Демонстрационный вариант Единого государственного экзамена по истории России в 2011 году






Скачать 432.78 Kb.
НазваниеДемонстрационный вариант Единого государственного экзамена по истории России в 2011 году
страница1/4
Дата публикации17.08.2016
Размер432.78 Kb.
ТипДокументы
h.120-bal.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3   4
Демонстрационный вариант

Единого государственного экзамена

по истории России в 2011 году

(составлено учителем истории Корюховой Н.С.)

Вариант 1

Часть 1

А 1. Следствием отречения Николая II в марте 1917 г. стало

1) немедленное установление республики 2) утверждение в стране военной диктатуры

3) решение Англии и Франции начать интервенцию 4) провозглашение высшим органом власти Временного правительства

А 2. Какие из перечисленных стран выступили как Союзники России в Первой мировой войне?

А) Австро – Венгрия Б) Франция В) Болгария Г) Германия Д) Великобритания ите верный ответ

1) АБД 2) БВД 3) БДЕ 4) ВГЕ

А 3. Какие из перечисленных событий связаны с царствованием Николая II ?

А) окончание строительства Сибирской ж/д

Б) декрет об отделении церкви от государства

В) «Кровавое воскресенье»

Г) создание Дворянского Поземельного банка

Д) восстание на броненосце «Потемкин»

Е) восстание под руководством А.С. Антонова В Тамбовской губернии

Укажите верный ответ

1) АБД 2) АВД 3) БВЕ 4) ВГЕ

А 4. Позиция большевиков во главе с Лениным в отношении Первой мировой войны выражалось в 1914 г. в лозунге

1) продолжение войны до победного конца 2) превращение войны империалистической в войну гражданскую 3) защиты Отечества от нашествия 4) провозглашение «гражданского мира»

А 5. Сословное деление общества в России было устранено в

1) 1905г. 2) 1907 г. 3) 1914 г. 4) 1917 г.

А 6 . Какие из перечисленных черт характеризуют российскую экономику в начале ХХ века?

А) прекращение продажи хлеба за границу Б) быстрые темпы промышленного развития

В) развитие исключительно за счет опоры на собственные силы Г) интенсивное ж/д строительство Д) преобладание промышленной продукции в российском экспорте

Е) создание монополий

Укажите верный ответ 1) АБГ 2) АДЕ 3) БГЕ 4) ВГЕ

А 7. Какое из политических движений начала ХХ века характеризовалось социалистическими представлениями?

1) эсеры 2) кадеты 3) октябристы 4) черносотенцы

А 8. Какие из перечисленных событий относятся к царствованию Николая II?

А) русско – японская война Б) Берлинский конгресс, подведение итогов русско – турецкой войны

В) создание русско – французского союза Д) Первая мировая война Е) заключение соглашения с Англией о разделе сфер влияния в Афганистане, Иране и Тибете

Укажите верный ответ 1) АБГ 2) АГЕ 3) БДЕ 4) ВГЕ

А 9. Декрет о мире содержал призыв к

1) к миру без аннексий и контрибуций 2) сепаратному миру с Германией

3) превращению империалистической войны в революционную 4) присоединение России к Версальскому договору

А 10. Какие из событий относятся к периоду революции 1905-1907 гг.?

А) созыв Учредительного собрания Б) отречение царя В) Всероссийская политическая стачка Г) декабрьское вооруженное восстание в Москве Д) создание Реввоенсовета Е) Восстание на броненосце «Потемкин»

Укажите верный ответ 1) АБЕ 2) АГД 3) БВГ 4) ВГЕ

А 11. Аграрная реформа Столыпина предусматривала

1) свободный выход крестьян из общины с наделом

2) финансовую поддержку крестьянских общин

3) конфискацию помещичьих земель

4) передачу всей общинной земли крестьянам в собственность

А 12. Выборный представительный орган, распущенный большевиками в январе 1918 г

1) Государственная Дума 2) Учредительное собрание 3) Временное правительство 4) ВЦИК

А 13. Временное правительство было создано

1) в январе 1917 г. 2) в марте 1917 г 3) августе 1917 г 4) в октябре 1917 г.

А 14. Как называлась организации деревенской бедноты, создаваемые в июне 1918 г?

1) комбеды 2) продотряды 3) колхозы 4) ликбезы

А 15. Двоевластие, возникшее весной 1917 г. , проявлялось в одновременном существовании власти

1) Временного правительства и Учредительного собрания 2) Совета и земств

3) Государственной думы и Временного правительства 4) Временного правительства и Советов

А 16. Аграрный строй в России до 1905 г. характеризовался

1) преобладанием фермерских хозяйств 2) отсутствием помещичьего землевладения

3) крестьянским малоземельем 4) высоким уровнем товарности крестьянских хозяйств

А 17. Следствием корниловского мятежа было

1) укрепление авторитета Керенского 2) укрепление авторитета большевиков

3) установление в стране военной диктатуры 4) выход из правительства представителей социалистических партий

А 18. Термин «большевик» появился в общественном движении России в

1) 1898г 2) 1903 г. 3) 1905 г. 4) 1917 г.

А 19. Первая мировая война закончилась в

1) 1918 г 2) 1920 г. 3) 1922 г. 4) 1917 г.

А 20. Насильственное присоединение территории другого государства

1) аннексия 2) репарация 3) репатриация 40 контрибуция

А 21. Отметьте причину Февральской революции

10) нарастание напряженности между сословиями 2) нарастание конфронтации между армией и правительством 3) активная деятельность большевиков 4) усиление противоречий между крестьянами и помещиками в деревне

А 22. Какие из событий относятся к периоду революции1917 г?

А) уничтожение сословного строя Б) восстание на броненосце «Потемкин» В) Кронштадтское восстание Д) отречение императора от власти Д) созыв Демократического совещания Е) созыв Земского собора

Укажите верный ответ 1) АВЕ 2) БГД 3) ВДЕ 4) АБД

А 23. Прочтите отрывок из документа и укажите, когда он был опубликован.

« 1. ..Помещичья собственность на землю отменяется без всякого выкупа.

2. Все земли переходят в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов Крестьянских депутатов…»

1) 17 октября 1905г. 2) 23 апреля 1906 г. 3) 1 марта 1917 г. 4) 26 октября 1917 г

Часть 2

В 1. Расположите в хронологической последовательности события. Запишите буквы в таблицу.

А) начало русско – японской войны Б) Брусиловский прорыв В) начало столыпинской аграрной реформы Г) отречение императора Николая II

А

Б

В

Г




















В 2. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и сферами их деятельности

Фамилии Сфера деятельности

А) А.А.Ахматова 1) театр

Б) К.С.Малевич 2) литература

В) С.С.Прокофьев 3) музыка

Г) В.Э.Мейерхольд 4) живопись

5) скульптура

А

Б

В

Г













В 3. Прочтите отрывок из труда историка и напишите дату события, о котором идет речь.

« Советская Россия вышла из войны с державами центрального блока (Германия, Австро – Венгрия, Турция, Болгария). Германия, официально признав Советскую власть и заключив с ней мир, в то же время оккупировала своими войсками Украину и Финляндию».

В 4. Установите соответствие между датами и событиями

Даты События

А) 1904 г. 1) начало Первой мировой войны

Б) 1906 г. 2) разрешение выходить крестьянам из общины В) 1911 г. 3) начало русско – японской войны

Г) 1914 г. 4) убийство П.А.Столыпина

5) создание партии кадетов

А

Б

В

Г














В 5. Прочтите высказывание политического деятеля и напишите название страны, о войне с которой в нем говорится.

«Не русский народ, а русское самодержавие начало эту колониальную войну, превратившуюся в войну нового и старого буржуазного мира. Не русский народ, а самодержавие пришло к позорному поражению. Русский народ выиграл от поражения самодержавия. Капитуляция Порт – Артура есть пролог капитуляции царизма».

В 6 . Установите соответствие между государственными деятелями и их деятельностью. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

Государственные деятели Сферы

деятельности

А) Великий князь Николай 1) создание рабочих

Николаевич организаций, подконтрольных власти
Б) С.Ю.Витте 2) подготовка Манифеста

об учреждении Думы

В) С.В.Зубатов 3) руководство правительством

в годы мировой войны

Г) П.А.Столыпин 4) руководство армией

в годы мировой войны

5) подготовка указа о праве

крестьян выходить из общины

А

Б

В

Г














В 7. Какие три из перечисленных названий относятся к политическим партиям начала ХХ века?

1) кадеты 2) нечаевцы 3) народовольцы 4) петрашевцы 5) октябристы 6) эсеры

В 8. Расставьте в хронологической последовательности События революции 1905-1907 гг

А) начало Всероссийской стачки

Б) начало заседания I Государственной Думы

В) вооруженное восстание рабочих в Москве.
Часть 3

Прочитать текст и ответить на вопросы С 1- С3

Из воспоминаний М.В.Родзянко

« Петроград перед самой войной был объят революционными эксцессами…

Однако, за несколько дней до объявления войны, когда международное политическое положение стало угрожающим, когда маленькой братской нам Сербии – могущественной Австрией был предъявлен известный всем и неприемлемый для нее ультиматум, как волшебством было сметено революционное волнение в столице. Вернувшись в Петроград перед самым объявлением войны, я был поражен переменой настроения жителей столицы.

Вместе с этим, в самом начале войны правительство встало на совершенно ложную точку зрения. В целях укрепления монархического начала и престижа царской власти, правительство полагало, что войну должно и может выиграть одно оно – царское правительство, без немедленной организации народных сил в целях объединения всех в великом военном деле.

…Я смело утверждаю, что в течение трехлетней войны это убеждение правительство не изменилось.

Путем здоровой пропаганды не внедрялись в массы народа здоровые понятия о том, что несет за собой настоящая война, какие последствия могут быть от поражения России, и насколько необходимо дружное содействие всех граждан, не жалея ни сил, ни средств, ни жизни, ни крови для достойной победы. Ошибочная точка зрения неправильно понятых своих государственных задач, постоянное опасение, как бы путем организации народа не создать почву для революционных очагов, и было роковой и коренной ошибкой всей внутренней политики нашего правительства…

С 1. Определите название и год войны, о которой идет речь. Кто был царем в этот период?

С 2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех причин участия Росси в этой войне.

С 3. Какие ошибки, с точки зрения автора воспоминаний, были совершены царским правительством в этой войне ив ходе подготовки к ней? Укажите не менее трех ошибок.

С 4 . Назовите три декрета, принятых на II Всероссийском съезде Советов. Приведите не мене трех положений, содержащихся в одном из них.

С 5. Ниже приведены две точки зрения на деятельность П. А .Столыпина:

1. Деятельность Столыпина была сопряжена с нарушением народных прав и направлена на уничтожение или ограничение демократических достижений революции.

2. Политика Столыпина была направлена на создание стабильного правового государства и сохранение политического режима, установленного после 1905 г.

Укажите, какая из представленных точек зрения Вам представляется более убедительной. Приведите не мене трех фактов в доказательство вашей позиции.

С 6. В марте 1918 года большевики подписали Брестский мир. Почему Ленин настаивал на заключении мира? Приведите не менее двух причин. Какие последствия для внутриполитической жизни Советской России имело заключение мира? Назовите не менее трех последствий.

С 7. Сравните систему государственного управления в России до 1905 г. и в 1906-1914гг.

Укажите общее, не мене двух характеристик, и не менее трех различий. Запишите ответ в форме таблицы.

Общее

……………………………………………..

……………………………………………



Различия


………………………………..

……………………………….

……………………………….

………………………………

……………………………………….

…………………………..

-----------------------

……………………………….

……………………………………….

------------------------------


Демонстрационный вариант

Единого государственного экзамена

по истории России

в 2011 году
Вариант 2

Часть 1

А 1. Сословное деление общества в России было устранено в

1) 1905г. 2) 1907 г. 3) 1914 г. 4) 1917 г.

А 2 . Какие из перечисленных черт характеризуют российскую экономику в начале ХХ века?

А) прекращение продажи хлеба за границу Б) быстрые темпы промышленного развития

В) развитие исключительно за счет опоры на собственные силы Г) интенсивное ж/д строительство Д) преобладание промышленной продукции в российском экспорте

Е) создание монополий

Укажите верный ответ 1) АБГ 2) АДЕ 3) БГЕ 4) ВГЕ

А 3. Какое из политических движений начала ХХ века характеризовалось социалистическими представлениями?

1) эсеры 2) кадеты 3) октябристы 4) черносотенцы

А 4. Какие из перечисленных событий относятся к царствованию Николая II?

А) русско – японская война Б) Берлинский конгресс, подведение итогов русско – турецкой войны

В) создание русско – французского союза Д) Первая мировая война Е) заключение соглашения с Англией о разделе сфер влияния в Афганистане, Иране и Тибете

Укажите верный ответ 1) АБГ 2) АГЕ 3) БДЕ 4) ВГЕ

А 5. Декрет о мире содержал призыв к

1) к миру без аннексий и контрибуций 2) сепаратному миру с Германией

3) превращению империалистической войны в революционную 4) присоединение России к Версальскому договору

А 6. Какие из событий относятся к периоду революции 1905-1907 гг.?

А) созыв Учредительного собрания Б) отречение царя В) Всероссийская политическая стачка Г) декабрьское вооруженное восстание в Москве Д) создание Реввоенсовета Е) Восстание на броненосце «Потемкин»

Укажите верный ответ 1) АБЕ 2) АГД 3) БВГ 4) ВГЕ

А 7. Следствием отречения Николая II в марте 1917 г. стало

1) немедленное установление республики 2) утверждение в стране военной диктатуры

3) решение Англии и Франции начать интервенцию 4) провозглашение высшим органом власти Временного правительства

А 8. Какие из перечисленных стран выступили как Союзники России в Первой мировой войне?

А) Австро – Венгрия Б) Франция В) Болгария Г) Германия Д) Великобритания ите верный ответ

1) АБД 2) БВД 3) БДЕ 4) ВГЕ

А 9. Какие из перечисленных событий связаны с царствованием Николая II ?

А) окончание строительства Сибирской ж/д

Б) декрет об отделении церкви от государства

В) «Кровавое воскресенье»

Г) создание Дворянского Поземельного банка

Д) восстание на броненосце «Потемкин»

Е) восстание под руководством А.С. Антонова В Тамбовской губернии

Укажите верный ответ

1) АБД 2) АВД 3) БВЕ 4) ВГЕ

А 10. Позиция большевиков во главе с Лениным в отношении Первой мировой войны выражалось в 1914 г. в лозунге

1) продолжение войны до победного конца 2) превращение войны империалистической в войну гражданскую 3) защиты Отечества от нашествия 4) провозглашение «гражданского мира»

А 11. Аграрная реформа Столыпина предусматривала

1) свободный выход крестьян из общины с наделом

2) финансовую поддержку крестьянских общин

3) конфискацию помещичьих земель

4) передачу всей общинной земли крестьянам в собственность

А 12. Выборный представительный орган, распущенный большевиками в январе 1918 г

1) Государственная Дума 2) Учредительное собрание 3) Временное правительство 4) ВЦИК

А 13. Временное правительство было создано

1) в январе 1917 г. 2) в марте 1917 г 3) августе 1917 г 4) в октябре 1917 г.

А 14. Как называлась организации деревенской бедноты, создаваемые в июне 1918 г?

1) комбеды 2) продотряды 3) колхозы 4) ликбезы

А 15. Двоевластие, возникшее весной 1917 г. , проявлялось в одновременном существовании власти

1) Временного правительства и Учредительного собрания 2) Совета и земств

3) Государственной думы и Временного правительства 4) Временного правительства и Советов

А 16. Аграрный строй в России до 1905 г. характеризовался

1) преобладанием фермерских хозяйств 2) отсутствием помещичьего землевладения

3) крестьянским малоземельем 4) высоким уровнем товарности крестьянских хозяйств

А 17. Следствием корниловского мятежа было

1) укрепление авторитета Керенского 2) укрепление авторитета большевиков

3) установление в стране военной диктатуры 4) выход из правительства представителей социалистических партий

А 18. Термин «большевик» появился в общественном движении России в

1) 1898г 2) 1903 г. 3) 1905 г. 4) 1917 г.

А 19. Первая мировая война закончилась в

1) 1918 г 2) 1920 г. 3) 1922 г. 4) 1917 г.

А 20. Насильственное присоединение территории другого государства

1) аннексия 2) репарация 3) репатриация 40 контрибуция

А 21. Отметьте причину Февральской революции

10) нарастание напряженности между сословиями 2) нарастание конфронтации между армией и правительством 3) активная деятельность большевиков 4) усиление противоречий между крестьянами и помещиками в деревне

А 22. Какие из событий относятся к периоду революции1917 г?

А) уничтожение сословного строя Б) восстание на броненосце «Потемкин» В) Кронштадтское восстание Д) отречение императора от власти Д) созыв Демократического совещания Е) созыв Земского собора

Укажите верный ответ 1) АВЕ 2) БГД 3) ВДЕ 4) АБД

А 23. Прочтите отрывок из документа и укажите, когда он был опубликован.

« 1. ..Помещичья собственность на землю отменяется без всякого выкупа.

2. Все земли переходят в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов Крестьянских депутатов…»

1) 17 октября 1905г. 2) 23 апреля 1906 г. 3) 1 марта 1917 г. 4) 26 октября 1917 г

Часть 2

В 1. Расположите в хронологической последовательности события. Запишите буквы в таблицу.

А) начало русско – японской войны Б) Брусиловский прорыв В) начало столыпинской аграрной реформы Г) отречение императора Николая II

А

Б

В

Г




















В 2. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и сферами их деятельности

Фамилии Сфера деятельности

А) А.А.Ахматова 1) театр

Б) К.С.Малевич 2) литература

В) С.С.Прокофьев 3) музыка

Г) В.Э.Мейерхольд 4) живопись

5) скульптура

А

Б

В

Г













В 3. Прочтите отрывок из труда историка и напишите дату события, о котором идет речь.

« Советская Россия вышла из войны с державами центрального блока (Германия, Австро – Венгрия, Турция, Болгария). Германия, официально признав Советскую власть и заключив с ней мир, в то же время оккупировала своими войсками Украину и Финляндию».

В 4. Установите соответствие между датами и событиями

Даты События

А) 1904 г. 1) начало Первой мировой войны

Б) 1906 г. 2) разрешение выходить крестьянам из общины В) 1911 г. 3) начало русско – японской войны

Г) 1914 г. 4) убийство П.А.Столыпина

5) создание партии кадетов

А

Б

В

Г














В 5. Прочтите высказывание политического деятеля и напишите название страны, о войне с которой в нем говорится.

«Не русский народ, а русское самодержавие начало эту колониальную войну, превратившуюся в войну нового и старого буржуазного мира. Не русский народ, а самодержавие пришло к позорному поражению. Русский народ выиграл от поражения самодержавия. Капитуляция Порт – Артура есть пролог капитуляции царизма».

В 6. прочтите фрагмент статьи 1917 года и напишите название правительства, о котором идет речь.

«Бессильное в самостоятельной борьбе с контрреволюцией, неспособное к положительной, творческой работе в деле обороны и борьбы с разрухой, живущее целиком за счет авторитета и поддержки Советов, его руками выводящее страну из – под смертельного удара корниловщины, - наше правительство, наша власть чувствует себя достаточно «независимой»… в пределах Зимнего дворца».

В 7. Установите соответствие между партиями и их лидерами

Название партии Лидеры

А) «Союз 17 октября» 1) Ю. Мартов

Б) РСДРП 2) В.М.Чернов

В) кадеты 3) А.И.Дубровин

Г) эсеры 4) П.Н.Милюков

5) А И.Гучков

А

Б

В

Г














В 8. Какие три государственных деятеля занимали высокие посты в царствование Николая II?

1) Е.Ф.Канкрин 2) С.Ю.Витте 3) В.К.Плеве 4) К.П.Победоносцев 5) П.Д.Киселев 6) А.Х.Бенкендорф

Часть 3

Прочитать текст и ответить на вопросы С 1- С3

Из воспоминаний М.В.Родзянко

« Петроград перед самой войной был объят революционными эксцессами…

Однако, за несколько дней до объявления войны, когда международное политическое положение стало угрожающим, когда маленькой братской нам Сербии – могущественной Австрией был предъявлен известный всем и неприемлемый для нее ультиматум, как волшебством было сметено революционное волнение в столице. Вернувшись в Петроград перед самым объявлением войны, я был поражен переменой настроения жителей столицы.

Вместе с этим, в самом начале войны правительство встало на совершенно ложную точку зрения. В целях укрепления монархического начала и престижа царской власти, правительство полагало, что войну должно и может выиграть одно оно – царское правительство, без немедленной организации народных сил в целях объединения всех в великом военном деле.

…Я смело утверждаю, что в течение трехлетней войны это убеждение правительство не изменилось.

Путем здоровой пропаганды не внедрялись в массы народа здоровые понятия о том, что несет за собой настоящая война, какие последствия могут быть от поражения России, и насколько необходимо дружное содействие всех граждан, не жалея ни сил, ни средств, ни жизни, ни крови для достойной победы. Ошибочная точка зрения неправильно понятых своих государственных задач, постоянное опасение, как бы путем организации народа не создать почву для революционных очагов, и было роковой и коренной ошибкой всей внутренней политики нашего правительства…

С 1. Определите название и год войны, о которой идет речь. Кто был царем в этот период?

С 2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех причин участия Росси в этой войне.

С 3. Какие ошибки, с точки зрения автора воспоминаний, были совершены царским правительством в этой войне ив ходе подготовки к ней? Укажите не менее трех ошибок.
С 4. Назовите две войны, которая вела Россия вначале ХХ века. Приведите не мене трех целей правительства в одной из войн.

С 5. Ниже приведены две точки зрения на деятельность П. А .Столыпина:

1. Деятельность Столыпина была сопряжена с нарушением народных прав и направлена на уничтожение или ограничение демократических достижений революции.

2. Политика Столыпина была направлена на создание стабильного правового государства и сохранение политического режима, установленного после 1905 г.

Укажите, какая из представленных точек зрения Вам представляется более убедительной. Приведите не мене трех фактов в доказательство вашей позиции.

С 6. В марте 1918 года большевики подписали Брестский мир. Почему Ленин настаивал на заключении мира? Приведите не менее двух причин. Какие последствия для внутриполитической жизни Советской России имело заключение мира? Назовите не менее трех последствий.

С 7. Сравните систему государственного управления в России до 1905 г. и в 1906-1914гг.

Укажите общее, не мене двух характеристик, и не менее трех различий. Запишите ответ в форме таблицы.

Общее

……………………………………………..

……………………………………………



Различия


………………………………..

……………………………….

……………………………….

………………………………

……………………………………….

…………………………..

-----------------------

……………………………….

……………………………………….

------------------------------


Технология решения обществоведческих задач

(алгоритм составлен Котовой О.А. и Лисковой Т.Е. на основе памятки, разработанной авторским коллективом под руководством Л. Н. Боголюбова):

Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей, справочников или учебника (в условиях экзамена придется рассчитывать только на свои знания и умение определять смысл неизвестного понятия или термина с опорой на известные понятия, связанные с неизвестным).

Соотнесите вопросы или предписания, сформулированные в задаче, с ее условием:

  • определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в условии;

  • подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречие данных может подсказать путь решения).

Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам обратиться:

  • выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос (требование) задачи;

  • сократите эту область до конкретной проблемы, информацию по которой необходимо вспомнить;

  • соотнесите эту информацию с данными условия задачи.

  • соответствует ли ответ существу вопроса (предписания) задачи;

  • если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них;

  • нет ли противоречий между вашими аргументами;

  • нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению;

  • можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным;

  • не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо тех, которые намечены вами.

записывается краткое условие, проводится тщательное обсуждение и оформление рисунка, подробно записывается на доске ход решения задачи (со всеми необходимыми ссылками), проводятся числовые расчеты, проверка единиц измерения, записывается полученный ответ. В дальнейшем ученики самостоятельно выполняют сначала вычисления и краткую запись условий, затем – еще и рисунок, потом полностью самостоятельно решают аналогичные задачи.

А теперь рассмотрим на конкретном примере технологию работы по предлагаемому алгоритму.

Задание. Подростки без разрешения взяли «покататься» машину гражданина Т., а потом вернули ее на прежнее место. Являются ли их действия правонарушением? Свой ответ обоснуйте двумя аргументами.

Комментарий. Поэтапно решим эту задачу:

1. Внимательно прочитаем условие и вопросы и уясним, что требование задачи состоит из двух частей — четкого указания, являются ли действия подростков противоправными, и аргументации этого утверждения (два довода) — следовательно, обе эти позиции должны содержаться в ответе.

2. «Свернем» условие, отразив ситуацию в кратком виде, но, сохранив всю важную информацию: подростки взяли машину без разрешения ее владельца.

3. Установим содержательную область, к которой относится данное задание, - это правоведение, сузим эту область с учетом условия задачи — речь идет о признаках правонарушения.

4. Вспомним, что правонарушение есть акт (действие или бездействие), противоречащий нормам права, виновный, наносящий определенный вред обществу и поэтому в той или иной
мере опасный, влекущий за собой юридическую ответственность.

5. А теперь соотнесем эти признаки с предложенной ситуацией: подростки совершили виновное деяние, нарушающее права собственника и противоречащее нормам права (угон автотранспортного средства, принадлежащего гражданину Т.), причем нормы права были нарушены еще и использованием автотранспортного средства без соответствующих прав, что создало реальную угрозу как для жизни и здоровья самих подростков, так и для пешеходов и других водителей.

6. Теперь сформулируем ответ, помня о том, что он должен состоять из двух частей — утверждения и аргументации (два аргумента):

- подростки совершили правонарушение, так как было совершено действие, нарушающее права собственника (угон автотранспортного средства);

- действия подростков создали угрозу общественной безопасности.

7. Убедимся в правильности данного ответа, проверив, логичен ли он, все ли требования задачи были учтены, нет ли в содержании условия данных, противоречащих ответу.

Технология подготовки учащихся к написанию эссе

Эссе – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.

Особенности эссе, как литературного жанра

особенности объема

как правило, это небольшая работа

индивидуальность работы

субъективные, личные впечатления и соображения на заданную тему

особенности стиля

образность, афористичность, разговорные интонации и лексика

особенности композиции

композиция свободна, однако, это не предполагает ее полное отсутствие;

последовательность изложения, как правило, подчинена только внутренней логике авторских размышлений, мотивировки, связки между частями текста часто носят в эссе ассоциативный характер; отсюда особый синтаксис - множество неполных предложений, вопросительные и восклицательные конструкции;

в пунктуации - многоточия, будто приглашающие к соразмышлению



В связи с этим в качестве одного из возможных вариантов подготовки учащихся к написанию эссе можно предложить совместное коллекционирование клише, наиболее часто используемых в сочинениях-рассуждениях.

Такую копилку можно собирать совместно с учащимися. Для удобства накопления и последующего использования материалов можно воспользоваться, например, такой таблицей:

Вступление

Основная часть

Заключение

Для меня эта фраза является ключом к пониманию…
Во-первых,…

Во-вторых,…

В-третьих,…
Таким образом,…



Выбор данной темы продиктован следующими соображениями…

Рассмотрим несколько подходов…

Например,…

Подведем общий итог рассуждению…

Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание…

Проиллюстрируем это положение следующим примером…

Итак,…

Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что…

Для полемического эссе:
С одной стороны,…

С другой стороны, …

Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания…




Для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться, так называемой, ПОПС-формулой:

П – Положение (утверждение) – Я считаю, что…;

О – Объяснение – Потому что…;

П – Пример, иллюстрация – Например,…;

С – Суждение (итоговое) – Таким образом,...











Не отрицая важности такого подхода к накоплению материалов для написания эссе (своеобразных «строительных кирпичиков»), отметим, что полезно будет подбирать и яркие фразы, необычные ходы, способные оказать неоценимую услугу начинающему эссеисту.

Хорошим подспорьем в работе станет составление портфолио ученических эссе. Принципы подбора работ могут быть самыми разными, например:

  • это могут быть все работы, написанные учеником за определенное время (такая коллекция будет важна для самого школьника и педагога, поскольку по ней можно проследить, каким образом менялось качество написания эссе: от чего ушли и к чему пришли, можно ли отметить рост, движение вперед);

  • портфолио может составляться только из лучших работ одного или нескольких учащихся (тогда им можно пользоваться для предъявления «образца», «эталона» написания эссе);

  • можно создавать подборку только по одному предмету (например, по истории, что особенно важно для ребят, участвующих в соответствующей олимпиаде) и т.д.

Однако все эти рассуждения и подходы будут не полными, если мы не обсудим порядок действий ученика, пишущего эссе. Иначе говоря, нам потребуется такой инструмент, как алгоритм написания эссе.

Предлагаем вариант алгоритма, составленный на основе опыта работы Н.Л. Каранух, и дополненный по итогам совместных обсуждений, проведенных автором данной статьи с педагогами-практиками на курсах повышения квалификации учителей в Рязанском областном институте развития образования.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Демонстрационный вариант Единого государственного экзамена по истории России в 2011 году iconДемонстрационный вариант 2012 г. История. 10 класс Демонстрационный...
На выполнение экзаменационной работы по истории даётся 2,5 часа (150 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 39 заданий

Демонстрационный вариант Единого государственного экзамена по истории России в 2011 году iconДемонстрационный вариант теста в 2010-2011 учебном году
...

Демонстрационный вариант Единого государственного экзамена по истории России в 2011 году iconДемонстрационный вариант Часть 1 (А)
"И летели стрелы их в город, словно дождь из бесчисленных туч", так описывает летописец осаду Москвы в 1382 году ханом

Демонстрационный вариант Единого государственного экзамена по истории России в 2011 году iconДемонстрационный вариант по истории и обществознанию 7 класс
Усиление власти и произвола помещиков над крестьянами в период царствования Екатерины II привели к

Демонстрационный вариант Единого государственного экзамена по истории России в 2011 году iconСправка по вопросу «Основные итоги проведения единого государственного экзамена в 2014 году»
В 2014 году за счет обеспечения дополнительных мер безопасности единый государственный экзамен (далее – егэ) был проведен объективно...

Демонстрационный вариант Единого государственного экзамена по истории России в 2011 году iconМетодическое письмо «Об использовании результатов единого государственного...
«Об использовании результатов единого государственного экзамена 2007 года в преподавании истории в средней школе»

Демонстрационный вариант Единого государственного экзамена по истории России в 2011 году iconО преподавании истории в средней школе с учетом результатов единого...

Демонстрационный вариант Единого государственного экзамена по истории России в 2011 году iconРуководитель Федеральной Председатель Научно- службы по надзору в сфере
Демонстрационный вариант ким 2008 г подготовлен Федеральным государственным научным учреждением

Демонстрационный вариант Единого государственного экзамена по истории России в 2011 году iconПрограмма элективного курса составлена на основе
«Мировая история в лицах» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации...

Демонстрационный вариант Единого государственного экзамена по истории России в 2011 году iconВиртуальное пособие для подготовки к егэ по истории Автор: Мишин В. М
Вузы. И те, и другие проводятся теперь по всем предметам, в том числе и по Истории России, в форме Единого государственного экзамена....






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск