План научно-исследовательской работы Введение Глава Орел как символ глава Орел в истории России






НазваниеПлан научно-исследовательской работы Введение Глава Орел как символ глава Орел в истории России
Дата публикации29.06.2015
Размер145 Kb.
ТипДокументы
h.120-bal.ru > Право > Документы
История двуглавого орла

Ф.И.О. учащегося:

Полякова И.Д.,

МОУ СОШ № 43
Научный руководитель:

Аверьянова Н.

Магнитогорск

2013

План научно-исследовательской работы

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Орел как символ ……………….. …………………………….……..6

Глава 2. Орел в истории России …………………..…… ...……….………..9

Заключение.…………..………………………………………...…………….......14

Источники и литература ………………………………………………………..15

Введение

Каждое государство имеет свои символы, которые отражают внутреннее его устройство: могущество, территорию, природные особенности и другие приоритеты. Одним из символов государства является герб.

В настоящее время воспитание патриотизма и уважения к своей Родине имеет первостепенное значение. В этом отношении огромное значение имеет изучение истории гербов, флагов и гимнов страны – главнейших ее государственных символов. Ознакомление учащихся с символами своего государства – гербов, флагов и гимнов - традиционно является одним из важных элементов воспитания их в духе здорового патриотизма. В то же время, на основе изучения государственной символики происходит непосредственное их прикосновение к истории Отечества. Ибо история Родины и ее символов единая, так как в гербах, флагах и гимнах в определенной мере отражались социально-экономические, политические и культурные изменения, происходившие в нашей стране. В связи с тем государственная символика является частью истории.

Объектом исследования: является элемент герба России - двуглавый орел

Цель исследования: состоит в том, чтобы проследить истоки одного из символов нашего Отечества, которым является герб.

Наше исследование предполагает решение следующих основных задач:

- выяснить какое значение имел символ «орел» в мифологии у разных народов;

- проследить основные изменения в символе «двуглавого орла» в соответствии с изменениями в государстве;

- выявить взаимосвязь России , Римской империи и ряда европейских стран

Методология исследования. Для реконструкции контекста событий, объективного анализа важное значение, для нашего исследования, имеет цивилизационная концепция, в которой обращается особое внимание на вариативность и преемственность духовной культуры.

Главными принципами настоящей работы стали историзм, системность, научная объективность.

Среди основных, традиционных общеисторических методов, следует назвать историко-генетический, историко-сравнительный, историко-системный, и историко-типологический.

Используя историко-генетический метод, суть которого состоит в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемого символа в процессе ее исторического развития.

Историко-сравнительный метод предполагает изучение событий, явлений, процессов, пространственно-временного сходства и различий. Этот метод, обладая широкими познавательными возможностями, использовался автором в плане сравнения гербов разных государств.

Историко-типологический метод дал возможность выяснить общие, наиболее характерные признаки и стороны исследуемых явлений и процессов с целью их упорядочения.

Геральдика является вспомогательной исторической дисциплиной, изучающей гербы. Название "геральдика" происходит от немецкого слова "ге­рольд", что в переводе означает "глашатай". Герольдом в Западной Евро­пе в средние века называлось лицо, управляющее рыцарскими турнирами.

Геральдика подразделяется на две части:

1) дисциплина, изучающая гербы, историю их возникновения и исполь­зования;

2) наука о составлении герба, предусматривающая систему специальных знаний о форме, композиции изображения, цветах и составных час­тях герба, его художественное воплощение и т.п.

У истоков русской геральдики стоял царь Алексей Михайлович. По просьбе царя герольдмейстер Лаврентий Хурелович (Курелович) в 1673 г. написал сочинение (оставшееся в рукописях) "О родословии великих российских князей и государей...". В то же время имел большое значение и труд госуда­рева печатника боярина Артамона Сергеевича Матвеева "Всех великих князей Московских и всея России самодержцев печати". Благодаря этим двум сочинениям была создана основа русской геральдики, ибо и них зат­рагивались вопросы практического характера: как составить и выполнить (изготовить) герб.

Большой толчок в развитии геральдики и, естественно в изучении гербов получило учреждение Петром I в 1722 г. Герольдмейстерской конторы, которая ведала и вопросами составления и изучения гербов. Первым герольдмейстером был Степан Андреевич Колычев, а его помощником - итальянец Франциско Санти.

В XVIII в. началось непосредственное изучение истории гербов уже на научной основе и связывали их историю с историей России. Так, В.Н. Татищев включил вопросы истории государственного герба в свой фундаментальный труд - "Историю Российскую". Он же дал краткую справку по истории появления двух основных частей русского государственного герба - всадника ("ездец") и двуглавого орла.

Орел как символ.
Орел (перевод) - символ небесной (солнечной) силы, огня и бессмертия; 
одно из наиболее распространённых обожествляемых животных - символов богов и их посланец в мифологиях различных народов мира. Свидетельства обожествления Орла в качестве особого предмета культа известны в древней центральной и северной Аравии. 

В Древней Месопотамии Орел был символом божества войны Шумерской  Нинурты  (Нингирсу), в Древней Греции - Зевса (ср. изображение Зевса в виде Орла на Крите), в Риме - Юпитера. У финнов, самодийских народностей, якутов, тунгусо-маньчжурских народов и других народов Сибири культ Орла был связан с представлением его в виде помощника или олицетворения шамана и культурного героя. Одним из главных подвигов Орла как культурного героя в мифологиях Евразии (особенно Сибири) и Северной Америки является помощь, оказанная им людям в добывании огня. 

В мифах якутов противопоставлялось светлое божество Хомпорун Хотой — прародителя людей и Орла главе верхних злых духов Хара Суорон — прародителю воронов и той части якутов, чьим тотемом некогда был ворон. С Орлом были связаны белые шаманы, с вороном — чёрные.

Наряду с сюжетами, где Орлу противопоставлена    другая мифологическая птица (Ворон, иногда гриф и т. п.), достаточно широко распространены и такие мифологические мотивы, в которых Орел противопоставляются другие животные, в особенности нижнего (водного) мира.  
      Чрезвычайно широкое распространение в мифологии и искусстве стран Азии и Европы имеет мотив борьбы Орла и змеи.


В библии Орел служит воплощением божественной любви, силы и мощи, юности и бодрости духа, но также и гордыни. В средние века он является символом крещения, а также воскресения.

Символом солнца орел сделался, вероятно, по двум причинам: во-первых, люди были убеждены в способности орла подниматься до cамого солнца, а во-вторых, было подмечено, что только повелитель царства пернатых может смотреть прямо на ослепительное дневное светило не мигая.  
        Серебряный орел с расправленными крыльями (аквила, от лат. «aquila» «орел») - древнеримская эмблема победы. Великий полководец Рима Гай Maрий (156-86 гг. до н.э.), победитель грозных германских племен кимвров и тевтонов, поместил эту эмблему на штандарты римских легионов. Победоносные римские орлы с триумфом воцарились над 45 странами Древнего мира, превращенными в римские провинции. С тех времен полет орла над войском расценивался всеми народами как предзнаменование победы, а воины украшали победоносной эмблемой свое оружие. 
 

Двуглавый орел является одним из древнейших символов. Он был широко распространен в Шумерской культуре. Одно из самых ранних изображений двуглавого орла было обнаружено при раскопках шумерского города Лагаш в Месопотамии. 
        Эмблему двуглавого орла, также использовали древние хетты.
Неподалеку от турецкого селения Богазкёй, где когда-то находилась столица Хеттского государства, было обнаружено древнейшее изображение двуглавого орла (XIII в. до н.э.), высеченное на скале. Двуглавый орел с распростертыми крыльями держит в лапах двух зайцев. Современная интерпретация этого изображения такова: царь бдит, взирая по сторонам, побеждает своих врагов, которых изображают зайцы, животные трусливые, но прожорливые.

Двуглавый орел изображен и на цилиндрических печатях, найденных при раскопках крепости Богазкёй. Этот символ также найден на стенах монументальных сооружений других городов хеттской цивилизации. Хетты, как и шумеры, использовали его в религиозных целях.
Изображения двуглавого орла VI веке до н. э. были встречены в Мидии, восточнее бывшего Хеттского царства.
Изображения двуглавого орла встречались и в древнем Египте и на ассирийских памятниках, где они, по мнению специалистов, символизировали соединение мидийского царства с Ассирийским в VII-VI вв. до н. э. 

В "Словаре международной символики и эмблематики" говорится, что"римские полководцы имели изображение орла на своих жезлах как знак главенства над действующей армией" *. Позднее орел был превращен в исключительно императорский знак, символ верховной власти.
Император Константин (306-337) принял изображение черного двуглавого орла на золотом поле в связи с переносом столицы империи из Рима в Византию (Константинополь). По eгo замыслу, эта эмблема символизировала две головы (столицы) одного тела (империи). В 395 году, когда Римская империя окончательно раскололась на две части, двуглавый орел вошел в герб Восточной Римской (Византийской) империи. 

С конца XIV века золотой двуглавый орёл на красном поле всё чаще фигурировал  на различных государственных регалиях Византии.

Старейшее изображение двуглавого орла в Западной Европе датируется 1180 годом – оно помещено на печати графа Людвига фон Сарвердена. Считается, что европейцы познакомились с двуглавым орлом в ходе Крестовых походов и заимствовали этот знак с востока.

В XV в., при императоре Сигизмунде или незадолго до него, двуглавый орёл был принят в качестве государственной эмблемы  Священной Римской (Германской) империи. Он изображался чёрным в золотом щите с золотыми клювами и когтями, головы орла были окружены нимбами.
Двуглавый орел был изображен на гербах Австрии, Германского Союза, Российской империи, Королевства Югославии, Сербии и Черногории, а также на Гербе Шаханшаха Ирана Мохаммад-Реза Шаха Пехлеви. Он также присутствовал на монетах средневековой Болгарии.


Глава 2.
Теперь встает вопрос: откуда же попало изображение двуглавого орла в русское государство. На этот счет в научной среде существует несколько версий. Коснемся же некоторых из них.

Как считает Е.К. Ривина * наиболее распространенными версиями о появлении двуглавого орла на Руси являются: ордынская, германская, византийская и даже русская, т.к. изображение двуглавого орла встречается на монетах и печатях Твери.

Но предпочтительная из этих версий, на данный момент, является византийская. И это связано с женитьбой Ивана III в 1472 г. на Софье Палеолог, племяннице последнего императора Византии Константина Палеолога. Годом же возникновения двуглавого орла в качестве государственного символа России является 1497 год. За этот год была обнаружена грамота с двусторонней вислой печатью на лицевой стороне которой был помещен всадник, поражающий копьем змия, на оборотной - двуглавый орел.

В XVIII веке первый русский историк В. Н. Татищев, ссылаясь на «старую историю Соловецкого монастыря», писал: «Иоан Великий (Иоанн III), по наследию своей княгини Софии, принцессы греческой, принял за государственный герб орел пластиной с опушенными крыльями и двумя коронами над головами, который и сын его употреблял». *

21 февраля 1613 г. Земским собором на царство избран Михаил Федорович Романов. Его избрание положило конец смутам, имевшим место в период после кончины Ивана Грозного. Орел на гербе этого периода расправляет крылья, что означает новую эру в истории России, которая в это время становится единым и довольно крепким государством.

В 1625 г. на печати впервые появился двуглавый орел, коронованный не двумя, а тремя коронами, символизирующие три покоренные царства Казанское, Астраханское и Сибирское.

В 1654 г. двуглавый орел под тремя коронами впервые изображен с символами власти – скипетром и державой . В 1667 г. закончилась война с Польшей. По этому случаю было заключено Андрусовское перемирие между воюющими странами, по которому Левобережная Украина оставалась за Россией. Для скрепления этого перемирия золотописцу Посольского приказа Г.А. Благушину было поручено изготовить новую государственную печать.

14 декабря 1667 г. в именном указе «О титуле царском и о государственной печати» есть описание этой печати: «Орел двуглавый есть герб державный великого государя, царя великого князя Алексея Михайловича, всея Великие и Малые и Белые России самодержца, его царского величества Российского царствия, на некотором три короны изображены, знаменующие три великия, Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей его царского величества милостивейшего государя державе и повелению… на персех (груди) изображение наследника, в пазноктах (когтях) скипетр и яблоко (держава – Г.Б.), собою являют милостивейшего государя, его царского величества самодержца и обладателя».

После победы в Северной войне Россия получает статус империи , а следовательно меняются цвета государственного символа: во-первых, орел официально стал черным (до этого он изображался золотым), а фон – желтым, это были характерные имперские цвета, во- вторых, всадник впервые перевоплощается в образ святого Георгия Победоносца, который был одним из древнейших символов борьбы добра со злом, света с тьмой, в третьих, вместо царских корон стали изображаться императорские.

При Александре I на гербе крылья орла широко раскинуты в сторону, а перья опущены вниз. Одна голова более наклонена, чем другая. Вместо скипетра и державы в лапах орла появляются новые атрибуты: факел, перуны (громовые стрелы), лавровый венок (иногда ветвь), ликторский пучок, перевитый лентами.

В начале XX в. геральдика широко проникла в жизнь общества, стала «вездесущей». «Гербы мы видим на костюмах, которые даже шились из материи, по цвету своему соответствовавшей гербу. Гербы ставились на посуде, книгах, гербы переходят на ткани (гербовая печать), на монеты, на частные дома, на дипломы, в духовных завещаниях, в церквях и на надгробных плитах»*

В 1917 году орел перестал быть гербом России. Известен герб Российской Федерации, субъектами которой являлись автономные республики и другие национальные образования. Каждая из республик, субъектов Российской Федерации, имела свой национальный герб. Но герба русских на нем нет.
В 1991 г. произошел государственный переворот. К власти в России пришли демократы во главе с Б. Н. Ельциным.
22 августа 1991 г. вновь утверждается Государственным флагом России бело- сине-красный флаг. 30 ноября 1993 г. президент России Б. Н. Ельцин подписывает указ «О государственном гербе Российской Федерации». Вновь гербом России становится двуглавый орел.
Хотя по форме современный герб как будто повторяет схему Российской империи, на самом деле смысл его совершенно иной, т.е. мы понимаем атрибуты современного герба иначе, чем наши предки. Двуглавый орел теперь – символ единения народов, живущих в европейской и азиатской частях Российской Федерации. Короны над его головами означают, прежде всего, суверенитет всех субъектов федерации к самой федерации, а также могут рассматриваться как символ союза трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной. Скипетр и держава подразумевают сильную власть, защиту государства и его единство. А всадник, поражающий копьем дракона, - эмблема не только и не столько столицы, сколько древний смысл победы добра над злом, готовности всего народа отстаивать и защищать свою свободу и независимость от врага, если такой объявиться.

Заключение.
Богатую историю двуглавого орла можно резюмировать следующим образом: возникнув в древние времена на востоке, двуглавый орел к XV веку получил распространение на огромных пространствах от Персии (современного Ирана) до Западной Европы и использовался в самых разных качествах: от декоративного украшения, до государственного символа.

Тема государственной символики является актуальной на данный момент, т.к. формирование чувства патриотизма у подрастающего поколения, через изучение своих корней, то есть знание истории герба является важным аспектом воспитания гражданственности.

Государственный символ - национальный герб, играет роль социально-политического феномена и отражает в форме символов природу общества, исторической эпохи, конкретного времени. Определяет уровень развития общества, его современное состояние, позволяет изучать историческое прошлое во всем его многообразии, дает представление о культуре народа, характере политической власти и многом другом.

Особый интерес представляет история складывания российской национально-государственной символики, отражавшей историю эволюции Российского государства. Начало появления первого из государственных символов - герба совпало с окончательным этапом формирования Российского централизованного государства в конце XV - начале XVI в, в правление Ивана III.

Изучение причин появления национально-государственной символики позволяет исследователю более целостно, полно представить историю развития государства, изменения в политическом курсе, уровень культуры. Законодательное закрепление символов способствовало организационному и идейно-политическому укреплению государства, росту его международного авторитета.

Необходимость изучения национально-государственной символики вызвана также таким требованием времени, как восстановление исторической памяти новых поколений русских людей, чье социальное и духовное становление происходило и происходит в обстановке переосмысления русской истории, государственности, культуры, традиций, обрядов и др.



















































Список литературы и источников


  1. Полное собрание законов Российской империи” Cобрание 1. СПб, 1830

  2. “Собрание государственных грамот и договоров” часть 1. М, 1813

  3. Брокгауз и Эфрон “Хронология всеобщей и русской истории”. СПб, 1905

  4. Брокгауз и Эфрон “Энциклопедия” т.17. СПб, 1893

  5. Фон Винклер П.П. “Государственный орел”. СПб: тип. Э.Гоппе, 1892

  6. “Хрестоматия по истории СССР XVI - XVII в.в.”. М,1962

  7. Вилинбахов Г.В. “Государственная геральдика России конца XVII - первой четверти XVIII в. (к вопросу становления абсолютизма в России)” //Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Л, 1982

  8. “Геральдика” //Материалы и исследования Государственного Эрмитажа. Л: ГЭ, 1987 (1988)

  9. Дворянские роды Российской империи”. СПб, 1993

  10. “История России в лицах и датах” Словарь-справочник. СПб, 1995

  11. Каменцев Е.И., Устюгов Н.В. “Русская сфрагистика и геральдика”. М, 1974

  12. Н.М. Карамзин “Предания веков”. М., 1988

  13. Лакиер А.Б. “Русская геральдика”. М: Книга, 1990

  14. Лебедев В. “Державный орел России”. М: Родина, 1995

  15. Лукомский В.К. “Герб как исторический источник” //Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях института истории материальной культуры. М, 1947; вып. 17.

  16. Лукомский В.К. “Гербовая экспертиза (случаи и способы применения)” //”Архивное дело” 1939 N 1(49).

  17. Лукомский В.К. “О геральдическом художестве в России”. СПб, 1911.

  18. “Новый герб, утвержденный императором Павлом”. 1799 г., Б. М. и Г.

  19. Пушкарев С.Г. “Обзор русской истории”. Ставрополь, 1993.

  20. Хорошкевич А.А. “Символы русской государственности”. М., 1989

  21. Г. Вилинбахов “Родословная российского герба” //”Родина” 1993 N1

  22. Шиланов В., Семенович Н. “Флаги Русского флота” // “Советский музей”, 1990. N 3(113), с.59

  23. Конов А. “Геральдика российская” //”Нева” 1985 N2

  24. Е.В. Пчелов “Государственные символы России : герб, гимн, флаг”

  25. 2. Л.А. Плеханова, «Герб и флаг России Х-ХХ вв.»

  26. 3. “История России в лицах и датах” Словарь-справочник. СПб, 1995

  27. 4. М.Н. Марченко «Обществознание» Уччебное пособие МГУ имени М.В.

  28. Ломоносова, издание четвертое

  29. 5. По данным сайта www.student.ru

  30. 6. Лакиер А.Б. “Русская геральдика”.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План научно-исследовательской работы Введение Глава Орел как символ глава Орел в истории России iconД. С. Блинов (глава 6), Д. Ю. Гончаров (глава 8), М. А. Горбатова...
Истоки и современное содержание уголовной политики в области здравоохранения: актуальные вопросы теории и практики

План научно-исследовательской работы Введение Глава Орел как символ глава Орел в истории России iconОглавление введение зачем мы создаем доктрину
Макрос государственности глава “империя не умирает. Она передается” Глава потенциал русской цивилизации

План научно-исследовательской работы Введение Глава Орел как символ глава Орел в истории России iconПояснительная записка Музейный урок «Пётр 1 и его сподвижники на Белгородчине»
«милостивое слово» Петра После «Полтавской виктории» на знамени Белгородского полка появились орёл – символ торжествующей России...

План научно-исследовательской работы Введение Глава Орел как символ глава Орел в истории России iconГрадорегулирование
Гудзь Т. В. (разделы 10. 3, 10. 4, 12. 3), Сафарова М. Д. (разделы 7, 10. 3, 10. 4, глава 13), Холопик К. В. (глава 11), Якубов М....

План научно-исследовательской работы Введение Глава Орел как символ глава Орел в истории России iconЛестер Самралл Содержание Введение. Глава Не просто солдаты на летних сборах. Глава 2
В других же местах мужчины и женщины живут в роскоши, нимало не беспокоясь о нищете и голоде. Они прожигают жизнь, напива­ются, женятся,...

План научно-исследовательской работы Введение Глава Орел как символ глава Орел в истории России iconФгбоу впо «Госуниверситет учебно-научно-производственный комплекс», Орел, Россия
Реформа судебной системы в теории и практике российского либерализма начала ХХ в.: Историографические аспекты изучения

План научно-исследовательской работы Введение Глава Орел как символ глава Орел в истории России iconСодержание Введение Глава I. Классификация объектов культурного наследия Российской Федерации
Всероссийская общественная организация «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры»

План научно-исследовательской работы Введение Глава Орел как символ глава Орел в истории России iconУрока: урок анализа и синтеза. Форма урока
Да, мы были противниками, но странными. У нас была одна любовь… и мы, как двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как...

План научно-исследовательской работы Введение Глава Орел как символ глава Орел в истории России iconЛитература 70 Приложения 75 Глава Введение Постановка проблемы исследования...
Модели подготовки сотрудников пенитенциарной системы в России и за рубежом 29

План научно-исследовательской работы Введение Глава Орел как символ глава Орел в истории России icon«Права и обязанности современной молодёжи»
Классов, директор школы Коваленко О. Н., зам директора по воспитательной работе Мостовая С. В., глава совета школы Антипенко Л. И.,...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск