Хмелев Игорь Борисович, к э. н., доцент кафедры мировой экономики и международных отношений мэси. Совершенствование механизма регулирования мировых финансов в условиях глобализации






Скачать 134.03 Kb.
НазваниеХмелев Игорь Борисович, к э. н., доцент кафедры мировой экономики и международных отношений мэси. Совершенствование механизма регулирования мировых финансов в условиях глобализации
Дата публикации02.03.2015
Размер134.03 Kb.
ТипДокументы
h.120-bal.ru > Финансы > Документы
Хмелев Игорь Борисович, к.э.н., доцент кафедры мировой экономики и международных отношений МЭСИ.

Совершенствование механизма регулирования мировых финансов в условиях глобализации.

Уроки глобального финансово-экономического кризиса требуют оценки эффективности существующего механизма регулирования мировых финансов, который включает международные институциональные структуры со своим набором инструментов влияния (МВФ, группа Всемирного Банка, ВТО), а также различные международные форумы, не имеющие статуса международных организаций, но реализующих определенные глобальные и региональные координирующие функции (саммит G-7, саммит 20 крупнейших экономик мира, региональные экономические форумы). Развитие процесса финансово-экономической глобализации резко повысило взаимозависимость как отраслевых, так и национальных рынков. Кризис, возникший на ипотечном рынке США, быстро распространился на весь мир, охватив страны с развитой экономикой, страны с формирующимися рынками и страны с низким доходом 1, что во многом определяется таким процессом, как финансовая глобализация.

Финансовая глобализация – это сложный, многофакторный процесс, охвативший в той или иной степени всю мировую финансовую систему и мировой финансовый рынок. По оценкам МВФ, накануне глобального финансового кризиса в процессы финансовой глобализации были полностью интегрированы рынки стран развитых экономик и до 30-50% объемов национальных финансовых рынков развивающихся и переходных стран. Неопределенность и неравномерность процессов финансовой глобализации отражалась в ускорении структурных преобразований национальных финансовых рынков, а также в росте числа слияний и поглощений в мировой экономике.2

Краткий анализ истории развития мирового финансового рынка позволяет предположить, что в периоды устойчивого развития преобладает либеральный подход к организации механизмов функционирования экономики и финансов, а в периоды кризисов и рецессий отдается предпочтение методам государственного регулирования, в частности, на основе предложений Дж. Милля (19 в.) и Дж. Кейнса (1930-40-ые гг.), а также их последователей – неоклассиков и неокейнсианцев. Этот вывод подтверждает практика антикризисных мер : национализация в сентябре 2008 г. крупнейших американских ипотечных компаний Fannie Mac и Freddie Mac (т. н. федеральная опека), после которой правительство США стало контролировать 42% американского ипотечного рынка; 85 млрд. долл. в сентябре 2008 г. и 40 млрд. долл. в марте 2009 г. вливаний в American International Group (AIG), крупнейшую страховую компанию США; 8 октября 2008 г. государственная компания РЖД (Российские железные дороги) купила банк КИТ Финанс за 100 рублей, а 15 октября близкий к банкротству Собинбанк был куплен государственным Газэнергопромбанком; 24 ноября правительство США предприняло попытку спасти через национализацию и государственные гарантии крупнейший американский коммерческий банк Citigroup, предложив в обмен на 7,8% акций помощь в размере 20 млрд. долл. и госгарантии на 306 млрд. долл.3 Однако эта программа не была реализована, а сам банк фактически обанкротился в январе 2009 г.

Таким образом, при анализе процессов глобального финансового кризиса и разработке рекомендаций по антикризисным программам необходимо принимать во внимание, что в исторической эволюции мирового финансового рынка всегда чередовались концепции полного саморегулирования рынка (либеральные и монетаристские идеи), его жесткого государственного и наднационального регулирования (кейнсианские и неокейнсианские теории), а также теории о сочетании самонастраивающихся и регулируемых рынков, в частности теории рынков с асимметричной информацией (теория, созданная лауреатами Нобелевской премии по экономике 2001 г. Дж. Стиглицем, Дж. Акерлофом и М. Спенсом).

Применительно к глобальному финансовому кризису 2008-2009. гг. должна учитываться не только специфика современного этапа глобализации мирового финансового рынка, но также и то, что в своей эволюции МФР уже несколько раз проходил все этапы циклического развития: сжатие (рецессия, спад); дно (депрессия); оживление (расширение) и вершина (пик, бум).

Принципиально важно понимать причины глобального финансового кризиса, чтобы восстановить стабильность и избежать столь же крупного кризиса в будущем путем создания надежной глобальной финансовой системой, центром которой, безусловно, должен являться МВФ.

Основной причиной возникновения международного финансового коллапса стало неконтролируемое, чрезмерное принятие рисков финансовыми институтами во всем мире, которое в сочетании с беспрецедентным ростом задолженности финансовых институтов (например, leverage ratio инвестиционного банка Lehman Brothers достигал значения в 31.7, т.е. задолженность банка более чем в 30 раз превышала его собственный капитал) привело к сжатию рыночной ликвидности, колоссальным убыткам и фактической приостановке кредитования реального сектора.

Склонность участников рынка к принятию рисков и чрезмерным заимствованиям, была вызвана стремлением к максимизации во многом спекулятивной доходности в условиях экономического бума и роста цен практически на все виды активов, включая недвижимость, ценные бумаги, сырье. Характерно, что в докризисный период в экономике США возникла необычная ситуация – большую часть совокупной прибыли нефинансовые корпорации США получали в финансовом секторе (т.е. за счет операций с финансовыми инструментами). Фактически промышленные корпорации США были втянуты в масштабные финансовые спекуляции. Благоприятная конъюнктура фондового и денежного рынков стимулировала спекулятивную активность субъектов экономики. Аналогично ранее произошедшим кризисам, вышеописанная рыночная конъюнктура в сочетании с неспособностью регулятивных органов ограничить «нездоровые» тенденции в экономике, одновременно не нарушая рыночные механизмы «честной» конкуренции, привела к международному коллапсу: «Финансовое регулирование было не готово к решению проблем концентрации рисков и не верных посылов стоящих за бумом финансовых инноваций. Макроэкономическое регулирование не учитывало рост системных рисков в финансовой системе… ».4

Хотя оценка уроков кризиса будет продолжаться много лет, первоначальный анализ, проведенный МВФ, указывает на то, что глобальная финансовая архитектура не обеспечила достаточных предупреждений накануне кризиса, особенно в области надзора за ситуацией в системно значимых странах с развитой экономикой, и что на нескольких уровнях были допущены провалы регулирования:

• Чрезмерные уровни принятия риска, обусловленные продолжительным периодом низких реальных процентных ставок и высоких темпов роста;

• Недостатки подходов в области внутреннего и международного финансового регулирования;

• Разрозненные структуры регулирования;

• Недостаточное раскрытие информации о рисках;

• Слабые места в системах урегулирования кризисов и решения проблем банков.

Для понимания факторов финансового кризиса, как элемента финансовой глобализации, нужно, по нашему мнению, учитывать специфику глобализации. В последние годы была выдвинута концепция «инновационно-инвестиционной природы» глобализации, в рамках которой утверждается следующее: объективная составляющая глобализации связана с тем, что:

– резко выросли темпы научно-технического прогресса (увеличиваются вдвое каждые пять лет), что порождает необходимость в инновационной деятельности и связанных с ней масштабных инвестиций в развитие высокотехнологичных производств;

– для обеспечения прибыльности инноваций – инвестиций, обладающих все увеличивающейся ресурсоемкостью, необходимо увеличение объемов продаж, расширение границ рынка, трансформация рынка из категории местного (локального) в категорию регионального и глобального;

– обостряется глобальный характер конкуренции в вопросах возможности мобилизации и обладания ресурсами и доступа на глобальные рынки;

– неопределенность исхода и неравномерность развития инновационного процесса являются основными факторами риска, связанного с ускорением структурных преобразований в национальной экономике, ростом числа слияний и поглощений. В подтверждение этого тезиса можно привести ряд примеров, которые иллюстрируют тот факт, что накануне глобального финансового кризиса все большее значение в структурной перестройке капитала играли слияния и поглощения. Так, в Бельгии из 20 коммерческих банков в 1995 г. к 2005 г. сохранился один, а из 500 крупнейших корпорация в США в 1995 г. сохранилось только 70 .5

Но нужно учитывать, что кроме субъективных, случайных факторов определенное воздействие на возникновение и развитие кризиса оказывает сам процесс системных глобальных изменений. Эксперты отмечают6, что накануне современного глобального финансового кризиса в мире произошло неструктурированное многостороннее разделение политических сил. Сформулировать эти тенденции глобального характера можно следующим образом: 1) потерпит крах программа ядерного разоружения, и, скорее всего, в ближайшие десять лет в мире появится около 20 ядерных держав; 2) прогнозируется возможное снижение роли США в геополитике, и, как следствие, столкновение нескольких геополитических центров; 3) в сфере мировых финансов будет постепенно снижаться влияние доллара США, будет формироваться многовалютная мировая финансовая система (может быть создан так называемый евродоллар на базе корзины «евро – доллар», или же расчеты будут осуществляться в долларах, евро и азро и т. п.); 4) особое значение для глобального мира будет иметь развитие в трех регионах: Европа, Юго-Восточная Азия и Южная Америка (речь, прежде всего, идет о странах БРИКС)

При таком развитии событий геополитические риски локальных, специальных и глобальных кризисов финансовых рынков будут только нарастать. На этом фоне необходимо конструктивные изменения в деятельности МВФ не только для выхода из кризисной ситуации, но и для последующего успешного функционирования мировой экономики.

Для предотвращения возникновения глобальных кризисных ситуаций в будущем и для смягчения их последствий необходимо осмысление основных недостатков текущих регулятивных норм, тенденций в области финансового регулирования, и разработка концепций по их совершенствованию. При этом, следует отметить, что в результате глобализации финансовых рынков и мировой экономики в целом, совершенствование регулятивных норм должно координироваться на международном уроне, в противном случае, дисбаланс в развитии финансовых рынков и международный регулятивный арбитраж могут усугубить текущую ситуацию.

На наш взгляд, ошибочно рассматривать международный валютный фонд как «кредитора развивающихся стран» иди «организацию, выполняющею надзор за валютными колебаниями». Так же как и ни одна страна не может функционировать без государственной власти, так и мировая система в целом по аналогии с государственным строем страны должна регулироваться на наднациональном уровне. На наш взгляд, МВФ следует начать себя позиционировать в первую очередь как институт регулирования мировой финансовой системы, а не фонд помощи странам в кризисных ситуациях посредством выдачи кредитов.

В русле усилий по предоставлению поддержки странам во время глобального экономического кризиса МВФ столкнулся с необходимостью увеличения своего кредитного потенциала, а также существенного пересмотра методов кредитования, заключающийся в выделении более крупных объемов средств и приведении условий кредитов в соответствие с уровнем развития страны и диверсификация данных условий между странами в силу данного показателя.

План МВФ по модернизации фонда с целью повышения эффективности его глобальной антикризисной деятельности целесообразно представить следующим образом:

I. Реформы МВФ, направленный преодоление последствий мирового финансового кризиса, утвержденные и вступившие в фазу реализации:

1. Реформы механизмов и условий кредитования МВФ:

• модернизация предъявляемых условий МВФ,

• введение новой гибкой кредитной линии,

• повышения гибкости традиционной договоренности Фонда о кредите «стэнд-бай»,

• удвоение лимитов доступа к ресурсам,

• адаптация и упрощение структур стоимости и сроков кредитования

• ликвидация механизмов, которые редко использовались

• увеличение ресурсов фонда за счет взносов стран-участников

2. Реформы механизмов и условий кредитования МВФ для поддержки стран с низким уровнем доходов:

• Изменения существующих и введение новых кредитных линий:

- расширенная кредитная линия;

- кредитный механизм стенд-бай

- механизм ускоренного кредитования

• Предоставление более льготных условий

• Увеличение доступа стан с низкими доходами к ресурсам МВФ

II. Действия МВФ по преодолению последствий мирового финансового кризиса, утвержденные, но не законченный к настоящему времени

• Продажа золотых запасов МВФ.

Первый блок мер направлен на поддержку стран со средним и высоким уровнем доходов. Модернизация предъявляемых условий. Целью МВФ является обеспечение того, чтобы условия, связанные с фактическим предоставлением кредитов МВФ, были целенаправленными и в достаточной мере адаптированными к различным уровням эффективности экономической политики и основным экономическим показателям стран. В прошлом займы МВФ часто сопровождались слишком многочисленными условиями, которые были недостаточно сосредоточены на важнейших целях.

Эта модернизация будет достигнута двумя основными способами. Во-первых, МВФ будет шире использовать в соответствующих случаях заранее установленные квалификационные критерии (предварительные предъявляемые условия) в качестве основы для предоставления доступа к ресурсам Фонда вместо традиционных (ретроспективных) предъявляемых условий. Этот принцип воплощен в новой гибкой кредитной линии (ГКЛ). Во-вторых, в дальнейшем мониторинг реализации структурной политики в рамках программ, поддерживаемых МВФ, будет осуществляться в связи с обзорами программ, а не путем применения структурных критериев реализации, которые будут отменены во всех договоренностях Фонда, в том числе со странами с низкими доходами. Хотя структурные реформы в соответствующих случаях будут по-прежнему неотъемлемой частью программ, поддерживаемых МВФ, их мониторинг будет проводиться таким образом, чтобы уменьшить неприятное впечатление, поскольку странам больше не потребуются официальные освобождения от выполнения критерия, если они не проведут структурную реформу к конкретной дате.

МВФ вводит новую кредитную линию для стран с очень прочными основными экономическими показателями, эффективной экономической политикой и хорошим опытом реализации мер политики. Доступ к кредитной линии ГКЛ будет особенно полезен в целях предотвращения кризиса. Договоренности о ГКЛ будут утверждаться для стран, соответствующих заранее установленным квалификационным критериям. Величина доступа в рамках ГКЛ будет определяться в каждом отдельном случае. Выплаты по ГКЛ не будут поэтапными или обусловленными договоренностями об экономической политике, как в случае традиционных программ, поддерживаемых МВФ. Этот гибкий характер доступа оправдывается очень положительными результатами стран, отвечающих требованиям ГКЛ, что дает основания для уверенности в том, что их экономическая политика останется эффективной и что в условиях шоков будут приняты коррективные меры.

Расширение договоренностей о кредите «стэнд-бай» (СБА). Реформирование СБА — кредитного инструмента, который давно служит «рабочей лошадкой» Фонда для преодоления кризисов, — направлено на повышение его гибкости и обеспечение его доступности как инструмента предотвращения кризиса в случае государств-членов, которые могут не соответствовать требованиям для использования ГКЛ. Новая основа СБА позволит получать высокий уровень доступа в превентивном порядке и обеспечит большую гибкость благодаря возможности более значительной выборки средств на начальном этапе и уменьшения частоты обзоров и покупок средств, когда это оправдано прочностью проводимой страной политики и характером испытываемых трудностей урегулирования платежного баланса.

Реформа механизмов, предназначенных для государств-членов с низким доходами. В дополнение к реформе предъявляемых структурных условий, которые также применяются в случае механизмов льготных кредитов, доступных странам с низкими доходами, Фонд рассматривает возможность внесения изменений в свои механизмы льготного кредитования в целях усиления кредитных инструментов МВФ, используемых для предоставления краткосрочного чрезвычайного финансирования странам с низкими доходами.

В настоящее же время повышается степень открытости и интеграции экономики многих из этих стран в мировую экономику. Страны с низкими доходами выходят на международные рынки капитала, на рынки товаров и услуг, привлекают иностранные инвестиции, развивают собственные частные финансовые сектора, а также используют денежные переводы, отправляемые на родину гражданами, работающими за рубежом.

При этом повышение степени открытости экономики на международной арене и интеграции влечет за собой большую уязвимость и усиление влияния подъемов и спадов мировой экономики. Это было подчеркнуто воздействием внезапного скачка мировых цен на продовольствие и топливо на экономику нескольких стран в 2007 и 2008 годах. Вскоре за этим последовали вторичные эффекты мирового финансового кризиса. Стало очевидно, что для поддержки нового поколения более стабильных, но и более уязвимых стран с низкими доходами требовалось новое поколение кредитных механизмов МВФ.

Для усиления гибкости своей финансовой поддержки с учетом разнообразия стран с низкими доходами, МВФ создал новый Трастовый фонд на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту, включающий три новых механизма кредитования. К новым механизмам, которые вступили в силу в январе 2010 года, относятся следующие:

Расширенный кредитный механизм (ЕКФ), заменяющий механизм финансирования на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту (ПРГФ). ЕКФ:

● обеспечивает устойчивое участие МВФ в случае среднесрочных потребностей платежного баланса;

● должен основываться на собственной стратегии сокращения бедности страны;

● предлагает более гибкие, чем ранее, обязательные сроки подготовки странами официального документа о стратегии сокращения бедности.

Кредитный механизм стенд-бай (СКФ), заменяющий компонент с высоким уровнем доступа механизма финансирования для преодоления шоков, аналогичен договоренности о кредите «стэнд-бай» для стран со средними доходами. СКФ:

● предоставляет гибкую поддержку странам с низкими доходами, имеющим потребности в краткосрочном финансировании и корректировке, вызванные внутренними или внешними шоками или сбоями в реализации политики;

● предназначен для стран, у которых больше нет хронических проблем платежного баланса, но время от времени может возникнуть необходимость в помощи;

● может использоваться на превентивной основе для подстраховки.

Для получения рекомендаций по экономической политике и сигналов для доноров страны могут обращаться за нефинансовой поддержкой в рамках действующего инструмента для поддержки экономической политики (ПСИ), который:

● оказывает поддержку странам с низкими доходами, добившимся макроэкономической стабильности и потому не нуждающимся в финансовой помощи МВФ;

В 2009 году МВФ выделил 3,8 млрд. долл. США на цели нового льготного кредитования, что более чем в два раза превышает объем выделенных средств в 2008 году.7 В период по 2014 год МВФ также более чем в два раза — до 17 млрд. долл. США — увеличит доступные странам с низкими доходами льготные ресурсы за счет продажи золотых запасов.

1 Годовой отчет МВФ, 2009 год.

2 Суэтин А. А. «Финансовые рынки в мировой экономике».- М., Экономистъ, 2008, с. 87.

3 «Антикризисная книга». М., Коммерсант-Астрель, 2009, с. 9-23.


4 Отчет Международного Валютного Фонда: World Economic Outlook: Crisis and Recovery, Washington, DC: International Monetary Fund, 2009 – 251 c


5 Глущенко В. В. «Финансовые риски в условиях глобализации». М., Финансы и кредит, № 19, 2006, сс. 19-25.

6 Официальный сайт Международного валютного фонда www.imf.org.


7 http://www.imf.org/external/np/exr/facts/poor.htm

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Хмелев Игорь Борисович, к э. н., доцент кафедры мировой экономики и международных отношений мэси. Совершенствование механизма регулирования мировых финансов в условиях глобализации iconСовершенствование механизма управления государственным внешним долгом российской федерации
Работа выполнена на кафедре “Налоги и налогообложение” Московского государственного университета экономики, статистики и информатики...

Хмелев Игорь Борисович, к э. н., доцент кафедры мировой экономики и международных отношений мэси. Совершенствование механизма регулирования мировых финансов в условиях глобализации iconИ. Е. Золин Рынок труда в условиях глобализации мировой экономики: проблемы теории и практики
Ложившаяся на рынке труда в условиях глобализации мировой экономики. Сформулированы основные методологические проблемы исследования...

Хмелев Игорь Борисович, к э. н., доцент кафедры мировой экономики и международных отношений мэси. Совершенствование механизма регулирования мировых финансов в условиях глобализации iconЕ. В. Артемкина канд экон наук, доцент, фгбоу впо «Всероссийская...
Совершенствование путей экспорта углеводородов из россии в страны атр в условиях экономической глобализации XXI века

Хмелев Игорь Борисович, к э. н., доцент кафедры мировой экономики и международных отношений мэси. Совершенствование механизма регулирования мировых финансов в условиях глобализации iconАкадемия труда и социальных отношений факультет мировой экономики, финансов и страхования

Хмелев Игорь Борисович, к э. н., доцент кафедры мировой экономики и международных отношений мэси. Совершенствование механизма регулирования мировых финансов в условиях глобализации iconУрок обществознания «Государственное регулирование экономики»
Обосновать необходимость воздействия государства на экономические процессы в условиях рыночных отношений, раскрыть экономические...

Хмелев Игорь Борисович, к э. н., доцент кафедры мировой экономики и международных отношений мэси. Совершенствование механизма регулирования мировых финансов в условиях глобализации iconПрограмма курса «Теория игр для международников и политологов»
Программа утверждена на заседании кафедры мировой экономики Московского государственного института международных отношений (Университет)...

Хмелев Игорь Борисович, к э. н., доцент кафедры мировой экономики и международных отношений мэси. Совершенствование механизма регулирования мировых финансов в условиях глобализации iconУчебное пособие по дисциплине «История»
Составитель: канд ист наук., доцент кафедры огсэен дисциплин ано впо «Пермский институт экономики и финансов» Пугина Г. В

Хмелев Игорь Борисович, к э. н., доцент кафедры мировой экономики и международных отношений мэси. Совершенствование механизма регулирования мировых финансов в условиях глобализации iconУчебное пособие по дисциплине «История»
Составитель: канд ист наук., доцент кафедры огсэен дисциплин ано впо «Пермский институт экономики и финансов» Пугина Г. В

Хмелев Игорь Борисович, к э. н., доцент кафедры мировой экономики и международных отношений мэси. Совершенствование механизма регулирования мировых финансов в условиях глобализации iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 080102 «Мировая экономика»
Утверждено на заседании кафедры мировой экономики и международных отношений экономического факультета Южного федерального университета...

Хмелев Игорь Борисович, к э. н., доцент кафедры мировой экономики и международных отношений мэси. Совершенствование механизма регулирования мировых финансов в условиях глобализации icon«история международных отношений» в магистратуру по направлению «международные отношения»
Основные этапы исторического развития и формирования международных отношений, а также принципиально значимые черты и характеристики...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск