Формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских






Скачать 205.23 Kb.
НазваниеФормирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских
Дата публикации15.02.2015
Размер205.23 Kb.
ТипРеферат
h.120-bal.ru > Философия > Реферат
ФИЛОСОФИЯ
Цель дисциплины:

формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования, овладение базовыми принципами и приёмами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами(участие в формировании соответствующих общекультурных и профессиональных компетенций).

Задачи дисциплины:

Знать: основные направления философии, методы и приемы философского анализа проблем, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития, формы и методы научного познания, их эволюцию.

Уметь: логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения, грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать социальную ситуацию в России и за ее пределами и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа.

Владеть: навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, ведения дискуссий и круглых столов.
Содержание дисциплины

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

Предмет и функции философии.


Введение в философию. Философия, её роль в развитии цивилизации и культуры. Предмет и функции философии.

История философии.


Философия Древнего Востока.

Философия Древней Греции и Рима.

Европейская философия эпохи Средневековья. Философия эпохи Возрождения. Европейская философия Нового Времени. Классическая немецкая философия.

Философия марксизма

Современная западная философия.

Русская философия.

Онтология

Философское учение о мире.

Методология,

диалектика

Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии.

Гносеология,

логика

Сущность и природа познания. Познавательные способности человека. Проблема истины.

Философия науки

Научное познание. Формы и методы научного познания.

Проблема человека

Происхождение и сущность человека. Человек и природа. Человек и культура.

Социальная философия

Проблема общества, его структуры и развития в социальной философии.

Философские проблемы медицины

Философские и методологические проблемы медицины.

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ
Цель дисциплины:

освоения дисциплины: изучение истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества (участие в формировании соответствующих компетенций).
Задачи дисциплины:

Знать: выдающихся деятелей медицины и здравоохранения, выдающиеся медицинские открытия, влияние гуманистических идей на медицину, влияние России на развитие медицины; учение о здоровом образе жизни; историко-медицинскую терминологию; обязанности, права, место врача в обществе.

Уметь: грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать социальную ситуацию в России и за ее пределами, осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа; оценивать и определять свои потребности, необходимые для продолжения обучения; пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности; выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива.

Владеть: навыками научно-исследовательской работы; анализа и сопоставления, оценки информации из различных источников; навыками ведения медицинских, исторических и политических дискуссий; навыками морально-этической аргументации, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики.

Содержание дисциплины

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

Медицина Древнего мира


Врачевание в первобытном обществе. Врачевание в странах Древнего Востока (Древняя Месопотамия, Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай). Врачевание и медицина античного Средиземноморья (Древняя Греция, Древний Рим).

Медицина эпохи Средневековья


Медицина в Византийской империи. Медицина Древней Руси. Медицина в Западной Европе, медицина народов средневекового Востока. Медицина в государствах Закавказья.

Медицина Эпохи Возрождения

Медицина в Западной Европе (Становление анатомии, физиологии как наук; ятрофизика, ятрохимия и медицина; эпидемии и учение о контагии; развитие хирургии). Медицина в Московском государстве (народная медицина, борьба с эпидемиями; первые аптеки и Аптекарский приказ).

Медицина Нового времени

Медицина в Западной Европе и России. Клиническая медицина: совершенствование представлений о внутренних болезнях (утверждение клинического метода, методы и приборы физического обследования, становление системы здравоохранения в России и развитие отечественной медицинской науки и медицинского образования), инфекционных болезнях и эпидемиологии, развитие педиатрии, психиатрии, хирургии, акушерства и гинекологии, зубоврачевания. Общественная медицина (развитие общественной медицины, Земская медицина, экспериментальная гигиена)

Медицина Новейшего времени

Медицина в России на рубеже XIX-XX вв. Советская медицина. Основные достижения мировой медицины в XX-XXI вв. Нобелевские лауреаты в области физиологии, медицины и других наук, влияющих на развитие медицины. Медицина в годы Великой Отечественной войны. Международное сотрудничество в области здравоохранения.


БИОЭТИКА
Цель дисциплины: сформировать способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну

Задачи дисциплины:

Знать: учение о здоровом образе жизни, взаимоотношения «врач-пациент»»; влияние гуманистических идей на медицину; морально – этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения, права пациента и врача, этические основы современного медицинского законодательства, основные этические документы международных и отечественных профессиональных медицинских ассоциаций и организаций; основные способы разрешения конфликтов.

Уметь: защищать права пациентов различного возраста; выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива;
Владеть: навыками морально – этической аргументации, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики; навыками информирования пациентов различных возрастных групп и их родственников в соответствии с требованиями правил «информированного согласия».
Содержание дисциплины:

Наименование

раздела дисциплины


Содержание дисциплины

Предмет этики, профессиональной этики.

Философская этика и её связь с гуманитарными науками. Виды профессиональной этики. Медицинская этика как вид профессиональной этики. Происхождение морали. Сущность и функции морали. Общечеловеческие заповеди морали. Мораль и религия. Мораль и право. Медицинская этика и медицинское право.

Моральная ответственность врача.

Филогенез и онтогенез моральной ответственности. Честь – стыд, долг – совесть, достоинство как морально-психологические побудители поступков в профессиональной деятельности врача. Эталон личности врача. Личность больного. Морально- психологические аспекты лечебного взаимодействия. Этика Гиппократа и советская медицинская деонтология об этических принципах и нормах врачебной деятельности.

Этические предпосылки здорового образа жизни.

Духовные учения человечества о влиянии поведения, чувств и мыслей на здоровье человека. Этические предпосылки религиозного целительства. Китайская и аюрведическая медицина о механизмах влияния поведения и чувств человека на стояние его здоровья. Психосоматическая медицина ХХ века о причинах болезней.

Происхождение и принципы биоэтики

Причины происхождения биоэтики. Становление биоэтики за рубежом и в России. Патераналистская и сотрудническая модель поведения врача. Принципы биоэтики. Этика научных исследований. Mеждународные документы в области биоэтики. Принципы биоэтики в российском законодательстве в области медицины.

Проблемы смерти в биоэтике

Этические аспекты паллиативной помощи умирающим. Информирование о терминальном диагнозе. Этические проблемы применения экстраординарных методов лечения умирающих пациентов. Этические и юридические аспекты проблемы эвтаназии. Этические и юридические принципы и нормы трансплантации органов и тканей. Этические проблемы использования органов и тканей от умерших и от живых доноров.

Проблемы репродуктивной деятельности

Этические аспекты аборта. История абортов в России. Консервативная и либеральная концепции аборта. Статус эмбриона.

Этические и правовые аспекты применения вспомогательных репродуктивных технологий. Суррогатное материнство. Терапевтическое и репродуктивное клонирование. Этические аспекты медицинской генетики. Принцип конфиденциальности в медицинской генетике.


ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА
Цель дисциплины:

расширение и углубление знаний студентов в области Отечественной и мировой истории, развитие аналитического мышления, навыков публичных выступлений и дискуссий (участие в формировании соответствующих общекультурных и профессиональных компетенций).
Задачи дисциплины:

Знать:

- основные закономерности и тенденции развития мирового исторического процесса; важнейшие вехи истории России; место и роль России в истории человечества и в современном мире; влияние России на развитие медицины;

- методы и приемы философского анализа проблем; формы и методы научного познания, их эволюцию;

- выдающихся деятелей медицины и фармации, выдающиеся медицинские открытия, влияние гуманистических идей на медицину;

- принципы ведения дискуссий в условиях плюрализма мнений и основные способы разрешения конфликтов

Уметь:

- грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать социальную ситуацию в России и за ее пределами и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;

- анализировать экономические проблемы и общественные процессы, быть активным субъектом экономической деятельности

Владеть:

- навыками научно-исследовательской работы; поиска информации из различных источников; ее анализа, сопоставления и оценки;

- навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов;

Содержание дисциплины


Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1. Введение в предмет. Россия в системе мировых цивилизаций.

1. Теория и методология исторической науки.

2. Основные теории исторического познания: «формация» и «цивилизация».

3. Восток – Запад: особенности цивилизационного развития.

4. Место России в мировой истории.

2. Цивилизация Древней Руси (IX-XII вв.).

1. Происхождение Древнерусского государства.

2. Политическое и социально-экономическое устройство Киевской Руси.

3. Христианизация Руси.

4. Культура Древней Руси. Развитие медицинских знаний в Древней

3. Образование Российского централизованного государства (XIII – XV вв.).


1. Борьба русских княжеств с иноземными захватчиками в XIII – XV вв.

2. Возвышение Москвы и ее роль в объединении Руси и свержении золотоордынского ига.

3. Образование централизованного государства. Иван III – Государь всея Руси.

4. Особенности образования Российского централизованного государства.

4. Российское государство в XVI – XVII вв.


1. Эпоха Ивана Грозного.

2. «Смутное время» в России (конец XVI – начало XVII вв.).

3. Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в.

4. Церковная реформа Никона. Раскол церкви.

5. Российская империя в XVIII в.


1. Преобразование Петра I и начало модернизации России.

2. Дворянская империя во второй четверти XVIII в. Дворцовые перевороты.

3. Россия во второй половине XVIII в. «Просвещенный абсолютизм».

4. Культура России в XVIII в. Становление системы здравоохранения в России. Приказы общественного призрения.

6. Россия в XIXв.

1. Внутренняя и внешняя политика России в первой четверти XIX в.

2. Движение декабристов.

3. Россия во второй половине XIX в.

4. Крестьянская реформа 1861 г.

5. Буржуазные реформы 60 – 70-х гг. XIX в. Земская медицина.

6. Контрреформы 80 – 90-х гг.

7. Пореформенное развитие России.

8. Общественно-политическое движение второй половины XIX в.

7. Россия и мир на рубеже XIX – XX вв. (1894 – 1917).


1. Буржуазная революция в России 1905 – 1907 гг.

2. Россия в межреволюционный период. Аграрная реформа Столыпина.

3. Февральская революция 1917 г. Падение самодержавия в России.

4. Октябрьский большевистский переворот. Установление Советской власти.

8. Становление Советского государства (1917 – 1939).

1. Гражданская война в России. «Военный коммунизм».

2. Новая экономическая политика.

3. СССР в 30-е гг.: индустриализация, коллективизация, культурная революция.

4. Политическая система в 20 – 40-е гг. Утверждение тоталитаризма.


9. СССР в годы второй мировой и Великой Отечественной войн. Послевоенный мир (1945 – 1953).

1. Международные отношения в 1920 – 1940-е гг. Причины второй мировой войны.

2. Этапы Великой Отечественной войны.

3. Итоги войны. Источники победы советского народа в Великой Отечественной войне. Медицина в годы Великой Отечественной войны.

4. Послевоенный мир. Причины и начало «холодной войны».

10. СССР в 1953 – 1985 гг.


1. Реорганизация власти в СССР после смерти Сталина. Попытки либерализации системы.

2. Внутренняя и внешняя политика в 1953 – 1964 гг.

3. Социально-экономическое развитие в середине 60-х – первой половине 80-х гг.

4. Общественно-политическая жизнь страны в эпоху «застоя».


11. Перестройка в СССР (1985 – 1991). РФ на рубеже

XX – XXI вв.

1. «Перестройка» в СССР: причины, сущность, результаты.

2. Социально-экономическое и политическое развитие страны в 1985 -1991 гг.

3. Изменение геополитической ситуации после распада СССР.

4. Внутренняя и внешняя политика России на рубеже XX – XXI вв.


КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Цель дисциплины: расширение гуманитарного знания, изучение феномена культуры, включающее в себя рассмотрение проблем и вопросов истории мировой и отечественной культуры; формирование у студентов элементов научного творчества.

Задачи дисциплины:

Знать:

- закономерности и проблемы культурно-исторического процесса, глобальные проблемы и противоречия современной культуры.

- основные современные концепции культурного развития общества; особенности формирования и развития русской культуры и культуры своих этносов; основные стили и направления в мировой художественной культуре, их характерные особенности;

Уметь:

- давать оценку содержания культур основных исторических эпох;

- вести дискуссию по вопросам социо-культурного развития;

- оценивать значение культуры для формирования духовных, нравственных и интеллектуальных качеств специалиста;

- анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

- использовать приобретенные знания и умения для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Владеть:

- основными понятиями культурологии применительно к истории мировой культуры, современными методами по изучению культурно-исторических текстов, навыками теоретического анализа и историко-типологического осмысления конкретных культурных явлений и процессов.
Содержание дисциплины:

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

Теория культуры: культурология в системе гуманитарного знания. Культура как объект исследования в культурологи. Культура как система.


Культурология в системе гуманитарного знания; культурология как наука и учебная дисциплина; структура культурологии; Функции культурологии; культурология в системе гуманитарного знания; культурология и философия культуры; социология культуры; культурная антропология; история культуры, религия, искусство, наука и техника в системе наук. Культура как объект исследования в культурологии: понятие культуры, ее структура и функции; культура и цивилизация; морфология культуры; основные культурологические концепции и школы XX в.; человек как субъект культуры, культура как смысловой мир человека; культура как система знаков; языки культуры; становление и развитие культуры: культурогенез, динамика культуры; культура, природа, общество; культура и глобальные проблемы современности.

Типология культур.


Материальная и духовная культура. Художественная, профессиональная, экономическая и политическая культуры. Западный и Восточный тип культур; религиозная типология культуры; формационная и цивилизационная типология. Элитарная, народная и массовая культура. Мировая, национальная и этническая культура. Доминирующая культура, субкультура и контркультура.

История культуры. Культурно-историческая типология.

Культура первобытной эпохи. Античность: особенности духовной культуры. Культура Западно-европейского средневековья. Культура эпохи Возрождения. Культура Нового времени. Культура XX в. Тенденции в развитии современной культуры. Место и роль России в мировой культуре.

Региональная культура: культура удмуртского народа.


Этногенез удмуртского народа; мифология и религия; календарные и семейные обряды и праздники. Народная медицина удмуртского народа: классификация болезней, методы и приемы лечения болезней.

Традиционные формы удмуртской народной архитектуры. Зарождение профессиональной архитектуры и каменного строительства. Памятники архитектуры: основные стили и зодчие. Скульптура. Городская скульптура Ижевска.

Медицина и культура

Медицина как культура: аспекты культуры в медицине как особом виде деятельности человека. Традиции гуманизма в истории культуры и медицины.

Культура личности врача. Связь искусства и медицины. Методы искусствотерапии.

ОСНОВЫ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
Цель дисциплины: изучение феномена религии, включающее в себя рассмотрение проблем и вопросов сущности и истории религий и свободомыслия; формирование у студентов толерантного отношения к различным религиозным формам и свободомыслию.

Задачи дисциплины:

Знать:

- сущностные характеристики религии как формы общественного сознания, её структуру, функции и роль в обществе;

- основные концепции происхождения и сущности религии;

-основные исторические формы религии;

-основные направления религиозной философии;

-свободомыслие как явление духовной культуры;

-эволюцию представлений о свободе совести в процессе исторического развития общества;

-новое российское законодательство о свободе совести.

Уметь:

- давать оценку роли религии и свободомыслия в различные исторические эпохи развития общества;

- вести диалог по вопросам религии и свободомыслия;

- оценивать значение религии и свободомыслия для формирование духовных, нравственных и интеллектуальных качеств специалиста;

- анализировать в общих чертах влияние религии на развитие современного общества;

- разбираться в особенностях основных религий, распространенных на территории России;

-работать с научной литературой, вести дискуссию по основным проблемам религиоведения

- использовать приобретенные знания и умения для расширения кругозора, осознанного формирования собственной мировоззрения и культуры;

Владеть:

- основными понятиями религиоведения, современными методами изучения религии, навыками теоретического анализа историко-типологического и философского осмысления конкретных религиозных форм явлений и процессов.

Содержание дисциплины


Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

I.Основы теории религии


Предмет и задачи религиоведения.

Сущностные характеристики религии. Элементы и структура религии. Функции религии. Место и роль религии в мировой культуре.


II.История религии

.


Происхождение религии. Ранние формы религии.

Национально-государственные религии.

Мировые религии:

Буддизм, христианство, ислам.

Современные нетрадиционные культы.

III.Основные направления религиозной философии

Ведическая философия. Даосская философия. Философия буддизма. Христианская философия. Мусульманская философия. Синкретическая надконфессиональная религиозная философия.

IV.Свободомыслие в истории духовной культуры.

Понятие свободомыслия и атеизма. Свободомыслие в истории духовной культуры. Свободомыслие и развитие науки. Марксистско-ленинский атеизм в советском обществе. Свободомыслие в современном мире.

V.Свобода совести. Российское законодательство о религиозных культах


Понятие «свободы совести». Свобода совести в современном западном обществе. Свобода совести в СССР и современной России. Российское законодательство о религиозных культах.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских iconУчебный курс исследует фундаментальные вопросы философии. Они рассматриваются...
Целью изучения является формирование представлений о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, философских...

Формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских iconПрограмма вступительного экзамена по истории философии в магистратуру...
Предмет и метод истории философии, ее становление как раздела философского знания. Многообразие решений проблемы критерия классификации...

Формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских iconТемы и их краткое содержание Модуль 1 Социальная философия как раздел философского знания Тема 1
Понятия «социум» и «общество». Понятие «социальное». Основные вопросы социальной философии. Прикладные аспекты социально-философского...

Формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских iconРоль античной философии в становлении научной рациональности
В эпоху сама возможность научного познания мира отнюдь не были самоочевидной. Немало мыслителей сомневалось в возможности естественнонаучного...

Формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских iconРоль античной философии в становлении научной рациональности
В эпоху сама возможность научного познания мира отнюдь не были самоочевидной. Немало мыслителей сомневалось в возможности естественнонаучного...

Формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских iconИстория русской философии программа курса москва 2008 программа курса...
Курс «История русской философии» является общепрофессиональным для студентов философского факультета рггу. Предмет курса – систематическое...

Формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских iconПрограмма Вступительного экзамена по направлению подготовки 030100. 68 «Философия»
Понятия «социум» и «общество». Понятие «социальное». Основные вопросы социальной философии. Прикладные аспекты социально-философского...

Формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских iconПредмет философии и основные аспекты философского знания
Предмет философии — не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена...

Формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских iconРабочая программа Цели освоения дисциплины Цель дисциплины формирование...
России, умения определять место и роль будущей профессиональной деятельности в истории страны и мира, ее значимость; выработка навыков...

Формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских iconТемы рефератов "Культура": многообразие философских и научных подходов...
Идеи к философии истории человечества И. Г. Гердера в истории философии культуры






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск