Фгбоу впо «Орловский государственный университет» утверждаю проректор по научной работе






НазваниеФгбоу впо «Орловский государственный университет» утверждаю проректор по научной работе
страница1/4
Дата публикации15.02.2015
Размер0.6 Mb.
ТипПрограмма
h.120-bal.ru > Право > Программа
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет»


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по научной работе

______________________ Е.Н. Пузанкова

«____» ____________________ 2014 г.

Программа вступительного экзамена
Направление подготовки: 50.06.01 Искусствоведение

Раздел 1

Научная специальность:

17. 00. 04 Изобразительное и декоративно-прикладное искусство

и архитектура

Кафедра дизайна, скульптуры и теории искусства

Орел 2014 г.

1. Вопросы программы вступительного экзамена по специальности 17. 00. 04 –«Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура»
Раздел I. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО

1.Искусство первобытного общества и Древнего Востока

Проблемы происхождения искусства. Синкретическое искусство первобытного общества. Формирование образов в изобразительной деятельности людей первобытного общества. Наскальная живопись пещер Франции и Испании. Мобильное искусство. Мегалитические сооружения. Памятники первобытного искусства на территории России, Украины, Кавказа. Произведения так называемого «звериного стиля» в собрании Государственного Эрмитажа.
2.Искусство Древнего Востока

Идея власти в памятниках древних государств Передней Азии и Египта. Каноническое искусство как целостное отражение мира природы и человека и его религиозная форма. Периодизация искусства Передней Азии и Древнего Египта. Особенности искусства Старого, Среднего и Нового царств в долине Нила. Искусство Амарны как выражение государственной идеологии Аменхотепа IV (Эхнатона). Гробница Тутанхамона, ее значение для изучения культуры и искусства Древнего Египта. Искусство эллинистического Египта в его контактах с античным миром.
3.Искусство Древней Греции. Понятие классического искусства.

Понятие «античное искусство», его периодизация. Искусство Крито-Микенской цивилизации. Искусство Древней Греции. Искусство архаики. Проблема идеала и понятие классики. «Канон» Поликлета. Нагота как форма изобразительного искусства, изобретенная греками. Искусство Фидия, его значение для последующего европейского искусства. Феномен древнегреческой вазописи. Прославленные греческие живописцы, источники сведений о них. Античная глиптика. Греческий скульптурный портрет. Мастера ваяния эпохи поздней классики. Памятники Северного Причерноморья.

Расширение и обогащение эстетической палитры изобразительного искусства в эпоху эллинизма. Тема «дерзости и наказания» в античном искусстве: Большой фриз Пергамского алтаря. Мозаика «Битва Александра с Дарием» как образец античной исторической картины.
4.Искусство Древнего Рима.

Искусство Этрурии. Росписи гробниц. Этрусская терракота. Римский тип художественного мышления. Проблема оригинала и копии.

Римский повествовательный рельеф: «Алтарь Мира». Римский скульптурный портрет: этапы развития. Технико-технологические приемы передачи цвета и рефлекса.Истоки римского скульптурного портрета. Синтез староримских и эллинских традиций в римском скульптурном портрете. Этапы развития скульптурного портрета в Древнем Риме.

Происхождение древнеримской монументально-декоративной живописи. Аспекты исследования монументально-декоративной живописи. Четыре помпейских живописных стиля. Римская мозаика. Искусство римских провинций.
5.Искусство Византии в Средние века.

Искусство Византии. Генезис византийской иконы. Монументальная живопись. Книжная миниатюра. Технико-технологический, иконографический и символический уровни канона в христианской живописи. Влияние византийского художественного языка на западноевропейское и русское искусство.
6.Искусство Западной Европы в Средние века

Раннехристианское искусство. Смена мировоззрения и смена форм познания и отражения мира. Формирование канона и искусства изображения бытийного нетварного мира. Росписи катакомб. Античные изобразительные формы в новом контексте: мозаики римских базилик; ранние иллюминированные рукописи.

Дороманское искусство. Мозаики Равенны. Искусство Меровингов: исключительная роль орнамента в произведениях эпохи. «Каролингское возрождение». Искусство Оттоновской Германии: влияние византийской художественной культуры и проникновение в религиозное искусство народных традиций. Расцвет рукописной книги: основные школы иллюстрированных манускриптов.

Романское искусство. Романские капители. Монументальная живопись (фрески) и скульптура. Книжная миниатюра. Порталы романских храмов. Немецкая пластика.

Готическое искусство Франции: монументальная скульптура, витражи. Национальные особенности немецкой и английской готики. Готический храм как образец синтеза искусств. Искусство средневековой Италии.
7.Изобразительное искусство Италии эпохи Возрождения

Гуманизм и антропоцентризм как идейные основы Возрождения. Периодизация истории искусства рассматриваемой эпохи на примере Италии: проторенессанс, или предвозрождение (дученто, треченто), раннее Возрождение (кватроченто), высокое и позднее Возрождение (чинквеченто).

Скульптура и живопись Проторенессанса, художников сиенской школы дученто и треченто. Формирование жанра портрета. «Героический монументализм» стенных росписей раннего Возрождения в Италии. Скульптура раннего Возрождения в Италии. Искусство Средней Италии вне Флоренции. Представители венецианской школы второй половины XV – начала XVI вв. Титаны Возрождения. Зарождение и развитие маньеризма в искусстве Италии XVI в. Основание в 1580-х гг. в Болонье братьями Карраччи «Академии вступивших на правильный путь».
8.Искусство «Северного Возрождения».

Демократические настроения, использование народных традиций, разработка приемов реалистической жанровой живописи в сочетании со склонностью к углубленной философско-символической трактовке избранных тем. Религиозные композиции художников Германии и Нидерландов. Турская школа миниатюры, школа Фонтенбло.

Испанский парадный портрет, немецкий портретный реализм, французская портретная графика и английская портретная миниатюра.

9.Проблема стиля, стилевых и вне стилевых направлений в западноевропейском искусстве ХVII в.

Барокко и классицизм как ведущие стили эпохи. Реализм в искусстве XVII и XVIII вв. Академизм (классицизм) в итальянской живописи. Караваджизм как особое направление в развитии европейской живописи. Роль рисунка в системе художественного образования. Черты барокко и реализма, реалистическая направленность и элементы жанра в испанской живописи XVII в. Веласкес.

Буржуазная революция в Голландии. Разделение Нидерландов в конце XVI века на северные (Голландия) и южные провинции (Фландрия). Рубенс. Фламандский и голландский натюрморт. Реалистический голландский портрет. «Малые голландцы» как понятие; его толкование, условный характер, границы применения. Рембрандт.

Французский абсолютизм. Своеобразие французского классицизма XVII в. Развитие реализма в изобразительном искусстве Франции этого же периода. Н.Пуссен.

Королевская академия живописи и скульптуры.
10.Идейно-художественные и национальные особенности искусства Франции, Англии, Италии и Германии в XVIII веке.

Реалистические тенденции в искусстве Франции XVII и XVIII вв. Стиль рококо. А.Ватто. Идеология третьего сословия и ее отражение в искусстве XVIII в. Идеи Просвещения в европейском искусстве. Проблемы отражения в искусстве XVIII в. согласия и конфликта разума и чувства. Новое отношение к личности и его отражение в жанровой структуре изобразительного искусства.
11.Искусство рубежа ХVIII–ХIХ вв.: неоклассицизм и предромантизм.

Классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм, символизм, постимпрессионизм – инвариантные характеристики названных творческих методов и их национальные варианты.

Рим как центр классицистического искусства. Скульптура классицизма. Французский революционный классицизм. Давид. Французское искусство периода империи и реставрации.
12.Романтизм в западноевропейской живописи ХIХ в. (Франция, Англия, Германия)

Творчество Гойи. Романтизм в искусстве Франции. Истоки романтического движения. «Романтическая битва». Делакруа и Энгр. Хронологические рамки романтизма и его историческое значение.

Классицизм и романтизм в искусстве Германии первой половины XIX в. Демократические идеи в немецком искусстве. Дюссельдорфская школа. «Бидермайер». Английский пейзаж первой половины XIX в.
13.Проблема реализма в западноевропейской живописи ХIХ в. (Франция, Англия, Германия)

Французские революции 1830 и 1848 года и их значение в развитии культуры и искусства. Сложение и развитие критического реализма во французской литературе и искусстве и его связь с демократическими традициями романтизма. Французский реализм. Графика 1830-х гг. Домье. Живопись Милле и Курбе. Барбизонская школа. Салонно-академическое искусство, его особенности и мастера. Демократические идеи в немецком искусстве. Дюссельдорфская школа. «Бидермайер». Английский пейзаж первой половины XIX в.
14.Импрессионизм как творческий метод, его особенности и мастера

Рождение импрессионизма. Различные аспекты его изучения. Э. Мане. Импрессионистический пейзаж как определенный итог развития европейской пейзажной живописи: Фридрих, Констебл, Тернер, Барбизонцы, Моне, Писарро.

Кризис импрессионизма в середине 1880-х годов.
15.Искусство конца XIХ века.

Проблема модерна. Постимпрессионизм. Выдающиеся мастера конца XIХ века и значение их творчества как некоего стилеобразующего начала. Ван Гог, Гоген, Сезанн, Тулуз-Лотрек. Неоимпрессионизм и теория «научного импрессионизма». Национальные варианты общеевропейских творческих методов (на примере искусства Германии, Австрии, Италии, Голландии, Скандинавских стран – по выбору экзаменующегося). «Прерафаэлиты» конца XIX в. Искусство США в XIX в. . Укрепление культурных связей между Россией и Францией.
16.Авангард начала ХХ века: общая характеристика.

История и значение термина «авангард». Понятие авангардной стратегии. Основные художественные практики авангарда и этапы их развития. Фовизм во Франции. Основные участники движения, выставки и художественная практика

Неоднозначность и противоречивость свойственной XX веку художественной картины мира. Направления, течения, стили. Модерн. Неоклассицизм. Бурдель. Майоль.

Модернизм как совокупность новаторских течений в художественной практике XX века. Толкование и соотношение терминов «модернизм», «авангардизм», «декадентство», применяемых для обозначения искусства XX века и различных его направлений.

Возникновение «нефигуративного», абстрактного искусства как крупнейший переворот в эстетике и художественной практике. Техницизм и сциентизм – характерные черты художественной культуры XX столетия.

Экспрессионизм. Происхождение и границы применения термина, его узкое и расширительное толкование. Предшественники экспрессионизма Объединения художников-экспрессионистов в Германии – «Мост» и «Синий всадник». «Парижская школа», или «лирический экспрессионизм», во французском искусстве.

Направления искусства, в которых отрицается реалистический художественный метод. Формирование новых методов и изобразительного языка: фовизм, кубизм, абстракционизм, футуризм, сюрреализм. Матисс. Кандинский. Творчество Пикассо.
17.Основные направления в западном искусстве второй половины ХХ века.

Искусство и политика. Ангажированное искусство тоталитарных режимов. Формирование художественной политики фашистской Германии. Понятие национального и народного в искусстве и архитектуре. Архитектурные и градостроительные проекты. Строительство общественных, государственных и спортивных комплексов. Язык монументальности и иконография фашистского искусства. Выставка «Дегенеративного искусства» и ее последствия. Художественная политика итальянского фашизма. Архитектурные и градостроительные идеи Б. Муссолини и их практическая реализация. Роль выставок в формировании нового стиля: журнал и группа «Новеченто». Неоклассицизм и поздний футуризм. Архитектура и искусство Испании в период гражданской войны и франкистского режима.

Кризис авангарда, рождение поп-арта, как реакция на его исчерпанность. Истоки поп-арта, содержание термина и его этимология. Неодадаизм, абстракционизм и поп-арт – принципы взаимодействия. Выход художника в пространство жизни, создание арт-объекта и пространственных инсталляций. Иконография поп-арта, использование языка рекламы. Визуальный и смысловой коллаж. Новые технологии тиражированного искусства. Использование возможностей фотографии и кино. Поп-арт в Великобритании, Америке и Японии. Роль Э. Уорхола в продвижении новых приемов и форм деятельности. Ведущие мастера поп-арта периода его расцвета. Архитектурные школы послевоенной Европы и Америки. Проблема уникального и массового строительства. Новые технологии и урбанистика. Взаимодействие архитектуры и дизайна. Роль проектирования в создании единой среды «обитания». Возрастающая роль уникального архитектурного объекта и архитектурной теории.
18. Современное искусство и актуальное искусство: сравнительная характеристика. Постмодернизм.

Процессуальные формы искусства: искусство действия, флуксус, хеппенинг и перформанс. Теория и практика Й. Бойса. Его теория «социальной пластики». Искусство и политика. Молодежная контркультура. Концептуализм и роль саморефлексии художника. Теория и практика концептуализма. Тексты и объекты Дж. Кошута. Понятия артефакта и концепта. Искусство как текст: леттризм. Перфоманс и видео-арт. Новые технологии и искусство. Овладение природным пространством: ленд-арт. Искусство простых структур-минимализм. Оптические и кинетическое искусство. Психоделическое искусство и молодежная субкультура.
РУССКОЕ ИСКУССТВО
1.Русское изобразительное искусство XI–XVII вв.
Периодизация истории России. Искусство Древней Руси, средневековой Руси и России конца XVI–XVII вв. Картина мира в искусстве древних славян. Принятие христианства и формирование национального стиля в иконописи. Монументально-декоративный синтез в русском храме.

Домонгольская икона (в сопоставлении с византийской). Монументальная живопись (мозаика) Киева и Новгорода. Новгородская и псковская школы иконописи. Искусство оформления рукописной книги. «Вторая волна» греческих влияний, исихазм, усиление тринитарных идей. Сложение русского высокого иконостаса, его символический смысл, конструкции, формы и композиции. Творчество Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия. Книжная миниатюра.
2. Искусство Русского централизованного государства.

Русское централизованное государство с центром в Москве и его укрепление в XVI в. Воплощение государственной идеи «Москва – третий Рим» в системе искусств, возникновение культа государства. Проявление интереса к дольнему миру в XVI веке и новые иконографические идеи в стенописи и иконе. Иконопись XVI–XVII вв. Развитие житийной иконы, ее репрезентативность. Иконы-притчи. «Строгановская икона». Школа Оружейной палаты. Симон Ушаков. Раскол русской церкви и отражение этих событий в иконописи. Первые русские теоретики искусства.
3.Искусство петровского времени. Понятие «россики» в искусстве начала XVIII в.

Вхождение России в европейский художественный процесс как определяющая тенденция русского искусства XVIII в. Развитие портретной живописи. Связь с парсуной. Портреты работы И.М. Никитина Русский живописный портрет XVIII в. Место портрета в академической жанровой иерархии и в реальности художественного процесса.

Роль монументальной живописи в оформлении интерьеров петровского времени. Скульптор К.Б. Растрелли. Художники-иностранцы в России.
4.Век Просвещения в русском искусстве XVIII в.

Академия художеств и ее роль в развитии русского искусства XVIII в. Привилегии и Устав Императорской Академии, ее структура в XVIII в. Методология и методика образования и воспитания художника, система оценок, меры поощрения. Становление и развитие исторического жанра.

Русская скульптура второй половины XVIII – первой половины XIX вв. Скульптурный класс Академии художеств и основание русской школы скульптуры. Академическая школа скульптуры и нормы классицизма. Декоративная, мемориальная и станковая пластика. Монументально-декоративная пластика.

Развитие парадного и камерного портрета в творчестве Левицкого.

Проблемы сентиментализма и ампира в русской живописи конца XVIII – нач.

XIX вв. на примере творчества Боровиковского.
5. Романтические тенденции в русском искусстве первой половины XIX вв.

Общая характеристика. Черты классицизма данного периода. Историческая живопись и ее приоритеты. Монументально- декоративная скульптура и особенности синтеза ее с архитектурой. Ф. Ф. Щедрин. И. И. Теребенев, В. И. Демут-Малиновский. Монументальная скульптура И. П. Мартоса. Рельефы Ф. П. Толстого. С. И. Гальберг и скульптурный портрет первой трети ХIХ века. Пластические реформы Б. И. Орловского.

Проблема романтизма в русском искусстве первой трети ХIХ века. Романтический автопортрет и детский портрет Портретисты О. А. Кипренский, В. А. Тропинин. С. Ф. Щедрин и пейзажисты первой трети ХIХ века.

А. Г. Венецианов. Теория оптического пространства. Педагогические взгляды.

Художники школы Венецианова. «Натуральная школа» в графике и живописи. П. Федотов.
6.Русское искусство второй трети ХIХ века

Правление Николая I и процесс демократизации культуры. Общественная мысль и художественная критика. Соотношение понятий «натура» и «действительность». Поздний романтизм и академизм. Изменения в художественном образовании. Академия художеств и Московское училище. Проблема академизма: стиль, направление, образовательная доктрина.

Живопись. Общая эволюция. Изменения в соотношении жанров.

Историческая живопись первой половины XIX века. Академическая живопись. Кризис академической живописи. Творчество Ф.А. Бруни (1799-1875)

К.П. Брюллов (1799-1852) – великий русский художник. Ученические годы. Традиции академического классицизма и черты романтизма в творчестве Брюллова. «Последний день Помпеи» - выдающееся произведение русской исторической живописи. Портреты Брюллова, их правдивость, многогранность характеристик, мастерство исполнения. Парадные портреты. Работа над темами из русской истории.

А.А. Иванов (1806-1858) и его место в русском искусстве. Ранние произведения. Картина «Явление Мессии», ее идейный замысел. Работа над композицией, этюдами фигур и пейзажей. Реализм этюдов Иванова. Знакомство с Гоголем. Этюдный метод Иванова и его особенности. Пейзажные этюды. Человек и природа. Жанровые акварели. Эволюция стиля. Путь к «Библейским эскизам». Замысел и программа. Стиль. Проблема Иванова в историографии. Наследие Иванова, его выдающееся место в истории мирового искусства.

Бытовые мотивы в графике и живописи XIX века.

Общество поощрения художников, его значение. Зарождение критического отношения к действительности в графике и живописи
7.Русское искусство второй половины XIX в.

Общественное движение в 1860-1870-х годах, его отражение в русской публицистике, литературе и искусстве. «Бунт 14-ти» в Петербурге, создание «Артели художников», сущность протеста, влияние идей Н.Г. Чернышевского. В творчестве преобладание обличения, оценочный аспект, ключевые позиции занимает бытовой жанр, умение увидеть драму жизни в обыденном частном эпизоде.

Организация Товарищества передвижных художественных выставок (1870-1923). Новаторство этой организации, объединение воедино эстетической программы, творческой деятельности и организации выставок. Своеобразное «хождение в народ» в духе времени. В творчестве лидирует портрет, позволяющий осуществлять поиски положительного героя, а также пейзаж в самых различных вариантах.

1880-е годы. Движение искусства от прямого и непосредственного отражения ситуаций современной жизни к опосредованным формам, в частности, преобладание исторической живописи, через осмысление истории подаются современные проблемы (В.И. Суриков, И.Е. Репин). Основные особенности живописного языка передвижников: главенство рисунка, второстепенная роль цвета, композиции создают подобие сценической площадки с действующими лицами, но при этом герои эти взяты из настоящей жизни. И.Н. Крамской и В.В. Стасов – идеологи передвижничества. Метод «реальной критики». И.Н. Крамской (1837-1887) как идейный вождь нового искусства..
8.Русское искусство рубежа XIX – начала XX вв.

Изменения в культурно-историческом процессе и их воздействие на процесс художественный, его противоречивый характер. Значительное обновление и расширение палитры средств художественной выразительности. Сближение различных форм художественного творчества: живописи, театра, музыки, поэзии. Взаимопроникновение жанров. Стремление к синтезу искусств. Поиски нового стилистического единства искусств. Стиль модерн.

Многообразие художественных течений и объединений, часто стоявших на противоположных позициях в отношении роли и сущности искусства. Художественные объединения «Товарищество передвижников», «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза», «Бубновый валет» и др.

Портреты В. А. Серова. Русский импрессионизм: К. А. Коровин. Русский символизм. Творчество М. А. Врубеля – предтечи символизма. Художники группы «Мир искусства» и деятельность этого объединения. Основные мастера русской скульптуры рубежа веков. Творчество мастеров станковой и книжной графики начала XX в.

Русский художественный авангард накануне революций 1917 года. Восприятие и развитие русскими художниками новаторского опыта западноевропейской живописи рубежа XIX и XX вв., их самостоятельные поиски. Освоение традиций классического и древнерусского искусства.

Музейное дело в России: передача Третьяковской галереи городу Москве, основание Русского музея в Петербурге, возникновение художественных музеев в провинции. Русские художественные журналы.
9.«Мир искусства» и его роль в обновлении искусства начала ХХ века

«Мир искусства» - журнал (1899-1804) и художественное объединение под тем же названием (1898-1903, 1903-1910 - как часть «Союза русских художников» и как общество «Мир искусства» - 1910-1924). Связанное с «Миром искусства» начало широкого эстетического движения, захватившего разнообразные области искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, музыка, театр). Неприятие мирискусниками капиталистической действительности России. Теория «искусства для искусства» и ее ошибочность. Пропаганда на страницах журнала художественных достоинств русской старины, особенно - красот классического Петербурга. Прославление памятников русской культуры и зодчества, стремление к повышению профессионального качества русской живописи, расширение и укрепление ее традиций, прежде всего - национальных, восходящих к мастерам XVIII- первой половины XIX века. Роль журнала в пробуждении внимания худож­ников и зрителей к ценностям традиционных сфер художественной культуры - декоративно-прикладному искусству. Участие на первых выставках «Мира искусства» ярких, талантливых мастеров - В.А.Серова, К.Коровина, М.А.Врубеля, И.И. Левитана, К.Ф.Юона, С.Т.Коненкова, Д.Н.Бенуа, П.Э.Грабаря, Л.С.Бакста, К.А.Сомова, М.В.Добужинского, А.П.Остроумовой-Лебедевой, Л.Я.Головина, А.П. Рябушкина, а на Выставках «Мира искусства»1910-х гг. и Н.К.Рериха, З.Е.Серебряковой, Г.И.Нарбута, К.П.Петрова-Водкина, Б.М.Кустодиева, А.С.Голубкиной,. А.Т.Матвеева, А.А.Рылова и других.

Борьба лучших представителей «Мира искусства» против рутины официального академического искусства, а также против мелкого бытовизма произведений художников

Резкое расхождение между религиозно-символичской, литератур­но-философской направленностью журнала «Мир искусства» и собственно художественной его линией, осуществляемой выдающимися мас­терами изобразительного искусства. Работа представителей «Мира искусства» в печати, как историков, критиков, популяризаторов классического и современного искусства. Сближение их с мастерами реалистического лагеря («Союз русских художников»), И.Е.Репиным в борьбе против антиреалистических течений предреволюционной России. С.И.Дягилев (1872-1929) и его роль в организации выставок объединения, в пропаганде русского изобразительного искусства, русского театра и музыка за рубежом.

Стремление художников «Мира искусства» к синтезу искусств, к их монументальным и монументально-декоративным формам. Их по­пытка ввести искусство в современную жизнь. Предприятие «Совре­менное искусство» и роль А.Н.Бенуа в нем. Участие мирискусников в монументальных росписях. Судьбы художников «Мира искусства» в эмиграции. Выставки под его именем в Париже (1921 и 1927). Достижения художников «Мира искусства» в области художественной культуры.
10.Русская скульптура конца XIX - начала XX века.

Обновление пластического языка скульптуры, поиск новых средств художественной выразительности. Тема памятника в скульптуре начала ХХ в. Подъем монументальной и декоративной скульптуры. Мастера академической школы скульптуры на рубеже XIX и XX веков: В.А.Беклемишев (1861-1820), Г.Р.Залеман (1859-1818) и др. Воздействие импрессионизма на русскую скульптуру.

П.П. Трубецкой (1868-1838). - представитель импрессионизма в скульптуре. Его портретные статуэтки (И.И. Левитана, Л.Н. Толстого и др.), их пластичность, жизненная непринужденность и камерность. Памятник Александру III (1309), его объективно-обличительный смысл.

С.М. Волнухин (1859-1021). Бюст П.М.Третьякова (1889), памятник первопечатнику Ивану Федорову в Москве (1809). Преподавательская деятельность.

А.С. Голубкина (1864-1927). Активное участие Голубкиной в революционном движении начала столетия. Сложные искания нового содержания я новых средств его выражения. Стремление воплотить образ пролетария. Влияние импрессионизма в портретных работах. Противоречивость его творчества дореволюционного времени: «Женщина, стригущая овцу» (1900), «Вакханка на козле» (1905). Глубина образного решения. Памятник Н.В. Гоголю в Москве (1909).

С.Т. Коненков (1874-1971). Стремление к большим идейным и художественным обобщениям в произведениях начала столетия: «Самсон» (1902), портрет Ивана Чуркина, «Нике» (оба - 1906); образы русско­го фольклора в скульптурах предреволюционного времени. Самобыт­ность его пластики в дереве. Интерес к античным традициям.

А.Т. Матвеев (1878-1960). Обобщенная пластика произведений Матвеева. Надгробие Борисову-Мусатову в Тарусе (1910), декоративная скульптура в Кучук-Кое в Крыму (1908-1911). Поэтическое воплощение обыденных мотивов в станковой пластике.Значение их творчества и педагогической деятельности для формирования советской художественной культуры.
10. Становление русского авангарда и его лидеры.

«Лучизм» М. Ларионова — один из наиболее ранних авангардных «проектов», сочетающих отказ от предметно-изобразительного начала и авторскую гипотезу новой художественной натурфилософии (зримый мир — порождение динамики цвета и света в пространстве).

Творчество В. Кандинского. Его истоки: импрессионизм, модерн и символизм. Приобщение к традиции германского романтизма. Примитивистские элементы в работах 1900-х гг. Кандинский «Синего всадника». Теоретические разработки («О духовном в искусстве»). Первая половина 1910-х гг. — «импрессии», «импровизации» и «композиции»: разные ступени художественно-философского обобщения в абстрактной картине. ворчество К. Малевича. Ассимиляция и преодоление уроков импрессионизма, постимпрессионизма, примитивизма, кубизма. Особенности программы Малевича: крайняя степень отрицания искусства в его общепринятом понимании; бунт авангардного менталитета против «природы» и эстетической субъективности. Символические смыслы представления «Победа над солнцем». Парадоксы футуристических устремлений в «заумном реализме» К.Малевича. От апологии «зауми» к логическому радикализму «Черного квадрата». Выставка «0.10» (1915) и манифест супрематизма. Супрематические «изобретения» Малевича. Геометрическая абстракция — проект перекодировки» мира, утверждение новой универсальной формулы бытия.
11.Искусство периода гражданской войны и интервенции (1917-1922 гг.)

Первые мероприятия советской власти в области культуры. Участие «левых» в искусстве. Пролетарская культура в культурном строительстве. Деятельность А.В. Луначарского.

План монументальной пропаганды.

Скульптура. Постановка памятников деятелям революции. Многоплановость стилевых исканий и творческих почерков художников.

Монументальная живопись и оформление праздников.

Советский политический плакат. Истоки. Наиболее яркие представители: В.Н. Дени, Д.С. Моор и др. Окна РОСТа.

Станковая живопись. Первые произведения на революционную тематику. Символика и аллегории.

К.Малевич. Группа УНОВИС в Витебске (нач.1920-х). Николай Суетин, Илья Чашник.
Конструктивизм. Владимир Татлин, Александр Родченко, Густав Клуцис, Эль Лисицкий, Александр Веснин.

Участие художников авангарда в художественной жизни после октябрьской революции.
Теоретическая и педагогическая деятельность сотрудников ВХУТЕМАСа. Институт Художественной культуры (ИНХУК).

Конфликт «станковистов» и «производственников» в начале 1920-х годов. Эскизы костюмов и тканей Л. Поповой, В. Степановой и других. Архитектурные проекты Малевича, Лисицкого. Супрематизм в фарфоре.
12.Советское искусство 1920-х гг. Художественные объединения 1920-х гг.

Окончание гражданской войны. Создание СССР. Новая экономическая политика. Бурный темп художественной жизни. Дискуссия станковистов и производственников. Многочисленные выставки предреволюционных обществ ТПХВ, МТХ, «Мир искусства» и др. Создание новых объединений НОЖ, «Маковец» и других крупнейшие объединения художников: АХРР, ОСТ, ОРС, «Четыре искусства», ОМХ и др. История их возникновения, основные направления творчества, наиболее яркие представители. Юбилейные выставки. Участие советских художников в международных выставках. Эпоха «великого перелома». РОСХ. ОМАРХ, РАПХ, «Октябрь» и др. – возрождение вульгарно-социологического метода в искусстве. Постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» от 25 апреля 1932 года.

Графика 1920-х гг.

Особенности развития станковой и книжной графики 20-х гг. Станковая гравюра в творчестве А.П. Остроумовой-Лебедевой, И.Н. Павлова, Е.Е. Лансере и др. Проблемы оформления книги в творчестве В.А. Фаворского, И.А. Кравченко и др. Новая советская тематика в станковых произведениях графики - Кардовский, Лебедев, Конашевич, Тырса и др.

Скульптура 1920-х гг. Общество русских скульпторов – ОРС, и его мастера. Многоплановость творческих исканий и разнообразие творческих методов.

Активное развитие монументальной скульптуры. Увековечивание памяти героев революции и гражданской войны. Особенности воплощения новых художественных образцов в творчестве И.М. Чайкова, Л.В. Шервуда и др.

Портреты современников в творчестве В.В. Лишева, С.Д. Лебедевой, В.И. Мухиной, А.С. Голубкиной и др.
13.Общие тенденции развития искусства 1930-х гг.

Новый исторический этап в развитии страны. Первые пятилетки. Роль и место Постановления ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» в дальнейших судьбах отечественного искусства. Создание единого творческого Союза художников. Сложение и развитие метода социалистического реализма. Юбилейные выставки. Перестройка художественного образования. Достижения и просчеты в политике, экономике и культуре времени. Изобразительное искусство в условиях утверждения тоталитарного режима и начала культа личности И.В. Сталина. Первый съезд писателей (1934 г.) и сущность «искусства социалистического реализма». Интерпретация в творчестве исторической и общественно-политической тематики. Поиски в области синтеза искусств и архитектуры.

Станковая живопись. Требование углубления идейного содержания. Борьба с «формализмом». Приоритет жанровой картины: Т. Гапоненко, А. Пластов, А. Дейнека, Ю. Пименов, А. Самохвалов, С. Герасимов и др. Отражение жизни советского периода в их картинах, сложение «мифотворчества».

Историко-революционная тема в творчестве Б. Иогансона и др.

Своеобразие решений портретного образа в работах А. Герасимова, П. Корина, М.Нестерова и др.

Развитие монументальной живописи Е. Лансере, А. Дейнека, В. Фаворский и др. Роль монументальной живописи в оформлении интерьеров общественных зданий.

Графика 1930-х гг. Изменение в отношении решения книжной иллюстрации. Ее станковый характер. Произведения Е. Кибрика, Д. Шмаринова, Н. Тырсы, Б. Дехтярева, С. Герасимова, А. Дейнеки, К. Рудакова и др. Иллюстрация детской книги.

Скульптура 1930-х гг. Развитие монументальной скульптуры. Проблема синтеза архитектуры и скульптуры. Скульптурное оформление станций метро, павильонов СССР на международных выставках, ВСХВ и т.д.

Активная роль монументальной скульптуры в городском ансамбле. Работы И. Шадра, Н. Томского, С. Меркулова и др.

Поиск монументального образа В.И. Мухиной - «Рабочий и колхозница».

Советская станковая скульптура и проблема развития портретного жанра. С. Лебедев, В. Мухина и др.
14.Искусство периода Великой Отечественной войны

Патриотическая роль и значение искусства в годы войны. Широкое развитие агитационных форм искусства. Плакат в годы войны. И. Тоидзе, Д. Моор, В. Дени, В. Иванов, А. Кокорин и др.

Работа художников на фронтах. Создание окон ТАСС. Фронтовые зарисовки. Героические серии Д. Шмаринова, А. Пахомова, Л. Сойфертиса, А. Лаптева и др.

Живопись в годы войны. Героический характер тематических картин А. Дейнека, С. Герасимов, А. Пластов и др. Обращение к героическому прошлому страны – П. Корин «Александр Невский», Н. Ульянов, М. Авилов, Е. Лансере.

Портретная галерея военных лет. Военная тема в пейзаже.

Ведущее значение портретного жанра в скульптуре. Образы героев В. Мухиной, Е. Вучетича, Н. Томского, Е. Белашовой и др.
15.Искусство послевоенного десятилетия 1946-1956.

Новые задачи искусства. Всесоюзные художественные выставки первых послевоенных лет. Постановление ЦК ВКП (б) по идеологическим вопросам. Борьба с формализмом и космополитизмом. Создание Академии художеств. Анализ негативных явлений в области культуры, искусства, литературы, театра, музыки, кино, как следствие издержек партийной идеологии (Постановления ЦК по вопросам культуры и искусства 1946-1948 гг.). Борьба с так называемым «буржуазным космополитизмом», «преклонением перед Западом». Ограничительная политика в понимании реализма, традиций и новаторства в искусстве ХХ века. Размывание художественно-эстетических критериев в творческой практике. «Теория бесконфликтности», «положительного героя», «производственной темы» и пр.

Военная тема в искусстве данного периода – Кукрыниксы, П. Кривоногов, В. Костецкий, Ю. Непринцев и др.

Тема мирного труда в творчестве А. Дейнеки, А. Пластова, Т. Яблонской, и др. Создание картины-новеллы Ф. Решетников, С. Григорьев и др.

Историко-революционная тема – В.Серов, Б.Иогансон, В.Орешников и др.

Развитие портретной живописи. Многоплановость в передаче духовного мира героя – М. Божий, И. Серебряный, П. Корин, В. Орешников и др.

Поиск эпической темы и лирических мотивов природы в пейзажах М. Сарьяна, С. Герасимова, А. Грицая, Н. Ромадина и др.

«Теория бесконфликтности» и ее критика. Пути преодоления описательности в бытовой картине. Негативное влияние культа личности на развитие искусства и его преодоление.

Скульптура. Создание портретной галереи героев Великой Отечественной войны. Работа над мемориальными ансамблями. Произведения Н. Томского, Е. Вучетича, В. Цигаля. Ансамбли Саласпилса, Пискаревского кладбища, Хатыни и др.
16.Искусство 1960-80 гг.

Новый исторический этап в развитии советского искусства. Первый съезд художников СССР (1958). Образование СХ РСФСР. Пути и судьбы искусства в условиях смены общественно-политических ориентиров, пересмотра политики в области традиций и новаторских исканий, переоценки художественно-эстетических критериев. Некоторые проблемы соотношения традиций и новаторства в советском искусстве.

Поиск новых художественных приемов в соответствии с обновляющимся содержанием современного искусства. Многостороннее осмысление явлений современности. «Суровый стиль» 1960-х гг. Особенности искусства этого времени в творчестве – В. Попкова, В. Иванова, Т. Салахова, Г. Коржева, Д. Жилинского и др.

Историко-революционные и военные темы в работах Вл. Серова, Ю. Тулина, Г. Коржева, Б. Угарова, Е. Моисеенко и др.

Расширение диапазона творческих исканий в 1970 – начала 1980 годов. Переосмысление классических традиций, приемов народного творчества, усложнение и заострение образного начала, пластических средств. Творчество Т. Яблонской, работы Е. Романовой, Т. Назаренко и др.

Портрет и его современное развитие в творчестве В.Орешникова, Л.Кабачека, Д.Жилинского, С.Мурадяна и др.

Особенности развития пейзажной живописи и натюрморта.

Скульптура 1960-80 гг. Новые черты в отечественной скульптуре. Тема и образ в современном монументальном искусстве. Проблема синтеза искусств. Мемориальные комплексы 1970-80 гг.

17.Феномен «молодежного искусства» 1970-х гг.

Формирование нового поколения. Учителя, ориентиры и пристрастия в истории мирового искусства. Основные выставки. Основные мастера: О. Булгакова, В. Калинин, И. Мещерякова, Т. Назаренко, Н. Нестерова, К. Нечитайло, Е. Романова, А. Слепышев, И. Старженецкая, А. Ситников, Е. Струлев, О. Филатчев и др. Влияние на формирование молодого поколения М. Бирштейна, Д. Бисти, Д. Жилинского. «Семидесятники» и художественная критика. Определяющая роль станковой живописной формы. Особенности эстетической программы «семидесятников»: сохранение принципа «картина-модель мира», обновление языка в пределах фигуративной изобразительности, чуткость к социальным коллизиям современности. Новое понимание личности художника-современника. Духовно-нравственные искания поколения 1970-х гг. Психологизация и субъективизация творчества. Роль портрета и автопортрета в искусстве 1970-х. Значение метафоры, метод культурно-исторического «цитирования», приемы композиционного монтажа. Графика «семидесятников», опыт мастеров т.н. «тихой графики».

18.Проблемы отечественного искусства конца 1980 – 1990-х годов.

Адерграунд и постмодернизм. Новые концепции и направления в искусстве. История нон-конформистского движения: закрытые и «бульдозерные» выставки. Эмиграция. Основные направления неофициального искусства: абстракция, примитивизм, соц-арт, концептуализм, фотореализм. Творчество А.Зверева, Л.Кропивницкого, Д.Краснопевцева. Новейшие направления в российском искусстве 1990-х гг. Соперничество направлений. Творчество мастеров - традиционалистов и деятельность бывших участников художественного андеграунда. Инсталляции И. Кабакова. С. и И. Копыстянские, М. Серебрякова, выставки-инсталляции на Трехпрудном. «Неформальные» структуры и их роль в легализации неофициальной культуры. Объединения «Эрмитаж», «Клуб авангардистов»; выставки подобных объединений. Организации и учреждения, занимающиеся современным искусством: Центр современного искусства МК РФ, Институт современного искусства, коллекция современного искусства в музее «Царицыно» (теперь «Отдел новейших течений» ГТГ). Актуальные периодические издания по современному искусству. Перспективы развития художественной ситуации, основанные на таких базисных особенностях российского искусства XX в., как его «социальная отзывчивость», тяготение к опыту мирового модернизма и, с другой стороны, приверженность почвенным, национальным традициям, постоянное взаимодействие традиционных и экспериментально-новаторских тенденций творчества.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Фгбоу впо «Орловский государственный университет» утверждаю проректор по научной работе iconОтчет о работе Гуковского института экономики и права (филиала) фгбоу...
Тчетном периоде базировалась на реализации стратегии развития фгбоу впо «Ростовский государственный экономический университет (ринх)»...

Фгбоу впо «Орловский государственный университет» утверждаю проректор по научной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы 11. 04. 2011. Протокол №10

Фгбоу впо «Орловский государственный университет» утверждаю проректор по научной работе iconФгбоу впо «государственная полярная академия» Международная научная конференция
Скаридов Александр Станиславович, проректор по научной работе и инновациям гпа, доктор юридических наук, профессор

Фгбоу впо «Орловский государственный университет» утверждаю проректор по научной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Фгбоу впо «Орловский государственный университет» утверждаю проректор по научной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании умк института гуманитарных наук 21. 04. 2011. Протокол №1

Фгбоу впо «Орловский государственный университет» утверждаю проректор по научной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры новой истории и международных отношений 21. 04. 2011, протокол №3

Фгбоу впо «Орловский государственный университет» утверждаю проректор по научной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 035000. 62 «Издательское дело»

Фгбоу впо «Орловский государственный университет» утверждаю проректор по научной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
...

Фгбоу впо «Орловский государственный университет» утверждаю проректор по научной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Геоэкологические основы устойчивого водопользования» направления подготовки 022000. 68 «Экология и природопользование» очной формы...

Фгбоу впо «Орловский государственный университет» утверждаю проректор по научной работе iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск