Учебное пособие для студентов очной, заочной и очно-заочной форм обучения по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление»






НазваниеУчебное пособие для студентов очной, заочной и очно-заочной форм обучения по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление»
страница1/7
Дата публикации17.08.2016
Размер0.73 Mb.
ТипУчебное пособие
h.120-bal.ru > Право > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7


НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИИ
СЛОВАРЬ
Составитель и редактор Ю.В.Печин

Учебное пособие для студентов очной, заочной и очно-заочной форм обучения по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление»

НОВОСИБИРСК 2006

УДК 321.1

ББК 66.5

Н 355

Рецензент:

Смирнов С.А. – доктор философских наук, директор международной бизнес-школы НГУЭУ


Национальные отношения в России: Словарь: Учебное пособие / Составитель и ред. Ю.В.Печин. – Новосибирск: НГАУ, 2006. – 52 с.

Словарь содержит 68 статей, раскрывающих содержание ключевых понятий курса «Национальные отношения в России». Читателю предлагается богатый фактический материал по истории национальной политики российского государства, раскрываются подходы к пониманию сущностных характеристик явлений этногенеза, даются определения основных терминов.

Словарь рекомендуется в качестве учебного пособия студентам всех форм обучения по специальности «Государственное и муниципальное управление».

©Ю.В.Печин

©НГАУ

Предисловие составителя

Учебные задачи, поставленные в рамках программы курса «Национальные отношения в России», предполагают освоение основных понятий и терминов этой учебной дисциплины. При изучении данного курса студентам и слушателям, кроме лекционного материала, необходимо пользоваться дополнительной – в том числе и справочной – литературой. Полагаем, что информация, представленная в этой литературе, должна отвечать требованиям достоверности и объективности. Выбирая из имеющихся энциклопедических источников подходящий материал, мы постарались соединить традицию и современность – поэтому базой для нашего словаря стали: а) Большая Советская Энциклопедия (издание 1970-1977 г.г.), которая до сих пор не потеряла актуальности в описании и толковании множества исторических и культурных явлений, а также б) Словарь «Национальные отношения» (издание 1997 года) под редакцией В.Л.Калашникова, выпущенный Московским институтом национальных и региональных отношений и содержащий современные трактовки основных проблем и понятий. Редакторская работа заключалась в основном в сокращении ряда статей, в корректировке идеологических акцентов (это касается, прежде всего, БСЭ), а также в доработке некоторых статей (например, статьи «Нация», «Сионизм» и нек.др.), поскольку ни в первом, ни во втором источнике, на наш взгляд, не дано удовлетворительное толкование этих понятий.

Список слов дан в алфавитном порядке. Ключевое слово в соответствующей статье представлено в сокращении, в виде начальной (и прописной по форме) буквы.

Автор-составитель надеется, что использование предлагаемого словаря будет способствовать более глубокому пониманию современных процессов в области межэтнических отношений и успешному освоению материала учебного курса «Национальные отношения в России».


  1. АБХАЗСКОЕ ЦАРСТВО, раннефеодальное государство в Закавказье с центром в Кутатиси (Кутаиси). В 80-х гг. 8 в. абхазский князь Леон II возглавил борьбу Западной Грузии против Византии, от которой она зависела, и добился полной независимости. В А. ц. в это время входили вся Западная и часть Восточной Грузии. Основное население составляли абхазы, мегрелы и сваны. В А. ц. было много городов, крепостей и храмов. Население вело торговлю с древними грузинскими государствами, странами Ближнего Востока и Средиземноморья. А. ц. значительно усилилось в 9—1-й половине 10 вв. С начала 9 в. А. ц. боролось с Тао-Кларджетским и Кахетинским царствами за главенство в Грузии. Цари А. ц. Георгий (ум. 955) и Леон III (955—967) подчинили часть Кахети и северную часть Тао-Кларджети. Ослабление А. ц. при Дэметре (967—975) вследствие феодальных распрей привело к первенству Тао-Кларджети. После длительной борьбы с ним А. ц. в 975 вошло в состав объединённой феодальной Грузии. В обстановке политического распада феодальной Грузии А. на рубеже 16—17 вв. выделяется в самостоятельное княжество. Однако ещё со 2-й половины 16 в. А., как и вся Западная Грузия, оказалась в зависимости от Турции, которая стремилась уничтожить материальную и духовную культуру абхазского народа, насильственно насадить среди населения религию ислама. Стойкое сопротивление населения А. этой политике нередко принимало форму открытых вооруженных восстаний (в 1725, 1728, 1733, 1771, 1806, и др.). Возможность избавления от турецкого ига А. видела в сближении с Россией, что и было оформлено в 1810 актом официального присоединения к Российской империи. Номинальным правителем А. остался феодальный владетель — ах. В 1864 в А. введено русское управление и А. превращена в «Сухумский военный отдел». 4 марта 1921 в А. была провозглашена Советская власть. В мае 1921 ревком Грузии издал декларацию о независимости Социалистической Советской Республики А. и 16 декабря 1921 на основе «Союзного договора между ССР Грузии и ССР Абхазии» А. вошла в состав Грузинской ССР; затем 13 декабря 1922 — в ЗСФСР как часть Грузинской ССР. 30 декабря 1922 А. в составе ЗСФСР вошла в Союз ССР. 1 апреля 1925 принята первая Конституция А. В феврале 1931 А. вошла в Грузинскую ССР на правах автономной республики.

  2. АВТОНОМИЯ (греч. autonomia — независимость, сам устанавливающий себе закон или сам управляющий собой) - форма самоуправления части территории унитарного, а иногда федеративного госу­дарства (территориальная автономия). Автономная террито­риальная единица, как правило, самостоятельна в решении вопросов местного значения в пределах, установленных цен­тральной властью. В этих рамках население автономной еди­ницы пользуется правами самоуправления, обычно более широким, чем права административно-территориальных еди­ниц. Выборный орган автономного образования представля­ет специфические интересы его населения. Автономия, таким образом, может быть национально-госу­дарственного (со всеми правами республики, за исключением добровольно делегированных федеральной власти) и нацио­нально-территориального уровня (автономный край, область, округ, район или т. п.), а в редких случаях и их сочетания. Как показывает социальная практика, слишком многоступен­чатая автономия, во-первых, недолговечна, а, во-вторых, прида­ет ей иерархический характер и приводит к неравноправию между народами. Автономия выражает, с одной стороны, форму самоопреде­ления конкретного народа, а, с другой стороны, определенную степень децентрализации управления отдельными террито­риями, направленную в основном на урегулирование взаимо­отношений и согласование национальных интересов разных народов.

  3. АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ (АО), в СССР область, отличающаяся особенностями национального состава и быта и входящая непосредственно в состав союзной республики или края на началах административной автономии. Имеется 8 АО, из них 5 в РСФСР: Адыгейская, Горно-Алтайская, Еврейская, Карачаево-Черкесская и Хакасская; в составе Грузинской ССР — Юго-Осетинская, в Азербайджанской ССР — Нагорно-Карабахская и в Таджикской ССР — Горно-Бадахшанская.

  4. АНТИСЕМИТИЗМ. Одна из форм национальной и религиозной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям. А. принимал в ходе истории различные формы — от религиозного и психологического предубеждения и сегрегации, проявлявшихся главным образом в сфере бытовых отношений, до проводимой государственными органами политики и насильственного выселения евреев и даже их физического истребления (геноцида). Исторические корни А. уходят в древность, когда евреи в результате диаспоры (рассеяния) оказались в новых странах своего расселения на положении национально-религиозного меньшинства. Их религия — иудаизм — своими культовыми и бытовыми установками, провозглашением евреев народом, «избранным богом», и др. резко обособляла их от окружающего населения. Социально-религиозный А. был в течение многих веков наиболее отчётливо выраженным видом А. Неприязнь к евреям как к иноверцам поддерживалась в христианских странах в том числе и слухами о том, что евреи в ритуальных целях используют кровь христиан, оскверняют христианские святыни и др. Социально-экономические мотивы А. были обусловлены тем, что евреи, сосредоточившие свою деятельность главным образам на занятиях торговлей, ростовщичеством и ремеслом, по мере развития товарно-денежных отношений становились серьёзными конкурентами местного (нееврейского) торгово-ремесленного населения. А. выражался не только в сегрегации евреев (запрещение браков евреев и христиан, ограничение бытового общения между ними и др.), в юридическом неполноправии их с христианским населением, но и в изгнании (полном или частичном) евреев из ряда стран Западной Европы (из Англии в 1290, из Франции в 1394, из Испании в 1492 и т.д.).  В результате буржуазных революций 16—19 вв. некоторые правовые ограничения евреев были отменены. Однако уже в последней трети 19 в. в условиях экономических кризисов 70—80-х гг. и массового разорения мелкой буржуазии наблюдается новая волна А., который подкреплялся теперь мифом о виновности евреев в экономико-политическом неустойчивости жизни. Особой силы антисемитское движение достигло в Германии и Австро-Венгрии, где его глашатаями стали лидеры христианско-социальных партий (А. Штёккер в Германии, К. Люэгер в Австро-Венгрии). В это время впервые получает распространение и сам термин «А.» (подчёркивал враждебность к евреям, принадлежащим к т. н. семитским народам). В 1882 в Дрездене состоялся первый международный антисемитский конгресс.  В России А. проявлялся в большей степени на бытовом уровне, хотя нередко и правительство под нажимом общественного мнения действовало излишне эмоционально в отношении еврейского населения Империи. Одна из главных причин недовольства евреями — их почти монопольное владение торговлей спиртным и табаком в рамках «черты оседлости». Например, в 1886 году было проведено обследование в одной из губерний «черты оседлос­ти» — Минской и выявлено, что из 1550 «питейных заведе­ний» 1548 фактически принадлежат евреям, т. е. 99%; из 1297 табачных лавок 1293 было в собственности евреев. Тем не менее, после победы Февральской буржуаз­ной революции 1917 г. в России были отменены все дискрими­национные правовые акты против евреев (Декрет Временного правительства 22 марта 1917 г.). Эта линия была продолжена и после Октября 1917 года (Постановление Совет­ского правительства от 26 июля 1918 г.). В 30—40 годах XX века центром А. становится фашистская Германия. А. подкрепляется расистскими теориями и носит характер офи­циального геноцида («Нюрнбергские законы», 1935 г.). Герман­ские евреи лишались всех гражданских прав, многие из них изгонялись из страны. В фашистской Германии и оккупированных странах нацистами проводилось организованное и планомерное истребление еврей­ского населения. В ходе второй миро­вой войны было уничтожено, главным образом в построен­ных для этой цели «лагерях смерти», по разным данным, от 500.000 до 6.000.000 евреев. Разгром фа­шистской Германии войсками СССР и странами коалиции и международное осуждение преследования гитлеровцами евреев нанесло удар по А. Нюрнбергский процесс (1946 г.) квалифици­ровал его как преступление против человечества.

  5. АССИМИЛЯЦИЯ (от лат. assimilation - уподобление, слияние, усвоение). Тер­мин широко используется в различных естественных и обще­ственных науках. В социологии под А. понимается процесс, в ходе которого две (или более) группы, имевшие ранее отличия в их внутренней организации, ценностных ориентациях, куль­туре, уподобляются в этих аспектах. В результате этого про­цесса они утрачивают ощущение своей самобытности, специ­фичности и начинают рассматривать себя в качестве членов более крупного сообщества (т. е. происходит смена групповой самоидентификации). По мнению американского социолога Р. Парка этот процесс проходит следующие фазы: контакт, конкуренция, приспособление и собственно ассимиляция. В западной социологии термин А. зачастую используется в со­четании с терминами окультуривание (acculturation) и при­способление (accomodation), и в качестве синонима первого из них. Особенно часто термин А. применяется для характеристи­ки процесса (и его результата) сближения и в дальнейшем слияния ранее независимых этносов. При этом общим поня­тием А. охватываются весьма разнородные процессы. Это и сближение двух (или более) народов, в ходе которого рождает­ся новая общность с новой культурой, являющейся продуктом взаимодействия и взаимообогащения культур, ее образующих компонентов. Эта новая культура может включать элементы, перенесенные практически в неизменном виде из культур­ного арсенала народов, создавших новую общность, а также элементы, рожденные в ходе А. Это и постепенное вливание одного этноса в другой с потерей первым его особого этнического лица, его самоназвания и принятием им характерных черт и названия народа, в состав которого он вливается. Но в любом случае, как принято считать в последнее время, А. ни­когда не носит односторонний характер, т. е. даже при оче­видности различий в положении ассимилирующего и асси­милируемого народа, определенные, хотя и неравнозначные изменения претерпевают обе стороны. Процесс А. может иметь различную глубину, т. е. в ходе ее подвергаться изменениям могут все или только некоторые характерные черты общностей. Так, например, в ходе А. народ может утратить свой язык, самоназвание, традиционную струк­туру деятельности, но сохранить религиозные верования, не­которые бытовые традиции. Подобный вариант протекания ассимиляционного процесса демонстрирует история создания американской нации. Известны случаи, когда образующие новую общность народы сохраняют и свой язык. Таков опыт создания бельгийской нации. А. может проходить естественным и насильственным пу­тем. В первом случае она является следствием объективных процессов экономического и политического сближения тер­риторий (отдельных регионов и целых государств) и народов, давших мощный импульс их культурному сближению. (Сбли­жение культур народов — ядро ассимиляционных процес­сов.) Особенно бурно эти процессы стали развиваться на фоне растущей интернационализации мирового хозяйства. Есте­ственным путем протекает А. и тогда, когда группы иммиг­рантов на своей новой родине вливаются в состав коренного населения, постепенно растворяясь в нем. Этот процесс зна­чительно ускоряется заключением межэтнических браков. Но А. может носить и принудительный, насильственный харак­тер. В таком случае она представляет собой конкретное на­правление национальной политики, имеющей целью уничто­жение того или иного этноса как самостоятельной единицы нефизическим способом. Такие действия зачастую камуфли­руются благородными лозунгами, например, «приобщить от­сталый народ к благам современной цивилизации». Насиль­ственная А. осуществляется прежде всего путем нанесения удара по национальной культуре (и ее конкретным носите­лям — творческой интеллигенции), в том числе через суже­ние сферы применения национального языка, с последующим полным его изъятием из обращения, искоренение нацио­нальных традиций (запрет на празднование национальных, народных праздников, исполнение обрядов и т. п.), насажде­ние несвойственных народу видов деятельности и т. п. Такая политика наносит ущерб всем сторонам: она деформирует до известной степени мораль, систему ценностей ассимилирующего народа и провоцирует ожесточенное сопротивление на­рода ассимилируемого, его стремление к этнической замкну­тости, искусственное «выпячивание» его отличительных черт. Особый интерес представляет вопрос о том, как распределя­ются роли между этносами при их контакте: почему один становится активной, а другой пассивной стороной в процессе А.? Всегда ли доминирует превосходящий по численности эт­нос? Является ли политически господствующее положение гарантом от А.? Оказывается, что в каждом конкретном слу­чае ситуация складывается по-своему. Так, имеются истори­ческие примеры того, как народ-завоеватель на покоренных территориях постепенно принимал культуру побежденных (та­кова история норманов в Южной Италии, болгар на Балканс­ком полуострове, хамитских племен в Восточной Африке и т. д.), а также того, как малочисленный народ ассимилировал более многочисленный, и конечно, множество примеров обрат­ного. К тому же один и тот же народ в одних случаях ассими­лировал, а в других случаях сам становился объектом асси­миляции (так, русские ассимилировали с собой многочислен­ные финские и тюркские племена, но в отдельных случаях, особенно при проживании небольшими группами на террито­рии традиционного расселения других народов, они полностью ассимилировались с коренным этносом, принимая его культу­ру вплоть до языка). Таким образом можно заклкючить, что направление А. зависит от. целого комплекса факторов (в т. ч. и их особой комбинации), среди которых и численность этно­са, и его политическое положение, характер его культуры, в первую очередь в плане ee соответствия конкретным геогра­фическим, экономическим и политическим условиям. В целом можно сказать, что вся история человечества была историей А. народов, так как именно через этот механизм она прошла путь от своего распадения на бесчисленные пле­мена к делению на достаточно ограниченное число народов (наций, народностей, племен) и в настоящее время проблема­тично отыскать образец этноса, сохранившегося в своем пер­возданном виде и никогда не подвергавшегося А.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие для студентов очной, заочной и очно-заочной форм обучения по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» iconМетодические указания к практическим занятиям Для студентов, обучающихся...
Методическое пособие предназначено для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление» экономического факультета...

Учебное пособие для студентов очной, заочной и очно-заочной форм обучения по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» iconМетодические указания для написания контрольных работ студентами...

Учебное пособие для студентов очной, заочной и очно-заочной форм обучения по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» iconРабочая программа По учебной дисциплине
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины студентам специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление»...

Учебное пособие для студентов очной, заочной и очно-заочной форм обучения по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» iconФакультет экономики, менеджмента и международного туризма
Согласно учебному плану, она изучается в 7 семестре на очной, очно-заочной и заочной классической формах обучения; в 4 семестре на...

Учебное пособие для студентов очной, заочной и очно-заочной форм обучения по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» iconМироваяюстиция
По своей структуре настоящий учебно-методический комплекс является сборником и предназначен для студентов специальности 030501 «Юриспруденция»...

Учебное пособие для студентов очной, заочной и очно-заочной форм обучения по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» iconЕстественнонаучных и математических дисциплин
Учебный курс «Выставочная деятельность» предусмотрен для студентов очной и заочной форм обучения специальности 100103. 65 «Социально-культурный...

Учебное пособие для студентов очной, заочной и очно-заочной форм обучения по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» iconРасписание студентов 2 курса заочной формы обучения направления 081100....
Расписание студентов 2 курса заочной формы обучения направления 081100. 62 «Государственное и муниципальное управление» и

Учебное пособие для студентов очной, заочной и очно-заочной форм обучения по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Учебное пособие для студентов очной, заочной и очно-заочной форм обучения по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма вступительных испытаний для абитуриентов, имеющих среднее...
«Московский университет экономики, статистики и информатики (мэси)» при приеме на программы бакалавриата

Учебное пособие для студентов очной, заочной и очно-заочной форм обучения по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» iconПрограмма вступительных испытаний для абитуриентов, имеющих среднее...
«Московский университет экономики, статистики и информатики (мэси)»при приеме на программы бакалавриата






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск