Доклад на VII международной конференции «Право и Интернет»






НазваниеДоклад на VII международной конференции «Право и Интернет»
страница1/5
Дата публикации19.01.2015
Размер0.52 Mb.
ТипДоклад
h.120-bal.ru > Право > Доклад
  1   2   3   4   5


Краткий юридический анализ Интернета в Азербайджане

Доклад на VII Международной конференции «Право и Интернет»

http://www.ifap.ru/pi/07/

Зейналов Заур Зейналович - диссертант Института философии и политико-правовых исследований Национальной академии наук Азербайджана, Редактор азербайджанской версии еженедельного издания Internet News
Заур З. Зейналов

_____________________________________

Баку-2005

-СОДЕРЖАНИЕ-




  1. Юридическое образование в сфере Интернета………………………………….…….3




  1. Регулирование Правоотношений в Интернете ……………………………………….4

    1. Первый этап правового развития Интернета в Азербайджане…………………………………….4

    2. Второй этап правового развития Интернета в Азербайджане…………………………………….5

    3. Третий этап правового развития Интернета в Азербайджане…………………………………….8

    4. Анализ правового регулирования электронной коммерции в Азербайджане…………………..16

    5. Интеллектуальная собственность в Интернете по Законодательству АР……………………….20

    6. Юридический анализ Киберпреступлений по Законодательству АР…………………………...21




  1. Политика Президента АР ИЛЬХАМА Алиева в сфере правового развития Интернета в Азербайджане…………….23




  1. Список использованных документов и материалов…………….26


  1. Юридическое образование в сфере Интернета


После перехода на новую систему правовых отношений в связи распадом СССР, как и в других странах СНГ и в Азербайджане существенно изменились моральные и правовые взгляды на отношения между субъектами права. Да и сама правовая система изменилась от корней до последних ветвей, в связи появлениям и внедрением не то что новых институтов, а в целом новых отраслей права. С применением полного и абсолютного права на имущество, началось формирования новых нетрадиционных отраслей права, таких как финансовое, налоговое, банковское, и соответственно Интернет право. Последнее до сих пор оспаривается, а в лучшем случае признается институтом информационного права.

Хотя, сфера Информационного права, как оно принято и изучается в Азербайджане, несколько отличается от западной правовой науки.

На данный момент некоторые ученые в рамках информационного права изучают, как право информационно-коммуникационных технологий, так и медиа право; однако, на мой взгляд, такое исследование права требует несколько иного подхода, нежели представляется в вышеприведенных случаях.

Теоретически и практически необоснованно в рамках Информационного права общее регулирование правоотношений, связанных, к примеру, со средствами массовой информации и с Интернетом. Конечно же, Интернет является средством общения с читателями конкретного издания, получения новых знаний, передачи этих знаний другим лицам, влияния на некоторые цепочки взаимосвязанных вещей. Но это не даёт оснований слияния двух разных институтов. Хотя такой взгляд на информационное право можно также встретить и в статьях постсоветских ученых.

При этом предметом информационного права является не только сама информация, но и процессы, связанные с ее получением (созданием, снятием), обработкой, хранением, передачей, распространением и т.д. И так, вышеупомянутый тезис о включении СМИ права в состав информационного права вытекает именно из этого положения. По моему мнению, не стоит путать и включать целое медиа право в состав информационного права. Но и медиа право и информационное право и даже Интернет право, конечно же, имеют единое регулирующие отношение по получению, созданию, снятию, обработке, хранению, передаче, распространению информации. Эти отношения создают кольцо между тремя институтами, которые регулируются информационным правом. То есть, информационное право регулирует только правоотношения, связанные с получением (созданием, снятием), обработкой, хранением, передачей, распространением информации, а не целое медиа право.

Некоторые ученые считают, что свобода массовой информации является одной из важнейших гарантий информационной безопасности, поскольку, во-первых, она обеспечивает доступ граждан к полной, всесторонней и достоверной информации, во-вторых, защищает общественное и индивидуальное сознание от воздействия пропаганды и других форм манипулирования, в-третьих, стимулирует накопление, обновление и передачу информации внутри социальной системы.

Но на данном этапе скопилось довольно-таки приличная законодательная база для отделения института Интернет права от Информационного права.

Проведя итог, можно представить такую таблицу общих правоотношений информационного права в Азербайджане:



2. Регулирование правоотношений в Интернете


    1. Первый этап правового развития Интернета в Азербайджане



При изучении истории подключения Азербайджана во всемирную сеть можно определить несколько этапов с попытками урегулирования Интернета в Азербайджане. Как и во многих странах, в Азербайджане тоже торжествовал полный хаос в отношениях относительно Интернета. Причиной такого хаоса послужил всемирный бум появления коммерческих Интернет услуг и к тому же непосредственный результат появления частного имущества в стране. Вся юридическая система того времени работала над масштабированием гражданских прав, которые были новшеством в стране, и поток таких нестандартных отношений был прикреплен в предмете регулирования к более подходящим отраслям права.

Проблема не вышла за рамки только за счет незначительных и маловажных отношений связанных с Интернетом. Этот период охватывает 1992-1999 года.

Первые годы Интернета в Азербайджане сопровождался отсутствием формальностей и документов, связанных с Интернетом, а особенно, домены составлялись в обычном письменном виде, при этом, не полностью соблюдая гражданские правила.

Другая проблема была связана с Государственной политикой по отношению к Интернету, которая создавала дополнительные препятствия на пути ее развития. По мнению специалистов, в последние годы первого этапа правового развития Интернета в Азербайджане торжествовала неопределенность инфраструктуры Интернета, под которой понимаются правовые, организационные и телекоммуникационные базы. Государственную политику по отношению к Интернету в Азербайджане со второй половины первого этапа формировало не правительство, а Министерство связи, которое, рассматривало Интернет лишь как разновидность связи.


2.2. Второй этап правового развития Интернета в Азербайджане
Второй этап юридического развития Интернета начинается с 1999 года, когда был принят нигде и никогда не опубликованный фантом-акт “Концепция развития интернет-связи” и о его существовании можно предположить при анализе отчетов проделанных работ за период деятельности Министерства Связи. Так как далее это министерство утверждается, и оно преобразуется в Министерство связи и информационных технологий. Хотя, с принятием этого акта началась активная деятельность по урегулированию некоторых отношений в Интернете, так как, после “Концепции развития интернет-связи” Министерством Связи был принят ряд распоряжений, регламентирующих деятельность в области Интернета, и в каждом из них подчеркивается, что Интернет - это услуга связи. И самое странное то, что эти документы до сих пор имеют силу, и каждый пользователь может ознакомиться, например, с «Правилами пользования услугами интернет-связи» на официальном сайте Министерства связи и информационных технологий по адресу www.mincom.gov.az .

Принятие «Правил пользования услугами интернет-связи» это смелый, но недоработанный шаг Министерства Связи по урегулированию некоторых отношений в Интернете. В этом документе дается определение Интернету, компакт диску, WWW, TCP/IP, ON-LINE и тд. Некоторые определения были предоставлены в некорректном виде, и в результате правила нуждаются в поправке или вовсе в отмене.

По мнению экспертов, кульминационной точкой истории препятствия развития Интернета явился приказ N249 от 06.09.2001 года "О тарифах за услуги связи", который обязывало пользователей Интернета и факса ежемесячно платить местным АТС дополнительно от абонентской платы ещё 20 тысяч манатов (до 5 долларов США). В соответствии с Положением «О Министерство Связи АР», Министерство Связи в пределах своей компетенции представляет для утверждения тарифы и пошлины на основные услуги связи, а также на услуги по международной связи в Кабинет Министров АР. Тарифы, указанные в Приказе Министерством Связи АР N249 от 06.09.2001 не были утверждены в установленном порядке Кабинетом Министров АР. Поэтому, Приказ Министерства Связи не имел основания и считался незаконным. Кроме того, вводимые Тарифы должны экономически обосновываться. В соответствии с законом «О Естественных Монополиях» и Указа Президента от 02.03.2001 о дополнительных мерах по применению данного закона, тарифы должны быть согласованы с Министерством Экономики, Антимонопольным Комитетом (Министерство Экономического Развития АР) и Министерством Финансов. Но не было произведено вышеупомянутое согласование с соответствующими органами исполнительной власти.

Второе, а на этот раз правонарушение прав уже не пользователей, а Интернет-провайдеров является создание государственных интернет провайдеров. В соответствии с постановлением №33 от 08.11.2000-го года Коллегией Министерства Связи и приказом №91 от 13.03.2001-го года (БГТС) с целью создания новых альтернативных услуг связи было принято решение о создании "Bakinternet"-а.

Абонентам этого BakInterneta не был применен порядок об оплате 20000, а далее 3500 манат в месяц за подключение к сети посредством городского номера, что нарушало права других провайдеров.
А по поводу лицензирования деятельности Интернет-провайдеров, то из-за определения Интернета как услуг связи, они обязаны были получить соответствующее разрешение. Но, для получения лицензий приглашались компании, которые имели сравнительно большую долю на рынке Интернет услуг, и цель была финансово ослабить компании, что привело бы к искусственному развитию провайдеров, близких к Министерству Связи и, конечно же, это нарушало гражданские и др. права. А получение лицензии на оказания Интернет услуг в 1999-2000 годах стоило 50 000 000 манатов (13 000 долларов США), и это была большая сумма для такого вида деятельности.

По другим видам деятельности в сфере телекоммуникации, зарегистрированные операторы связи только лишь после получения специального разрешения (лицензии) могли и могут заняться видами предпринимательской деятельности указанных в данной лицензии. Порядок выдачи лицензии определяется в «Правилах выдачи специального разрешения (лицензии) на некоторые виды предпринимательской деятельности», утвержденные Указом Президента Азербайджанской Республики от 2 сентября 2002 г. за №782. В соответствии с Правилами для предоставления услуг связи, таких как телефон, селлюляр, пейджинг, радиотранк, установка и эксплуатация кабельного телевидения, срочные почтовые услуги требуется специальное разрешение (лицензия). В правилах отмечается, что зарубежные юридические и физические лица, занимающиеся в своих странах видами деятельности, предусмотренными настоящими Правилами, при отсутствии международного соглашения, определяющего признание в Азербайджанской Республике, получение ими лицензий, должны получить для осуществления этих видов деятельности лицензию в соответствии с данными Правилами. Лицензия выдается сроком на 5 лет.

Для получения лицензии предоставляются:

1. заявление на получение лицензии;

2. копия учредительских документов предприятия;

3. копия свидетельства о взятии на учет налоговыми органами;

4. документ об уплате государственной пошлины для получения лицензии;

5. копия документа удостоверяющего право заявителя на пользование каждым из указанных в заявлении объектов (право собственности, основы аренды, пользования и т.д.)

6. копия документа (сертификат) удостоверяющего соответствие международным требованиям и нормативным документам оборудования, которое будет использоваться по предмету лицензии.

Контроль за действия лицензии осуществляло Министерство связи (на данный момент Министерство связи и информационных технологий). По проверке лицензируемого в компетенцию Министерства связи входят следующие полномочия:

1. проверять соблюдение нормативно-юридичеких актов, регулирующих осуществление вида деятельности предусмотренного лицензией и лицензионных правил;

2. в период проверки требовать и получать у владельца лицензии, справки по появившимся вопросам;

3. составлять акты по итогам проверки с указанием нарушений и времени даваемого на их устранение;

4. рассматривать вопрос о приостановке или же ликвидации лицензии.
Политика лицензирования, проводимая Министерством Связью, по большому счету не отражала общепринятые юридические правила, так как, лицензирование провайдеров телекоммуникации, осуществление контроля над их деятельностью Министерством связи противоречило Принципам регулирования телекоммуникаций, разработанных Международным Союзом по телекоммуникациям ITU, Директиве ЕС по регулированию рынка телекоммуникационных услуг.

Субъект рынка телекоммуникационной связи не в праве лицензировать и осуществлять контроль и надзор за деятельностью других субъектов того же рынка. Именно по этой причине Министерство связи, являясь учредителем крупных государственных предприятий в области связи и соучредителем многих СП, имеет возможность посредством выдачи лицензии полностью контролировать рынок телекоммуникации, причинять искусственные препятствия для доступа на рынок телекоммуникаций новых операторов.

Одним из основных требований лицензирования является сертификация используемого оборудования оператором связи, которое так же осуществляется Минсвязи. Порядок выдачи сертификации определяется “Правилами сертификации средств связи “, утвержденными Решением Кабинета Министров № 175, от 21.08.1998 г. Директивой 97/13/ЕС Европейского Парламента и Совета от 10/04/1997г по общим рамкам общей авторизации и индивидуального лицензирования в сфере телекоммуникационных услуг определенны масштабы и общие принципы лицензирования телекоммуникационных услуг. Отмечается, что лицензирование должно быть основано на принципе пропорциональности и открытости, не предвзятости и прозрачности.

Все средства (оборудования) телекоммуникации, ввозимые на территорию Азербайджанской Республики, облагаются таможенной пошлиной. Таможенной пошлиной не облагаются только лишь согласно Закону «О защите иностранной инвестиции» средства СП, ввозимые иностранными инвесторами для создания Предприятий. Тарифы таможенных пошлин, утвержденные Постановлением № 80 от 12 апреля 2001 г. Кабинетом Министров АР. Согласно тарифам на ввозимые на территорию АР средства связи установлена пошлина 10,15 % таможенной стоимости.

Интернет телефония в Азербайджане переживает не лучшие правовые и технические дни. По данным World Markets Research Centre на октябрь 2004 года, Интернет телефония запрещена в Азербайджане. Фактически этот репорт соответствует действительности, а юридически нет. Так как, По Указу Президента Азербайджанской Республики об усовершенствовании правил выдачи особых разрешений (лицензий) на некоторые виды деятельности № 861 от 19 март 2003 года в сфере телекоммуникации лицензируются следующие виды услуг связи: телефон, селлюлярная, пейджинговая, радиотранк, установка и эксплуатация кабельного телевидения и услуги скоростной почты. Ни один нормативно-правовой акт не содержит информацию, и особенно нормы по лицензированию Интернет протокол телефонии. Технически Интернет-телефония (IP телефония) - это технология, которая использует Интернет и сети IP телефонии для передачи голосового сигнала вместо традиционных телефонных сетей. Сети IP телефонии предназначены для передачи сжатых цифровых данных. То есть, по законодательству Азербайджанской Республики на предоставление услуг Интернет-телефонии специального разрешения не требуется и уверенно можно сказать, что оно равняется предоставлению Интернет услуг посредством провайдеров, для деятельности которых не требуется специального разрешения.

По мнению специалистов, Век IP- телефонии и в Азербайджане нужно делить на три части. Первый этап - это когда IP- телефония существенно уступала традиционной телефонной связи и имела массу технических погрешностей, таких как искажение и прерывание речи и т.п.

Второй этап начался с того момента, когда улучшилось кодирование голоса и восстановление потерянных пакетов позволило достичь такого уровня, когда речь понималась абонентами достаточно легко.

Наконец, третий этап - это новые технологии, такие как Reservation Protocol (RSVP), которые позволяют резервировать полосу пропускания. Это когда в потоке Интернета выделяется полоса, причем довольно устойчивая полоса, компрессируемая через более современное оборудование за счет программного обеспечения. Начиная с этого этапа IP - телефония стала устойчивой телефонной связью. Но Министерство Связи запрещало использование данной технологии якобы из-за плохого качества.

Один из основных направлений развития Интернета зависит от комплексного подхода к регистрации национального домена. В первые годы реальной регистрации домена в зоне АЗ, услуга за регистрацию стоила от $300 долларов США, которая экономически не была обусловлена и являлась предметом торговли и дарения. Требования ICANN и IANA также не полностью соблюдались при регистрации. Далее цена за регистрацию и тех.поддержку снизилась до 100, а на данный момент регистрация и тех.поддержка стоит 60 долларов США. Документы по регистрации и сопровождению доменных имен в зоне АЗ приведены в соответствии к международным требованиям только в последние 3 года.

По инициативе Министра связи и Информационных технологий создается Верховный координационный центр Интернета, который будет определять политику государства в сфере Интернета, регулировать проблемы Интернета, а также заниматься проблемами доменных имен.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад на VII международной конференции «Право и Интернет» iconVii международная научно-практическая Интернет-конференция «альянс наук: ученый ученому»
И ббк, который будет разослан участникам конференции, а также в крупнейшие вузы и научно-технические библиотеки. Рассылка материалов...

Доклад на VII международной конференции «Право и Интернет» iconПрограмма VII международной научно-практической конференции «Современный...
Мячин Ю. В., д э н проф., декан факультета менеджмента – председатель оргкомитета

Доклад на VII международной конференции «Право и Интернет» iconПрограмма VII международной научно-практической конференции
Современные парадигмы юридической компаративистики в аспекте развития национальных правовых систем. – Москва-Ростов-на-Дону-Киев,...

Доклад на VII международной конференции «Право и Интернет» iconИнформационное письмо – приглашение
В настоящее время принимаются материалы для участия в Международной юридической научно-практической Интернет-конференции на тему

Доклад на VII международной конференции «Право и Интернет» iconОрганизационный комитет
Организационный комитет сообщает о проведении VII международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы международного...

Доклад на VII международной конференции «Право и Интернет» iconАно «Центр социально-политических исследований и проектов» общесто и этнополитика
Международной научно-практической Интернет-конференции 1 апреля – 15 июня 2009 года

Доклад на VII международной конференции «Право и Интернет» iconПрограмма международной научно-практической конференции на тему: право и правоохранительная
Поволжский кооперативный институт (филиал) ано впо цс РФ «Российский университет кооперации»

Доклад на VII международной конференции «Право и Интернет» iconТельная среда как фактор повышения качества образования материалы...
Рекомендовано к изданию организационным комитетом международной научно-практической конференции

Доклад на VII международной конференции «Право и Интернет» iconПрограмма всероссийской научной конференции «vii емельяновские чтения» 28 апреля 2014 г
Регистрация участников конференции 28 апреля 2014 г в 10. 00 в корпусе исторического факультета кгу по адресу ул. Пушкина, 137, ауд....

Доклад на VII международной конференции «Право и Интернет» iconПрограмма Международной межвузовской научно-практической конференции...
Казанской государственной консерватории им. Н. Г. Жиганова, профессор, народный артист Российской Федерации и Республики Татарстан...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск