Высшего профессионального образования «московский институт государственного управления и права» (ноу впо «мигуп»)






Скачать 414.8 Kb.
НазваниеВысшего профессионального образования «московский институт государственного управления и права» (ноу впо «мигуп»)
страница1/3
Дата публикации07.06.2016
Размер414.8 Kb.
ТипПрограмма
h.120-bal.ru > Психология > Программа
  1   2   3
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»

(НОУ ВПО «МИГУП»)



УТВЕРЖДАЮ

И.о. ректора

НОУ ВПО «Московский институт

государственного управления и права»

__________________А. Г. Чернявский

«_____» ___________________2015 г.

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ: 37.06.01 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРОФИЛЬ: ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ,

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

МОСКВА 2015

ВВЕДЕНИЕ



Вступительный экзамен в аспирантуру по направлению подготовки: 37.06.01 Психологические науки, профиль (специальность в соответствии с номенклатурой специальностей научных работников 19.00.01): «Общая психология, психология личности, история психологии» призван оценить глубину и широту представлений в области общей психологии, истории психологии, психологии личности.

Вступительное испытание имеет цель проверить знания методологических основ и исследовательского инструментария таких отраслей психологической науки как общая психология и психология личности; умений анализировать актуальные проблемы и достижения в данных научных отраслях, их использование в практике; умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности поступающих в аспирантуру.

Данная программа подготовлена для обеспечения полноценной подготовки к успешной сдаче вступительного экзамена. Содержание программы отражает основные требования к профессиональной подготовке психолога: знание фундаментальных психологических механизмов и закономерностей происхождения, функционирования психики человека и животных; категории сознания, самосознания личности; применение закономерностей для решения практических задач диагностики, консультирования, экспертизы, в том числе профилактики аномалий личности; понимание исторического и методологического анализа психологических теорий, концепций и воззрений; исследовательской и прикладной методологии, владение методами психологического исследования и практической работы.

Программа содержит рекомендуемую основную и дополнительную литературу, а также перечень вопросов для подготовки к вступительному испытанию.

Раздел 1. Общая психология

Тема 1. Психология как отрасль научного знания.

Место и задачи в современном мире

Многозначность понятия «психология». Источники психологического знания: факты своего сознания, анализ чужого поведения, феномены культуры, продукты деятельности. Психологическое знание в обыденной жизни. Сравнительные особенности житейской и научной психологии: форма существования, методы получения и использования, сфера применения и способы трансляции.

Общая характеристика психологии как науки: человек как объект и субъект познания. Место психологии в системе наук. Специфика научного психологического познания. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в психологии. Объясняющая и понимающая психология (Дильтей). Номотетический и идеографический подходы.

Историческая динамика представлений о предмете психологии. Донаучные представления о предмете психологии и учение о душе. Мифологические представления о душе. Философия Античности о душе (на примере систем Платона, Гераклита, Аристотеля, Сократа). Возникновение научного метода в психологии. Их значение для современной психологии.

Кризис психологии на рубеже XIX-XX вв., его роль в развитии психологической науки.

Формирование основных направлений современной психологии.

Отрасли психологии: критерии их выделения. Характеристика отдельных отраслей психологии. Основные задачи психологов в различных отраслях психологии.

Тема 2. Методологические принципы психологии

Системное строение психики. Феномены и процессы. Функции психики: когнитивная, коммуникативная, регулятивная. Основные этапы развития представлений о предмете психологии в отечественной и зарубежной науке.

Принцип детерминизма в психологии. Принцип субъективности. Принцип единства сознания и деятельности, психики и поведения. Принцип активности. Принцип взаимодействия. Принцип развития в психологии. Принцип уровневой, иерархической организации психического. Психика как субъективное отражение объективного мира. Антиципация как принцип психической организации.

Психофизиологическая и психофизическая проблемы. Связь психики и мозга. Психическое, как системное качество деятельности мозга. Понятие о функциональной системе, системогенезе. Проблема соотношения объективного и субъективного мира. Структурно-уровневая организация психики.

Тема 3. Методы психологического исследования

Принципы и общая организация психологического исследования.

Группы методов: организационные, эмпирические, собственно практические методы психологии, методы описательной психологии, методы обработки данных.

Основные и вспомогательные методы в психологии. Метод наблюдения. Виды наблюдения. Способы фиксации результатов наблюдения. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения. Разновидности метода интроспекции в современной психологии. Роль субъективного отчета в психологических исследованиях.

Общая характеристика практической психологии: диагностика и воздействие. Ситуация клиента. Проблема манипуляции.

Основные сферы деятельности психолога: исследование, диагностика, преподавание, различные виды практики (психотехники).

Методы деятельности психолога: общая характеристика и критерии классификации. Исследовательские методы психолога. Методы психологической диагностики: основные виды и характеристики тестов. Методы психотехники: методы обучения, развития, коррекции, психотерапии и различных видов консультирования.

Беседа и интервью. Интервьюирование и его особенности. Интервью свободное и структурированное или стандартизированное интервью.

Экспериментальные методы в психологии. Основные разновидности эксперимента в психологии. Метод срезов в экспериментальном исследовании. Экспериментально-генетический метод. Лонгитюдные исследования. Квазиэксперимент в психологических исследованиях. Нейропсихологические и патопсихологические методы экспериментальных исследований (А.Р. Лурия).

Тесты и основные требования к ним. Понятия валидности, надежности, стандартизации, нормирования, адаптации. Компьютерная психодиагностика. Математическое моделирование в психологии.

Эксперимент в психологии. Теоретическое и эмпирическое знание в психологии. Методология экспериментального психологического исследования. Классификация исследовательских методов в психологии. Теория психологического эксперимента. Планирование эксперимента и контроль переменных. Квазиэксперимент. Корреляционные исследования. Измерение в психологии. Систематизация и специфика экспериментальных исследований в различных областях психологии (сенсорных, перцептивных, мнемических процессов, внимания). Принципы естественнонаучного исследования. Аналитический и эмпирический этапы исследования. Поисковые исследования; основные способы фиксации данных наблюдения. Специфика эмпирических исследований. Корреляционное и сравнительное исследование. Анализ и представление результатов психологического исследования.

Методология экспериментального психологического исследования. Теория психологического эксперимента. Эксперимент как процедура проверки гипотез о причинно-следственных связях и отношениях. Гипотетико-дедуктивный характер экспериментальных исследований. Планирование эксперимента и контроль переменных. Основные этапы проведения эксперимента. Виды переменных. Способы контроля переменных. Виды валидности. Использование контрольных групп.

Понятие измерения. Психологические измерения. Понятие шкалы. Методы нольмерного (измерение порогов чувствительности), одномерного и многомерного шкалирования. Виды шкал: номинативная, ранговая (порядковая), интервальная (равных интервалов) и отношений (равных отношений). Метрические и неметрические шкалы. Меры центральной тенденции (мода, медиана, среднее). Понятие распределения. Параметры распределения.

Генеральная совокупность и выборка. Зависимые и независимые выборки. Методы анализа номинативных данных. Методы сравнения центральных тенденций. Параметрические и непараметрические критерии. Критерии для зависимых и независимых выборок. Мощность статистических критериев. Виды коэффициентов корреляции. Сравнение дисперсий и дисперсионный анализ. Регрессионный анализ. Многомерные методы и модели. Кластерный анализ: основная идея и методы применения. Факторный анализ как метод редукции данных и метод анализа латентных переменных. Многомерное шкалирование как метод реконструкции и метод классификации.

Тема 4. Развитие психики: филогенез, историогенез, онтогенез

Критерии психического. Концепция возникновения и развития психики в филогенезе: раздражимость и чувствительность (А.Н. Леонтьев – К. Фабри). Стадии развития психики. Элементарная сенсорная психика, перцептивная психика, интеллектуальное поведение животных. Инстинктивное и индивидуально-изменчивое поведение животных. Облигатное и факультативное научение. Сравнительный анализ психики животных и человека. Групповое поведение, «язык» животных, способность к обобщению, изготовление и использование орудий как предпосылки человеческого сознания.

Понятие высших психических функций в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Понятия интериоризации-экстериоризации. Параллелограмм развития. Присвоение общественно-исторического опыта как генеральный путь онтогенеза человеческого индивида.

Психика как ориентировочно-исследовательская деятельность (П.Я. Гальперин). Теория функциональных систем П.А. Анохина.

Три вида человеческой памяти (Э. Дюркгейм). Психика в истории: «слоистая» структура психики. Историческое развитие познавательных процессов человека. Категории пространства и времени в сознании средневекового человека.

Человек и культура. Культурно-исторический опыт и его присвоение человеком. Специфика коллективных представлений.

Тема 5. Деятельность

Категория деятельности в психологии. Деятельностный подход в психологии (А.Н. Леонтьев). Внутренняя и внешняя деятельность. Психологическая структура деятельности. Потребностно-мотивационный пласт деятельности: потребности, мотивы. Понятия потребности и мотива и их психическая представленность. Специфика потребностей человека. Опредмечивание потребностей. Мотивы и смыслы; сдвиг мотива на цель, развитие мотивов. Функции мотива в деятельности.

Понятие действия. Действие и деятельность. Общие представления и психомоторика. Операционально-технические аспекты деятельности; действия и цели; операции, виды операций; психофизиологические функции. Основные пути выработки навыков. Фоновая моторика и основные двигательные реакции (сенсомоторика, идеомоторика).

Строение индивидуальной деятельности человека: основные понятия и уровни анализа. Виды и развитие человеческой деятельности. Понятие ведущей деятельности.

Игровая деятельность и ее особенности. Учебная деятельность. Трудовая деятельность. Деятельность и психические процессы.

Тема 6. Сознание

Сознание и его место в психической организации человека. Методологический принцип единства деятельности и сознания. Понятие о сознании. Сознание как форма отражения человеком действительности. Основные характеристики сознания (активность, интенциональность, способность к рефлексии, интраспекции). Структура сознания.

Сознание и самосознание. Проблема возникновения и развития самосознания. Самопознание и самоотношение. Самосознание и «образ Я». Я–реальное и Я–идеальное. Основные компоненты самосознания. Самооценка в структуре самосознания. Самооценка и уровень притязаний. Осознаваемые и неосознаваемые процессы. Общие характеристики сознания (функции, структура, объем, свойства, состояния). Физиологическая и психологическая активация. Измененные состояния сознания. Классификация и действия психоактивных средств на сознание человека. Толерантность. Механизмы действия психоактивных средств. Классификация неосознанных процессов. Взаимосвязь и взаимодействие сознательных и неосознаваемых процессов. Неосознаваемые механизмы сознательных действий (автоматизмы, навыки, сложные психомоторные навыки). Несознаваемые побудители сознательных действий. «Надсознательные» процессы.

Состояния человека. Сон и бодрствование. Биоритмы человека и животных. Сон, фазы сна. Функции сна. Концепции сна (И.П. Павлов, З. Фрейд, В. Ротенберг и Г. Аршавский, П. Гарфильд, Т. Ринпоче).

Тема 7. Общение

Общество и индивид. Общение как социально-психологическая категория. Содержание, цели и средства общения. Виды общения. Структура общения.

Общение как коммуникация. Вербальные и невербальные компоненты общения. Речь, ее виды и характеристика в коммуникации.

Общение как взаимодействие (интерактивная сторона): соревнование, соперничество, конкуренция, конфликт. Отождествление − обособление как механизмы связи общества и индивида. Формы отождествления: подражание, имитация, обучение, содействие, эмпатия, идентификация и др. Формы обособления: рефлексия, соревнование, соперничество, конкуренция, конфликт, запрет, ограничения и т.д.

Общение как социальная перцепция (восприятие и понимание людьми друг друга). Механизмы и эффекты социальной перцепции.
Тема 8. Личность и межличностные отношения

Понятия субъекта, индивида, личности, индивидуальности.

Общее представление о личности в психологии Основные факторы, влияющие на развитие личности человека. Теории личности в зарубежной и отечественной психологии.

Типологии личности. Различные подходы к определению структуры личности. Неизменное и меняющееся в личности. Свобода и ответственность личности. Перспективы, цели, устремления, ценностные ориентации. Самоопределение личности. Индивидуальность как рефлексия собственной жизни.

Основные характеристики социально-психологической среды и социальных групп. Массовые процессы. Взаимодействие людей в неорганизованных группах. Большие группы. Психология малой группы. Социально-психологические аспекты группового поведения и групповой динамики. Техника проведения социально-психологического эксперимента в малых группах. Межгрупповые взаимодействия. Межличностные отношения в группах и коллективах. Понятие роли. Восприятие человека человеком. Конформизм и нонконформизм. Конформность и внушаемость. Влияние группы. Отношения лидерства, руководства и подчинения. Эффективность групповой деятельности.

Тема 9. Общие представления о психических процессах.

Познавательные процессы

Общая характеристика познавательной сферы человека. Системная организация познания. Целостность системы познания и проблема выделения отдельных познавательных процессов. Специфические познавательные процессы, их уровни: чувственный (ощущение, восприятие) и рациональный (мышление). Неспецифические («сквозные») познавательные процессы: внимание, память, воображение. Единство познавательной и мотивационной сфер (интеллекта и аффекта). «Образ мира».

Внимание. Определение и виды внимания. Различные подходы к определению внимания. Критерии внимания и невнимания (феноменальный, продуктивный, мнемический, моторный, селективный). Внимание в классической психологии сознания. Внимание и сознание. Свойства внимания: объем, интенсивность, устойчивость, распределяемость и др. Методы оценки свойств внимания: основные экспериментальные факты. Виды внимания и возможности их классификации. Произвольное и непроизвольное внимание. Факторы, определяющие непроизвольное внимание. Виды непроизвольного внимания. Ошибки внимания. Рассеянность внимания. Нарушения внимания. Селективное и распределенное внимание. Развитие внимания.

Внимание как состояние и как процесс сознания. Учение В. Вундта об апперцепции. Полярное представление о внимании в структурной психологии Э.Б. Титченера: внимание как атрибут процессов сознания. Функциональный подход к сознанию и вниманию. У. Джеймс о внимании и его механизмах. Моторная теория внимания Т. Рибо. Теория волевого внимания Н.Н. Ланге: характеристика подхода, определение, механизмы и виды внимания. Проблема внимания в гештальтпсихологии: внимание как эго-объектная сила. Обсуждение вопросов психологии внимания с позиций бихевиоризма: критика, переформулировка и примеры экспериментальных исследований.

Внимание как высшая психическая функция (Л.С. Выготский).

Основные свойства внимания. Объем внимания, зависимость объема внимания от задачи испытуемого (материал, операции, цели, условия). Селективность внимания. Концентрация, устойчивость колебания внимания. Отвлечение внимания. Интенсивность внимания. Направленность внимания. Переключение и распределение внимания. Модели ранней и поздней селекции (Д. Бродбент, А. Трейсман). Модель единых ресурсов Д. Канемана. Критика моделей селекции и ограничения ресурсов. Внимание как перцептивное действие (модель У. Найссера). Внимание как действие контроля (П.Я. Гальперин). Развитие внимания в онтогенезе. Проблема развития высших форм внимания.

Ощущения. Общее представление об ощущении и восприятии как процессах чувственного познания. Определение, виды, свойства ощущений. Природа ощущений. Место ощущений в ряде других познавательных процессов. Понятие о сенсорных рецепторах. Сенсорные стимулы. Проксимальные и дистальные стимулы. Основные классификации ощущений и рецепторов. Сенсорные системы и их взаимодействие. Сенсорно-перцептивная организация человека (Б.Г. Ананьев). Свойства перцептивного образа. Двойственная природа перцептивного образа. Специфика ощущений различных модальностей. Фито- и ортогенез сенсорного развития. Синестезия. Закон «специфических энергий» органов чувств (И. Мюллер) и его критика. Понятие психофизического закона (Г. Фехнер, С. Стивенс).

Проблема измерения надпороговых ощущений. Отношение Э. Вебера. Логарифмический закон Вебера-Фехнера. Прямое измерение и шкалирование ощущений. Методы прямого измерения ощущений. Степенной закон Стивенса.

Восприятие. Определение, виды и основные свойства восприятия. Основные свойства образов восприятия. Виды образов. Специфика образов восприятия среди других видов образов. Двойственная природа образов восприятия: восприятие как отражение объективного мира и форма представления знаний субъекта о нем.

Теории реконструктивного восприятия. Аналитическая интроспекция и объяснение перцептивного процесса. Выделение элементарных ощущений как основы познания. Гипотеза констант и теория локальных знаков. Гештальтпсихология восприятия. Законы перцептивной организации. Принцип изоморфизма.

Восприятие как конструктивный процесс. Теория бессознательных умозаключений (Г. Гельмгольц). Роль мотивации и когнитивных ожиданий в процессах восприятия. Роль когнитивных схем в процессах восприятия. Перцептивный цикл. Восприятие как процесс категоризации (Дж. Брунер). Перцептивные категории и перцептивная готовность. Теория перцептивных гипотез (Дж. Грегори).

Роль двигательной активности в процессах восприятия. Движения глаз и их виды. Проблема врожденного и приобретенного в развитии восприятия. Развитие перцептивных действий.

Метод систематических перцептивных искажений и его значение для психологии восприятия. Феномены псевдоскопического и инвертированного зрения. Проблема перцептивной адаптации. Правила правдоподобия. Роль значений в порождении чувственной основы перцептивного образа.

Теория «нового взгляда»: восприятие и мотивация. Основные положения и примеры экспериментальных исследований.

Экологический подход к зрительному восприятию. Понятие видимого поля, видимого мира, объемлющего оптического строя. «Перцептивная психофизика». Представление о стимулах высшего порядка.

Проблема восприятия пространства. Первичные и вторичные факторы восприятия пространства. Восприятие размера, формы, удаленности. Нативизм и эмпиризм в психологии восприятия. Признаки удаленности и глубины: окуломоторные, монокулярные, бинокулярные, трансформационные.

Восприятие движения. Теории восприятия реального движения. Афферентная и эфферентная теории. Теория моторных копий. Иллюзии движения и их виды: стробоскопический и автокинетический эффекты, индуцированное движение, кажущееся движение.

Восприятие времени. Факторы, закономерности и механизмы восприятия времени. Субъективное оценивание и шкалирование длительности стимула и длительности интервала. Научение и восприятие. Восприятие событий.

Восприятие цвета. Физика и психофизика цвета. Теория цветового зрения. Трехкомпонентная теория К. Юнга–Г. Гельмгольца. Оппонентная теория Г. Геринга. Многоуровневый характер восприятия цвета. Цветовые диаграммы, атласы и карты, способы пространственной организации цвета (круг Ньютона, цветовое тело Мэнзелла, треугольник МОК). Теории цветоощущения. Аномалии восприятии цвета.

Световая чувствительность и восприятие яркости. Скотопическое и фотопическое зрение. Темновая адаптация. Факторы, влияющие на абсолютный порог.

Проблема стабильности видимого мира. Исследования восприятия движения объектов и наблюдателя в рамках экологического подхода.

Память. Память в ряду других познавательных процессов. Понятие о памяти. Круг явлений памяти. Определение памяти. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Виды памяти и возможные критерии их классификации. Эйдетизм. Образы представления. Реконструкция образа. Узнавание, влияние модальности заучивания и воспроизведение.

Эксплицитные и имплицитные процессы памяти. Предметные и смысловые связи памяти: различные традиции изучение памяти. Произвольное и непроизвольное запоминание (А.А. Смирнов, П.И. Зинченко). Непосредственное запоминание (опыты Г. Эббингауза). Кривая забывания. Зависимость запоминания от эмоционального фона (З. Фрейд).

Научение. Виды научения: реактивное, оперантное, когнитивное. Роль повторения и подкрепления. Кривые научения. Критерии научения. Перенос навыков. Автоматизация и дезавтоматизация навыков. Интерференция навыков. Формирование сложного психофизиологического навыка. Природа навыка и тренировка (Н.А. Бернштейн). Закон «силы» навыка. Роль упражнений и периодичности. Способы заучивания, распределение упражнений во времени. Влияние на память перерывав в деятельности. «Эффект Б. Зейгарник», исследования К. Левина.

Мнемотехника. Приемы мнемотехники, психологические механизмы мнемотехники.

Забывание, теории забывания. Забывание в повседневной жизни. Особые случаи памяти. Амнезии и их виды. Парамнезии как особые случаи памяти. Изменение памяти во времени. Кривые забывания для разных видов памяти.

Ассоциации, их виды и роль в организации памяти. Законы ассоциаций.

Сенсорная память (иконическая, эхоическая). Эксперименты Сперлинга. Кратковременная память, оперативная память. Проблема объема кратковременной памяти. Забывание в кратковременной памяти: теории интерференции и угасания. Поиск в кратковременной памяти (С. Стернберг). Долговременная память. Организация долговременной памяти. Метапамять. Понятие реминисценции (П. Жане). Припоминания, воспоминания. Влияние модальности заучивания и опроса на продуктивность припоминания.

Эпизодическая и семантическая память (Е. Тульвинг). Эксплицитная и имплицитная память (Д. Шехтер). Эффект запечатления.

Память и представление. Особенности представлений. Классификация представлений. Общие и конкретные представления. Параметры образа. Представление и воображение.

Память и мышление. Актуализация знаний в процессе мышления.

Развитие памяти. Этапы развития памяти. Феноменальная память.

Мышление. Общее представление о мышлении. Мышление как объект научного изучения. Философская разработка проблемы мышления. Теория познания (гносеология), логика. Изучение мышления в кибернетике, в физиологии высшей нервной деятельности и в других науках. Мышление как предмет психологической науки. Мышление и основные категории психологии: деятельность, сознание, личность и общение. Специфика психологического изучения мышления. Роль мышления в регуляции деятельности. Подходы к исследованию мышления на разных этапах развития психологической мысли. Описание специфики мышления и его определение в Вюрцбургской школе (О. Кюльпе, О. Зельц). Подходы к изучению мышления в бихевиоризме (Б. Скинер, Ф. Бойтендайк). Исследования мышления в рамках гештальтпсихологии (К. Келлер, К. Дункер). Кросс-культурное исследование мыслительных процессов (Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс, М. Коул, А.Р. Лурия). Теория комплексов (О. Зельц). Теория «задачного пространства» (А. Ньюэлл, Г. Саймон). Типология мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое; практическое и теоретическое; дискурсивное, интуитивное; аутистическое, эгоцентрическое, реалистическое; репродуктивное, продуктивное.

Методы исследования мышления в психологии. Общие, общенаучные и частные методы. Методы наблюдения, беседы и эксперимента. Изучение продуктов мыслительной деятельности. Метод систематической интроспекции. Метод «рассуждения вслух». Клинический метод Ж. Пиаже. Каузально-генетический метод Л.С. Выготского. Метод тестов.

Структура процесса мышления. Узкая и широкая трактовка процессов мышления. Субъект мышления. Мышление как процесс и его продукты (понятия, знания, суждения, умозаключения). Стадии мыслительного процесса, их объективная индикация и аналитическая реконструкция. Специфика психологического изучения мышления. Виды мышления и основные критерии их классификации. Мышление и сознание. Методы экспериментального изучения мыслительных процессов.

Индуктивное и дедуктивное мышление. Аналогии. Психологические исследования дедуктивного рассуждения. Теория ментальных моделей. Практическое и теоретическое мышление. Понятие детерминирующей тенденции. Репродуктивное и продуктивное (творческое) мышление. Роль прошлого опыта в процессах мышления. Функциональная фиксация и влияние установки на процессы мышления. Постановка и разработка проблемы продуктивного мышления в гештальтпсихологии. Функциональное решение задачи. Генеалогическое дерево решения. Интеллект. Проблемная ситуация. Виды проблемных ситуаций. Мышление как процесс постановки и решения задач. Факторы, влияющие на его успешность. Объективная (требование, условия) и субъективная (цель, средства) структура задачи. Понятие инсайта. Виды мыслительных задач и возможные критерии их классификации. Этапы процесса мышления (постановка проблемы, анализ условий, выдвижение гипотезы, функциональное решение, конкретное решение, проверка).

Осознаваемые и неосознаваемые компоненты мыслительной деятельности, их роль на разных этапах процесса мышления.

Эвристики (эвристические стратегии) мышления. "Плюс" и "минус" эвристики.

Развитие мышления в онтогенезе. Онтогенетический подход к выделению стадий развития мышления и представления мира ребенком. Стадии развития интеллекта (концепция Ж. Пиаже). Критика теории Ж. Пиаже и современные представления о развитии мышления у детей. Исследования развития наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления ребенка.

Развитие мышления в филогенезе. Исследование мышления у животных Сходство и различие мышления человека и животных.

Биологические предпосылки возникновения мышления. «Первобытное мышление». Культурно-исторический подход к пониманию развития человеческого мышления. Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Л. Гальперин).

Мышление и прогнозирование (А.В. Брушлинский). Мышление и творчество. Методы активизации творческого мышления. Исследование творческого мышления в российской и зарубежной психологии. Индивидуальные и групповые методы решения задач и проблем.

Проблема диалогичности мышления человека. Совместная мыслительная деятельность. Мышление человека в условиях диалога с компьютером.

Понятие. Виды понятий. Специфика психологического изучения формирования понятий, метод определения понятия, метод сравнения и различения, метод классификации, метод формирования искусственных понятий (методики Н. Аха, Л.С. Выготского и Л.Н. Сахарова). Сравнительное исследование формирования научных и житейских понятий. Процессы категоризации (модели дискретных признаков, модели прототипов, модели базовых категорий). Внутрипонятийные и межпонятийные отношения.

Проблема понимания. Соотношение знания, мышления и понимания. Понимание как когнитивный и экзистенциальный феномен.

Речь. Физиологические основы речи. Развитие речи. Культурно-историческая теория развития высших психических функций и проблема речевого мышления (по Л.С. Выготскому). Мышление и речь. Значение слова как единица речевого мышления (Л.С. Выготский). Язык и речь. Виды и функции речи. Структура речи. Основные подходы к анализу взаимоотношений мышления и речи. Генетические корни мышления и речи. Значение слова как единство общения и обобщения. Соотношение внешней (физической) и внутренней (семантической) стороны речи. Значение и смысл слова. Развитие речевого мышления. Основные этапы развития значений, функциональные эквиваленты понятий: синкреты, комплексы, псевдопонятия, потенциальные и истинные понятия (по Л.С. Выготскому). Развитие научных и житейских понятий. Эгоцентрическая и внутренняя речь. Проблема эгоцентрической речи (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже). Полемика Л.С. Выготского и Ж. Пиаже о структуре, функциях и путях развития эгоцентрической речи. Эгоцентрическая и внутренняя речь. Значение и смысл слова. Стадии развития значений слов (Л.С. Выготский).

Речевое общение. Коммуникативная парадигма в психологии речи и психолингвистике. Понятие дискурса. Дискурс-анализ, современные школы и направления. Проблема взаимодействия собеседников в работах школы П. Грайса и конверсационном анализе (Г. Сакс). Речевое воздействие: средства языкового манипулирования, способы представления фактов в дискурсе. Интенсивный аспект дискурса, интент-анализ. Дискурс и ситуация.

Механизмы речи. Проблема порождения и понимания речевого высказывания. Современная трактовка внутренней речи. Модели речеязыковых процессов (В. Кинча – Т.А. ван Дейка, В. Левелта, Т.Н. Ушаковой). Теория речевой деятельности А.А. Леонтьева.

Воображение. Определение, виды, функции воображения. Воображение как универсальная человеческая способность. Воображение и креативность. Роль воображения в человеческой деятельности, его функции в порождении структурировании мира. Воображение как психологическая основа творчества. Социокультурные детерминанты воображения. Механизмы воображения: агглютинация, гиперболизация, максимализация, минимизация, схематизация, типизация. Формы проявления воображения.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Высшего профессионального образования «московский институт государственного управления и права» (ноу впо «мигуп») iconПрограммы вступительных испытаний в негосударственное образовательное...
Вступительных испытаний в Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский институт...

Высшего профессионального образования «московский институт государственного управления и права» (ноу впо «мигуп») iconПрограммы вступительных испытаний в негосударственное образовательное...
Вступительных испытаний в Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский институт...

Высшего профессионального образования «московский институт государственного управления и права» (ноу впо «мигуп») iconПояснительная записка 1 Место дисциплины в структуре ооп рабочая...
Директор Филиала ноу впо «Московский институт государственного управления и права» в Смоленской области

Высшего профессионального образования «московский институт государственного управления и права» (ноу впо «мигуп») iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «история отечественного государства и права»
Директор Филиала ноу впо «Московский институт государственного управления и права» в Смоленской области

Высшего профессионального образования «московский институт государственного управления и права» (ноу впо «мигуп») iconУчебно-методический комплекс дисциплины: «Уголовно-процессуальное право»
Директор Филиала ноу впо «Московский институт государственного управления и права»

Высшего профессионального образования «московский институт государственного управления и права» (ноу впо «мигуп») iconИстория государственного управления и государственной службы россии
Филиал ноу впо «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»

Высшего профессионального образования «московский институт государственного управления и права» (ноу впо «мигуп») iconВысшего профессионального образования «институт деловых коммуникаций»...
Дополнительная образовательная программа (доп), реализуемая ноу впо «Институт деловых коммуникаций» по программе профессиональной...

Высшего профессионального образования «московский институт государственного управления и права» (ноу впо «мигуп») iconНовосибирская региональная общественная организация общества «знание»...
Филиал ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»

Высшего профессионального образования «московский институт государственного управления и права» (ноу впо «мигуп») iconПрограмма вступительных испытаний по предмету «История» пояснительная...
Программа вступительного экзамена по обществознанию предназначена для абитуриентов, поступающих в ноу впо «Институт международной...

Высшего профессионального образования «московский институт государственного управления и права» (ноу впо «мигуп») iconОсновная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая...
Ноу впо «Институт деловых коммуникаций» по направлению подготовки 033000 Культурология без профиля представляет собой систему документов,...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск