Сегодня мы рассматриваем проект энергетической стратегии России до 2035 года. Не стоит объяснять важность и ценность мероприятия, которое проводится






НазваниеСегодня мы рассматриваем проект энергетической стратегии России до 2035 года. Не стоит объяснять важность и ценность мероприятия, которое проводится
страница1/9
Дата публикации04.03.2015
Размер1.05 Mb.
ТипДокументы
h.120-bal.ru > Физика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Мероприятие 17.02.2014

Носков К.Ю.: Сегодня мы рассматриваем проект энергетической стратегии России до 2035 года. Не стоит объяснять важность и ценность мероприятия, которое проводится Аналитическим центром совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей, присутствующим в зале. Энергетическая стратегия — это основа для разработки всех стратегических документов в области электроэнергетики и генеральных схем развития подотраслей. Действующая энергетическая стратегия была утверждена в 2009 году — стратегия до 2030 года. В середине прошлого года Министерством энергетики было принято решение о доработки стратегии, о продлении ее до 2035 года. Был привлечен широкий круг экспертов. Основные предложения по стратегии готовил консорциум из Института энергетической стратегии, Института энергетических исследований Российской Академии Наук, Аналитического центра. Сегодня основные разработчики у нас здесь присутствуют и скажут несколько слов. Минэнерго разместило основные положения стратегии у себя на сайте. Обсуждение уже фактически началось

Какие новшества в сегодняшнем проекте энергостратегии? Во-первых, при разработке энергостратегии разработчики основывались на энергетическом прогнозе мировой энергетики, который был подготовлен РАН и Аналитическим центром в прошлом году — это прогноз мировой энергетики до 2040 года. Безусловно, предыдущий вариант стратегии разрабатывался еще в 2008 году, когда видение перспектив социально-экономического развития было совсем другое. Уже в 2009 году Россия и мир столкнулись с новой реальностью. Сегодня мы тоже понимаем, что темпы роста российской экономики, наверное, будут не такими большими, как это виделось тогда, поэтому в нынешнем варианте стратегии понижены ожидания по внутреннему спросу на энергоресурсы. Значительно расширен и уточнен анализ глобальных тенденций развития энергетики. В частности, сейчас реальностью стала Сланцевая революция. Производство сжиженного газа развивается большими, чем ожидалось темпами.

Но на что хочу обратить особое внимание — в стратегии изменилась сама центральная идея и видение энергетики вообще в экономики страны. В нынешнем варианте проекта стратегии роль ТЭКа обозначена не как локомотив развития, а как стимулирующая инфраструктура — это, на мой взгляд, коренное институциональное изменение видения ТЭКа. Сегодня проект энергостратегии 2035 впервые выносится на широкое публичное обсуждение. Нам бы хотелось услышать мнения экспертов, прежде всего бизнеса, на представленный проект.

Наши сегодняшние модераторы — Курдин Александр Александрович, руководитель Дирекции по стратегическим исследованиям в энергетике Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации; Гимади Виктория Ильинична, руководитель Дирекции по экономике отраслей ТЭК Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации. Пожалуйста, коллеги.

Гимади В.И.: Добрый день, уважаемые коллеги. Я бы хотела сказать пару слов о структуре мероприятия, которое продлиться четыре часа с перерывом. После приветственных слов от Министерства энергетики и Комитета по энергетической политике и энергоэффективности Российского союза промышленников и предпринимателей будет три секции. В первой секции будет представлен проект документа энергетической стратегии, во второй части мы хотели бы выслушать комментарии от ведущих компаний ТЭК, в третьей части у нас будет дискуссия. По итогам данного мероприятия Аналитическим центром будет подготовлен документ, в котором мы учтем все комментарии и пожелания участников сегодняшнего мероприятия. Также мы принимаем все ваши предложения до 20 января включительно на электронную почту, которая указана на экране. Спасибо.

Курдин А.А.: Уважаемый коллеги, с приветственными речами сейчас выступят заместитель Министра энергетики РФ Алексей Леонидович Текстлер и председатель Комитента по энергетической политике и энергоэффективности Российского союза промышленников и предпринимателей Вагит Юсуфович Алеперов. Слово предоставляется Текслеру Алексею Леонидовичу — заместителю Министра энергетики Российской Федерации.

Текслер А.Л.: Добрый день. Уважаемые коллеги, я хотел бы поблагодарить Аналитический центр при Правительстве за возможность провести здесь наше мероприятие. Действительно, назрела необходимость корректировки энергетической стратегии в силу изменения ситуации в стране, в мире, в энергетике в целом. Мы вышли с инициативой и получили поручение от председателя Правительство провести корректировку действующей энергетической стратегии, которая действует до 2030 года, с пролонгацией ее до 2035 года. Эту работу мы провели.

Разработкой новой редакции стратегии вместе с Министерством энергетики занимался коллектив наших научных энергетических институтов и экспертов, которые присутствуют сегодня здесь и будут являться содокладчиками энергетической стратегии, — это Бушуев Виталий Васильевич, профессор, руководитель Института энергетической стратегии; Макаров Алексей Александрович, академик РАН, руководитель Института энергетических исследований РАН; Григорьев Леонид Маркович, профессор, главный советник руководителя Аналитического центра. Спасибо им большое.

Мы, после обсуждения и получения от вас рекомендаций, замечаний, предложений, это все постараемся учесть и планируем до конца марта, обсудив еще с (...) (00:09:18), мы помимо того, что направили в ваш адрес проект энергетической стратегии, направили ее в адрес заинтересованных «фаивов». Тоже ждем от них замечаний и предложений. По итогам этого широкого обсуждения к началу марта должны внести проект корректировки энергетической стратегии (по сути, новую редакцию) в Правительство, где предстоит еще один раунд широкого обсуждения. Планируется, что 8 мая министр энергетики будет докладывать проект энергетической стратегии Правительству.

В своем водном слове я хотел бы обратить внимание на несколько важных моментов, которые мы учли в энергетической стратегии. Во-первых, это влияние макроэкономических процессов и внутри страны. Минэкономразвития понижает темп роста экономики страны, вы это учли. В рамках нашего базового сценария считаем, что экономика должна расти не менее 3,8 % в среднем в год на перспективу до 2035 года, но в риск анализе учли снижение темпов роста до 2,8 % на период до 2035 года. Также риск-анализ учитывает изменение возможной конъюнктуры цен, и вообще разного рода процессов, которые очевидно могут происходить в экономике, на рынках в целом. Мы их уже видим сейчас. Цены на мировых рынков — это действительно один из важнейших факторов. Коллеги более широко эту тему раскроют. Для нас она важна в том числе из позиции Министерства энергетики в части выхода на равнодоходность, о чем я скажу чуть позже, но мы в целом прогнозируем, что цены на мировых рынках достигли некоего равновесного состояния, и мы не ждем существенного значительного роста. Вы знаете, что рост на нефтяных, газовых рынках собственно предопределял рост развития экономики. Мы видим, что когда этот рост замедлился или де-факто остановился (в последний год цены практически не менялись), мы видим, что и наша экономика тоже начинает буксовать. Этого допинга не просто высоких, а растущих цен на нефтегазовом рынке, — нет. Соответственно, есть те прогнозы Минэкономразвия, о которых мы с вами знаем. На газовом рынке, скорее всего, будет незначительное падение в ближайшие годы.

Следующая важнейшая тема — это тарифная и налоговая политика. Тут я хотел бы особо подчеркнуть, что после доработки по итогам экспертного обсуждения, после того как Минэнерго внесет в Правительство ряд тех подходов, которые мы вносим в энергостратегию, возможно, будут скорректированы. Стратегия — это набор основных положений и целей энергетической политики. Соответственно, вся система инструментов, конкретных ставок, тарифов — это задача для более тактических документов. Тем не менее, вектор мы обозначаем в рамках энергостратегии. Тут, конечно, одна из важнейших развилок — это вопрос равнодоходности внутренних цен на газ с экспортными. Надо понимать, что наши цены всегда будут ниже среднеевропейских за счет пошлины и транспортировки. Равнодоходность — это не то, чтобы цены должны соответствовать на европейском и российском рынке. Это важно. Минэнерго как отраслевой «фаиф» считает правильным четкой политики государства по динамике цен на газ. Энергостратегия предлагает совместить три принципа конкурентного ценообразования. Первый — это равнодоходность внутренних цен на газ. Обращаю внимание, что это мнение только Министерства энергетики. Сейчас на уровне Правительства с Минэкономразвития идут жаркие дебаты, обсуждения и споры по этому вопросу. Мнения расходятся. Это мнение Минэнерго, которое оно будет пытаться защитить в части согласования, в том числе энергостратегии, но окончательного решения на уровне правительства по этому вопросу нет.

Почему еще важно? Это цены межтопливной конкуренции на внутреннем рынке с углем и атомной энергией. Цена конкуренции должна обеспечивать, естественно, окупаемость наших газовых, в первую очередь, замыкающих крупных проектов типа Бованенково, а в перспективе Гыдана, и, соответственно, обеспечить рентабельность газовых и угольной отраслей. Кроме того, равнодоходная или конкурентная цена на газ должна стимулировать энергосбережение во всех отраслях экономики, ускоряя ее долгосрочный рост, окупать передовые технологии в электроэнергетике и теплоснабжении. Об этом, кстати, говорят наиболее продвинутые энергетики и пишут просьбы и обращения в адрес министерства в этой части. Мы понимаем и согласны с этим. При этом должен быть обеспечен контроль затрат, в первую очередь естественных монополий, обеспечен раздельный учет затрат рыночных и естественно-монопольных видов деятельности для тех компаний, которые осуществляет и те, и другие виды деятельности. График выхода на доходность тоже такая интересная история. Он зависит от мировых цен, но мы прогнозируем, что это должно случиться на уровне 2025–2027 годов.

Следующая важная тема — это налоги. Здесь, конечно, речь идет о понятной налоговой политике в нефтегазовой сфере в первую очередь. Сегодня мы должны продолжить работу по экономическому стимулированию добычи трудноизвлекаемой нефти, новых месторождений, в первую очередь в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, и, конечно, речь идет о шельфе как стратегически целом проекте, также не упустить стимулы к нефтепереработке и удовлетворению внутренней потребности экономики страны в нефтепродуктах. Здесь мы видим и понимаем. Недавно проходили одну итерацию с обсуждением так называемого налогового маневра. Есть понимание, что предложение Минфина при таких, возможно, непростых ситуациях, связанных с ростом экономики, налоговые маневры, видимо, и дальше будут предлагаться. Тут, конечно, важно, чтобы мы как отраслевой «фаиф» защищали интересы наших отраслей, с одной стороны. Таким образом, никакие налоговые маневры не должны повышать налоговую нагрузку, потому что это напрямую скажется на стимулировании, особенно, по тем проектам, которые касаются трудноизвлекаемой нефти и так далее. С другой стороны, мы понимаем ответственность, которая лежит на ТЭКе по бюджетной составляющей. Но одно не должно входить в противоречие с другим вопросом.

Будут вопросы энергоэффективности, экологии. Я не буду об этом говорить подробно. Предлагаю передать слово нашим уважаемым докладчикам.

Курдин А.А.: Спасибо. Алекперов Вагит Юсуфович — председатель Комитета по энергетической политике и энергоэффективности Российского союза промышленников и предпринимателей.

Алекперов В.Ю.: Добрый день, уважаемый коллеги! Я хотел бы от имени нашего комитета поблагодарить Аналитический центр за то, что организована сегодняшняя дискуссия, которая даст возможность более объективно взглянуть на те параметры новой стратегии развития нашей отрасли. Также Министерство энергетики открыто сегодня, и эта дискуссия дает возможность членам РСПП и нашим коллегам — руководителям ТЭК — принять активное участие в этом обсуждении, что и говорит о том интересе, которой вызвало сегодняшнее событие.

Надо сказать, что в условиях новых вызовов качество государственной политики и управления приобретает особые серьезные значения. Для нас сегодня очень важно было в этой стратегии увидеть то, что многие вопросы, которые мы задавали в последние годы, они отражены в стратегии. Там нашло понимание налог на дополнительный доход и прочие аспекты. Это дает нам уверенность, что тот диалог, который велся последние годы, он находит свое отражение, в том числе и в стратегическом развитии. Для отраслей ТЭК сегодня очень важна стабильная налоговая политика. За последние три с половиной года 22 раза менялось законодательство в отраслях ТЭК. Сегодня, когда мы говорим о таких колоссальных инвестициях, которые предстоит нам сделать при освоении арктического шельфа, при освоении сложно построенных месторождений, нельзя отходить от принципа стабильности налогообложения. К сожалению, на территории нашей страны, я бы сказал, может быть, немного искаженная форма стимулирования инвестиции. Она, как правило, относится или к территориальным аспектам, или к технологическим. Она не охватывает весь спектр деятельности ТЭК. Только финансовый результат может отразить и дать возможность стимулировать те или иные проекты. Мы считаем, что сегодня ключевым вопросом для стабильности ТЭК и его развития является налог на дополнительный доход. Это финансовый результат. В стратегии, к сожалению, не нашли своего понимания принципы раздела продукции.

Во всем мире апробирован механизм, который был искажен в нашей стране в середине 90-х годов, он и сегодня является красной раздражающей бумагой, от которой все шарахаются в сторону. Я глубоко убежден, что если цивилизованно подходить к формированию отношений государства и инвестора, то он даст возможность стимулировать развитие, в том числе и сложных месторождений, которые сейчас прозвучали, и месторождений, связанных с колоссальными инвестициями и утилизацией газа на шельфе, с разработкой шельфовых месторождений.

Я бы хотел еще один аспект поднять. Вопрос, на который также должен быть найдет ответ в нашей стратегии, — это развитие нашего машиностроения. Что такое переход ТЭКа с одного состояния в другое? Мы сегодня как были локомотивом развития отраслей, я уверен, что мы останемся. И инфраструктурные проекты, о которых идет речь в стратегии, должны найти свое понимание в государственных инвестициях. ТЭК сегодня не в состоянии развивать инфраструктурные проекты такие, как железная дорога, крупнейший трубопроводные системы — это собственность принадлежит государству. И в многих законах есть ограничение инвестиций в развитие инфраструктурных проектов. Через тарифную политику такие инфраструктурные проекты решать невозможно, и государство должно принимать посильную миссию на себя о развитии своей собственности на территории нашей страны.

Третий аспект — в стратегии также не нашло отражения, которое я хотел бы на дискуссию вынести сегодня, — это что такое сегодня вертикально интегрированные компании. Мы по привычке еще с 17-го года делим их на государственные и частные. Государственные — это позитив. Частные — это негатив. Мы должны уже перейти от разделения, в том числе и в законодательном аспекте. У нас, наверное, единственная страна, которая законодательно сделала межу между государственными и частными компаниями. Мы все работаем на благосостояние нашего народа, мы все развиваем инфраструктуру и активы на территории нашей страны. Конечно, понимание слова «национальные российские компании» и трактовка, что это такое «национальные компании», должны быть уравнены абсолютно все аспекты освоения как месторождения, так деятельности и доступа их к недропользованию на территории нашей страны. Я уверен, что это даст возможность активно развиваться бизнесу и формировать уже конкурентную среду по всему сегменту энергетического бизнеса. Плюс, это конкурентная среда. Мы должны понимать, что сегодня исторически сформировалось на территории России определенное количество вертикально интегрированных компаний. Их количество с каждым годом сокращается, поэтому сокращается сегмент конкуренции в вопросах добычи, переработки, транспорта и реализации нефтепродуктов. Поэтому также в стратегии должно быть понимание, где предел этого присутствия одной компании в сегменте, и что такое территория конкурентного присутствия — то ли это вся страна, то ли это области, то ли это федеральные округа. Как можно сегодня рассматривать конкурентное присутствие одного завода в одной области? Мы все-таки работаем на всю территорию нашей страны. Поэтому понимание так называемого антимонопольного присутствия на территории должно быть четко прописано и оговорено. Эти аспекты, я надеюсь, что после сегодняшней дискуссии и будущей мы должны дать ответы на эти вопросы, которые позвали ли бы ТЭКу достаточно динамично развиваться в конкурентной среде и не только на территории нашей страны, но и за пределами нашей страны. В стратегии это сказано — поддержка экспансии российского ТЭКа, в том числе и на международном рынке. Я считаю, что это очень правильное было высказывание. Впервые мы в документе прописали, что мы будем стимулировать и поддерживать отечественные компании для того, чтобы они могли выходить за пределы РФ. Я уверен, что сегодняшняя дискуссия даст нам возможность обсудить эти вопросы и найти на них ответы.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сегодня мы рассматриваем проект энергетической стратегии России до 2035 года. Не стоит объяснять важность и ценность мероприятия, которое проводится iconПубличный отчет муниципального бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная...
«Мне нравится учиться. Я учусь с удовольствием. Я хочу идти в школу. У меня замечательные учителя!» Поэтому мы рассматриваем образование...

Сегодня мы рассматриваем проект энергетической стратегии России до 2035 года. Не стоит объяснять важность и ценность мероприятия, которое проводится iconП/п Наименование инструментов реализации стратегии, долгосрочных...
Основные мероприятия реализации инвестиционной стратегии Калужской области до 2020 года

Сегодня мы рассматриваем проект энергетической стратегии России до 2035 года. Не стоит объяснять важность и ценность мероприятия, которое проводится iconКраткое содержание проекта Учебный проект проводится на заключительном...
Целью проекта является ознакомление учащихся с одним из интереснейших жанров литературного творчества -басней

Сегодня мы рассматриваем проект энергетической стратегии России до 2035 года. Не стоит объяснять важность и ценность мероприятия, которое проводится iconАвторы пленарных докладов
Бушуев Виталий Васильевич, дтн, проф., гендиректор Института энергетической стратегии, рф, Москва

Сегодня мы рассматриваем проект энергетической стратегии России до 2035 года. Не стоит объяснять важность и ценность мероприятия, которое проводится iconФормирование энергетической политики европейского союза в отношении...
Охватывает широкий круг областей взаимодействия в энергетической сфере и имеет потенциал применения в течение неопределенного периода...

Сегодня мы рассматриваем проект энергетической стратегии России до 2035 года. Не стоит объяснять важность и ценность мероприятия, которое проводится iconКонспект лекций по образовательной программе повышения квалификации...
От 3 апреля 2013 года №512–р, а также в соответствии с требованиями Технических заданий Государственных контрактов на оказание образовательных...

Сегодня мы рассматриваем проект энергетической стратегии России до 2035 года. Не стоит объяснять важность и ценность мероприятия, которое проводится iconКонспект лекций по программе повышения квалификации «Практические...
От 3 апреля 2013 года №512 –р, а также в соответствии с требованиями Технических заданий Государственных контрактов на оказание образовательных...

Сегодня мы рассматриваем проект энергетической стратегии России до 2035 года. Не стоит объяснять важность и ценность мероприятия, которое проводится iconКонспект лекций по программе повышения квалификации «Практические...
От 3 апреля 2013 года №512 –р, а также в соответствии с требованиями Технических заданий Государственных контрактов на оказание образовательных...

Сегодня мы рассматриваем проект энергетической стратегии России до 2035 года. Не стоит объяснять важность и ценность мероприятия, которое проводится iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
На тему «Внутренние и внешние следствия реализации стратегии ес по достижению энергетической безопасности»

Сегодня мы рассматриваем проект энергетической стратегии России до 2035 года. Не стоит объяснять важность и ценность мероприятия, которое проводится iconПроект Доклад Совету глав правительств СНГ
Стратегии сотрудничества государств – участников СНГ в построении и развитии информационного общества и мероприятиях Плана действий...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск