Книга Н. Смита рекомендована слушателям и преподавателям факультетов психологии и философии вузов по курсам общей психологии и истории психологии, системных методов ис­следования и преподавания психологии






НазваниеКнига Н. Смита рекомендована слушателям и преподавателям факультетов психологии и философии вузов по курсам общей психологии и истории психологии, системных методов ис­следования и преподавания психологии
страница1/71
Дата публикации09.02.2015
Размер9.71 Mb.
ТипКнига
h.120-bal.ru > Психология > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   71


Смит Н.

Современные системы психологии./Пер. с англ. под общ. ред. А. А. Алексеева — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 384 с. (Серия «Психологическая энциклопедия»)

ISBN 5-93878-082-9

В своем новаторском пособии Н. Смит сводит воедино все разнообразие теоретического на­учного наследия психологии XX-XXI веков, предоставляя тем самым ресурсы для сравнения силы и слабости, достоинств и недостатков всех современных систем психологии. Каждая новая глава книги посвящена одному из десяти самых влиятельных современных направлений: когни­тивному, гуманистическому, психоаналитическому, бихевиоральному, экологическому, феноме­нологическому, постмодернистскому, диалектическому, интербихевиоральному и субъективист­скому. Методологически четкий контур подачи материала — от исторического очерка к основ­ным проблемам и далее от сравнительного анализа к оценочному комментарию и вкладу системы в общую психологическую копилку знаний — позволяет легко сравнить системы, определить свое собственное «место» в научном пространстве психологии и наметить направления практического применения полученных знаний.

Книга Н. Смита рекомендована слушателям и преподавателям факультетов психологии и философии вузов по курсам общей психологии и истории психологии, системных методов ис­следования и преподавания психологии.

Содержание

Предисловие...................................................................................15

Предисловие научного редактора...........................................................................16

Предисловие...................................................................................................................18

ЧАСТЬ 1. ВВЕДЕНИЕ В СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГИИ .. 20 Глава 1. Введение............................................................................21

Что такое система?.......................................................................................................22

Десять и еще шесть систем........................................................................................22

Организация книги......................................................................................................23

Главы 1 и 2: Начало................................................................................................23

Главы с 3 по 13: Четыре категории систем............................................................23

Глава 14: Ретроспектива.......................................................................................23

Организация глав............................................................................23

Системы постулатов.................................................................................................24

Глава 2. Исторические основания и логика науки..............................26

Исторические основания...........................................................................................27

От охотников-собирателей к классической Греции и натурфилософии.................27

Психология классической Греции: натурализм без анимизма..................................30

Эллинистическая Греция и психофизический дуализм...........................................34

Параллели с Индией..................................................................................................40

Упадок Римской империи и возрождение науки.......................................................42

Экспериментальная психология и классические школы: борьба с дуализмом..........55

Резюме и выводы..........................................................................................................61

Логика науки..................................................................................................................63

Конструкты против событий.......................................................................................63

Дуализм «душа—тело»................................................................................................70

Редукционизм.................................................................................................................74

Личная сфера и субъективность...................................................................................78

Познаваемость...............................................................................................................78

Аналогии.......................................................................................................................80

ЧАСТЬ 2. ОРГАНОЦЕНТРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ..................................82

Глава 3. Когнитивная психология: Ментализм,

компьютерные аналогии и удвоение мира.........................................83

Введение...........................................................................................................................84

Раннее развитие и некоторые рассматриваемые вопросы.............................85

Бихевиоризм и когнитивизм.......................................................................................85

Некоторые ранние достижения когнитивной психологии.................................... 86

Концепции, проблемы и исследования.................................................................87

Три теоретических подхода к репрезентациям.......................................................... 88

Память..........................................................................................................................92

Семантические сети...................................................................................................96

Продукционные системы...........................................................................................97

Психолингвистика...................................................................................................97

Искусственный интеллект......................................................................................98

Когнитивная нейронаука.........................................................................................99

Новые тенденции........ ..................101

Имплицитные постулаты........................................................................................102

Психотерапия...............................................................................................................103

Сопоставление с другими подходами..................................................................105

Анализ поведения......................................................................................................105

Гуманистическая психология..............................................................................:. 105

Интербихевиоральная психология........................................................................105

Оперантный субъективизм......................................................................................106

Феноменологическая и экзистенциальная психология...................................106

Психоанализ..............................................................................................................107

Критика..........................................................................................................................107

Контекст против неестественных экспериментальных заданий..........................107

Факторы развития и социальные факторы.............................................................107

Компьютерный мозг................................................................................................108

Когниция как управляющий фактор.....................................................................109

Эвристики................................................................................................................ 109

Репрезентационизм..................................................................................................110

Разум или поведение................................................................................................110

Отсутствие единства................................................................................................111

Операциональные определения и гипотетико-дедуктивный метод...................111

Процедуры логического вывода в науке...........................................................112

Теория и методология.............................................................................................. 112

Критика и контркритика.............................................................................................113

Выводы...........................................................................................................................113

Глава 4. Гуманистическая психология: смысл,

внутренняя реальность и самокаузальность.....................................115

Введение.........................................................................................................................116

Развитие и некоторые вопросы.............................................................................116

Начальный этап и основные принципы...............................................................116

Трансперсональная психология, контркультура и «Нью Эйдж»...............................120

Будущее гуманистической психологии...................................................................121

Полуэксплицитные постулаты.............................................................................. 122

Исследования..............................................................................................................122

Контролируемые исследования..............................................................................123

Качественные исследования...................................................................................124

Неопубликованные диссертации.............................................................................126

Области практического применения...................................................................126

Образование..............................................................................................................126

Промышленность и организации.............................................................................128

Психотерапия...............................................................................................................128

Терапия актуализирующегося потенциала..............................................................128

Терапия становления................................................................................................130

Законны ли притязания гуманистической психологии на спорные психотерапевтические территории?..................................................................................131

Сопоставление с другими подходами..................................................................132

Анализ поведения................................................................................................132

Когнитивная психология.........................................................................................133

Феноменологическая и экзистенциальная психология.......................................133

Оперантный субъективизм и Q-методология........................................................134

Психоанализ...........................................................................................................134

Критика..........................................................................................................................134

Социальные и средовые условия.........................................................................134

Передача личного опыта.....................................................................................135

Сфера образования..............................................................................135

Теория самоактуализации....................................................................................136

Дуализм «душа—тело»......................................................................................138

Вопрос о локусе причинности..............................................................................139

Безусловное подкрепление в противовес условному..........................................139

Негативные формы поведения и другие критические замечания........................139

Сильные стороны гуманистической психологии...................................................139

ВЫВОДЫ.................................................................................................................. 140

Глава 5. Психоанализ: кардинальный отход от Фрейда....................142

Введение.........................................................................................................................143

Теоретическое развитие............................................................................................143

Начальная ортодоксия и отступления от нее первого поколения аналитиков....143

Отступления от ортодоксии второго поколения аналитиков..............................145

Другие отступления: теория объектных отношений..............................................147

Кризис теории?............................................................................................................155

Полуэксплицитные постулаты..............................................................................156

Исследования...............................................................................................................157

Изучение случаев.....................................................................................................157

Q-метод.................................................................................................................158

Эксперименты...........................................................................................................158

Приложения.................................................................................................................160

Психотерапия..............................................................................................................160

Сопоставление с другими подходами..................................................................161

Анализ поведения............................................................................................................161

Диалектическая психология.......................................................................................161

Гуманистическая психология.....................................................................................161

Интербихевиоральная психология...............................................................................161

Оперантный субъективизм........................................................................................162

Социальный конструкционизм..................................................................................162

Критика..........................................................................................................................162

Внешняя критика в сравнении с внутренней................................................................162

Внешняя критика Фрейда.........................................................................................162

Психоанализ действий Шефера.............................................................................164

ВЫВОДЫ............................................................................................................... 164

ЧАСТЬ 3. ЭНВАЙРОЦЕНТРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ............................. 166

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   71

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Книга Н. Смита рекомендована слушателям и преподавателям факультетов психологии и философии вузов по курсам общей психологии и истории психологии, системных методов ис­следования и преподавания психологии iconВысшего профессионального образования «московский институт государственного...
Психологические науки, профиль (специальность в соответствии с номенклатурой специальностей научных работников 19. 00. 01): «Общая...

Книга Н. Смита рекомендована слушателям и преподавателям факультетов психологии и философии вузов по курсам общей психологии и истории психологии, системных методов ис­следования и преподавания психологии iconРегулятивная функция дезинформации в процессе межличностного общения
Работа выполнена в лаборатории истории психологии и исторической психологии Института психологии ран

Книга Н. Смита рекомендована слушателям и преподавателям факультетов психологии и философии вузов по курсам общей психологии и истории психологии, системных методов ис­следования и преподавания психологии iconРеферат по психологии на тему: Вклад в развитие психологии Рубинштейна Сергея Леонидовича
Гегеля и, прежде всего, ее рационализма. Вернувшись в Одессу, Рубинштейн становится доцентом Одесского университета, а после смерти...

Книга Н. Смита рекомендована слушателям и преподавателям факультетов психологии и философии вузов по курсам общей психологии и истории психологии, системных методов ис­следования и преподавания психологии iconВклад н. О. Лосского в развитие религиозно-философского направления психологии начала XX века
Работа выполнена на кафедре общей и педагогической психологии государственного образовательного учреждения

Книга Н. Смита рекомендована слушателям и преподавателям факультетов психологии и философии вузов по курсам общей психологии и истории психологии, системных методов ис­следования и преподавания психологии iconКафедра философии и психологии
Рабочая программа по учебной дисциплине «История психологии» составлена в соответствии с требованиями ооп: 03030062 «Психология»...

Книга Н. Смита рекомендована слушателям и преподавателям факультетов психологии и философии вузов по курсам общей психологии и истории психологии, системных методов ис­следования и преподавания психологии iconЮлия Михайловна Войтина Шпаргалка по общей психологии litres ru
Все выучить жизни не хватит, а экзамен сдать надо. Это готовая «шпора», написанная реальными преподами. Здесь найдешь все необходимое...

Книга Н. Смита рекомендована слушателям и преподавателям факультетов психологии и философии вузов по курсам общей психологии и истории психологии, системных методов ис­следования и преподавания психологии iconТема «История развития психологии»
Развитие психологических знаний в рамках философии и естественных наук. Этапы развития психологии

Книга Н. Смита рекомендована слушателям и преподавателям факультетов психологии и философии вузов по курсам общей психологии и истории психологии, системных методов ис­следования и преподавания психологии iconНаучно-практическая конференция по педагогике и психологии «Основные...
Организатором научно-практической конференции по педагогике и психологии «Основные парадигмы педагогики и психологии в XXI веке»

Книга Н. Смита рекомендована слушателям и преподавателям факультетов психологии и философии вузов по курсам общей психологии и истории психологии, системных методов ис­следования и преподавания психологии iconА. Г. Чеснокова История психологии: вопросы методологии и проблемы преподавания
«запускается» и в роли введения в психологию, и в роли отдельной составляющей курса общей психологии, и в роли одной из дисциплин...

Книга Н. Смита рекомендована слушателям и преподавателям факультетов психологии и философии вузов по курсам общей психологии и истории психологии, системных методов ис­следования и преподавания психологии iconИздательский центр «гравис» vii-я Международная научная конференция...
К участию в Конференции приглашаются ученые, преподаватели, аспиранты, докторанты, студенты вузов и ссузов, ведущие научные исследования...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск