Тельная среда как фактор повышения качества образования материалы международной научно-практической конференции 10-11 ноября 2011 года Пленарные доклады Чита Забкипкро 2011






НазваниеТельная среда как фактор повышения качества образования материалы международной научно-практической конференции 10-11 ноября 2011 года Пленарные доклады Чита Забкипкро 2011
страница1/9
Дата публикации27.01.2015
Размер1.22 Mb.
ТипДоклад
h.120-bal.ru > Право > Доклад
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Министерство образования, науки и молодежной политики

Забайкальского края

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и

профессиональной переподготовки работников образования»

Краевой центр оценки качества образования ЗабКИПКРО

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический

университет им. Н.Г. Чернышевского»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Материалы международной

научно-практической конференции

10-11 ноября 2011 года

Пленарные доклады

Чита

ЗабКИПКРО

2011

Министерство образования, науки и молодежной политики

Забайкальского края

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и

профессиональной переподготовки работников образования»

Краевой центр оценки качества образования ЗабКИПКРО

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический

университет им. Н.Г. Чернышевского»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Материалы международной

научно-практической конференции

10-11 ноября 2011 года
Пленарные доклады

Чита

ЗабКИПКРО

2011

УДК 371

ББК 74.204

О 23
Рекомендовано к изданию организационным комитетом международной научно-практической конференции


О 23

Образовательная среда как фактор повышения качества образования : материалы международной научно-практической конференции. Пленарные доклады. – Чита : ЗабКИПКРО, 2011. – 64 с.


В сборнике опубликованы материалы Международной научно-практической конференции «Образовательная среда как фактор повышения качества образования» (Чита, 10-11 ноября 2011 г.), организованной КЦОКО ЗабКИПКРО.

Данный сборник представляет развитие региональной независимой системы оценки качества образования в Забайкальском крае. Содержание сборника раскрывает теоретико-методологические положения и практическое обоснование образовательной среды как фактора повышения качества образования на всех уровнях системы образования.

Среди авторов сборника философы, педагоги, психологи, организаторы народного образования, практические работники из Забайкальского края, Иркутской области, республики Бурятии, Китая.

Материалы сборника представляют интерес для педагогических коллективов школ, ДОУ, УДОД, высших, средних, профессионально-технических учебных заведений, организаторов народного образования, всех, кому не безразлично настоящее и будущее Забайкалья.

УДК 371

ББК 74.204
Рабочая группа по подготовке сборника материалов конференции:

Руководитель группы:

Скиданова Л.А.

Члены рабочей группы:

Будаева Б.Б., Гайнанова Л.Е., Грешилова И.А, Сарапулов В.А., Кошелькова Т.Н., Клименко Т.К., Рюхова Н.Ф., Судакова А.А., Фурманова Е.В.

ISBN 978-5-98464-055-8


© ЗабКИПКРО, 2011

Организаторы конференции:

Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края

Забайкальский краевой институт повышения квалификации и

профессиональной переподготовки работников образования

Краевой центр оценки качества образования ЗабКИПКРО

Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет

им. Н.Г. Чернышевского

Оргкомитет:

Председатель Оргкомитета:

Дамбаева Б.Б. – заместитель руководителя Министерства образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края, к.п.н.

Заместители председателя Оргкомитета:

Зимирев Г.И. – зав. лабораторией управления развитием образования комитета образования городского округа г. Чита, к.с.н.

Члены оргкомитета:

Будаева Б.Б. – ректор окружного института повышения квалификации работников образования и социальной сферы, к.г.н.

Грешилова И.А. – и.о. ректора ЗабКИПКРО, к.философ.н.

Клименко Т.К. – профессор ЗабГГПУ, д.п.н.

Кирик О.И. – председатель Комитета образования городского округа «Город Чита»

Курнышев В.М. – начальник отдела высшего и послевузовского профессионального образования, науки и инноваций Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края

Наранова Л.В. – начальник отдела воспитания и дополнительного образования Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, к.п.н.

Новоселова Г.Н. – зам. начальника управления начального и среднего профессионального образования Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края

Руденко С.С. – заместитель проректора по инновационному образованию, доцент ЗабГУ, к.т.н.

Скиданова Л.А. – проректор ЗабКИПКРО, директор Краевого центра оценки качества образования ЗабКИПКРО

Старостина С.Е. – проректор ЗабГГПУ, доцент, к.п.н.

Фазлукдинова О.С. – пресс-секретарь Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края

Шалаева Н.С. – зам. руководителя Министерства образования Забайкальского края, начальник Управления финансово-экономической работы, учета и контроля.


СОДЕРЖАНИЕ


Карасёв К.И.

Управление качеством образования на основе построения целостной деятельностно-компетентностной модели образования Забайкальского края........................................................................................

………......5

Клименко Т.К.

Разработка IT-дидактики в современном образовательном процессе: постановка проблемы……………………………………...............

………....11

Ху Гуан Цзи

Изучение состояния окружающей среды как фактор, влияющий на повышение качества образования студентов Хулунбуирского профессионально-технического института………………………….

………....17

Ван Ци

Государственно-общественная оценка качества высшего профессионального образования в Китае…………………………................

………....19

Сажин А.А.

Изменения законодательства – фактор повышения качества образования…………………………………………………………………

………....25

Старостина С.Е.

Реализация ФГОС педагогического образования: проблемы и перспективы….................................................................................................

………....29

Грешилова И.А.

Культурная среда образования: философский аспект………………

………....36

Трушакова Н.И.

Управление развитием современной образовательной среды в муниципальном районе…………………………………………………..

………....40

Никонов Р.В.

Организация межкультурного образовательного пространства школы…………………………………………………………………..

………....46

Уланова Т.П., Чегодаева В.В.

Информатизация и компьютеризация образовательного процесса как одно из условий обеспечения качества образования…………...

………....50

Скиданова Л.А.

Единое образовательное пространство как объект управления……

………....57

Проект резолюции

Международной научно-практической конференции "Образовательная среда как фактор повышения качества образования"…………………………………………………………..................

………....61



Карасёв К.И., министр образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, д.т.н., профессор
Управление качеством образования

на основе построения целостной деятельностно-компетентностной модели образования Забайкальского края
В последнее десятилетие качество образования становится ключевой проблемой российского и мирового образования. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса, переосмыслением цели и результата образования, а в конечном итоге - гармонизацией архитектуры всей системы образования в соответствии с мировыми тенденциями.

В общем контексте европейских тенденций глобализации Совет Культурной Кооперации (СДСС) среднего образования для Европы определил те основные, ключевые компетентности, которые в результате образования должны освоить молодые люди. Соответственно, и цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетенций (компетентностей), что отмечено в текстах Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года», ФГОС нового поколения. В данных документах заложена идея преодоления традиционных когнитивных ориентаций образования, новое видение самого содержания образования, его методов и технологий. Предполагается, что компетентностный подход может сохранить культурно-исторические, этно-социальные ценности, если лежащие в его основе компетентности рассматривать как сложные личностные образования, включающие и интеллектуальные, и эмоциональные, и нравственные составляющие. В настоящее время делаются попытки разработать и реализовать деятельностно-компетентностную модель в существующей системе образования. Эта ситуация определяет стратегические направления развития образования Забайкальского края: апробация опережающих подходов в управлении, совершенствование управления качеством образования на основе стратегического прогнозирования, реализация уровневого принципа управления качеством образования в целостной деятельностно-компетентностной модели образования; формирование учителя новой формации, аттестационных процедур в рамках компетентностного подхода на индивидуальном (тестирование, подготовка конспекта урока (занятия), решение педагогических ситуаций, представление портфолио, экспертизы практической деятельности педагога, анкетирование учащихся, родителей, собеседование с руководителями ОУ о деятельности педагога и др.) и институциональном (общественная экспертиза, аккредитация и лицензирование, рейтингование образовательных учреждений и др.) уровнях; моделирование компетенций при обязательном соблюдении последовательности «цель-деятельность-компетенция», соотнесение единиц содержания образования (предметные, межпредметные, надпредметные, метапредметные) формируемым компетенциям; отбор методик, технологий оценки образовательных результатов, адекватных формируемым компетентностям, что в конечном итоге позволило бы совершенствовать региональную систему качества образования на основе компетентностного подхода.

В логике определения направлений одним из необходимых и первостепенных является апробация опережающих подходов в управлении, совершенствование управления качеством образования на основе стратегического прогнозирования, реализация уровневого принципа управления качеством образования в целостной деятельностно-компетентностной модели образования Забайкальского края. Данное направление будет реализовываться по следующим модулям:

1. модуль «компетенции процесса»: управление - инновационные процессы – экспериментальные точки - массовая школа;

2. модуль «компетенции содержания»: методические службы ЗабКИПКРО, АИПКРСС – РМК – РМО – ШМО учителей – учитель - ученик;

3. модуль «компетенции результата»: совершенствование региональной модели системы менеджмента качества образования в контексте компетентностного подхода, в соответствии с измерителями ФГОС второго поколения, теории и практики педагогических измерений, международных сравнительных исследований, в т.ч. PISA.

Направление по формированию учителя новой формации мы определяем как системообразующее. Ключевой фигурой современной школы является учитель, поскольку качество образования не может быть выше качества работающих в этой среде учителей. Государственным приоритетом в сфере повышения статуса учителя становится разработка политики по формированию новой генерации учителей как новой общественной элиты, изменение государственного статуса учителя, стимулирование и мотивация его труда, дальнейшее использование механизма Приоритетного национального проекта «Образование» для выявления и поддержки лучших учителей.

На августовском совещании 2011 г. было обозначено, что необходимо актуализировать новую систему воспроизводства кадров (подготовка, переподготовка и повышение квалификации), в том числе развитие и совершенствование системы целевой переподготовки специалистов, имеющих непедагогическое базовое образование. Реализовать данную задачу можно через усиление психолого-педагогической подготовки, использование модульно-ваучерного принципа организации повышения квалификации, проведение курсовой подготовки на базе образовательной практики ресурсных центров, образовательных учреждений, лучших учителей, реализующих инновационные образовательные программы и имеющих положительные результаты.

Актуальной проблемой в условиях реализации «Нашей новой школы» является подготовка педагогических кадров в педагогических вузах и колледжах в деятельностно-компетентностной парадигме. Важнейшая задача руководителей ИПК Забайкальского края и РМК - предусмотреть в программах повышения квалификации направление «Деятельностно-компетентностный подход в образовании». Принципиально важно выстроить систему повышения квалификации на деятельностной основе с активным применением интерактивных методов с целью изменения педагогической позиции и мышления учителя. Для повышения результативности курсовой подготовки ИПК крайне необходимой является организация постоянно действующих краевых семинаров по переходу на ФГОС как формы повышения квалификации педагогических работников с использованием Интернет-трансляции на муниципальные методические службы. Планируем создать Координационный Совет по дополнительному профессиональному образованию в целях подготовки учителей для работы в современной школе.

Компетентность современного педагога представляется совокупностью таких компетенций: компетенция разработки учебных программ и техник обучения; компетенция информационной интеграции (связанная с использованием современных информационных технологий); компетенция в области педагогических измерений, компетенция в сфере менеджмента и инновационной деятельности, компетенция в исследовательской деятельности.

Считаем целесообразным отработать направление по моделированию компетенций на основе соотнесения единиц содержания образования. Реализация данного направления является неизбежной, так как ФГОС второго поколения значительно отличается от предыдущих. Примечателен факт, что содержание и технологии освоения содержания по своей структуре приближены к тем идеям, которые имеют место в ключевых программных и нормативных материалах по модернизации современного образования Российской Федерации.

Следующим направлением считаем отбор методик, технологий оценки образовательных результатов, адекватных формируемым компетентностям, что в конечном итоге позволило бы совершенствовать региональную систему оценки качества образования на основе компетентностного подхода. Наиболее продуктивным и содержательным аспектом решения проблем компетентностного подхода является разработка на локальном уровне стандартов образовательно-профессиональных компетенций (для учителя, для школьника). Разумеется, эти стандарты должны полностью обеспечивать реализацию государственных образовательных стандартов, но не только. Именно процесс разработки стандартов может оказаться той площадкой, на которой научно-образовательное сообщество, региональные и муниципальные органы управления образованием, бизнес и негосударственные организации смогут согласовывать свои интересы в сфере развития кадрового, шире того, человеческого потенциала соответствующих территорий. Эта деятельность может стать запускающим механизмом становления институциональной системы гражданского общества в образовании.

Эффективность модернизации российского образования, проводимой с целью повышения качества и доступности образования, во многом зависит от степени использования объективных данных, полученных в рамках исследований результатов образования разного типа: мониторинговых исследований федерального уровня, анализа итогов единого государственного экзамена, международных сравнительных исследований. Все эти исследования дают информацию о состоянии образования, позволяют соотносить планируемые и достигаемые результаты, выявлять на этой основе наиболее существенные проблемы, требующие решения. Участие в международных сравнительных исследованиях позволяет, кроме того, сравнивать приоритеты развития образования в России, в том числе Забайкальского края. Важным следствием участия в международных исследованиях, инструментарий которого разрабатывается совместно ведущими специалистами мира, является, как показывает опыт, развитие теории и практики педагогических измерений, обогащающих, в свою очередь, повседневную педагогическую практику, которая и явилась основой для разработки ФГОС второго поколения.

Актуализация направления в оценке образовательных результатов в контексте компетентностного подхода несомненна, по данному вопросу имеется множество примеров апробации различных технологий мониторинга качества образования, основанных на разных подходах. На практике учитель находится в ситуации перегруженности стандартизированными формами мониторинга образовательных результатов, хотя и эта форма мониторинга необходима. При реализации компетентностного подхода востребована отработка инварианта стандартизированных показателей образования (формализованные показатели), особое внимание необходимо уделить вариативу мониторинга образования в рамках компетентностного подхода (неформализованные показатели: критерии качества, критерии факта, индивидуальные качества личности).

Вопросы разработки организационно-управленческих механизмов, обеспечивающих высокое качество образовательных программ общего образования в Забайкальском крае, обусловлены целями и задачами модернизации в области образования. Постоянная работа по формированию региональной системы оценки качества в регионе ведется с 2001 г. Становление современной региональной системы оценки качества образования началось с участия Читинской области в широкомасштабном федеральном эксперименте по модернизации образования (2001 г.), в эксперименте по введению единого государственного экзамена (2003 г.), в международных мониторинговых исследованиях TIMSS, PISA, PIRLS (2001 г.), с областного мониторинга образовательных достижений учащихся (2001 г.), с разработки и реализации проекта «Региональная система управления качеством образования (2005 г.)». Проведены структурные изменения: в 2002 году создан Центр мониторинга образования и обеспечения ЕГЭ, осуществляющий в регионе информационно–технологическое и организационно-методическое обеспечение эксперимента по ЕГЭ, его подготовку и проведение. Для координации стратегических вопросов, касающихся качества образования в Читинской области, введены должности специалистов в региональном институте повышения квалификации работников образования, муниципальных органах управления образованием и общеобразовательных учреждениях. В 2004 г. создан Читинский исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, который в 2008 г. вошел в состав Центра мониторинга качества образования и обеспечения ЕГЭ.

В период с 2005 по 2009 гг. осуществлялся эксперимент по проектированию и внедрению систем качества образования в муниципальных органах управления образованием Забайкальского края. Конкретная цель данного эксперимента была направлена на формирование в муниципальной системе образования условий, обеспечивающих доступность качественного образования через системную модернизацию управления образованием и повышение профессиональной компетентности управленческих кадров. В результате по итогам эксперимента в крае сформирована система управления качеством образования на региональном уровне и представлены её механизмы.

Среди основных направлений эффективной системы управления качеством выделены: создание нормативно-правовой документации обеспеченности управления, непрерывной многоуровневой системы повышения профессиональной компетентности педагогических и управленческих кадров; выстраивание муниципальной системы менеджмента качества образования (СМК) и мониторинга как основной части системы оценки качества образования; государственно-общественное управление и социальное партнерство; создание мотивационной среды для реализации обновления идей управления качеством образования, информационного пространства деятельности МСО.

На уровне Субъекта РФ разработаны Положение о региональной системе оценки качества образования с перечнем приоритетных показателей качества образования, направлений и этапов оценки качества образования; Концепция СОКО, в которой определены цели, задачи, основные направления деятельности, организационно-функциональная структура системы оценки качества образования; Положение о мониторинге качества общего образования в Забайкальском крае; Порядок внешней экспертизы; Регистр качества образования. Данные нормативные документы устанавливают единые требования функционирования и развития СОКО в Забайкалье.

В 2007 г. разработан комплексный проект модернизации образования Забайкальского края, который уже с 2008 г. начал реализовываться на уровне пилотных школ (89). Ежегодно с 2006 г. готовится аналитический доклад о состоянии, тенденциях и перспективах качества образования в Читинской области. Создается региональная база данных на основе Регистра качества образования, обеспечивающего непрерывность полнофункционального мониторинга качества образования в рамках процедур аккредитации образовательных учреждений, конкурсных отборов, процедур ежегодного независимого мониторинга знаний учащихся, здоровья и воспитанности, объединяющего информацию о качестве образовательных услуг в ОУ на условиях прозрачности, достоверности и добровольности. Общий замысел реализации Регистра качества общего образования Забайкальского края (далее - Регистр) состоит в совокупности измерителей, процедур, программно-педагогических средств контроля и оценки образовательных достижений учащихся на всех ступенях школьного образования, создании системы многоуровневого мониторинга качества общего образования в Забайкальском крае, способствующего повышению управляемости и мобильности в развитии образовательных систем. В основу информационной модели Регистра положен перечень показателей и критериев качества общего образования, включающий информацию из всех баз данных о результатах различных процедур оценки качества общего образования в Забайкальском крае, на основе которых проводится оценка качества условий, образовательных результатов и образовательного процесса. Таким образом, Регистр представляет собой сводную, взаимосвязанную информацию по разным элементам системы оценки качества образования.

В регионе реализуются процедуры контроля и оценки качества образования: лицензирование образовательной деятельности, государственная аккредитация образовательных учреждений, государственная итоговая аттестация выпускников (9, 11, 12 классов), аттестация педагогических и руководящих кадров, мониторинг качества образования, международные исследования.

Фактически пройден первый, стартовый, рубеж для полномасштабной работы по изменению качества образования Забайкальского края. Произошел переход действующей муниципальной системы управления образованием в качественно новое состояние, повышающее возможность и эффективность системы управления в достижении главной цели – обеспечение доступности качественного образования.

Проведенный анализ материалов конкурса «Внутришкольные системы оценки качества образования» показывает, как функционирование и развитие созданных систем качества влияет на работу образовательного учреждения, позволяет создавать определенные условия для организации работ по обеспечению качества подготовки выпускников, эффективно управлять процессами, получать запланированный результат.

Необходимо отметить, что развитие образования Забайкальского края на основе целостной деятельностно-компетентностной модели зависит от следующих факторов: принятия идеи стратегического развития образования Забайкальского края, согласованности всех уровней вертикали управления образованием, субъектов образовательного процесса в реализации основных направлений стратегии развития образования региона в контексте компетентностного подхода. Ключевые направления - апробация опережающих подходов в управлении, реализация уровневого принципа управления качеством образования. Системообразующие направления моделирования компетенций, их соотнесение с единицами содержания образования и отбор методик, технологий оценки образовательных результатов, адекватных формируемым компетентностям, позволят актуализировать направление по формированию учителя новой формации. Совершенствуется организационная структура органов управления образованием на местах, используются более гибкие структурные решения, создаются службы, занимающиеся изучением образовательной ситуации и обеспечивающие стратегическое планирование. Осуществляется переход от упрощенного понимания объекта управления к целостному, открытому, взаимодействующему с социумом образовательной организации. Апробируются новые средства и способы управления в области диагностики, анализа, планирования и контроля.

Таким образом, система оценки качества образования в Забайкальском крае в настоящее время находится на этапе своего совершенствования и инновационного развития, характеризуется рядом позитивных тенденций в управлении качеством образования.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тельная среда как фактор повышения качества образования материалы международной научно-практической конференции 10-11 ноября 2011 года Пленарные доклады Чита Забкипкро 2011 iconМатериалы межрегиональной научно-практической конференции 21 февраля...
Современные проблемы борьбы с преступностью. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Изд-во: Томский цнти, 2011...

Тельная среда как фактор повышения качества образования материалы международной научно-практической конференции 10-11 ноября 2011 года Пленарные доклады Чита Забкипкро 2011 iconПриборович, А. А., Попель, Р. И
А. А., Попель, Р. И. Интернет – среда работы историка / А. А. Приборович, Р. И. Попель // Новые информационные технологии в образовании:...

Тельная среда как фактор повышения качества образования материалы международной научно-практической конференции 10-11 ноября 2011 года Пленарные доклады Чита Забкипкро 2011 iconДоклады, сообщения
Детская книга и современное общество: материалы межрегиональной научно-практической конференции (доклады, сообщения). – Воронеж:...

Тельная среда как фактор повышения качества образования материалы международной научно-практической конференции 10-11 ноября 2011 года Пленарные доклады Чита Забкипкро 2011 iconВсероссийской научно-практической конференции 14 ноября 15 ноября...
Управление качеством образования, продукции и окружающей среды: материалы 8-й Всероссийской научно-практической конференции 14 ноября...

Тельная среда как фактор повышения качества образования материалы международной научно-практической конференции 10-11 ноября 2011 года Пленарные доклады Чита Забкипкро 2011 iconМатериалы четвертой всероссийской научно-практической конференции...
Кафедра философии Ярославского государственного педагогического университета им К. Д. Ушинского

Тельная среда как фактор повышения качества образования материалы международной научно-практической конференции 10-11 ноября 2011 года Пленарные доклады Чита Забкипкро 2011 iconБлоги как среда для непрерывного образования взрослых: опыт сообщества стоик
Опубликовано: Образовательная среда сегодня и завтра: материалы ш всероссийской научно-практической конференции (Москва, 27. 09-30....

Тельная среда как фактор повышения качества образования материалы международной научно-практической конференции 10-11 ноября 2011 года Пленарные доклады Чита Забкипкро 2011 iconМатериалы Пятой Международной научно-практической конференции 16...
Информационное поле современной России: практики и эффекты: Материалы Пятой Международной научно-практической конференции

Тельная среда как фактор повышения качества образования материалы международной научно-практической конференции 10-11 ноября 2011 года Пленарные доклады Чита Забкипкро 2011 iconГуманитарное знание: проблемность и междисциплинарность
Текст]: материалы 13-й научно-практической конференции с международным участием (Бийск, 28 апреля 2011 г.). В 2-х частях. Часть 1...

Тельная среда как фактор повышения качества образования материалы международной научно-практической конференции 10-11 ноября 2011 года Пленарные доклады Чита Забкипкро 2011 iconПравовое самосознание как основополагающий фактор формирования гражданского общества (Ю-16)
Приглашаем Вас принять участие в международной научно-практической конференции ученых, аспирантов и студентов

Тельная среда как фактор повышения качества образования материалы международной научно-практической конференции 10-11 ноября 2011 года Пленарные доклады Чита Забкипкро 2011 iconЛаборатория поликультурного образования и этнопедагогики
Приглашаем Вас принять участие в работе Международной научно-практической конференции, которая состоится 1 ноября 2013 г в Казанском...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск