Автор проекта
| Фамилия, имя отчество
| Будникова Елена Васильевна, Бугаенко Елена Андреевна
| Регион
| Омская область
| Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ
| д. Степановка
Русско – Полянского района
| Номер и/или название школы/ОУ
| Муниципальное Общеобразовательное Учреждение «Степановская Основная Общеобразовательная Школа»
| Описание проекта
| Название темы вашего учебного проекта
| Развитие познавательного интереса через краеведение
| Краткое содержание проекта
| Учебный проект «Восхождение к истокам». Краеведение - это изучение своей «малой» Родины её природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта. Каждый уважающий себя человек должен знать о событиях, происходивших на его земле. Изучение родного края, его истории необходимо для детей среднего возраста. Цель будет таковой: «цель краеведческого образования — способствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации». Воспитание патриотизма, любви к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему. Объяснить детям, почему они должны быть патриотами своей Родины — сложно. В процессе выполнения исследовательских заданий (переписка с государственными службами: Информационный центр Омской области г. Омска; Управление ФСБ России по Омской области; Государственное учреждение Омской области Государственный архив Омской области (ГУ ГАОО), «Музей целины» Русско-Полянского района, Муниципальный архив Русско-Полянского района; Омский областной суд Омской области; Центр Документации Новейшей Истории Омской области), анкетирование, интервьюирование. Обучающиеся подтверждают теоретические знания, полученные в процессе обучения в школе из разных предметных областей, документальными и архивными справками, т.е. практическим результатом.
| Предмет(ы)
| Физическая география, экономическая география, история, краеведение, обществознание, литература, информатика (Освоение, заселение, волость, депортация, репрессии, реабилитация, мобилизация, десятина, ярмарка, Совнарком, НКВД, ГУЛАГ, МНП, культ личности, дислокация, фронт, тыл, орден, агрессия, блицкриг, партизан, коренной перелом, форсирование.)
| Класс(-ы)
| Средняя школа (5-9кл)
| Приблизительная продолжительность проекта
| 34 часа, 1 час в неделю.
| Основа проекта
| Образовательные стандарты
| воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране; ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; самостоятельного приобретения новых знаний;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста; работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; умениями работать с различными источниками исторической информации;
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
| Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения
| Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, гражданско-общественной.
Приобретение навыков самостоятельной работы с большими объемами информации: поиск, наблюдение, сопоставление, анализ и др.;
Умение видеть проблему и намечать пути ее решения.
Приобретение навыков работы на компьютере в различных программах.
Развитие интереса к истории родного края.
Развитие творческих способностей учащихся в ходе выполнения исследования.
Умение излагать свои мысли устно и письменно.
Развитие навыков коллективной работы.
Воспитание патриотизма, любви к своей Малой Родине.
| Вопросы, направляющие проект
| Основополагающий вопрос
|
Нужно ли заниматься краеведением?
| Проблемные вопросы учебной темы
| 1. Что способствовало переселению крестьян из европейской части России в Сибирь?
2. Из каких областей была основная масса переселенческого потока? Их фамилии, имена?
3. Когда было основано село?
4. Почему село назвали Степановка?
5.Что способствовало становлению волостного центра в нашем селе?
6.Какова численность населения в начале прошлого века? В наше время?
7. Сколько лет березовым колкам села?
8. Какие учреждения были открыты и функционировали в селе в начале прошлого века?
9. Кто был первым директором школы?
10.Какой была открытая школа государственной или церковно – приходской?
11. В каких зданиях размещалось образовательное учреждение?
12. Как отразились события репрессивной политики 1921-1953 гг. на судьбе села Степановка?
13. Сколько человек было призвано на войну из села?
14. Где размещался детский дом во время войны?
15. Когда и по каким причинам в селе появились немцы – переселенцы?
| Учебные вопросы
| 1. Последовательность освоения и заселения села;
2. Природа и экономика родного края конца XIX начала XX вв.; 3. История образования, становления и развития Степановской школы;
4. Имена репрессированных односельчан и проследить их судьбы;
5. Имена односельчан – воинов - погибших, пропавших безвести и вернувшихся с фронтов Великой Отечественной войны;
6. Причины депортации, спецпоселения, трудармии немцев – односельчан;
| План оценивания
| График оценивания
| До работы над проектом
| Ученики работают над проектом и выполняют задания
| После завершения работы над проектом
| Стартовая презентация;
Анкетирование;
Формирование творческой группы;
| Направление поиска информации;
Исследования;
Обсуждение плана проведения проекта;
Конструирование
темы вопросов для бесед;
начало переписки с гос.службами;
оформление проекта.
| Презентация;
Публикация (буклет);
Защита проекта;
Рефлексия.
| Описание методов оценивания
| Постановка учебной задачи;
анализ сделанной работы;
контроль развития мыслительных умений и рефлексии на протяжении всего обучающего цикла;
анкетирование;
письменные работы;
презентации.
| Сведения о проекте
| Необходимые начальные знания, умения, навыки
| Заинтересованность к выбранной теме,
навыки работы на компьютере, умение работать самостоятельно.
| Учебные мероприятия
| Создаётся группа. Анализируют проблему, обсуждают главную идею будущего проекта, определяют вид проекта, распределяют обязанности. Выясняют пути достижения цели. Знакомятся с источниками информации, отбирают главное. Выполняют исследования: анализируют информацию, выявляют основные противоречия, формируют гипотезы, конструируют систему вопросов для бесед, интервью, начинают переписку с государственными службами, выбирают оптимальный вариант решения проблемы. Делятся друг с другом проблемой, знакомят со своим вариантом решения проблемы, уточняют результаты, обмениваются вопросами, разрабатывают форму творческого проекта. Оформляют проект, упражняются в использовании приёмов защиты творческой работы. Рецензируют содержание и форму изложения друг друга, определяют уровень эффективности результатов. Оценивают результаты своей деятельности.
| Материалы для дифференцированного обучения
| Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)
|
| Ученик, для которого язык преподавания не родной
|
| Одаренный ученик
| Индивидуальные задания, включая самостоятельные исследования, помогающие ученикам показать или проявить то, что они изучили. Дополнительные задания, требующие более глубокого понимания материала, расширенные исследования на близкие темы по выбору.
| Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
| Технологии – оборудование (отметьте нужные пункты)интернет
| Фотоаппарат, лазерный диск, компьютер, принтер, проекционная система, видео-, сканер.
| Технологии – программное обеспечение (отметьте нужные пункты)
| СУБД/электронные таблицы, программы обработки изображений, программы разработки веб-сайтов, настольная издательская система, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM
| Материалы на печатной основе
| Учебники, методические пособия, хрестоматии, лабораторные пособия, справочный материал.
| Другие принадлежности
| Архивные документы, фотографии.
| Интернет-ресурсы
| Список веб-адресов, необходимых для проведения проекта
| Другие ресурсы
| Встречи, беседы, интервью для организации успешного проведения проекта в процессе исследования.
| |