Всероссийской научно-практической конференции 14 ноября 15 ноября 2014 года Бийск Издательство Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова 2014






НазваниеВсероссийской научно-практической конференции 14 ноября 15 ноября 2014 года Бийск Издательство Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова 2014
страница1/22
Дата публикации18.06.2015
Размер3.44 Mb.
ТипДокументы
h.120-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22




Управление качеством образования, продукции и окружающей среды

Материалы 8-й Всероссийской

научно-практической конференции

14 ноября – 15 ноября 2014 года


Министерство образования и науки РФ


Главное управление образования и молодежной политики
Алтайского края


Союз промышленников Алтайского края

Алтайский Союз предпринимателей

Алтайская государственная академия образования

им. В.М. Шукшина

Бийский технологический институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего профессионального образования


«Алтайский государственный технический университет
им. И.И. Ползунова»


Управление качеством образования, продукции и окружающей среды

Материалы 8-й Всероссийской

научно-практической конференции

14 ноября – 15 ноября 2014 года


Бийск

Издательство Алтайского государственного технического

университета им. И.И. Ползунова

2014

УДК 338.24;338.26; 338.27
Управление качеством образования, продукции и окружающей среды: материалы 8-й Всероссийской научно-практической конференции 14 ноября – 15 ноября 2014 года/ под ред. д.т.н., профессора А.Г. Овчаренко. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2014. – 241 с.
В сборнике опубликованы тезисы статьей, представленных на 8-й Всероссийской научно-практической конференции, проходившей
14 ноября – 15 ноября 2014 года в г. Бийске и посвященной актуальным проблемам управления качеством. Рассмотрены общие вопросы качества, управление качеством образования и продукции, а также управление качеством окружающей среды.

Представлены разнообразные материалы из городов России и ближнего зарубежья: Бийска, Барнаула, Воронежа, Ивано-Франковска (Украина), Караганды (Казахстан), Кемерово, Москвы, Новосибирска, Полтавы (Украина), Рязани, Санкт-Петербурга, Ташкента (Узбекистан), Электростали.

Настоящий сборник предназначен для специалистов в области качества, для руководителей предприятий и организаций, а также для преподавателей, аспирантов и студентов высших и средних специальных учебных заведений.

Редакционная коллегия
д.т.н. Леонов Г.В.

д.т.н. Овчаренко А.Г.(отв. редактор)

к.т.н. Фролов А.В.

Все материалы воспроизведены в том виде, в котором были представлены авторами, редакция оставляет за собой право сократить объем представленных материалов до указанного в требованиях



СЕКЦИЯ 1
УПРАВЛЕНИЕ каЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ

ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ ООП ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА
Г.Г. Балахонов, Л.В. Недомолкина

ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная академия образования
им. В.М. Шукшина»


В статье рассмотрены условия и этапы реализации модели формирования содержания ООП. Выявлены противоречия процесса формирования и структуры и содержания вариативной части основных образовательных программ, учитывающих требование регионального рынка труда и образовательных услуг.

Рынок образовательных услуг требует от учреждений профессионального образования не только расширения номенклатуры услуг, повышения их качества, учета требований регионального рынка труда, но и создания программ, удовлетворяющих, и региональные органы управления образованием, и работодателей, и абитуриентов

Введение с 2011–2012 учебного года новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) высшего профессионального (ВПО) образования, разработанных на основе модульно-компетентностного подхода, изменяет нормативно-правовую базу профессионального образования и дает образовательным учреждениям дополнительные академические свободы в формировании содержания и организации учебного процесса. Основные профессиональные образовательные программы (ОПОП) в условиях внедрения ФГОС содержат инвариантную и вариативную части. Федеральные рекомендации по формированию содержания ООП, не останавливаются на вопросе разработки вариативной части. Таким образом, возникла необходимость выделения в структуре программ профессионального образования динамически меняющейся части, позволяющей учитывать требования региональных рынков труда и образовательных услуг, которую и предоставили введенные с 2011–2012 года ФГОС, однако в современном образовательном пространстве возникли противоречия между:

– неразработанностью в теории профессионального образования способов формирования содержания ООП, включая вариативную часть на основе ФГОС, запросами экономики, общества и личности, и требованиями региональных работодателей;

– необходимостью введения ФГОС в процесс обучения и отсутствием соответствующих профессиональных компетенций у преподавателей и руководителей образовательных учреждений, реализующих программы ООП;

– диффузии требований к фондам оценочных средств и необходимостью практической оценки уровня форсированности профессиональных компетенций.

Выявленные противоречия обозначили тему исследования: разработка процесса формирования и создания условий реализации структуры и содержания вариативной части ООП, учитывающих требования регионального рынка труда и образовательных услуг.

Организационно-педагогические условия – совокупность объективных возможностей, форм, методов и приемов повышения эффективности педагогического процесса и создания материально-пространственной среды по формированию содержания вариативной части ООП, для предложенной ранее модели не изучены.

В ходе реализации модели формирования содержания вариативной части ООП прикладного бакалавриата нами выявлены следующие этапы:

Организационный (подготовительный) этап включает решение организационных и управленческих вопросов, по созданию организационных и педагогических условий формирования вариативной части, по определению специфики использования объема нагрузки, отводимого на вариативную часть. Административно-методические условия требуют принятия ряда административных документов и утверждения локальных актов методического сопровождения процесса разработки, внедрения и реализации программ. Создание кадровых условий необходимо для успешной разработки ООП  создание группы разработчиков и назначение её руководителя, обучение представителей группы по проблеме технологии разработки модульных программ, основанных на компетенциях. Педагогические условия формирования вариативной части ООП образовательного учреждения, обеспечиваются последовательностью изложения, преемственностью структурных элементов, модульным построением содержания; ориентацией содержания на результаты, гибкими моделями структуры программ, мониторингом качества разработки и внедрения программ, учета специфики использования учебного времени вариативной части.

Формальное перераспределение нагрузки наименее затратный способ, но не реализующий свободы образовательного учреждения, а значит снижающий его конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, не позволяющий учитывать требования работодателей. Корректировка требований ФГОС, может быть направлена на: увеличение нагрузки по элементам инвариантной части; учет отраслевых особенностей направление подготовки.

Аналитический этап – заключается в проведении анализа потребностей в компетенциях для выявления запросов рынка труда и образовательных услуг. Инструментами реализации анализа потребностей в компетенциях являются интервьюирование и анкетирование. Содержательный этап – направлен на разработку содержания ООП образовательного учреждения и предполагает формирование программ учебных дисциплин, профессиональных модулей входящих в структуру ООП вариативной части, а также дополнительных элементов, определенных в результате анализа потребностей в компетенциях.

Методический этап – направлен на формирование образовательной среды обеспечивающей внедрение модульно-компетентностного подхода и включает: разработку локальных актов образовательного учреждения по реализации ООП в том числе элементов вариативной части; разработку фондов оценочных средств по дисциплинам и модулям ООП, а так же оценочных средств итоговой аттестации; формирование комплекса педагогических технологий применяемых для реализации программ; создание учебно-методических комплектов по дисциплинам и модулям; заключение договоров о прохождение практик; проведение самоанализа возможностей реализации программы – сравнительный анализ материально-технической базы образовательного учреждения и соответствующих требований ФГОС, оценку кадрового потенциала для определения направления повышения квалификации педагогических работников образовательного учреждения. Выявленные условия формирования вариативной части ООП должны учитывать специфику использования формального подхода при интеграции программ различного уровня содержания.

Деятельностный этап связан с внедрением разработанных программ в образовательный процесс и включает решение следующих задач: – организация учебного процесса по программе; – проведение мониторинга успешности реализации программ; – оценка результатов освоения программ и определение направлений изменения содержания вариативной части на следующий учебный год.

Проведенное исследование позволило выявить условия и этапы формирования вариативной части ООП прикладного бакалавриата, с учетом требований рынка труда повышение конкурентоспособности выпускников образовательного учреждения и возможностями образовательными учреждениям в приделах структуры учебного плана инвариантной и вариативной части которого содержат федеральный, региональный и вузовский компонент.
Управление качеством образовательного
процесса по группе показателей

Г.Г. Балахонов, Л.В. Недомолкина

ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная академия образования
им. В.М. Шукшина»


В статье рассмотрены проблемы оценки качества образовательного процесса в условиях отсутствия педагогической парадигмы, способной отражать динамику эволюции субъектов. Проведенный анализ программно-целевой технологии управления качеством показал объективные сложности и причины их вызывающие при разработке инструментария квалиметрии.

Общая ориентация системы высшего профессионального образования (ВПО) на личностно-ориентированного бакалавра должен учитывать уровни компетенций субъекта, что особенно актуально в многоуровневых образовательных системах. Модели оценки качества таких систем значительно осложняются тем, что процессы, происходящие в них, являются динамическими, а результаты данного периода влияют на последующие решения. Такие задачи, в большинстве случаев, относятся к управляющим решениям сложных ситуаций в условиях неопределенности. Одной из причин сложностей возникающих при практической реализации – отсутствие педагогической парадигмы, способной отражать эволюционные процессы динамического равновесия образовательного процесса [1]. Продукты образовательной деятельности и характер процессов в соответствующих системах зависит от сложных социально-психических, экономических и информационных взаимодействий окружающей среды с субъектом качества таких систем, которые функционируют в условиях интенсивного изменения внутренних и внешних параметров, требуется нечто большее, чем построение адекватной математической модели.

Качество образования – категория динамичная, меняющаяся со временем в соответствии с требованиями социальных заказчиков – общества и личности и уровнями развития педагогической теории и практики. Контроль качества сопряжён с оценкой, квалиметрией, критериями, формированием фондов оценочных средств.

Из всего многообразия управленческих технологий выделяется программно-целевая технология управления качеством, основой которой является разработка оценочных средств, адекватно отражающих учебные достижения субъектов образовательного процесса. В аналитической части программы проблемы оценки качества образовательного процесса должны быть представлены в трех уровнях:

  • проблемы результатов;

  • проблемы образовательного процесса, которые являются проблемами причин первого уровня;

  • проблемы условий, которые определяют дефекты образовательного процесса и его результатов.

Объективные сложности оценивания качества образования вы-

званы следующими причинами:

  • невозможностью разделения результатов образования, достигнутых учебным заведением от других образовательных эффектов, влияний, условий жизни субъекта;

  • реальные результаты образов динамичности развития субъектов;

  • основным критерием оценки качества образования является его рациональность, экономичность, отсутствие сверхнормативных затрат ресурсов;

  • некорректность сравнения качества образования различных учреждений даже одного профиля в виду отсутствия механизма корреляционной зависимости результатов.

Объективная оценка качества образования является сферой инструментария квалиметрии, позволяющей оценить качество образовательного процесса, педагогического труда, Эффективность управленческих решений. Такой инструментарий должен базироваться на стандартах ИСО 9001:2000, в требованиях которых указывается необходимость оценки результативности управляющих решений.

Основными объектами квалиметрического мониторинга применительно к системе ВПО и являются:

  • выпускники;

  • процесс предоставления образовательных услуг;

  • инфраструктура вуза (качество профессорско-преподавательского состава, учебных программ, материально-технической базы, внедрение процессных инноваций).

Результаты мониторинга можно в дальнейшем группировать отношениями типа «причина-результат» с высокой степенью формализации причинных факторов для дальнейшего построения диаграммы качества.

Анализ, проведенный по составу и структуре существующих средств информационно-методического обеспечения оценочной деятельности (проектирование информационных технологий оценочной деятельности), определяет их как жестко ориентированные на конкретные оценочные задачи:

  1. Системы информационного обеспечения учебно-научного процесса;

  2. Системы тестового контроля и обучения;

  3. Системы учебно-имитационного и натурного моделирования;

  4. Автоматизированные рабочие места преподавателей;

  5. Системы комплексной оценки выпускников вузов;

  6. Автоматизированные системы аттестации и аккредитации учебных заведений.

В практике большинство решений частных задач оценки качества доведено до уровня автоматизированных систем. За счет узкой специализации подобные системы позволяют с высокой эффективностью решать возложенные на них задачи. Однако, их практическое использование в создании автоматизированных систем комплексной оценки образовательных систем связано с трудностями вызываемыми специфичностью процедур оценки, отсутствием эффективных процедур синтеза структуры автоматизированных систем.

Следует также отметить, что оценочная деятельность в сфере образования относится к классу задач с наличием неопределённостей при принятии решений, так и нагличаем векторного (многофакторного) критерия оценки качества, поэтому требует для своего решения разработки формально-экспертных методов, позволяющих осуществлять компрессию альтернативных решений.

В таких условиях невозможно моделировать оценочную деятельность, не опираясь на использование экспертной информации и методов ее обработки, методов теории нечетких множеств, логико-семантического моделирования, отказа от принципов бинарной логики.

Литература

  1. Бурков В.Н. Модели и механизмы теории активных систем в управлении качеством подготовки специалистов [текст] – Н.: ИУ, 1998 .- 158с. – Библиогр. С. 34-37.


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ:
ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД

Е.С Абросимова, И.С.Белоусова

Национальный исследовательский Томский политехнический университет,
г. Томск


В статье отражена проблема оценки качества среднего профессионального образования. Раскрыт термин «качество образования», предложены методы оценивания. Проведено исследование и оценка качества образования на примере ОГБОУ СПО «Томский колледж дизайна и сервиса».

Проблема оценки качества образования является сегодня одной из самых актуальных. Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав, которые обеспечивают развитие компетенций обучающейся молодежи.

Системный анализ качества среднего профессионального образования описывает результат как особое качество образованности выпускника профессионального колледжа, включающее компоненты личностного развития, общекультурной и профессиональной подготовки. Качество процессов раскрывается как качество образовательных программ и их содержания, абитуриентов, потенциала преподавательского состава, образовательных технологий, ресурсного обеспечения.

Рассмотрим методы оценивания качества образования. Существуют внутренние оценки качества образования и внешние (оценки потребителей образовательных услуг). Система внутренних оценок: cамооценка обучающихся и обучающих, внутренний мониторинг качества, внутренние оценки образовательных учреждений, оценки индивидуальных достижений обучающихся. Система внешних оценок - это образовательная система. Фундамент составляет следующие характеристики: оказание образовательных услуг по различным образовательным программам и уровням образования.

Целью образовательной системы является согласование, удовлетворение и опережающее формирование спроса и предложения на образовательные услуги и выпускников.

Описан данный процесс и выделены предметы оценки:

1) На «входе» - спрос на образовательные услуги;

2) На «выходе» - спрос на выпускников.

3) Структура образовательной системы, характеризует полноту охвата населения, соответствие потребностям производства и т.д.;

4) Ресурсное обеспечение образовательной системы (кадровое, научно-методическое, финансовое, материально-техническое, нормативно-правовое, информационное) – учитывает достаточность, оптимальность.

Рисунок 1 - Средний уровень оценки ТКДС
Оценка качества образования включает в себя массу компонентов и требует решения многих проблем: законодательных, научных, методических, организационных, управленческих.

С точки зрения основных принципов системы менеджмента качества (СМК) рассмотрены показатели ТКДС и приводится их средний уровень (рисунок 1), что позволяет оценить качество процессов в средне профессиональном учреждении, а также в целом качество образовательной подготовки молодых специалистов.

Конкурентоспособность колледжа находится в прямой зависимости от уровня результативности подготовки молодежи. Ориентация же на постоянное улучшение качества предполагает корректировку целевых и оперативных плановых показателей в процессе функционирования СМК.
НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ: «БЕРЕЖЛИВЫЙ ОФИС»

А.М. Белоусов

Национальный исследовательский Томский политехнический университет,
г. Томск


В статье даётся определение понятию «Бережливый офис / Офис - кайдзэн», выделяются потери, которые могут быть выявлены в офисе. На примере выделенных потерь, предпринимаются меры по их устранению.

Понятие «Lean production» или «бережливое производство», за последнее десятилетие прочно вошло в практику многих отечественных организаций. Руководители и сотрудники организаций рассматривают концепцию бережливости только применительно к производству. Усилия и старания консультантов завести разговор о «бережливом офисе» восторга и энтузиазма, как правило, не вызывают. Лица рядовых сотрудников становятся растерянными и отчужденными: «Мы же не производство, которое штампует детали, а обычный офис, что нам беречь? Учитывать скрепки и кнопки, экономить принтерную бумагу, подписывать полки и ручки — так сам учет будет стоить дороже, чем возможная экономия, да и трудовая деятельность станет неэффективной».

«Бережливый офис» – участок административной работы, на котором прилагаются систематические усилия для выявления и устранения всех видов потерь [1].

На самом деле цена офисных потерь существенно выше, чем на производстве. Поскольку именно офисные потери становятся источником чрезмерных расходов, задержек, неудовлетворённости клиентов. Ошибка (брак), допущенная секретарём – референтом или конструктором, может оказаться намного дороже испорченной заготовки в производстве; один час простоя офисного работника (ожидание информации, рассмотрения, подписания документа) существенно весомее, чем такой же простой в производстве из-за поломки оборудования или нехватки деталей на сборке.

Как бы бережливо не выполнялся операционный управленческий процесс, он может в целом стать причиной возникновения потерь в компании, если у нее нет стратегии и стратегических целей или если они не доведены до исполнителей. Исполнители же осуществляют свою деятельность так, как делали это их предшественники много лет подряд, не задумываясь о том, кому и для чего нужен этот процесс, как используется его результат и используется ли вообще [2].

Ликвидацию офисных потерь нужно начинать не снизу вверх — от рабочих мест к кабинетам топ-менеджеров, а наоборот, от лидеров на высшем уровне — к потерям на рабочих местах рядовых исполнителей.

Для устранения потерь применяются следующие мероприятия: система 5S, хронометраж, планёрки, кайдзен – мероприятия, карта потока создания ценности, контрольные показатели эффективности, питч, временной такт, визуализация, канбан, налаженная система документооборота, диаграмма «спагетти», деятельность малых групп.

Преобразование офисных операций в стратегическое преимущество представляет собой унифицированный последовательный подход, позволяющий компаниям достичь стратегического конкурентного преимущества, за счет значительного повышения эффективности, качества и производительности офисных и административных процессов.

На сегодняшний момент концепцию «бережливого офиса» внедрили такие компании как: «АГТ Плюс», ООО «Пирамида», ОАО «Промис», Госкорпорация «Росатом», ОАО «ИРМ», ОАО «РЖД», «Сбербанк», ОАО «КАМАЗ», ООО «Балтика».

Система «бережливый офис» позволяет с первых шагов внедрения экономить значительные средства, которые сразу же можно эффективно вкладывать в дальнейшее развитие предприятия, также данная концепция будет полезна организации при разработке, внедрении и совершенствовании системы менеджмента качества по стандартам ISO 9001.

Литература

  1. Теппинг Д., Данн Э. Бережливый офис: – М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. – 322 с.

  2. Фабрицио Т., Тэппинг Д. 5S для офиса: как организовать эффективное рабочее место / Пер. с англ. – М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2008. – 214 с.


ТРЕБОВАНИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА РИСКОВ В
СТАНДАРТАХ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА

М.С. Буреева, Л.А. Редько

Национальный исследовательский Томский политехнический университет,
г. Томск


В статье проводится анализ международных стандартов по информационной безопасности, безопасности пищевой продукции, безопасности труда в ключе требований, относящихся к риск-менеджменту. Предлагается интеграция системы менеджмента организации и системы риск-менеджмента, которая позволит улучшить качество управления, повысить результативность и эффективность деятельности.

Принципы, структуру и процесс управления рисками содержит стандарт ГОСТ Р ИСО 31000-2010 «Менеджмент риска. Принципы и руководство». Использование данного стандарта способствует повышению вероятности достижения целей организации, выявлению возможностей и угроз, эффективному распределению и использованию ресурсов для обработки рисков.

Сегодня анализ и управление рисками – это одно из основных требований, заявленных и другими международными стандартами: ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001-2006 Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования; ГОСТ Р ИСО 22000-2007– Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции; OHSAS 18001:2007 – Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья; ГОСТ Р 51814.1-2009 - Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ИСО 9001:2009 в автомобильной промышленности и организациях, а также другие.

Проведен сравнительный анализ требований, относящихся к риск-менеджменту и заявленных в перечисленных стандартах (таблица 1).

Таблица 1 – Соответствие основных положений ИСО 31000 с
требованиями международных стандартов


Содержание ISO 31000

Требования стандартов ISO 9001, ISO 27001,
ISO 22000, OHSAS 18001


1

2

5.3.5 Определение критериев риска

Организация должна определить критерии, которые необходимо использовать для оценки значимости риска.

5.1. Обязательства руководства

Руководство организации должно предоставлять доказательства выполнения своих обязательств отношении разработки, внедрения, обеспечения, мониторинга, анализа, поддержки и улучшения СМИБ путем установления критериев принятия рисков и уровней приемлемости. (ИСО 27001-2006)

5.4.2 Идентификация риска

Организация должна идентифицировать источники риска, области воздействия, события и их причины, а также их потенциальные последствия

7.4.2 Идентификация опасностей и определение их приемлемых уровней

Следует идентифицировать и документально представить все опасности, угрожающие безопасности пищевой продукции, которые возможны для данного типа продукции. (ИСО 22000-2007)

5.4.3. Анализ риска

Анализ риска включает дальнейшее осознание риска. Анализ риска обеспечивает входную информацию для оценивания риска и решений относительно необходимости дальнейшего воздействия на эти риски.

7.4. Анализ опасностей

Группа безопасности пищевой продукции должна провести анализ опасностей, чтобы установить, какими опасностями следует управлять и в какой мере это необходимо для безопасности пищевой продукции. (ИСО 22000-2007)

7.2.2 Анализ требований, относящихся к продукции

Организация должна исследовать, подтвердить и задокументировать способность произвести предлагаемую продукцию, включая анализ рисков. (ГОСТ Р 51814.1 – 2009)

Продолжение таблицы 1

1

2

5.4.4. Оценивание риска

Цель оценивания риска заключается в том, чтобы способствовать принятию решений, основанных на исходных результатах анализа риска, относительно необходимости воздействия на риск и установления приоритета воздействия на риск.

7.4.3. Оценка опасностей

Оценку опасностей следует проводить так, чтобы для каждой идентифицированной опасности, угрожающей безопасности пищевой продукции, было определено, насколько устранение или снижение данной опасности до допустимого уровня важно для производства безопасной пищевой продукции. (ИСО 22000-2007)

4.3.1. Определение опасностей, оценка рисков и определение мер управления

Организация должна установить, внедрить и поддерживать процедуру, инициирующие определения опасностей, оценку рисков и определение необходимых мер управления (OHSAS 18000)

6.1.2 В организации должна быть формализована методология оценки рисков.(ISO 27001-2013)

5.5. Воздействие на риск.

Воздействие на риск включает выбор одного или более вариантов модифицирования рисков и применение этих вариантов. Альтернативные варианты могут включать: а) избежание риска; b) принятие или увеличение риска; c) устранение риска

3.15. Обработка риска

Меры по обработке риска могут включать в себя: избежание, оптимизацию, перенос или сохранение риска (ИСО 27001-2006)

5.5.2 Выбор вариантов воздействия на риск

Выбор наиболее подходящего варианта воздействия на риск включает уравновешивание затрат и усилий реализации с извлекаемыми выгодами с учетом правовых и других требований.

7.4.4 Выбор и оценка мероприятий по управлению

Следует выбрать соответствующую комбинацию мероприятий по управлению, которые позволяют предотвратить, устранить или снизить до установленного уровня опасности, угрожающие безопасности продукции (ИСО 22000-2007)

В результате сопоставления требований стандартов к системам менеджмента были выявлены соответствия с требованиями к системе риск-менеджмента, которые могут быть основой для интеграции. Интеграция системы менеджмента организации и системы риск-менеджмента позволит организации улучшить качество управления, повысить результативность и эффективность деятельности.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА
ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ, БАЗИРУЮЩЕЕСЯ НА ВНЕДРЕНИИ ЭФФЕКТИВНЫХ КОНТРАКТОВ

Л.Г. Миляева, В.Д. Миляев

Бийский технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО АлтГТУ
им. И.И. Ползунова, г. Бийск


В статье представлен критический анализ ситуации, сложившейся в сфере оплаты труда преподавателей вузов; отражена авторская позиция формирования перечня конкретных показателей при внедрении эффективных контрактов; предложен методический подход к восстановлению стимулирующей функции заработной платы.

Современная российская система высшего профессионального образования содержит множество несовершенств, в том числе касающихся стимулирования труда педагогов. Так, в период 2007-2013 гг. их среднемесячная начисленная заработная плата составляла около 70 процентов от средней зарплаты по экономике РФ. Между тем, основным проблемным моментом, выявленным по результатам опросной статистики педагогов вузов, выступает утрата заработной платой не воспроизводственной, а стимулирующей функции. Необходимо подчеркнуть, что отмеченная ситуация реализуется в условиях, когда декларированный размер «стимулирующего фонда» составляет не менее 30% средств на оплату труда. Следовательно, обозначенная проблема обусловлена не размером «премиального фонда», а отсутствием эффективного механизма стимулирования, ориентированного на «увязку» конечных результатов деятельности научно-педагогических работников вузов с размерами получаемых ими вознаграждений.

Восстановление стимулирующей функции заработной платы может быть обеспечено внедрением эффективного контракта, под которым понимается трудовой договор с работником, конкретизирующий его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда. Представляется, что установленные работникам конкретного учреждения показатели и критерии оценки эффективности их деятельности должны утверждаться локальными нормативными документами организации (например, приказами и распоряжениями руководства). К сожалению, вопрос о показателях и критериях оценки эффективности деятельности научно-педагогических работников (НПР) вузов остается все еще открытым. В принципе, может быть использован перечень показателей, рекомендованный для разработки внутривузовской сегментационной модели занятости [1].

Концептуальную основу авторской позиции, касающейся формирования (обоснования) перечня конкретных показателей и критериев оценки эффективности деятельности (сокращенно, «показатели эффективности деятельности» - ПЭД) работников вузов, формируют следующие моменты:

1. Во-первых, число устанавливаемых конкретному работнику ПЭД не должно быть чрезмерным (оптимальное количество 5-7).

2. Во-вторых, ПЭД должны быть диверсифицированы по видам деятельности, присущей конкретной категории (например, для преподавателей вузов это - научная, учебно-методическая, организационная, воспитательная работа и т.д.), и количественно измеримы.

3. В-третьих, ПЭД должны отражать степень соответствия достигнутого в каждом виде деятельности (научная, учебно-методическая и т.д.) уровня компетентности «эталонному» уровню, зафиксированному в профессиональном стандарте работника.

4. В-четвертых, ПЭД работника вуза должны коррелировать с соответствующими показателями оценки эффективности вузов и с показателями деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, утвержденными приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 №1324.

5. В-пятых, ПЭД должны отражать различия в сложности труда работников, относящихся к одной категории, но занимающих различные должности (например, профессор и старший преподаватель).

Важно, чтобы зафиксированные в эффективных контрактах ПЭД преподавателей кафедры были согласованы (утверждены) с ее заведующим. В качестве критерия, обосновывающего возможность стимулирующей выплаты, логично предложить допустимый уровень достижения целевого (эталонного) значения, дифференцированный по ПЭД, устанавливаемый экспертно (для одних, допустим, не ниже 0,75; для других показателей – не ниже 0,60 и т.д.). Соответственно, в качестве распределительного коэффициента – индивидуальный интегральный коэффициент стимулирующих выплат, рассчитываемый по формуле [1]:



(1)

где средневзвешенный уровень показателей эффективности деятельности, достигнутый i-м работником;

средневзвешенный уровень сложности выполнения ПЭД, установленных i-му работнику;

средневзвешенный уровень качества ПЭД, достигнутый i-м работником;

количество ПЭД с допустимым уровнем достижения целевого (эталонного) значения.

Величина индивидуальной стимулирующей выплаты i-го НПР составит [2]:




(2)

где - совокупный размер стимулирующих выплат научно-педагогических работников анализируемой кафедры; - штатный состав НПР данной кафедры.

При реализации предложенного подхода заработная плата НПР будет складываться из двух составляющих (условно-постоянной, обозначенной установленным месячным должностным окладом, и условно-переменной, определяемой величиной индивидуальной стимулирующей выплаты)[3]:

.

(3)

В заключение необходимо подчеркнуть, что заработная плата научно-педагогического работника, поставленная в зависимость от достигнутого результата, обладает должным мотивационным эффектом и экономическим стимулом [2].

Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Всероссийской научно-практической конференции 14 ноября 15 ноября 2014 года Бийск Издательство Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова 2014 iconКонференция посвящается 25-летию Конвенции о правах ребенка 20 21 ноября 2014 г
Обращение от министерства образования и науки Красноярского края к участникам и гостям VII всероссийской научно-практической конференции...

Всероссийской научно-практической конференции 14 ноября 15 ноября 2014 года Бийск Издательство Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова 2014 iconЗападной Сибири Материалы Шестой межрегиональной научно-практической...
Виноградарство в Западной Сибири: материалы Шестой межрегиональной научно-практической конференции 14 сентября 2013 г. / Алт гос...

Всероссийской научно-практической конференции 14 ноября 15 ноября 2014 года Бийск Издательство Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова 2014 iconТельная среда как фактор повышения качества образования материалы...
Рекомендовано к изданию организационным комитетом международной научно-практической конференции

Всероссийской научно-практической конференции 14 ноября 15 ноября 2014 года Бийск Издательство Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова 2014 iconРоссии Материалы XVII (I) Всероссийской научно-практической конференции...
Научный редактор Колесова И. В., канд эконом наук, доц., Севастопольский государственный университет

Всероссийской научно-практической конференции 14 ноября 15 ноября 2014 года Бийск Издательство Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова 2014 iconТезисы докладов будут напечатаны к началу конференции в сборнике...
Международной научно-практической конференции «Инновационное развитие высшего образования: глобальное и национальное измерения перемен»,...

Всероссийской научно-практической конференции 14 ноября 15 ноября 2014 года Бийск Издательство Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова 2014 iconПрограмма всероссийской научно-практической конференции, посвященной...
Актуальные проблемы педагогической психологии в условиях модернизации российского образования

Всероссийской научно-практической конференции 14 ноября 15 ноября 2014 года Бийск Издательство Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова 2014 iconМатериалы четвертой всероссийской научно-практической конференции...
Кафедра философии Ярославского государственного педагогического университета им К. Д. Ушинского

Всероссийской научно-практической конференции 14 ноября 15 ноября 2014 года Бийск Издательство Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова 2014 iconМониторинг средств массовой информации 17 ноября 2014 года
Итоги работы оптового рынка электроэнергии и мощности с 07. 11. 2014 по 13. 11. 2014 4

Всероссийской научно-практической конференции 14 ноября 15 ноября 2014 года Бийск Издательство Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова 2014 iconПрограмма всероссийской научно-практической конференции «Актуальные...
Порядок работы Всероссийской научно-практической конференции Актуальные проблемы

Всероссийской научно-практической конференции 14 ноября 15 ноября 2014 года Бийск Издательство Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова 2014 iconПлеханова Фонд «Альтернативы»
Современная демократия: история, актуальные проблемы и потенциалы развития. Тезисы и доклады V всероссийской научно-практической...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск