Реферат по дисциплине «экономическая география транспорта»






Скачать 244.62 Kb.
НазваниеРеферат по дисциплине «экономическая география транспорта»
Дата публикации16.08.2016
Размер244.62 Kb.
ТипРеферат
h.120-bal.ru > Водные виды спорта > Реферат




Самарский Государственный Университет Путей Сообщения

Реферат

ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ ТРАНСПОРТА»
КАФЕТРА «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И СТАТИСТИКА»
НА ТЕМУ:

«ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ РОССИИ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

Выполнила:

Студентка 972 гр.

Спец. ЭУ

Костюнина Ирина

Проверила:

Гагарина Л.Г.

Самара 2007г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Особенности размещения

трубопроводного транспорта в России………………………………………..5

Глава 2. История развития трубопроводного

транспорта в России…………………………………………………………….7

Глава 3. Современное материально-техническое

состояние трубопроводного транспорта России……………………………...10

Глава 4. Краткий обзор по проектам строительства

новых трубопроводных магистралей за апрель 2005 года……………………………………………………………………………….13

Глава 5. Выставки «Трубопроводный транспорт»,

их цели…………………………………………………………………………..15

Глава 6. Перспективы дальнейшего развития

трубопроводного транспорта в России………………………………………...16

Заключение……………………………………………………………………....20

Список использованной литературы…………………………………………..21

ВВЕДЕНИЕ
Магистральный трубопроводный транспорт является важнейшей составляющей топливно-энергетического комплекса России. В стране создана разветвленная сеть магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов, которые проходят по территории большинства субъектов Российской Федерации. За последние годы резко возросла роль трубопроводного транспорта в российской экономике. Это связано с рядом факторов - увеличение налоговых поступлений в бюджеты различных уровней вследствие роста объемов транспорта нефти, создание новых рабочих мест, развитие экономики регионов и т.д. Системы трубопроводного транспорта являются эффективным инструментом реализации государственной политики, позволяющим государству регулировать поставки нефтепродуктов на внутренний и внешний рынки. Трубопроводный транспорт активно влияет на формирование и развитие ТЭК страны и отдельных регионов, являясь его неотъемлемой частью, и обеспечивает: - перекачку добытых и переработанных энергоресурсов; - выполняет роль распределительной системы комплекса; - транспортировку энергоресурсов на экспорт в страны ближнего и дальнего зарубежья. К трубопроводному транспорту относятся магистральные нефте- и газопроводы, а также продуктопроводы. Значимость трубопроводного транспорта для Российской Федерации определяется значительной удаленностью основных месторождений нефти и газа от потребителей, а также высокой долей нефти, нефтепродуктов и газа в экспортном балансе России. Трубопровод – это магистраль из стальных труб диаметром до 1500 мм. Укладывают на глубину до 2,5 метров. Нефтепроводы оснащены оборудованием для обезвоживания и дегазации нефти, оборудованием для подогрева вязких сортов нефти. На газопроводах - установки для осушения газа, для одоризации (придание газу резкого запаха) и распределительные станции. Для поддержания необходимого давления устанавливают специальные перекачивающие станции. В начале магистрали – головные, затем через каждые 100 – 150 км. - промежуточные. Протяженность магистральных трубопроводов России составляет 217 тыс. км., в т.ч. 151 тыс.км. газопроводных магистралей, 46,7 тыс. км. нефтепроводных, 19,3 тыс.км. нефтепродуктопроводных. В состав сооружений трубопроводного транспорта входят 487 перекачивающих станций на нефте- и нефтепродуктопроводах, резервуарные парки вместимостью 17,4 млн. куб.м., а также 247 компрессорных станций, 4053 газоперекачивающих агрегата и 3300 газораспределительных станций. По магистральным трубопроводам перемещается 100% добываемого газа, 99% нефти, более 50% продукции нефтепереработки. В общем объеме грузооборота трубопроводного транспорта доля газа составляет 55,4%, нефти – 40,3%, нефтепродуктов – 4,3%. Кроме всего прочего, трубопроводный транспорт имеет ряд преимуществ перед другими видами транспорта. Состоят они в следующем:

  • Возможность повсеместной укладки трубопровода.

  • Низкая себестоимость транспортировки.

  • Сохранность качества благодаря полной герметизации трубы.

  • Меньшая материало и капиталоёмкость.

  • Полная автоматизация операций по наливу, перекачки, транспортировки и сливу.

  • Малочисленность персонала.

  • Непрерывность процесса перекачки.

  • Отсутствие отрицательного воздействия на окружающую среду.

Главным недостатком данного вида транспорта является его узкая специализация, также для рационального использования требуется мощный устойчивый поток перекачиваемого груза.


ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИИ
Первый магистральный трубопровод на территории Российской империи был ещепостроен в 1907 г. Им стал керосинопровод Баку – Батуми протяженностью 853км. Однако начало быстрого развития нефтепроводного транспорта относится ко второй половине 50-х годов, когда ежегодные приросты добычи нефти достигали
20-25 млн т. В это же время началось строительство нефтепроводов из труббольшого диаметра, что резко увеличило их пропускную способность и снизилосебестоимость перекачки. В результате протяженность всех нефтепроводоввыросла с 1,7 тыс. км в 1941 году до 66 тыс. км в 1990 году.
Современная сеть магистральных нефтепроводов имеет протяженность 48 тыс. кми образует несколько систем. Из основных нефтедобывающих районов (Западная Сибирь и Урало-Поволжский район) нефтепроводы проложены:
- в западном направлении: Сургут – Тюмень – Уфа – Альметьевск – Нижний Новгород – Ярославль – Кириши (крупный нефтеперерабатывающий завод вблизи Санкт-Петербурга);
Сургут – Пермь – Нижний Новгород – Полоцк; экспортная нефтепроводнаясистема «Дружба» (3 трубопровода большого диаметра): Нижневартовск – Самара– Унеча – Мозырь – Брест – Европа с ответвлениями Унеча – Полоцк –Вентспилс (крупнейший нефтеэкспортный порт бывшего СССР в Балтийскомбассейне) и Мозырь – Ужгород – Восточная Европа; - в юго-западном направлении: Самара – Лисичанск – Кременчуг – Снигиревка –Николаевск – Одесса с ответвлением от Снигиревки на Херсон;
Самара – Волгоград – Тихорецк – Новороссийск (крупнейший нефтеэкспортный порт на Черном море);
- в восточном направлении: Александровское – Анжеро-Судженск – Ачинск –Ангарск (крупный нефтехимический комбинат);
- в южном направлении из Западной Сибири: Сургут – Омск – Павлодар –Чимкент – Чарджоу. К этим высокопроизводительным системам преобладающе широтного направления подключены нефтяные месторождения р. Коми (нефтепровод Ухта -–Ярославль),Северного Кавказа (Грозный - Тихорецк), Казахстана (Новый Узень – Гурьев –Самара и Гурьев – Орск – Уфа) и др. На Дальнем Востоке проложен нефтепровод через Татарский пролив Оха – Комсомольск-на-Амуре. Газопроводный транспорт более молодой, чем нефтепроводный. В начале 60-хгодов был построен газопровод Ростов-на-Дону – Серпухов – Ленинград протяженностью около 2 тыс. км. В 70-х годах были сооружены газопроводы:
Медвежье – Надым – Ухта - Торжок – Минск с ответвлением Надым – Пунга -
Пермь, Уренгой – Сургут – Тюмень – Челябинск. В 1984 году введена в строй газопроводная система «Западная Сибирь – Европа», основу которой составляет газопровод Уренгой – Помары – Ужгород протяженностью 4,5 тыс. км, давшая выход в Европу российскому газу. Среди них выделяется экспортный газопровод «Союз»: Оренбург – Волгоград – Ужгород протяженностью 2750 км. На Дальнем Востоке построен газопровод от месторождения природного газаСеверного Сахалина до Комсомольска-на-Амуре. Небольшие по протяженностигазопроводы действуют также в Якутии (от Усть-Вилюйского месторождения на Якутск) и на севере Восточной Сибири (от Мессояхского месторождения на Норильск).

ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИИ

Система магистральных трубопроводов на территории бывшего СССР сформировалась в особых условиях размещения пунктов добычи и переработки нефти. Известно, что с экономической точки зрения трубопроводный транспорт является наиболее выгодным по сравнению с другими видами транспортировки нефти.

В 1863 году русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев первым предложил идею использования трубопровода при перекачке нефти и нефтепродуктов, объяснил принципы строительства трубопровода и представил убедительные аргументы в пользу данного вида транспорта. Спустя 15 лет на Апшеронском полуострове был введен в эксплуатацию первый трубопровод протяженностью всего 12 км и диаметром 75 мм для перекачки нефти от Балаханского месторождения на нефтеперерабатывающие заводы Баку. Проект трубопровода был разработан знаменитым русским инженером В.Г.Шуховым. К концу прошлого столетия общая протяженность трубопроводов из районов Баку составляла 230 км, а их ежегодный объем перекачки - 1 млн. тонн.

В начале ХХ века в России были сооружены два основных трубопровода:

Махачкала-Грозный (1913-1914 гг.), протяженностью 162 км и диаметром 200 мм для перекачки 700 тыс. тонн нефти в год.

До 1917 года были построены нефтепродуктопроводы общей протяженностью 1300 км, средний диаметр труб составлял 197 мм. Однако эти трубопроводы не могли составить конкуренцию мощной системе железнодорожного транспорта. Так, например, в 1913 году по трубопроводу Баку - Батуми перекачивалось только 6% всей транспортируемой нефти.

Ключевой датой в истории развития трубопроводной системы России считается 17 марта 1920 года. В этот день был подписан правительственный указ о строительстве трубопровода от нефтяного месторождения Эмба до Саратова.

После окончания Гражданской войны была проведена реконструкция трубопроводов, построены новые магистрали на Кавказе, введены в эксплуатацию нефтепроводы Сабунчи - Баку, Хадыженск - Туапсе, Махачкала - Грозный. В 1925 году был спроектирован и построен магистральный нефтепровод Баку-Батуми, протяженностью 834 км и диаметром 250 мм с 13 насосными станциями, оборудованными плунжерными насосами с дизельным приводом. Позднее был построен трубопровод Грозный - Туапсе протяженностью 649 км, диаметром 250 мм, на трассе которого разместили 7 насосных станций. В 1936 году был введен в эксплуатацию магистральный нефтепровод Гурьев-Орск, протяженностью 709 км и диаметром 300 мм для транспортировки бакинской, а позднее эмбинской нефти на Орский НПЗ.

Дальнейшие успехи в развитии трубопроводного транспорта в России были связаны с освоением месторождений Башкирии, Татарстана и Самары. В 1936 году был построен первый подземный нефтепровод Ишимбай - Уфа, протяженностью 168 км и диаметром 300 мм для перекачки нефти из первых скважин "второго Баку" на Уфимский НПЗ.

До Второй мировой войны общая протяженность системы магистральных Развитие новых нефтяных месторождений и рост производства явились предпосылками для создания принципиально новых методов для перекачки нефти и нефтепродуктов, а также современного оборудования. Отличительными чертами того периода можно считать дальнейшую механизацию процесса сооружения трубопроводов, применения новых систем связи. Таким образом, до 60-х годов основное развитие получали объекты магистрального транспорта в главных районах добычи нефти - Закавказье и Урало-Поволжье. С конца 60-х годов создается система транзитных магистральных трубопроводов, первым из которых был нефтепровод Туймазы-Омск-Новосибирск. Эти годы можно считать новой и наиболее сложной стадией развития трубопроводного транспорта.

Разработка месторождений Западной Сибири стала началом расширения сети магистральных трубопроводов. С перемещением добычи нефти в Западную Сибирь происходит все большее географическое разграничение в размещении добычи и переработки нефти. Последняя в соответствии с курсом на строительство крупных НПЗ в районах потребления сосредотачивается в европейской части страны, на юге Сибири, в Средней Азии. Результатом такого размещения стала необходимость переброски крупных потоков нефти в эти районы. Появились трубопроводы большой протяженности и больших диаметров, а строительство трубопроводов и насосных станций стало проводиться в более сжатые сроки.

В тот период было построено 40 нефтепроводов диаметрами до 1000 мм: Туймазы - Омск-2 и 3, Горький - Рязань-1, Калтасы - Языково - Ишимбай, Альметьевск - Куйбышев-1 и 2, Аьметьевск - Горький-2 и 3, Тихорецк - Туапсе, Малгобек - Тихорецкая, Ярославль - Кириши, Узень - Гурьев и др.

Первыми крупными нефтепроводами, обеспечивающими транспорт нефти из Западной Сибири, становятся нефтепроводы: Усть-Балык - Омск, Александровское - Анжеро-Судженск, протяженностью свыше 1000 км каждый. В 1964 году был сдан в эксплуатацию магистральный трубопровод "Дружба", общей протяженностью 4665 км (из них 3004 км по России) и диаметром 1200 мм, по которому нефть Татарии и Поволжья стала поступать в Чехословакию, Польшу, Венгрию и Восточную Германию.

В этот же период возникает проблема капитального ремонта трубопроводов, введенных в эксплуатацию в послевоенное время. В начале 60-х годов суммарный объем ремонтных работ на трубопроводах составил всего 30 км в год, т.е. возникла необходимость отказа от примитивных методов ремонта и перехода к более прогрессивным технологиям и оборудованию. Тогда же была разработана и выпущена первая специальная техника для ремонта трубопроводов. Разработки проводились НИИТранснефть.

Особую значимость трубопроводный транспорт приобрел в период активного освоения тюменских месторождений. С увеличением добычи нефти в Западной Сибири основным направлением транспорта становится Европейская часть России. Отличительным признаком начала 70-х годов стали высокие темпы строительства нефтепроводов. Строятся сверхдальние транзитные магистральные нефтепроводы диаметрами 1000 и 1200 мм. В этот период было проложено более 3500 км современных подземных трубопроводов диаметрами 720, 1220 мм. Их доля составила 70% от общей протяженности системы магистральных трубопроводов, а грузооборот - 85% суммарного грузооборота.

Контроль над всеми магистральными трубопроводами как находящимися в эксплуатации, так и на стадии строительства осуществляло Министерство нефтяной промышленности СССР. В 70-м году в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 30 октября 1970 года # 889 в рамках Министерства было сформировано Главное управление по транспортировке и поставке нефти (Главтранснефть), занимающееся вопросами проектирования, сооружения, эксплуатации и перспективным развитием нефтепроводной системы. Это управление со временем было преобразовано в АО "Транснефть". В 1980-1988 гг. сооружаются северные магистральные трансконтинентальные трубопроводы: Сургут - Полоцк и Холмогоры - Клин, замкнувшие сеть магистральных нефтепроводов в единую систему нефтеснабжения страны.

В 1991 году одновременно с прекращением деятельности Министерства нефтяной промышленности СССР было ликвидировано его главное хозрасчетное управление по транспорту и поставкам нефти - Главтранснефть. В целях выполнения общесистемных функций и сохранения единства управления 16 предприятий нефтепроводного транспорта основали компанию "Транснефть", а на базе Главтранснефти - исполнительную дирекцию компании. Производственное объединение магистральных нефтепроводов Западной и Северо-Западной Сибири, ранее входившие в структуру Главтранснефти, один год функционировало как самостоятельное предприятие - "Сибнефтепровод".

В условиях рыночной экономики нефтяные и газовые производственные ассоциации получили право самостоятельно подписывать договоры с потребителями. Были организованы совместные производственные предприятия с участием иностранного капитала, самостоятельно выбирающие покупателя. В силу этих обстоятельств, с 1992 года оплата услуг по транспорту нефти стала производиться на основе тарифов.

На современном этапе функционирование системы нефтепроводов происходит в принципиально новых экономических и политических условиях. В связи с разделением трубопроводов по территориальной принадлежности между государствами - бывшими республиками СССР - в настоящее время только Россия обладает единой нефтепроводной системой.

Протяженность системы магистральных нефтепроводов АК "Транснефть", соединяющей практически все районы добычи нефти в России с центрами переработки и экспортными терминалами и обеспечивающей нормальное функционирование нефтяного рынка, составляет 48500 км.
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННОЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИИ
Сеть МТТНП (магистрального трубопроводного транспорта нефтепродуктов) располагается в широтном направлении и пролегает от Кемеровской области до границы с Венгрией. Действующие нефтепродуктопроводы на территории стран СНГ (Украины, Белоруссии, Казахстана) находятся в собственности ОАО АК «Транснефтепродукт». Протяженность МТТНП составляет 19,1 тыс. км, в том числе на территории Украины - 1500 км, Белоруссии - 1300 км, Казахстана - 300 км. По трубопроводной системе транспортируются светлые нефтепродукты (моторные топлива) с 14 нефтеперерабатывающих заводов России (Омский, Новойл, Уфимский, Уфанефтехим, Куйбышевский, Новокуйбышевский, Московский, и другие) на экспорт и внутренним потребителям России. К системе МТТНП подключены также два НПЗ Белоруссии (Мозырский и Ново-Полоцкий НПЗ). Технологический процесс транспортировки топлива обеспечивается работой 100 головных и промежуточных перекачивающих станций с общей емкостью резервуарных парков 4,6 млн. куб. м. Перевалка на железнодорожный транспорт осуществляется с 11 ж/д наливных станций, а в автомобильный транспорт - с 55 автоналивных пунктов. В настоящее время около 25% всех производимых российскими компаниями на вышеуказанных 14 НПЗ нефтепродуктов транспортируется по системе МТТНП. Однако доля нефтепродуктопроводов в общем объеме транспортировки нефтепродуктов составляет не более 18 %. Ни для кого не секрет, что нормативные сроки эксплуатации линейной части, резервуаров, нефтеперекачивающих станций, оборудования на ряде участков магистральных нефтепроводов уже истекла. Значительное их число следует оснастить Современными системами автоматики, телемеханики и электроснабжения, а для этого нужны существенные финансовые вложения. Обратимся к фактам. Сегодня в эксплуатации все еще находится оборудование, изготовленное в разные годы, разными заводами и по различной технической документации. Что и неудивительно, поскольку существующая система магистральных нефтепроводов создавалась на протяжении десятков лет и в единую схему оказались сведены технические средства разных поколений. Устаревшее, разнотипное оборудование одного и того же функционального назначения снижает надежность системы, увеличивает трудовые и финансовые затраты на техническое обслуживание и ремонт. Анализ технического состояния основных производственных мощностей показал, что при нормативном сроке службы, составляющем, Например, для насосного оборудования девять лет, а для электросилового - восемнадцать, фактические сроки эксплуатации оборудования некоторых НПС достигают 25—30 лет. Далеко от идеала и состояние резервуарного парка: срок службы 60% объектов превышает нормативный. Необходимо провести широкомасштабные ремонтные работы по устранению дефектов, ограничивающих уровень полезной емкости резервуаров, увеличить темпы их ремонта и реконструкции. Постоянный мониторинг технического состояния нефтепроводов с помощью внутритрубного диагностического обследования действующих магистралей (его результаты являются основой для формирования планов текущего и капитального ремонтов) показывает, что ежегодно необходимо проводить диагностирование более 16 тыс. км. нефтепроводов. При существующем сегодня уровне финансирования удается продиагностировать только 11 тыс. км. Кроме того, следует отметить и тот факт, что в настоящее время обнаружено множество не выявленных ранее дефектов труб из-за старения и дефектов сварных швов, о чем говорят результаты обследований, проведенных с помощью магнитного снаряда МFL и ультразвукового снаряда СD. Только в шесть раз, увеличив объемы ремонтных работ, можно своевременно их устранить. Для обеспечения надежной эксплуатации магистральных нефтепроводов и восстановления их проектных технических характеристик ежегодно должна производиться замена 1580 км. труб и 3000 км. изоляции. Реальные же цифры таковы: 1996 г. — 712 км., 1997 г. — 796, 1998 г. - 591, 1999 г. - 751. В 2000 году в результате капитального ремонта и реконструкции заменено 600 км. труб и 820 км. изоляционного покрытия. Данная ситуация, обусловленная недостаточным финансированием, чревата ростом вероятности отказов и аварий. Данные проблемы будут решены при реализации следующих мер:

  • диагностики и капитального ремонта линейной части, резервуаров и оборудования;

  • технического перевооружения и реконструкции технологического оборудования, систем автоматизации насосных станций, резервуарных парков и телемеханизации линейной части магистральных нефтепродуктопроводов;

  • модернизации существующих и внедрения новых систем пожаротушения резервуарных парков. Однако из-за дефицита средств объемы работ недостаточны. Как показывает анализ современного состояния нефтепродуктопроводов, для увеличения их загрузки, повышения технического уровня и улучшения финансового состояния всех дочерних акционерных обществ ОАО «АК «Транснефтепродукт» необходимы:

  • привлечение к транспортировке дополнительных объемов нефтепродуктов внутреннего рынка и экспорта;

  • создание оптимального технологического запаса нефтепродуктов для сокращения сроков доставки топлива;

  • увеличение разветвленности сети и объемов реконструкции действующей системы;

  • расширение номенклатуры транспортируемых нефтепродуктов;

  • диверсификация основных фондов;

  • увеличение объемов реализации нефтепродуктов на наливных пунктах и раздаточных блоках.

Решение этих задач будет способствовать повышению эффективности, конкурентоспособности и привлекательности нефтепродуктопроводов. Система магистрального трубопроводного транспорта газа обеспечивает транспортировку всего добываемого в стране газа. В ОАО «Газпром» вопрос технического перевооружения газоперекачивающих станций стоит достаточно остро. До 30 % компрессорных станций физически и морально устарели, более 15 % станций эксплуатируется свыше 25 лет. Вследствие того, что КПД эксплуатируемого парка газоперекачивающих агрегатов (ГПА) в ОАО «Газпром» 23...30 %, на собственные нужды расходуется до 10 % транспортируемого газа. Поэтому до 2015 года предполагается повысить КПД газотурбинных установок (ГТУ) до 31...36 %, парогазовых – до 37...40 %.

ГЛАВА 4. КРАТКИЙ ОБЗОР ПО ПРОЕКТАМ СТРОИТЕЛЬСТВА НОВЫХ ТРУПРОВОДНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ ЗА АПРЕЛЬ 2005 ГОДА



1

 

апрель

2005

Проект:

строительство трубопровода до Баренцева моря

«Транснефть»:

оценила стоимость северной трубы, протяженностью 467 км.,  в $2,187 млрд.


 

2

 

апрель

2005

Проект:

реконструкции нефтеперевалочного комплекса в Находке

 «Роснефть»:

в 2005 году инвестирует 274 млн. руб. в реконструкцию мощностей по перевалке в находке.  


 

 

3

 
апрель

2005

Проект:

строительства нефтепровода Ковыкта – Иркутск

«Стройтрансгаз»:

создает консорциум для участия в тендере на строительство магистрального нефтепровода Ковыкта-Саянск-Ангарск-Иркутск. 


 

 

4

 

апрель

2005

Проект:

строительства трубопровода от Талаканского месторождения

«Сургутнефтегаз»:

в 2007-2008 гг. планирует вложить 1 млрд. долл. в проектирование и строительство трубопровода от Талаканского месторождения до Усть-Кута. 


 

 

5

 

апрель

2005

Проект:

восстановления нефтеналивной базы в г. Уяр

Инвестиции:

в восстановление нефтеналивной базы в г. Уяр составят 50 млн. долл.


 

6


апрель

2005


Проект

развития БТС

ОАО ЦУП «Стройнефть»:

объявляет подрядные торги на строительно-монтажные работы по объектам  развития БТС (Балтийская трубопроводная система)



Как можно заметить из таблицы, строительство новых трубопроводов, обуславливается разработкой месторождений и соединений их соединений с другими районами страны.

ГЛАВА 5. ВЫСТАВКИ «ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ», ИХ ЦЕЛИ.
Работа трубопроводного транспорта дает хорошее качество транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов. Однако добиться лучшего качества позволяет обмен опытом и новыми технологиями с другими странами. Для этого проводятся Международные специализированные выставки. В России ежегодно проводиться выставка «Трубопроводный транспорт». Дата следующий выставки в 2008 году уже назначена на 17 апреля. Длиться она будет до 19 апреля. В ходе выставки должны быть достигнуты такие цели, как : содействие развитию и установлению новых деловых контактов участников рынка трубопроводного транспорта, представление и изучение новых проектов в области трубопроводов, обмен опытом, научными и технологическими разработками, привлечение инвестиций.

Тематика выставки: проектирование, инженерные услуги, строительство, реализация трубопроводных проектов, диагностика и ремонт, аварийно-восстановительные работы, реконструкция, капитальный ремонт, разработка новых технологий и оборудования, технологии, оборудование и материалы, трубное производство, системы автоматики и телемеханики, охрана окружающей среды

19 апреля 2007 года завершил свою работу VI Международный трубопроводный форум, который объединил два ведущих события отрасли - выставку «Трубопроводный транспорт-2007» и конференцию «Трубопроводный транспорт-2007». В Форуме приняли участие более 300 компаний и организаций из более чем 30-ти стран мира.Среди компаний-участников выставки, такие как: Транснефть . Газпром, ЛУКОЙЛ, ТНК-BP, Русснефть, Agip KCO, КазТрансОйл, Транснефтепродукт, Тюменьтрансгаз, ВНИИСТ, Стройтрансгаз, ПИРС, Трубная металлургическая компания, Объединенная металлургическая компания, Группа ЧТПЗ, Гидромашсервис, Холдинг Нефтегазовые системы, Argus Limited Emerson Process Management, Fluor Corporation, Rosen Europe, PriceWaterhouseCoopers, Sulzer pumps ltd. и др.

ГЛАВА 6. ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИИ

В целях обеспечения стратегических и экономических интересов России планомерно и комплексно прорабатываются четыре направления экспорта российской нефти и транзита нефти из стран СНГ через территорию России: северобалтийское, каспийско-черноморско-средиземноморское, центрально-европейское и восточно-сибирское. По прогнозам, предполагается рост добычи, переработки и экспорта нефти в России. В ближайшее время планируется увеличить добычу нефти в Тимано-Печорском регионе, а в более отдаленной перспективе – в Каспийском регионе и Восточной Сибири. Проблема экспорта российской нефти из новых регионов может быть решена за счет развития:

  • на западе страны – нового северобалтийского направления;

  • на востоке – тихоокеанского (в ближайшее время) и восточно-сибирского направлений (в долгосрочной перспективе);

  • на юге – каспийско-черноморского направления. Cтратегические и экономические интересы России тесно связаны с увеличением объемов транзита нефти стран СНГ. Транзит нефти будет способствовать как загрузке существующих мощностей системы магистральных нефтепроводов, так и строительству новых трубопроводов. Каспийско-черноморско-средиземноморское направление позволит обеспечить транзит нефтей Азербайджана, Казахстана, Туркмении через территорию России и увеличить объем экспорта российской нефти через нефтяные терминалы в Новороссийске (Шесхарис), Новороссийске-II (Южная Озерейка), Туапсе. Планируется довести пропускную способность нефтепровода Баку – Тихорецк до 17 млн т нефти в год, реконструировать терминал «Шесхарис» и участок нефтепровода Тихорецк – Новороссийск, завершить строительство нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума. Проект Балтийской трубопроводной системы (БТС) имеет большое значение не только для ОАО «АК «Транснефть», но и для всей российской экономики, поскольку создается новое экспортное направление для транспортировки российской нефти и транзита нефти стран СНГ. БТС позволит уменьшить затраты добывающих компаний на транспорт нефти на экспорт. Центрально-европейское направление традиционно для России. Нефть транспортируется по двум маршрутам: северному – в Польшу и Германию, и южному – на нефтеперерабатывающие заводы Чехии, Словакии, Венгрии, Хорватии и Югославии. Планируется продлить маршрут через порт Омишаль на рынок Средиземноморья по системе нефтепроводов «Дружба» и «Адрия».
    Перспективу развития северного маршрута нефтепровода «Дружба» при недостаточной сырьевой базе в России целесообразно рассматривать в связи с транспортировкой нефти Прикаспийского региона (Казахстана). Кроме того, в связи со стабилизацией (около 28 млн тонн в год) потребления российской нефти нефтеперерабатывающими заводами Германии и Польши дальнейшее развитие северного маршрута нефтепровода «Дружба» целесообразно лишь при условии поставок на европейский рынок нефти из стран СНГ. Развитие южного маршрута нефтепровода «Дружба» можно рассматривать при условиях заинтересованности стран транзита и согласования единого тарифа до порта Омишаль. Восточно-сибирское направление связано с бурным развитием промышленности стран Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего Китая, и возникновением здесь нового платежеспособного рынка. Поэтому весьма перспективной представляется реализация проекта поставки российской нефти в Китай. Основные направления развития нефтепродуктопроводов ОАО «АК «Транснефтепродукт» до 2010 года определены на основании прогнозных оценок объемов добычи и переработки нефти, производства и потребления нефтепродуктов, представленных в Энергетической стратегии России до 2020 года. Анализ потребления нефтепродуктов в регионах России и прогнозная оценка экспортных потоков при условии сохранения существующих рынков и зон влияния нефтяных компаний позволяют предположить следующие объемы трубопроводного транспорта нефтепродуктов:

  • 2005 год – 25...27 млн тонн, из них на внутренний рынок – 9...10 млн тонн, на экспорт – 16...17 млн тонн;

  • 2010 год – 27...29 млн тонн, из них на внутренний рынок – 10...11 млн тонн, на экспорт – 17...18 млн тонн. Основными задачами ОАО «АК «Транснефтепродукт» на перспективу являются:

  • сохранение и развитие действующей системы нефтепродуктопроводов, поддержание ее в работоспособном состоянии, обеспечение надежности, промышленной и экологической безопасности;

  • реконструкция и техническое перевооружение действующих нефтепродуктопроводов с целью увеличения загрузки;

  • увеличение разветвленности действующих нефтепродуктопроводов и создание новых направлений трубопроводного транспорта нефтепродуктов;

  • совершенствование тарифов и структуры издержек производства.

Увеличение разветвленности и создание новых направлений позволят нетолько повысить загрузку действующей нефтепродуктопроводной сети, но и будут способствовать реализации программы развития портов России, цели которой – реконструкция действующих и строительство новых морских перевалочных комплексов на российском побережье Балтийского и Черного морей. Строительство новых нефтепродуктопроводов и развитие морских терминалов обеспечат для производителей снижение затрат на экспорт нефтепродуктов. С учетом расположения нефтеперерабатывающих заводов и конфигурации нефтепродуктопроводной сети обозначены основные грузопотоки светлых нефтепродуктов:

  • к портам Черного моря – от Волгоградского, Сызранского, Саратовского, Уфимского, Омского и Лисичанского нефтеперерабатывающих заводов;

  • к портам Балтийского моря – от Ярославского, Пермского, Уфимских, Самарских, Рязанского, Московского и Киришского нефтеперерабатывающих заводов.Реализация этих инвестиционных предложений позволит не только повысить загрузку действующей трубопроводной сети ОАО «АК «Транснефтепродукт», но и подключить к ней предполагаемые к строительству новые нефтепродуктопроводы:

  • в южном направлении – магистральный нефтепродуктопровод Сызрань – Саратов – Волгоград – Туапсе (Новороссийск). Протяженность трассы – около 1600 км, объем транспортировки нефтепродуктов – до 6 млн тонн;

  • в северо-западном направлении – магистральный нефтепродуктопровод Ярославль – Солнечногорск – Тверь – Батарейная. Протяженность трассы – около 1400 км, объем транспортировки – до 5 млн тонн;

  • нефтепродуктопровод Красный Бор – Бронка. Протяженность – 80 км, объем транспортировки светлых нефтепродуктов – 3 млн тонн;

  • нефтепродуктопровод Пермь – Альметьевск – Запад. Протяженность трассы – 530 км, объем транспортировки – до 5 млн тонн.

Необходимо отметить, что предполагаемые к строительству нефтепродуктопроводы позволят, помимо формирования направления потоков экспорта с учетом стратегических интересов России, увеличить число регионов, поставка нефтепродуктов в которые будет осуществляться трубопроводным транспортом (Тверская, Владимирская, Смоленская, Новгородская, Саратовская, Волгоградская области, Краснодарский край и другие регионы Северного Кавказа). Реализация перспективных направлений позволит к 2010 году создать разветвленную сеть нефтепродуктопроводного транспорта России протяженностью более 23 тыс. км с подключением 17 из 25 нефтеперабатывающих заводов. Пропускная способность сети составит более 40 млн тонн светлых нефтепродуктов. Использование трубопроводного транспорта нефтепродуктов экономически целесообразно. Тарифы на транспорт по системе трубопроводов останутся ниже тарифов на железнодорожные перевозки, что позволит:

  • ликвидировать разбалансированность транспортных связей путем рационализации транспорта нефтепродуктов;

  • снизить транспортную составляющую цены экспортных нефтепродуктов, повысив эффективность экспорта;

  • повысить безопасность и обороноспособность России, а также уменьшить экономическую зависимость от стран транзита.

Газотранспортная система России получит дальнейшее развитие через реализацию таких известных проектов, как «Голубой поток», Ямал – Запад, Североевропейский газопровод, Китайский газовый проект. Проект «Голубой поток» предусматривает сооружение магистрального газопровода протяженностью 1213 км. Сухопутный участок газопровода пройдет от района Изобильное Ставропольского края до г. Джубга Краснодарского края на побережье Черного моря. Морской участок газопровода протяженностью 396 км пройдет по дну Черного моря на глубине 2150 м до турецкого г. Самсун. Протяженность газопровода, сооружаемого турецкой стороной, от Самсуна до Анкары около 450 км. Пропускная способность газопровода до 16 млрд м3, подача газа начнется в 2001 году. Газопровод Ямал – Запад. Строительство газотранспортной системы Ямал – Запад ОАО «Газпром» осуществляет с учетом прогнозируемого развития европейского рынка и больших потенциальных экспортных возможностей России, а также требований повышения надежности поставок. Газопровод будет иметь протяженность 5350 км (до границы с Германией) и пропускную способность около 65 млрд м3 (к 2010 году). К настоящему времени завершены необходимые работы на территории Германии, Польши, Белоруссии. Ведется строительство участка на территории европейской части России. Вместе с тем строительство участка газопровода с полуострова Ямал откладывается до 2015 года. Североевропейский газопровод предназначен для подачи российского природного газа в Западную Европу по новому маршруту: через регион Балтийского моря на побережье Германии. Он позволит обеспечить диверсификацию экспортных потоков газа и возможность маневрирования, а также соединить российских поставщиков газа с потребителями – странами ЕС. Общая протяженность трасс североевропейского газопровода варьируется от 1400 до 1600 км, наибольшая длина морского участка газопровода от российского побережья до Германии составит около 1200 км. Это будет наиболее протяженный из когда-либо построенных в мире морских газопроводов. Подача российского газа в Китай. Технико-экономическое обоснование строительства газопровода в Китай выполняется в рамках утвержденного графика в соответствии с Генеральным соглашением, подписанным российской и китайской сторонами. Предполагается, что ОАО «Газпром» выступит координатором работ, связанных с созданием газотранспортной системы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Анализ современного состояния и перспектив развития магистрального трубопроводного транспорта России позволяет сделать следующий вывод: трубопроводный транспорт имеет хорошие перспективы развития.

Перспективные проекты требуют государственной поддержки, прежде всего, в организации финансирования проектов, особенно экспортных направлений, а также в заключении многосторонних соглашений со странами, через которые осуществляется транзит российских углеводородов.

Кроме того, необходимо оперативное корректирование тарифных ставок за транспортировку углеводородов с учетом затрат на развитие трубопроводных систем.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по дисциплине «экономическая география транспорта» iconРеферат по дисциплине: ««Экономическая и социальная география России...
Важную роль он играет и в выполнении каботажных перевозок народнохозяйственных грузов, включая перевозки в труднодоступные районы...

Реферат по дисциплине «экономическая география транспорта» iconКурсовая работа по дисциплине «Экономическая география транспорта»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учереждение высшего профессионального образования

Реферат по дисциплине «экономическая география транспорта» iconКурсовая работа по дисциплине: «Экономическая география транспорта»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Реферат по дисциплине «экономическая география транспорта» iconВ. А. Ермолаева География транспорта
В. А. Ермолаева. География сельского хозяйства: Учебно – методический комплекс, рабочая программа для студентов очной формы обучения...

Реферат по дисциплине «экономическая география транспорта» iconРабочая программа по дисциплине ен. В. 01 Экономическая география
Охватывает многие основополагающие понятия

Реферат по дисциплине «экономическая география транспорта» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «экономическая география и регионалистика»
Основными формами изучения данной дисциплины являются лекции, семинарские занятия, консультации и самостоятельная работа студентов....

Реферат по дисциплине «экономическая география транспорта» iconПояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины «Экономическая...
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «экономическая география и регионалистика» 4

Реферат по дисциплине «экономическая география транспорта» iconРабочая программа по дисциплине с 1 Экономическая география и регионалистика мира
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Реферат по дисциплине «экономическая география транспорта» iconФонд оценочных средств по дисциплине новая экономическая география
Социальный состав, образовательный уровень, национальный состав населения России

Реферат по дисциплине «экономическая география транспорта» iconРоссийской федерации
Содержание: умк по дисциплине География автомобильных дорог для студентов направления подготовки 44. 03. 04 Профессиональное обучение...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск