Кафедра международного бизнеса Выпускная квалификационная работа на тему: «Влияние корпоративной социальной ответственности на финансовые показатели компаний на примере Эксонмобил и Роснефть»






НазваниеКафедра международного бизнеса Выпускная квалификационная работа на тему: «Влияние корпоративной социальной ответственности на финансовые показатели компаний на примере Эксонмобил и Роснефть»
страница1/13
Дата публикации26.01.2015
Размер1.53 Mb.
ТипРуководство
h.120-bal.ru > Финансы > Руководство
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
Факультет мировой экономики и мировой политики

Кафедра международного бизнеса

Выпускная квалификационная работа

на тему:

«Влияние корпоративной социальной ответственности на финансовые показатели компаний на примере Эксонмобил и Роснефть »

Работу выполнила: Ермакова С.О.,

студентка 5 курса, группа 561.

Научный руководитель: ст. преподаватель, Медведев Д.А.

Москва 2013

План работы

Введение 3

Глава 1. Понятие корпоративной социальной ответственности 5

    1. Определение понятия корпоративной социальной ответственности 5

    2. Основные категории стейкхолдеров 20

    3. Основные международные стандарты в области корпоративной социальной ответственности 23

      1. Глобальный договор Организации Объединенных Наций 23

      2. Международный стандарт ISO 14000 – Экологический менеджмент 24

      3. Международный стандарт ISO 26000 – Руководство по социальной ответственности 24

      4. Руководство по отчетности в области устойчивого развития 26

      5. Серия стандартов АА1000 28

      6. Social Accountability 8000 – Социальная ответственность 29

      7. OHSAS 18000 – системы менеджмента охраны здоровья и безопасности труда 30

      8. Принципы экватора 31

Глава 2. Анализ нефтегазовой отрасли 34

2.1. Обзор нефтегазовой отрасли 34

2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Роснефть» 39

2.3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ExxonMobil 46

Глава 3. Корпоративная социальная ответственность в нефтегазовой отрасли 52

3.1. Стратегии корпоративной социальной ответственности в нефтегазовой отрасли, в частности в ОАО «Роснефть» и ExxonMobil 52

3.2. Влияние корпоративной социальной ответственности на финансовые показатели ОАО «Роснефть» и ExxonMobil 61

Заключение 88

Список использованной литературы 91

Приложения 100

Введение

Тема корпоративной социальной ответственности (КСО) и ее влияние на финансовое состояние компаний с каждым годом становится все более актуальной, и, таким образом, заслуживает пристального внимания исследователей. Вместе с тем, если в Европе и США компании уже давно применяют социально ответственные подходы к ведению бизнеса, то для России эта концепция – значительно недавний феномен, пока не получивший должного развития. Кроме того, актуальность проблемы КСО связана с процессом глобализации рынка, в условиях которого компаниям приходится искать новые способы дифференциации продукта и увеличения рыночной доли.

Нефтегазовые компании являются стратегическими предприятиями некоторых стран, формируют значительную часть бюджетов государств. Кроме того, нефтегазовые компании являются одними из основных источников загрязнения окружающей среды. Эти факторы и обусловили выбор в пользу изучения КСО в нефтегазовой отрасли. Являясь крупнейшими производителями нефти и газа, как на национальных, так и на международном рынках, ExxonMobil и Роснефть привлекают особый интерес для проведения анализа КСО.

Объектом исследования в работе будут практики применения КСО российскими и американскими нефтегазовыми компаниями. Предмет исследования – взаимосвязь между КСО и финансовыми показателями.

Цель данной работы – выявить взаимосвязь между политикой нефтегазовых компаний России и США в области КСО и их финансовыми показателями.

Основные задачи работы:

  • Определить понятие КСО и изучить основные международные положения, регулирующие политику КСО;

  • Исследовать рынок нефтегазовой отрасли и определить позиции изучаемых компаний на этом рынке;

  • Проанализировать влияние КСО на финансовые показатели и сделать вывод о наличии или отсутствии зависимости.

В рамках написания данной работы был изучен и проанализирован большой объем научной литературы, новостных публикаций по исследуемой тематике, законодательных актов России и США, а также годовые отчеты и отчеты об устойчивом развитии компаний. Полный список использованной литературы приведен в конце работы.

Работа будет разделена на три части. В первой главе будут рассмотрены понятия КСО и стейкхолдеров, а также основные международные положения в этой области. Во второй главе будет проанализирован нефтегазовый рынок, а также положение ExxonMobil и Роснефть на этом рынке. В последней главе будет изучена взаимосвязь КСО и финансовых показателей.

Глава 1. Понятие корпоративной социальной ответственности

    1. Определение понятия корпоративной социальной ответственности

Сегодня деловые круги все чаще обсуждает вопрос корпоративной социальной ответственности (КСО). Тему КСО затрагивают на встречах правительств, активно обсуждают на международных форумах, все большее количество компаний осознает необходимость внедрения КСО в свою деятельность. Несмотря на то, что в XXI веке данной проблеме уделяется все большее внимание, тем не менее, активно о КСО начали говорить только во второй половине прошлого столетия. Именно в этот период многие европейские и американские компании стали прибегать к практике применения КСО. Более того, тема КСО интересует все большее число исследователей, экономистов, а также социологов. Таким образом, на смену бизнесу, стремящемуся только за получением прибыли, приходит новая философия ведения бизнеса, ориентированная, в том числе и на повышение общественного благосостояния и снижение отрицательного воздействия на окружающую среду.

Основными причинами, побудившими европейские и американские компании к активному развитию КСО, стали рост числа потребителей, выбирающих в пользу приобретения продукции социально ответственных компаний, усиление профсоюзного движения за права работников. Кроме того, в этих государствах правительство начинает разработку и принимает ряд законопроектов в области трудового и экологического законодательства, которые побуждают компании развивать корпоративную социальную ответственность. Таким образом, некоторые предприятия приступают к созданию и развитию внутренней политики КСО.

Что касается становления КСО на территории Российской Федерации, то ее развитие началось только в последние десять лет и еще не получило такого широкого распространения, как на Западе. Однако с тех пор число предприятий, которые делают выбор в пользу применения политики КСО, с каждым годом неуклонно растет. Причины такого бурного развития КСО в России могут быть различными:

  • Ориентирование на Запад, который давно и успешно применяет политику КСО;

  • Улучшение репутации и укрепление бренда;

  • Необходимость выхода на иностранные рынки;

  • Укрепление позиций на рыке;

  • Снижение нефинансовых рисков и т.д1.

В 2002 году консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers провела исследование Sustainability Survey среди 140 американских компаний. Согласно полученным результатам, основными мотивами применения КСО являются нефинансовые причины, такие как повышение репутации, конкурентное преимущество, тенденции в отрасли, нежели чем финансовые причины — увеличение выручки, доступ к капиталу или снижение издержек2 (См. Рис.1.1.1.).

Рисунок 1.1.1. 10 причин, почему компании предпочитают быть социально ответственными, в процентах

Источник: PricewaterhouseCoopers 2002 Sustainability Survey Report
http://www.pwc.fr//assets/files/pdf/2006/redesign/7/pwc_sustainability.pdf

В том же отчете, консультанты PricewaterhouseCoopers подчеркивают, что чем крупнее компания и чем ее деятельность является более публичной, тем выше вероятность, что она будет развивать программы в области КСО. Кроме того, в исследовании также отмечается, что 89% респондентов уверены в том, что на протяжении ближайших нескольких лет внимание к КСО будет только увеличиваться.

Другое международное исследование, проведенное компанией Grant Thornton, также свидетельствует о важности применения этических методов управления бизнесом, которые становятся основой для достижения успеха на рынке.

Рисунок 1.1.2. Стимулы КСО, в процентах

Источник: Корпоративная социальная ответственность: необходимость, а не выбор. Международное исследование бизнеса, 2008. Grant Thornton. - http://www.internationalbusinessreport.com/files/ibr%202008%20-%20corporate%20social%20responsibility%20report%20final.pdf
Corporate social responsibility: the power of perception. Grant Thornton International Business Report 2011. - http://www.internationalbusinessreport.com/Reports/2011/Reports/CSR.asp

Как в исследовании 2008, так и 2009 года, ключевым фактором, влияющим на развитие КСО, является потребность в привлечении и удержании высококвалифицированных сотрудников (см. рис. 1.1.2). Применение принципов КСО повышает привлекательность компании, как работодателя, в глазах соискателей. Также стоит отметить такие факторы, как управление затратами и мнение общественности. Тем не менее, доля респондентов, отметивших первые два показателя, снижается с 65% до 56% и с 63% до 56% соответственно. В тоже время хоть и незначительно, но растет количество компаний, которые считают налоговые льготы (45% в 2011 году) и давление правительства (40% в 2011 году) факторами, влияющими на внедрение КСО в деятельность предприятий.

Понятие корпоративной социальной ответственности связано с распространенным мнением, что обязательства современных компаний перед обществом выходят далеко за рамки их обязательств перед акционерами и инвесторами3. Обязательства бизнеса перед акционерами и инвесторами, естественно, состоят в создании прибыли и, в долгосрочном периоде, в увеличении благосостояния собственников. Однако существуют и другие категории стейкхолдеров4, перед которыми компании будут нести определенную ответственность. Среди них можно выделить потребителей, поставщиков, сотрудников, правительство и т.д. Понятие КСО применимо к предприятиям любого размера, однако, когда говорят о КСО, чаще всего подразумевают крупные компании. Это, в свою очередь, объясняется тем, что они постоянно находятся «на виду» и обладают большей властью. А, как известно, с властью приходит и ответственность.

Определение КСО формировалось на протяжении нескольких десятилетий и становилось более точным и конкретным. Первые трактовки понятия КСО были более широкими и общими. На протяжении многих лет различные определения КСО отражали:

  • вопросы, связанные с воздействием деятельности предприятий на третьих лиц;

  • обязательства компаний охранять и улучшать благосостояние общества в целом;

  • выполнение юридических и экономических обязательств.

Хотя роль бизнеса в обществе на протяжении многих лет менялась, однако на сегодняшний день ученые не могут придти к единому мнению, что такое КСО. Разные исследователи по-разному понимают одно и то же понятие.

Наиболее точное определение, которое будет использоваться в рамках данной работы, было предложено экспертами и отражено в 2010 году в Международном Стандарте ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности». В нем говорится, что «социальная ответственность – это ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое

  • Содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества;

  • Учитывает ожидания заинтересованных сторон;

  • Соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения; и

  • Интегрировано в деятельность всей организации и применяется в ее взаимоотношениях»5.

Данное руководство распространяется на все виды организаций вне зависимости от их размера, типа деятельности и места расположения.

Для более полного понимания, что такое КСО приведем несколько других определений данного термина:

  • Европейская комиссия в «Стратегии ЕС на 2011-2014 гг. в области корпоративной социальной ответственности» предлагает следующее определение: «КСО – это концепция, согласно которой компании на добровольной основе учитывают социальные и экологические факторы в своих бизнес процессах и во взаимоотношениях с заинтересованными сторонами»6.

  • Business for social responsibility (BSR) определяет КСО, как «достижение коммерческого успеха таким образом, который позволял бы соблюдать этические ценности и уважать людей, сообщество и окружающую среду»7.

  • World Business Council for Sustainable Development дает такое определение КСО: «КСО – это постоянное стремление бизнеса вести себя этично и вносить вклад в экономическое развитие, наряду с тем чтобы повышать качество жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом»8.

  • Наиболее развернутое определение понятия КСО приводится в «Докладе о социальных инвестициях в России в 2004 году». Согласно этому толкованию КСО заключается в ведении бизнеса с учетом следующих факторов:

  • «Производство качественной продукции и услуг для потребителей;

  • Создание привлекательных рабочих мест, выплата легальных зарплат и инвестиции в развитие человеческого потенциала;

  • Неукоснительное выполнение требований законодательства: налогового, трудового, экологического и т.п.;

  • Построение добросовестных отношений со всеми заинтересованными сторонами;

  • Эффективное ведение бизнеса, ориентированное на создание добавленной экономической стоимости и рост благосостояния своих акционеров;

  • Учет общественных ожиданий и общепринятых этических норм в практике ведения дел;

  • Вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты развития местного сообщества»9.

Хотя приведенные выше определения отличаются друг от друга, и уж тем более от определения, данного Милтоном Фридманом уже более 40 лет назад («Социальная ответственность бизнеса состоит в увеличении прибыли»10), однако у них всех есть некоторые схожие черты:

  • Главная цель КСО – содействие устойчивому развитию;

  • Компании должны действовать в интересах всех заинтересованных сторон, с которыми им приходится взаимодействовать в рамках их деятельности;

  • Компании в своих бизнес процессах должны учитывать как экономические и правовые факторы, так и социальные и экологические аспекты.

Анализ приведенных определений концепции КСО позволяет придти к выводу, что общество возлагает на бизнес экономические, правовые, социальные и этические обязательства. На рисунке 1.1.3 представлена пирамида КСО, отражающая наглядно все составляющие компоненты данного понятия. Рассмотрим их более детально.

Прежде всего, компания — это одна из основных экономических единиц общества. Основная ее цель – создание и увеличение прибыли, а также максимизация долгосрочного благосостояния акционеров и инвесторов. Таким образом, фирмы должны производить продукцию/оказывать услуги, которые востребованы обществом. Компании, которые не удовлетворяют этом критерию, вынуждены уходить с рынка.

Подобно тому, как фирмы должны генерировать положительные финансовые потоки, они должны действовать в рамках существующего законодательства. Этого от них ожидает и общество. Можно сказать, что законодательная база определяет «правила игры», которые должны соблюдать компании. Общество ожидает, что фирмы, выполняя свою экономическую функцию, будут это делать в рамках действующего закона.

Рисунок 1.1.3. Пирамида корпоративной социальной ответственности



Источник: Доклад о социальных инвестициях в России – 2008: Интеграция КСО в корпоративную стратегию. - www.undp.ru/download.phtml?$1064

Кроме того, общество ожидает, что фирмы будут действовать и в рамках этических норм, которые для него свойственны.

И последнее, это социальная составляющая. От бизнеса ожидают, что он будет самостоятельно предпринимать различные инициативы, направленные на повышение благосостояния общества. Среди таких инициатив можно назвать, например, взносы на благотворительность, поддержка негосударственных организаций, предоставление бесплатных услуг и многое другое.

Развитие КСО привело к созданию различных рейтингов компаний по их вкладу в развитие КСО, фондовых индексов, учитывающих деятельность компаний в области КСО. Рассмотрим несколько примеров. Некоторые известные и авторитетные организации оценивают социальную деятельность компаний, а затем награждают самых активных в данной области. Так, например, журнал Fortune ежегодно публикует список наиболее и наименее уважаемых компаний мира. Кроме общего рейтинга, журнал представляет статистику по девяти показателям, среди которых рассматривается критерий «социальной ответственности»11. Другой пример — семейство фондовых индексов Dow Jones Sustainability Indices. В индексе отражается изменение курсовой стоимости акций крупнейших мировых компаний с точки зрения экономических, экологических и социальных показателей. Только компании, которые показывают высокие результаты, включаются в Dow Jones Sustainability Indices. Семейство Dow Jones Sustainability Indices состоит, как из глобальных, так и региональных индексов. Семейство индексов служит ориентиром для инвесторов, которые хотят видеть в своем портфеле акции социально ответственных компаний12.

Применение практик КСО обусловлено рядом преимуществ для компаний13:

  • Повышение репутации компании на рынке;

  • Повышение лояльности клиентов к бренду;

  • Дифференциация продукции – возможность создании уникального предложения на рынке, которое будет отличать их от конкурентов в глазах клиентов;

  • Конкурентное преимущество в привлечении квалифицированных специалистов – создание достойных условий труда, предоставление возможностей для роста по карьерной лестнице, саморазвития и повышения квалификации позволяет предприятиям привлекать и нанимать квалифицированные кадры;

  • Снижение риска. Управление рисками – одна из центральных стратегий многих компаний. Построение имиджа, репутации компании, которое длится на протяжении многих лет, может быть разрушено в результате крупных скандалов (раскрытие коррупционных схем, экологические катастрофы). Такие события привлекают к себе много нежелательного внимания, как со стороны властей, так и со стороны СМИ. Именно для нейтрализации рисков компании могут внедрять практики КСО;

  • Возможность экспансии на международные рынки, привлечение инвестиций.

Этот список ни в коем случае не исчерпывающий и может быть дополнен.

Допустим, руководство компании приняло решение начать внедрение социально-ответственных практик в ее деятельности, но в каких направлениях оно может действовать? В таблице 1.1.1. представлены основные направления корпоративной социальной ответственности и примеры некоторых инициатив в этой сфере, которые применяются современными компаниями. На примере таблицы 1.1.1. рассмотрим основные направления применения КСО, а также реальные примеры из практики крупных международных компаний.

Таблица 1.1.1. Основные направления КСО и инициативы в этих областях

Направления применения КСО

Методы КСО

Примеры из практики

КСО в области взаимодействия с сотрудниками компании

  1. Прозрачная система приема на работу, системы оплаты труда, продвижения по службе;

  2. Предоставление равных возможностей для женщин, инвалидов, представителей меньшинств и т.д.;

  3. Программы развития, обучения и повышения квалификации сотрудников;

  4. Современные системы обеспечения безопасности рабочего места;

  5. Дополнительные социальные льготы (например, ДМС14, предоставление займов, льготных абонементов в спортивные клубы/секции и т.д.).

  1. Важным направлением деятельности компании «Лукойл» на протяжении многих лет является активное взаимодействие с ВУЗами (например, с РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина). Это позволяет компании формировать кадровый резерв, готовить будущих сотрудников, а для студентов – это хорошая возможность получить бесценный практический опыт от профессионалов своего дела.

  2. Табачная компания BAT15 ежегодно проводит опрос «Ваш Голос» среди своих сотрудников с целью определения удовлетворенности условиями работы, а также, таким образом, имеют возможность получить обратную связь от сотрудников.


КСО в области охраны окружающей среды

  1. Снижение негативного воздействия на окружающую среду (снижение объемов выбросов загрязняющих веществ, сокращение потребления пресной воды, внедрение процессов повторного использования воды и т.д.);

  2. Сокращение использования офисной бумаги (например, двусторонняя печать), сортировка мусорных отходов.

  1. Группа «Газпром» для контроля объемов забора воды устанавливает на всех своих объектах приборы измерения количества потребляемой воды. Кроме того, компания устанавливает современные системы очистки воды, что позволяет обеспечивать нормативное качество очистки сточных вод. Данные меры позволили сократить потребление воды на 42,4% (с 116,9 в 2003 году до 67,3 млн. м3 в 2011 году).

  2. Нефтегазовая компания «Лукойл» использует возможности России для применения ВИЭ16: ветровой, солнечной и геотермальной. В 2009 году в Краснодарском крае была построена первая в России фотоэлектрическая станция. Солнечные фотоэлектрические модули позволяют производить 10% потребляемой энергии.

КСО в области взаимодействия с потребителями

  1. Предоставление качественных товаров и услуг;

  2. Информирование обо всех свойствах продукта, устранение ложной/вводящей в заблуждение информации с этикеток;

  3. Внедрение процедур послепродажного обслуживания и возмещения ущерба;

  4. Обеспечение конфиденциальности личных данных, полученных от потребителей.

  1. Компания Nestle маркирует все свои продукты «Компасом правильного питания», на котором отражается информация о полезных свойствах продукта, а также советы по составлению правильного сбалансированного питания. Кроме того, на всех продуктах имеется телефон горячей линии, на которую могут обращаться потребители со своими вопросами, жалобами и предложениями. В 2010 году было обработано более 40 тысяч запросов17.

  2. Одна из крупнейших табачных компаний ВАТ18 совместно с Федерацией рестораторов и отельеров организовала в одном из ресторанов сети «Планета Суши» специальную курительную кабину. Таким образом, компания отреагировала на введение запрета на курение в общественных местах с тем, чтобы учесть интересы курящих и некурящих посетителей.

Развитие местных сообществ

  1. Развитие инфраструктуры в регионах присутствия;

  2. Взаимодействие с местными производителями, дистрибьюторами;

  3. Создание новых рабочих мест.

  1. В рамках программы «Газпром-детям» компания в 2012 году отрыла несколько ФОК19: в Валдае, Горнозаводске, Санкт-Петербурге, вреспублике Марий Эл.

  2. Компания «Лукойл» оказывает комплексную поддержку крупнейшим медицинским учреждениям. Кроме того, содействует развитию медицины в регионах присутствия, закупая необходимое медицинское оборудование для больниц.

Благотворитель-ность и спонсорство

  1. Поддержка социально-значимых программ на федеральном и региональном уровне;

  2. Благотворительные пожертвования;

  3. Помощь в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

  4. Стимулирование сотрудников к участию в волонтерских мероприятиях.

  1. Группа «Газпром» ежегодно проводит новогодние представления для детей, которые нуждаются в социальной поддержке.

  2. Компания Nestle уже более 12 лет реализует программу «Разговор о правильном питании». Специалисты компании вместе с Институтом возрастной физиологии Академии образования РФ стремятся привить детям привычку питаться правильно и отказываться от «перекусов» в виде газировки и чипсов. За время реализации программы в ней приняли участие более 3,5 миллионов школьников20.

Несмотря на то, что у компаний есть большой выбор направлений применения КСО, однако это не означает, что каждая фирма должна применять все возможные инициативы. Выбор должен основываться на анализе потребностей заинтересованных сторон, специфики отрасли, в которой работает компания, то есть на тех областях, которые являются наиболее значимыми для данного предприятия. Так, например, для компании, которая занимается пошивом одежды, ключевыми направлениями КСО могут стать обеспечение достойных условий труда. В тоже время рестораны быстрого питания будут больше внимания уделять проблемам избыточного веса и ожирения. Хотя направления КСО могут различаться в зависимости от регионов, тем не менее, в рамках одной отрасли практики применения КСО достаточно схожи. Более того, некоторые направления КСО должны соблюдаться во всех компаниях – ответственное отношение к сотрудникам, например. Кроме того, политика в области КСО должна регулярно оцениваться и пересматриваться ввиду того, что она зависит от ряда, как внутренних, так и временных условий.

Сегодня растет внимание общества к деятельности компаний. Следовательно, компании, которые хотят успешно продолжать работать на рынке, должны удовлетворять ожидания все большего количества заинтересованных сторон: потребителей, государства, поставщиков и т.д. Несмотря на то, что стратегия КСО вырабатывается менеджментом самих компаний, однако огромное значение в этом играет правительство. Именно государство устанавливает «правила игры», разрабатывает и принимает различные нормативно-правовые акты, которые фирмы, действующие на территории этой страны, обязаны выполнять. Кроме того, только правительство имеет право предоставлять разного рода налоговые льготы за социально ответственное ведение бизнеса, например, за применение экологически чистых методов переработки сырья. Однако это могут быть не только различные способы поощрения бизнеса, но также и штрафные санкции, направленные против компаний, нарушающих действующее законодательство. Например, за нарушение минимальных требований в области техники безопасности на производстве.

1.2. Основные категории стейкхолдеров

Невозможно представить ни одну компанию, которая бы успешно осуществляла свою деятельность без участия других заинтересованных сторон. Система взаимодействия компании с третьими лицами очень сложная. На рисунке 1.2.1. представлены некоторые категории стейкхолдеров, на которых воздействует деятельность компания и которые сами оказывают влияние на бизнес. Взаимное влияние друг на друга на схеме отражено стрелками в обе стороны. Однако за каждой такой категорией могут скрываться множество организаций с различными интересами. Данная схема может быть расширена и дополнена в зависимости от специфики деятельность компании.

Рисунок 1.2.1. Основные категории стейкххолдеров

Источник: Ассоциация менеджеров. О принципах корпоративной социальной ответственности - http://www.peopleinvestor.ru/uploads/analythics/memorandum_cr_2006_rus.pdf

Некоторые исследователи разделяют заинтересованные стороны на две категории:

  • Те, которые относятся к внутренней среде предприятия и воздействуют изнутри на ее деятельность, и

  • Те, которые относятся к внешней среде предприятия и воздействуют на ее деятельность извне.

Однако такое деление не всегда оказывается верным, так как может сложиться ситуация, в которой одни и те же группы стейкхолдеров будут относиться одновременно и к внешней, и к внутренней среде. Например, в компании, где определенной долей владеет государство. В данном случае государство является партнером по бизнесу, то есть это внутренняя среда. В тоже время государство может выступать и в качестве потребителя, закупая продукцию данного предприятия, и тогда оно будет представлять внешнюю среду.

Для нефтегазовых компаний основным стейкхолдером является государство. В большинстве стран мира нефтяные и газовые месторождения принадлежат правительству, которое принимает решения о том, какая компания получит доступ к полезным ископаемым страны. Это происходит путем предоставления лицензий на разработку нефтегазовых месторождений. Правительство также регулирует законодательную базу, в том числе налоговую систему (налог на добычу полезных ископаемых, налог на прибыль) и размеры платежей за пользование природными недрами. Кроме того, политические решения также влияют на ежедневные операции нефтегазовых компаний, в частности, если государству принадлежит доля в компании.

Другим основным стейкхолдером для нефтегазовых компаний являются финансовые институты, которые предоставляют финансирование и страхование, в том числе и от политических рисков. Они также могут выступать в роли регулятора – устанавливают правила для размещения акций на бирже, правила ведения и раскрытия отчетности и т.д. Важность применения КСО для финансовых институтов заключается в том, что это позволяет им сохранять репутацию социально ответственных инвесторов/кредиторов, а также снижать риски.

Большинство компаний, работающих в нефтегазовой отрасли, пользуются услугами подрядчиков, которые проводят предварительный анализ целесообразности разработки новых месторождений, устанавливают буровое оборудование, прокладывают коммуникации, создают необходимую инфраструктуру для дальнейшей работы. Таким образом, местные сообщества в большей мере сталкиваются с деятельностью геодезических и/или строительных организаций, нежели с самими заказчиками. Привлекая подрядные организации для выполнения различных предварительных работ, ответственность, связанная с ходом реализации проекта, возлагается на нефтегазовые компании. В связи с нефтегазовые компании предпочитают работать с социально ответственными подрядчиками. Это в свою очередь, стимулирует последних применять методы КСО.

1.3. Основные международные стандарты в области корпоративной социальной ответственности

1.3.1. Глобальный договор Организации Объединенных Наций (ГД ООН)21

Глобальный договор ООН сегодня является самой крупной добровольной инициативой в сфере корпоративной ответственности бизнеса. ГД ООН состоит из десяти принципов, регулирующих четыре важные проблемы:

  • Права человека;

  • Трудовые отношения;

  • Защита окружающей среды;

  • Борьба с коррупцией.

С момента вступления в силу 26 июля 2000 года к ГД ООН присоединилось более 10 000 участников, включая 7 000 предприятий из 145 стран мира22. В таблице 1.3.1 представлены некоторые компании-представители нефтегазовой отрасли и даты присоединения к ГД ООН.

Таблица 1.3.1. Некоторые участники ГД ООН



П./п.

Компания

Дата участия

1.

Лукойл

17 июня 2008 года

2.

BP

26 июля 2000 года

3.

Total

7 марта 2002 года

4.

Shell

26 июля 2000 года

5.

ENI

01 июля 2001 года

6.

Statoil

26 июля 2000 года

7.

Роснефть

14 января 2010 года

8.

Sakhalin Energy Investment Company Ltd

18 ноября 2009 года

Полный перечень принципов Глобального договора ООН приведен в приложении 1.3.1.
1.3.2. Международный стандарт ISO 14000 – Экологический менеджмент23

Семейство стандартов ISO 14000 по созданию системы экологического менеджмента представляет собой практический инструментарий для компаний, которые стремятся выявить и контролировать воздействие их деятельности на окружающую среду, а также постоянно улучшать свои экологические показатели.

Преимуществами применения данного стандарта являются:

  • Снижение стоимости переработки отходов;

  • Снижение расходов на потребление энергии и сырья;

  • Сокращение расходов на дистрибуцию;

  • Повышение имиджа в глазах регулирующих органов, потребителей и общественности.


1.3.3. Международный стандарт ISO 26000 – Руководство по социальной ответственности24

Миллионы людей во всем мире согласились бы с тем, что социальная ответственность необходима, для того чтобы спасти будущее нашей планеты. Поскольку устойчивое развитие мира зависит от того, что мы делаем в области защиты прав человека, охраны окружающей среды и этического поведения, в связи с этим необходимо внедрять новые идеи для достижения ощутимого результата. Международный стандарт ISO 26000 помогает воплощать идеи в эффективные действия.

Стандарт ISO 26000 представляет собой скорее руководство к действию, а не требования, как многие другие известные стандарты. Применение ISO 26000 является добровольным и распространяется на предприятия любого размера во всех странах мира. Он был выпущен в 2010 году. В его разработке принимали участие представители негосударственных организаций, бизнес сообществ, различных групп потребителей, правительств. Рабочая группа состояла из 450 экспертов, 210 наблюдателей из практически 100 стран мира, а также 42 юридических организаций25.

Международный стандарт ISO 26000 призван содействовать распространению наилучших методов применения КСО и является руководством по:

  • ключевым понятиям КСО;

  • практикам и принципам, которые охватывает КСО;

  • темам в области КСО;

  • определению категорий заинтересованных сторон.

Стандарт ISO 26000 дает следующее определение КСО: «Ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое

  • содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества;

  • учитывает ожидания заинтересованных сторон;

  • соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения; и

  • интегрировано в деятельность всей организации и применяется в ее взаимоотношениях»26.

В основе стандарта лежать семь основных принципов КСО, которые показаны на рисунке 1.3.1.

Рисунок 1.3.1. Принципы КСО

Источник: Международный стандарт ISO 26000. - http://www.iso.org/iso/home/standards/iso26000.htm

Данное руководство определяет основные темы КСО:

  • права человека;

  • трудовые практики;

  • окружающая среда;

  • честные методы работы;

  • проблемы потребителя;

  • проблемы участия в жизни регионов и их развитие.


1.3.4. Руководство по отчетности в области устойчивого развития

(Global Reporting initiativeGRI)27

Руководство по отчетности в области устойчивого развития стало первым и одним из наиболее используемых международных руководств по составлению нефинансовой отчетности. Оно устанавливает принципы и показатели, которые компании могут использовать для оценки экологических, экономических и социальных показателей своей деятельности, а также для дальнейшей публикации в своих отчетах. Первая редакция руководства была опубликована в 2000 году, а последняя обновленная версия вышла в 2011 году.

Руководство GRI по отчетности в области устойчивого развития нацелено на:

  • содействие предприятиям в составлении сбалансированной открытой отчетности, раскрывающей ключевые экономические, экологические и социальные инициативы, а также достигнутые результаты;

  • создание сопоставимой нефинансовой отчетности;

  • развитие взаимоотношений с заинтересованными сторонами.

Руководство содержит в себе ряд критериев, которые должны быть соблюдены для обеспечения качества представляемой информации28:

  • сбалансированность – в отчете должны быть представлены как положительные результаты деятельности предприятия, так и проблемы, с которыми пришлось столкнуться;

  • сопоставимость – приводимая в отчете информация должна быть рассмотрена в динамике (в сравнении с предыдущими годами), а если это возможно, то и с соответствующими показателями для отрасли в целом;

  • точность – должно быть приведено полноценное описание используемых данных и методов анализа, которые позволили придти к выводам, содержащимся в отчете;

  • своевременность – нефинансовая отчетность должна быть опубликована в соответствии с заранее определенным графиком, а приведенные данные должны сопровождаться информацией о том, когда они были получены и к какому периоду они относятся;

  • ясность – отчет написан понятным и простым языком, не содержит профессиональных сокращений или жаргонов и исключает детальное описание ненужных вопросов;

  • надежность – используемая информация получена из официальных достоверных источников, имеет документальное подтверждение.

Кроме того, в зависимости от степени раскрытия информации отчету может быть присвоен уровень применения GRI, который варьируется от А, наивысший показатель, до С. Если отчет прошел независимую аудиторскую проверку, то к буквенному показателю добавляют еще символ «+». Некоторые компании также отправляют свои нефинансовые отчеты напрямую в организацию «Глобальная инициатива по отчетности». В таком случае на отчете ставится надпись «проверено GRI».
1.3.5. Серия стандартов АА100029

AccountAbility – это ведущая международная организация, представляющая инновационные решения наиболее важных проблем в сфере КСО и устойчивого развития. С 1995 года организация содействует корпорациям, правительственным и неправительственным организациям во внедрении социальной, экологической и управленческой отчетности в их структуру. Деятельность организации охватывает различные сектора экономики во всех географических регионах и стремится:

  • помогать своим клиентам и членам повышать эффективность бизнеса и создавать устойчивое конкурентное преимущество;

  • разрабатывать открытые и честные подходы для взаимодействия с заинтересованными сторонами;

  • разрабатывать и внедрять действенные стандарты в области устойчивого развития.

Ключевым результатом работы организации является серия стандартов АА1000, которая состоит из трех документов:

  • Стандарт принципов отчетности (The AA1000 AccountAbility Principles standard – AA1000APS) – обеспечивает основу для компаний для выявления наиболее важных проблем устойчивого развития и последующего реагирования на эти вызовы;

  • Стандарт верификации (The AA1000 Assurance Standard – AA1000AS) представляет верифицирующим органам методологию для определения степени соответствия основным принципам стандарта AccountAbility.

  • Стандарт взаимодействия с заинтересованными сторонами (The AA1000 Stakeholder Engagement Standard – AA1000SES) является основой для организаций для установления процесса взаимодействия с заинтересованными сторонами, который приносил бы результат.

В основе серии стандартов АА1000 лежат три базовых принципа:

  • Вовлеченность – люди должны иметь возможность участия в процессе принятии решений, которые влияют на них;

  • Существенность – лица, принимающие решения, должны четко определять значимость проблем;

  • Реагирование – ответ организации на проблемы заинтересованных сторон, которые влияют на устойчивое развитие; и последующее применение соответствующих мер для решения поставленных вопросов реализуются путем принятия различных мер. Кроме того, любые действия организации должны быть прозрачными.


1.3.6. Social Accountability 8000 – Социальная ответственность30

Social Accountability 8000 (SA 8000) является стандартом сертификации, который стимулирует компании к разработке, развитию и поддержанию социально ответственных практик на рабочем месте. Положения стандарта основываются на международных нормах защиты прав человека, которые описаны в конвенциях Международной Организации Труда (МОТ), Конвенции ООН о правах ребенка и Всеобщей декларации по правам человека.

Международный стандарт SA 8000 оценивает деятельность компаний по 8 направлениям:

  • Детский труд;

  • Здоровье и безопасность;

  • Дискриминация;

  • Продолжительность рабочего времени;

  • Оплата труда;

  • Принудительный труд;

  • Свобода формирования объединений и свобода переговоров между работодателем и профсоюзами;

  • Дисциплинарные взыскания.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кафедра международного бизнеса Выпускная квалификационная работа на тему: «Влияние корпоративной социальной ответственности на финансовые показатели компаний на примере Эксонмобил и Роснефть» iconНациональный Исследовательский Университет Высшая Школа Экономики...
На тему: «Оценка влияния рисков на позиционирование компаний «Газпром», нк «Лукойл», нк «Роснефть» на зарубежных рынках после

Кафедра международного бизнеса Выпускная квалификационная работа на тему: «Влияние корпоративной социальной ответственности на финансовые показатели компаний на примере Эксонмобил и Роснефть» iconВыпускная квалификационная работа
...

Кафедра международного бизнеса Выпускная квалификационная работа на тему: «Влияние корпоративной социальной ответственности на финансовые показатели компаний на примере Эксонмобил и Роснефть» iconТрачук Владимир Николаевич Влияние занятий спортивным скалолазанием...
Влияние занятий спортивным скалолазанием на развитие физических качеств учащихся 14-15 лет

Кафедра международного бизнеса Выпускная квалификационная работа на тему: «Влияние корпоративной социальной ответственности на финансовые показатели компаний на примере Эксонмобил и Роснефть» iconВыпускная квалификационная работа
Структурный анализ рынка и его значение для формирования конкурентной стратегии

Кафедра международного бизнеса Выпускная квалификационная работа на тему: «Влияние корпоративной социальной ответственности на финансовые показатели компаний на примере Эксонмобил и Роснефть» iconВыпускная квалификационная работа
Структурный анализ рынка и его значение для формирования конкурентной стратегии

Кафедра международного бизнеса Выпускная квалификационная работа на тему: «Влияние корпоративной социальной ответственности на финансовые показатели компаний на примере Эксонмобил и Роснефть» iconВыпускная квалификационная работа бакалавра
Оценка конкурентной ситуации на рынке услуг сотовой связи России и г Новосибирск

Кафедра международного бизнеса Выпускная квалификационная работа на тему: «Влияние корпоративной социальной ответственности на финансовые показатели компаний на примере Эксонмобил и Роснефть» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Методические указания. Выпускная квалификационная работа. Порядок написания, оформления и защиты

Кафедра международного бизнеса Выпускная квалификационная работа на тему: «Влияние корпоративной социальной ответственности на финансовые показатели компаний на примере Эксонмобил и Роснефть» icon«Фестиваль бардовской песни «Зелёные Сростки» 2005 Выпускная квалификационная работа
Некоторые размышления о карнавалах советского и нашего времени. Попытка построения антитезы 17

Кафедра международного бизнеса Выпускная квалификационная работа на тему: «Влияние корпоративной социальной ответственности на финансовые показатели компаний на примере Эксонмобил и Роснефть» iconДиссертация на тему: «Влияние парламентских выборов на политический...
...

Кафедра международного бизнеса Выпускная квалификационная работа на тему: «Влияние корпоративной социальной ответственности на финансовые показатели компаний на примере Эксонмобил и Роснефть» iconДиссертация на тему: «Влияние парламентских выборов на политический...
...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск