Урока: урок анализа и синтеза. Форма урока






Скачать 195.73 Kb.
НазваниеУрока: урок анализа и синтеза. Форма урока
Дата публикации16.07.2015
Размер195.73 Kb.
ТипУрок
h.120-bal.ru > Военное дело > Урок
Открытый урок.

Эпиграф к уроку:
“Да, мы были противниками, но странными. У нас была одна любовь… И мы, как двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось в одно».
А. Герцен, конец 19 века.
Тема: Три цвета гражданской войны.

1918-1922 гг.

Тип урока: урок анализа и синтеза.

Форма урока: практическое занятие.

Технологии: педагогическая мастерская, мультимедийная технология.

Возрастная группа: учащиеся 9 классов.
Цель урока:
Обучающая Сформировать представление о гражданской войне как битве альтернатив возрождения России.
Развивающая: Продолжить развитие интеллектуальных умений (определять причинно-следственные связи, оценивать исторические процессы и явления, обобщать, сравнивать, делать выводы). Развивать умение работать с фактическим материалом, документами, картой.
Воспитательная: Способствовать воспитанию интереса и уважения к истории своей Родины; осознанию того, что гражданская война – это одна из трагических страниц нашей истории, в которой нет победителей и побежденных. Подойти к выводу о необходимости выбора иных, не силовых путей решения важных политических вопросов в современном обществе.

(раскрыть цели, политическую и экономическую программу каждого движения и определить его социальный состав; сделать вывод о причинах победы красного движения.)

Задачи:

1. Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с документами, развивать такие операции логического мышления как анализ и синтез.

  1. Формировать навыки работы в группе и умения вести дискуссию. Продолжить формирование познавательного интереса к предмету.

  2. Понять, что трагедия Гражданской войны учит отказу от ненависти, от насилия и произвола как метода государственного строительства, всей организации жизни.



План урока

Повторение

  1. Вводное слово учителя (постановка целей и задач, подготовка класса).

  2. Белые в гражданской войне.

  3. Красные в гражданской войне

  4. Зеленые в гражданской войне

  5. Причины побед и поражений основных участников войны.


Подготовка урока.

Предварительно класс делится на 3 группы. Каждая группа будет исследовать одну из проблем урока – «Белые в Гражданской войне», «Красные в Гражданской войне», «Зеленые в Гражданской войне».

На доску крепятся термины: Гражданская война, террор.

Карта «Гражданская война в России».
Фонограммы И. Тальков «Россия» (включить перед работой с подгруппой, анализирующей Белое движение), И. Тальков «Бывший подъесаул» (включить перед работой с подгруппой, анализирующей Красное движение). И. Тальков «Фатальная колесница» (включить в конце урока после подведения итога). (Занятие рассчитано на 2ч.)

Вводное слово учителя

ПОВТОРЕНИЕ:

1. Показать территорию, охваченную войной. По карте.

2. Направления главных ударов красных и белых. По карте.

3. Почему основные группы участников войны называются белые, красные и зеленые?

4. Перечислите героев гражданской войны.
Мы уже знаем, как разворачивались события войны. Сегодня наша задача – проанализировать программы ее основных участников и попытаться понять, в чем заключались причины их победы или поражения. В ходе работы попытайтесь разобраться, что значит «Трехцветный патриотизм для будущего России»
1. Индуктор.

Для того чтобы участники мастерской могли вжиться в историческую ситуацию и глубоко почувствовать трагизм гражданской войны, в качестве индуктора было выбрано слово «судьба». Можно изменить свою судьбу? Разве не мы выбираем свой путь в жизни?
Приложение 1.

Основные социальные группы населения России в начале XX века:

рабочий класс, буржуазия , помещики, кулаки, середняк,

батраки, безлошадные крестьяне
2. Социализация. Представление группами результатов своей работы через устные выступления учащихся


Основные социальные группы населения России в начале XX века:


Годовой доход разных групп населения



Всё население страны – 125 млн. человек. Из них:





  • рабочий класс



  • рабочий класс – в среднем 214 рублей в год




  • рабочий класс – 11, 2 % (14 млн. человек)









  • буржуазия




  • буржуазия – в среднем 60000 рублей в год




  • буржуазия – 2 % (2500 тыс. человек)










  • помещики




  • помещики – в среднем 8000 рублей в год




  • помещики – 1.5 % (1853 тыс. человек)










  • кулаки



  • кулаки - в среднем 4000 рублей в год




кулаки – 3 % (3706 тыс. человек)









  • середняки




  • середняки в - среднем 2000 рублей в год



  • середняки – 12 % (37500 тыс. человек)










  • батраки, безлошадные крестьяне




  • батраки, крестьяне (одна лошадь, одна корова), безлошадные крестьяне – в среднем 100 – 200 рублей в год




  • батраки, крестьяне (одна лошадь, одна корова), безлошадные крестьяне – 62% (775 тыс. человек)










Приложение1.

Образ жизни и нравы разных групп населения

  • рабочий класс: 11, 5 – часовой рабочий день, до половины заработка рабочих отбирали штрафы, высокая степень эксплуатации – капиталисты с каждого рубля забирали в виде прибыли 78 копеек. Расходы в пользу рабочих (больницы, школы, страхование) составляли 0,6% текущих расходов предпринимателей. Семьи рабочих жили в квартирах коечно – каморочного типа. Каморка – часть комнаты, отделённая дощатыми перегородками.

  • Буржуазия: среди русских капиталистов преобладали мелкие и средние, буржуазия делилась на две категории – московская (выходцы из купеческой среды) и петербургская (выходцы из чиновничьего аппарата). Предприниматели стремились выжимать максимальные доходы, применяя грубые методы конкурентной борьбы, такие как бойкот, нажим, поборы с населения. Правительство выдало промышленников на начало 1905г. Незаконных ссуд на 63 млн. рублей, списало задолженностей на 33 млн. руб.

  • Помещики: основой благосостояния были земельные владения, прибыльную статью давало предпринимательство, получили дальнейшее развитие дворянские сообщества, сохранялась привилегированность дворянства – пользовались преимуществом при определении на государственную службу, не подвергались телесным наказаниям, судились с равными себе.

  • середняки: «крепкие» крестьяне - владели до 20 десятин земли, давали 20 % товарного хлеба, как правило не использовали наёмный труд односельчане, исключение – сезонные работы.

  • кулаки: деревенская буржуазия, богатые крестьяне, которые имели по 40 – 50 десятин земли, давали 30 % товарного хлеба, нанимали на работу обедневших односельчан.

  • батраки, крестьяне (одна лошадь, одна корова), безлошадные крестьяне: имели 8 десятин земли при «прожиточном минимуме» 15 десятин, разорение крестьянских хозяйств, уход на заработки в города или к более богатым односельчанам.


УЧИТЕЛЬ: Кому в России жить лучше? Воспользуйтесь Приложением №1. Свой ответ аргументируйте.

УЧЕНИКИ: Хорошо живется в России в начале 20 века помещикам, Буржуазии, кулакам. Их мало, условия жизни намного лучше, пользовались поддержкой Временного правительства.

Промежуточная рефлексия. Определение главного итога представленных результатов работы: была ли поляризована социальная жизнь в России начала XX века.

УЧИТЕЛЬ: ИСТРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ

  • 1914г. – Россия вступает в первую мировую войну;

  • 1915 – 1917гг. – общенациональный кризис;

  • 1917г. – Февральская буржуазно – демократическая революция;

  • октябрь 1917г. – пролетарская революция, в результате которой к власти пришли большевики;

Перед учащимися ставится проблемное задание: в каких условиях оказываются участники мастерской теперь, продолжая «проживать» выбранную судьбу.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.
УЧИТЕЛЬ: Но как раз изменились условия жизни для всех: мировая война, революция, гражданская война. Теперь у власти встали большевики и объявили о диктатуре пролетариата. Общество раскололось: одни за новую власть, другие против, а третьи просто хотят жить и работать в мирной стране. Так случилось в истории России , что мы их называем белыми, красными и зелеными. Рассмотрим программы ее основных участников и попытаемся понять, в чем заключались причины их победы или поражения.

У учеников имеются документы и задания .для анализа.

Вопросы и задания первой группе.

  1. Прочитайте источники и сравните их. Найдите противоречия в них. Как вы объясните эти противоречия?

  2. Какими методами действовали «белые»?

  3. Отберите факты, представляющие и конкретизирующие политическую программу белых. Каковы ее основные положения?

  4. Сделайте выводы о силе и слабости белого движения. Предложите материал по проблеме «Причины поражения белых в Гражданской войне».(крупно напишите на листочек фломастером)


Работа с документом

  1. Белые в Гражданской войне.

Документы для анализа позиции белых в Гражданской войне.
Документ №1.

А.И. Деникин. Из наказа Особому совещанию:

«Приказываю Особому совещанию принять в основе своей деятельности следующие положения:

  1. Единая, великая, неделимая Россия. Защита веры. Установление порядка…

  2. Борьба с большевизмом до конца.

  3. Военная диктатура… Всякое противодействие – справа и слева – карать. Вопрос о форме правления - дело будущего. Русский народ изберет верховную власть без давления и без навязывания…

  4. Внешняя политика – только национально русская… За помощь – ни пяди русской земли.

  5. Продолжить разработку аграрного и рабочего закона…

  6. Оздоровить фронт и войсковой тыл – работой особо назначенных генералов с большими полномочиями, составом полевого суда и применением крайних репрессий.


Документ №2.

Из газеты «В пути», 7 октября 1918 г.:

«Из штаба бригады N … (Южный фронт) получена следующая телеграмма: «Доношу, что делегатами Н-ского полка найдено заброшенными, покрытыми соломою убитых красногвардейцев в количестве 31 человека. Личность убитых опознать оказалось невозможным, так как трупы совершенно изуродованы: головы почти у всех пробиты, глаза выколоты, уши отрезаны».

Документ №3.

Из приказа губернатора Енисейской и части Иркутской губернии генерала С.Н. Розанова, 27 марта 1919 г.:

«1. При занятии селений, захваченных ранее разбойниками, требовать выдачи их

главарей и вожаков; если этого не произойдет … - расстреливать десятого.

  1. Селения, население которых встретит правительственные войска с оружием, сжигать; взрослое мужское население расстреливать поголовно, имущество… отбирать в пользу казны…

  2. За добровольное снабжение разбойников не только оружием…, но и продовольствием, одеждой и прочим виновные селения будут сжигаться, а имущество отбираться в пользу казны.

  3. Среди населения брать заложников, в случае действий односельчан против правительственных войск, заложников расстреливать беспощадно».

Документ №4

Из письма белогвардейского офицера Г. Литвиненко. Омский вокзал, 19-25 апреля 1919 года:

«Я возвращаюсь с фронта в отпуск и мне пришло в голову поделиться с вами фактами из фронтовой жизни… Вы знаете, что в этой войне с красными мы, белые, имеем одно преимущество – на нашей стороне сочувствие подавляющего большинства населения и в частности, всего или почти всего крестьянства. В этом нет никакого преувеличения и это сочувствие – настолько могущественный наш союзник, что без него мы давно были бы разбиты. Наши полки в начале своих походов были по отношению своему к мирному населению почти идеальным войском; они чрезвычайно бережно относились ко всем болям и нуждам крестьян, никогда ничего не брали даром и, действительно являлись для крестьян настоящими избавителями. Войска как будто подчеркивали противоположность свою красноармейской разнузданной банде.

Но с течением времени мы стали терять все эти спасательные качества. Здесь действительно много причин – возросшая уверенность в том, что для населения мы нужны как избавители, главное – полное невнимание командного состава к этому важнейшему из всех вопросов настоящего момента… Выпороть крестьянина стало самым обычным явлением и по самому ничтожному поводу за какую-нибудь неладно сказанную фразу… А отношение к пленным. Их, сдающихся добровольно к нам в плен …, отдают толпе наших солдат, которые их обирают, оскорбляют, бьют.

Мы роем себе могилу, настроение крестьян и отношение к нам меняется… все то, что сказано мною выше, стало массовым явлением, стало злом. Массовым губительным злом, с которым надо бороться всеми силами… красные до сих пор не без успеха пользуются тем оружием которое у нас в пренебрежении – словом, пропагандой. А мы как будто поставили себе целью сломить силою исключительно.

Знаете ли вы наши потери? Когда мы выехали из Барнаула, в ротах было по 18 – 20 офицеров, а теперь осталось по два, три и через месяц-два не останется в строю ни одного офицера из тех, что выехали на фронт.
2. Красные в Гражданской войне

Документы для анализа позиции красных в гражданской войне.

Документ 1.

Из программы РКП(б). Принята VIII съездом партии в марте 1919 г.:

«Октябрьская революция 25 октября (7 ноября) 1917 г. в России осуществила диктатуру пролетариата, начавшего при поддержке беднейшего крестьянства или полупролетариата созидать основы коммунистического общества… Началась эра всемирной пролетарской революции. Только пролетарская революция может вывести человечество из тупика, созданного империализмом и империалистическими войнами…

В ОБЛАСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ. Задача партии пролетариата состоит в том, чтобы проводя неуклонно сопротивление эксплуататоров и идейно борясь с … предрассудками насчет безусловного характера буржуазных прав и свобод, разъяснять…. Что лишение политических прав и каких бы то ни было ограничения свободы необходимы исключительно в качестве временных мер борьбы с попытками эксплуататоров отстоять или восстановить свои привилегии.

В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ. …Максимальное объединение всей хозяйственной деятельности страны по одному общегосударственному плану; наибольшая централизация производства в смысле объединения его по отдельным отраслям и группам отраслей… Поголовная мобилизация всего трудоспособного населения страны по общегосударственному плану; наибольшая централизация производства в смысле объединения его по отраслям и группам отраслей… Поголовная мобилизация всего трудоспособного населения Советской властью … должна быть применяема несравненно шире и систематичнее, чем это делалось до сих пор…»
Документ 2.

Председатель РВСР и наркомвоенмор Л.Д. Троцкий. Из приказа №64 по всем войскам Южного фронта, 24 ноября 1918 г.:

«Приказываю всем командующим, начальникам частей, комиссарам строжайше наблюдать за тем, чтобы мобилизованные Красновым крестьяне и трудовые казаки в случае перехода на нашу сторону – не подвергались никаким наказаниям. Каждый казак, каждый крестьянин, который одумается и сложит оружие, должен быть принят не как враг, а как друг… Под страхом строжайшего наказания запрещаю расстрелы пленных, рядовых казаков и неприятельских солдат».

Документ 3.

Из акта расследования по делам о злодеяниях большевиков в 1919 г. в г. Новочеркасске и других местностях Донской области. Составлено 20 мая 1919 г. г. Екатеринодар:

«12 февраля 1918 года после самоубийства выбранного в революционное время Донского войскового атамана генерала Каледина, в г. Новочеркасск вступили большевистские казачьи части под командой войскового старшины Голубева, а вслед за ним красноармейцы и матросы. В городе начались произвольные обыски и аресты. При этих обысках, часто повторных, похищались разные вещи, преимущественно золотые, а так же и деньги, и иногда квартиры подвергались полному разгрому…

Политику террора проводили в жизнь созданные большевиками в г. Новочеркасске учреждения – совет пяти и железнодорожный военно-революционный трибунал. Совет пяти заменил собою городскую милицию, избранную населением уже во время революции, и исполнял, кроме того функции суда. Этот совет, руководствуясь … «революционной совестью», но не законами, выносил постановления об арестах и расстрелах жителей и сам же приводил в исполнение свои приговоры. Суд революционной совести превратился в сплошной самосуд толпы и отдельных матросских и красноармейских банд.

…Прежде всего, уничтожали своих боевых противников, хотя бы те складывали оружие и беспомощно лежали на больничных койках. Затем истребляли богатых и просто обеспеченных людей, как «буржуев», священников за их не согласие с разбойным большевизмом и за духовный сан, просто интеллигентных людей за их интеллигентность и по доносам как «контрреволюционеров». Иногда казнили за неосторожное слово, за ношение погон, за службу в полиции в дореволюционное время и по другим случайным и порою вздорным поводам».

Вопросы и задания 2 группе


  1. Прочитайте источники и сравните их. Какие противоречия вы видите в источниках? Как вы объясняете противоречивость документов?

  2. Какими методами действовали «красные»?

  3. Отберите факты, представляющие и конкретизирующие политическую программу красных. Каковы ее основные положения?

  4. Сделайте выводы о силе и слабости красных. Предложите материал по проблеме: причины победы красных в Гражданской войне».(крупно напишите на листочек фломасером)




  1. Зеленые в Гражданской войне.

Документы для анализа позиции крестьян в Гражданской войне.

Документ 1.

Из резолюции съезда представителей от 72 волостей Александровского Мариупольского, Бердянского, Бахмутовского и Павлоградского уездов и от фронтовых частей. 10 апреля 1918г., село Гуляй-Поле, Александровского уезда (сохранена орфография источника. – Т.К.):

«принимая во внимание, … настоящее положение на Украине и в Великороссии власти политической партии «коммунистов-большевиков», не останавливающихся не перед какими мерами для убеждения и закрепляя за собой государственные власти … съезд постановил:

  1. …Мы съехавшиеся крестьяне, рабочие и повстанцы. Еще раз горячо протестуем против подобного насилия… И мы всегда готовы к защите своих народных прав. …

  2. Чрезвычайные комиссии, предназначенные для борьбы с настоящей контрреволюцией и бандитизмом, превратились в руках большевиков оружием для подавления воли трудящихся.… Требуем все эти прекрасно вооруженные реальные силы отправить на фронт…

  3. Мы требуем немедленного удаления всех назначенных на всевозможные военные и гражданские ответственные посты… Мы требуем проведения правильного и свободного выборного начала. …

  4. Мы требуем социализации земли, фабрик, заводов.

  5. Мы требуем изменения в корне продовольственной политики, замены ликвидационного отряда правильной системой товарообмена между городом и деревней и насаждением широкой сети обществ потребителей и кооператоров и полного упразднения частной торговли.

  6. Мы требуем полной свободы слова, печати, собраний всем политическим левым течениям…

  7. Диктатуру, какой бы то ни было партии, категорически не признаем. Левым политическим партиям предоставляем свободу, существовать только лишь проповедников разных путей к социализму, но право выбора оставляем за собой.

Долой комиссародержавие! Долой чрезвычайки, современные охранки! … Долой однобокие большевистские Советы! Да здравствуют свободно избранные Советы трудящихся, крестьян и рабочих!»

Документ 2.

Из письма генерала С.Н. Розанова военному министру Сибирского правительства

генералу Н.А. Степанову. Иркутск, 16 марта 1919г.:

«К Пасхе ожидается, по перехваченным документам, широкое восстание в районе Иркутска. В районе перевес энергии, подъем духа на стороне большевиков; все донесения указывают и на тактический перевес противника.

Наши – михрютки, прущие стадом, не умеющие стрелять..., а у них партизаны, подпускающие без выстрела на 20 шагов и потом бьющие на выбор. Наши прут только по дорогам, а там таежники-лыжники, идущие целиной и действующие охватами и засадами».

Документ 3.

Генерал Майковский. Приказ № 564 от 30 сентября 1919 г. «О расправе над восставшими против колчаковцев деревнями»:

1В каждой деревне района восстания подробно обыскивать. Захваченных с оружием в руках, как врагов, расстреливать на месте.

  1. Арестовывать по показанию местных жителей всех агитаторов, членов совдепов, помогавших восстанию, дезертиров, пособников и укрывателей и предавать военно-полевому суду.

  2. Ненадежный и порочный элемент высылать в Березовский и Нерченский край, передавая их милиции.

  3. Местных властей, не оказавших должного сопротивления бандитам, исполнявших их распоряжения и не принявших мер к ликвидации красных своими средствами, предавать военно-полевому суду, наказание увеличивать до смертной казни включительно.

  4. Восставшие вновь деревни ликвидировать с удвоенной строгостью, вплоть до уничтожения всей деревни.

Вопросы и задания 3 группе.

  1. Прочитайте источники и сравните их.

  2. На основании источников определите требования зеленых, их место в расстановке политических сил в ходе Гражданской войны

  3. Объясните, почему крестьяне участвовали в Гражданской войне и на стороне красных, и на стороне белых, и как самостоятельная политическая сила – зеленые?

4. Какими методами пользовались «Зеленые»?
УЧИТЕЛЬ Выслушаем основные требования и методы борьбы трех групп участников. Ответы вставим в таблицу для наглядности.

КРАСНЫЕ

БЕЛЫЕ

ЗЕЛЕНЫЕ

1 диктатура пролетариата,

2. созидать основы коммунистического общества…

3. всемирной пролетарской революции;

4.наибольшая централизация производства

5.сохранение власти Советов


  1. Единая, великая, неделимая Россия.

2. Защита веры.

3. Установление порядка…

  1. Борьба с большевизмом до конца.

5. Военная диктатура

  1. мы всегда готовы к защите своих народных прав. …

  2. прекрасно вооруженные реальные силы отправить на фронт

  3. Мы требуем проведения правильного и свободного выборного начала. …

  4. Мы требуем социализации земли, фабрик, заводов.

  5. правильной системой товарообмена между городом и деревней и насаждением широкой сети обществ потребителей и кооператоров и полного упразднения частной торговли.

  6. Мы требуем полной свободы слова, печати, собраний всем политическим левым течениям…

Да здравствуют свободно избранные Советы трудящихся, крестьян и рабочих!»

УЧИТЕЛЬ: Напишите крупно каждая группа: какой метод борьбы использовали ваши участники:

КРАСНЫЕ

БЕЛЫЕ

ЗЕЛЕНЫЕ

Террор

пропаганда

террор

Террор

Партизанская война

УЧИТЕЛЬ: О ходе военных действий мы уже изучали. Чем закончилась война – нам известно. А почему история сложилась именно так, а не иначе? В ходе работы с документами было предложено выяснить причины побед и поражений. Выслушаем ответы групп.

Для уточнения ваших ответов обратимся к учебнику: параграф 17, страница 132.

  1. Причины побед и поражений основных участников войны.

В ходе обсуждения предложений групп формируются причины поражения белых и победы, красных в Гражданской войне. Используя высказывания участников движений уточнить и дополнить формулировки учащихся.
Причины поражения белых в Гражданской войне.

  1. Белые не выдвинули единой политической и экономической программы, способной сплотить всех противников большевизма:

а) они отказались от сотрудничества с «демократической контрреволюцией»;

б) социально-экономическая политика и «социальная природа» белых оттолкнули крестьянство.

  1. Существенными оказались противоречия внутри самого белого лагеря

  2. В ходе войны все сильнее давали себя знать деморализация и разложение армии, особенно среди офицерства

  3. Альянс белых с интервентами обернулся для них серьезными морально-политическими издержками: массы перестали воспринимать белое движение как олицетворение русского патриотизма.

Причины победы красных в гражданской войне


  1. Большевики смогли мобилизовать все ресурсы, проявить единство и сплоченность, которые поддерживались не только идейно, но и насильственными, диктаторскими методами.

  2. Программа большевиков оказалась понятной и более привлекательной, рабочие и крестьяне верили, что Советская власть – их власть

  3. На стороне Красной армии выступило крестьянство, поначалу его беднейшие слои, а затем и середняки; это означало возможность создать массовую армию, обеспечить прочность советского тыла и поддержку со стороны партизанских отрядов, воевавших в тылу белых.




Причины поражения белых в гражданской войне

Причины победы красных в гражданской войне








УЧИТЕЛЬ: Заполнить таблицу «Причины поражения белых и победы красных в гражданской войне». Это домашнее задание, Запишите в дневники: таблица, параграф 17, страница 132.

Итог урока


Борьба белых и красных в гражданской войне – это борьба за будущее России, за торжество закона, который каждая сторона понимала по-своему, обернулась для России страшными жертвами и братоубийством.
Все рядком лежат

Не развесть межой.

Поглядеть: солдат

Где свой, где чужой

Белый был – красным стал:

Кровь обагрила.

Красным был – белым стал:

Смерть побелила.

М. Цветаева.
Страшным было то, что логика гражданской войны, постоянный поиск врага и состояние борьбы с ним закреплялись в сознании людей переживших такую войну. Это наложит дальнейший отпечаток на всю последующую историю России.

Террор

Если определить Гражданскую войну как вооруженную борьбу за власть, вопрос о победителе достаточно прост, побеждает тот, кто захватывает или сохраняет государственную власть. Применительно к событиям Гражданской войны в России это означало, что победа досталась красным. Разбиты вооруженные силы белых и интервентов, подавлены антибольшевистские выступления крестьян. Красные отстояли государственный суверенитет Советской России, утвердили власть большевистской партии в обществе.
Работа с проблемным вопросом:

  • Непомерность цены

  • Как вы думаете, приняло бы общество 20-х годов праздник День победы в гражданской войне?

  • А как отнесетесь к такому предложению вы?

  • На чью сторону встали бы вы? Можно изменить судьбу или нет? Помните, наш урок проходит 16 ноября, в международный день толерантности.

  • Как вы относитесь к современным оценкам тех событий: расстрелу Царской семьи, объявлению Николая 2 святым?,сторительству памятников Колчаку и Махно? Сохранению памятников Чапаеву?

  • Объясните ваше понимание эпиграфа к уроку “Да, мы были противниками, но странными. У нас была одна любовь… И мы, как двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось в одно».

Сегодня 16 ноября –международный день толерантности, воспитания терпимости. Мы сделали вывод, что и красные и белые и зеленые были патриотами России, хотели для России лучшего. Сегодняшние девятиклассники скоро станут избирателями, получат право выбирать будущее. Какую ошибку не хотелось бы допустить вам? Правильно. Нельзя применять силу, всегда надо использовать мирные средства.


Категория потерь

численность (млн. человек)

Умерло от голода и эпидемий

6

Всего погибло

10.5

Эмигрировало

2


РЕФЛЕКСИЯ:

1. Укажите имя, выпадающее из общего логического ряда:

а) М. В. Алексеев; б) В. К. Блюхер; в) С. М. Буденный; г) Г. И. Котовский; д) А. Я. Пархоменко; е) М. В. Фрунзе; ж) В. И. Чапаев.

2. Крестьянское движение на Украине в годы Гражданской войны возглавлял:

а) С. М. Буденный; б) Н. И. Махно; в) С. В. Петлюра

3. Военный Совет Республики в годы Гражданской войны возглавлял:

а) В. И. Ленин; б) С. С. Каменев; в) Л. Д. Троцкий.

4. Первое антибольшевистское движение на Дону возглавил а) П. Н. Краснов;

б) А. М. Каледин; в) Г. М. Семенов.

5. Добровольческую армию возглавил: а) М. В. Алексеев; б) А. И. Дутов;в) Н. Н. Духонин.

Литература.

  1. Коваль Т.В. Конспекты уроков по истории России XX в.: 9 кл.: Метод. Пособие. –М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002 г. -400 стр. – (Конспекты уроков).

  2. Леонов С. В. Рождение советской империи и идеологии 1917 – 1922 гг. – М. 1997 г.

  3. Шубин А. Махно и махновское движение. М. 1998 г

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: урок анализа и синтеза. Форма урока iconУроку. Цели урока
Тип урока: нетрадиционная форма-урок путешествие в историческое создание русских народных инструментов

Урока: урок анализа и синтеза. Форма урока iconТип урока: Комбинированный. Место урока в теме
Место урока в теме: урок музыки №8 в 7 классе запланирован в I четверти в разделе «Героическая тема в русской музыке»

Урока: урок анализа и синтеза. Форма урока iconУрока: Обучающие
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием компьютерной презентации

Урока: урок анализа и синтеза. Форма урока iconУрока 80 минут – 2 урока Актуальность урока
Данный урок предусмотрен для учащихся старшей школы в теме изучения событий ВОВ и предпосылок её возникновения. Это позволяет учащимся...

Урока: урок анализа и синтеза. Форма урока iconУрока: презентация Тип урока
Развивающая: способствовать развитию исторического мышления на основе анализа сущности длительного исторического процесса

Урока: урок анализа и синтеза. Форма урока iconМетодическая разработка урока права для 10 класса по теме "Формы права"
Аннотация: Данный урок рассчинан на профильный уровень изучения права. При проведении урока используется технология опережающего...

Урока: урок анализа и синтеза. Форма урока iconНа конкурс методических разработок урока, посвящённого 70- летию...
Урок пресс- конференция. Время проведения: урок- пресс- конференция рассчитан на 2 часа

Урока: урок анализа и синтеза. Форма урока iconРазработка урока по обществознанию «Мир денег»
Цель урока: в ходе анализа предполагаемых сюжетов (коротких рассказов, сценок) дать возможность учащимся поразмышлять над решением...

Урока: урок анализа и синтеза. Форма урока iconПрограмма по предмету «Беседы о хореографическом искусстве»
Дши г. Лаишево. Возраст учащихся 14-15 лет. Форма занятий групповая, занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность урока...

Урока: урок анализа и синтеза. Форма урока iconКонспект урока «Основные cовременные тенденции развития мирового машиностроения»
Тип урока: комбинированный урок (школьная лекция (изложение нового материала) в сочетании с выборочным опросом, элементами повторения,...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск