ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2015 ГОД
И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 И 2017 ГОДОВ (Одобрены Правительством Российской Федерации
1 июля 2014 года) Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее - Основные направления налоговой политики) подготовлены с целью составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Материалы Основных направлений налоговой политики необходимо учитывать как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, однако этот документ представляет собой основание для подготовки федеральными органами исполнительной власти проектов изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и внесения их в Правительство Российской Федерации.
Помимо решения задач в области бюджетного планирования, Основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить свои бизнес-ориентиры с учетом планируемых изменений в налоговой сфере на трехлетний период, что предопределяет стабильность и определенность условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации.
Приоритетом Правительства Российской Федерации в области налоговой политики в средне- и долгосрочной перспективе является дальнейшее повышение эффективности налоговой системы. При этом Правительство Российской Федерации не планирует повышения налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики в среднесрочной перспективе. Эта политика будет продолжена и по завершении планового периода, в 2018 году.
Кроме того, налоговая политика Российской Федерации должна отвечать глобальным вызовам, связанным с возможностями международного структурирования бизнеса, направленного на размывание налоговой базы и вывода прибыли из-под налогообложения.
Основными целями налоговой политики являются, с одной стороны, сохранение бюджетной устойчивости, получение необходимого объема бюджетных доходов, а с другой стороны, поддержка предпринимательской и инвестиционной активности, обеспечивающей налоговую конкурентоспособность страны на мировой арене.
При этом любые нововведения, даже направленные на предотвращение уклонения от уплаты налогов, не должны приводить к нарушению конституционных прав граждан, ухудшать сложившийся к настоящему времени баланс прав налогоплательщиков и налоговых органов, негативно влиять на конкурентоспособность российской налоговой системы. I. Налоговая нагрузка и налоговые условия ведения предпринимательской деятельности в российской экономике и зарубежных странах 1. Налоговая нагрузка. При выработке основных направлений налоговой политики необходимо определить уровень налоговой нагрузки в российской экономике, а также провести ее сравнительный анализ с аналогичными показателями зарубежных стран.
При анализе налоговой нагрузки в экономике необходимо учитывать, по меньшей мере, два обстоятельства, оказывающих влияние на характер и интерпретацию выводов из такого анализа.
Во-первых, для стран, налоговые доходы которых в большой степени зависят от внешнеторговой ценовой конъюнктуры, принято разделять налоговые доходы, обусловленные исключительно колебаниями такой конъюнктуры, и налоговые доходы, которые более устойчивы к ней. В этой связи принято разделять конъюнктурную и структурную составляющие налоговой нагрузки.
Конъюнктурная компонента налоговых доходов обусловлена лишь колебаниями конъюнктуры мировых рынков, на которых торгуются экспортируемые из страны товары. В свою очередь, структурная компонента налоговой нагрузки - это тот уровень нагрузки, который складывается при среднемноголетней внешнеэкономической конъюнктуре и характеризует уровень нагрузки на реальный сектор экономики.
Во-вторых, сама по себе величина налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации и соотношение этой величины с иными показателями (величина выручки, добавленной стоимости, валового внутреннего продукта) не являются единственными характеристиками налоговой нагрузки, на основании сравнения которых с аналогичными показателями в других странах (в других отраслях) можно было бы делать выводы об уровне налоговых изъятий.
С учетом приведенных обстоятельств анализ уровня и динамики налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации является важным с точки зрения общей конструкции налоговой системы, поскольку позволяет показать, что с ее помощью следует сглаживать колебания доходов, обусловленные волатильностью внешнеторговой конъюнктуры, что, в свою очередь, требует настройки налоговой системы и различных подходов к налогообложению в различных секторах экономики.
В Таблице 1 приведено соотношение величины доходов бюджета расширенного правительства Российской Федерации (включая консолидированный бюджет Российской Федерации и внебюджетных фондов бюджетной системы Российской Федерации) в 2007 - 2013 годах (2013 год - предварительные данные) и валового внутреннего продукта (далее - ВВП). Таблица 1 Доходы бюджета расширенного правительства Российской
Федерации в 2007 - 2013 гг. (% к ВВП)
| 2007
| 2008
| 2009
| 2010
| 2011
| 2012
| 2013
| Доходы всего
| 40,21
| 39,17
| 35,04
| 34,62
| 37,48
| 37,91
| 36,11
| Налоговые доходы и платежи
| 36,49
| 36,04
| 30,88
| 31,12
| 34,54
| 34,99
| 33,31
| в том числе
|
|
|
|
|
|
|
| Налог на прибыль организаций
| 6,53
| 6,09
| 3,26
| 3,83
| 4,08
| 3,81
| 3,11
| Налог на доходы физических лиц
| 3,81
| 4,04
| 4,29
| 3,87
| 3,59
| 3,66
| 3,75
| Налог на добавленную стоимость
| 6,80
| 5,17
| 5,28
| 5,40
| 5,84
| 5,74
| 5,31
| Акцизы
| 0,95
| 0,85
| 0,89
| 1,02
| 1,17
| 1,35
| 1,52
| Таможенные пошлины
| 7,06
| 8,51
| 6,52
| 6,74
| 8,13
| 8,06
| 7,29
| Налог на добычу полезных ископаемых
| 3,60
| 4,14
| 2,72
| 3,04
| 3,67
| 3,98
| 3,86
| Единый социальный налог/страховые взносы
| 5,96
| 5,52
| 5,93
| 5,35
| 6,34
| 6,64
| 6,65
| Прочие налоги и сборы <*>
| 1,78
| 1,73
| 1,99
| 1,88
| 1,72
| 1,75
| 1,82
|
--------------------------------
<*> Налоги на совокупные доходы, налоги на имущество, налог на добычу полезных ископаемых (кроме НДПИ) и без учета государственной пошлины. Источники данных: ВВП - Росстат, доходы консолидированного бюджета РФ - Казначейство России.
Представленные данные показывают, что величина налоговых доходов (рассчитываемая как сумма поступлений всех налогов и сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих платежей), характеризуемая как доля валового внутреннего продукта, на протяжении последних шести лет снизилась на 3,2 процентных пункта: с 36,5% к ВВП в 2007 году до 33,3% к ВВП в 2013 году.
При анализе уровня налоговой нагрузки по отдельным видам налогов в России следует обратить внимание на налог на добычу полезных ископаемых и вывозные таможенные пошлины (на нефть, газ и нефтепродукты), поскольку в Российской Федерации по-прежнему существенную долю доходов бюджета продолжают составлять доходы, получаемые от этих видов налогов (Таблица 2).
Из представленной таблицы 2 видно, что доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов, составляют почти одну треть от общей величины уровня налоговых изъятий в ВВП. Таблица 2 Доходы бюджета расширенного правительства
от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти
и нефтепродуктов в 2007 - 2013 гг. (% к ВВП)
| 2007
| 2008
| 2009
| 2010
| 2011
| 2012
| 2013
| Налоговые доходы и платежи
| 36,49
| 36,04
| 30,88
| 31,12
| 34,54
| 34,99
| 33,31
| Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов
| 9,27
| 11,17
| 8,19
| 8,64
| 10,81
| 11,22
| 10,58
| из них:
|
|
|
|
|
|
|
| НДПИ на нефть
| 3,22
| 3,81
| 2,41
| 2,74
| 3,32
| 3,45
| 3,28
| НДПИ на газ
| 0,29
| 0,24
| 0,21
| 0,20
| 0,26
| 0,43
| 0,49
| Акцизы на нефтепродукты
| 0,40
| 0,34
| 0,38
| 0,37
| 0,51
| 0,59
| 0,63
| Вывозные таможенные пошлины на нефть
| 3,46
| 4,32
| 3,10
| 3,61
| 4,19
| 4,03
| 3,50
| Вывозные таможенные пошлины на газ
| 0,91
| 1,19
| 1,12
| 0,42
| 0,69
| 0,70
| 0,72
| Вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты
| 0,99
| 1,27
| 0,98
| 1,30
| 1,68
| 1,83
| 1,81
| Таможенная пошлина (при вывозе из РБ за пределы ТС нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти)
| 0,00
| 0,00
| 0,00
| 0,00
| 0,16
| 0,19
| 0,16
| Доходы от налогов и прочих платежей, не связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов
| 27,21
| 24,87
| 22,69
| 22,48
| 23,73
| 23,76
| 22,73
|
Таким образом, налогообложение нефтегазового сектора стабильно обеспечивает около трети совокупных доходов (таблица 3). В 2013 году налоговые доходы от нефтегазового сектора составили 10,9% ВВП, от других видов деятельности - 22,4% ВВП.
При этом уровень налоговых изъятий в нефтегазовом секторе в три раза выше, чем аналогичные показатели в остальных видах деятельности: в 2013 году - 74,8% и 26,3% соответственно.
Проведенный анализ свидетельствует о неуклонном росте доходов бюджетной системы Российской Федерации, получаемых от налогообложения нефти, - экспортной пошлины и НДПИ <1>.
--------------------------------
<1> До 2002 года - платежи за пользование недрам и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. При этом снижение налоговой нагрузки в 2009 году связано с внесением в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах изменений, касающихся стимулирования разработки новых месторождений, повышения эффективности добычи нефти на действующих месторождениях с высокой степенью выработанности. Принятые меры позволили обеспечить рост доходов бюджета за счет роста объемов добычи нефти. 1>1> |