М.Н. Чечурина
МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
М.Н. Чечурина
МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Допущено Ученым советом университета
в качестве учебного пособия
по дисциплине "Международная интеграция
и международные организации»
для специальности 030701.65 "Международные отношения
Мурманск
2010
ББК
УДК
Ч-
Чечурина М.Н.
Международная интеграция и международные организации : учеб. пособие по дисциплине "Международная интеграция и международные организации" для специальности 030701.65 "Международные отношения"/ М.Н. Чечурина. – Мурманск: Изд-во МГТУ, 2010. – с.
Аннтотация
Рецензенты: Щебарова Н.Н., доктор экон. наук, профессор, зав. кафедрой
экономики и управления НОУ ВПО «Мурманская академия
управления и экономики»;
Захарова Л.В., канд. экон. наук, профессор кафедры мене-
джмента Мурманского института экономики Санкт-Петер-
бургской академии «Управления и экономики»
Майя Николаевна Чечурина
Международная интеграция и международные организации
ISBN © Мурманский государственный
технический университет, 2010
© М.Н. Чечурина, 2010
Оглавление
МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 1
МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 2
Аннтотация 3
Введение 5
1. ИНТЕГРАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 6
1.1. Сущность интеграционных процессов. 6
1.2. Теоретические основы интеграции 23
1.3. Регионализация и глобализация мировой экономики 34
Раздел 2. Международные организации 42
2.1. Классификация международных организаций 42
2.2. ООН как универсальная международная организации. 44
2.2.1. Структура ООН 45
Введение
Протекающий активно мировой процесс глобализации тесно связан с созданием во всех регионах мира интеграционных группировок и объединений, которые со временем трансформируются в экономические, политические и военные союзы.
Национальные государства постепенно утрачивают возможность самостоятельно справляться со сложными экономическими, социальными, экологическими, научно-техническими, политическими и другими проблемами. Они стремятся объединить свои усилия с усилиями других, часто соседних стран. Региональным сообществам легче противостоять новым вызовам XX и XXI века.
Иначе, актуальная в XXI веке глобализация, как процесс формирования целостного мирового хозяйства, и региональная интеграция, как создание единого регионального комплекса, взаимно связанные явления.
Интеграционные союзы оформляются в различные формы, виды и структуры международных организаций.
Целью курса «Международная интеграция и международные организации» является анализ роли интеграционных процессов в современном международном экономическим развитии, а также важнейших международных интеграционных структур современности.
Для реализации этой цели в курсе ставятся следующие задачи:
раскрыть содержание феномена интеграции и рассмотреть развитие процессов интеграции, а также различные его виды;
определить место интеграции среди других глобальных факторов мирового развития и проанализировать воздействие интеграционных тенденций на эволюцию системы международных отношений;
показать роль международных организаций в современных международных отношениях и в мировом развитии, дать характеристику важнейшим интеграционным объединениям.
Для изучения этого курса необходимо знание таких дисциплин, как: «История международных отношений и внешняя политика России», «Экономика», «»Социология», «Политология», «Мировая экономика».
Курс основывается на трудах известных российских и зарубежных ученых: Авдокушина Е.Ф., Ливенцева Н.Н., Ланцова С.А., Цыганкова П.А., Шишкова Ю.В., Романовой Т.А., Бчерна Хеггне (B. Hettne), Дж. Бхачвати (Z. Bhagwati). 1. ИНТЕГРАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
1.1. Сущность интеграционных процессов.
Под термином «интеграция» в широком смысле понимается возникновении новой общности из прежде разрозненных частей. Интеграция - это и процесс объединения, сращивания частей в некоторую целостность.
В случае международной политической интеграции речь может идти о создании самостоятельного политического целого в рамках территориальных границ, либо о возникновении политического сообщества, не имеющего территориальной привязки.
В первом случае речь идет об оформлении государственности – наднационального объединения в форме федерации или конфедерации государств. При этом политическая интеграция имеет пространственное измерение и внешние границы, то есть является региональной, а не глобальной. Интеграционный процесс ведет к постепенному отмиранию или устранению политических границ внутри интегрированного пространства. Ярким примером политической интеграции является бывший Союз советских социалистических республик (СССР).
Вторая форма политической интеграции имеет в качестве конечной цели оформление политического сообщества без территориальной привязки. Это – коммуникативная интеграция между политическими действующими лицами. Государственные границы при этом не имеют большого практического значения. Участники этого политического сообщества объединены не территорией или государством, а общей культурой, формальными и неформальными нормами, обычаями, нравами и ценностями, иногда языком. Приверженность им образует некоторое единство, обеспечивающее высокий уровень доверия и взаимопонимания.1 В качестве примера можно привести финно-угорскую общность, народы которой проживают в Эстонии, Финляндии, Венгрии, Татарстане и других странах.
В основном, интегрируясь, государства как бы передают часть своего суверенитета наднациональным (например, Европейским) институтам или международным организациям. При этом к наднациональным органам уходят прежде всего те сферы деятельности, с которыми государства справлялись хуже всего (финансы, торговля).
Возникает некое региональное квизигосударство, в рамках которого наднациональный уровень берет у национальных государств только те стороны управления хозяйством, где национальное политическое управление недостаточно эффективно.
Например, в Европейском Союзе сильные государства, находящиеся внутри него, соглашаются ощущать себя менее важными и почитаемыми, чем им хотелось бы. Зато ЕС чувствует себя более уверенным субъектом международной политики.
Специалисты делят интеграцию на негативную и позитивную.
Негативная интеграция предполагает устранение национальных барьеров для оформления рынка больших масштабов, где не предписывается заранее некая общая модель хозяйственного поведения. Это, например, ликвидация торговых барьеров в отношении определенных видов товара.
Негативная интеграция исходит из постулатов неолиберальной идеологии, которая требует сокращения социальных выплат и максимального отстранения государств от политического вмешательства в функционирование рынка.
Роль наднациональных институтов при негативной интеграции состоит в том, чтобы не позволять государствам вмешиваться в функционирование регионального рынка в целях поддержания равных для всех экономических факторов конкурентных условий.
Общая европейская валюта – евро, также как и вся программа реализации экономического и валютного союза, относятся к проявлениям негативной интеграции. Эта система не предполагает введения в действие инструментов, помогающим входящим в состав Союза государствам справляться с возможными экономическими шоками.
Существовавшее прежде внутри страны равновесие общественных сил нарушается, так как государство уже не управляет национальными рынками, финансовыми потоками, не определяет денежную политику, политику оплаты труда и т.п.
При позитивной интеграции государства-участники должны приводить внутренние механизмы в соответствие с моделью, которая задается наднациональных политических решениях. В ЕС позитивную интеграцию можно найти в области защиты прав потребителей, охраны окружающей среды и безопасных условий труда. Позитивная интеграция в большей мере социально ориентирована. Она вторгается в те сферы, которые оставались без внимания со стороны отдельных правительств.
Существование негативной и позитивной интеграции в Европе отражает «два лица» либерализма:
1. «Экономический», «чистый» или «неолиберализм» ставит на первое место рынок. Считается, что демократия, мир и соблюдение прав человека зависят от успешного функционирования рыночной экономики.
2. Социальные либералы, в отличие от «чистых», на первое место ставят права человека. Они допускают ограничения в функционировании рыночных сил ради удовлетворения базовых людских потребностей, в том числе и политическими способами, не доверяя рынку в полной мере.
Под международной экономической интеграцией понимается высокая (зрелая) ступень интернационализации производства на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, ведущая к постепенному сращиванию воспроизводственных структур ряда стран.
Экономическая интеграция предполагает свободное движение товаров, капитала и людей между участниками объединения.
Интеграция характеризуется особенностями, которые отличают ее от других форм экономического взаимодействия стран:
1) устранением ограничений в движении товаров, а также услуг, капиталов, людских ресурсов между странами — участницами соглашения;
2) согласованием экономической политики стран-участниц;
3) взаимопроникновением и переплетением национальных производственных процессов, формированием в рамках региона технологического единства производственного процесса;
4) широким развитием международной специализации и кооперации в производстве, науке и технике на основе наиболее прогрессивных и глубоких форм, совместным финансированием развития экономики и ее инновационного механизма;
5) структурными изменениями в экономике стран-участниц;
6) сближением национальных законодательств, норм и стандартов;
7) целенаправленным регулированием интеграционного процесса, развитием органов управления хозяйственным взаимодействием (возможны как межгосударственные, так и надгосударственные механизмы управления, как в случае с ЕС);
Интеграционный процесс охватывает отдельные звенья целостной системы:
1) рыночное обращение (благодаря либерализации торговли и росту факторов производства), включая обращение товаров, услуг, денежной массы, ценных бумаг и т. д. — это так называемая поверхностная (или мягкая) интеграция (shallow integration);
2) собственно производство (глубокая интеграция — deepintegration);
3) сферу принятия решений (на уровне фирм, предпринимательских союзов, национальных правительств, международных и национальных организаций).
Развивающийся сначала в небольшом количестве регионов мира интеграционный процесс в последние годы охватил почти, все континенты, приведя к образованию многочисленных региональных» субрегиональных и межрегиональных торгово-экономических групп, По данным Всемирной торговой организации (ВТО), на начало 2003 г. насчитывалось 151 реально действующее региональное торгово-экономическое соглашение (РТС). Причем 123 из них были зарегистрированы после 1995 г.1 Таким образом, в современной международной экономике наблюдается своеобразный «интеграционный бум». На внутрирегиональную торговлю приходится 2/3 объема мировой торговли.
Из 144 серии — членов ВТО в 2002 г. практически все участвовали в одной или нескольких региональных группах. По данным ЮНКТАД, около 40 новых региональных и межрегиональных проектов находятся на стадии обсуждения1.
Глубокие интеграционные процессы, однако, имеют место, лишь в Европе и Северной Америке. Нарастает их глубина в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В большинстве регионов Латинской' Америки, Южной Азии, Африки, на Среднем Востоке региональное сотрудничество пока еще находится на начальных этапах, и соответственно не дает существенного эффекта. Во многом формальны еще и интеграционные процессы в СНГ. Сегодня уже надо учитывать, что страны, не использующие огромный потенциал региональной интеграции в своей экономической стратегии, не способны выстоять в современной глобальной конкуренции, противостоять вызовам глобализации.
Крупнейшими интеграционными центрами в современных МЭО является «триада» наиболее значимых объединений:
1. Европейский союз, в состав которого входят 27 государств — Германия, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Бельгия, Великобритания, Ирландия, Дания, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Швеция, Финляндия, Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Латвия, Литва, Эстония, Словения, Кипр, Мальта, Болгария и Румыния. В рамках ЕС достигнута наивысшая на сегодняшний день степень хозяйственного взаимодействия — сформирован единый внутренний рынок стран-партнеров, а в рамках 12 стран — создан Экономический и валютный союз.
2. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), образованное США, Канадой и Мексикой, где создание зоны свободной торговли товарами дополняется интеграцией в других сферах, например, речь идет о либерализации движения инвестиций, рабочей силы, услуг и др.
3. Форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС), объединяющий экономику 21 страны. В его рамках решается задача создания к 2020 г. системы свободной торговле и свободного движения инвестиций.
Можно также выделить несколько субрегиональных организаций (в частности, АСЕАН), многочисленных перспективных проектов стран — членов АТЭС, включая проект создания в будущем Восточно-Азиатской зоны свободной торговли — своеобразного противовеса Евросоюзу и НАФТА
Интеграционная «триада» – это мощные полюсы современных МЭР, что видно, в частности, из данных табл. 1.2. Таблица 1.2. Доля региональных группировок в мировом валовом внутреннем продукте, мировом экспорте и инвестициях, %2
Региональные группировки
| Доля
в мировом
ВНП
| Доля
о мировом
экспорте
| Доля в инвестициях
| Европейский союз (ЕС)
| 24
| 43
| 19
| Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА)
| 26
| 17
| 19
| Форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС)3
| 29
| 25
| 36
|
Рассмотрим основные, наиболее крупные системоооразующие факторы, обусловливающие развитие интеграции. Это прежде всего:
а) объективный процесс усиления взаимозависимости стран, рост интернационализации хозяйственной жизни, международное разделение труда;
б) глобализация экономики и глобальная конкуренция; в) научно-технический прогресс и его современная форма: деформационно-технологическая революция;
г) процессы либерализации экономики и повышение степени открытости национальных хозяйств;
д) множество (плюрализм) цивилизаций, культурно-цивилизационных типов общества и мировоззренческо-духовных структур в современном мире;
е) общность национально-государственных интересов ряда стран с точки зрения их безопасности;
ж) геополитические интересы и др.
Сложная комбинация взаимопереплетающихся факторов усиливает синергетический эффект хозяйственного взаимодействия региональных объединений.
Многообразие факторов интеграции можно рассмотреть более подробно.
1. В современных условиях развитие устойчивых экономических связей между странами и особенно между их фирмами на основе международного разделения труда приняло глобальный характер. Все большая открытость национальных экономик, деятельность ТНК развернувшаяся НТР, международная торговля, миграция капитала, современные системы транспорта, связи и информации способствовали переходу процесса интернационализации хозяйственной жизни на такой уровень, на котором образовалась глобальная сеть взаимосвязей в целостном мировом хозяйстве с активным участием в нем основной массы фирм большинства стран мира.
Глобализация хозяйственной жизни наиболее интенсивно идет на региональном уровне, так как подавляющее большинство фирм имеет контакты с фирмами соседних стран. Наличие общей границы и исторически сложившихся экономических отношений способствует этому. Поэтому одна из основных тенденций глобализации мирового хозяйства - образование вокруг той или иной страны или группы наиболее развитых стран интеграционных зон, крупных экономических мегаблоков (США – на Американском континенте, Японии и США – в Тихоокеанском регионе, ведущие западноевропейские страны – в Западной Европе). В свою очередь, в рамках региональных интеграционных блоков иногда формируются субрегиональные очаги интеграции, что особенно характерно для Тихоокеанского региона.
2. Резкое усиление межфирменной и межгосударственной конкурентной борьбы, новые сферы конкуренции и более жесткое соперничество на традиционных рынках превышают возможности отдельного государства или корпорации. Это обусловливает необходимость кооперации как материально-финансовых, так и производственных усилий территориально сопряженных стран, позволяя укрепить свои позиции в глобализирующейся экономике, использовать потенциал, крупного экономического пространства, наконец, выступать единой силой против общих конкурентов на мировом рынке. В результате имеет место не просто определенная увязка национально-государственных интересов, но и их оформление в виде региональных интересов.
3. Фактором, стимулирующим интеграционные процессы, является повышение открытости национальных экономик. Характерными чертами открытой экономики являются:
глубокая вовлеченность экономики страны в систему мирохозяйственных отношений (об этом косвенно свидетельствует большая и продолжающая расти экспортная квота по товарам и услугам в ВВП большинства стран мира, которая в 2000 г. составила 24% в среднем по миру);
ослабление или полная ликвидация ограничений на межстрановые перемещения товаров, капитала, рабочей силы;
конвертируемость национальных валют.
Региональным группам развитых стран, где наиболее высока открытость экономик, она позволяет легче создать единое экономическое пространство, легче выстоять в глобальной конкурентоспособной борьбе своих экономик, фирм, товаров.
Однако либеральная политика максимальной открытости может быть опасна для большинства относительно слабо развитых стран. Принудительное подстегивание к снятию защитных барьеров их национальных экономик (особенно в тех случаях, когда оно заведомо превышает их «резервы прочности») ставит данные страны под такой удар глобальной конкуренции, который они заведомо не могут выдержать. Именно здесь помогает региональная интеграция стран-соседей.
4. Среди наиболее значимых факторов развития региональной интеграции — возникновение в передовых странах так называемой новой экономики, опирающейся на информационно-технологическую революцию: По мнению ученых, происходит смена парадигмы развития мирового хозяйства на обладание знаниями и доступ к информационным технологиям. Главный ресурс «экономики, основанной на знаниях» (knowledge-based economy), — люди. У каждого человека есть потенциал, и задача государства — развивать его. Однако средств на развитие НИОКР, наукоемких производств, современных моделей образования у отдельных стран не хватает. Региональная интеграция позволяет создавать коллективные фонды, развивать научно-техническую и производственную специализацию и кооперацию, совместно решать проблемы инноваций.
5. Следует отметить, что вопросы информационно-технологической революции сейчас дискутируются наиболее остро. В первую очередь это касается проблемы растущего разрыва в доступе к достижениям информатизации как между отдельными странами, так и внутри стран между различными социальными группами — так называемый электронно-цифровой разрыв (digital divide). Особенно велик этот разрыв между развитыми и развивающимися странами.
Для Африки существенной вехой на этом пути стала разработка региональных, субрегиональных и национальных стратегий развития информационных технологий. Локомотивом региональных усилий по их внедрению в экономику и ускорению таким образом темпов развития стала ЮАР. В результате именно в странах САДК (Сообщество по развитию стран Южной Африки) использование информационных технологий существенно продвинулось вперед. Существуют примеры создания собственного программного обеспечения для решения локальных задач.
6. Рост значения социальных аспектов глобализации. Придание глобализации «человеческого лица» означает большую ориентацию этого процесса на разнообразные нужды и потребности человека, минимизацию негативных проявлений глобализации и их воздействия на людей. В этой связи становится актуальным создание так называемых сетей социальной защиты (social safety nets). Под этим термином обычно понимают набор адресных превентивных мер в с сферах соцобеспечения, занятости, образования, здравоохранения и других в отношении наиболее уязвимых слоев населения на случай неблагоприятных изменений или кризиса в экономике. Это тоже один из факторов развития региональной интеграции, а в Европейском союзе - наиболее зрелой интеграционной группе - формируется единое социальное пространство.
7. Развитию интеграции в рамках отдельных регионов способствует тенденция к многополюсности мира в условиях, когда перестала существовать двухполюсная структура мирового хозяйства. Региональная интеграция опирается и на цивилизационные ценности, «полюсы цивилизационного воздействия», исповедующие общие традиции, собственную идеологию и стиль жизни (европейский, азиатский, латиноамериканский — ЕС, АСЕАН и МЕРКОСУР соответственно). Таким образом, региональная интеграция поддерживает высокий уровень внутреннего разнообразия человечества, а тем самым — и устойчивости (ведь известно, что устойчивость всякого вида прямо пропорциональна степени его внутреннего разнообразия).
В целом стремление развивающихся стран к экономической интеграции имеет несколько иные причины, чем в случае высокоразвитых стран. Если у последних экономическая интеграция является необходимостью, вытекающей из требований уже достигнутого высокого уровня производительных сил, то в развивающихся странах необходимость экономической интеграции вытекает из того, что благодаря ей эти страны получают возможность определенного ослабления трудностей в экономическом развитии, прежде всего в индустриализации. Конкретные же цели таковы:
ускорение экономического развития;
структурная перестройка экономики, новая модернизация;
привлечение иностранных инвестиций из третьих стран;
изменение подчиненного положении в системе международного разделения труда.
Однако экономическая интеграция развивающихся стран часто идет очень медленно вследствие воздействия целого ряда сдерживающих факторов, в их числе:
особенности внутреннего состояния экономики каждой страны (низкий уровень развития производительных сил, монокультурность, недостаточная интегрированность внутренней экономики);
факторы взаимных отношений (слабость материальной базы, недостаточное развитие инфраструктуры, в том числе разобщенность транспортных систем; интегрирующиеся страны мало дополняют друг друга с экономической точки фения, часто имея однотипные народно-хозяйственные и отраслевые структуры; недостаток финансовых ресурсов для осуществления совместных региональных проектов);
вместе с тем в отличие от 60—70-х гг. начиная с середины 1980-х гг. но настоящее время сформировались новые стимулы для более успешной региональной интеграции в Латинской Америке, в Юго-Восточной Азии и т. д.: здесь осуществляется переход к широкой либерализации экономик, формирование экономик открытого типа связанных с мировым рынком, демократизация в десятках стран разрядка напряженности во взаимных связях (например, в странах Латинской Америки), начало волны новой модернизации на основе неолиберальных реформ.
И все же экономическая интеграция в развивающемся мире в большей степени является интеграцией потенциальной, на деле чаще формальной (ЛАЭС, ЦАОР, африканские, арабские объединения). Тем не менее стремление к ней отражает общую тенденцию развития всемирного хозяйства. Новое явление — объединение развитых и развиваюшихся стран в одной группе (например, НАФТА, АТЭС).
Взгляд на интеграцию как на процесс, развивающийся от простых к более сложным формам, позволил осуществить классификацию стадий интеграционного процесса. Классической классификацией стала схема Б. Балашши (признанного авторитета в данной области западной экономической науки), которую приняли на вооружение различные международные экономические организации. Прежде всего Б. Балашша предлагает различать сотрудничество и интеграцию. Если процесс сотрудничества предполагает проведение действий, направленных на уменьшение различного рода дискриминаций, то процесс интеграции предполагает уничтожение дискриминации. Б. Балашша различает пять основных форм интеграции (типов интеграционных соглашений). Рассмотрим их, учитывая современные модификации данной теории, внесенные конкретным опытом функционирования Европейского союза и других интеграционных групп.
К числу основных типов интеграционных соглашений следует отнести:
зону свободной торговли (free trade zone);
таможенный союз (customs union);
общий рынок (common market);
экономический союз (в наиболее зрелой форме экономический и валютный союз: economic and monetary union);
полную экономическую и политическую интеграцию.
Рассмотрим каждый из выделенных типов подробнее.
|