Рабочая программа по дисциплине История экономических учений






НазваниеРабочая программа по дисциплине История экономических учений
страница1/10
Дата публикации21.01.2015
Размер1.76 Mb.
ТипРабочая программа
h.120-bal.ru > Экономика > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА»

АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра Политической экономии и мирового глобального хозяйства

УТВЕРЖДАЮ

заведующий кафедрой ПЭ и МГХ

____________ Мамонтов В.Д.

«___»________20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

История экономических учений


Направление подготовки:

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Формы обучения (очная, заочная)


Тамбов 2011

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ПООП ВПО д.э.н., профессором Мамонтовым В. Д. и обсуждена на заседании кафедры политической экономии и мирового глобального хозяйства Академии экономики и управления
Протокол № ___ от «___» _________2011 г.
Зав. кафедрой ________________ В.Д.Мамонтов


  1. Цели освоения дисциплины


Цель освоения дисциплины истории экономических учений - освоение студентами такого уровня знаний, который составляет основы профессиональной культуры экономиста, знания этапов и основных направлений экономической мысли, их идейные и методологические основы.


  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Курс истории экономических учений относится к профессиональному циклу, его вариативной части B 3.2.4. Его изучение предполагает, что студенты владеют базовым уровнем экономической теории и знакомы с мировой и отечественной экономической историей. Одновременно курс создает предпосылки для более глубокого освоения современной экономической теории (микро- и макроэкономики, теории денег и кредита, институциональной экономики, экономики труда, общественного сектора и др.), а также дальнейшего расширения теоретической базы молодого специалиста.


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля).

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

  • владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

  • способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

  • способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

  • способность к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

  • осознание социальной значимости своей будущей профессии (ОК- 11).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

  • способность выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей (ПК-5);

  • способность на основе описания экономических явлений и процессов строить стандартные теоретические и экономические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6).


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:


  • знать основные этапы развития ведущих школ и направлений экономической науки: особенности развития ранних экономико-политических доктрин (меркантилизм) и первых научных школ экономической мысли (физиократия, классическая политическая экономия, историческая школа); историю формирования и основные идеи главных направлений современной экономической мысли: марксизма, австрийской школы, неоклассического направления (лозаннской школы, маршаллианства, монетаризма и «новой классики»); кейнсианства; институционализма и эволюционной экономики; особенности развития экономической науки в России и вклада российских ученых (М. Туган-Барановского, Н. Кондратьева, Л. Канторовича и др.) в развитие мировой экономической мысли, основные идеи и дискуссии по теории планового хозяйства в 20-е гг. ХХ в.; традицию экономико-математической школы в России и СССР.

  • уметь анализировать единство и различие школ и направлений экономической мысли, формулировать собственную позицию по важнейшим дискуссионным вопросам экономической теории, оценивать экономические идеи и экономико-политические доктрины с учетом их идеологических и ценностных предпосылок и сферы применимости.

  • владеть понятийным аппаратом истории экономических учений, методологическими подходами к выбору теоретического инструментария, соответствующего решаемой задаче, навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии.


4. Структура дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц 180 часов.

Семестр 1

Форма промежуточной аттестации: зачет





п/п


Наименование

тем и разделов

Всего

часов

Аудиторные

занятия (час)

Сам.

работа


Формы текущего контроля успеваемости

лекции

практ.

занят.

Лабор.

занят.

Модуль 1




Раздел I. Экономическая мысль до возникновения классической школы

Тема 1. Экономическая мысль Древнего мира

Тема 2. Экономическая мысль Средних веков

Тема 3. Меркантилизм в Западной Европе и в России




4
4
4


1
1
1


1
1
1





2
2
2

Работа на семинаре, написание рефератов, тестирование по теме (группе тем)




Раздел II. Классическая школа политической экономии: зарождение, развитие, упадок

Тема 4. Реакция против меркантилизма и зарождение классической школы

Тема 5. Физиократия в Западной Европе и в России

Тема 6. Экономическое учение А.Смита

Тема7.«Пессимистическое» направление развития классической школы: Т. Р.Мальтус и Д. Рикардо

4


4

8
6


1


1

2
1


1


1

1
1




2


2

5
4

Работа на семинаре, написание рефератов, тестирование по теме (группе тем)

Модуль 2




Тема8.«Оптимистические» последователи А. Смита: Ж.-Б. Сэй, Ф. Бастиа, Г. Ч. Кэри

Тема 9. Рикардианство. Дж.Ст. Милль – заверши- тель классической школы политической экономии

Тема 10. Идеи классициз-ма в России


6


5


6


1


1


1

1


1


1




4


3


4

Работа на семинаре, написание рефератов, тестирование по теме (группе тем)




Раздел III. Пересмотр идей классической школы и возникновение новых течений в политической экономии

Тема 11. Экономическое учение Ж. Ш. Л. Симонд де Сисмонди

Тема 12. Национальная идея Ф. Листа. Формиро-вание исторической школы

Тема 13. Новая историчес-кая школа

Тема 14. Становление и эволюция  институциона-лизма


5

4


6
6


1

1


1
1


1

1


1
1





3

2

4
4

Работа на семинаре, написание рефератов, тестирование по теме (группе тем)




Раздел IV. Зарождение и развитие социалистичес-ких учений

Тема 15. Домарксистская социалистическая мысль в Западной Европе и в России

Тема 16. Учение К. Маркса и европейский марксизм

Тема 17. Марксизм в России (до 1917 г.)


6


8
4


1


1
1


1


2
1





4


5
2

Работа на семинаре, написание рефератов, тестирование по теме (группе тем)




ИТОГО

90

18

18




54





Семестр 2

Форма промежуточной аттестации: экзамен





п/п


Наименование

тем и разделов

Всего

часов

Аудиторные

занятия (час)

Сам.

работа


Формы текущего контроля успеваемости

лекции

практ.

занят.

лабор.

занят.

Модуль 1




Радел V. Маржинализм и теории экономической свободы

Тема 18. Предпосылки возникновения маржина-лизма. Авсртийская, ло-занская, англо-американская и кембриджская школы Тема 19. Западные теории хозяйственной свободы. Критика планово-централизован-ной экономической системы

Тема 20. Немарксистская экономическая мысль в России: середины 19-10 гг. 20 вв.



7

7

7


1

2
1


2
1
2





4
4
4

Работа на семинаре, написание рефератов, тестирование по теме (группе тем)




Раздел VI. Пересмотр неоклассических идей возникновения альтернативных направлений

Тема 21. Развитие идей экономического анализа. Шведская школа. Учения американских экономис-тов: И.Фишера, Ф. Найта, В. Леонтьева. Теория И. Шумпетера. Фрайг-бурская школа

Тема 22. Экономическая теория Дж. М. Кейнса

Тема 23. Развитие кейн-сианства в послевоенный период. «Неоклассичес-кий синтез»


10

9
6




2


2
1


2


2
1





6


5
4


Работа на семинаре, написание рефератов, тестирование по теме (группе тем)

Модуль 2




Раздел VII. Основные направления современной западной экономической мысли

Тема 24. Социально-институциональное направление. Теории индустриального и постиндустриального общества, теория стадий экономического роста

Тема 25. Неоклассичес-кое направление. Моне-таризм. Чикагская школа М. Фридмена

Тема 26. Теории мирового хозяйства


6

6

7

1

1


2

1

1


1




4

4


4

Работа на семинаре, написание рефератов, тестирование по теме (группе тем)




РазделVIII. Экономическая мысль в коммунисти-ческой и посткоммунис-

тической России

Тема 27. Экономическая платформа большевиков. Идейное наследие В.И. Ле-нина. Концепция ведущих советских экономистов 20-30-х гг. 20 в. победа сталинизма

Тема 28. Оппозиционное направление отечествен-ной экономической мысли

Тема 29. Экономическая мысль русского зарубежья

Тема 30. Основные тече-ния экономической мысли России на современном этапе


9

5

5
6

2

1

1
1


2

1

1
1




5

3

3
4

Работа на семинаре, написание рефератов, тестирование по теме (группе тем)




ИТОГО

90

18

18




54




5. Содержание дисциплины (модуля)
Раздел I. Экономическая мысль до возникновения классической школы

Тема  1.    Экономическая мысль Древнего мира
Египет - одно из первых ранних рабовладельческих государств. В конце 4-го тысячелетия до н.э. в результате объединения нижнего египетского и верхнего египетского царств возникло рабовладельческое государство, как своеобразная система земледельческих общин. Система хозяйства древнего Египта отличается высокой централизацией. Экономическая мысль древних египтян была окутана религиозной оболочкой. Особенность религиозного учения - вера в загробную жизнь. Поэтому значительную часть материальных и духовных ресурсов страны была направлена на обеспечение загробного существования (строительство пирамид, заупокойных храмов и т.п.) Важными памятниками экономической мысли Древнего Египта являются:

  1. религиозная литература - "тексты пирамид", "книга мертвых", "книга дыхания" и т.д.

  2. административно-хозяйственные документы - материалы переписи населения, земельные кадастры, различные поучения - своеобразные сочинения, в которых отразили вопросы управления в государственном хозяйстве на самом разном его уровнях.

Источники свидетельствуют, что все население Древнего Египта было разбито на возрастные классы и социальные разряды, каждый из которых выполнял свои функции. Хозяйственная жизнь Древнего Египта строилась на принципах централизованного использования ресурсов. Важную роль в организации труда непосредственных производителей материальных благ играли государственные чиновники. В следствии благополучия в древнеегипетском обществе всецело зависело от занимаемого места в иерархии государственной власти. В Древнем Египте имело место государственная и частная собственность. Как правило расширение частной собственности за счет государственной осуществлялось в периоды ослабления центральной власти. В центре внимание древнеегипетской литературе находятся вопросы управления. В древнеегипетских документах мы находим перечисление функций управления, должностные инструкции верховного сановника, биографии служащих.

В Передней Азии в VII-IV тысячелетиях до н.э. в долине между реками Тигр и Евфрат возникают ранние непрочные государственные образования - Древний Шумер, Старо Вавилонское и Ново Вавилонские царства, Хекское общество, Ассирия и т.д. По характеру правления данные государства были деспотиями. Из источников (законы Хамурапии - старовавилонское царство, свод Хекских законов, дипломатические документы и др.) можно сделать вывод, что для хозяйственной системы данных государств были характерны следующие черты:

- централизация управления, наличие определенной системы контроля и учета;

- планирование и нормирование деятельности непосредственных производителей;

- натуральный характер хозяйства, при зачатках товаро-денежных отношений;

- значительная роль в создании материальных ценностей рабов.

Индийская цивилизация является древнейшей в Древней Азии, она имеет свое начало примерно в XXIII-XVIII вв. до н.э. В Индии в этот период образуется замкнутое кастовое общество.

Население государства делилось на 4 касты:

1. брахманы - выполняли обязанности жрецов и учителей;

2. кшатрии - обязаны были воевать и править;

3. вайшьи - главное их назначение трудиться;

4. шудры - служили трем высшим кастам.

Рабы не относились не к одной из каст и фактически не считались людьми. Важнейшими письменными источниками по Древней Индии является литература религиозного характера (к примеру, законы "Ману" - правило благочестивого поведения, приписываемые прародителю людей Манны, трактат "Артхашастра"). Автор трактата о "Артхашастра" главной целью ставит описание источников материальной выгоды. Вследствие этого в тексте находим рекомендации по сбору налогов, организации труда рабов и наёмных работников, борьбе с казнокрадством.

Одним из ранних центров мировой культуры в древности стал Китай. Экономическую мысль древнего Китая развивалась в рамках философских и политических учений - конфуцианство, даосизма, лигизма, маизма, которые оформились в VI-III вв. до н.э. Особую роль в истории Китая сыграло учение Конфуция (около 551-479 гг. до н.э.). Конфуций создал учение о совершенном человеке, благородном муже. Такой человек почтителен к родителям и уважителен со старшими братьями, гуманен и обладает чувством долга, привержен высшим принципам, изучая мудрость древних. Древний мыслитель не порицал стремление людей к богатству, а так же к знатности, но считал заслужить их надо честно, руководствуясь высшими принципами. Конфуций полагал, что моральные совершенствования являются той основой, на которой должно строиться управление в государстве. Значительное развитие экономической мысли получило в Античной Греции и Древнем Риме. В V веке до н.э. начинается классический период развития в истории Греческих государств. Зачатки экономической мысли мы находим в трудах древнегреческих философов - Демокрита, Сократа, Ксенофонта, Платона, Аристотеля, других мыслителей. Демокрит (470 г. до н.э.) в своих трудах доказывал, что первобытное общество не заслуживает идеализации. Образование государства - великое достижение народов. Ксенофонт свои экономические воззрения изложил в сочинении "Домострой", где восхищается спартанскими порядками, защищает рабство, дает конкретные советы по улучшению и интенсификации производства, проповедует натуральное хозяйство. Он рекомендовал гражданам обучаться земледелию, садоводству, виноградству. Платон (427-347 гг. до н.э.) экономические воззрения высказал в таких трудах как "Государство", "Законы". Философ создал концепцию "нового идеального государства". Платон считал, что государство должно состоять из трех сословий: 1. правители (философы) 2. стражи 3. земледельцев, ремесленников и торговцев. Каждое из сословий выполняет свои функции. Рабы - "говорящее орудие". Неравенство, по мнению Платона, корениться в природе людей, поэтому неустранимо. В своем идеальном государстве философ рекомендует очищать страну от "неимущих", путем переселения их в колонию. Ремесленников он предлагал расселить в 12 местах государства. Основными производителями в его концепции были рабы. Чиновники должны следить за всем процессом и обращением. Роль денег ограничивалась платежами с иностранцами. В идеальном государстве Платона заключалось прибегать к ссудам, покупать товары в кредит. Законодательно устанавливалось предельное колебание цен на товары, верховным собственником земли объявлялось государство. Заметим, что сам Платон не верил, что указанное государство может быть на практике построено.

Аристотель наиболее глубокий исследователь экономических проблем Древней Греции (384-322 гг. до н.э.). Экономические воззрения Аристотеля выражены в социально-политических сочинениях "Политика", "Афинская полития". В своих трудах Аристотель пытается найти рецепт предотвращения кризиса рабовладельческого общества. А плотом укрепления экономической мощи Афин Аристотель видит в среднем рабовладельце. Мыслитель разработал науку о рабстве, полагая, что не производство, не жизнь не могут обойтись без рабов, вследствие этого рабство у него существует в силу экономической необходимости. Обучать свободных людей физическому труду значит уподоблять их положение рабам. Аристотель в своих трудах исследует проблему развития торговли, роль и функцию денег в обществе.

Основными источниками экономической мысли Древнего Рима является законы государства, трактаты, сочинения римских мыслителей. Отметим что сочинения древних римских авторов (Марк Потсон Катон 234-149 гг. до н.э., Марк Терентий Варон 116-27 гг. до н.э., Ю. М. Коллумела и др.) в основном пытаются решить проблему рациональной организации рабовладельческих хозяйств. М. К. Катон написал трактат о земледелии как практическое руководство для хозяина среднего поместья. Катон считал земледелие наиболее достойным делом для свободного гражданина. Катон сторонник натурального хозяйства, хотя рекомендовал продавать излишки. В сочинении у автора есть рекомендации по организации подневольного труда. До наших дней дошли три книги трактата М.К. Ворона "О сельском хозяйстве". В трактате значительное внимание уделено организации поместья. Варон в отличие от Катона признает ограниченность натурального хозяйства, ориентирует поместье на коммерческую деятельность. В I веке нашей эры рабовладельческая система хозяйствования в Древнем Риме приходит в упадок, средние поместья разоряются, крупные латифундии начинают использовать труд свободных людей (калонов). Эти изменения нашли отражения в трудах Ю.М. Коллумелы, Гай Плиния старшего и др. мыслителей.

           Тема  2.    Экономическая мысль Средних веков
Эпоха феодализма охватывает более тысячелетний временной отрезок развития человеческой цивилизации. Естественно, что содержание экономической мысли, качество теоретического анализа имели существенные отличия на разных этапах становления и развития феодального общества. В западноевропейском генезисе феодализма как правило выделяют - Раннее Средневековье (V-X вв.), Классическое Средневековье (XI-XIII в.) и Период разложение феодальной системы хозяйствования XIV-XV столетия. На этапы становления феодальной системы становления практически отсутствуют теоретические обобщения в области экономической науки. В V в. н.э. под натиском Германских времен пало рабовладельческая Западная Римская империя и на ее территории образовались варварские королевства. Эти государства имели несравненно более простую, чем империя экономическую и политическую организацию и в ней отчетливо проявлялись остатки родового строя. Раннее средневековье не оставило нам теоретических работ, специально посвященных экономическим вопросам. В то же время в этот период появились экономические проблемы, которые не знал античный мир и которые требовали своего осмысления. Как крушение рабовладения заставило изменить отношение к физическому труду, по-новому поставить вопрос о положении различных групп людей в обществе. Важные проблемы возникли и в связи с разложением общения, генезисом феодальных отношений. Трактуя экономические вопросы, авторами 6-11 веков в качестве важнейших аргументов приводили положение, содержащиеся в библии и в сочинениях отцов христианской церкви. Такой подход проявлялся в частности при решении проблемы отношении богатства.

В период раннего средневековья господствовала точка зрения, согласно которой стремление к обладанию богатства порочно, ибо мешает поиску царства Божия и является доказательством отсутствия истинной верны. В отличие от античных авторов средневековые мыслители считали, что все люди равны «Божественной благодатью». В период раннего средневековья, утвердилась точка зрения по которой труд должен быть единственной источником средств существования. В исторических документах раннего средневековья нашли отражения проблемы генезиса и феодализма. Вопрос об отношении к общине нашел отражение в знаменитой «Салической правде» - кодекс обычного права салических франков, составленном при Хлодриге (481-511 гг.). Составители «Салической правды» признают верховное право общины на пахотную землю, защищают суверенитет общины от покушения пришлых элементов. Вместе с тем в «Салической правде» содержатся законы, охраняющие индивидуальные хозяйствования франков. Важнейшим источником по истории экономической мысли является «Капитулярии о поместьях», изданный в начале IX века Карлом Великим. Составитель капитулярия исходит из того, что владелец поместья является монопольным собственником земли, а поместное хозяйство должно обслуживать его собственные нужды. В капитулярии уже не упоминается община, т.к. к этому времени она перестала быть землевладением. Идеалом хозяйства для составителя капитулярия является натуральное хозяйство. Проблемы, которые нашли отражение в источниках по истории экономической мысли франкского государства в большей или меньшей степени затрагивается в документах характеризующих социально-экономической отношения в других романских и англо-саксонских государствах.

В период с IX до конца XII веков схоластическая мысль получает достаточно зрелый характер. Помимо чисто технических вопросов внимание мыслителей этого времени привлекали в основном проблемы теории или философии познания (Эриуен, Абиляр, Иоанн Сонеберийский и др.) XIII век - классический период схоластки. Теологическая и философская мысли были не только революционизированы в новую систему - «классическую». В основном эту революцию совершали работы Гроссетеста, Александра из Гелса, Дунса Скотта (францианская школа), Альберта Великого и его ученика Фомы Аквинского (доминиканская школа). Важное значение для развития экономической мысли в XIII веке явилось возрождение Аристотилианской мысли. Тем не менее, в отличие от позиции Аристотеля, схоласты относились к рабству как не нормальному явлению. Физический труд они рассматривали как наказание, благоприятствующее христианской добродетели и как средство удерживающее людей от греха. К коммерческой деятельности схоласты XIII столетия относились как к чему-то низменному, недостойному для благородного человека. Разработанная Ф. Аквинским социология политических и прочих институтов были восприняты всеми схоластами последующих времен. Общество в этой концепции рассматривалось как абсолютное человеческое творение, как простое собрание индивидов, сведенных во едино мирскими заботами. Государство представляло как возникающее и существующее для утилитарных целей. Власть правителя проистекала от людей путем делегирования. По-мнению Фомы Аквинского, собственность не противоречит естественному праву, но является изобретением человеческого разума. Среди современных исследователей можно встретить различные суждения оценки относительно теории «справедливой цены» Ф. Аквинского.

Последний период развития схоластики - позднее средневековье, период формирования капиталистических отношений (с начала XIV столетия). Яркими представителями схоластики указанного периода является Иоанн Буридан (1300-1358 гг.) - профессор университета в Париже, Николай Орезн (1323-1382 гг.) - епископ Лизген, Антонин Флорентийский (1389-1458 гг.) - архиепископ Флорентийский, Луи Молина (1535-1600 гг.), Хуан Де Луга (1583-1660 гг.) и др. Ключевым понятием в области экономики для поздних схоластов стало «общественное благо». В чисто утилитарном духе предполагалась связь этого общественного блага с удовлетворением общественных индивидов. Поздние схоласты создали оригинальную теорию цены, внимательно анализировали экономическую деятельность индивидов. «Экономический человек А.Смита возник из понятия «расчетливый экономический разум» - схоластов (Де Луго). Поздние схоласты не просто рассуждали, но и занимались собиранием факта, в той мере в какой это было возможно. Несомненным является то факт, что с поздних схоластов началась теория процента.

В отличие от народов Востока, Греции и Рима Восточные славяне не имеют столь древнего культурного наследия. Выдающимся памятником общественной мысли Киевской Руси является «Русская правда» (относится ко времени правления Ярослава мудрого 1019-1054 гг. и его сыновей) как свод юридических законов, касающихся имущественных отношений и ответственности за нарушение права феодальной собственности. Христианская церковь способствовала распространения грамотности на Руси и культуры, была противником крайности крепостничества. Период феодальной раздробленности характеризуется новым этапом в развитие экономической мысли. Это нашло отражение в светской литературе 13-15 веков («Слово о полку Игореве», «Слово о погибели русской земли», «Задонщина»). В период правления Ивана III занимаются земледелием, развиваются товарно-денежные отношения. Экономическая мысль периода создания Централизованного государства способствовало преодоления феодальной раздробленности. Ценным документом свидетельствующем о характере экономической политики является Судебник 1497 г., которым устанавливался единый порядок судопроизводства для всего русского государства.

О русской экономической мысли 16 века можно судить по трудам идеологов поместного хозяйства И.С. Пересветова и Гермолая-Геразма. В своих произведениях («Сказание о царе Константинове», «Сказание о книгах» и др.). Пересветов дает советы московскому царю по управлению государством. Считает, что в государственной политике необходимо опираться на мелких и средних дворян, а не на бояр и знатных вельмож. Экономические взгляды растущего социального слоя - купечества Руси отражены в челобитных пасатских торговых людей в правительственных  актах и постановлениях.

   

Тема  3.    Меркантилизм в Западной Европе и в России

  К концу XIV - началу XV вв. оживилось развитие промышленности в европейских государств. Феодальный строй стал препятствием на пути дальнейшего развития ремесла. Первую цельную экономическую концепцию создали меркантилисты. В Западной Европе учение зародилось в XVI веке, но основное распространение получила в XVII столетии. Меркантилизм стал оружием абсолютизма, но в то же время буржуазным течением экономической мысли. Он возник в эпоху первоначального накопления капитала и решал практические задачи ускорения этого процесса. Меркантилизм (mercante - купец торговля) выражал интересы торгового капитала, отличался практицизмом, решал актуальные проблемы своего времени. Главный смысл учения меркантилистов - поиск источника богатства государства и механизма его накопления. Заслуги меркантилистов не в том, что они нашли исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, а в том что они обозначили проблему. Сам термин меркантилизм употребляется в двух значениях: как политика протекционизма (политика накопления золота и серебра - основы богатства нации и государства) и как теоретическое обоснование этой политики - система взглядов, обозначавшая этап в истории экономических учений.

В не сомнения в теоретическом плане меркантилизм был весьма слаб, поскольку сама экономическая наука находилась в младенческом состоянии. Учение меркантилистов в своем развитии прошло два этапа:

I этап - монетарная политика, направленная на решение проблемы накопления денег (золота, серебра) - XVI век. Деньги - богатство нации, поэтому необходимо запретить их вывоз за рубеж тупеем ограничения импорта и установления высоких пошлин на вывоз товаров, но в то же время всячески поощрять экспорт. Монетаризм XVI столетия оказался слабым учением, архаической формой экономической политики, наследством средневековья и натурального хозяйства. Он оказался экономически бесплодным. Если бы государство последовательно воплощали в жизнь идеи монетаризма, они тем самым убили бы торговлю.

II этап - теория торгового баланса" (вторая половина XVI- XVII вв.) и по этой доктрине богатства - накопленное в государстве золото и серебро. Но вот методы обогащения изменились. Поздние меркантилисты выступали за всестороннее развитие внешней торговли. При этом государство должно, по их мнению, проводить политику активного торгового баланса (экспорт › импорта). Они призывали осваивать новые рынки сбыта отечественной продукции, всячески поощрять экспорт, прежде всего промышленных товаров, развивать торговый флот, осуществлять строительство тупей сообщения и т.д. Меркантилисты допускали свободные движения ссудного процента, осуждали простое накопление денег. Деньги не должны лежать, их функция - приумножать богатство. Меркантилисты не исключали импорт, если он не делал торговый баланс пассивным.

Представители меркантилизма. Наиболее ярко меркантилизм получил в Англии. Томас Манн (1571-1641 гг.) один из директоров Ост-индской компании. Основные сочинения - "Рассуждения о торговле Англии с Ост-индии", "Богатство Англии во внешней торговле". В этих сочинениях автор призывал расширять сырьевую базу промышленности в сельском хозяйстве, сократить потребление иностранных товаров, активизировать конкуренцию с иностранными купцами, сформулировал идею активного торгового баланса Самуил Фортрей (1622-1681 гг.) сын торговца, памфлет "выгода и благосостояние Англии". В целях поощрения развития промышленности в Англии требовал облагать ввозимые иностранные товары высокими пошлинами. Выступал против любого вмешательства государства в процесс ценообразования, считал что роскошь богатых полезна для народа, либо ведет к увеличению потреблению и развитию торговли. Во Франции - меркантилизм тоже сыграл важную роль в экономической политики абсолютизма. Антуан Монкретьен (1575-1621 гг.) сочинения, трактат политической экономии, дал названии теоретической экономической науки. Политэкономия у него представляет собой совокупность правил хозяйственной деятельности. А. Монкретьен фактически изложил программу французского меркантилизма. Монкретьен утверждал, что "счастье людей - в богатстве, а богатство в труде", роскошь правомерна лишь при потреблении местной продукции, торговля - цель всех ремесел. Иностранцев автор называл насосом, качающим богатство из Франции.

В России меркантилизм получил развитие несколько позже, этого объясняется отсталостью хозяйственной жизни в российском государстве, оторванностью от морских путей. Изменение в экономической жизни (XVII столетие) обусловили появление экономических идей. В первые идеями меркантилизма у людей были высказаны дипломатом, воеводой Афанасием Ордин-Нащотиным (1605-1680 гг.). Ордин-Нащотин считал, что торговлей государство богатеет, будучи Псковским воеводой, предложил ввести купеческое самоуправление, оставив за воеводой лишь функции общего надзора. А. Ордин-Нащотин составил Новоторговый устав, который носил протекционистский характер и имел целью монополизировать торговлю в руках русских купцов-оптовиков. Ордин-Нащотин обращал внимание и на развитие отечественной промышленности. Родоначальником русской экономической мысли можно считать уроженца Хорватии Юрия Крижанича (1618-1683 гг.). Будучи в ссылки в Сибири, изложил программу политических и экономических преобразований в труде "Политические думы". По мнению Юрия Крижанича структура российской внешней торговли должна быть организованна таким образом, что не ввозить товары, которые можно производить у себя дома. И.Т. Посашкова (1652-1726 гг.) по праву называют первым русским экономистом. Главное произведение "Книга о скудости и богатстве" (1724 г.), предназначалась для Петра I. По мнению мыслителя, основные причины скудости страны - тяжелое положение крестьян и не развитость финансовой системы. Он осуждал подушную подать, ибо считал что она не учитывала разные экономическое положение плательщиков. Предлагал фиксировать повинности крестьян, размежевать крестьянские и помещичьи земли, снизить подати, установить равный суд для всех сословий. Считал торговлю великим делом, для ее развитие предлагал установить твердые цены на товары, взимать лишь одну торговую пошлину (10% с рубля). На первое место в обществе он выдвигал купцов, считая, что "купечеством всякое царство богатиться". Посошков выдвинул целый проект развития отечественной промышленности. Идеями меркантилизма в России были развиты так же В.Н. Татищевым, М.В. Ломоносовым, нашли практическое воплощение в деятельности Петра I.
           

   

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине История экономических учений iconИстория экономических учений Методические указания по самостоятельной...
Методические указания предназначены для студентов 1-го курса очной формы обучения, изучающих историю экономических учений. Данные...

Рабочая программа по дисциплине История экономических учений iconМетодические рекомендации по написанию курсовой работы по «Истории экономических учений»
Рф для экономических специальностей. История экономических учений – экономическая наука, изучающая генезис и эволюцию экономического...

Рабочая программа по дисциплине История экономических учений iconЦели и задачи курса «История экономических учений» Цель изучения...
Х1х-хх вв.; основных представителей ведущих научных школ и направления их научного поиска, а также значение их исследования для современной...

Рабочая программа по дисциплине История экономических учений iconИстория экономических учений
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом направления 080100 Экономика, утвержденным 17. 06. 2008 г

Рабочая программа по дисциплине История экономических учений iconПланы семинарских занятий, литература и темы рефератов по курсу история экономических учений
«История экономических учений» занимает важное место в системе экономического образования и предусматривает изучение всех основных...

Рабочая программа по дисциплине История экономических учений iconИстория экономических учений методические указания к семинарским занятиям
Панасенкова Т. В., Родионова Н. Д., Чернышева Н. И. История экономических учений: методические указания к семинарским занятиям Ростов-на-Дону,...

Рабочая программа по дисциплине История экономических учений iconКонтрольная работа в процессе изучения «Истории экономических учений»
Освоение курса истории экономических учений усвоение студентами основных тенденций развития мировой экономической мысли, позволяет...

Рабочая программа по дисциплине История экономических учений iconКаталог статей из журнала «Вопросы экономики» по проблемам экономической...
Материалы журнала «Вопросы экономики» за предшествующие годы, расписанные на карточках по темам программ курсов «Экономическая теория»,...

Рабочая программа по дисциплине История экономических учений iconРабочая программа дисциплины специальность 08. 00. 01 «Экономическая теория»
«Экономическая теория» (области исследования: экономическая история; история экономической мысли). – М.: Финансовый университет,...

Рабочая программа по дисциплине История экономических учений iconПрактикум по истории экономических
Панасенкова Т. В., Родионова Н. Д., Чернышева Н. И. История экономических учений: практикум/ Ростов-на-Дону, изд-во, 2012 – 75 с....






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск