Сценарий внеклассного мероприятия (конференции) «Математики в годы Великой Отечественной войны»






Скачать 194.5 Kb.
НазваниеСценарий внеклассного мероприятия (конференции) «Математики в годы Великой Отечественной войны»
Дата публикации25.02.2015
Размер194.5 Kb.
ТипСценарий
h.120-bal.ru > Военное дело > Сценарий
Авторы: Мордвицкая Елена Васильевна, Плакунова Татьяна Владимировна.
70-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается

Важнейший вопрос, который стоит в настоящее время перед школой - это возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией в сознании ребенка таких понятий как Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин, Патриот, Герой, Ветеран войны и труда. Для образованного человека и гражданина России знание ее истории, ее духовных истоков и традиций очень важно для понимания всех происходящих в ней событий сегодня. Воспитание и обучение ребенка должно быть построено так, чтобы ребенок, выросший в нашей стране, не стал человеком, которому все равно в какой стране жить, и которого абсолютно не волнует судьба своей страны.

История и культура России имеют глубокие и древние корни. Наша история не обезличена. Всегда были и есть легендарные личности, которыми мы гордимся, и на примере которых должны воспитывать своих учеников.

Очень важно понять и не допустить стирание в сознании молодых людей, приходящих на смену старшему поколению бабушек и дедушек, победивших в годы самой страшной войны 1941-1945 гг., войны с фашизмом, имен героев, имен легендарных личностей, которые защищали и отстояли нашу страну. Их имена, их подвиги необходимо знать, помнить. Герои, люди-легенды - это особый мир ориентиров нравственности и поведения человека в особых обстоятельствах, требующих мужества, воли, самопожертвования ради других людей, которых они встали защищать, ради своего Отечества. Сохранение имен своих героев, сохранение духовной чистоты – это одно из важнейших условий развития нашего государства и его защищенности.

Сегодня именно школа - то место, где возможно целенаправленное воспитание граждан и патриотов России. Людей, которые будут гордиться своей Родиной, а, значит, когда это будет необходимо, смогут ее защитить и приумножить ее славу, как их отцы и деды.

Вторая мировая война, а для нашей страны Великая Отечественная, для многих сегодняшних ребят ушла в далекое прошлое, но помнить людей, отстоявших Россию в те годы, обязательно нужно.

С этой целью и в рамках подготовки к юбилейной дате - 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в ГБОУ СОШ №1948 «Лингвист-М», 10 апреля 2014г. было проведено внеклассное мероприятие (конференция) для обучающихся 7 классов «Математики в годы Великой Отечественной войны».

Сценарий внеклассного мероприятия (конференции)

«Математики в годы Великой Отечественной войны»


Цели: познакомить с трудовым подвигом учёных в годы Великой Отечественной войны, сделанными техническими открытиями и изобретениями;

активизация творческой, познавательной деятельности, формирование у обучающихся патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества;

воспитание чувства гордости за вклад ученых-математиков в исход войны, развитие культуры поведения на уроке, повышение культуры общения, воспитание любви к предмету;

развитие познавательной деятельности учащихся при изучении материалов о вкладе математики как науки в исход Победы нашей страны в Великой Отечественной войне, развитие исследовательских умений учащихся; развитие умения слушать, делать выводы.


Учитель. Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины. И высочайшей вершиной этого мужества была Великая Отечественная война. Эта война самая народная и поистине самая священная из всех войн на Земле. Тема истории войны неисчерпаема. Сегодня мы будем перелистывать страницы истории, узнаем, какой вклад в Победу принесли ученые – математики, узнаем их имена.

1 ученик: 22 июня 1941 года. Война!

Война - жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова. Война – святее нету слова.

Страшной полосой перечеркнула эта дата жизнь миллионов людей нашей страны.
Великая Отечественная война не прошла мимо советских математиков: тысячи из них ушли на фронт по мобилизации и добровольцами, многие переключились на решение важных задач, необходимых для победы, остальные не переставали трудиться на своих постах, веря в разгром врага и создавая для будущего новые научные ценности.

Уже 22 июня немцы уничтожили более тысячи 1200 советских самолетов, большую часть - на земле. Тем самым они обеспечили себе полное господство в воздухе. Всего за первые сто дней войны Красная армия потеряла 96% имевшейся авиации - более 8 тысяч самолетов. Война потребовала от авиации больших скоростей полетов самолетов. Но, овладевая большими скоростями, авиаконструкторы столкнулись с неизвестным ранее явлениями в поведении самолета. В определенных режимах работы моторов в конструкциях самопроизвольно возникало возбуждение, вибрации особого рода, причем с большой амплитудой, и это явление (флаттер) вело к разрушению самолета в воздухе. Опасности подстерегали скоростные машины и на земле. При взлете и посадке самолета колеса вдруг начинали вилять из стороны в сторону. Это явление, названное шимми, нередко вызывало катастрофы самолетов на аэродромах. Выдающийся советский математик Мстислав Всеволодович Келдыш и возглавляемый им коллектив ученых исследовали причины флаттера и шимми. Созданная учеными математическая теория этих опасных явлений позволила советской авиационной науке своевременно защитить конструкции скоростных самолетов от появления таких вибраций. Келдыш и его коллеги подготовили расчеты, позволившие увеличить устойчивость самолета. Ученые дали рекомендации, которые требовалось учитывать при конструировании самолетов. В результате наша авиация во время войны не знала случаев разрушения самолетов по причине неточного расчета конструкций, тем самым были спасены жизни многих летчиков и боевые машин.
При создании новых профилей крыльев использовались труды профессора

АнатолияАлексеевича Дородницына.

2 ученик. Над проблемами самолетостроения работали не только отдельные ученые, но и целые научные коллективы. Достижения блестящих результатов в совершенствовании боевых самолетов, прежде всего увеличение их скорости, позволило А.С.Яковлеву и С.А.Лавочкину создать грозные истребители, С.В.Илюшину – неуязвимые штурмовики, Н.Туполеву, Н.Н.Поликарпову – мощные бомбардировщики.
В суровых условиях военного времени наши авиаконструкторы сумели создать и запустить в серийное производство 25 новых и модернизированных типов военных самолетов.

Творческий союз учёных и авиаконструкторов дал хорошие результаты: скорость наших истребителей возросла на 25 %, дальность полёта — на 300 %, скороподъёмность – более чем на 200 %, а калибр используемого стрелково-пушечного оружия возрос более чем в 2 раза... В конце войны превосходство в небе нашей авиации было явным: в воздушном бою уничтожали почти любой самолёт врага!

Были вычислены новые штурманские таблицы. Самолеты были обеспечены надежной защитой от появления вибрации.


3 ученик. Шла жестокая война. Фронт требовал увеличения эффективности огня артиллерии, повышения меткости стрельбы. Эту проблему решил академик Андрей Николаевич Колмогоров.
Используя свои работы в области теории вероятностей, он дал определение наивыгоднейшего рассеяния артиллерийских снарядов. Теория вероятностей использовалась и для определения наилучших методов местонахождения самолётов и подводных лодок противника, для указания путей, позволяющих избежать встречи с подводными лодками врага. Например, встал такой вопрос: как лучше провести караван торговых судов при наличии вражеских подводных лодок? Если составить караван из большого количества судов, то вероятность встречи с подводными лодками противника будет меньшей. Это с одной стороны. Но нельзя забывать другое: увеличатся потери, если встреча большого каравана осуществиться с подводными лодками противника.
Математическими методами были определены размеры судов и частота их отправления, при которых потери были бы наименьшими. Учёные-математики помогли рассчитать, сколько нужно сделать одновременных выстрелов по самолётам противника для того, чтобы иметь наибольшую вероятность попадания. Во всём этом большая заслуга академика А.Н.Колмогорова.


4 ученик. Видная роль в деле обороны нашей родины принадлежит выдающемуся математику - академику Алексею Николаевичу Крылову. Он создал таблицу непотопляемости, по которой можно было рассчитать, повлияет ли на корабль затопление тех или других отсеков, какие номера отсеков нужно затопить, чтобы ликвидировать крен, и насколько это затопление может улучшить устойчивость корабля. Использование этих таблиц спасло жизнь многих людей, помогло сберечь огромные материальные ценности.


5 ученик. Во время Великой Отечественной войны появилась и такая важная проблема, как обеспечение кучности стрельбы и устойчивости снарядов при полете. Проблемы бомбометания привели к необходимости составления таблиц, позволяющих находить оптимальное время для сброса бомб на цель, а также область, которую накроет бомбовой удар самолетов, обладающих большими скоростями. Во время войны были созданы специальные полки ночных тихоходных бомбардировщиков, но для них не было таблиц бомбометания.
На кафедре теории вероятностей МГУ были рассчитаны таблицы бомбометания с малых высот при малых скоростях самолета. Они оказали несомненную помощь нашим летчикам и летчицам. Штаб авиации дальнего действия, дал высокую оценку работе математиков, отметив, что ни в одной стране мира не были известны таблицы, равные этим по простоте и оригинальности.
Эту сложную математическую задачу решил член корреспондент АН СССР Николай Гурьевич Четаев. Он рассчитал наивыгоднейшую крутизну нарезки стволов орудий, что позволило обеспечить кучность стрельбы и устойчивость снарядов при полёте.


6 ученик. Научная работа не прекращалась и в тяжелых условиях жизни фронтовых и прифронтовых городов. Оборона Ленинграда – одна из самых героических страниц отечественной истории и одновременно самая трагическая.

Самоотверженно трудились учёные Ленинграда в осажденном врагом городе на Неве. В тяжелейших условиях приходилось работать ленинградцам-блокадникам: жестокие бомбёжки, разрывы снарядов, отсутствие продовольствия (нормы хлеба были сокращены до 250 г рабочим и 125 г служащим). Судьба послала жителям города новое тяжкое испытание: ударили морозы, в начале января 1942 г. они доходили до – 35°С. Полностью замёрз водопровод, вышла из строя канализация, не работало центральное отопление; подача электроэнергии была строго лимитирована, остановился городской транспорт. Но город жил, трудился! И всё это совершалось усилием воли! Моральный дух ленинградцев, людей науки, был необычайно крепок. Научное дерзание, смелая инициатива – вот что было характерно для них.
Вся страна в тяжелые первые два года войны знала: несмотря ни на что Ленинград держится.

Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна…
Кронштадтский злой, неукротимый ветер
в мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети,
Ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом – смертная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
что называлось страхом и мольбой. (Ольга Берггольц)


В изнурительные дни блокады ученые Ленинграда успешно решили задачу огромной сложности и создали капитальный труд – Большой астрономический ежегодник на 1943- 1945 гг., который нужен был авиации для прокладки курсов самолетов и штурманских расчетов. Ежегодник создавался под руководством профессора Ивана Даниловича Жонгловича рабочей группой, в составе которой было много женщин – Е.С. Иванова, А.С. Мошкова, О.А. Готт, В.К. Коба и другие. Они вели расчёты координат Солнца и Луны на моменты их восхода и захода применительно к каждому дню года. Работы требовали больших знаний и были сложными. Часть их женщины по собственному почину выполнили безвозмездно, как вклад в фонд обороны страны. В блокадном Ленинграде не было электроэнергии, поэтому все сложнейшие расчёты были сделаны вручную! И очень точно, быстро!
Командование ВСС Красной Армии дало высокую оценку работе ленинградских ученых. Заместитель командующего ВВС в письме коллективу Астрономического института писал: «За ценный вклад, внесенный Ленинградским астрономическим институтом в дело обороны страны, объявляю всему составу института благодарность». Об условиях, в которых ученые создавали свой труд, говорит тот факт, что треть сотрудников, работавших над ним, погибли.
7 ученик. Трудности работы во фронтовых условиях не снижали напряжения творческих поисков, не пугали ученых. В те трудные дни испытаний они считали своим патриотическим долгом быть там, где этого требовали интересы защиты Отечества. Эвакуированный из Ленинграда в Казахстан Сергей Натанович Берштейн, стремясь принять непосредственное участие в работе ленинградских ученых, обратился с официальным ходатайством к президенту Академии наук СССР В.М.Комарову о возвращении его в Ленинград «для научной работы при ленинградском филиале Математического института АН СССР» и «участии в той форме, в какой Наркомат обороны считает это полезным в математической работе, связанной с непосредственным обслуживанием фронта и прифронтовой полосы». Ученый просил президента АН СССР поддержать его просьбу и тем помочь ему «исполнить свой долг перед Родиной».


8 ученик. Всеми силами ученые стремились помогать фронту, и не только своей научной работой в институтах и лабораториях. Все, начиная с лаборанта и заканчивая академиком, были постоянными участниками многочисленных субботников и воскресников: грузили уголь, расчищали от снега посадочные полосы аэродромов, разгружали вагоны и баржи.


День Победы, как он был от нас далек, Как в костре потухшем таял уголек.
Были версты, обгорелые, в пыли,
Этот день мы приближали, как могли.

Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша Родина очей.
Дни и ночи битву трудную вели- Этот день мы приближали, как могли.


9 ученик. Героический труд рабочих, инженеров и техников советской промышленности позволил уже с весны 1942 года начать оснащение Вооруженных Сил новыми, более совершенными видами боевой техники. В большом количестве войска получали новое оружие - самоходные артиллерийские установки, реактивные минометы, которые обеспечивали мощный массированный огонь; - знаменитые «Катюши». Установке не требовался длинный орудийный ствол из высококачественной стали; она была экономичной, малогабаритной и монтировалась на автомобиле - грузовике «ЗИС-5», что обеспечивало ее высокую маневренность.

В создании этого реактивного оружия участвовал ряд ученых и конструкторов: Георгий Эрихович Лангемак, Иван Терентьевич Клейменов и многие другие. Непосредственно над ракетами работал Юрий Победоносцев, которому ныне и принадлежит честь называться их автором. Расчеты по ее монтажу выполнил научный коллектив под руководством Ивана Гвая. Реактивная установка стала официально именоваться «БМ-13», а в народе ее нежно называли «Катюшей».
К началу войны были разработаны не только боевые ракеты, но и пороха к ним, а также пусковые системы.

10 ученик. Многие математики с оружием в руках сражались на фронтах в частях действующей армии, соединениях народного ополчения, партизанских отрядах.

Добровольцем ушел на фронт и участвовал в боях с фашистскими захватчиками в Крыму, на Украине, в Прибалтике и Восточной Пруссии выдающийся математик и педагог, член – корреспондент АН СССР (с 1964 г.) Алексей Андреевич Ляпунов (1911-1973). Он храбро воевал и внес много ценного в правила стрельбы. Здесь он использовал свой опыт математика, которому свойственно искать самые лучшие решения. Его предложения увеличили эффективность стрельбы.

В частях тяжелой артиллерии на Пулковских высотах отстаивал город Ленинград выдающийся специалист в области теории чисел, теории вероятностей и математической статистики, доктор физико – математических наук, а потом академик АН СССР Юрий Владимирович Линник (1915 -1972).


11 ученик. Среди миллионов тех, кто не был отмечен наградами и славою при жизни, то в трудную для Отчизны годину до конца выполнил свой долг и отдал ей самое дорогое – жизнь, были начинающие математики, учителя и студенты, которым только предстояло вступить на этот путь.
Отложив свои привычные дела, многие математики возводили оборонительные сооружения, с оружием в руках сражались на фронтах в частях действующей армии,

Они храбро воевали и честно исполняли свой гражданский долг. Несомненно, что при этом страна потеряла огромное число талантливой молодежи, которая могла бы стать гордостью отечественной науки. Каждый из университетов потерял многих молодых ученых, уже сумевших проявить себя и обещавших в будущем очень многое, но не вернувшихся с войны. Они могли бы стать гордостью нашей науки, но воина прервала и зачеркнула развитие так славно начатого ими научного пути.

Иван Семенович Бровиков – доктор физико-математических наук. Участвовал в боях под Москвой, Старой Руссой, на Курской дуге, на Украине, в Румынии, Польше, Германии и Чехословакии, за что награжден орденом Красной Звезды и многими медалями.

Николай Владимирович Метельский будучи студентом физико-математического факультета Белорусского университета был подпольным работником, партизанским связным, а затем в составе гвардейской части принимал участие в освобождении Белоруссии и Польши, в боях в Германии, был ранен и контужен, имеет боевые награды.

Ирина Владимировна Баранова – доцент кафедры методики преподавания математики, декан математического факультета Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена. Её труд в годы ВОВ отмечен медалью «За доблестный труд в ВОВ».

Научный работник Алексей Иванович Бородин нелегкие армейские дороги прошел зенитчиком, командиром отделения, старшиной отдельной фугасной огнеметной роты. Воевал в составе отряда морской пехоты, работал в штабах Азовской и Дунайской военных флотилий. Ратный труд Алексея Ивановича отмечен орденом Отечественной войны и боевыми медалями.

Самсон Агабекович Дагбашян – преподаватель математики, Герой Социалистического Труда, народный учитель СССР, заслуженный учитель Армянской ССР, был призван в ряды Советской Армии в 1941 году. На Брянском фронте получил тяжелое ранение, лишился ноги и в конце 1942 года был демобилизован. Домой вернулся с орденом Отечественной Войны 2-й степени и медалями.

Великую Отечественную войну Сергей Федорович Рубанов встретил в рядах Советской Армии. Защищал Ленинград, находился в осажденном городе во время блокады. Был ранен. За подвиги награжден орденами Отечественной войны 1 и 2 степени с несколькими медалями. После демобилизации в 1946 году вернулся к преподаванию математики.

Александр Спиридонович Пчелко – учитель математики среднего звена. Ушел добровольцем в Народное ополчение.

Владимир Яковлевич Саннинский – кандидат педагогических наук, доцент кафедры геометрии и методики преподавания математики, с января 1942г. по май 1946 г. находился в рядах Советской Армии. За участие в ВОВ награжден орденом Отечественной войны 2 степени, медалью «За оборону Сталинграда» и другими медалями.

В годы ВОВ, несмотря на тяжелое состояние здоровья, Сергей Евгеньевич Ляпин – известный математик и методист, сразу же вступил в состав вооруженных сил, занял пост начальника штаба одного из подразделений местной противовоздушной обороны.

Помимо преподавателей, аспирантов и студентов, получивших мобилизационные извещения уже в первые дни войны и попавших в регулярные воинские части, механико-математический факультет Московского университета дал 213 человек в 8-ю Краснопресненскую дивизию народного ополчения. Все они были зачислены в 975-и артиллерийский полк этой дивизии и после короткого обучения уже в августе заняли оборонительный рубеж на ржевско-вяземском направлении.

12 ученик. Вместе со многими именами, заслуженно ставшими хрестоматийными, сколько имён из миллионов тех не знаменитых, не отмеченных наградами и славой при жизни, которые в трудную минуту для отчизны до конца выполнили свой долг и отдали ей самое дорогое - жизнь!


Осенью 1941 года умер от ран и нечеловеческих условий вражеского плена Николай Борисович Веденисов (1905 – 1941). Свой путь в математике талантливый ученый начинал в области теории множеств и теории функций действительного переменного. Позже его научные интересы перешли в область теорико - множественной топологии. Где он получил ряд важных результатов. Война застала Веденисова преподавателем одной из военных академий. Несмотря на слабое здоровье и бронь он принял твердое решение уйти в ополчение. В тяжелых боях под Ельней ученый был ранен и оказался в плену, где силы его быстро иссякли.

М.В. Бебутов (1913 – 1942) начал свою работу еще в студенческие годы в семинаре П.С. Александрова и Н.Б. Веденисова. Его научные интересы были связаны с качественной теорией дифференцированных уравнений. Меньше четырех лет продолжалась научная работа М.В. Бебутова. Первая публикация относится к 1938 году, а последняя опубликована посмертно в 1942 г. И все же, несмотря на ограниченный промежуток научной деятельности, М.В. Бебутов получил в математике ряд важных результатов. Защищенная им в июне 1941 года диссертация была отмечена ученым советом как выдающаяся работа.

13 ученик. Последний раз, проверив домашнее задание, простился на перемене со своими учениками учитель математики из далекого сибирского села на берегу Ангары Н.В. Бибиков. Он ушел на свой открытый урок; своим примером пробуждал гуманные чувства, верность высоким идеалам, любовь к родной земле. Коротки перемены у трудного ратного дела. Гвардии старший лейтенант Н.В. Бибиков отдавал их письмам к родным, ученикам и своему любимому занятию – рисованию. Война потребовала напряжения всех духовных и физических сил, переплавила абстрактные социальные, этические и моральные понятия в живые образы действительности. То что раньше воспринималось как аксиома, теперь надлежало доказать самой жизнью. Об этом много раздумий в письмах Бибикова Н.В. – волнующем документе своей эпохи.

«Очень хочется жить. Дышать, ходить по земле, видеть небо над головой. Хочется увидеть победу, прижать к шершавой шинели шелковистую головку сына. Я очень люблю жизнь и поэтому иду в бой. В бой за жизнь, за настоящую, а не рабскую жизнь. За счастье моих близких, моих детей, за счастье моей Родины. Я люблю жизнь, но щадить ее не буду. Жить как воин и умереть как воин – так я понимаю жизнь»(22 августа 1942г.).

Через сколько сожженных деревень пришлось вести Н.В. Бибикову своих солдат! Горе обжигало лютой ненавистью к врагу, наполняло всепобеждающей любовью к родине.

«…Я понял, что такое Родина: это когда каждая хата под серым очеретом кажется тебе родной хатой и каждая старуха в селе – родной матерью. Родина – это когда каждый шаг немецкого кованого сапога по нашей земле – кровавый след в твоем сердце» (27 августа 1942 г.).

Выбивая врага из деревни Голоски Каменец – Подольской области, Бибиков упал и навсегда остался в этой далекой от Ангары, но навечно кровной ему украинской деревне.

Не вернулись с войны многие талантливые молодые математики Московского университета. Все они могли бы стать гордостью нашей науки, но война прервала и зачеркнула развитие так славно начатого ими научного пути. Сколько замыслов осталось неосуществленными, какие россыпи математических сокровищ они унесли с собой. Справедливо говорят, что трудно даже представить, какой была бы сегодня математика, не понеси мы этих потерь.


14 ученик. Рассказ о вкладе наших научно-технических работников в дело Победы над фашизмом можно продолжать ещё долго. Хотя наша страна располагала значительно меньшей военно-промышленной базой, чем противник, она во второй половине войны превзошла врага в производстве военной техники:

  • по орудиям — более чем в 2 раза,

  • по танкам и самоходным артиллерийским установкам (САУ) — почти в 2 раза,

  • по самолетам — в 1,7 раза,

  • по автоматам и минометам — в 5 раз!



Наша промышленность выпустила за годы войны 137 тысяч самолетов, 104 тысяч танков, 488 тысяч орудий. В январе 1945 года мы имели в 2,8 раза больше танков, чем гитлеровцы, в 7,4 раза больше самолетов! В ходе войны было проведено не просто оснащение техникой нашей армии, но и ее полное перевооружение. Это благодаря труду ученых, их знаниям, практическому опыту и полёту творческой мысли рождались в небывало короткие сроки проекты новой боевой техники, призванной громить врага, и совершенствовалась техника, уже имевшаяся.

15 ученик. В годы Великой Отечественной войны было совершено колоссальное количество открытий. Война показала, каким образом научный коллектив в патриотическом порыве способен быстро и уверенно решать большие и трудные задачи; какие большие скрытие научные силы имеются у нашей Родины. Советские ученые были всюду - в авиации, во флоте, в артиллерии, в инженерных и железнодорожных войсках, в госпиталях, на заводах оборонной промышленности, на колхозных полях. Всюду они несли свою помощь и свой совет. Победа Советской армии была частично и победой советской науки. В памяти поколений всегда будет жить великий подвиг нашего народа, отстоявшего свободу и независимость своей Родины и спасшего человечество от угрозы фашистского порабощения.


Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколения,
Затем, чтоб нам счастливыми быть,
А счастье – не в забвенье. (А.Твардовский)

16 ученик. Завершилась война и перед учёными встали новые проблемы. Надо было создавать современную технику. Всеми этими проблемами занялись ветераны – участники Великой Отечественной войны, как те, кто сражался с врагом в армии, так и те, кто напряжённо работал в тылу. Они продолжали активно трудиться и многие из них внесли существенный вклад в создание и развитие в нашей стране современной науки и техники. Они были героями не только в годы войны – героической была вся их жизнь.

Учитель. Справедливо считать, что салют Победы, состоявшийся 9 мая 1945 года, славил подвиг всех людей страны — тех, кто с оружием в руках в смертельной схватке с врагом отстоял свободу и независимость нашей Отчизны, кто варил сталь, изготовлял снаряды, строил танки и самолеты, кто делал оружие Победы, кто, не жалея сил, день и ночь трудился в тылу на благо фронта, кто создавал вооружение — ученых, конструкторов, исследователей, деятелей техники. Страна салютовала всем своим гражданам: ведь это их неимоверными усилиями была завоевана великая Победа. Она салютовала нравственному подвигу народа, выстоявшему в жесточайшей длительной борьбе и вышедшему из нее победителем.

Мы упомянули имена лишь некоторых учёных и инженеров, которые были не только выдающимися специалистами, но и высоконравственными и всесторонне образованными людьми. Память о них увековечена в их делах. Их имена присвоены научным институтам и предприятиям, которые они создали и где трудились после войны.

Завершим словами знаменитого русского поэта XIX в. Гавриила Державина:

А слава тех не умирает,
Кто за отечество умрет:

Она так в вечности сияет,
Как в море ночью лунный свет.

Приложение 1.

Истребитель Ла-5 конструкции С.А.Лавочкина, обладавший мощным двигателем, большой скоростью подъема, маневренностью, огневой мощью, значительной высотой полета (более 11 км), простотой в управлении; стремительность и «живучесть» машине придавал новый мощный, надежный двигатель с воздушным охлаждением (первые полки истребителей Ла-5 участвовали в сражениях уже через год после начала войны.).

Самый легкий и маневренный истребитель Второй мировой войны — Як-3, сконструированный в 1943 году в конструкторском бюро А.С.Яковлева; его взлетная масса равнялась 2650 кг, высота полета до 12 км, для подъема на 5 км ему требовалось всего 4,1 мин; он обладал высокими аэродинамическими качествами.

Пикирующий бомбардировщик ТУ-2, созданный в конструкторском бюро А.Н.Туполева. Он мог летать на высотах до 9,5 км при дальности полета 2100 км и развивал скорость до 570 км/ч; специальное оборудование позволяло прицельно сбрасывать бомбы при разных режимах полета;

Штурмовик Ил-10 конструкции С.В.Ильюшина, созданный в 1944 году, обладал мощным двигателем и вооружением, усиленной броней; он был прозван фашистами «летающим танком», «черной смертью».

Приложение 2.

Новое оружие впервые было применено в бою 14 июля 1941 года батареей капитана Ивана Андреевича Флерова вблизи белорусской железнодорожной станции Орша. Снаряды, выпущенные из установки, рвались с оглушительным ревом, свистом и раскатистым скрежетом, все вокруг окутывали огромные клубы красно-черного дыма. Горели не только танки и машины противника, горела и земля; врага охватили ужас и паника. Наши очевидцы рассказывали, что сердце переполняли радость и гордость за творцов этого грозного оружия!

Из текста донесения в немецкий генеральный штаб: «Русские применили батарею с небывалым числом орудий. Снаряды фугасно-зажигательные, но необычайного действия. Войска, обстрелянные русскими, свидетельствуют - огневой налет подобен урагану. Снаряды разрываются одновременно. Потери в людях огромные».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сценарий внеклассного мероприятия (конференции) «Математики в годы Великой Отечественной войны» icon«война и дети» в литературе о Великой Отечественной войне
Состояние детской литературы в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы. Поэзия периода Великой Отечественной войны:...

Сценарий внеклассного мероприятия (конференции) «Математики в годы Великой Отечественной войны» iconКурсовая работа по теме: «Организация и проведение внеклассного мероприятия...
В данной работе Е. А. Салиной, мастера производственного обучения профессионального училища №15 г. Волжска рмэ представлена разработка...

Сценарий внеклассного мероприятия (конференции) «Математики в годы Великой Отечественной войны» iconКлассный час «Спортсмены в годы Великой Отечественной войны»
Образовательная: познакомить обучающихся с судьбами спортсменов, участников Великой Отечественной войны

Сценарий внеклассного мероприятия (конференции) «Математики в годы Великой Отечественной войны» iconПрограмма курса: «История города Горловки в годы Великой Отечественной войны»
Методы изучения истории Горловки и горловчан в годы Великой Отечественной войны на уроках истории. 18

Сценарий внеклассного мероприятия (конференции) «Математики в годы Великой Отечественной войны» iconОборонная промышленность восточной сибири в годы великой отечественной войны
Охватывают период с июня 1941 г по май 1945 г. Нижняя граница датируется 1941 г., началом Великой Отечественной войны, которая способствовала...

Сценарий внеклассного мероприятия (конференции) «Математики в годы Великой Отечественной войны» iconКиноискусство в годы великой отечественной войны
История советского кинематографа до начала Великой Отечественной войны с. 6

Сценарий внеклассного мероприятия (конференции) «Математики в годы Великой Отечественной войны» iconРоссийская Федерация Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Сценарий проведения мероприятия, посвященного «Дню памяти и скорби – дню начала Великой Отечественной войны» 5

Сценарий внеклассного мероприятия (конференции) «Математики в годы Великой Отечественной войны» iconСценарий проведения мероприятия, посвященного «Дню памяти и скорби...
Министерство физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области

Сценарий внеклассного мероприятия (конференции) «Математики в годы Великой Отечественной войны» iconВ. С. Папин Калининский трудовой фронт в годы Великой Отечественной войны
Книга предназначена для специалистов, профессионально занимающихся историей функционирования народного хозяйства в годы Великой Отечественной...

Сценарий внеклассного мероприятия (конференции) «Математики в годы Великой Отечественной войны» iconВеликая Отечественная война 1941-1945 гг
Церковь в годы войны. Великий подвиг народа в Отечественной войне. Ссср в антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Проблема второго фронта....






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск