Урок-путешествие в Огненную страну






Скачать 485.19 Kb.
НазваниеУрок-путешествие в Огненную страну
страница1/4
Дата публикации19.01.2015
Размер485.19 Kb.
ТипУрок
h.120-bal.ru > Право > Урок
  1   2   3   4
Департамент культуры и охраны объектов

Культурного наследия Вологодской области
Бюджетное учреждение культуры Вологодской области

«Вологодская областная детская библиотека»
Инновационно-методический отдел

В мире права и закона:

сценарии по правовому воспитанию
(из опыта работы детских библиотек Вологодской области)
http://img3.proshkolu.ru/content/media/pic/std/2000000/1875000/1874032-b3a92be485bb3ef9.jpg

Вологда

2013

Уважаемые коллеги!

Данный сборник содержит сценарии по правовому воспитанию.

Мероприятия, представленные в пособии, различны по форме: беседа, игровое занятие, занятие с элементами театрализации и др. Они помогут вам увлекательно и интересно объяснить сложные юридические термины, познакомить детей с основами правовой грамотности и правилами пожарной безопасности.

Сборник составлен на основе сценариев мероприятий, проведенных в детских библиотеках области в 2012 году.

Тексты даны в авторской редакции.

Содержание:
1. Приключения Маленького Человечка (библиотечное занятие для учащихся начальных классов), Вологодская областная детская библиотека………………………………………………………………..3

2. О праве и в шутку, и всерьёз (интеллектуальная игра по правовому просвещению для учащихся 8-9 классов), Кичменгско-Городецкая детская библиотека……………………………………………………10

3. Понятие и история развития ювенальной юстиции (материал для круглых столов, сообщений, бесед с учащимися 10-11 классов), Междуреченская детская библиотека (с. Шуйское)………………...19

4. Урок-путешествие в Огненную страну (для учащихся 3-5 классов), Междуреченский район, Шейбухтовский сельский филиал ….28


Вологодская областная детская библиотека
Приключения Маленького Человечка

(библиотечное занятие с элементами театрализации

для учащихся начальных классов)
Цель: формирование представлений о правовых нормах поведения на основе повести-сказки А. Усачёва «Приключения маленького человечка».

Задачи:

1) познакомить ребят с книгой и её героем;

2) разобрать понятия прав и обязанностей;

3) стимулировать интерес к чтению.
Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Меня зовут …. Я работаю в библиотеке. А вы знаете, что такое библиотека?

Примерные ответы детей: Там книжки. Их можно взять. Только нужно вернуть.

Библиотекарь: Верно, библиотека – это дом, где живут самые разные книги: со сказками, приключениями, детективами, стихотворениями, маленькими и большими рассказами и с интересными картинками. Назовите ваши любимые книжки.

Ответы детей.

Библиотекарь: Ребята, а вы знаете писателя Андрея Усачёва?

Если дети знают А. Усачёва, библиотекарь спрашивает, какие его книги они читали. Если не знают, рассказывает сам.

Андрей Усачёв родился в 1958 году, в Москве. Сочинять стихи Андрей Усачёв начал ещё подростком – для вокально-инструментального ансамбля, где он играл на барабанах. После окончания школы он учился в двух университетах: сначала в техническом, потом, отслужив в армии, на отделении филологии в государственном университете. Знаете, кто такой филолог?http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=90522979-38-72&n=21

Ответы детей.

Библиотекарь: Филолог – значит любитель слова; человек, который работает со словами: рассматривает, крутит-вертит, складывает в стихи, рассказы, сказки. Андрей Усачёв пишет стихи и смешные истории со смыслом для журналов «Мурзилка», «Пионер», «Весёлые картинки».

А ещё он играет на гитаре, поёт песни собственного сочинения, был ведущим детских радиопередач «Весёлая радиоквампания», «Летающий диван» и создавал мультфильмы!

И это всё один детский писатель Андрей Усачёв – автор множества интересных книжек. Вот например: «Весёлый букварь», «Чудеса в Дедморозовке», «Жили-были ёжики», «Школа снеговиков», «Шёл по улице жучок», «Любопытная Варвара», «Шуршащая песня», «Оранжевый верблюд», «Умная собачка Соня», «Флюм-пам-пам». Одни названия чего стоят! http://fb2books.net/media/covers/usachevprikljuchenija_malenkogo_chelovechka.fb2.zip.jpg

О чём только не пишет Андрей Усачёв! Представляете, он даже серьёзный международный документ – Всеобщую декларацию прав человека – пересказал так, чтобы даже малышам было всё понятно. И получилась повесть-сказка «Приключения Маленького человечка» (раздать книги).

Давайте начнём сказку!

Библиотекарь читает книгу с начала до слов «… Но они совершенно никого НЕ УВАЖАЮТ… Однажды Маленький Человек…».

Библиотекарь: А что случилось однажды, расскажет нам сам Маленький Человечек, потому что он тоже пришёл к вам в гости (из-за ширмы появляется Маленький Человечек – кукла).

Маленький Человечек: Здравствуйте, ребята! Вы уже прочитали, где я жил?

Ответы детей: Да, в маленьком домике!

Маленький Человечек: По профессии я садовник, цветы очень люблю. А ещё я люблю свою собачку и читать книги! Однажды я нашел в своей библиотеке маленькую книжку, которая называлась «Всеобщая декларация прав человека».

Библиотекарь: Какое серьёзное название! Дайте-ка я запишу (записывает на доске).

Маленький Человечек: Ребята, вы знаете, что оно значит? Давайте разберемся! Начнём со слова «декларация».

Библиотекарь: Ребята, как вы думаете, что означает слово «декларация»?

Дети: Документ.

Библиотекарь: Слово «декларация» переводится с латинского как «заявление, объявление». То есть в этом документе о чём-то заявляется, что-то важное объявляется.

Маленький Человечек: Верно! А ещё это «Всеобщая декларация»!

Библиотекарь: Ребята, а что значит – всеобщая?

Дети: Для всех. Для каждого человека.

Маленький Человечек: Верно! И начал я читать декларацию, а в ней говорилось… Ребята, прочитайте, на странице 6.

Один из желающих зачитывает отрывок: «В ней говорилось о том, что все люди…<…> Но у кого он не спрашивал, никто в городе даже не слышал о правах человека».

Библиотекарь (задумчиво повторяет): …даже не слышали о правах человека.

Маленький Человечек: Ребята, а вы слышали о правах человека? А что это такое? Какие вы можете назвать права?

Разбираем понятие.

Библиотекарь: Маленький Человечек, наши ребята, в отличие от горожан из книги, слышали о правах человека.

Маленький Человечек: Здорово! А теперь они ещё и знают, где записаны эти права! Правда, ребята?

Библиотекарь: Маленький Человечек, а твои приключения, о которых в книге написано, тоже как-то связаны с декларацией?http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=17079739-14-72&n=21


Маленький Человечек: Ну, конечно! Я всюду старался рассказывать людям о том, что я прочитал во Всеобщей декларации прав человека. Как-то раз я встретился с большущим верзилой…

Во время слов Маленького Человечка дети и библиотекарь знакомятся с иллюстрациями из книги.

Библиотекарь: И не испугался!

Маленький Человечек: Не испугался! Потому что я читал Всеобщую декларацию прав человека. И ребята сейчас могут прочитать! На странице 12.

Ребята зачитывают выделенный текст: НИКТО НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ОБИЖАТЬ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА ….

Библиотекарь: И что, на большущего верзилу подействовали эти слова?

Маленький Человечек: Ха! А ребята как думают?

Ответы детей.

Маленький Человечек: Переверните страницу. Давайте прочитаем по ролям.

Библиотекарь: Значит, нам нужны желающие прочитать слова верзилы и слова автора.

Зачитывают отрывок на странице 14 по ролям.

Библиотекарь: Ребята, что случилось? Почему верзила был злой?

Были ли варианты мирного решения проблемы? А как вы думаете, почему верзила выбрал способ применения силы?

Маленький Человечек: Даже моя собака понимает, что нельзя обижать других людей. А вот как быть, когда обижают вас, прямо подстрекают подраться? Народная мудрость гласит: «Настоящий боец тот, кто умеет провести бой без драки». Можно удивить своих обидчиков и победить без кулаков. И такая победа будет более ценной.

Библиотекарь: Да, ребята, сложная это наука!

Маленький Человечек: Но очень полезная. Вот однажды мой домик хотели снести, потому что нужно было проложить трамвайные пути! Прямо на месте моего сада! Посмотрите на страницу 28.

Библиотекарь: Но ты уже знал, как защитить свой домик?

Маленький Человечек: Конечно! И ребята уже могут догадаться, откуда я взял слова для защиты! Ребята, что написано в Декларации? Читайте на странице 30.

Ребята зачитывают выделенный текст.

Маленький Человечек: А ещё я попал на телевидение! И один Всеми-Уважаемый-Генерал назвал меня шпионом! Дело даже дошло до суда. Судья, кстати, оказался очень умным.

Ещё я путешествовал в почтовом конверте – к бабушке, а в другую страну летал на воздушных шариках!

Библиотекарь: Интересные способы передвижения, правда, ребята?

Маленький Человечек: Таким образом, я старался обратить внимание на важные положения декларации. А на странице 76 написано одно из главных положений этого документа. Ребята, прочитайте, какое?

«Каждый человек имеет не только права, но и обязанности перед обществом, в котором живет …».

Маленький Человечек: Что у нас есть кроме прав?

Дети: Обязанности.

Маленький Человечек: А что такое обязанности?

Дети: Это когда нужно что-то делать.

Маленький Человечек: Верно!

Библиотекарь: Ребята, давайте уточним, что такое права?

Дети: То, что можно в рамках закона.

Библиотекарь: А что такое обязанности?

Дети: То, что нужно выполнять.

Маленький Человечек: Отлично! А вот скажите, зачем существуют обязанности?

Библиотекарь: Ребята, правда? Разве плохо жить, когда всё можно?

Дети: Тогда никто не будет работать. Будет беспорядок.

Маленький Человечек: А представляете, что будет, например, на дороге, если все будут ездить, как им хочется!?

Дети: Будут аварии.

Маленький Человечек: Поэтому нам необходимо знать свои права и выполнять свои обязанности.

Библиотекарь: Маленький Человечек, ты вспоминал народную мудрость. Очень много мудрого в сказках. Ты любишь сказки?

Маленький Человечек: Очень! Сказки – это кладезь народной мудрости! Иногда читаешь сказку и узнаешь в её героях черты людей. Хитрюга-лиса и зайка-трусишка, беззаботный Буратино и грустный Пьеро, и…очень много других!

Библиотекарь: Я читала сказку Александра Пушкина. Ребята тоже её знают. Это «Сказка о рыбаке и рыбке».

Маленький Человечек: Ребята, вы помните эту сказку?

Дети: Да.

Библиотекарь: Так вот, там старуха требовала, чтобы выполняли её права на имущество – избу просила, потом хотела карьерного роста, помните, кем она хотела стать?

Дети: Из крестьянки столбовою дворянкой, потом царицей.

Библиотекарь: Выполнения прав своих она требовала, а сама палец о палец не ударила. И про обязанности не вспоминала. Всё старичок за неё просил.

Маленький Человечек: Интересно, ребята, и чем сказка закончилась?

Дети: И осталась она у разбитого корыта.

Маленький Человечек: Очень поучительная сказка! А хотите секрет?

Дети: Да.

Маленький Человечек (достаёт из-за ширмы сундук. Крышка сундука закрыта на замок): Вот этот секрет! И сейчас мы его с вами откроем! Для этого мы вспомним другие сказки.

Библиотекарь: Какие?

Маленький Человечек: Вот, например, А. Толстой «Приключения Буратино»! Когда папа Карло дарит Буратино азбуку и отправляет в школу, какое это право?

Библиотекарь: Дайте-ка подумать! Ребята, помогайте!

Дети: Право ходить в школу!

Библиотекарь (обращаясь к Маленькому Человечку): Правильно?

Маленький Человечек: Правильно, это право на образование. А какие ещё сказки знаете? На каждую названную сказку замочек будет постепенно открываться.

«Заячья избушка» (право на имущество); «Красная шапочка» (право на жизнь); «Айболит» (право на медицинскую помощь); «Три поросенка» (право на жилище) и т.д.

Сундук открывается.

Маленький Человечек: Что там написано?!

Дети: «Если вы хотите, чтобы уважали ваши права, нужно уважать права других людей».

Маленький Человечек: Ребята, вы согласны с этим утверждением? А как это, соблюдать права других людей? Приведите примеры!

Библиотекарь (если ребята затрудняются): Например, делиться линейкой, карандашом, если однокласснику нужно…

Маленький Человечек: Здорово! Молодцы ребята! А знаете, сколько ещё со мной разных историй приключилось! О них вы можете сами прочитать. А я побегу обратно в книгу и буду там вас ждать! Рад был с вами познакомиться!

Библиотекарь: До свидания, Маленький Человечек!

Маленький Человечек: До новых встреч!

Библиотекарь: Ребята, вам понравилась книга? Поднимите руки, кому понравилась? Почему? Какие страницы показались вам интересными? А помните, кто её написал?

Кто встречает нас на страницах книги? Чем он любит заниматься? Как он это делает? А как бы вы одним словом охарактеризовали героя?

Какой документ Андрей Усачев положил в основу этой повести-сказки?

Как мы узнаём о Всеобщей декларации по книге «Приключения маленького человечка»? http://www.ollelukoe.ru/images/stories/usachev/pryclyucenyacelovecica/chel_55.jpg

Давайте возьмем листочки, ручки и напишем Маленькому Человечку небольшое письмо! Чем вам понравился Маленький Человек? Или не понравился? Что бы вы хотели ему пожелать?

Потом сложим эти письма в сундучок, и уже в библиотеке Маленький Человечек их прочитает.

Использованная литература:

Усачёв А.А. Приключения маленького человечка : Всеобщая декларация прав человека в пересказе для детей : повесть-сказка / А. А. Усачёв. – М. : САМОВАР, 2005. – 94 с. : ил.

Кичменгско-Городецкая детская библиотека
О праве и в шутку, и всерьёз

(интеллектуальная игра по правовому просвещению

для учащихся 8-9 классов)
Цели: повышение уровня правовой культуры учащихся, профилактика антиобщественного поведения, изучение детьми их прав и обязанностей.

Художественное оформление: выставка книг «Я – ребенок, я – имеющий свои права».

Реквизит:

- карточки с номерами «1», «2», «3», «4»;

- лестница возрастов (на листах бумаги для каждой команды);

- карточки с зарифмованными словами: риск – иск, норма – форма, закон – обгон, право – нравы;

- рисунок Фемиды.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок-путешествие в Огненную страну iconПлан урока: Организационный момент Вводная беседа. «Путешествие по...
Тип урока: заочное путешествие, урок-презентация с применением исследовательского метода, беседы, обсуждения с учащимися знакомых...

Урок-путешествие в Огненную страну iconСписок электронных ресурсов школьной библиотеки мбоу "нижнесортымская сош"
Как жили на Руси :[Электронный ресурс] : путешествие в страну знаний //. М. Творческие аукционы. 2006

Урок-путешествие в Огненную страну iconУмк для факультативных занятий на 2010/2011 учебный год
Математика. 3-4 классы. Путешествие в страну Занимательной математики (пособие для учителей + программа)

Урок-путешествие в Огненную страну iconУрок для учащихся начальных классов (2-4) Тема: «Космическое путешествие»
Образовательная: формирование представления об освоении космического пространства человеком

Урок-путешествие в Огненную страну iconУроку. Цели урока
Тип урока: нетрадиционная форма-урок путешествие в историческое создание русских народных инструментов

Урок-путешествие в Огненную страну iconМетодическая разработка урока (урок-путешествие) «Стили в искусстве»
Выявить логику художественного развития человечества. Показать взаимосвязь художественных направлений через знакомство с произведениями...

Урок-путешествие в Огненную страну iconУрок Гражданина
Цели. Познакомить учащихся с понятиями: "государство", "гражданин", "конституция", «государственные символы: флаг, герб, гимн»; развивать...

Урок-путешествие в Огненную страну iconТема : Путешествие по танцам стран мира
Педагог-хореограф: Сегодня мы с вами совершим путешествие по странам мира: Россия, Эстония, Молдавия, Украина. У каждого народа свои...

Урок-путешествие в Огненную страну iconРать Святая Сивый Конь! Живи в Раю! Никогда я не оставлю Без Рая Родину свою!
Сварожья Стокружная Колья с Торами Спасителя на Золотом Пути Трансгуманизма в Огненную Сваргу

Урок-путешествие в Огненную страну iconМбоу «Фроловская школа» Урок мужества 1 сентября 2014 года в 9 классе....
Цель: вспомнить события, происходившие в годы войны, когда и как началась вов, какой ценой досталась нашему народу Победа. Воспитывать...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск