Программа курса “ Введение в философию” (для студентов экономического факультета)






Скачать 133.97 Kb.
НазваниеПрограмма курса “ Введение в философию” (для студентов экономического факультета)
Дата публикации01.02.2015
Размер133.97 Kb.
ТипПрограмма курса
h.120-bal.ru > Философия > Программа курса
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОВОСИБИСРКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

ПРОГРАММА КУРСА

Введение в философию”
(для студентов экономического факультета)

автор-составитель

В.Н. Карпович

Программа дисциплины “Введение в философию” составлена в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста (бакалавра, магистра) по циклу “Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины” государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения.

Автор (составитель)
Карпович Валентин Никонович, д.филос.н., профессор, НГУ

(ФИО, ученая степень, ученое звание, вуз)
Рецензенты:

(ФИО, ученая степень, ученое звание, вуз)




Утверждена

на заседании кафедры философии НГУ

____________________________________

________________ В.П. Фофанов
ПРОГРАММА

курса “Введение в философию” для студентов экономического факультета

Автор-составитель д.ф.н., проф. В.Н. Карпович


  1. Организационно-методический раздел




  1. Цель курса: развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к философским оценкам культурных событий и фактов действительности.

  2. Задачи курса: курс представляет введение в философию, дает представление об особенностях философского знания, о его роли в развитии и функционировании культуры, о его значении для личностного развития человека.

  3. Место курса в системе социогуманитарного образования: курс дает основы философской культуры, понимание мировоззренческих проблем, навыки категориального мышления, и является базисным для выработки целостного мировоззрения.

  4. Требования к уровню освоения содержания курса: После изучения дисциплины студент должен:

  • иметь представление о развитии основных направлений философской мысли;

  • иметь представление об отношении философской, научной, религиозной картин мироздания, о различных философских концепциях бытия и сознания, о многообразных формах человеческого знания, о философских концепциях формирования истины, отношениях истины и заблуждения, истины и веры;

  • иметь представление об основных концепциях философии общества, о понимании оснований, сущности и структуры общественной жизни человека, о назначении и смысле человеческой жизни;

  • иметь представление об основных концепциях философии истории, о закономерностях развития цивилизации;

  • иметь представление о сущности культуры, месте человека в мире, природе

  • человеческой креативности.




  1. Содержание курса




  1. Разделы курса: 1. Введение; 2 Онтология и гносеология; 3. Социальная философия.

  2. Темы и краткое содержание

Раздел 1 Введение (4 ч. лекций).

Тема 1.1 Предмет философии и ее место в культуре. (2 часа лекций)

Понятие "философия" - философия как состояние духа и мысли, философия как теоретическая дисциплина. Проблема предмета философии. Разные пути к пониманию и определению предмета философского рассуждения.

Философия как высшая стадия развития духа - обсуждение вечных проблем человеческой жизни. Мировоззренческие проблемы. Формы проявления мировоззренческих представлений   мифология, религия, искусство, житейская мудрость.

Философия как теоретическое знание. Философия как обсуждение последних оснований культуры. Философские категории как теоретическое осмысление этих оснований. Методологическое значение философии. Философия и наука. Физика и метафизика.

Философия и практика. Структура философии как теоретического знания: онтология, эпистемология, социальная философия (философия общества, философия истории, философская антропология, философия культуры), логика, этика, эстетика.

Тема 1.2 Формирование философии как науки. Древнегреческие философы о мире, познании и обществе. (2 ч. л.)

Особенности истории философской мысли: коммулятивность и некоммулятивность истории философской мысли. Философские системы и философская мысль. Понятие парадигмы философского мышления.

Философия в системе культуры античности. Зарождение философии. Особенности и основные этапы античной философии: досократики, Сократ, Платон, Аристотель. Проблемы бытия и истины, космоса и человека. Судьба и необходимость. Формирование философии как мировоззренческой дисциплины. Методы философии и категории философии.

Раздел 2. Онтология и гносеология (6 ч. л)

Тема 2.1 Категория бытия и сознания (2 час. лекций)

Материальное бытие. Понятие материи в истории философии. Механистическое и диалектическое понимание материи. Проблема развития материального мира. Диалектика и метафизика. Проблема порядка и закономерности. Детерминизм и его виды.

Сознание как духовное бытие. Проблема сознания в истории философии. Современные научные представления о генезисе сознания. Универсальные характеристики сознания.

Проблема идеального образа. Способ существования сознания.

Тема 2.2 Познание и мир (2 час. лекций)

Виды освоения мира человеком: практическое, ценностное, теоретическое. Познание как предмет философского анализа. Проблема познаваемости мира в истории философии. Проблема источников познания в истории философии. Научное познание и его структура. Научное знание и его характеристики. Истинность знания. Две стороны истины: истина как характеристика содержания знания, истина как ценность познания. Характеристики истины с той и другой стороны. Критерии истины. Научное знание и ценность. Знание и вера.

Тема 2.3 Наука и мировоззрение (2 час. лекций)

Наука как вид духовного производства. Виды наук. Этапы и уровни научного познания. Методы научного познания.

История науки: научные революции, парадигмы в науке. Роль науки в становлении новоевропейской цивилизации. Проблема научной объективности и ценностная ориентация науки.

Раздел 3. Социальная философия (6 ч. л.)

Тема 3.1 Социальная философия как предмет (2 час.)

Понятие социальности и его природа. Социальное отношение и его структура. Деятельность и социальные отношения.

Понятие общества как целостности. Общество, общественно-экономическая формация, цивилизация. Основные виды социообразующей деятельности человека и сферы общественной жизни.

Тема 3.2 Философия истории (2 час.)

Понятие истории в философии и науке. Прошлое и история. Время и история. История и развитие. Типы историософских концепций. Концепции единого исторического процесса: Гегель, Конт, Маркс, Ростоу. Концепции исторической дискретности: Вико, Шпенглер, Тойнби. "Смешанные" концепции   Ясперс. Проблема движущих сил истории.

Проблемы современного мирового исторического развития. Россия в мировом историческом пространстве.

Тема 3.3 Человек и культура (2 час.)

Проблема сущности человека. Биологическое и внебиологическое начало в человека. Человек и общество. Человек как личность. Структура личности. "Я" человека и свобода. Индивидуальность. Личность как часть истории. Ценности и идеалы. Смерть и бессмертие человека.

Место понятия культура в теоретическом описании социальной реальности. Проблема определения культуры. Структура культуры. Основные сферы культуры: искусство, религия, мораль. Проблемы истории культуры и типологии культур. Культура как бытие личности и истории.


  1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.




  1. Какое место занимает философия в системе наук?

  2. В чем заключается философский смысл проблемы бытия?

  3. Каковы основные аспекты проблемы бытия в философии?

  4. Каковы этапы в трактовке бытия как философской категории?

  5. Каковы основные понятия и представления о природе? Как трактовалась природа на разных этапах развития человечества?

  6. Какую роль играет природа в развитии общества?

  7. Что такое общество и каковы особенности его бытия?

  8. Чем отличаются формационный и цивилизационный подходы к пониманию общества?

  9. В чем заключается диалектика общественного бытия и общественного сознания?

  10. В чем суть экологической проблемы и каковы пути ее решения?

  11. Как понималась сущность человека в разных направлениях классической философии? Раскройте связь понятий “человек”, “индивид”, “личность”.

  12. Что такое личность и какую роль играет личность в истории?

  13. Раскройте диалектику взаимосвязи личности и общества.

  14. Как решалась проблема смерти и бессмертия на разных этапах истории человечества?

  15. Что такое сциентизм и антисциентизм в философии?

  16. В чем смысл борьбы позитивистов против метафизики?

  17. В чем суть принципов верификации и фальсификации?

  18. Каковы основные черты представлений о развитии науки в постпозитивизме?

  19. Что такое герменевтика и “герменевтический круг”?

  20. Каковы основные характеристики объяснения и как соотносятся объяснение и понимание?




  1. Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу




  1. Философия, ее специфика и место в культуре.

  2. Основной вопрос и главные направления философии.

  3. Формирование философии. Философия и мифология.

  4. Натурфилософские учения в ранней античной философии.

  5. Идеализм Платона, его учение об обществе и государстве.

  6. Материализм в античной философии. Учения Демокрита и Левкиппа.

  7. Аристотель как критик Платона. Учение Аристотеля о мире и познании.

  8. Проблема веры и знания, единичного и общего в схоластике.

  9. Бэкон и философия Нового времени.

  10. Борьба рационализма и эмпиризма в философии Нового времени.

  11. Французский материализм XVIII в. о природе и обществе.

  12. Идеализм Беркли и скептицизм Юма.

  13. Немецкая классическая философия: общая характеристика.

  14. Основные направления философии XX в.: краткая характеристика.

  15. Марксистская философия: основные положения диалектического материализма.

  16. Марксистское учение об обществе: исторический материализм.

  17. Позитивизм как философское направление. Основные этапы.

  18. Экзистенциализм и иррационалистическая философская традиция.

  19. Борьба славянофилов и западников в отечественной философии.

  20. Философская онтология. Учение о материи и формах ее существования.

  21. Движение и развитие как философские категории.

  22. Философские проблемы понимания пространства и времени.

  23. Философские проблемы причинности и детерминизма. Категории причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности, свободы и необходимости. Закон как философская категория.

  24. Диалектика и метафизика как методы философии. Исторические формы диалектики.

  25. Философские учения о сущности и явлении, содержании и форме.

  26. Философские концепции сознания. Понятие идеального.

  27. Познание и отражение: проблема активности сознания.

  28. Проблема истины в философии. Объект и субъект познания.

  29. Соотношение чувственного и рационального в познании как философская проблема.

  30. Язык и мышление. Роль языка в познании. Естественные и искусственные языки.

  31. Соотношение философской методологии, общенаучных и конкретных методов познания в науке.

  32. Основные формы научного познания: проблема, гипотеза, закон. Теоретическое и эмпирическое в научном познании.

  33. Философские интерпретации социального развития. Проблемы типологии и направленности исторического процесса.

  34. Учение об общественном сознании: его сущность, структура и функции.

  35. Общественная идеология и общественная психология. Диалектика их отношения.

  36. Экономика, политика и культура, их взаимодействие.

  37. Философские учения о социальной структуре общества.

  38. Философская аксиология: учения о морали, ценностях и идеалах. Основные этические концепции.

  39. Философия искусства. Основные категории эстетики и специфика художественного постижения действительности.

  40. Философия и религия. Социальные функции религии. Религия в современном мире.

  41. Философия науки. Научный метод и методология. Наука и ее роль в обществе.

  42. Философия техники. Техника: ее специфика и закономерности развития. Техника и технические науки.

  43. Право как предмет философского изучения. Основные философские концепции государства и права.

  44. Философские учения о сущности человека и общества. Проблема соотношения природного и социального.

  45. Философское учение о культуре. Культура и цивилизация.


III. Распределение часов курса по темам и видам работ




п/п

Наименование

тем и разделов

ВСЕГО

(часов)

Аудиторные занятия

(час)

Самостоятельная работа

в том числе

Лекции

Семинары




Раздел 1. Введение















ИТОГО:

80

16

32

32



  1. Форма итогового контроля


Зачет.


    1. Учебно-методическое обеспечение курса




  1. Рекомендуемая литература (основная)




  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. М., 1998.

  2. Барулин В.С. Современная философская антропология. М., 1994.

  3. Вольф Р.П. О философии: Учебник. М., 1996.

  4. Гобозов. И.А. Введение в философию истории. М., 1993.

  5. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986.

  6. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994.

  7. Гуссейнов А.А. Великие моралисты. М., 1995.

  8. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

  9. История философии в кратком изложении (перевод с чешского И.И.Богута). М.: Мысль, 1991.

  10. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М., 1994.

  11. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990.

  12. Мир философии. В 2-х тт. М., 1990.

  13. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., Дом интеллектуальной книги, 1998.

  14. Социальная философия: Хрестоматия. В 2-х тт. М., 1994.

  15. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Введение в философию науки и техники. М., 1995.

  16. Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Сост. Алексеев П.В., Панин А.В. М., 1999.




  1. Рекомендуемая литература (дополнительная)




  1. Ален А. Рассуждение об эстетике. Н.Новгород, 1996.

  2. Апресян Р.Г. Идея морали. М., 1995.

  3. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX-XIX вв. Л., 1989.

  4. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века: Учебное пособие. М., Проспект, 1998.

  5. История философии в кратком изложении (перевод с чешского И.И.Богута). М.: Мысль, 1991.

  6. Лакс Дж. О множественности человеческой природы. // Вопр.философии. – М., 1990.   № 10.

  7. Маркс к. Немецкая идеология. М., 1966. Гл.1.

  8. Митчем К. Что такое философия техники. М., 1996.

  9. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

  10. Панарин А.С. Философия политики. М., 1994.

  11. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

  12. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.1. Чары Платона. М., 1992.

  13. Поппер К. Что такое диалектика? // Вопр.философии. – М., 1995.   № 1.

  14. Поупкин Р. Строл А. Философия. Вводный курс. М., 1997.

  15. Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989.

  16. Проблема человека в западной философии. М., 1988.

  17. Райхенбах Г. Философия пространства и времени. М., 1985.

  18. Рассел Б. История западной философии. Т.1, 2. М., 1993.

  19. Рассел Б. Человеческое познание. Киев, 1997.

  20. Рикер П. Человек как предмет философии. // Вопр.философии. – М., 1989.   № 2.

  21. Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм. // Сумерки богов. М., 1989.

  22. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. М., 1984.

  23. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

  24. Социальная философия: Хрестоматия. В 2-х тт. М., 1994.

  25. Сурио Э. Искусство и философия. // Вопр.философии. – М.,1994.   № 7 8.

  26. Философия истории: Антология. М., 1994.

  27. Философия культуры. СПб., 1992.

  28. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопр.философии. – М., 1990.   № 3.

  29. Хакинг Я. Представление и вмешательство: начальные вопросы философии естественных наук. М., 1998.

  30. Хесле В. Философия и экология. М., 1994.

  31. Хилл Т. Современные теории познания. М., 1965.

  32. Хрестоматия по истории философии. В 2-х ч. М., 1994.

  33. Чанышев А.Н.. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

  34. Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. М., 1994.

  35. Шанин Т. Идея прогресса. // Вопр.философии. – М.,1998.   № 8.

  36. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.




  1. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.п.


Размещение на Web-странице кафедры планов семинарских занятий, дополнительной литературы

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса “ Введение в философию” (для студентов экономического факультета) iconРасписание занятий студентов 1 курса, экономического факультета на осенний
Введение в специальность доц. Световцева Т. А. Г 2 Введение в специальность доц. Грачева Н. А. Г6

Программа курса “ Введение в философию” (для студентов экономического факультета) iconЧернов С. А. Начала философии. Спб., 2002-2004. Введение в философию:...
Философия: планы семинарских занятий для студентов гуманитарного факультета. Спб, 2004

Программа курса “ Введение в философию” (для студентов экономического факультета) iconЛитература из дополнительного списка рекомендуется студентам для...
«Введение в литературоведение» для студентов 1 курса факультета филологии и журналистики (отделение отечественной и романо-германской...

Программа курса “ Введение в философию” (для студентов экономического факультета) iconМомджян К. Х. Введение в социальную философию: Учеб пособие
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов...

Программа курса “ Введение в философию” (для студентов экономического факультета) iconПрограмма курса для студентов заочного отделения исторического факультета...
Учебный курс «Новая история» является частью университетского курса всеобщей истории. Цель курса «Новая история» (часть 2) – изучить...

Программа курса “ Введение в философию” (для студентов экономического факультета) iconПрограмма курса для студентов заочного отделения исторического факультета...
Учебный курс «Всеобщая история: Новейшая история» является частью университетского курса «Всеобщая история». Цель курса «Всеобщая...

Программа курса “ Введение в философию” (для студентов экономического факультета) iconПрограмма курса для студентов заочного отделения исторического факультета...
Учебный курс «Всеобщая история: Новейшая история» является частью университетского курса «Всеобщая история». Цель курса «Всеобщая...

Программа курса “ Введение в философию” (для студентов экономического факультета) iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по специальности 351200
Программа предназначена для студентов финансово-экономического факультета всех форм обучения

Программа курса “ Введение в философию” (для студентов экономического факультета) iconУчебно-методический комплекс для студентов 1 курса Факультета Права
Умк учебно-методический комплекс Кафедры теории права и сравнительного правоведения для студентов 1 курса Факультета Права // Автор-составитель...

Программа курса “ Введение в философию” (для студентов экономического факультета) iconУчебно-методический комплекс для студентов 1 курса Факультета Права
Умк1: Учебно-методический комплекс кафедры теории права и сравнительного правоведения для студентов 1 курса Факультета Права // Автор-составитель...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск