Учебно-методический комплекс Саранск 2010 цели и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины цель изучения дисциплины






НазваниеУчебно-методический комплекс Саранск 2010 цели и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины цель изучения дисциплины
страница1/7
Дата публикации25.02.2015
Размер0.97 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
h.120-bal.ru > Экономика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мордовский государственный университет

имени н.п.огарева»

Н.П.Мышкина

Экономика
учебно-методический комплекс

Саранск

2010
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ, ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель изучения дисциплины – Целью курса является обучение студентов современным знаниям об экономике, ее структуре и проблемах. Курс вооружает студентов знаниями и умениями по исследованию экономических процессов с применением экономических методов.
Задачи дисциплины:

– обеспечение усвоения студентами понятий и категорий, используемых в экономике;

– обучить студентов умению анализировать актуальные экономические процессы, идущие как в российском обществе, так и в мире;

– дать представление об основных классических и современных экономических теориях, показать основные этапы развития экономической науки, принципиальные теоретические и методологические различия отдельных экономических школ и концепций;

– рассмотреть особенности предмета, методологии и метода современной экономической науки;

– дать современные представления о содержательном наполнении микро- и макроэкономики;

- выработать умения творчески применять теоретические знания, самостоятельно разбираться в сложнейших событиях современной экономической жизни;

– развить способность к активному участию в разработке, оценке и осуществлении экономической политики, то есть в процессах, реализация которых затрагивает каждого.
Требования к уровню подготовки студентов, завершившего изучение данной дисциплины:

Студенты после изучения данной дисциплины должны:

иметь представление: об основных тенденциях и направлениях развития мировой и отечественной экономики; о логике экономического развития.

знать: теоретические основы и закономерности функционирования экономической науки;

знать систему понятий и категорий микро- и макроэкономики;

уметь: самостоятельно оценивать социально-экономические причины и следствия научно-технической, производственной и других видов профессиональной деятельности;

– принимать самостоятельные эффективные решения на основе анализа и оценки текущей и перспективной экономической ситуации;

– уметь ориентироваться в содержании экономических проблем и различных подходов к их решению;

– владеть методологией, методикой и техникой проведения экономических исследований.
Экономическая теория из всего комплекса социальных наук обладает фундаментальностью, может опереться на знания истории, обществознания, права, математическую подготовку студентов. Задача преподавателя – создать базу для дальнейшего непрерывного образования, задать ориентиры профессионального развития студента. Сочетание фундаментальности и профессиональной направленности – основа, на которой строится курс теоретической экономики.

2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ.

Дисциплина «Экономика» (очное отделение)
ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС ДЛЯ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Экономическая теория и методы экономических исследований.

Зарождение и развитие экономической теории. Основные направления современной экономической мысли: неоклассическое направление, неокейнсианство, институционализм.

Определение предмета экономической теории различными школами экономической мысли.

Предмет, цели и задачи экономической теории. Экономическая теория - общественная наука по изысканию и выбору производства благ для удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах. Закономерности и факторы экономического роста в дофазной динамике воспроизводства - содержание предмета экономической теории. Структура экономической теории. Микро- , макро - и мегаэкономика - составные части экономической науки и различные уровни экономического анализа.

Взаимосвязь экономической теории с другими науками. Функции экономической теории. Экономическая политика. Основные задачи экономической политики.

Позитивная и нормативная стороны экономической теории.

Методология экономической науки. Методы познания экономических процессов. Диалектический метод. Общенаучные методы: метод научной абстракции, анализа и синтеза, индукции и дедукции. Сочетание исторического и логического, экономико-математическое моделирование, экономический эксперимент. Познание, конструирование и использование системы экономических законов и категорий как метод экономического анализа.
Вопросы к лекции:

  1. Общественное производство и его стороны. Производственные силы и производственные отношения.

  2. Экономические законы и их система. Познание и исследование экономических законов.

  3. Предмет, функции и структура экономической науки

  4. Методы экономических исследований.

Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Эволюция экономических знаний. Основные этапы развития экономической науки. Современные направления экономической мысли.

  2. Экономика и право.


Тема 2. Экономическая система.
Объективные условия экономического устройства общества. Потребности и их классификация. Закон возвышения потребностей. Ресурсы и их виды. Закон ограниченности ресурсов.

Противоречие экономического устройства общества. Проблема занятости ограниченных ресурсов и эффективность их использования. Кривая трансформации. Основные проблемы, стоящие перед обществом: Что производить? Как производить? Для кого производить? Понятие экономической эффективности (Парето-эффективное состояние экономики).

Понятие экономической системы. Критерии классификации экономических систем. Степень индустриального развития общества. Формационный подход к классификации экономических систем, его отличие от цивилизационного.

Структура экономических систем. Понятие производительных сил. Элементы производительных сил. Уровень производительных сил и его параметры. Характер и структура производительных сил.

Система производственных отношений. Социально-экономические и организационно-экономические отношения. Взаимосвязь между производством, распределением, обменом и потреблением.

Сущность экономических законов. Особенности экономических законов, их отличие от законов природы. Классификация экономических законов: общие, особенные и специфические. Механизм познания и использования экономических законов.

Формы организации хозяйственной жизни. Натуральное и товарное производство. Рынок как форма организации товарного производства.

Способы решения главных экономических проблем в различных экономических системах.

Смешанная экономика и ее параметры. Модели смешанной экономики: характеристика американской, германской, шведской, японской и китайской модели. Основные черты и содержание социально-ориентированной смешанной экономики. Использование мирового опыта функционирования смешанной экономики в жизни России.

Переходная экономика: сущность, основные черты, закономерности развития. Основные задачи переходного процесса и их реализация в России.

Вопросы к лекции:

  1. Проблема выбора в экономике. Экономическая (ресурсная) эффективность и её показатели.

  2. Экономической системы: сущность, критерии, классификации, типы.

  3. Переходная экономика: сущность, особенности.

Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Модели смешанной экономики.

  2. Цели и тенденции развития экономической системы.


Тема 3. Собственность как основа экономической системы.
Природа собственности. Собственность как отражение экономических связей и зависимостей. Экономическое содержание и правовая форма собственности.

Марксиская трактовка собственности как системы отношений между людьми по поводу присвоения средств и результатов производства. Основные черты экономического содержания собственности: присвоение, владение, пользование, распоряжение. Экономическая теория "прав собственности" как система отношений между людьми по поводу их исключения из доступа к материальным и нематериальным ресурсам. Теорема Коуза.

Исторические формы собственности. Современная классификация форм собственности и их характеристика: государственная собственность (федеральная, региональная, муниципальная); частная собственность, коллективная.

Критерий эффективности преобразования собственности. Методы изменения форм собственности: национализация, денационализация, приватизация, деприватизация. Соотношение понятий "приватизация" и "разгосударствление". Пути и формы приватизации и разгосударствления в зарубежных странах и в России.

Понятие экономического интереса. Носители экономических интересов. Противоречия между экономическими интересами и механизм их сочетания.
Вопросы к лекции:

  1. Собственность: юридическое и экономическое содержание

  2. Теория «прав собственности». Теорема Коуза.

  3. Формы собственности и их характеристика.

Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Преобразование собственности. Разгосударствление и приватизация. Особенности приватизации в России.

  2. Повышение эффективности управления государственной собственностью.


Тема 4. Факторы производства и их комбинации.
Понятие производства в экономической теории. Производственный процесс, затраты и выпуск.

Содержание понятия "факторы производства". Основные факторы производства, выделяемые в марксисткой и маржиналистской теориях: общее и различия.

Оптимизация производства. Проблемы оптимальной комбинации, взаимозаменяемости и эффективного использования факторов производства.

Производственная функция. Закон убывающей производительности и возрастания дополнительных затрат. Изокванты в производственном процессе.

Производственные фактор "труд". Рабочая сила и ее социально-экономическая характеристика. Необходимый и прибавочный продукт. Марксиская теория прибавочной стоимости. Функции прибавочной стоимости в современной рыночной экономике.

Производственный фактор "земля" и его особенности.

Производственный фактор "капитал". "Монетарные" и "вещные" трактовки капитала. Теория "человеческого капитала". Теория капитала и прибавочной стоимости К. Маркса. Основной и оборотный капитал. Износ капитала и амортизация. Понятие "капитал" с точки зрения микро- и макроуровня. Собственный и заемный капитал. Реальный и денежный капитал.

Экономическая природа предпринимательства. Функция предпринимательства. Формы предпринимательской деятельности. Государственное предпринимательство.
Вопросы к лекции:

  1. Факторы производства и их комбинация.

  2. Особенности земли как фактора производства.

  3. Труд как фактор производства: количественная и качественная характеристики

  4. Капитал и его формы. Образование капитала.

  5. Экономическая природа предпринимательства. Организационно-правовые формы.

Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Проблемы повышения производительности труда в России.

  2. Социальная направленность и эффективность производства.


Тема 5. Товар и деньги – основные инструменты рыночной экономики.
Понятие "благо" ("блага") и "товар". Экономические и неэкономические блага. Материальные и нематериальные блага. Деление нематериальных благ на внутренние и внешние. Услуга как благо. Классификация благ. Товар как экономическое благо. Функциональное деление товара на потребительские товары и средства производства. Классификация товаров. Свойства товара: потребительная стоимость и меновая стоимость.

Потребительная стоимость и полезность.

Трудовая теория стоимости. Основные положения трудовой теории стоимости. "Парадокс Смита".

Закон стоимости - основной закон товарного производства. Функции закона стоимости. Эффект "невидимой руки". Ограниченность закона стоимости.

Стоимость и ценность. Теория предельной полезности.

Концепция происхождения и необходимости денег. Сущность и функции денег. Эволюция форм денег. Ликвидность денег. Теории денег: металлическая, неметаллическая, номиналистическая, количественная. Денежная система и денежное обращение. Закон денежного обращения согласно марксисткой теории. Уравнение обмена. Денежная масса и ее агрегаты. Инфляция и дефляция. Денежные реформы.

Теория цены товара в разных экономических школах.
Вопросы к лекции:

  1. Экономическое благо. Классификация благ. Полезность и ценность.

  2. Потребительское поведение.

  3. Деньги и денежное обращение. Инфляция.

Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Денежные реформы.

  2. Денежные системы и их эволюция.

  3. Формы денег.

Тема 6. Рыночный механизм совершенной конкуренции и его элементы.
Рыночный механизм как взаимосвязь и взаимодействие элементов рынка: спроса, предложения и цены. Конъюнктура рынка.

Понятие спроса. Детерминанты индивидуального спроса. Рыночный спрос. Закон спроса, кривая спроса. Эластичность спроса по цене. Коэффициент эластичности. Детерминанты индивидуального спроса. Рыночный спрос.

Понятие предложения. Факторы, влияющие на предложение. Закон предложения, кривая предложения, эластичность предложения.

Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена как неотъемлемое условие возникновения рыночного равновесия. Функции рыночной цены. Мгновенное, кратковременное и длительное равновесие. Нарушение рыночного равновесия цен.

Преимущества и недостатки рыночного механизма.
Вопросы к лекции:

  1. Спрос и его детерминанты. Закон спроса. Эластичность спроса.

  2. Предложение и его детерминанты. Закон предложения. Эластичность предложения.

  3. Рыночное равновесие. Равновесная цена и ее функции. Виды цен.

  4. Конкуренция: сущность, формы.

Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Государственное формирование естественных монополий.

  2. Государственная антимонопольная политика: практический опыт и задачи совершенствования законодательства.


Тема 7. Предприятие – основное звено рыночной экономики.
Предприятие (фирма) как основная структурная единица бизнеса. Роль и функции предприятия (фирмы) в рыночной экономике. Технико-экономическая и социально-экономическая стороны предприятия. Предприятие как субъект хозяйствования. Экономическая обособленность и хозяйственная самостоятельность.

Организационно-экономические и хозяйственно-правовые формы предприятий. Формы фирменной организации предприятий.

Предприятие (фирма) как субъект и объект рыночных отношений. Внешние и внутренние факторы деятельности предприятия (фирмы). Теория фирмы. Организационная структура российского бизнеса. Теория управления фирмой - менеджмент. Маркетинг как инструмент коммерческой деятельности предприятия (фирмы).
Вопросы к лекции:

  1. Экономическая природа предприятия. Экономическая самостоятельность и экономическая ответственность предприятия.

  2. Формы предприятий.

Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Бизнес-план предприятия (фирмы).

  2. Теории фирмы.

  3. Факторы доходности фирмы.


Тема 8. Издержки и ценообразование на предприятии.
Трактовка издержек производства в разных экономических школах. Марксистская и неоклассическая теория издержек.

Содержание понятий "цена производства" в марксистской теории и "экономических (вменённых) издержек" у неоклассиков: место средней (нормальной) прибыли в структуре этих категорий.

Классификация издержек в современной экономической литературе: постоянные, переменные, валовые или общие, средние издержки (средние общие, средние постоянные, средние переменные); альтернативные, бухгалтерские; внешние и внутренние (явные и неявные); предельные издержки. Динамика издержек при росте объёма производства. Издержки в краткосрочном и долгосрочном периоде. Закон массового производства. Оптимальный размер предприятия.

Формирование спроса и предложения на основные факторы производства. Замещение факторов производства с целью достижения наименьших издержек. Особенности формирования цен на факторы производства в условиях переходной экономики России.
Вопросы к лекции:

  1. Издержки производства и их виды.

  2. Доходы и прибыль фирмы

  3. Экономическое равновесие фирмы.

Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Банкротство предприятия; методы оздоровления предприятия.

  2. Взаимосвязь бизнеса и власти.


Тема 9. Факторные доходы и закономерности их формирования.
Понятие дохода на макро - и микроуровне. Классификация доходов. Доходы, получаемые на основе использования факторов производства. Номинальный, располагаемый и реальный доход. Общественные фонды потребления. Социальное страхование.

Прибыль - доход предпринимателя и главный результат функционирования предприятия (фирмы). Интерпретация сущности источников прибыли в экономической теории. Факторы, определяющие величину прибыли. Сущность и структура предпринимательского дохода. Монопольная прибыль и условия её возникновения.

Заработная плата как вознаграждение за труд наемных работников. Основные подходы к определению сущности заработной платы. Формы, системы, уровень и динамика заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата. Особенности ценообразования на рынке труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Процент- разновидность дохода. Марксистская трактовка сущности процента; норма процента и её тенденция. Теория процента в современной экономической литературе: процентная ставка, средняя ставка процента; рыночная ставка процента и факторы, на неё воздействующие. Дисконтирование. Правило дисконтирования.

Земельная рента- доход землевладельца. Виды ренты и арендная плата. Особенности ценообразования на рынке земли. Цена земли.
Вопросы к лекции:

  1. Сущность и формы заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата.

  2. Земельная рента. Цена земли.

  3. Процент и его виды.


Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Рынок ценных бумаг. Фиктивный капитал и его составляющие.

  2. Социальная инфраструктура: сущность, назначение.


Тема 10. Роль государства в смешанной экономике.
Классические и неоклассические модели взаимоотношений экономики и государства. Относительная самостоятельность государства в рыночной экономике. Объективная необходимость и цели государственного регулирования.

Функциональные экономические системы- объекты государственного регулирования: поддержка макроэкономического равновесия и инвестиционной активности, пресечение недобросовестной конкуренции, решение общенациональных вопросов. Роль государства в осуществлении научно-технической, структурной, социальной и региональной политики. Стимулирование научно-технического прогресса, отраслевой структуры, экономического роста, поддержка мелкого и среднего бизнеса.

Основные экономические функции государства: обеспечение правовой защиты эффективного функционирования рынков, перераспределение дохода и богатства, корректировка распределения ресурсов, стабилизация экономики, антимонопольная политика, обеспечение устойчивого денежного обращения, внешнеэкономическая деятельность.

Методы и основные инструменты государственного регулирования. Прямые и косвенные методы: госзаказ, бюджетное субсидирование, дотации, регулирование доходов, внешнеэкономическое регулирование.

Общегосударственное индикативное планирование - один из методов регулирования экономики. Макромаркетинг.

Принципы государственного вмешательства в экономику. Роль государства в переходной экономике России.
Вопросы к лекции:

  1. Необходимость, сущность и цели государственного регулирования экономики.

  2. Основные направления экономической деятельности государства.

Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Методы государственного регулирования.

  2. Экономическая безопасность государства и её обеспечение.

  3. Индикативное планирование: мировой опыт использования.


Тема 11. Макроэкономическая динамика. Цикличность развития.
Экономический рост - обобщающий результат функционирования национальной экономики. Понятие экономического роста. Модели экономического роста (неоклассическая модель, неокейнсианская модель мультипликатора- акселератора). Противоречие между темпами экономического роста и его качественными результатами. Показатель ВНП и система национальных счетов. Повышение эффективности и качества экономического роста в России.

Цикличность как всеобщая форма экономической динамики. Природа и специфика экономического цикла, его внутренние и внешние факторы. Длинные, средние, короткие циклы (волны) в экономике.

Экономический цикл и его фазы. Кризис как главная фаза экономического цикла. Кризис как элемент механизма саморегулирования рыночной экономики. Виды кризисов. Факторы, влияющие на цикл. Воздействие государства на экономические циклы и кризисы.

Особенности экономического кризиса в России (конец 80-х - нач. 90-х гг.). Стабилизационные программы.
Вопросы к лекции:

  1. Экономический рост: сущность, типы, темпы.

  2. Показатели динамики экономического роста.

  3. Макроэкономическая нестабильность: цикличность развития.

  4. Экономический кризис. Особенности современного экономического кризиса.

Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Проблемы достижения экономического роста в России.

  2. Теневая экономика и механизм её функционирования.

  3. Современная антикризисная система.


Тема 12. Макроэкономическая политика государства.
Финансы общества, их сущность и роль. Финансовая система и её элементы. Финансовая политика государства. Государственный бюджет и принципы построения бюджетной системы. Структура бюджетной системы. Федеральный бюджет, бюджеты субъекты РФ. Местные бюджеты. Внебюджетные фонды.

Налоги, сущность, функции. Виды налогов. Принципы налогообложения. Государственные расходы и их структура. Бюджетный дефицит, его принципы и пути преодоления. Государственный долг.

Денежная система и её регулирование с помощью кредитно-денежной (монетарной) политики. Инструменты монетарной политики. Банковская система, её современные особенности. Центральный центр и его функции. Развитие коммерческих банков и других звеньев кредитной системы. Современная банковская система России и проблемы её функционирования. Монетаризм в России.

Социальная политика государства, показатели её эффективности. Взаимосвязь социальной и экономической политики. Социальная поддержка и социальная защита населения. Индексация доходов. Проблемы пенсионного обеспечения, поддержка инвалидов и детей.
Вопросы к лекции:

  1. Налоги: сущность, виды. Принципы налогообложения.

  2. Государственный бюджет. Проблемы дефицита госбюджета и государственного долга.

  3. Фискальная политика государства.

  4. Банковская система и предложение денег.

  5. Денежно-кредитная политика государства.

  6. Доходы и проблемы их распределения в рыночной экономике.

  7. Социальная политика государства.


Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Социальное партнерство.

  2. Проблема бедности в России.

  3. Фиктивный капитал и его составляющие.


Тема 13. Международные аспекты экономических отношений.
Сущность, объективная основа становления и особенности развития мирового хозяйства на современном этапе. Общемировой характер развития производительных сил. Интернационализация производства и капитала. Сущность и экономическая основа международной интеграции. Международные экономические отношения.

Международная торговля: роль, объем, структура, особенности. Экономическая основа торговли. Международная торговая политика. Протекционистские барьеры. Понятие платёжного баланса, его отличие от торгового и расчётного. Взаимосвязь торгового и платёжного баланса. Торговый дефицит. Структура платёжного баланса. Методы балансирования платёжного баланса.

Международная валютная система. Валюта и её виды: национальная, резервная, свободно конвертируемая, замкнутая. Конвертируемость валюты. Валютный курс: факторы, влияющие на его изменение.

Либерализация сферы внешнеэкономических отношений России как основа её интеграции в мировое хозяйство. Черты валютного режима в России.
Вопросы к лекции:

  1. Предпосылки формирования, основные черты и структура мирового хозяйства.

  2. Международная торговля и её регулирование.

  3. Валютная система. Валютный курс и инструменты его регулирования.


Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Международные союзы и организации.

  2. Конвертируемость валюты.

  3. Торговля и платёжный баланс страны, методы его регулирования.


Практические занятия (очное отделение).
Занятие 1. Организационное
Вопросы семинарского занятия.

  1. Учебная и специальная литература к курсу «Экономика».

  2. Календарный тематический план семинарских занятий.

  3. Виды и график сдачи индивидуальных занятий в семестре.

  4. Методика организации и проведения семинарских занятий.

  5. Требования, к предъявляемые к устным выступлением и письменным работам.

  6. Методика выполнения реферата как итоговой письменной работы.

  7. Экзаменационные вопросы и критерии оценки знаний.

Цель данного занятия Определить цели и задачи учебного курса «Экономика», методику организации и проведения семинарских занятий.

Занятие 2. Экономическая система общества
Вопросы семинарского занятия.

  1. Сущность экономической системы, её структура и основные моменты.

  2. Проблемы, цели и эффективность функционирования экономической системы.

  3. Типы и модели экономических систем.

Цель данного занятия – определить сущность экономической организации общества, её основные моменты, дать характеристику взглядов на тенденцию экономического развития, показать особенности различных типов и моделей экономических систем.

Семинар включает в себе информацию об экономических системах и эффективности их функционирования.

Студенты должны знать сущность экономической системы, критерии классификации экономических систем, эффективность их функционирования, типы и модели.
Вопросы для дискуссии.

  1. Какова разница между задачами, решаемыми экономической системой и её целями? Почему цели различаются от общества к обществу?

  2. Чем схожи и чем различаются закон возрастающих альтернативных издержек и закон убывающей отдачи?

  3. В чём ограниченность моделей экономического кругооборота?

  4. «Утверждение об ограниченности ресурсов и безграничности потребностей на самом деле неверно. Ресурсы в действительности безграничны, так как бесконечен процесс открытия новых источников ресурсов. Потребности же, напротив, ограничены, поскольку существует физические пределы их удовлетворения». Согласитесь с этим утверждением или опровергните его.


Литература:
1. Основная литература:

  1. Курс экономической теории: учебник/Под ред. Чепурина М.Н. и Киселевой Е.А.-Киров: АСА,2004.С.45-75, 535-559.

  2. Экономическая теория: Учебник для студентов вузов/под ред. В.Д. Камаева – М.: ВЛАДОС,2003.С.17-30.

  3. Экономика: Учебник/Под ред. А.С. Булатова.-М.: Юрист,2000.С.7-14, 390-413, 435-447.


2. Дополнительная литература:

1. Гельбрас В.Цена экономических успехов Китая. // Вопр.экон. 2007.№4.
2. Ковнир В. Оценка и соизмерение экономических систем в современной мировой экономике // Экономист. 2008. №6. С. 67-74.

3. Рашковский Е. Цивилизационная теория: познание истории – назначение современности. // МЭ и МО. 2008. №№8,9.

4. Хорос В. Цивилизации сегодня. // МЭ и МО. 2008. №9.
Занятие 3. Собственность и формы предпринимательской деятельности
Вопросы семинарского занятия.

  1. Экономический анализ прав собственности.

  2. Теорема Коуза и трансакционные издержки.

  3. Сущность и условия предпринимательской деятельности.

  4. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

Цель данного занятия – определить различие в экономической и юридической трактовке категории «собственность» и подходы к специфике прав собственности, показать взаимосвязь отношений собственности и организационно-правовых форм предпринимательской деятельности.

Семинар включает в себя информацию об экономическом и юридическом содержании собственности, подходах и специфики прав собственности, организационно-правовых форм предпринимательской деятельности.

Студенты должны рассказать о различиях в подходах к определению содержания собственности, уметь охарактеризовать права собственности; дать сравнительную характеристику организационно-правовым формам предпринимательской деятельности.
Вопросы для дискуссии.

  1. В чём заключаются экономические преимущества концепции собственности в трактовке общего права, предполагающего делимость права собственности, по сравнению с концепцией гражданского права?

  2. Русский правовед Иван Ильин, в частности, писал: «Институт частной собственности может быть необходим, целесообразен и верен, но наличное распределение имущества может быть неверным и нецелесообразным» (Ильин И. О частной собственности. В кн.: Русская философия собственности. XVIII – XX век. СПб.: Ганза, 1993, с. 124). Какие факторы следует принять во внимании при обсуждении «эффекта дохода», связанного с тем или иным распределением прав собственности?

  3. Как соотносятся между собой категории «собственник» и «предприниматель»?

  4. Возможна ли ситуация, когда у одной и той же вещи есть много собственников? Укажите условия, при которых наличие нескольких собственников препятствует эффективному использованию вещи?

  5. Покажите на примере лизинга (передачи оборудования в долгосрочную аренду) преимущества общего права с гражданским правом с точки зрения защиты интересов участников сделки и создания стимулов к эффективному использованию сдаваемого в аренду имущества.


Литература.
1. Основная литература:

  1. Курс экономической теории: учебник/Под ред. Чепурина М.Н. и Киселевой Е.А.-Киров: АСА,2004.С.70-75.

  2. Экономическая теория (политэкономия): Учебник/Под общей ред. В.И. Видянина, Г.П. Журавлевой; М.: ИНФРА-М, 2005. С.134-148.


2. Дополнительная литература:

1. Тамбовцев В. Улучшение защиты прав собственности – неиспользуемый резерв экономического роста в России? // Вопросы экономики, 2006, №1

2. Олейник А. Теорема Коуза и трансакционные издержки//Вопросы экономики. 1999.№5.

3. Дегтярев А., Маликов Р. Приватизация по-российски и проблема её корректировки // Общество и экономика. 2008. №1.

4. Красникова Е. От единообразия к многообразию форм собственности. // МЭ МО. 2007. №8.
Занятие 4. Деловая игра «Фондовая биржа»
Цель данного занятия – изучить механизм функционирования фондовой биржи, установления котировки акций, определить факторы, изменяющие курсовую стоимость акций, а также финансовые результаты сделок
Условия игры

На бирже обращаются акции двух корпораций: А и Б. В игре участвуют шесть фирм, каждая под своим порядковым номером - от 1 до 6. это могут быть банки, имеющие право осуществлять операции на бирже, или предприятия, действующие через посредников. Все фирмы-инвесторы имеют от своих маклеров постоянную информацию о происходящем на бирже и обладают возможностью принимать решения в зависимости от конъюнктуры, Таким образом, в игре биржевые маклеры не выделяются, а выступают как единое целое с представляемыми ими компаниями. Это необходимо, чтобы обеспечить в имитируемой ситуации свободу действий инвесторов, продающих и покупающих акции. Маклеры же ограничены в операциях - они только выполняют поручения своих учреждений или клиентов.

Помимо того, что участники делятся на шесть групп, представляющих фирмы-инвесторы, определяются еще один или два человека, выполняющих роль курсового маклера. Они устанавливают официальный курс обращающихся бумаг. Акции А и Б могут обслуживать один или разные курсовые маклеры, в зависимости от выбора проводящего игру или пожеланий участников. Для принятия решений о покупке или продаже акций фирмам необходимо знать основные характеристики хозяйственной деятельности и положения на рынке компаний А и Б.

Корпорация А выпускает компьютерную технику, действует на насыщенном, остро конкурентном рынке. Это крупное, экономически мощное предприятие, традиционно обеспечивающее свои обязательства по выплате дивидендов. Акции А широко распространены, среди акционеров - самые разные фирмы, физические лица, то есть вполне вероятны значительные спрос и предложение акций А на бирже. В настоящее время конкурентам удается в определенной степени ослабить позиции А на рынке. Однако фирма А ведет переговоры об объединении с одним из предприятий отрасли. Сообщения прессы о ходе переговоров и возможности заключения данной сделки противоречивы. Однако большинство финансовых экспертов сходится во мнении, что если это соглашение состоится, то курс акций А существенно возрастет. В то же время срыв договора приведет к падению курса. Таким образом, может стать выгодной и покупка акций А, и их продажа - в зависимости от дальнейших событий. Соответственно, владельцы акций А, воздержавшиеся от операций с ними, также могут оказаться и в выигрыше, и в убытке.

Корпорация Б занимает сильные позиции в автостроении, ее акции обычно высоко котируются. Фирма стремится постоянно поддерживать стабильные дивиденды, по возможности увеличивая их, чтобы привлекать новых акционеров. Менеджеры Б отдают предпочтение бирже, а не банку как источнику финансовых ресурсов, и снижение курса акций было бы особенно болезненным для корпорации. Поэтому Б делает все возможное, чтобы не допустить падения цены своих акций. Однако динамичный автомобильный рынок больше подвержен малопредсказуемым изменениям, нежели компьютерный. Спрос на автомобили зависит от индивидуальных вкусов, моды. Кроме того, существенное значение имеют цены на энергоносители, во многом определяемые нестабильной политической обстановкой в нефтедобывающих странах. При уменьшении спроса под воздействием какого-либо фактора сокращение темпов роста производства и прибылей привело бы к падению курса акций.

Таким образом, существует риск в любой ситуации, касающейся операций с ценными бумагами. Мотивы действий могут быть следующими.

При покупке акций:

1. Получение дивидендов, больших, чем процент в банке;

2. Надежда на повышение курса акций;

3. Скупка большого пакета акций для стимулирования роста их курса;

4. Участие в управлении фирмой и контроль за ее деятельностью в интересах
крупного акционера.

При продаже акций:

1. Игра на понижение курса при срочных сделках;

2. Привлечение наличных денег для производственных или бытовых целей;

3. Опасение падения курса и дивидендов;

4. Стимулирование уменьшения курса в интересах конкурентов.

Таким образом, действия акционеров в общем виде определяются двумя основными

факторами: уровнем дивиденда по акциям и предполагаемым изменением курса данных ценных бумаг.
Литература:
1. Основная литература:

  1. Курс переходной экономики: Учеб для вузов; 2- е издание/ Под ред. Л.Абалкина.-М.: ЗАО «Финстатинформ», 2005.С.12-35.

  2. Экономика / Под ред. А.С. Булатова.-М.: Юрист,2000.С.44-47.

  3. Экономическая теория (политэкономия):Учебник/Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой – М.:ИНФРА-М, 2003. С. 80-103.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс Саранск 2010 цели и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины цель изучения дисциплины iconРабочая программа составлена на основе
Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню подготовки аспиранта

Учебно-методический комплекс Саранск 2010 цели и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины цель изучения дисциплины iconВсемирная история цель дисциплины
Требования к уровню освоения содержания курса: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций. Общекультурные...

Учебно-методический комплекс Саранск 2010 цели и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины цель изучения дисциплины iconСодержание рабочей программы пояснительная записка 5 Цели и задачи...
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, проомежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое...

Учебно-методический комплекс Саранск 2010 цели и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины цель изучения дисциплины icon1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

Учебно-методический комплекс Саранск 2010 цели и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины цель изучения дисциплины iconПрограмма дисциплины соответствует требованиям гос впо. Включает...
Целью изучения дисциплины является формирование у обучающихся физической культуры личности, основанной на знании социально-биологических...

Учебно-методический комплекс Саранск 2010 цели и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины цель изучения дисциплины iconПрограмма дисциплины соответствует требованиям гос впо. Включает...
Целью изучения дисциплины является формирование у обучающихся физической культуры личности, основанной на знании социально-биологических...

Учебно-методический комплекс Саранск 2010 цели и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины цель изучения дисциплины iconПрограмма дисциплины соответствует требованиям гос впо. Включает...
Целью изучения дисциплины является формирование у обучающихся физической культуры личности, основанной на знании социально-биологических...

Учебно-методический комплекс Саранск 2010 цели и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины цель изучения дисциплины iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Криминология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...

Учебно-методический комплекс Саранск 2010 цели и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины цель изучения дисциплины iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «уголовное право»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...

Учебно-методический комплекс Саранск 2010 цели и задачи дисциплины, место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины цель изучения дисциплины iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Деньги, кредит, банки»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск