Лекция Богатство культуры Московского царства






Скачать 210.63 Kb.
НазваниеЛекция Богатство культуры Московского царства
Дата публикации22.02.2017
Размер210.63 Kb.
ТипЛекция
h.120-bal.ru > Право > Лекция
Лекция
Богатство культуры Московского царства (XVI в.)

Рассмотрение культуры русского народа до XVI века убедило нас в том, что эта культура носила ярко выраженный религиозный характер, что вполне соответствует духу средневековья. Также традиционно выглядела и культура России в XVI веке. Рассмотрим её более детально.
Часть 1

Ценности российской цивилизации в XVI столетии. «Святая Русь»
XVI век – это кульминация в развитии традиционной культуры русского этноса. В это время сложился компендиум (совокупность) ценностей российской цивилизации, который в сравнении с ценностями других локальных миров может выглядеть следующим образом.

Системы основных ценностей Запада, России, Китая и Японии



Запад

Личность


Россия

Государство

Китай (традиционный)

Государство

Япония (современная)

Государство

Свобода

Равенство

Братство

Социальный договор

Служение

Порядок

Мир

Порядок

Традиции

Знание (включая конфуцианское)

Порядок

Мир

Труд

Эквивалент

Частная собственность

Закон

(право)

Государственное регулирование

Иерархия

Знание

Иерархия

Ритуал

Прошлое (конфуцианское) знание

Служение

Закон (право)

Традиции

РАЗВИТИЕ

РАЗВИТИЕ

СТАБИЛЬНОСТЬ

РАЗВИТИЕ


Э.С.Кульпин, философ, историк, востоковед,

основатель школы СЕИ (социоестественной истории)
В XVI веке в российской цивилизации произошло утверждение следующих ценностей: государство и развитие как ценности первого порядка, служение, социальный договор, знание как ценности второго порядка и порядок, государственное регулирование, иерархия как ценностей третьего порядка.

Культура русского народа развивалась в рамках указанных ценностных установок: отсутствия ценности отдельной личности, идущей на Западе от античности и гуманизма, отсутствия приоритета закона, выдвижения на первый план иерархии, государства, сильного правителя, социального договора и т.д.

Если на Западе «воздух города делал человека свободным», то в отечественной истории город до XVI века являлся, прежде всего, административным центром (хотя и ремесло и торговля развивались) и был более похож на восточный город, нежели на город западный.

Хотя следует отметить, что на рубеже XV–XVI вв. происходит резкое увеличение количества городов. Если по подсчетам А.М.Сахарова в XIV–XV вв. в Северо-Восточной Руси их было 73, то в начале XVI века с присоединением ряда территорий количество их достигает 140 (по А.А.Зимину), а в середине XVI в. — уже 160.

В XVI веке не было четкого противопоставления городской культуры России и культуры сельской. У них была единая духовная основа – православная с элементами сохранившегося язычества (особенно в сельской местности).

Святая Русь… Так звучало (и звучит в представлении части россиян по сей день) общепринятое понятие, обозначающее духовность русских людей. С падения Византии в 1453 году и захвата турками южнославянских земель Московское княжество, не успев достаточно укрепиться, оказалось единственным в мире православным государством. Это усложняло деятельность РПЦ, делало её более значимой и ответственной перед всем православным миром. Согласно мнению филолога и культуролога С.С.Аверинцева, за понятием «Святая Русь» «стоит отнюдь не … национальная идея, не географическое и не этническое понятие. Святая Русь – категория едва ли не космическая. По крайней мере, в её пределы вмещается и ветхозаветный Эдем и евангельская Палестина»

Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности

//Новый мир. 1988. № 7. С. 216.
Сергей Сергеевич Аверинцев (1937—2004) — русский советский филолог, культуролог, историк культуры (в том числе христианской), философ, литературовед, библеист.
Сегодня общество спорит о глубине религиозности людей России, сколь она глубока? Этот же вопрос и в прошлом часто занимал и сторонних наблюдателей, и иностранцев и историков.
Николай Иванович Костомаров (1817-1885) - русский общественный деятель, историк, публицист и поэт, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук, один из руководителей Кирилло-Мефодиевского общества. Автор многотомного издания «Русская история в жизнеописаниях её деятелей», исследователь социально-политической и экономической истории России.

По словам Николая Ивановича Костомарова в связи с оценкой допетровской Руси, «несмотря на глубоко-нравственное значение, какое вообще придавали строгому подчинению церкви, русское благочестие основывалось больше на внимании к внешним обрядам, чем на внутреннем религиозном чувстве. Духовенство почти не говорило проповедей, не было училищ, где бы юношество обучалось Закону Божию»

Из этого следует, что церковь, прежде всего, исходила из повседневного обращения к православным христианам и внушению им идей религии, нежели стремилась к просвещению паствы.

Деятельность РПЦ по-прежнему была тесно увязана с позицией государства.

Часть 2

«Москва – Третий Рим»
Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быть.

В XVI в. церковь все более подчиняется княжеской светской власти. Это вполне соответствовала той византийской модели, которая ещё в X веке была принята Русью как основная во взаимодействиях церкви и государства. Представление о Москве, как о Третьем Риме, сложилось среди русских людей XVI века на почве политических и религиозных воззрений в связи с явлениями общеевропейской истории.
Первый Рим

Основная мысль тезиса - преемство наследования московскими государями христианско-православной империи от византийских императоров, в свою очередь наследовавших ее от римских.

Ход развития этой идеи можно представить в следующем виде. Величие древнего Рима, мощный рост и обширные размеры его территории, вместившей почти все известные тогдашнему миру страны и народы, высокая степень культуры и успехи романизации породили в современниках убеждение в совершенстве и незыблемости созданного порядка (Рим –вечный город). 

На карте мы видим Римскую империю в наибольших границах.

Христианство, восприняв от языческого Рима идею единой вечной империи, дало ей дальнейшее развитие: кроме задач политических, новая христианская империя, как отражение царства небесного на земле, поставила себе задачи религиозные; вместо одного государя явились два - светский и духовный. Тот и другой связаны органически неразрывными узами; они не исключают, но взаимно дополняют один другого, будучи оба двумя половинами одного неделимого целого.

Так, в обновленной форме Священной римской империи возродилась в средние века идея древнего мира; языческий  orbis terrarum превратился в tota christianitas. По вопросу о том, кому принадлежит право быть носителем светской и духовной власти, возникло разногласие: в Западной Европе признавали таковыми римского (немецкого) императора и папу; на греческом Востоке - византийского императора и патриарха (точнее: собор духовных лиц). Названия западной и восточной империи - лишь обозначение реальных фактов, но не идейных, ибо и та, и другая империя считала только себя единою, всемирною, исключая возможность существования другой.

Отсюда раскол политический и церковный, противопоставление православного Востока латинскому Западу. Католические народы восприняли мысль, что «Священная Римская империя Немецкой нации", с папой и императором во главе, есть настоящая законная представительница истинного царствия на земле; народы православные, наоборот, видели в византийском императоре своего верховного главу, а в патриархе константинопольском, совместно с другими - истинного представителя вселенской церкви.
Второй Рим – Константинополь

Под углом этих последних воззрений воспитывалось и православное сообщество Руси-России. До XV века Русь считала себя покорною дщерью константинопольского патриарха, а в византийском императоре видела верховного блюстителя общественной правды. Константинополь стал в глазах русских как бы вторым Римом. Со второй половины XV века во взглядах русского общества произошла значительная перемена. Флорентийская уния (1439) пошатнула в самом корне авторитет греческой церкви; обаяние Византии, как хранительницы заветов православия, исчезло, а с ним и право на главенство политическое.
Падение Константинополя

Последующее падение Константинополя (1453) от рук турок-османов, превращение храма Святой Софии в мечеть, понятые как Божия кара за отпадение от веры, еще более укрепило новый взгляд.

Но если "Второй Рим" погиб, подобно первому, то с ним еще не погибло православное царство, потому что оно никогда не может погибнуть. Как говорили православные люди, из того, что сосуд разбит, еще не следует, чтобы иссякло и его содержание: истина, хранимая в сосуде, бессмертна. Бог мог попустить неверных покорить греков, но Он никогда не допустит стереть с лица земли истинную веру и дать над ней торжествовать католикам или мусульманам. Правая вера - вечная, неумирающая; иссякнет она - тогда и миру конец. Но мир пока еще существует, и потому разбитый сосуд должен быть заменен новым, чтобы воплотить вечную истину и снова дать ей внешние формы существования.

        Предпосылки распространения идеи «Москва-Третий Рим» в русской среде
Теория «Москва – Третий Рим» была подготовлена предшествующим развитием политической мысли на Руси, ростом национального самосознания в годы воссоединения русских земель, окончательного освобождения от ордынского ига и утверждения независимости Русского государства.
Третий Рим

Новым, Третьим, Римом была названа Москва.

Освобождение от ига, объединение разрозненных мелких уделов в большое Московское государство; брак великого князя Иоанна III на Софии Палеолог, племяннице (и как бы наследнице) последнего византийского императора; успехи на Востоке (завоевание царств Казанского и Астраханского) - все это оправдывало в глазах современников представление о праве Москвы на такую роль.

На этой почве сложился обычай коронования московских государей, принятие царского титула и византийского герба, учреждение патриаршества (1589), возникновение трех легенд:

а) о бармах и царском венце (головном уборе), полученных Владимиром Мономахом от византийского императора Константина Мономаха (офиц. ссылка – в 1547 г.); Бармы Ивана Калиты и Ивана III не сохранились. В Оружейной палате Музеев Кремля хранятся бармы царя Алексея Михайловича (бармы (оплечье или широкий воротник), выполненные в 1662 году по его заказу в Стамбуле: широкий круглый воротник белого шелка, к которому крепятся 7 золотых эмалевых медальонов с изображениями ангелов и композициями «Венчание Богоматери», «Обретение Креста святыми Константином и Еленой», «Св. Василий Великий и св. воин Меркурий, поражающий копьем императора Юлиана», «Хвалите Господа с небес». Каждый медальон обрамлен широкой оправой, усыпанной драгоценными камнями: рубинами, изумрудами, алмазами в золотых кастах - и вставками с полихромной эмалью.

Шапка Мономаха также хранится в Оружейной палате Московского Кремля.
б) о происхождении Рюрика от Прусса, брата римского кесаря Августа
в) о белом клобуке: этот клобук (головной убор монахов), как символ церковной независимости, император Константин Великий вручил римскому папе Сильвестру, а преемники последнего, в сознании своего недостоинства, передали его константинопольскому патриарху; от него он перешел к новгородским владыкам, а потом к московским митрополитам.
Первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвертому не бывать. Литературное выражение мысль эта нашла у старца псковского Елеазарова монастыря Филофея, в посланиях к великому князю Василию III, дьяку Мисюрю Мунехину и Иоанну Грозному. Новое положение вызывало новые обязательства.

Самодержавно-царская, автокефально-православная Русь должна хранить правую веру и бороться с ее врагами. В этом направлении одно время ее поддерживал и сам латинский Запад: римские папы старались поднять московских государей против турок, пропагандируя мысль, что русские цари - законные наследники Византии; в том же духе действовала и Венеция. Теория Третьего Рима до конца XVII столетия, а именно до войн с Турцией, не выходила из сферы отвлеченных вопросов: но и позже она никогда не получала характера определенной политической программы, хотя некоторое отражение ее и слышится: более слабое - в правительственных заявлениях во время освободительных войн России с Турцией на Балканском п-ове, более сильное - в воззрениях славянофилов.

Значение теории «Москва – Третий Рим»

Она сыграла значительную роль:

  • в оформлении официальной идеологии Русского централизованного государства;

  • в борьбе против попыток Ватикана распространить своё влияние на русские земли;

  • в XVI-XVII вв. в славянских странах Балканского полуострова теория служила обоснованием идеи славянского единства и имела большое значение в борьбе южного славянства с турецким гнётом.

Вместе с тем теория содержала и негативные черты: «богоизбранности» и национальной исключительности.

Часть 3

Укрепление позиций Русской православной церкви
Усиление самодержавной власти в России и Русской православной церкви наблюдается в XVI веке в правление Василия III и на первом этапе правления Ивана IV Грозного (1547-1569), его сына. Оно происходило при поддержке церкви. Сама же церковь прилагала большие усилия к тому, чтобы сохранить внутренний потенциал и величие. Это выражалось в продолжении борьбы с еретиками.

Ранее шла речь о том, что в декабре 1504 года Москва стала свидетельницей невиданного дотоле зрелища. В деревянной клетке были сожжены еретики и среди них Иван Волк Курицын, брат главы Посольского приказа Федора Курицына, незадолго до этого умершего. Так правительство Ивана III расправилось с русскими вольнодумцами, осмелившимися посягнуть на основные догмы православия. Борьба между иосифлянами и нестяжателями на этом не завершилась. Вспомним, что последние выступали против массовых казней, призывали церковь, монастыри отказаться от права владения крестьянами и землей. Но в 1531 году руководители нестяжателей были осуждены церковным собором.

До нашего времени дошли сведения о деле боярина Матвея Семеновича Башкина, который отпустил на волю своих холопов, считая, что Священное Писание запрещает порабощать людей.

Матвей Башкин:

Написано: весь закон заключается в словах — возлюби искреннего своего, как сам себя; если вы себя грызёте и терзаете, то смотрите, чтобы вы не съели друг друга. Вот, мы Христовых рабов держим у себя рабами, а Христос всех называет братиею; а у нас на иных кабалы нарядные (фальшивые), на иных полные, а другие беглых держат. Благодарю Бога моего, у меня были кабалы полные, да я их всех изодрал, держу людей у себя добровольно; кому хорошо у меня — пусть живёт, а не нравится, пусть идёт куда хочет; а вам, отцам, надобно посещать нас, мирян, почаще да научать нас, как самим жить и как людей у себя держать, чтобы их не томить.

Сильвестру стало известно, что Башкин отрицает иконы, обряды, дело дошло до царя. Башкин был арестован, предан анафеме и казнен. Таким образом, можно заключить, что Матвей Семёнович Башкин ещё в XVI веке одним из первых на Руси выступил против холопства.

Кроме осуждения ересей, церковь продолжает традиционную деятельность по прославлению Бога и веры через строительство новых богато украшенных культовых сооружений и сохранение и подновление старых, построенных ранее. В этом можно убедиться на многих примерах, в том числе, вспомнив Собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, который является первой каменной постройкой Белозерского края.

Соборный храм Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря — традиционная для русских северных монастырей строгая одноглавая постройка, в которой чувствуются традиции новгородско-псковской школы каменного зодчества XV столетия. Собор очень скупо декорирован. Над храмом на широком барабане поднимается массивный колоколовидный купол с небольшой главкой в завершении. Собор окружает крытая каменная галерея, к которой с западной стороны примыкает квадратная одноярусная колокольня, крытая невысоким шатром.

Спустя двенадцать лет после строительства собора, в 1502 году, в Ферапонтово приехал известный живописец Дионисий с сыновьями — расписывать собор. 

Фресковые росписи, созданные знаменитым Дионисием и его сыновьями, отличаются утонченностью рисунка, красочностью и нарядностью.

Прекрасна Богоматерь с младенцем. Фреска собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.

Стенопись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря – единственная роспись великого русского мастера Дионисия Мудрого, дошедшая до нашего времени в полном составе и подлинном виде.

«В искусстве Дионисия много одухотворенности, нравственного благородства, тонкости чувств, и это связывает его с лучшими традициями Рублева», так писал Михаил Владимирович Алпатов (1902-1986), искусствовед.

Еще оценка от искусствоведов:

«Многолетнее упорное желание считать росписи Дионисия созданными из местных материалов вполне объяснимо, — пишет искусствовед О. Лелекова. — Возникающий при этом образ средневекового художника становится созвучен “былинно-песенному” представлению о русском искусстве, где иконопись, а тем более стенная роспись, возводятся в совершенно особый вид искусства, ни на что в мире не похожий. Однако образ этот недостоверный, и сожалеть об этом необязательно. Художественный гений Дионисия неоспорим и без поэтических обобщений, в которых не нуждались его современники-европейцы: Леонардо да Винчи, Джакомо Беллини, Гольбейн Старший, Лукас Кранах...»

В XVI веке в русской культуре преобладает иконопись новгородской и московской школ. Постепенно расширяется тематика живописного искусства, все активнее проявляется интерес к темам из всемирной и отечественной истории.

Стоглавый собор (1551), как известно, оформил единый для всего государства пантеон святых, признав общерусскими около 50 «местночтимых» угодников. Это, в частности, отразилось на тематике икононаписания. Икона «Церковь воинствующая» воспевает взятие Казани, русскую армию, молодого царя. Не сохранились (но описаны) фрески Золотой палаты кремлевского дворца (1552). Здесь были изображены сюжеты: «Выбор веры князем Владимиром», «Крещение киевлян», «Венчание Владимира Мономаха», композиции на темы Ветхого Завета. Особенно интересны росписи сводов: добро и зло, жизнь и смерть, времена года.

В XVI в. получает распространение строительство каменных церквей с шатровым завершением. Подлинным шедевром шатрового стиля стала церковь Вознесения Господня в селе Коломенском (1532). Она господствовала над местностью, была видна издалека, «чудна высотою и красотою».

Выдающимся памятником этого периода является собор Василия Блаженного (Покровский собор) в Москве. Он был построен в 1561 г. по приказу Ивана Грозного на Красной площади в честь взятия Казани, которое случилось именно в день Покрова Пресвятой Богородицы. Строили его зодчие Барма и Постник Яковлев. По другой версии, признаваемой сегодня более достоверной – это один человек: Постник Яковлев по прозвищу Барма. Храм представляет собой соединение девяти высоких храмов-башен, увенчанных куполами, все они связаны между собой внутренними переходами и окружены обходной галереей. Ни один купол не повторяет другой. Все купола как бы сливаются в одно целое. Девятиглавый собор увенчан шатром. Внутри храм невелик.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на рву (Храм Василия Блаженного), Покровский собор – символ духа того времени.

В XVI в. получает большой размах крепостное строительство. Были построены кремли в Туле, Коломне, Зарайске, Серпухове, стены Нижегородского кремля, реконструированы стены Новгородского кремля. В это время в Москве создается вторая линия обороны, опоясавшая торгово-ремесленный район — Китай-город, и третья линия каменных укреплений, протянувшаяся вокруг Белого города (Бульварное кольцо).

Зодчий Федор Конь (ок.1540-1606) построил крупнейшую крепость — Смоленский кремль.

Фёдор Савельевич Конь — «государев мастер» времён правления Бориса Годунова, один из немногих древнерусских зодчих, чьё имя зафиксировано источниками.

Часть 4

Монастыри и церкви как центры грамотности и просвещения. Научные знания в XVI веке
Центрами грамотности и просвещения в XVI в. оставались монастыри, церкви, где создавались училища, имелись библиотеки рукописных и печатных книг. В городах и деревнях появляются учителя — «мастера грамоты» — монахи и дьяки. Ученики осваивали сначала азбуку, потом часослов (молитвы), письмо, Псалтырь, счет до тысячи, сложение, вычитание.

Обучение велось с розгой. Появились руководства по грамматике Максима Грека — «Начало грамоты греческой и русской», «Беседа о учении грамоте», «Азбуковник». Первое пособие по арифметике — «Книга — Арифметика, цифирная мудрость».

До середины XVI в. все книги на Руси писались от руки. В частности, большое собрание рукописных книг имел Иван Грозный.

С 1553 г. начинается русское книгопечатание, возникает Московский печатный двор (Никольская улица). В апреле 1564 г. дьяк Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец издали первую русскую датированную печатную книгу «Апостол» (о деятельности учеников Христа). В издании много иллюстраций: на форзаце изображён апостол Лука, в книге — 48 заставок и концовок, шрифт разработан на базе московского полуустава. Затем последовали «Часослов» и другие книги, которые отличались высоким уровнем полиграфии.

Федоров был также и редактором, делал свои переводы Священного Писания, за что его преследовали. Иван Федоров и Петр Мстиславец перебрались на Украину. Во Львове ими был издан первый русский печатный букварь с грамматикой.

Имя первопечатника Ивана Фёдорова хорошо известно и в нашей стране, и за её пределами. Раньше его считали не более чем ремесленником, но исследования последних десятилетий открыли новые стороны деятельности Ивана Фёдорова. Теперь мы видим в нём просветителя, писателя, педагога, художника, общественного деятеля. Но, конечно же, прежде всего он является для нас основателем книгопечатания в России и на Украине.

По малочисленным данным, Иван Фёдоров учился в Краковском университете, где получил степень бакалавра. Безусловно, это был хорошо образованный для того времени человек. Свою деятельность он начал, будучи дьяконом одной из кремлёвских церквей. Но Иван Фёдоров печатал не только церковные книги — им был напечатан первый русский букварь.

В 1909 году в Москве по инициативе Московского археологического общества на средства, которые собирались народом 39 лет, был открыт Памятник первопечатнику Ивану Федорову в Театральном проезде в Москве.

В Москве до конца XVI века было издано 20 названий богословских книг. В деле просвещения был сделан большой шаг вперед.

Научные знания в XVI веке

Научные знания в XVI веке носили прикладной характер (исчисление налогов и т. п.). Митрополит Зосима составил пасхалии — специальные таблицы с указанием дат Пасхи и других церковных праздников по годам. Сочинения «Шестокрыл», «Космография» позволили вычислять лунные фазы, затмения Солнца, Луны. Знания в области физики, техники требовались мастерам-литейщикам, оружейникам.

В Москве был организован Пушечный двор, где в 1586 г. Андрей Чохов отлил знаменитую Царь-пушку (40 т, длина 5 м).

Андрей Чехов (умер в 1629 году), русский пушечный и колокольный мастер. Более 60 лет работал в Москве на Пушечном дворе, где создал большое количество (по документам известно более 20) тяжёлых орудий, в том числе «Царь-пушку» (1586). 

Солеварение, поташное производство, лечебное дело требовали знаний из химии, медицины, способов изготовления лекарств из трав. Большой популярностью пользовалась рукописная книга «Вертоград», переведенная с немецкого языка. В ней содержались медицинские сведения, правила личной гигиены и ухода за больными. Но в целом практическая медицина еще во многом была связана со знахарством.

Путешественники, дипломаты составляли карты.

Выходили словари — «Се татарский язык», «Толк языка половецкого», «Славянские слова».

При строительстве Покровского собора использовались теоретические знания по механике, математике.
Часть 5

Государство. Семья. Публицистика
В XVI веке в России было много талантливых публицистов, среди них — Федор Карпов, Иван Пересветов, Андрей Курбский и сам Иван Грозный. Федор Карпов, образованный человек, сокольничий, считал, что правители должны нести в мир правду, искоренять зло.

По Федору Карпову, самодержец должен править «грозою правды и закона», а не грозою произвола. Но и это, по мнению Карпова, было недостаточной гарантией торжества справедливости. Нужна еще «милость», милосердие, ибо «именно из-за милости подвластные любят князя и управителя. Милость без правды — малодушие, а правда без милости — мучительство. В обоих этих случаях разрушаются города и царства. Но если милость дополняется правдою, а правда смягчается милостью, то царства сохраняются на многие века». 

Согласно исследованиям переписки Федора Ивановича Карпова с Максимом Греком, Федор Карпов — один из наиболее оригинальных и образованных русских публицистов своего времени, с мнением которого считались выдающиеся писатели XVI века — Максим Грек, инок Филофей, митрополит Даниил. В его посланиях встречаются имена античных авторов — Гомера и Аристотеля, в послание митрополиту Даниилу включены цитаты из Овидия.

Федор Карпов. Афоризмы, высказывания:

Вредными и дурными путями с хромыми ногами, со слепыми глазами эта земная власть и вся природа человеческая ходит теперь.

Законы нужны, чтобы страхом перед ними человеческая дерзость обуз-далась и чтобы спокойно существовала между негодными невинность.

Злые люди в этом бренном мире всегда будут с добрыми смешаны, и всегда добрые будут страдать от преступлений злых.

Истинно, век наш есть век золотой! Покупается ныне золотом - почесть и власть, золотом - нежная страсть. Деньги ныне в цене: почет достается за деньги, дружба за деньги; бедняк людям не нужен нигде.

Замечательным русским мыслителем XVI в. был Иван Пересветов, который в челобитных Ивану Грозному изложил свои политические взгляды. Он выступал сторонником сильной царской власти, централизации управления, призывал ограничить власть бояр и поддерживать дворян. Сильная царская власть, по его мнению, должна управлять на основе определенных законов.

Особенности    общественного    развития России наложили отпечаток и на характер русской гуманистической мысли XVI века. Если посмотреть на основные черты мировоззрения Федора Карпова (как, впрочем, и Ивана Пересветова), то увидим, что становление нового светского миропонимания происходило в форме противопоставления духовной диктатуре церкви не человека вообще, а политического человека. Мудрый и сильный человек выступает, прежде всего, в качестве мудрого монарха. И в других европейских странах гуманистические кружки создавались при дворах державных покровителей, а из среды гуманистов вырос не один из идеологов сильной княжеской власти. В России эти черты выступили наиболее рельефно.

Поколение русских гуманистов, к которому принадлежал Федор Карпов, поняло преобразующую роль знаний и сыграло выдающуюся роль в истории русского самосознания. Они не стали активными борцами за переустройство жизни, но им суждено было сделаться учителями тех, кто в середине XVI века снова поднимет свой голос протеста против церкви и иссушающих душу условий крепостнического государства.

Кабинетный ученый-гуманист Эразм Роттердамский фактически подготовил выступление пламенного Томаса Мюнцера — вождя крестьянской войны в Германии. В России вслед за вполне благонадежными Федором Карповым и Максимом Греком пришли смелый мечтатель Иван Пересветов, еретик Матвей Башкин.

Талантливым писателем-публицистом был князь Андрей Курбский, который в 1564 г. бежал в Литву и обратился с тремя посланиями к Ивану Грозному, позже написал знаменитую «Историю о великом князе Московском». Курбский — враг «лютости» царя, который не только не считается с теми, кто верой и правдой служил отечеству, но и подвергает страшным мукам, проливает их кровь. В ответных посланиях Грозный отстаивал незыблемость самодержавной власти, считая бояр своими подданными, утверждал, что его власть Божественного происхождения и в своих действиях он ни перед кем не подотчетен. Послания Грозного в то же время пронизаны юмором и сарказмом, его литературный стиль отличается лаконичностью, яркостью художественных образов.

По указанию царя создаются большие летописные своды — Воскресенская, Никоновская летописи с множеством документов. В них вошли специально отобранные и интерпретированные известия местных летописей. Один из списков Никоновской летописи представлял собой роскошный лицевой свод, который украсили 16 тысяч иллюстраций.

Известнейшим памятником отечественной литературы является «Домострой» - свод правил поведения в семье, описывающий все тонкости устроения быта в XV- XVI веках.

Написанный в Новгороде, «Домострой» изначально представлял собой книгу, содержащую советы и наставления ремесленникам и купцам конца XV века. Последующие изменения в «Домострое» связаны с именем общественного и церковного деятеля – священнослужителя Сильвестра. В середине XVI века он внес в книгу некоторые дополнения и композиционные преобразования.

Это произведение относилось к литературе бытового жанра. Оно содержало целый кодекс житейских правил, который требовал беспрекословного подчинения мужу, отцу, хозяину и узаконивал наказания как основной метод воспитания. «Домострой» содержал также полезные советы в духе христианской морали.

«Домострою» Сильвестра присущи все черты, характерные литературе средневековья. На его страницах прописано настоятельное побуждение к строгому соблюдению действий, к точному следованию нормам, регулирующим жизненные процессы, и к установлению четкой иерархии в межличностных отношениях.

«Домострой» включает три раздела (в некоторых редакциях выделяют пять разделов), приложения к ним, а также дополнения. В частности, Сильвестром было создано «Послание и наказание от отца к сыну».
Первые пятнадцать глав, входящие в начальный раздел «О духовном строении», содержат религиозные наставления и рассказывают о церковных правилах и обрядах. Священник Сильвестр в своем писании освещает вопросы о христианской вере, о принятии Святого Причастия, о том, как прикладываться к святыням и молиться, как правильно украсить дом иконами и так далее. Но не только наказы этого раздела имеют религиозные предписания, весь «Домострой» составлен в соответствии с ними.

Во втором разделе «Домостроя» повествуется «О мирском строении». Сильвестром даются рекомендации, как следует жить с женой, детьми и домочадцами, как учить и воспитывать детей, а также указания о том, как детям любить отца и мать и им повиноваться, как муж должен учить жену, как жить человеку по своему достатку и прочее. Из второго раздела видно, насколько разнообразны обязанности жены, служащей опорой для мужа.

В третий раздел книги «О домовном строении» вошли многочисленные рекомендации, относящиеся к ведению домашнего хозяйства. Самые обычные бытовые дела на страницах Сильвестровского «Домостроя» конкретизируются мельчайшими подробностями. Как навести порядок в избе, как носить и хранить жене различную одежду, кроить платья и хранить обрезки, как разводить сад и огород, как следует делать запасы, как варить пиво – эти и многие другие хозяйственные предписания отражены в заключительном разделе книги. Здесь рассказывалось, когда надлежит поститься, какие кушанья и напитки употреблять. «Домострой» учил вежливости, правилам поведения в гостях и давал советы на бытовые темы: как просушивать платье или уберечься от долгов...

«Домострой» - это образец нравственных и культурных ценностей русской семьи эпохи Средневековья. В книге подвергаются осуждению праздность и пьянство, алчность, объедание и клевета. Верование в Бога, почитание властей и верность Царю, трудолюбие, бережливость, терпение, забота о близких и взаимовыручка, гостеприимство – вот только краткий список качеств человека, к которым призывает «Домострой» Сильвестра.

Красочные зарисовки образа жизни русских семей дают представления о менталитете людей того времени, о степени влиятельности церкви в обществе.

Быт XVI века находил отражение во многих произведениях русских художников. Например, можно вспомнить картину Андрея Рябушкина «Купеческая семья XVII века», находящуюся в Русском музее.
На духовную культуру XVI в., как и прежде, определяющее значение оказывала церковь, ее учения и догмы, основанные на религиозном мировидении. Однако духовная культура, особенно народных масс, не была свободной от языческо-христианских или даже языческих представлений, что проявлялось в традиционных обрядах и празднествах.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция Богатство культуры Московского царства icon2. экономическое развитие крепостнической россии лекция Экономическое...
Лекция Экономическое развитие Древней Руси. Экономика Руси в период феодальной раздробленности

Лекция Богатство культуры Московского царства iconТема: Расширение Российского царства
Урок раскрывает основные события внешней политики Российского царства в 17 веке; объясняет причины войн, которые вела Россия. Повторение...

Лекция Богатство культуры Московского царства iconЛекция Начало европеизации русской культуры
На предыдущих занятиях шла речь о церковном характере русской культуры. Все составляющие культуры были религиозными по своему характеру....

Лекция Богатство культуры Московского царства iconЛекция №8. Особенности занятий легкой атлетикой с детьми, подростками,...
Лекция №6. Организация и проведение соревнований по легкой атлетике

Лекция Богатство культуры Московского царства iconЛекция Отечественная историография Гражданской войны в России Лекция...
Лекция Национальная политика советского государства: теория и практика вопроса

Лекция Богатство культуры Московского царства iconЛекция религии современных неписьменных народов: человек и его мир...
Редактор Т. Липкина Художник Л. Чинёное Корректор Г. Казакова Компьютерная верстка М. Егоровой

Лекция Богатство культуры Московского царства iconКурс лекций Ставрополь, 2015 содержание стр. Введение лекция Введение...
Лекция 5: Приборы и приспособления для обнаружения и регистрации ионизирующих излучений

Лекция Богатство культуры Московского царства iconРоссийский научно-исследовательский институт
Разработчик: В. П. Мелехин, преподаватель Государственного музыкального училища эстрадного и джазового искусства (техникума), профессор...

Лекция Богатство культуры Московского царства iconЛекция первобытная культура генезис культуры
Иными словами, не только история развития культуры есть история объективирования духовных способностей, но и история развития духовных...

Лекция Богатство культуры Московского царства iconЛекция первая. Обзорная Лекция вторая. Религиозно-правовая ситуация в России






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск