Ю. Б. Шувалова отечественная история






Скачать 463.36 Kb.
НазваниеЮ. Б. Шувалова отечественная история
страница1/8
Дата публикации09.06.2016
Размер463.36 Kb.
ТипМетодические указания
h.120-bal.ru > Право > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Пермская государственная сельскохозяйственная академия

имени академика Д. Н. Прянишникова

Ю. Б. Шувалова
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Методические указания по подготовке

к семинарским занятиям

для студентов дневного отделения (бакалавриат)

Пермь

2011
УДК 372.893

ББК Т3(2)

Ш-952

Рецензент: Кашаева Ю. А., доцент, кандидат исторических наук

(Пермский национальный исследовательский

политехнический университет)

Шувалова Ю. Б.

Отечественная история: Методические указания по подготовке к семинарским занятиям для студентов дневного отделения (бакалавриат)/ Ю. Б. Шувалова. – Пермь: ПГСХА, 2011. – 30 с.
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям по курсу «Отечественная история» составлены в соответствии с программой курса и соответствуют Государственным образовательным стандартам Высшего профессионального образования.

Сборник содержит рекомендации по самостоятельной работе с литературой и историческими документами; список рекомендуемых источников и литературы, в том числе ссылки на Интернет-ресурсы; перечень контрольных вопросов к зачету (экзамену).
Печатается по решению методической комиссии факультета землеустройства и кадастра Пермской государственной сельскохозяйственной академии имени академика Д. Н. Прянишникова (протокол № 2 от 17 ноября 2011 г.).

СОДЕРЖАНИЕ




Стр.

Блок I. ОТ РУСИ К РОССИИ (IX – XIV вв.)

4

Семинар № 1.

Вводный

4

Семинар № 2.

Роль религии в образовании государства

5

Семинар № 3.

Борьба русского народа за независимость

(XIII-XIV вв.)


6


Блок II. МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО (XV – XVII вв.)


8

Семинар № 4.

Трансформация общественных отношений:

от правления Ивана III к эпохе Ивана IV


8

Семинар № 5.

Смутное время и его последствия

10


Блок III. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ (XVIII – XIX вв.)


12

Семинар № 6.

Эпоха дворцовых переворотов

12

Семинар № 7.

Сословия в Российской империи

14

Семинар № 8.

Формирование национального самосознания

в первой четверти ХIX века


16

Семинар № 9.

Проблемы модернизации в России во второй

половине XIX века


18


Блок IV. РОССИЯ В ХХ ВЕКЕ


19

Семинар № 10.

Общенациональный кризис в стране и поиск

выхода из него


19

Семинар № 11.

Россия и Первая мировая война

21

Семинар № 12.

Великая Российская революция

23

Семинар № 13.

СССР и Вторая Мировая война

25

Семинар № 14.

СССР в послевоенном мире

27


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


30



Блок I. ОТ РУСИ К РОССИИ (IX – XIV вв.)

Семинар № 1

Тема: Вводный
1. Знакомство с литературой.

2. Работа с источниками.
Методические рекомендации по работе на семинаре
На семинар необходимо принести литературу по истории России. Организационно студенты разбиваются по группам. Каждая рабочая группа изучает стилевые особенности и информативность книг и источников, принесенных на семинар согласно следующей схеме:

1-й шаг. Ознакомьтесь с небольшим по объему (до 5 страниц) параграфом или абзацем текста источника или книги, имеющихся в Вашем распоряжении.

2-й шаг. Установите стиль изложения материала.

Научному стилю присущи монологический характер изложения материала, обдуманные высказывания, использование абстрактной лексики, насыщенность терминами.

Официально-деловой стиль характеризуется наличием многочисленных речевых стандартов, относительно устойчивых форм изложения и расположения материала; используется в официальных документах.

Публицистический стиль отличается сочетанием информативной языковой функцией и функцией воздействия (агитация и пропаганда); затрагивает вопросы, связанные с актуальными проблемами современности; используется в общественно-периодической литературе, периодической печати, выступлениях.

К особенностям языка художественной литературы относят единство коммуникативной и эстетической функций, многостильность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, проявление творческой индивидуальности автора.

3-й шаг. Определите вид издания.

Монография – научный труд, в котором с наибольшей полнотой исследуется определённая тема. В монографии обобщается и анализируется литература по изучаемому вопросу, выдвигаются новые гипотезы и решения, способствующие развитию науки.

Учебник – книга, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в системе образования, на различных её уровнях, так и для самостоятельного обучения.

Сборник документов – издание, в котором публикуется текст документов по определенной тематике (историческому периоду).

Научная статья – ограниченная по объему работа, в которой аргументировано излагаются результаты проведенного исследования.

Художественное произведение

4-й шаг. Выделите особенности, характерные для монографии, сборника документов, научной статьи, учебной литературы и художественного произведения. Обратите внимание на использование специальных терминов, устаревших слов и оборотов, наличие ссылок и сносок, примечаний и комментариев, выводов, разъяснений, развернутого научно-справочного аппарата.

5-й шаг. Оцените информативность и достоверность фактов, изложенных в литературе, проанализированной рабочей группой.


Семинар № 2

Тема: Роль религии в образовании государства
1. Язычество древних славян.

2. Принятие христианства и организация церкви. Значение принятия христианства и его роль в истории России.
Методические рекомендации по подготовке к семинару
Одной из предпосылок образования государственной организации общества является наличие общей культуры, традиций, обычаев. При появлении ранних государственных образований, а именно к такому типу государственности можно отнести Киевскую Русь, функцию культурного и духовного единства государствообразующего этноса (народности) выполняла религия и ее институты. Для того, чтобы уяснить специфику объединения восточных славян вокруг Киева, необходимо проанализировать процесс трансформации их религиозных представлений: от языческого к христианскому.

При поиске и изучении сведений о языческих божествах (Велес, Сварог, Макошь, Род, Роженицы, Даждьбог, Перун, леший, домовой и др.), обрядах (инициация, свадьба, похороны и пр.), праздниках (колядки, масленица, день Купалы и пр.) необходимо выявить характерные признаки язычества: политеизм, пантеизм, антропоморфизм. Проследите эволюцию языческих представлений восточных славян (берегини и упыри). Выделяя этапы в развитии религиозных представлений, проводите параллели с уровнем социально-экономического и политического развития племен. Обратите внимание на сходство языческих представлений (в том числе и космогонии) восточных славян и других народов. Найдите аналоги славянским Перуну, Велесу, лешему, русалкам и др. в мифологии древних греков, скандинавских народов.

Ценная информация о принятии христианства восточными славянами содержится в «Повести временных лет…» Знакомясь с содержанием исторического источника, следует обратить внимание на рассказ о выборе Киевским князем веры. Работая с текстом, следует объяснить причины, по которым Владимир Красное Солнышко отверг ислам, иудаизм, западное христианство и выбрал восточное христианство. Не менее важен сюжет о крещении князя Владимира и его дружины в Корсуни, о принятии христианства жителями Киева и Новгорода.

Подумайте, какое влияние оказывал географический фактор на процесс христианизации различных регионов Древнерусского государства. Попытайтесь определить хронологические рамки рассматриваемого процесса.

Охарактеризуйте устройство церковной организации в Киевской Руси и ее имущественное положение.

Подведя итоги, определите закономерности возникновения ранних государств. Оцените место в этом процессе религиозно-идеологического фактора. Аргументируйте свои выводы, используя изученный материал.
Источники и литература
1. Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / авт. – сост. А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – С. 13 – 16, 32 – 37.

2. Источники и документы по истории России.

URL: http://schoolart.narod.ru/doc.html
3. Грушко Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. Нижний Новгород, 1995.

4. Гумилев Л. Н. От Руси до России: Очерки этнической истории / Послесловие С. Б. Лаврова. – М.: Рольф, 2001. – С. 30 – 44, 52 – 59.

5. Ключевский В. О. Курс русской истории.

URL: http://www.kulichki.com/inkwell/text/special/history/kluch/kluchlec.htm

6. Мифы древних славян. М., 1993.

7. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. Часть 1.

URL: http://az.lib.ru/p/platonow_s_f/text_0010.shtml

8. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян.

URL: http://paganism.msk.ru/liter/rybakov06.htm

9. Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси X – XIII вв. Как была крещена Русь. М., 1988

Семинар № 3

Тема: Борьба русского народа за независимость (XIII-XIV вв.)
1. Борьба с татаро-монгольскими завоевателями и ее итоги.

2. Противостояние русских земель агрессии с Запада. Проблема исторического выбора Александра Невского.

Методические рекомендации по подготовке к семинару
Тема семинара тесно связана с проблемой геополитического развития русских земель в XIII в. Изучение геополитического положения станы подразумевает рассмотрение совокупности физических и социальных, материальных и моральных ресурсов некоего государства. Использование или простое наличие этих ресурсов-потенциала позволяют данному государству добиться своих целей на международной арене. Большое значение имеет в данном случае военный потенциал страны и массовое поведение людей.

Рассмотрение особенностей геополитического положения русских земель в ХIII в. и проблемы борьбы русского народа с монголо-татарами необходимо начинать с сравнительного анализа уровня социально-экономического и военно-политического развития русских княжеств, с одной стороны, и империи Чингисхана, с другой стороны. Следует обратить внимание на различие этапов генезиса государственности. Русские земли, пережив период ранней государственности – Киевской Руси, находились в стадии политической децентрализации. Монгольский этнос в рассматриваемый период только «выстраивал» основы государства.

Изучая в хронологическом порядке события битвы на реке Калке (1223 г.), нашествие хана Батыя на Северо-восточную (1238 – 1239 гг.) и Южную Русь (1240 г.), необходимо разобраться в причинах военных неудач русских князей и неизбежность завоевания разрозненных княжеств войсками хана Батыя. Сравните тактику ведения боя и уровень военной организации монголо-татар и русских дружин. Завершая работу над первым вопросом семинарского занятия, оцените последствия монголо-татарского нашествия на русские земли.

Специфика геополитического положения русских княжеств в середине XIII в. связана с военной агрессией западной цивилизации, усилившейся одновременно с окончанием подчинения земель Северо-восточной Руси Золотой Орде. Ситуация на северо-западных окраинах осложнялась постоянными столкновениями новгородцев и шведов за зону влияния в прибалтийских землях. В 1219 г. к этой борьбе присоединились датчане и немцы. Положение осложнилось в 1237 г., когда произошло объединение Ливонских меченосцев и Тевтонского ордена. В результате над северо-западной Русью нависла угроза завоевания.

Изучение противостояния русских земель агрессии с Запада следует начинать с компаративного (сравнительного) анализа уровня развития европейских стран и северо-западных русских княжеств. Вспомните особенности вечевого строя в Новгородской республике, принципы организации новгородского ополчения. Охарактеризуйте рыцарские ордена как исторический феномен. Анализируя ход борьбы с немецкими и шведскими феодалами, обратите внимание на сильные и слабые стороны противников (численность, вооружение, тактика). Сформулируйте причины и последствия победы русских ополченцев и дружинников, руководимых Александром Невским, в Невской битве и Ледовом побоище (битва на Чудском озере).

В завершение работы над изучением темы необходимо рассмотреть проблему исторического выбора Александра Невского. Почему князь развивал и поддерживал союзнические отношения с Золотой Ордой и одновременно оказывал активное противодействие нашествию западных феодалов? В результате избранной князем геополитической позиции русские земли отдалились в своем историческом развитии от западной цивилизации и оказались в сфере влияния восточной традиции. Для разрешения поставленной проблемы необходимо сравнить культурно-религиозные последствия нашествия монголо-татар и духовно-идеологические итоги возможного подчинения северо-западных русских княжеств немецким, датским и шведским феодалам.
Источники и литература
1. Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / авт. – сост. А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – С. 66 – 81.

2. Источники и документы по истории России.

URL: http://schoolart.narod.ru/doc.html

3. URL: http://vostlit.narod.ru/Texts/Dokumenty/Russ/XVII/Razin/Angl_rel/text.htm
4. Вернадский Г. В. Монголы и Русь.- Тверь: ЛЕАН; М.: АГРАФ, 2000. – 476 с.

5. Гумилев Л. Н. От Руси до России: Очерки этнической истории / Послесловие С. Б. Лаврова. – М.: Рольф, 2001. – С. 87 – 125.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ю. Б. Шувалова отечественная история iconРабочая программа дисциплины «Отечественная история»
«Отечественная история» по специальности 230101. 65 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети

Ю. Б. Шувалова отечественная история iconОтечественная история
М 62 Отечественная история.(Планы семинарских занятий. Темы контроль­ных, работ для студентов-заочников) / Сост.: Ф. Г. Миниханов....

Ю. Б. Шувалова отечественная история iconОтечественная история
М 62 Отечественная история.(Планы семинарских занятий. Темы контроль­ных, работ для студентов-заочников) / Сост.: Ф. Г. Миниханов....

Ю. Б. Шувалова отечественная история iconРабочая программа дисциплины Отечественная история Степень выпускника...
Рабочая программа учебной дисциплины «Отечественная история» подготовлена Яблоковым Е. К., старшим преподавателем кафедры общественных...

Ю. Б. Шувалова отечественная история icon«отечественная история»
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (второго поколения) по дисциплине «Отечественная...

Ю. Б. Шувалова отечественная история icon«Отечественная история»
Рабочая тетрадь по курсу «Отечественная история» сoставлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального...

Ю. Б. Шувалова отечественная история icon«отечественная история» для студентов, обучающихся по специальности
Манихин О. В., Постников А. В., Ермакова Е. Е. Учебно-методический комплекс по дисциплине "Отечественная история" для специальности...

Ю. Б. Шувалова отечественная история iconРабочая программа составлена на основе требований государственных...
Отечественная история является предметом, который включает в себя проблемы философии, психологии личности, социологии, культурологи,...

Ю. Б. Шувалова отечественная история iconФ. Ф. Харисов учебно-методический комплекс по курсу «Отечественная история»
«Отечественная история» разработан кандидатом исторических наук, старшим преподавателем кафедры истории и этноархеологии Каримовой...

Ю. Б. Шувалова отечественная история iconПрограмма курса «Отечественная история» составлена в соответствии...
«Отечественная история» – одна из составляющих общего цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин, изучаемых в любом российском...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск