздробленности, или удельный период.

Билет №7

В образовавшихся в конце I тысячелетия н.э. раннефеодальных государствах феодальная формация имела два важнейших слагаемых:

  1. феодальные отношения, которые стали играть ведущую роль в экономике;

  2. государство, доминировавшее в сфере политики.

А третий существенный компонент феодальной формации - феодальная идеология - отсутствовал, и взгляды, соответствующие феодальным структурам, существовали на уровне социальной психологии. Перед правящими классами встала необходимость принятия религии, которая отвечала бы потребностям классового общества.

Поскольку попытка киевского князя Владимира в конце X - начале XI века реформировать язычество оказалось невозможной, оставалось принять религию у соседей. В Волжской Булгарии был распространен ислам, у хазар - иудаизм, в Византии и Западной Европе - христианство.

Поскольку наиболее тесные отношения Киевская Русь поддерживала с христианскими странами, выбор князя остановился именно на христианстве. В качестве главной причины можно назвать потребность правящих слоев в новой идеологии: один Бог на Небе, один царь на Земле.

По летописному рассказу, официальное принятие Русью христианства относится к 988 г., когда Владимир совершил поход на греческий город Корсунь в Крыму, где крестился сам и привез в Киев митрополита Михаила, назначенного Константинополем главой новой церкви, а также священников из Корсуня и Константинополя. На местах порушенных и сожженных языческих богов были построены христианские церкви. Затем христианство было распространено на всю территорию Древнерусского государства.

Это имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни утверждало равенство людей перед богом. Путь в рай открыт и богатому вельможе и простолюдину, если они честно исполняли свои обязанности на земле. “Божий слуга” - государь - был и справедливым судьей, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.

Билеи №8

В XII в. на территории Руси начинается период политической раздробленности, закономерный исторический этап в развитии феодализма.

Новгородская земля занимала огромную территорию от Ледовитого океана до верховья Волги и от Прибалтики до Урала. Новгород имел тесные торговые связи с Западной Европой через Балтийское море и со Средней Азией по реке Волге. Главным богатством Новгорода были меха. Новгород снабжал мехами всю Европу. Кроме того, Новгород вывозил кожи, китовое и моржовое сало, воск, смолу, строевой лес. Плодородных земель здесь было очень мало, поэтому Новгороду никогда не хватало своего хлеба. Однако охота, рыболовство, солеварение, бортничество, производство железа давали местному боярству огромные доходы.

Новгородская земля отделилась от Киева после восстания 1136 г. Восставшие горожане изгнали князя, и Новгород стал боярской республикой. Высшим органом власти здесь было вече, которое принимало решения по вопросам войны и мира, заключало договоры с князьями, утверждало уставы и законы. Вече являлось верховным судом республики. Вече выбирало правителей города: посадника, тысяцкого, архиепископа. Посадник управлял городом, судил население и контролировал деятельность князя. Тысяцкий возглавлял городское ополчение и ведал торговыми делами. Архиепископ являлся главой церкви, а также ведал казной республики и ее внешними связями. Во время военных походов новгородское войско возглавлял князь, которого приглашало вече.

Однако, несмотря на большую роль веча в жизни Новгородской республики, власть в ней фактически принадлежала верхушке боярства и купечества. Все высшие должности в республике занимали только представители знати.


Билет №9

Северо-восточная Русь.

Владимиро-Суздальское княжество располагалось в междуречье Оки и Волги. Здесь были плодородные почвы. Возникали новые города и развивались старые. В 1221 г был основан Нижний Новгород.

Экономическому подъему способствовал приток населения в 11-12 вв из северо-западной Новгордской земли в эти края. Причины:

  1. здесь много пригодных для земледелия пахотных земель;

  2. северо-восточная Русь почти не знала иноземных нашествий, в первую очередь набегов половцев;

  3. экстенсивная система земледелия время от времени создавало перенаселение и появлялось избыточное народонаселение;

  4. оседание дружины на землю и создание боярских сел ухудшило положение крестьянства.

Из-за сурового климата и менее плодородных почв, чем в северо-восточной руси, земледелие здесь было развито слабее, хотя и было основным занятием населения. Новгородцы периодически испытывали недостаток хлеба – это экономически и политически привязывало Новгород к Владимирской земле.

Были развиты торговые пути. Важнейшим был Волжский торговый путь, связывающий северо-восточную Русь с странами Востока. Столицей был Суздаль, правил 6-й сын Владимира Мономаха – Юрий. За постоянное стремление расширить свою территорию и подчинить себе Киев он получил прозвище Долгорукий”. Захватив Киев и став великим киевским князем, Юрий Долгорукий активно влиял на политику Новгорода Великого. В 1147 г. впервые упоминается о Москве, выстроенной на месте бывшей усадьбы, которую конфисковал у боярина Кучки Юрий Долгорукий.

Северо-восточной Руси выпала роль объединителя и будущего центра российского государства
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

История сфера гуманитарного знания, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т д.) в iconЗанимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения,...
Слово история употребляется в двояком смысле: 1 как движение во времени, процесс, и 2 как познание процесса

История сфера гуманитарного знания, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т д.) в icon1. История как наука: этапы становления, предмет, методы исследования,...
История- гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека в прошлом; в более узком смысле- наука, изучающая всевозможные источники...

История сфера гуманитарного знания, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т д.) в iconПрограмма дисциплины «Современная этнополитика»
Курс должен помочь студентам применять полученные знания в политическом анализе, в деятельности органов государственной власти, политических...

История сфера гуманитарного знания, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т д.) в iconНоосфера
Ноосфе́ра (греч. νόος — разум и σφαῖρα — шар) — сфера разума; сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная...

История сфера гуманитарного знания, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т д.) в iconРабочая учебная программа Дисциплины Отечественная история Для студентов...
России с древнейших времён до наших дней; применять знания социальных, экономических, политических и культурных аспектов российской...

История сфера гуманитарного знания, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т д.) в icon32. Закон Постоянного возвышения сознания
Экстремумы – это всегда пограничные состояния, которые чем-то отъединяют нас от прошедшего. Подробный разбор потребует выявления...

История сфера гуманитарного знания, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т д.) в iconИ. А. Шмерлина Сектор социологии знания
В самом деле, пространство (территория, земля как место жизни) есть один из природных ресурсов существования человека, сравнимый...

История сфера гуманитарного знания, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т д.) в iconКонтрольно-оценочные средства (тесты)
Культура как предмет гуманитарного знания. Специфика культурологического знания: предмет и метод. Основные подходы к определению...

История сфера гуманитарного знания, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т д.) в iconЛист образовательного минимума
Социальные науки, их классификация. Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Профессиональные образовательные учреждения....

История сфера гуманитарного знания, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т д.) в icon2. Природа управления и исторические тенденции его развития
История менеджмента начинается с «предыстории» (от древних цивилизаций до новой истории) зарождения менеджмента как особого научного...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск