Кафедра философии и психологии






НазваниеКафедра философии и психологии
страница1/9
Дата публикации20.02.2015
Размер0.55 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
h.120-bal.ru > Психология > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ
Рабочая программа учебной дисциплины
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
Основная образовательная программа
030300.62 Психология

Владивосток

Издательство ВГУЭС

2014

ББК

Рабочая программа по учебной дисциплине «История психологии» составлена в соответствии с требованиями ООП: 03030062 «Психология» на базе ФГОС ВПО.

Составитель: Коротина О.А., доцент кафедры философии и психологии, кандидат философских наук


Утверждена на заседании кафедры Философии и психологии 16.05.2014 г., протокол № 9.




Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института управления ВГУЭС на заседании от 09.06.2014 г., протокол № 2

© Издательство ВГУЭС

2014

ВВЕДЕНИЕ

История психологии – одна из немногих комплексных дисциплин, синтезирующих знания по отдельным областям и проблемам психологии. С одной стороны, ее содержание основано на тех знаниях, которые получены из других курсов – общей, возрастной, социальной психологии и т.д. С другой стороны, история психологии позволяет привести эти знания в систему, понять логику становления психологии, причины изменения ее предмета, ведущей проблематики.

Значение предлагаемого курса заключается в том, что содержание этого предмета по сути является основой культуры, необходимой для психологов в любой области их деятельности.

Как и история философии, история психологии учит не только фактам, но и мышлению, умению понять и адекватно оценить отдельные психологические явления и концепции. Анализ различных подходов к психике поможет выработать неиделизированный, недогматичный взгляд на разные теории, научит мыслить объективно и не предвзято, находить реальные достоинства и недостатки как абсолютизированных теорий, так и новых, модных в настоящее время. Студенты узнают о сложном пути, пройденном психологией в поисках новых, все более полных и объективных знаний о психическом, о тех проблемах, которые были разрешены, и тех, которые еще требуют своего разрешения.

Понимание того факта, что психология не едина, что в ней нет одного-единственного, правильного и окончательного решения всех проблем, создаст у студентов установку на перенос полученных знаний в собственную научную и практическую деятельность, поможет более объективно разобраться в многообразии научных школ и течений, которые существуют в современной психологической науке.

«История более полезна, она полна мудрости», – писал итальянский философ-гуманист XV в. Лоренцо Валла. Она знакомит нас с жизнью людей науки, раскрывает полную драматизма борьбу во имя истины, вызывает разнообразные чувства: от почтительного восхищения до разочарования и недоумения.

Данная программа построена в соответствии с требованиями ФГОС и разработана на основе ООП 030300.62 «Психология».

1 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1.1 Цели освоения учебной дисциплины

Цель курса Изучение истории развития психологических знаний в различных странах в их специфике и вместе с тем в единстве, в связи с общественно-историческими условиями и состоянием духовной жизни и культуры, ситуацией в философии, естествознании и других областях науки.

Задачи курса:

- представить по возможности полно наиболее значительные достижения мировой и отечественной психологической мысли как связный исторически обусловленный процесс;

- развивать у студентов умения и навыки аналитического и критического освоения трудов выдающихся представителей психологического знания;

- раскрывая преемственность в развитии научного психологического познания, показать необходимость обращения к историческому прошлому в целях решения актуальных проблем и понимания современного состояния науки;

- способствовать расширению научного кругозора и повышению культуры психологического мышления студентов;

- на материале биографий ученых прошлого показать специфику научного труда, его этические и гражданские стороны, попытаться проникнуть в лабораторию научного поиска творческой личности.

1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)

Дисциплина «История психологии» относится к числу дисциплин профессионального цикла (Б.3). Курс истории психологии является составной частью блока фундаментальных общепсихологических дисциплин, определяющих подготовку профессиональных психологов. Изучение данного курса тесно связано с дисциплиной «Философия». Предполагается изучение «Истории психологии» параллельно дисциплине «Общая психология».

Таблица 1 Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) ВПО

ООП

Форма бучения

Блок

Трудоемкость (З.Е.)

Формы контроля

030300.62 Психология

ОФО

Б.3/Базовая

4

Э

Б.3/Базовая

3

Э

ВФО

Б.3/Базовая

7

Э

ЗФО

Б.3/Базовая

7

Э

1.3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины

Таблица 2 Формируемые компетенции, знания, умения, владения

ООП

Коды компетенций

Знания, Умения, Владение

030300.62, Психология. Психология

ОК-1 способностью и готовностью к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии

Знания:

культурно-исторические и религиозные традиции личности и общества

ОК-2 способностью и готовностью к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии

Знания:

психологические методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций существующих в отечественной и зарубежной науке подходов

ОК-4 способностью и готовностью к использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики

Знания:

систему категорий и методов, направленных на формирование аналитического и логического мышления психолога

ПК-2 способностью и готовностью к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций

Знания:

психологические методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций существующих в отечественной и зарубежной науке подходов

ПК-5 способностью и готовностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам

Знания:

психологические методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций существующих в отечественной и зарубежной науке подходов

ПК-6 способностью и готовностью к психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека

Знания:

психологические методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций существующих в отечественной и зарубежной науке подходов

психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций существующих в отечественной и зарубежной науке подходов

ПК-7 способностью и готовностью к прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях

Знания:

психологические методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций существующих в отечественной и зарубежной науке подходов

ПК-9 способностью и готовностью к применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики

Знания

психологические феномены, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций существующих в отечественной и зарубежной науке подходов

ПК-20 способностью и готовностью к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества

Знания:

культурно-исторические и религиозные традиции личности и общества

1.4 Основные виды занятий и особенности их проведения

Дисциплина «История психологии» изучается в течение двух семестров. В третьем семестре в объеме 144 часов, из них: на очной форме обучения 51 час аудиторных занятий и 93 часа самостоятельной работы. В четвертом семестре дисциплина читается в объеме 108 часов, из них 34 часа аудиторных занятий и 74 часа самостоятельной работы. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 24 часа аудиторных занятий.

Промежуточная аттестация по курсу - экзамен.

Освоение учебной дисциплины проводится с помощью трех видов работы: лекционно-информационного цикла, практических занятий и выполнения заданий для самостоятельной работы.

Лекционные занятия проводятся как в традиционной форме с использованием презентаций Power Point, так и с применением интерактивных форм: лекция-конференция, лекция-беседа, лекция-дискуссия.

С целью развития практических навыков студентов на практических занятиях предусмотрено решение задач, кейсов, разбор проблемных ситуаций с использование видеоматериалов, наглядной печатной продукции.

Для лучшего усвоения учебного материала и подготовки к практическим занятиям предполагается активная внеаудиторная самостоятельная работа студентов с учебной литературой, с нормативными, методическими и справочными материалами.

1.5 Виды контроля и отчетности по дисциплине

Согласно «Положению о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов», принятому во ВГУЭС, для получения допуска к зачету студент очной формы обучения должен в течение семестра набрать в результате текущих аттестаций не менее 41 балла. Обязательным условием допуска студента заочной формы обучения к зачету является выполнение письменной контрольной работы, которая сдаётся в сроки, установленные графиком учебного процесса для соответствующего направления подготовки.

Текущий контроль знаний студентов по дисциплине осуществляется в форме тестов по изученному теоретическому материалу и базовым понятиям. При неудовлетворительной оценке по тестам студенты сдают их повторно; Отсутствие пропусков учебных занятий, активное участие в практических занятиях и положительные оценки за выполнение самостоятельных заданий обеспечивают допуск к экзамену.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кафедра философии и психологии iconКнига Н. Смита рекомендована слушателям и преподавателям факультетов...
Современные системы психологии./Пер с англ под общ ред. А. А. Алексеева — спб.: прайм-еврознак, 2003. — 384 с. (Серия «Психологическая...

Кафедра философии и психологии iconРеферат по психологии на тему: Вклад в развитие психологии Рубинштейна Сергея Леонидовича
Гегеля и, прежде всего, ее рационализма. Вернувшись в Одессу, Рубинштейн становится доцентом Одесского университета, а после смерти...

Кафедра философии и психологии iconТема «История развития психологии»
Развитие психологических знаний в рамках философии и естественных наук. Этапы развития психологии

Кафедра философии и психологии iconКафедра философии гуманитарных факультетов
Хрестоматия по философии: Учебное пособие (составители Алексеев А. П., Панин А. В.). М., 1996

Кафедра философии и психологии iconКафедра истории, философии и политологии
Составитель: кандидат исторических наук, ст преподаватель кафедры истории, философии и политологии Т. А. Пакунова

Кафедра философии и психологии iconРегулятивная функция дезинформации в процессе межличностного общения
Работа выполнена в лаборатории истории психологии и исторической психологии Института психологии ран

Кафедра философии и психологии iconВысшего профессионального образования «московский институт государственного...
Психологические науки, профиль (специальность в соответствии с номенклатурой специальностей научных работников 19. 00. 01): «Общая...

Кафедра философии и психологии iconФормирование и деятельность камчатской милиции в
Работа выполнена на кафедре философии, психологии и социально-гуманитарных дисциплин Восточно Сибирского института мвд РФ

Кафедра философии и психологии iconПрограмма семинарских занятий по курсу философии. Под ред зав каф...
В процессе изучения философии происходит знакомство с основными историческими типами философии и основной философской проблематикой,...

Кафедра философии и психологии iconР. Хаэр «Лишённые совести. Пугающий мир психопатов»
Роберт Д. Хаэр, д-р философии, профессор психологии Университета Британской Колумбии, считается одним из ведущих специалистов по...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск