Скачать 138 Kb.
|
Предлагаем видение причин политического кризиса происходящего на Украине русского человека с украинской фамилией Дорошенко Александра Васильевича. Апрель 2014 года. Сбываются опасения одного моего доброго собеседника по поводу не успокаивающегося украинского народа. Смута, государственный переворот? Размышления в сегодняшней ситуации - в ситуации хаоса, противостояния власти и толпы, может быть и несвоевременны, может быть надо хвататься за чемоданы, хорошо бы не за дреколье. Но мы живём в разумном мире, и все, что происходит в нем, должно иметь разумное объяснение, тогда и приходят разумные, взвешенные решения. Ведь любая спонтанность - источник анархии, приводящей к концу государственность, а что делать человеку, живущему в самом центре Европы со столькими интересами, устремлёнными на это пространство? Особенно если это пространство теряет мало-мальские признаки государственности – управляемость и правопорядок. Если посмотреть ретроспективно на эволюцию двух народов – украинского и русского, то может быть генезис, понимание тенденций развития покажут и ближайшую перспективу. Входить в обсуждение интересов разных стран и блоков, политики сменяющихся правительств предоставим политикам и дипломатам, имеющим более достоверную информацию о текущем моменте. Лучше рассмотреть те аспекты, что вне текущей политики: историю развития характеров народов. Пожалуй, для начала, можно обозначить несколько главных факторов эволюции народов: - биоклиматический фактор; - государственные устремления, управление, коммуникации; - духовность, если под духовностью понимать религиозные, философские, творческие и интеллектуальные искания; - развитие генофонда в т.ч. пассионарные устремления (казачество, П. Болотников, И. Мазепа, С. Петлюра, С. Бандера) С какого из факторов начинать? «Отец наших идей» учил начинать с базы, в нашем случае с биоклиматического ресурса. Биоклиматический потенциал, даже если нет под руками его количественных характеристик, вполне очевиден, особенно если сравнивать, например, природные возможности Украины с Сахарой или тундрой. (Более строго смотри - Гордеев А.В., Клещенко А.Д., Черняков Б.А., Сиротенко О.Д., Биоклиматический потенциал России: теория и практика) Этот потенциал в начале становления Киевской Руси имел определяющее для развития страны значение, когда основой экономики было земледелие. Да и в более поздние времена, когда начал доминировать промышленный потенциал, он занимает приличное место и в экономике и в предлагаемых условиях среды обитания. Богато одарена природными ресурсами Украина – теплый климат с приличным уровнем осадков, богатая почва - эшелонами чернозём Украины вывозили немцы. Питательная, и в прямом смысле слова, почва была и остаётся. Насыщенность водными артериями с выходами к мировым коммуникациям того времени. Достаточность лесных ресурсов для обогревания становищ и жилищ. Всё это вызывало притяжение на эти просторы и скифов и половцев и печенегов и славян. Украинские природные условия давали место оседлому земледелию, охоте, пчеловодству, торговле – путь из варяг в греки. Гардарика. Чего не хватало? Всё было, и в достатке! Скорее на Украине срабатывал феномен избытка ресурсов. Недостаток ресурсов ведёт к экономии, крохоборству, переизбыток чаще всего приводит к их расточительности и формированию экономической, психологической и политической близорукости, к самоуспокоению до поры, до времени. Не только происками германофилов от зачаточной науки времен Ломоносова появилась гипотеза призвания Рюрика на Киевскую Русь – «придите и правьте нами». Та же недавняя история России 90-х показывает, что чем больше ресурс, тем больше драчка за него – вон, сколько было боёв за нефтянку Тюменского Севера, до сих пор «Ходорковские» сидят в местах лишения свободы либо выдворены из страны. В смутное время 17- го века Россию раздирала семибоярщина, а в смутные 90-е семибанкирщина. И в Киевской Руси было то же самое. Шла непрерывная драчка за богатые ресурсы, надоело это всем, и позвали славяне-русичи наёмника Рюрика, а он и оседлал тему и, чтобы её не упускать, затем его наследники внедрили систему постоянного перемещения княжения в уделах по старшинству в роду. Уход из жизни любого из князей вызывал перемещение на его место следующего по старшинству, а на место переместившегося передвигался следующий по старшинству и так по всей Киевской Руси. На первых порах такое горизонтальное управление давало неплохие результаты. Сопричастность всего правящего рода Рюриковичей к делам Руси была, и управляемость со стабильностью. Наведение порядка привело к экономическому росту, да, к сожалению, неравномерному. Поэтому не всякое перемещение князей по уделам бывало ими позитивно воспринимаемо, так как влекло и получение худшего удела по сравнению с предыдущим. И началась борьба, междоусобица. А зачем расширяться в сторону, в неугодья, когда плодородье киевско-черниговское под ногами? Проще за него побороться, как и сейчас – зачем инновации и активная работа, когда можно рейдерством отхватить кусок у ближнего. Вовремя не одолели междоусобицу в Киевской Руси и пали порознь под монгольским нашествием, как прутики веника в новелле Л.Толстого. Русский же, в будущем, народ, в виде уцелевших остатков разгромленного конгломерата Киевской Руси, ушёл искать спасения от полчищ монголов в самые неугодья, на северо-восток от Киевской Руси, – в Тверь, Рязань, Москву. Для него главное было выживание, вначале, и поиск направлений роста, в дальнейшем. И до сих пор в этих местах чахлое сельское хозяйство, а прирастали силы Московии сначала окучиванием соседних территорий, так ИванⅢ увеличил территорию Московского княжества в 5! раз. Затем ИванⅣ прекратил разбой на окраинах Московского княжества завоевав Астраханское и Казанское царства, а Ермаком присоединил Западную Сибирь, тем более, что и сопротивления особого в Сибири-то не было по взглядам советских ученых, которые, впрочем, в последние годы начали оспаривать. Изначальная Россия, Московия, в своём захолустье учла неудачный опыт децентрализации и потери управляемости в Киевской Руси и сначала подавили сопротивление всех окрестных князей и тверских и ростовских, а затем и боярские последствия, и построила, с большими потугами, но построила, абсолютную, централизованную власть, позволявшую в то время консолидировать силы, пусть и небольшие, и развиваться княжеству Московскому, затем Русскому царству. Расширялась питательная среда русского народа, не так уж тратились силы и ресурсы на розни. Становление России всё время шло в условиях расширения, консолидации присоединяемых народов, толерантности и вырабатывался национальный характер России. С одной стороны - характер доброжелательной силы и уверенности, а с другой - характер пофигизма (пренебрежения и равнодушия) – всего везде много, не нравится здесь (земля плохая, климат достал, начальство сплошь никчемное), брошу всё нафиг и пойду дальше искать лучшей доли. Богаты мы и расточительны. Пришла и осмотрительность в характер повседневной деятельности вызванная существенно худшими условиями по сравнению с Украинской благодатью. Но вряд-ли присущи российскому характеру меркантильность (жлобство) и злость (ненависть). Главное, что это возрождение громадной России из остатков разгромленной громадной Киевской Руси показывает миру необычный опыт восстановления одной страны из разгромленной другой. Что-то не припоминается подобного где-либо. Совсем редко говорят о жизнестойкости этого народа, одного народа, славянского, показанного им в этом беспрецедентном опыте. Как и о жизнеспособности и о его большом генетическом потенциале. Иногда говорят о стойкости в первую мировую войну народа России, противодействующего Наполеоновскому нашествию во главе покоренной им Европы. Часто вспоминают стойкость и героизм народов Советского Союза во время Великой Отечественной войны в противодействии Гитлеровскому истреблению страны силами покорённой и организованной им Европы. При всех различиях этих трёх примеров жизнестойкость и жизнеспособность народа в первом примере наиболее убедительны – поднялись из разрушенной государственности, из небытия. И это общие черты характера народов Украины и России, одного славянского народа. Не всё в опыте Московском было удачным, и до сих пор расхлёбывает Россия остатки, точнее огрехи, излишней централизации. Не столь богатая природными ресурсами страна может быть и лучше состоялась бы в условиях централизации и мобилизации (пример Японии). Последние 50-60 лет на нефти и газе строится благополучие России, но судя по сравнительно небольшой продолжительности жизни, по низкой производительности труда и низкому подушевому доходу не всё у нас благополучно. И в истории нравственности российского народа не всё однозначно. Интересен опыт памяти народов Советского Союза – мы, послевоенные дети, много играли во дворах в «войну», в «русских-немцев», а ведь сейчас не видно и не слышно этого. Более того, доминирующим инвестором в экономику новой России является Германия, переселенцев из Союза в Германию миллионы, у кого только нет родственников и знакомых в Германии. И нет уже послевоенной лютой памяти к немцам, уходит она в историю, хорошо, если не отложится в генетической памяти ненависть одного народа к другому, но ещё лучше, если все будут помнить фашизм, столько нам несчастья принесший. А у нас возникают РНЕ, баркашовцы и молодчики бродят со свастиками. Позор нам! В Германии такое даже представить себе невозможно. До сих пор мы не открестились от тоталитаризма, и вот оно - следствие. Пофигизм русского характера в действии. Остатки Киевской Руси сначала одичали, а затем надолго попали на целых 4 века под управление Польско-литовского синдиката. Вот уж где прав К.Маркс, так это заявляя, что Польша в истории своей государственности не создала ничего кроме глупости. Излишняя демократизация элиты - панов польских, когда на любом сейме, стоило одному шляхтичу заявить, что он против, и всё! – решение сейма недействительно. Утоли мои печали, т.е. амбиции, а о своих ты позабудь. Неконструктивно это. К продуктивным решениям сеймы и сеймики не приходили и всё хирело. За падением нравов падала экономика, уходили силы страны и разбирали трижды Польшу на части для управления соседние, более организованные страны. Украина этого всего вдосталь нахлебалась и, наверняка, впитала в свою генетическую канву нереализуемую амбициозность, эмоциональность горя и потерь, неразберихи в делах и умах, разрозненность в христианстве, отсутствие приверженности к государству. Но несомненными качествами этого характера стали также предприимчивость, выросшая в острой конкурентности и в борьбе за выживание, и энергетика в делах. Большое влияние на украинский характер имеет и поведение западного соседа и хорошо, что сейчас в Польше, в самом центре Европы, возобладали силы здравомыслия, дай Бог, чтоб навсегда. Вспоминаю рассказы стариков о характере первых украинских переселенцев в Сибири – говорили они, что – «стоило сойтись трём, четырём как сразу начинались споры и хватание за грудки, а сейчас, гляди - нет этого!» Ко времени этих рассказов чуть более полвека прошло после переселения. То - есть эффект расширения жизненного пространства и увеличения благ сказывался благотворно и на характерах – земли то давали в Сибири по 8-12 десятин на душу. Духовностью наши народы сами себя обделили, ушли от истоков своих, когда вместо древнерусского демократического политеизма Перуна, Ра, Велеса, Сварога и прочих богов начали искать среди монотеистических течений и сделали весьма сомнительный выбор: - изгнать торговцев из храма призывал Христос в отличие от ислама, где приветствовали торговлю всегда и всюду, а противопоставление идеологии экономике, как и мы наблюдали на опыте своей жизни, контрпродуктивно; - римское течение христианства было и слабее тогда от ударов варваров и дальше географически. Да и эпоха реформаций не пришла ещё, развитие связывала догматичность католиков, уже связывала; - понятно, что и почему отвергли веру Хазарского Каганата - иудаизм – надоели хазары, чуть на шею не сел Хазарский Каганат, мощное, динамичное, но с односторонне прагматичным, в интересах одной нации, укладом государство; - прошли и мимо ислама, сравнительно новой религии зарождающейся исламской цивилизации, но случайно-ли Россия сейчас выбрала более приоритетным евроазиатский вектор развития. Несомненно, преобладали геополитические соображения того времени в этом выборе – выбирали не один год и выбирала элита уже сформировавшегося государства. Но сказался и характер народа Киевской Руси, когда не в силу детского возраста народного разума, а скорее прирождённой эмоциональности, обусловленной благодатными условиями жизни, выбрали наши предки, что покрасивее – восточное христианство из Византии, которое пришло вместе с так называемым византийским укладом правления. Этот уклад при монолитности и родовой однородности, как населения Киевской Руси, так и клана Рюриковичей, привнёс излишнюю сложность методов правления Киевской Русью, и одновременно сильно ограничивал, верой и только верой в «Бога, царя и отечество», духовное и экономическое развитие народа Киевской Руси, а затем и России. Много позитивного видится нам в православии, но также много хорошего скажут сторонники своей, иной, религии жители других стран, где иная государственная доминирующая религия. А Китай вообще жил без религии. Анализу иных возможностей России в условиях иной доктрины, иной религии только сейчас начали уделять внимание, в Высшей Школе Экономики, например. Но не дано этого народу услышать, только студентам этого вуза. Понятно, что монотеизм тогда позволил, по образу своему и подобию, провести верхушке элиты Киевской Руси централизацию власти, но с ним пришло и византийство, вот и не сумели до конца внедрить централизацию, и пали под монголами. А вот догмат веры остался - непонятной, авторитарной и рекреативной. Ведь образовательная функция призванной веры достаточно быстро ушла, писать и читать по Кириллу и Мефодию научили священники, а остался догматизм, тогда как Западная Европа сохраняла и остатки философии как науки наук. Когда на запад пришла реформация, то в Россию пришел только раскол, намного более слабое, чем на Западе, отражение духовной потребности развития России. Или наоборот? Догматизм государственной религии снижал горизонты духовных потребностей динамично развивающегося народа России? Несоответствие догматизма православия, как основы духовности народа, перестройке вообще, и времен Петра I, в частности, привело и к снятию колоколов, и к отмене патриаршества, а затем, при Екатерине, и к секуляризации. Всех и вся отмобилизовали тогда в 18-м веке в России, чтобы не мешали. Представляется вполне логичным приход в Россию на смену одному духовному догматизму – православному, другого догматизма – большевистского, и потом три поколения под ним, 73 года. Духовная преемственность, традиция, корнями вросшая в нас. Оговорюсь сразу, что отношу себя скорее к сторонникам могучей и до сих пор привлекательной, но так и нереализованной у нас в полной мере социалистической идее. На Украине в 13-17 веках было ещё хуже. Государственная религия католиков Польши переборола православие, способствовала вольно и невольно приходу панства. Народ меж двух огней всегда замедляется в своём развитии, особенно когда находится на начальном этапе своей реинкарнации. Дальше – больше, и здоровое мировоззрение не вызревает у народа придавленного административно, экономически и духовно. Протестные настроения украинской элиты прорастают бунтами и восстаниями народа. И сколько их на памяти украинского народа, да и сама Запорижска Сичь выросла больше как партизанщина тех времён, протест против поляков, чем как форпост формирующегося Польского государства против Турции и Крымского ханства. Читаем гения друзья, читаем Гоголя друзья, его «Тараса Бульбу». Представляется, что биоклиматический потенциал Украины и протестные настроения народа взращивали большую часть пассионариев, чем где либо. Былины старой Руси переполнены прообразами пассионариев - Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича и многих других. Был как-то на Хортице во время одной конференции – чего там было казакам не жить. Благодать! Попробуй у нас в Сибири в холода посидеть на таком речном острове, где-нибудь на Оби или Енисее, где только на печах можно пережидать зимы-осени, а с печи не повоюешь. В Сибири, как пишут очевидцы и историки, казачество совсем по-другому формировалось – заносили окраинные, уже сформированные, села и деревни в списки казачьи, и всё тут. Не так просто разделить эволюционную и депрессионную составляющие общего явления казачества, как пассионарной составляющей народа. До сих пор спорят и о происхождении казачества, и о его статусе – народ, народность, сословие. Воинское сословие, не связанное государственными обязательствами, представляло, и до сих пор представляет, угрозу государству, и пытаются его всеми правдами и неправдами загнать в одну упряжку с государством и интересами государства погонять. Да как было его загнать Польше, а затем России, если под ногами земля щедрая кормилица, а везде правят «жиды, ляхи, москали». Это протестное казачье течение тоже подпитывало сопротивление всему государственному так, что даже когда Украина получила самостийность в 1991 году, то оказалось, что это всё на генетическом уровне и не надо нам никакого государства. Гэть Кравчука, гэть Юлю, гэть Ющенко, усих гэть! Ну ладно бы только гэть! Так сразу на майдан. И сразу баррикады и оранжевые революции. Италия дала первый государственный фашизм, дуче, но не привела к Гитлеризму. Везде бывают радикалы, инсургенты, да не везде прорастает немецкий нацизм, а только на базе реванша, голода и холода. Все эти предпосылки есть, к большому сожалению, на Украине и очень опасны. Дай-то Бог пройти мимо катаклизмов! Кроме того, исторические примеры говорят, что это всё уже было, когда протестные движения осёдлывались проходимцами и авантюристами. Взять хотя бы нашу историю - ведь восстание П. Болотникова и казаки поддержали Лжедмитрия, И. Мазепа и казаки стали на сторону Карла Ⅻ, Симон Петлюра с кем только не воевал за незалежность, да и Степан Бандера, взращенный из духовной ненависти, с кем только не воевал. Вышел он из духовного сословия, и как это характерно для славян – среда даёт образование, но не духовность. Почему голодомор так велик и так резонансен на Украине? Проводился то он бывшими холопами, выращенными на почве ненависти, веками взращиваемой на Украине. Так что же на Украине? Гримасы истории? Да нет, скорее, закономерные издержки движения народа к самостоятельности. Веками взращиваемая приниженность и ненависть если и проходит сама, то за семь поколений, как и рабство. Работать надо над этим. Как пройти и можно ли пройти и быстрее и безболезненнее период лихолетья? Жителю Украины виднее все фибры украинского бытия, а отсюда представляется, что одним из мощных сдерживающих факторов от разноса государственной машины является одна из самых мощных современных коммуникаций – наука и просвещение. Отношу себя к сторонникам определения государства как совокупности коммуникаций, инфраструктур, позволяющих комфортно жить в нем. Язык, радио, ТВ, дороги (воздушные, речные и наземные), система правопорядка, безопасности и СОПРИЧАСНОСТИ ко всему передовому, что даётся наукой. Научный подход учит также всесторонней и взвешенной оценке имеющегося набора условий и ресурсов. Чаще всего науку, образование относят к культуре, но, с точки зрения государственности, правильнее отнести их к коммуникации, связывающей как народ между собой, так и народа к цивилизации вообще. Не эмоции и анархия, а строго взвешенные оценки и решения, с присущими науке подходами, помогут Украине. А с наукой в Украине всё-таки далеко не так плохо. Недавно по ТВ каналу «Культура» видел лекцию академика Бориса Патона – блеск ума и перспективы. Так таких на Украине сотни тысяч, пусть и другим калибром. Это как раз та мыслепитательная среда, что подпитывает и наполняет политическую элиту страны. Жаль только, что при своей вечной оппозиционности интеллигенции к власти, она совершенно не организована политически, и по определению, и фактически, как и везде. Может быть, и не очень благостная перспектива для Украины просматривается отсюда. Но надежда всегда остаётся, и она всегда была одним из утешений в жизни. Что в сухом остатке? Надо понять и принять уроки истории формирования характера народа Украины, чтобы точно и точечно содействовать его позитивному движению. Это и определит успех. Жаль, что во всех странах, бывших республиках СССР, так мало внимания уделяется государственной идеологии, пропаганде нравственности, плодотворного труда и неизбежности своевременной и полномерной отдаче за творимое добро. Хорошо, если в некоторых странах эталоном позитива остался опыт единения и победы над злом в Великой Отечественной войне. Горе забывшим… Со временем интеллектуальная элита вырастит и/или вытолкнет на управленческий уровень наиболее мудрых и сильных руководителей, и результат будет. Этого нужно ожидать на Украине. Вопрос когда? Также и через экономический подъём будет идти оздоровление характера народа. Здесь можно много говорить об экономических и внутриполитических раскладах современной Украины, но думаю – сами разберутся. Хотя, в первом приближении, тот же самый олигархический либерализм, что и у нас, ведёт не к оздоровлению народа, а только к социальному расслоению и раздражению – питательной среде любого радикализма. И в мире, и в наших странах сокращается средний класс, стабилизирующий общество. Ушёл социализм с мировой сцены, и нет его сдерживающего влияния для либеральной экономики. Что делать России? А что остаётся делать, если у соседа загорелся дом? И не просто соседа, а старшего брата. Только тушить, ведь и на нас перекинется. Что мы и делаем. Хорошо бы ещё обитателям горящего дома голов не терять, не паниковать. Сложная тема, понимаю, предвижу вопросы, приглашаю думать вместе. Для ответа: E-mail: avdorosh@mail.ru Дорошенко Александр Васильевич |
![]() | Исторические и геополитические причины социально-политического кризиса на Украине | ![]() | Выпуск посвящается 200-й годовщине со дня рождения Александра Ивановича Герцена (1812-1870), русского писателя, философа, литературного... |
![]() | С её помощью выявлена единая картина мироздания, охватывающая все уровни организации Жизни, от атома до Вселенной. Открыты закономерности... | ![]() | Предлагаем Вашему вниманию второй в 2007 г выпуск дайджеста, подготовленного по страницам украинских газет и еженедельников |
![]() | Предлагаем Вашему вниманию четвертый в 2007 г выпуск дайджеста, подготовленный по страницам украинских газет и еженедельников | ![]() | Предлагаем Вашему вниманию первый в 2007 г выпуск дайджеста, подготовленного по страницам украинских газет и еженедельников публикации... |
![]() | Крыма с Россией, а также осознанию значимости данного события для нашей страны. Показать обучающимся неприемлемость решения международных... | ![]() | России при защите своих геополитических интересов и русского, русскоязычного населения Крыма и Севастополя, оказавшегося в трудной... |
![]() | Кгб рсфср – Бортникова Александра Васильевича с присвоением звания генерал-майор милиции | ![]() | Царь-освободитель. 19 февраля 1855 г на российский престол вступил Александр II (1818-1881) старший сын Николая I. Со вступлением... |
..На главную | Поиск |