Программа учебной дисциплины






Скачать 411.25 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины
страница1/6
Дата публикации03.03.2017
Размер411.25 Kb.
ТипПрограмма
h.120-bal.ru > Психология > Программа
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный университет им. А.М. Горького»


Факультет психологии

Кафедра психологии развития и педагогической психологии


ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Психологическая помощь семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья


Направление подготовки


Профиль/магистерская программа

Квалификация (степень)

030300 Психология

Детская и возрастная психология,

Психологическое консультирование

Магистр


Екатеринбург, 2011






  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ




    1. Цели и задачи дисциплины

Необходимость психологического сопровождения семьи определяется, прежде всего, ростом численности детей и подростков с отклонениями в развитии, нуждающимся в помощи. Наряду со сложными аномалиями органического происхождения заметен рост и психогенных нарушений, проявляющихся в аутизации, агрессивности, нарушениях поведения и деятельности, тревожно-фобических расстройствах, искажениях процессов социализации. Фактически в коррекционной работе нуждаются не только дети, посещающие образовательные учреждения, но и их родители.

Актуальность изучения данной дисциплины не вызывает сомнений, поскольку знания, умения и компетенции, полученные студентами, помогут им в овладении основными навыками профессиональной деятельности в следующих её направлениях: коррекционно-развивающей, диагностико-консультативной, культурно-просветительской, исследовательской.

Цель дисциплины – спецификой дисциплины является то, что главная ее цель не столько усвоение новых знаний, сколько систематизация и использование уже имеющихся знаний и навыков под углом практических задач, стоящих перед будущим специалистом психологом.

Задачи дисциплины:

  • овладение будущими специалистами методологическими установками организации и содержания деятельности и психологической помощи родителям, имеющим детей с различными видами дизонтогенеза;

  • знакомство с современными технологиями диагностической и развивающе-коррекционной работы при работе с родителями и детьми с различными видами дизонтогенеза;

  • знакомство с нормативно-правовой документацией, регламентирующей деятельность психолога в системе специального образования;

  • овладение методологией социально-психологического обеспечения эффективной интеграции детей и подростков с различными видами дизонтогенеза в социокультурную и образовательную среду.

Преподавание осуществляется с использованием знаний, полученных студентами при изучении ряда медицинских и психолого-педагогических дисциплин.
Кроме того, студенты знакомятся с современными направлениями и технологиями коррекционно-развивающей работы в практической психологии и учатся их адекватному применению.




    1. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Организация и содержание психолого-педагогической деятельности при различных видах дизонтогенеза» является дисциплиной ООП «030300 – психология», по профилю «Детская и подростковая психология». Специфика дисциплины заключается в том, что она является продолжением дисциплины «Особый ребенок». Кроме того, дисциплина опирается на общие принципы изучения психолого-педагогических технологий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), с которыми студенты ознакомились в процессе освоения дисциплин «Специальная психология»


    1. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

1. способности к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

2. способности к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов (ПК-1);

3. готовности к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов их социализации (ПК-4);

4. готовности к оказанию консультативной помощи лицам с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания (ПК-8).


В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • Основной понятийно-терминологический аппарат дисциплины.

  • Современные теоретические положения организации и содержания психолого-педагогической деятельности в специальном образовании.

  • Систему раннего выявления и психолого-педагогической помощи детям и подросткам с различными видами дизонтогенеза.

  • Методы психолого-педагогической коррекции, консультирования, профилактики, наиболее часто применяемые в практике психолого-педагогического и социального сопровождения учебного и воспитательного.

  • Специфику организации психолого-педагогической деятельности в образовательных учреждениях.

  • Модели психолого-педагогической деятельности психолога в образовании..

  • Основы коррекционно-развивающей работы с семьями, воспитывающими детей с различными видами дизонтогенеза.

  • Методы и приёмы самостоятельной работы с источниками психологической литературы.

Уметь:

  • Грамотно и адекватно ситуации оперировать основными терминами и понятиями дисциплины.

  • Обосновывать подбор методов коррекционно-развивающей работы.

  • Апробировать современные психолого-педагогические коррекционно-развивающие технологии работы с лицами, имеющими проблемы развития, а также их родителями в процессе прохождения педагогической практики.

  • Использовать полученный теоретико-практический опыт в исследовательской деятельности (участие в научно-практических конференциях, публикации тезисов и статей, выполнение выпускной квалификационной работы).

  • Оказывать консультативную помощь родителям и педагогам по вопросам организации их обучения и воспитания детей с проблемами развития.

  • Самостоятельно работать с источниками специальной литературы и другими информационными источниками.

  • Оценивать свою профессиональную и личностную компетентность в вопросах организации и содержания психолого-педагогической деятельности при различных видах дизонтогенеза.

Владеть:

  • Навыками грамотного использования понятийно-терминологического аппарата дисциплины.

  • Навыками обоснования подбора психолого-педагогических коррекционно-развивающих методов воспитания и обучения детей в образовании.

  • Навыками организации и проведения коррекционно-развивающей, профилактической и консультативной работы с детьми, а также их родителями.

  • Навыками исследовательской деятельности.

  • Навыками самостоятельной работы с различными источниками информации по вопросам коррекционно-развивающей работы в образовании.

  • Навыками самооценки в отношении собственной компетентности в вопросах оказания психолого-педагогической и коррекционно-развивающей помощи.

    1. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Объем дисциплины –72 часа. Аудиторная работа – 36 часов, в том числе: лекции – 8 часов, практические занятия – 28 часов. Самостоятельная работа студентов – 36 часов.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения





п/п


Наименование темы, раздела

Всего трудоёмкость

Аудиторные часы

Самостоятел работа

Всего

Лекции

Практичес

Лаборатор

1

Специальная психология как часть практической психологии в системе образовании. Цели и задачи специальной психологической помощи

10

6




6




4

2

Нормативно-правовая документация, регламентирующая коррекционно-развивающую деятельность психолога в системе образования

6

4




4




2

3

Модели возможного включения психолога в образовательное пространство. Специфика решения диагностических, коррекционных, профилактических задач

10

6

2

4




4

4

Организация и содержание коррекционно-развивающей работы и психологической помощи в зависимости от возрастных особенностей

10

4

2

2




4

5

Место психологического консультирования семей, имеющих детей с различными отклонениями в развитии, в системе организации психологической помощи

10

8




8




2

6
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)

Программа учебной дисциплины iconТематический план учебной дисциплины Учебно-методическое обеспечение...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Программа учебной дисциплины iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...

Программа учебной дисциплины iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...

Программа учебной дисциплины iconПрограмма учебной дисциплины «История»
Данная программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения...

Программа учебной дисциплины iconУчебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины огсэ. 02 История разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...

Программа учебной дисциплины iconРабочая программа дисциплины предпринимательское право (наименование...
...

Программа учебной дисциплины iconРабочая программа дисциплины избирательная система в РФ (наименование...
...

Программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта...

Программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины культурология 2011
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – фгос)...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск