П. С. Самыгин и др. Изд. 7-е. Рос­тов н/Д: «Феникс», 2007. 478






НазваниеП. С. Самыгин и др. Изд. 7-е. Рос­тов н/Д: «Феникс», 2007. 478
страница1/5
Дата публикации22.01.2015
Размер0.51 Mb.
ТипДокументы
h.120-bal.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3   4   5
Материалы к лекционным и семинарским занятиям по дисциплине «История» подготовлены на основании следующей литературы:

  1. Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. –Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 496 с.

  2. Самыгин П.С. История / П.С. Самыгин и др. — Изд. 7-е. — Рос­тов н/Д: «Феникс», 2007. — 478

  3. История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций /

Сост. и отв. редактор А. А. Радугин. — М.: Центр, 2001.—352с.

Тема 12. Мир в Новейшее время. Кризис Западной цивилизации в первой половине ХХ в.

  1. Мир в начале XX в.

Мир в начале ХХ века. Главные тенденции развития. Проблема «империализма» и ее интерпретации в общественных представлениях конца XIX-начала XX вв. Перемены в материальной культуре населения стран Европы и Северной Америки. Революция в сфере транспорта и коммуникаций. Демографические изменения, миграции. Усиление взаимозависимости мира.

Изменение картины мира под воздействием научной революции на рубеже XIX-XX вв. Начало ломки культурной парадигмы нового времени. Сдвиги в естественнонаучном и гуманитарном знании. Проблемы взаимодействия элитарной, народной и массовой культур и их отображение в общественной мысли последней трети XIX-начала XX вв.

  1. Первая мировая война как проявление кризиса цивилизации XX в.

Милитаризация Европы. Причины и характер Первой мировой войны. Россия в системе международных отношений в предвоенные годы. Ход военных действий. Влияние России на решение стратегических планов Антанты в ходе военных действий. Итоги Первой мировой войны.

  1. Новые явления в развитии стран Запада после Первой мировой войны

Изменения политической карты мира по окончании Первой мировой войны. Период между двумя мировыми войнами – кризис Западной цивилизации. Духовная составляющая кризиса. Экономический кризис 1929-1933 гг. Либерально-реформистский вариант выхода из кризиса: “Новый курс” Ф. Рузвельта. Социал-реформистский путь выхода из кризиса. Тоталитарный вариант выхода из кризиса. Фашизм в Италии и Германии.

  1. Мир в начале XX в.


На исходе XX в. вполне закономерно обострилось внимание ученых к проблеме оценки его места в истории человечества. Внимание это не праздное, ведь уходящее столетие было наиболее плодотворным и одновременно трагичным для современной цивилизации в целом, оно пробудило невиданные ранее практически беспредельные возможности развития материальной культуры и вместе с тем поставило человечество на грань глобальной катастрофы.

В конце XX столетия исследователи располагают огромным массивом исторических источников, достаточно разнообразными методами и методиками их изучения, анализа, что позволяет им перейти как бы на новый уровень уровень исторического синтеза. Он преследует цель выявить общие закономерности исторического процесса и возможное взаимодействие существующих цивилизационных вариантов, без которого немыслимо выживание сформировавшейся глобальной цивилизации.

Интернационализация жизни различных народов, сближение цивилизаций на основе достижений науки и техники, распространение образования как бы разрушили доселе непреодолимые границы между цивилизациями. Во всяком случае большая группа ученых Западной Европы, США, Канады отстаивает идею всеобщности исторического процесса, поступательного движения народов, единства человеческой цивилизации. Уходящий век дал подтверждение сторонникам подобного межцивилизационного подхода к оценке исторического процесса. Действительно, достижения третьей научно-технической революции в постиндустриальную эпоху связали воедино различные страны в рамках экономического сотрудничества, вызвали к жизни глобальные системы коммуникации, способствовали трансформации, нивелированию уровня и стиля жизни многих стран и народов. Одновременно эти техногенные явления поставили человечество на грань глобальной экологической, ядерной катастроф, обострили проблему демографии и ресурсов и т.п., благодаря чему народы ощутили свою взаимозависимость, неспособность в одиночку справиться с глобальными проблемами.

В то же время очевидно, что при всей интернационализации жизни сохраняются существенные отличия в рамках крупнейших цивилизаций – западноевропейской и восточной. В этой связи небезынтересна точка зрения А. Тойнби (1889-1975), достаточно резко критиковавшего межцивилизационную концепцию: «Тезис об унификации мира на базе западной экономической системы как закономерном итоге единого и непрерывного процесса развития человеческой истории приводит к грубейшим искажениям фактов и поразительному сужению исторического кругозора...»

По мнению этого крупнейшего ученого XX столетия, западные историки, во-первых, преувеличивают значение таких явлений, как экономическая, а затем и политическая унификация, игнорируя феномен культурной жизни, что «не только глубже первых двух слоев, но и фундаментальнее...; «во-вторых, догма «единства цивилизации» заставляет историка игнорировать то, что непрерывность истории двух родственных цивилизаций отличается от непрерывности двух последовательных глав истории одной цивилизации..; «в-третьих, они попросту игнорируют этапы или главы истории других цивилизаций, если те не вписываются в их общую концепцию, опуская их как «полуварварские» или «разлагавшиеся» или относя их в Востоку, который фактически исключался из истории цивилизации»1.

Тем не менее очевидно, что Восток и Запад все более взаимодействуют, усваивая ценности противоположной цивилизации, о чем свидетельствует процесс модернизации ряда восточных стран и в то же время все большее проникновение традиционных духовных ценностей Востока в западную культуру. Можно с известной долей уверенности утверждать, что данный процесс основан на ускоряющейся интернационализации экономической, политической, культурной жизни. Но все же следует констатировать, что ни западная, ни восточная цивилизации пока не выработали панацеи от глобального кризиса, угрожающего всему человечеству.

По всей видимости, осознание последствий возможной катастрофы явится главным мотивом дальнейшего сближения Востока и Запада, развития так называемого межцивилизационного диалога. Вот почему столь важным представляется для современных ученых исследование отдельных исторических феноменов сквозь призму общеисторического – межцивилизационного их значения.

В этой главе попытаемся осмыслить основные этапы мировой истории XX в., а также проанализировать главные, как нам представляется, проблемы, стоящие перед мировым сообществом в уходящем столетии.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

П. С. Самыгин и др. Изд. 7-е. Рос­тов н/Д: «Феникс», 2007. 478 iconП. С. Самыгин и др. Изд. 7-е. Рос­тов н/Д: «Феникс», 2007. 478
Материалы к лекционным и семинарским занятиям по дисциплине «История» подготовлены на основании следующей литературы

П. С. Самыгин и др. Изд. 7-е. Рос­тов н/Д: «Феникс», 2007. 478 iconП. С. Самыгин и др. Изд. 7-е. Рос­тов н/Д: «Феникс», 2007. 478
Материалы к лекционным и семинарским занятиям по дисциплине «История» подготовлены на основании следующей литературы

П. С. Самыгин и др. Изд. 7-е. Рос­тов н/Д: «Феникс», 2007. 478 iconП. С. Самыгин и др. Изд. 7-е. Рос­тов н/Д: «Феникс», 2007. 478
Материалы к лекционным и семинарским занятиям по дисциплине «История» подготовлены на основании следующей литературы

П. С. Самыгин и др. Изд. 7-е. Рос­тов н/Д: «Феникс», 2007. 478 iconП. С. Самыгин и др. Изд. 7-е. Рос­тов н/Д: «Феникс», 2007. 478
Материалы к лекционным и семинарским занятиям по дисциплине «История» подготовлены на основании следующей литературы

П. С. Самыгин и др. Изд. 7-е. Рос­тов н/Д: «Феникс», 2007. 478 iconП. С. Самыгин и др. Изд. 7-е. Рос­тов н/Д: «Феникс», 2007. 478
Материалы к лекционным и семинарским занятиям по дисциплине «История» подготовлены на основании следующей литературы

П. С. Самыгин и др. Изд. 7-е. Рос­тов н/Д: «Феникс», 2007. 478 iconП. С. Самыгин и др. Изд. 7-е. Рос­тов н/Д: «Феникс», 2007. 478
Материалы к лекционным и семинарским занятиям по дисциплине «История» подготовлены на основании следующей литературы

П. С. Самыгин и др. Изд. 7-е. Рос­тов н/Д: «Феникс», 2007. 478 iconП. С. Самыгин и др. Изд. 7-е. Рос­тов н/Д: «Феникс», 2007. 478
Материалы к лекционным и семинарским занятиям по дисциплине «История» подготовлены на основании следующей литературы

П. С. Самыгин и др. Изд. 7-е. Рос­тов н/Д: «Феникс», 2007. 478 iconП. С. Самыгин и др. Изд. 7-е. Рос­тов н/Д: «Феникс», 2007. 478
Материалы к лекционным и семинарским занятиям по дисциплине «История» подготовлены на основании следующей литературы

П. С. Самыгин и др. Изд. 7-е. Рос­тов н/Д: «Феникс», 2007. 478 iconП. С. Самыгин и др. Изд. 7-е. Рос­тов н/Д: «Феникс», 2007. 478
Материалы к лекционным и семинарским занятиям по дисциплине «История» подготовлены на основании следующей литературы

П. С. Самыгин и др. Изд. 7-е. Рос­тов н/Д: «Феникс», 2007. 478 iconП. С. Самыгин и др. Изд. 7-е. Рос­тов н/Д: «Феникс», 2007. 478
Материалы к лекционным и семинарским занятиям по дисциплине «История» подготовлены на основании следующей литературы






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск