Администрация Губернатора Пермского края Филиал фгбоу впо «Удмуртский государственный университет» в г. Кудымкаре на пути к единению






НазваниеАдминистрация Губернатора Пермского края Филиал фгбоу впо «Удмуртский государственный университет» в г. Кудымкаре на пути к единению
страница1/19
Дата публикации28.02.2017
Размер2.73 Mb.
ТипДокументы
h.120-bal.ru > Доклады > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
Администрация Губернатора Пермского края

Филиал ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» в г. Кудымкаре

НА ПУТИ К ЕДИНЕНИЮ

Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Национально-гражданская и этническая идентичность в рамках гражданского единения российской нации», город Кудымкар, 19 декабря 2014 года



г. Кудымкар, 2015ББК 63.5(2)

УДК 130.2:114(303.446.4)
Н76


Н 76


На пути к единению / под ред. Аристовой С.М.
(Материалы Всероссийской научно-практической конференции “Национально-гражданская и этническая идентичность в рамках гражданского единения российской нации” 19 декабря 2014 года, г. Кудымкар). – Кудымкар, 2015 – 258 с.



Сборник составлен по материалам докладов участников Всероссийской научно-практической конференции “Национально-гражданская и этническая идентичность в рамках гражданского единения российской нации” 19 декабря 2014 года, г. Кудымкар. В сборник вошли как пленарные, так и секционные доклады, сделанные на основе архивных, опубликованных в печати и полученных в результате полевых исследований этнографических и этнолингвистических источников, Рассматриваются отдельные темы истории этнографии, духовной культуры, этнолингвистики и современных этнокультурных процессов у коми-пермяцкого народа с фокусировкой внимания на приложение национально-гражданской и этнической идентичности к вопросам единения российской нации.

Издание рассчитано на специалистов в области истории и этнографии, а также на широкий круг читателей

Издание осуществлено по заказу департамента внутренней политики Администрации губернатора Пермского края в рамках реализации подпрограммы «Реализация государственной национальной политики в Пермском крае» государственной программы «Обеспечение взаимодействия общества и власти».




© Коллектив авторов, текст, 2014

© Филиал УдГУ в г. Кудымкаре 2015


СОДЕРЖАНИЕ

ПЛЕНАРНЫЕ ДОКЛАДЫ
Т.И.Марголина

Конституционные основы гражданского и межнационального мира 7

Л.А.Фадеева

Множественная идентичность в современном мире: национально-гражданский и этнический компоненты 15

Г.Н.Чагин.

Пермский край: этнические границы и культурные
смыслы 21


М.Г.Суслов.

Этно-национальный вопрос на новой стадии развития мировой цивилизации 30

А. Ф. Мельничук, Г. Н. Чагин

Роль В.А.Оборина в исследовании этногенеза коми-пермяцкого народа и современное состояние его

Изучения 39

М.В.Назукина.

Соотношение уровней территориальной идентичности в современной России: от конфликтной к интеграционной модели 51

А.И.Козлов, Д.С.Корниенко, Г.Г.Вершубская, М.Л.Отавина, М.А.Негашева, А.С.Манукян, Ф.В.Дериш, М.А.Козлова, Р.Н.Рочева, Ю.А.Атеева

Психологические и эндокринные показатели хронической тревоги и стресса у студентов и школьников Москвы, Перми и Кудымкара 59

Агу Виссель и Валдо Руттас

О выборе "опоздавших" народов на развязке времен 66

С.М.Аристова, П.М. Королев, В.И.Редюхин

К идеологии примирения и формирования нации наций. 75

ДОКЛАДЫ НА СЕКЦИЯХ 88
Секция 1

«Вопросы формирования гражданского согласия: экономика и право» 89

С.М.Аристова

Конституционно-правовые механизмы защиты этнических и культурных прав коми-пермяцкого народа 90

Л.П.Вавилин

Теоретические и практические аспекты разработки и реализации планов и программ по реализации национальной политики Российской Федерации в Кудымкарском муниципальном районе
(Основы мониторинга ситуации в сфере межнациональных отношений в Кудымкарском муниципальном районе) 100


С.Н.Петров и С.М.Аристова

Вопросы трудовой миграции: совершенствование законодательства 113

В.И.Мехоношин.

Факторы, влияющие на развитие Коми-Пермяцкого

Округа 120

К.В.Пищулев, В.В.Ташкинова

Административная ответственность за нарушения миграционного законодательства. Актуальные проблемы.122

М.В.Трошева

Роль сельскохозяйственной кооперации в вопросах продовольственной независимости региона 129

Э.А.Чудинов.

Экономические связи домашнего хозяйства 135
Секция 2

«Педагогические аспекты гражданского единения» 141

Н.М.Вавилина

Психологизация педагогической деятельности 142

Н.А.Габова

Краеведение как средство формирования гражданской идентичности обучающихся 145

Н.А.Мальцева, Н.И.Коньшина

Традиционные семейные ценности коми-пермяков и сохранение коми-пермяцкой идентичности 152

Н.В. Петров
Теоретические и прагматические аспекты преподавания венгерского языка в коми-пермяцко-русской этнической
среде 169
Т.В.Рудомётова
Опыт реализации национально-регионального компонента на междисциплинарном курсе «Коми-пермяцкая кухня» 175
Ж.А.Надымова
Формирование этнокультурологической компетенции студентов на уроках обществознания 178
Секция 3

«Этнические аспекты гражданского единения» 183

О.П.Аксенова

Об этнонимах «коми», «пермяк», «коми-пермяк» 184

А.А.Сурво, В.Э.Шарапов

Об одной неизвестной публикации В.П. Налимова 197

Зубова А.Ю

Концепт вöв «конь, лошадь» в коми-пермяцких народных загадках 207

Коньшин А.Е.

Языковая и этническая идентификация в период глобализации 213

В.Н.Денисов, А.Е.Коньшин

История первых фонографических записей на территории Верхнего Прикамья в 1911-1914гг. 217
Секция 4

«Методологические аспекты гражданского единения» 221

Е.А.Галкина

О моделировании оценки сложности дидактических
единиц 222


П.М.Королев

Единение нации: подходы 225

В.В.Сергеев, Д.Г.Васькин, М.В.Трошева.

Инновационные технологии заготовки и переработки древесины в Пермском крае 240
Рекомендации конференции 249

Сведения об авторах 253
Пленарные доклады


Всероссийская научно-практическая конференция «Национально-гражданская и этническая идентичность в рамках гражданского единения российской нации» г. Кудымкар, 19 декабря 2014 г
пленарное заседание

УДК 159. 922. 4:316. 6.
Т.И.Марголина

Конституционные основы гражданского и межнационального мира
1. Основы для сохранения гражданского мира и согласия в России заложены в Конституции Российской Федерации, начиная с текста Преамбулы:

- Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство…

Право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность, пользоваться родным языком, свободно выбирать язык общения, воспитания, обучения и творчества закреплены в статье 26 Основного Закона Российской Федерации.

Гарантией сохранения гражданского мира также служат конституционные положения о равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, а также других обстоятельств, а также запрета любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (статьи 19 и 29 Конституции Российской Федерации.

1. Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных (полиэтнических) государств мира. На ее территории по данным Всероссийской переписи населения 2010 года проживают представители 193 национальностей. Большинство народов России на протяжении веков формировались на территории современного Российского государства и внесли свой вклад в развитие российской государственности и культуры.

Культурное и языковое многообразие народов России защищено государством. В Российской Федерации используются 277 языков и диалектов, в государственной системе образования используются 89 языков, из них 30 - в качестве языка обучения, 59 - в качестве предмета изучения.1

Государственная национальная политика Российской Федерации нуждается в новых концептуальных подходах с учетом необходимости решения вновь возникающих проблем, реального состояния и перспектив развития национальных отношений. Основными вопросами государственной национальной политики Российской Федерации, требующими особого внимания государственных и муниципальных органов, по-прежнему являются, в том числе, сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации, укрепление их духовной общности, обеспечение прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств. Реализация Стратегии государственной национальной политики должна способствовать выработке единых подходов к решению проблем государственной национальной политики Российской Федерации государственными и муниципальными органами, различными политическими и общественными силами.

Одним из последних программных документов, направленных на сохранение гражданского мира и согласия является Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)» (Постановление Правительства РФ от 20.08.2013 №718), в которой говорится о том, что на развитие межнациональных (межэтнических) отношений влияют, в том числе, следующие негативные факторы:

- недостаточность мер по формированию российской гражданской идентичности и гражданского единства, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций российских народов;

- недостаточность реализуемых мер по обеспечению эффективной социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов;

- недостаточный уровень межведомственной и межуровневой координации в сфере реализации государственной национальной политики, включая профилактику экстремизма и раннее предупреждение межнациональных конфликтов в субъектах Российской Федерации и др.

Ключевыми проблемами в сфере состояния межэтнических отношений в современной России являются, в том числе:

- слабое общероссийское гражданское самосознание (общероссийская гражданская идентичность) при все большей значимости этнической и религиозной самоидентификации;

- рост числа внешних трудовых мигрантов и их низкая социокультурная адаптация к условиям принимающего сообщества;

- недостаточная координация как на федеральном, так и на региональном уровне использования ресурсов в целях достижения гармонизации межнациональных отношений, укрепления гражданского единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации) и др.

На фоне современных вызовов и угроз, имеющих как внешнее, так и внутрироссийское измерение, актуальной становится цель укрепления гражданского и духовного единства российской нации. Эта цель не направлена на нивелирование этнокультурного многообразия в Российской Федерации. Напротив, этнокультурное многообразие России является ее конкурентным преимуществом, неотъемлемой частью мирового духовного наследия, необходимым элементом ее международного имиджа, так как Российская Федерация несет ряд международных обязательств в отношении соблюдения прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств, противодействия экстремизму и терроризму. Эти обязательства зафиксированы в документах Организации Объединенных Наций, Совета Европы и иных международных организаций, ратифицированных Российской Федерацией (в частности, в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств).

Важным также следует признать недавние изменения в федеральном законодательстве, в том числе, внесенные, в Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» о необходимости разработки и осуществления мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципального района, реализацию прав национальных меньшинств, обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов. Кроме этого, закрепляется персональная ответственность, вплоть до удаления главы муниципального образования в отставку, за допущение главой муниципального образования, местной администрацией, иными органами и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования и подведомственными организациями массового нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, если это повлекло нарушение межнационального и межконфессионального согласия и способствовало возникновению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов.

2. В Пермском крае проживают представители свыше 140 различных народов. Наиболее многочисленным по итогам переписи 2010 года в Пермском крае стали: русские (83,18% от общей численности населения края), татары (4,38% от общей численности населения края), коми-пермяки (3,08% от общей численности населения края), башкиры (1,24% от общей численности населения края).2

В Пермском крае реализуются мероприятия, направленные на укрепление гражданского единства и гармонизацию межнациональных отношений, в том числе, в рамках федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)».

Первый Всероссийский форум – диалог «Гражданское единение: региональный аспект» прошел в Перми в сентябре 2014 года с участием представителей более чем из 50 регионов России, в рамках которого при непосредственном участии Уполномоченного по правам человека в Пермском крае состоялся Всероссийский научно-практический форум «Проблемы укрепления и поддержания гражданского единения в регионе: философско-культурологические, искусствоведческие и религиоведческие аспекты». Важно, что в 2014 году начали реализоваться рекомендации пермских учёных о создании в крае научно-консультативного центра для анализа межконфессиональных, межнациональных отношений и выработки научно обоснованных рекомендаций.

Положения об обеспечении сохранения этнической идентичности коми-пермяцкого народа закреплены в Уставе Пермского края, где Коми-Пермяцкому округу придан особый статус Пермского края.

3. В Пермском крае в 2012 году с целью объединения усилий органов власти, научных, образовательных, культурных учреждений и общественных этнических объединений Пермского края для обеспечения стабильного позитивного развития сферы межэтнических отношений в Пермском крае создан Координационный совет по национальным вопросам при губернаторе Пермского края (утв. указом губернатора Пермского края от 4 сентября 2012 г. № 58), в состав которого вошла Уполномоченный по правам человека в Пермском крае. В регулярных заседаниях Совета принимают участие представители около 30 национальных объединений и диаспор Пермского края.

В рамках Координационного совещания по обеспечению правопорядка в Пермском крае создана постоянно действующая рабочая группа по межнациональным отношениям и профилактике экстремизма на территории Пермского края.

Кроме этого, создан и работает с участием Уполномоченного Совет по межнациональным и межконфессиональным отношениям при Пермской городской Думе, в рамках которого несколько рабочих групп участвуют в формировании плана мероприятий по укреплению гражданского согласия и профилактики межэтнических конфликтов.

В начале 2014 года в Перми, благодаря профессиональной работе правоохранительных органов, сумевших не допустить «пермское Бирюлёво» была пресечена попытка массовой молодежной драки. Полиция показала свою готовность оперативно отвечать на возможные угрозы обществу.

Как мы знаем, проверка полиции установила, что суть опубликованного сообщения об избиении русских приезжими оказалась ложной. Но антимигрантские настроения пермяков не дали им возможность критично оценить рассылку в соцсетях. Поэтому я вновь обращаюсь к органам государственной власти края и местного самоуправления: в регионе должны быть приняты срочные меры по профилактике антимигрантских настроений в обществе, по недопущению дискриминации на национальной почве.

Но продолжают беспокоить подчеркнуто ксенофобские настроения в среде пермской молодежи, готовой за непонятную идею совершить реальные преступления. Должна сказать, что подумать об ответственности за возможную трагедию должны те, кто призывает к националистическим действиям через различные каналы: социальные сети, средства массовой коммуникации и информации, порой становящиеся настоящими рупорами неконституционных заявлений. Учитывая то, что почти половина из пришедших на драку несовершеннолетние подростки, школьники, хочу подчеркнуть острую необходимость уделить внимание гражданскому образованию.

В июле 2014 года на заседании Совета при Президенте по межнациональным отношениям, основной темой которого была тема о роли культуры и образования в укреплении единства и согласия, гражданском и патриотическом воспитании молодёжи, В.В.Путин отметил важность государственной молодёжной политики в формировании гражданского согласия: «Приоритеты государственной молодёжной политики должны быть направлены на формирование всестороннего развития личности, гармоничной личности, на воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к своей большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом с тобой».

Системные мероприятия по профилактике ксенофобских, антимигрантских настроений, межведомственные программы гражданского образования, развития толерантности крайне необходимы для гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в Пермском крае. Крайне необходима региональная Программа гражданского образования должна содержать в себе комплекс мероприятий, направленных на профилактику ксенофобии в Пермском крае.

Одна из ключевых ролей в сохранении социального согласия принадлежит средствам массовой коммуникации.

Кодексом профессиональной этики российского журналиста и Кодексом журналиста Пермского края закреплены положения о том, что журналисту следует уважать честь и достоинство людей, которые становятся объектами его профессионального внимания, а также воздерживаться от любых пренебрежительных намеков или комментариев в отношении расы, национальности, цвета кожи, религии, социального происхождения или пола, а также в отношении физического недостатка или болезни человека.

Для сохранения гражданского и межэтнического мира в Пермском крае важно помнить, что укреплению гражданского согласия и мира способствует понимание того, что при всём многообразии наших культур, религий, традиций имеется понятие, консолидирующее общество. Это понятие, объединяющее всех нас, – РОССИЯНЕ.

Всероссийская научно-практическая конференция «Национально-гражданская и этническая идентичность в рамках гражданского единения российской нации» г. Кудымкар, 19 декабря 2014 г
пленарное заседание

УДК 94:323

Л.А.Фадеева

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Администрация Губернатора Пермского края Филиал фгбоу впо «Удмуртский государственный университет» в г. Кудымкаре на пути к единению iconПроблемы укрепления единства российской нации материалы
Администрация губернатора Пермского края Пермская государственная академия искусства и культуры Институт философии Российской академии...

Администрация Губернатора Пермского края Филиал фгбоу впо «Удмуртский государственный университет» в г. Кудымкаре на пути к единению iconСинтез искусств в лирике Ю. Левитанского и А. Тарковского
Работа выполнена на кафедре русской литературы ХХ века и фольклора фгбоу впо «Удмуртский государственный университет»

Администрация Губернатора Пермского края Филиал фгбоу впо «Удмуртский государственный университет» в г. Кудымкаре на пути к единению iconОтчет о работе Гуковского института экономики и права (филиала) фгбоу...
Тчетном периоде базировалась на реализации стратегии развития фгбоу впо «Ростовский государственный экономический университет (ринх)»...

Администрация Губернатора Пермского края Филиал фгбоу впо «Удмуртский государственный университет» в г. Кудымкаре на пути к единению iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...

Администрация Губернатора Пермского края Филиал фгбоу впо «Удмуртский государственный университет» в г. Кудымкаре на пути к единению iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...

Администрация Губернатора Пермского края Филиал фгбоу впо «Удмуртский государственный университет» в г. Кудымкаре на пути к единению iconПерсональный состав педагогических работников кгбоу спо красноярского...
Стажировка гунб (2014); Филиал фгбоу «Учебно-метод центр по обр на железн транспорте» в г. Иркутске (2014); кгаоу дпо красноярский...

Администрация Губернатора Пермского края Филиал фгбоу впо «Удмуртский государственный университет» в г. Кудымкаре на пути к единению iconФгбоу впо «Курский государственный университет» Факультет философии,...
Председатель оргкомитета – Салтык Галина Александровна, доктор исторических наук, профессор, зав кафедрой культурологии фгбоу впо...

Администрация Губернатора Пермского края Филиал фгбоу впо «Удмуртский государственный университет» в г. Кудымкаре на пути к единению iconМетодические указания к самостоятельной работе студентов Сибай си бгу2014
Министерство образования и науки РФ сибайский институт (филиал) фгбоу впо «Башкирский государственный университет»

Администрация Губернатора Пермского края Филиал фгбоу впо «Удмуртский государственный университет» в г. Кудымкаре на пути к единению iconСписок государственных и муниципальных музеев Пермского края на 01. 04. 2014 г
Правительства Пермского края от 25. 03. 2014 №60-рп; с 30. 07. 2013 по 25. 03. 2014 – гбук «Музей политических репрессий «Пермь-36»...

Администрация Губернатора Пермского края Филиал фгбоу впо «Удмуртский государственный университет» в г. Кудымкаре на пути к единению iconРоссийской федерации стерлитамакский филиал фгбоу впо «башкирский...
...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск