Доклады, сообщения






НазваниеДоклады, сообщения
страница1/8
Дата публикации03.03.2017
Размер1.23 Mb.
ТипДоклад
h.120-bal.ru > Доклады > Доклад
  1   2   3   4   5   6   7   8


Департамент культуры Воронежской области

Государственное бюджетное учреждение культуры Воронежской области

«Воронежская областная детская библиотека»
V Межрегиональная

научно-практическая конференция

«Детская книга и современное общество»

Воронеж, 12-13 октября 2011г.

Поддержка чтения

подрастающего поколения:

новый формат и новые возможности


Материалы конференции

(доклады, сообщения)


Воронеж, 2011

Детская книга и современное общество: материалы межрегиональной научно-практической конференции (доклады, сообщения). – Воронеж: ВОДБ, методико-библиографический отдел; сост. Т.В.Тройнина. - 2011. – 68 с.
В сборнике опубликованы доклады и сообщения, представленные на V межрегиональной научно-практической конференции «Детская книга и современное общество. Поддержка чтения подрастающего поколения: новый формат и новые возможности», состоявшейся 12-13 октября 2011 года.

Ответственный за выпуск: Аристова А. В., директор ВОДБ

Тираж 50 экз.
Ул. Театральная, д. 19, г. Воронеж, 394036, ВОДБ




От составителя
12-13 октября 2011 года в Воронежской областной детской библиотеке состоялась V межрегиональная научно-практическая конференция "Детская книга и современное общество». Основное тематическое направление конференции этого года – «Поддержка чтения подрастающего поколения: новый формат и новые возможности».

Целью работы конференции стало обсуждение новых возможностей поддержки и развития чтения подрастающего поколения, представление профессионального опыта и внедрение новых идей по привлечению детей и подростков к книге.

Открыл конференцию руководитель департамента культуры Воронежской области Иван Дмитриевич Образцов.

В работе первого дня конференции приняли участие 35 специалистов, среди которых сотрудник Российской книжной палаты, ведущие специалисты библиотек Украины (г. Полтава), Липецкой, Тамбовской, Воронежской областей и города Воронежа, представители учреждений образования, книготорговых организаций, СМИ.

Второй день работы конференции проходил на базе Рамонской районной детской библиотеки муниципального учреждение культуры «Рамонская межпоселенческая центральная библиотека».

Основными проблемно-тематические направлениями работы конференции стали:

  • Книгоиздание для детей и подростков: современные тенденции.

  • Инновационные подходы к организации библиотечного обслуживания детей и подростков.

  • Партнерство в продвижении чтения.

  • Проектная деятельность как инструмент усиления информационных, досуговых, воспитательных функций библиотеки.

  • Современные варианты повышения квалификации детских библиотекарей.

  • Выбор в пользу библиотеки: как стать для детей и подростков привлекательным местом времяпровождения.


Итогом работы конференции стало обновление профессиональных знаний библиотекарей, расширение их кругозора, а также поддержание связей внутри библиотечного сообщества Воронежской области, центральных регионов России и ближнего зарубежья.

ДОКЛАДЫ, СООБЩЕНИЯ
Корниенко Наталья Григорьевна,

заведующая кафедрой литературы, русского и

иностранных языков Воронежского областного

института повышения квалификации и

переподготовки работников образования
Библиотека – центр духовно-нравственного воспитания личности школьника

По работе мне часто приходится бывать в районах нашей области, посещать школы, а в них библиотеки. Обычно мне показывают книжный фонд, рассказывают о мероприятиях, которые проводятся к юбилейным датам. Но однажды я попала в библиотеку, когда там было много подростков. Я разговорилась с одним из них, а потом к нам присоединилось еще несколько школьников. Ребята мне рассказали, что для них эта библиотека – самое любимое место в школе. «Здесь можно поговорить с библиотекарем обо всем, что тебя волнует»,- признались мне собеседники. Они рассказали, что сначала забегали сюда только для того, чтобы взять или сдать книжку. А потом пришла новая библиотекарь, и все изменилось. Попросишь ее дать книгу, а она, будто мимоходом, спросит, для чего это нужно: для урока или кто-то порекомендовал прочитать. А потом еще скажет: «Вот будешь читать, обрати внимание на персонаж, которого зовут вот так. Или: обрати внимание, как тонко описывается пение соловья, или еще что-нибудь». И ты уже не просто читаешь, а ждешь, когда появится этот персонаж, или вчитываешься в страницы, где описывается природа». А когда книгу сдаешь, библиотекарь опять о чем-нибудь по тексту спросит или скажет, что есть другая книга на такую же тему и очень интересно написанная. И дети потянулись в библиотеку. От разговоров о прочитанном они перешли к обсуждению жизненных проблем. Один мальчик мне сказал: «Взрослые думают, что только у них есть проблемы, а у нас жизнь гладкая, как шоссейная дорога. А мне кажется, все наоборот. Ведь мы только открываем жизнь и даже представить не можем, что ждет нас за поворотом. А наша библиотекарь помогает нам в этом разобраться».

Из этой встречи я сделала для себя вывод, что библиотека – это очень важная составляющая в духовно-нравственном становлении личности. Ведь если в школу ходить надо, то в библиотеку идут те, кому хочется, кому это нравится. Они уже открыты навстречу новым знаниям, надо только поддержать в них это. Так что такое библиотека ХХI века?

У всякого времени свои эстетические нормы и запросы. Каждая эпоха выдвигает свои требования к воспитанию нового читателя. В современных социокультурных условиях, с учетом возросшей роли Интернета возникла новая эстетическая ситуация, вызвавшая к жизни нового читателя: с новыми запросами, интересами и даже отношением к книге.

В библиотеке есть одна очень важная деталь: здесь работают, общаются не с массами, а с индивидуальностями. Ребенок может прочитать книгу и тут же ее забыть, не выделить важных моментов, не придать значения каким-то эпизодам. На уроке часто не хватает времени, чтобы выслушать каждого, поговорить по душам. Литературу «проходят». А вот в библиотеке все настроено на диалог. Книга дает импульс, а опытный библиотекарь может незаметно стать советником читателя, хорошим собеседником. Сейчас как никогда появилась потребность в новом подходе к воспитанию читателя. Невольно вспоминаются слова замечательного педагога Виктора Острогорского, который более ста лет назад сказал: «Литературное, эстетическое образование у нас находится в состоянии весьма печальном».

Периодически нам приходится повторять это, хотя не всякий согласится с тем, что его читательская культура могла бы быть повыше. Многие могут даже обидеться. А ведь культура эстетического освоения важна для того, чтобы улучшилась вся нравственная атмосфера общества. И тут, на мой взгляд, большую роль может сыграть библиотека.

Здесь, порой, в отношении хрестоматийных произведений, бессменно входящих в школьную программу, ребенок может открыть для себя новое, свежее, привлекательное и даже актуальное.

Почему подростков интересует «Гарри Поттер» больше, чем «Тарас Бульба» или «Гроза»?

Да потому, что он им ближе, понятнее. Время другое. ХХI век. Учитель, скованный программой, спешит ее выполнять. А вот библиотекарь может помочь разобраться в произведениях классиков, помочь почувствовать живое слово писателя.

Дети в библиотеке более свободны в высказывании своих мыслей, своих предпочтений. Ведь здесь им за это не ставят оценок: возможно свободное общение, допускаются ошибочные суждения, можно спорить, отстаивать свою точку зрения. Работа библиотекаря трудная и многогогранная: кроме выдачи книг, он еще проводит тематические мероприятия, готовится к праздникам, организует круглые столы и конференции. В таких условиях нельзя работать по шаблону, по трафарету. Библиотека ищет новые формы и методы работы с читателем. В школе сейчас уменьшают количество часов на уроки литературы. Значит, что-то должна взять на себя библиотека, которая призвана поднять культуру чтения, культуру работы с книгой. Опытный библиотекарь может разговорить ребенка, вывести его на серьезные мировоззренческие проблемы, помочь ему на пороге гражданской зрелости, помочь формированию подлинно богатого и глубокого духовного мира современного молодого человека, который испытывает сейчас весьма ощутимый натиск чуждых нам псевдокультуры и псевдоискусства.

Библиотека всегда была тем центром, где развивалось самостоятельное мышление и культура чувств, где подросток учился добывать знания, аргументировано и убежденно отстаивать свою точку зрения и быть внимательным к суждениям своих оппонентов. Многие с благодарностью вспоминают читательские конференции, которые проводились в библиотеке, когда они учились в школе. Там подростки приобщались к атмосфере коллективного поиска истины, что впоследствии очень помогло им уже в профессиональной деятельности.

Стимулируя интерес подростков к познанию и творчеству, библиотека помогает в воспитании культуры познания, дает знания о мире, о своем «я». Хорошая, умная книга говорит о любви, о доблести, зовет в широкий мир. Но подростка необходимо направить к такой книге, ненавязчиво объяснить, что есть добро, а что зло, в чем заключается долг человека, его свобода и обязанность. Библиотека часто помогает человеку осознать себя и окружающий мир и сформировать свои нравственные и духовные качества. Подросток читает не только для развлечения, он через книги, образы пытается понять себя, объяснить себе мир, найти свое место в нем.

Почему ребенок сегодня тянется к волшебству? Да потому, что в таких книгах он видит сверхсилу, которая помогает выйти из трудных ситуаций, преодолеть препятствия, которые он встречает в реальной жизни. А в классике показываются герои, которые силой своего разума, силой воли, своей находчивостью могут прийти к победе. Им не надо прибегать к виртуальной помощи. И ребенка надо направить к такой книге. В ней он сможет найти известные и новые противоречивые жизненные явления, познакомиться с множеством равноправных и одинаково правильных вариантов достижения поставленных целей.

Максим Горький писал: «Роль искусства — педагогическая, цель его – установить более полную, общность ощущений и чувств. Ощущения и чувства всего более разделяют людей, о вкусах и цветах не спорят, их считают чисто личными, и вот для того, чтобы более объединить и сроднить людей, нужно «подметить в них одну и ту же всем людям общую черту, выразить ее нотами, красками, словами, и, таким образом, до некоторой степени сделать ощущения и чувства тождественными у того и другого лица».

Практика библиотек позволяет сделать вывод, что более глубокое влияние на личность подростка, на формирование его мировоззрения оказывают те библиотечные работники, которые органично связывают свою деятельность с жизнью, с интересами современных школьников. Они умеют организовать свободное обсуждение самых острых проблем, поставленных писателем и возникающих в окружающей нас жизни, раскрыть интересы и склонности подростков. Ведь библиотека всегда была, есть и будет центром духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Васильева Елена Валерьевна,

доцент кафедры литературы, русского и

иностранных языков Воронежского областного

института повышения квалификации и

переподготовки работников образования
Развитие критического мышления

как путь к воспитанию вдумчивого читателя

В последние годы в нашей стране получила распространение технология развития критического мышления, целью применения которой является способность учащихся ставить вопросы, вырабатывать убедительные аргументы для подтверждения выдвинутых идей, принимать независимые продуманные решения посредством интерактивного включения в образовательный процесс. При этом термин «критическое мышление», пришедший из западной педагогики, предполагает не негативность суждений, а разумное рассмотрение разнообразных подходов к проблеме с тем, чтобы сделать обоснованные выводы. Ориентация на критическое мышление означает, что каждый ученик, решая учебную проблему, учится вырабатывать свое мнение.

Следует отметить, что каждый отдельный элемент технологии не является абсолютно новым для российской дидактики. Например, три этапа ее реализации: вызов (актуализация субъектного опыта), осмысление и рефлексия – не представляют исключительной новизны для большинства учителей. Эти этапы почти всегда можно вычленить в уроке, только называются они иначе. Вместо «вызова» более привычной кажется «актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся». «Осмысление» - это не что иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала, а рефлексия соотносима с закреплением материала, проверкой его усвоения.

Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые соответствуют каждой из стадий урока и должны приводить к результату, связанному не только со знанием определенного материала. Эффективность применения технологии развития критического мышления проявляется во взаимоуважении оппонентов, в понимании различных «взглядов на мир», в использовании учащимися своих знаний для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности.

Очень важными представляется единство подходов в формировании критического мышления по всем учебным дисциплинам и во внеучебном субъектном опыте детей и подростков. Именно поэтому примером для рассмотрения послужат материалы, использованные в работе с одаренными учащимися в летнем лагере при подготовке к лингвистическому сочинению.

Лингвистическое сочинение – жанр, востребованный современной образовательной практикой как в связи с итоговыми аттестациями по русскому языку, так и в контексте ширящегося олимпиадного движения. Поэтому учащимся 11 класса, победителям и призерам регионального этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе прошлого года, было предложено собрать материал для написания сочинения на тему «Согласны ли вы с утверждением А.С. Шишкова: «Ветвь получает силу от корня. Производные слова не могут означать такого смысла, какого сам корень оных в себе не имеет. Когда видали вы, чтоб от яблони рождались орехи?» (эта тема предлагалась одиннадцатиклассникам в истекшем учебном году на заключительном этапе Всероссийской олимпиады и для всех собравшихся учеников являлась новой).

Для актуализации субъектного опыта учащихся было предложено составить таблицу по принципу «верю – не верю», организовав таким образом свое понимание познавательного объекта. Значительная часть времени этого этапа была потрачена именно на доказательство справедливости приведенного суждения. Велись поиски в области этимологии, рассматривались лексика и фразеология, например, выявлялась «внутренняя форма слова» (окно – «око в мир»). Одиннадцатиклассники обращались к примерам из древнерусского языка, занятия по которому как раз были проведены накануне. Удалось найти примеры из словообразования, а также было высказано мнение, что речь может идти о выражении грамматических форм, достаточно устойчивых в любом языке. Прозвучали предположения о защите языка от чрезмерного заимствования, подражания другим культурам (например, выражающегося в явлениях аналитизма в морфологии и синтаксисе – «интернет-кафе» и т.п.). Всё это было воспроизведено в первой колонке «Верю» с помощью учителя.

Но что написать во вторую? Этап осмысления (и переосмысления, можно сказать) начался с выяснения того, кто является автором высказывания, взятого для темы сочинения. И, возможно, не случайно в теме звучит вопрос: «Согласны ли Вы…» А ведь автор – тот самый Президент Российской Академии Наук, один из организаторов общества «Беседа любителей русского слова» адмирал А.С.Шишков, о котором А.С. Пушкин писал:

Угрюмых тройка есть певцов –

Шихматов, Шаховской, Шишков,

Уму есть тройка супостатов –

Шишков наш, Шаховской, Шихматов,

Но кто глупей из тройки злой?

Шишков, Шихматов, Шаховской!

Цитата для темы сочинения взята из труда А.С. Шишкова «Славянорусский корнеслов», и сейчас не утратившего, как свидетельствует результат поиска в Интернете, восхищенных читателей. Так, в мировой сети нашелся экземпляр с примечаниями нашего современника, продолжившего изыскания адмирала: http://svitk.ru/004_book_book/7b/1647_hihkov-slovyanskiy_korneslov.php. На стадии осмысления учащимся было предложено познакомиться с выдержками из этого произведения и выразить свое мнение методом включенного чтения (инсерта), когда делаются различные пометки по ходу чтения, обозначающие материал известный, новый, вызывающий согласие, несогласие или вопросы. Вот, например, некоторые из фрагментов:

«Когда корень один и тот же, то и ветви от него производимые, яко от единого понятия истекающие, должны иметь взаимную между собою связь и сходство. В чем состоит это сходство, и почему так далеко уходит от наших взоров, что при великой разности языков становится совсем неприметно?

Мы из своего бить произвели ветвь битва, англичанин, француз, немец сделали то же самое, а именно к корню bat приставили окончания tle, aille, taglia. Иногда через некоторую перемену этих наращений делаются две ветви одинакового значения: мы от своего бить произвели битва и бой, француз от своего battre тоже две, battaile и combat; составление последнего слова, хотя и различно с нашим, но не нарушает единства языков, поскольку частица сот есть предлог, соответствующий нашему со или с: подобно тому, как мы бы вместо битва, бой говорили со-битва, со-бой».

«НАУКА, с ветвями учить, учение, учитель, научаться. По смежности понятий и близости выговора букв кйх могло измениться из науха, ибо главным образом приобретается посредством уха или слышания. Навык, хотя и делает для нас дикими слова тушиться, ушителъ вместо научиться, учитель, однако рассудок не может не согласиться, что научиться есть наслышаться, и что учитель есть не иной кто, как внушителъ или наставник ума нашего чрез наши уши».

Если первый фрагмент может вызвать наше согласие, то второй, несомненно, показывает произвольность в толковании происхождения слов. Так, Шишков связывал русское «говорить» и английской «word», просто отбрасывая слог «го». Пометки учащихся и их выступления свидетельствуют об критическом отношении к подобной практике «лингвистических» толкований слов.

Продолжить осмысление темы помогает обращение к разделу «Сюжеты мифа» из статьи доктора филологических наук В. Алпатова «История одного мифа. Марр и марризм»: http://speakrus.ru/articles/marr.htm. Эта статья расширяет знания учащихся и дает им пищу для размышлений. История о том, как уже в ХХ в. под руководством наделенного властью академика, вице-президента АН СССР Н.Я. Марра отечественные лингвисты искали во всех словах всех языков следы четырех исходных элементов сол, бер, йон, рош (и находили!), поучительна, ведь «для Марра установленные факты просто не существовали. В своих исследованиях по истории слов он отбрасывал строгие фонетические законы, открытые наукой XIX века, основываясь исключительно на внешнем созвучии, которому можно было поставить в соответствие любое произвольное развитие значения. … Он спокойно сопоставлял французское rouge, «красный» с частью рас русского красный (начальную часть корня он просто отбрасывал за ненадобностью), связывая оба слова с первичным элементом рош, к которому он возводил и названия народов русы, эт-рус-кн, пе-лас-ги, лез-гины и т. д.». Эта статья анализировалась с учащимися с использованием «тонких» (Кто? Что? Когда? Мог ли ...? Согласны ли Вы ...?) и «толстых» вопросов (Дайте три объяснения, почему…? Почему Вы так считаете? В чем различие? Что было бы, если бы…?).

В результате исходная таблица дополнилась записями во второй колонке:

  1. Слова могут разойтись в значениях и даже приобрести противоположные значения («урода» в русском и польском языках).

  2. Надо грамотно применять данный принцип!

Стадия рефлексии представляла собой десятиминутное эссе, в котором одиннадцатиклассники попытались кратко сформулировать свое новое видение проблемы. Хочется отметить, что осмысление не может этим закончиться. Все материалы по теме ребята получили в подарок для того, чтобы продолжить искать истину самостоятельно.

Развитие критического мышления – необходимый процесс для наших юных читателей, которые подчас склонны к шаблонному восприятию любой информации. Вместе с тем грамотное применение таких подходов поможет уберечь детей от бессмысленного критиканства, не основанного на глубоком понимании обсуждаемых тем.

Попова Оксана Васильевна,

заместитель директора

по научно-методической деятельности

ГБУК «Воронежская областная детская библиотека»
Социокультурная деятельность Воронежской областной детской библиотеки в современных условиях:

развитие новых направлений и продолжение традиций

Социокультурная деятельность – это целенаправленный процесс приобщения человека к культурным ценностям общества и активного включения самой личности в этот процесс.

Социокультурная деятельность библиотек давно перешагнула объем и рамки прежней культурно-просветительской работы. В современных исследованиях насчитывается уже около двадцати формулировок социокультурных библиотечных функций, среди которых выделяют коммуникативную, познавательную, информационную, эстетическую, кумулятивную, гедонистическую, библиотерапевтическую и др.

Анализ различных направлений социокультурной деятельности ВОДБ позволяет сделать вывод, что в настоящее время библиотека как социальный институт становится одним из важных элементов культурного пространства региона.

Сегодня деятельность библиотеки определяется богатством направлений, среди которых:

- накопление, хранение и распространение знаний, норм и ценностей;

- раскрытие фонда библиотеки, организация широкой выставочной работы,

- исследовательская работа, направленная на изучение читательской культуры,

- информирование читателей о событиях, происходящих в библиотеке на ее сайте, в СМИ,

- образовательная и просветительская деятельность,

- участие в разнообразных культурных проектах города, региона, страны.

Большую работу проводит наша библиотека по реализации собственных культурных проектов. Это деятельность актуальная, сложная, но при этом – творческая, интересная, развивающая. Ею приятно заниматься: у библиотеки появляются новые друзья, новые партнеры. Проектная деятельность прочно вошла в практику работы библиотеки. И сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми нашими проектами.

На развитие творческой деятельности, знакомство детей младшего школьного возраста с истоками народного творчества, устного и декоративно-прикладного искусства направлен проект «Мастерская Марьи-Искусницы».

Свои двери мастерская открыла в январе этого года в отделе «Искусство».

Программа мероприятий включает в себя уроки творчества, тематические выставки изданий по декоративно-прикладному искусству и выставки творческих работ детей. Марья-искусница и скоморох Митюха знакомят ребят с русскими народными игрушками, с их видами и историей, с художественными промыслами - Хохломой, Гжелью, Городецкой росписью и др. А ребята пробуют себя в роли народных умельцев, например, расписывают матрешку, пасхальное яйцо, лепят из теста и покрывают узорами свистульку, осваивают различные орнаменты.

В процессе проведения мероприятий активно используются игровые методики, творческие практические задания.

Цикл мероприятий, состоит из 18 занятий и рассчитан на 2 года.

Надо сказать, что уже после первого урока, проект стал настолько популярен, что в «Мастерскую» образовалась очередь. За 9 месяцев состоялось уже 16 мероприятий, «Мастерскую» посетило более 400 ребят.

Для детей и подростков, проводящих летние каникулы в городе, библиотекой уже второй год реализуется парковый проект «Книжные тропинки лета». Летними днями в сквер перед зданием театра драмы им. А.Кольцова приходят библиотекари с книгами и журналами для самых маленьких и тех, кто постарше и их родителей. Расположившись в тени деревьев и прихватив с собой яркую, интересную детскую книгу и мобильную мебель они читают вслух, разговаривают о книгах и журналах, проводят викторины. Читальный зал под открытым небом пользуется большой популярностью у юных воронежцев и их родителей. За три летних месяца работы читального зала в библиотеку записалось более 300 новых читателей.

Парковый проект «Книжные тропинки лета» - часть программы летнего чтения «Летнее солнце на книжной странице», которая охватывает разнообразные направления деятельности и адресована различным возрастным категориям. Реализация программы позволяет совершенствовать формы и методы работы с читателями, способствует тому, чтобы чтение стало для ребенка интересным, полезным и привлекательным.

Поиск новых способов продвижения детской книги и чтения обращает внимание на наиболее успешные и популярные формы работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Одной из них является организация громких чтений. Подобная практика и легла в основу областной флэш-акции «Маршак, багаж, библиотека», приуроченной ко Всемирному дню книги и авторского права. Идея флэш-акции – одновременное прочтение стихотворения С.Я.Маршака «Багаж» 21 апреля в 11 часов читателями-детьми, их родителями, учителями, библиотекарями на всей территории Воронежской области. Выбор стихотворения «Багаж» не случаен, т.к. в этом году исполнилось 85 лет со дня его издания.

Акция проводилась нашей библиотекой совместно с библиотеками области, к участию привлекались профессиональные и самодеятельные артисты, детские писатели. Целью флэш-акции стало привлечение внимания общественности к детской книге и чтению, популяризация творчества С.Я.Маршака. Участниками акции стали более 3000 читателей.

Библиотека с удовольствием участвует и в акциях, инициируемых издательствами. В частности, в проведении Международного Дня Чтения, организатором которой выступило издательство «Розовый жираф». Участники Дня чтения получили от издательства новую книгу Джилл Томлинсон «Горилла, которая хотела повзрослеть». Дошкольники, читатели нашей библиотеки, с удовольствием откликнулись на предложение поучаствовать в Дне чтения: познакомились с новой книгой, попробовали создать собственные иллюстрации, вспомнили, что они знают о жизни обезьян.

Акцию активно поддержали детские библиотеки Кантемировского, Лискинского и Подгоренского районов области, в которых прошли различные мероприятия. Библиотекари использовали громкие чтения для ознакомления с книгой, выполняли рисунки и с большим энтузиазмом и интересом выполнили задание по книге.

Развитие технологий и внедрение новых форм работы не исключает применение и традиционных, хорошо зарекомендовавших себя на протяжении многих лет.

Одним интересным, хорошо отлаженным направлением работы является организация значимых культурных и просветительских мероприятий для детей и подростков Воронежской области. Главной целью проведения различных конкурсов, фестивалей, викторин является привлечение подрастающего поколения к творчеству и чтению. Активное участие ребят в различных конкурсах обеспечивают детские библиотеки области.

В последние годы библиотекой проведены конкурсы: «Мой Кольцов» к 200-летию со дня рождения поэта, «Войны не знали мы, но все же…», к 65-летию Победы, «Новые приключения итальянцев», посвященный Году итальянской культуры и языка в России. Цель конкурсаповысить интерес к чтению детской итальянской литературы, выявить творческий потенциал детей и подростков в области литературы и активизировать творческие способности детей.

Конкурс «Новые приключения итальянцев», проводился в два этапа (районный и областной). Участвовали работы индивидуальных и коллективных авторов в возрастных группах 7-10 лет и 11-14 лет. Творческие работы было предложено представить по двум номинациям. В номинации литературное творчество «История с продолжением», дети должны были написать рассказ или сочинение, являющиеся продолжением любого произведения итальянских авторов. В номинации изобразительное творчество «Иллюстрируем итальянскую книжку» участвовали рисунки-иллюстрации к любым художественным детским произведениям, созданным итальянскими писателями.

Конкурс «Новые приключения итальянцев» охватил более 20 районов области. На первом этапе он собрал порядка тысячи рисунков-иллюстраций к произведениям итальянских авторов и детских сочинений. В них ребята пробовали себя в роли писателей, придумывая продолжение к понравившимся итальянским рассказам или сказкам. Любимые с детства герои итальянских книг благодаря ребятам из Воронежа и области обрели новую жизнь. Самым популярным оказался Чиполлино Джанни Родари. До финала дошли 300 лучших работ, и уже среди них отбирались 12 победителей.

Этот год порадовал нас еще одной знаменательной датой. Недавно мы отпраздновали 425-летие города Воронежа. В преддверии празднования юбилея наша библиотека провела детский творческий конкурс «Я желаю городу родному…».

На конкурс юные участники представили сделанные своими руками открытки с теплыми поздравлениями Воронежу-юбиляру. В конкурсном отборе приняли участие оригинальные работы в различном исполнении: коллажи, рисунки, открытки с применением декоративных материалов (бисера, вышивки, поделочного камня, соломки, дерева). Конкурсной комиссией отобрано шесть победителей.

Партнерами вышеназванных конкурсов стала Ассоциация «Галерея Чижова» и компания «Урал-Пресс», которые вручили свои дипломы и подарки победителям 30 сентября на празднике "Viva Воронеж! Да здравствует Italia!".

Лучшие конкурсные работы участников обоих конкурсов, можно увидеть на выставке в торговом центре «Галерея Чижова».

Итогом конкурсов стали сборники лучших работ их участников. Сборники получили победители: дети и библиотеки, представившие работы на конкурс.

Не отступая от традиционных форм работы с книгой, мы придали им новое звучание, масштабность. Для этого выбрали мероприятия областного значения. В первую очередь мы обратились к областной Неделе детской книги, перенеся ее открытие в муниципальные образования. С 2007 года в Воронежской области по нашей инициативе ежегодно избирается столица областной Недели детской книги, где и проводится ее торжественное открытие. Приглашаются дети из сельских поселений, для них – это настоящий праздник с новыми книгами, конкурсами, призами. Присутствуют на празднике представители органов власти муниципального образования.

В результате проделанной работы удается:

- привлечь внимание к книге, как одному из доступных и значимых средств информации, образования, подчеркнуть ее роль в познании;

- содействовать развитию творческих способностей детей, используя книгу и чтение;

- повысить уровень ответственности муниципальных библиотек по организации чтения детей и подростков;

- использовать возможности творческих коллективов в продвижении книги;

- привлечь внимание администрации муниципальных образований к деятельности библиотек;

- повысить авторитет библиотеки среди других социальных учреждений районов, привлечь внимание к их материальным и социальным нуждам.

В 2011 году статус столицы был присвоен селу Репьевка, а районная детская библиотека получила, учрежденный в этом году, переходящий кубок «Областная столица Недели детской книги».

Открылась Неделя литературным праздником «И снова март, и Книжкина неделя», подготовленным Репьевской районной детской библиотекой. Юные читатели и взрослые, пришедшие на праздник, встретились с литературными героями, увидели выступления детских творческих коллективов района и инсценировку сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом».

С праздником ребят поздравили представители органов власти Репьевского муниципального района, Российского детского фонда, директор Воронежской областной детской библиотеки А.В.Аристова, детский писатель, член союза писателей России А.В.Бондарев.

Начавшись в одном из районных центров, Неделя «шагает» по всему Воронежскому краю. Программа мероприятий Недели в библиотеках области ежегодно включает в себя литературные праздники и путешествия, циклы выставок-просмотров для детей и подростков, встречи с писателями.

Как методический центр наша библиотека обеспокоена проблемой комплектования детских библиотек области, а особенно в сельской местности. Статистические данные свидетельствуют о сохранении печальной тенденции сокращения основных информационных ресурсов детских библиотек - фондов. Некоторые районные библиотеки годами не получают литературу, целые поколения вырастают, не видя книг современных писателей, пользуясь лишь старыми, физически изношенными и морально устаревшими изданиями.

Для того чтобы дети области имели возможность знакомиться с яркими, интересными, а главное – новыми книгами, специалистами нашей библиотеки уже второй год реализуется проект «Областная передвижная выставка современной детской литературы «Откроем книгу детям».

Сейчас, когда наши лучшие книги побывали в 13 районах области, где с двумя тысячами лучших книг современных авторов из фонда ВОДБ познакомились сотни юных читателей, можно с уверенностью сказать, что проект оказался востребованным. Книги нужны детям, и недовольство вызывает лишь время действия выставки – 1 или 3 месяца, их детям явно не хватает. Отзывы участников свидетельствовали о том, что ходить в библиотеку в это время было куда интереснее и хотелось бы, чтобы новые книги привозили каждый год. А участие в проекте библиотеки позволяет поднять ее статус как информационного, культурного и образовательного центра.

В последние годы значительно усиливается информационная функция библиотек, что вполне обосновано, т.к. значимость информации постоянно возрастает, а библиотеки ищут свою нишу в развитии общества. Среди направлений работы нашей библиотеки - модернизация библиотечного обслуживания в соответствии с современными информационными требованиями.

Сегодня широкое распространение получило дополнительное внебюджетное ресурсное обеспечение библиотек в виде грантов благотворительных фондов и организаций. Детские библиотеки все активнее используют это возможности. И мы не являемся исключением.

В этом году сразу два наших проекта получили финансовую поддержку.

Один из них – проект по созданию информационно-образовательного центра «ИнфоГраД» (ИНФОрмационная ГРАмотность Детей), который вошел в число победителей по итогам Всероссийского конкурса социокультурных проектов «Новая роль библиотек в образовании» Фонда Михаила Прохорова.

Цель проекта - содействие формированию современного, всесторонне образованного, информационно грамотного поколения и развитие информационной компетенции детей и подростков. В течение года планируется обучать детей 7-14 лет навыкам поиска, систематизации, анализа нужной информации и работы с современными информационными и интернет-технологиями. Открытие центра «ИнфоГраД» состоится уже в ноябре.

В августе этого года библиотекой получен грант правительства Воронежской области. Проект направлен на создание и размещение на сайте ВОДБ краеведческого информационного ресурса для детей и подростков «Детям о Воронежском крае» и обеспечение к нему доступа юных пользователей через Интернет.

Целью проекта является содействие формированию и развитию у детей и подростков устойчивого интереса к родному краю, воспитание любви и уважения к Воронежской земле и родной стране; обеспечение равных условий доступа к краеведческой информации не только детям, проживающим в г.Воронеже, но и юным жителям небольших городов и поселков Воронежской области, распространение и продвижение информации о нашем регионе.

Это будет красочно оформленный самостоятельный сайт с многоуровневой структурой и удобной навигацией для маленьких пользователей. Структура ресурса включает 4 раздела:

1 раздел называется «Край, где мы живем». В нем будет собрана фактографическая информация о регионе (историческая справка, географическое положение, экономика, ресурсы, население, символика и др.)

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклады, сообщения iconДоклады и сообщения на учредительной конференции Международной ассоциации...
Доклады и сообщения на учредительной конференции Международной ассоциации содействия правосудию. Санкт-Петербург, 5-6 октября 2005...

Доклады, сообщения icon2. 1 Трудности, с которыми сталкивается руководство Омского Государственного...
Дополнительная информация об Омском Государственном Университете Путей Сообщения 21

Доклады, сообщения iconГермания и Россия: Актуальные вопросы экономики и политики: м-лы...
Водопьянова Е. В. Европейская наука в зеркале национальных культур. М., 2005. (Доклады ие ран, №151)

Доклады, сообщения iconДоклады секции «Экономика» были посвящены, в основном, внешнеэкономическим связям Японии
Использование информационных технологий позволило заслушать и обсудить в режиме видео-связи доклады участников, которые не нашли...

Доклады, сообщения iconАналитический отчет фвпо оренбургского института путей сообщения...
Аналитический отчет фвпо оренбургского института путей сообщения – филиала самгупс за 2013 Г.(По результатам самообследования)

Доклады, сообщения iconЗаседание Доклады
Приветственное слово к участникам фестиваля: проректора мгппу, доктора психологических наук, Ю. М. Забродина

Доклады, сообщения iconВ массовой печати появились сообщения о возможности взрыва серо­водорода...
В массовой печати появились сообщения о возможности взрыва серо­водорода в Черном море. Правомерны ли подобные утверждения и что...

Доклады, сообщения iconЛексика и грамматика базовый
Задание 1 Прочитайте сообщения и найдите логическое продолжение этой информации в вариантах (А,Б,В)

Доклады, сообщения iconДоклады (статьи)
Напоминаем для тех, кто еще не зарегистрировался: Осталось 2 недели приема заявок на конференцию sworld

Доклады, сообщения icon«Октябрьская революция 1917 года»
В данной разработке представлен развернутый план-конспект урока сообщения новых знаний






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск