Место и роль сельских территорий в стратегии социально-экономического развития украины: теоретический аспект






Скачать 93.99 Kb.
НазваниеМесто и роль сельских территорий в стратегии социально-экономического развития украины: теоретический аспект
Дата публикации16.07.2015
Размер93.99 Kb.
ТипДокументы
h.120-bal.ru > География > Документы
Зализко В.Д.1
МЕСТО И РОЛЬ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе комплексного анализа официальных статистических данных, исторических фактов, существующих законов и других документов стратегического характера показать исключительную роль сельских территорий в формировании стратегии социально-экономического развития Украины.

Напомним, что для человеческой цивилизации проблема бесперебойного обеспечения продуктами питания, производство которых сосредоточено на сельских территориях, была одной из важнейших. На выбор места поселения того или иного сообщества в первую очередь влияли такие факторы как наличие запасов воды и дичи, возможности ведения сельского хозяйства и т.д.

В последние 100 лет выделилась группа стран, для которых процедура обеспечения своего населения продуктами питания значительно упростилась. Ими был искусственно создан ценовой диспаритет между продуктами производства индустриального цикла и сельскохозяйственного. Так называемые высокоразвитые страны (США, Япония, некоторые страны ЕС и др.) искусственно изменили приоритетные ценности, которые сохранялись на протяжении тысячелетий. Для молодежи большинства стран мира, в том числе и Украины, сельский образ жизни является малопопулярным и неперспективным. У значительной части населения исчезло уважение к природе, продуктам производства сельского хозяйства и другим объектам сельских территорий, которые еще несколько десятков лет назад считались почти святыней (например, хлеб, вода, земля и др.). На территории Украины указанные объекты в большинстве районов, за исключением окрестностей крупных мегаполисов или рекреационных зон, стали обесцененными и в финансово-экономическом плане (несмотря на их значительную историко-культурную и природную значимость), что представляет непосредственную угрозу национальной безопасности страны. Например, стоимость земли в г. Киеве и его окрестностях варьирует от 15 до 30 тыс. долл. за сотку, а оценочная стоимость 1 га сельскохозяйственных земель в среднем по Украине составляет всего около 2 тыс. долл.

Если до Второй Мировой войны решающую роль в обеспечении суверенитета, экономической и национальной безопасности страны играли силовые структуры и средства, с помощью которых можно было защитить или, наоборот, отвоевать лучшие земельные территории, получив дополнительные материальные блага, то после ее окончания (в частности, благодаря созданию ядерного оружия и развитию информационных технологий) реализацию национальных интересов развитые страны начали проводить в экономической плоскости, а впоследствии и в информационно-коммуникационном пространстве. Возможно, именно поэтому значительное количество таких сугубо военных терминов как "безопасность", "инфраструктура", "потенциал", "стратегия" и др. начали активно использоваться в экономической теории.

Согласно новой глобальной экономической политике не требуется физически завоевывать менее развитые государства. Нужно превратить их в сырьевые придатки путем установления диспропорциональной ценовой политики и создания в этих странах внутригосударственного дисбаланса, одним из измерений которого является асимметричное развитие сельских и городских территорий страны.

К сожалению, большинство бывших советских республик перешли в статус поставщиков природных ресурсов для высокоразвитых стран. Понимая бесперспективность этого статуса и связанные с ним угрозы, почти все постсоветские страны начали активно разрабатывать национальные концепции, доктрины и стратегии развития. Не стала исключением в этом отношении и Украина.

Отметим, что отсутствие стратегии развития сельских территорий и сельского хозяйства, в частности, привело к бездумному разделению сельскохозяйственных земель на паи (части) без предоставления крестьянам возможности свободно ими распоряжаться и беспрецедентному мораторию на продажу земель сельскохозяйственного назначения.

Одной из первых стратегий развития Украины была "Стратегия интеграции Украины в Европейский Союз" [3] , которая была продекларирована лишь через 7 лет после провозглашения независимости страны. К сожалению, данный документ был разработан формально и не содержал конструктивных предложений. Его разработчики ограничились лишь определением основных направлений сотрудничества Украины с ЕС на юридически-гуманитарном уровне (адаптация законодательства, гуманизация, стремление к высоким стандартам жизни и т.п.). Реальная же социально-экономическая ситуация в Украине была катастрофической. Происходил экспоненциальный спад производства, уменьшение реальных доходов населения, рост организованной преступности и безработицы и т.д. Эти и многие другие негативные факторы сделали невозможной евроинтеграцию Украины в ближайшие два десятка лет.

Правда, стоит отметить, что, начиная с 2000 г., в указах и посланиях Президента Украины систематически проявляются определенные элементы стратегической построения отечественной социальной политики. Отметим принятие ряда стратегий, которые должны способствовать "…экономическому развитию и финансовой стабилизации, обеспечению права каждого гражданина на достаточный жизненный уровень" [4], [5], но отдельного, всеобщего, законодательного акта по стратегии социально-экономической политики в Украине за первое десятилетие независимости принято не было. Возможно, это послужило катализатором для ухудшения большинства социально-экономических индикаторов, в частности, одного из основных экономических показателей – уровня ВВП. По состоянию на 2000 г. ВВП Украины уменьшился более чем вдвое по сравнению с 1990 г. При этом ВВП некоторых соседних стран – наоборот, значительно увеличился [6].

Также значительно ухудшились все социальные характеристики сельских территорий, среди которых отметим тенденцию к вымиранию сельского населения и миграцию крестьян в большие города или за границу. К сожалению, эта тенденция сохраняется до сих пор, о чем свидетельствует следующая диаграмма (Рис 1).

В последние 11 лет численность сельского населения на Украине уменьшилась примерно на 2 млн. человек [7, с. 380]. Такая тенденция является реальной угрозой для суверенитета страны.

Следует отметить, что украинская власть пыталась улучшить ситуацию. Так в 2001 г. утвержден указ Президента Украины о "Стратегии преодоления бедности", в которой просматривается попытка создать комплексную программу противодействия бедности и улучшения благосостояния среднестатистических украинцев.



Рис . 1 . Динамика численности сельского населения Украины [7].

Также был принят ряд стратегических решений, которые способствовали ежегодному увеличению ВВП страны (правда, в довольно незначительном размере).

На 2010-2014 гг. принята программа экономических реформ "Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство" [8], которая должна была определять основные стратегические ориентиры развития Украины.

В 2011 г. принят Закон «Об основных принципах (стратегии) государственной экологической политики Украины на период до 2020 г.» [9].

В последние годы появилось значительное число разнообразных стратегий развития, например, приняты Государственные стратегии регионального, демографического развития на период до 2015 года; Стратегия экономического и социального развития Украины "Путем европейской интеграции"; транспортная стратегия; стратегии национальной безопасности, развития АПК, развития национального телерадиопространства, развития морских портов, импортозамещения, стимулирования экспорта и др. (подробнее в [10-15]). Отечественное информационное пространство переполнено сообщениями о разработках стратегий регионального развития (по отдельным областям, городах и других административных пунктах), которые между собой мало гармонизированы и не согласованны. Большинство из них созданы формально и в них не представлены механизмы улучшения демографическо-миграционной ситуации, экономической безопасности и других приоритетных направлений развития. Внимание авторов этих стратегий фиксируется в основном на общетеоретических вопросах. Более того, ни в одной стратегии развития регионов страны нет четкой дифференциации между развитием сельских и городских территорий с указанием характерных для них проблем и путей их решения. Во многих областных стратегиях фактически не упоминается развитие человеческого капитала и не используется соответствующий индекс, который является одним из основных инструментов для оценки социально-экономического развития региона и страны в целом.

Все указанные выше нормативные документы и стратегии отождествляют проблемы и интересы сельских и городских жителей, что значительно затрудняет их воплощение в реальность. По нашему мнению, в стратегиях целесообразно рассматривать развитие сельских и городских территорий как два одинаково важных взаимодополняющих компонента регионального развития со своими уникальными социо-эколого-экономическими особенностями. О целесообразности такого подхода говорит тот факт, что многие развитые страны мира отказываются от дальнейшей поддержки процессов урбанизации. Например, в Польше долгосрочная стратегия развития страны на ближайшие 20 лет, не предусматривает активное развитие крупных городов, а, наоборот, – предусматривает уравновешивание потенциала развития всех регионов [16]. В этой связи отметим также Национальную стратегию развития сельских территорий Федеративной Республики Германия на 2007-2013 гг. [17].

Выводы. Проанализировав стратегии развития высокоразвитых стран, можно утверждать, что одним из основных важнейших индикаторов уровня развития сельских территорий Украины, который должна учитывать власть при формировании стратегии развития сельских территорий, может быть специально разработанный интегральный индекс развития сельских территорий (ИИРСТ), в основу которого будет положен индекс развития сельского потенциала, индекс развития человеческого потенциала и индекс экономической безопасности сельских территорий. Для качественной разработки ИИРСТ нужно решить ряд проблем, которые существуют в современном категориально-понятийном аппарате. До сих пор среди отечественных ученых нет единства относительно определения таких важных социально-экономических категорий как "сельская территория", "сельская местность", "управление развитием сельских территорий", "экономическая безопасность сельских территорий" и многих смежных понятий. Поэтому настоятельно требуется выработка междисциплинарных определений базовых категорий, которые будут использоваться в документах стратегического характера (отметим, что одних только определений "сельская территория" в научном обороте более двух десятков).

Недооценка значимости сельских территорий при формировании общенациональной стратегии социально-экономического развития Украины может привести к катастрофическим последствиям как в экологии, так и в экономике, о чем свидетельствует зарубежный опыт, в частности стран Латинской Америки.
Список литературы

  1. Данилець О. Без села не буде України. 2012. –http://ukurier.gov.ua/uk/articles/bez-sela-ne-bude-ukrayini.

  2. Ломоносов Д. А. Сутність поняття «стратегія» та його відмінності від тактики й оперативних дій // Економічні інновації. 2011. – Вип. 45. – С. 158–162.

  3. Про затвердження Стратегії ітеграції України до Європейського Союзу: Указ Президента України від 11.06.1998 р. № 615. http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi.

  4. Україна: поступ у XXI сторіччя. Стратегія економічного та соціального розвитку на 2000 - 2004 роки: Послання Президента України до Верховної Ради України № 276а/2000 від 23.02.2000 р. – http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi.

  5. Про основні напрямки соціальної політики на 2000–2004 роки: Указ Президента України № 717 від 24.05.2000 р. – http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi.

  6. Лопушняк Г. Стратегія соціальної політики україни в контексті проведення економічних реформ // Науковий вісник. Демократичне врядування. 2011 – Вип. 8. http://www.lvivacademy.com/visnik8/fail/Lopushnjak.pdf.

  7. Сільське господарство України за 2012 рік: статистичний зб. / Державна служба статистики України, 2013. – С. 29.

  8. Заможне суспільство, конкурентоспроможна економіка, ефективна держава: Программа економічних реформ на 2010 - 2014 роки / Комітет з економічних реформ при Президентові України. – http://www.president.gov.ua/docs/Programa_reform_ FINAL_1.pdf.

  9. Про Основні засади (стратегію) державної екологічної політики України на період до 2020 року закон від 21.12.2010 № 2818-VI / Верховна Рада України. – http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/2818-17.

  10. Стратегія економічного і соціального розвитку України (2004 - 2015 рр.) шляхом європейської інтеграції: Стратегія Президента України № 493 від 28.04.2004 р. – http://zakon1.rada.gov.ua/cgi- bin/laws/main.cgi.

  11. Про затвердження Державної стратегії регіонального розвитку на період до 2015 року: Постанова Кабінету Міністрів України № 1001 від 21.07.2006 р. - http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi.

  12. Стратегії соціального та економічного розвитку усіх областей України. - http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi.

  13. Официальный сайт Верховного Совета Украины. - http://iportal.rada.gov.ua.

  14. Про затвердження Стратегії демографічного розвитку в період до 2015 року : постанова КМУ вiд 24 червня 2006 р. N 879 / Кабінет Міністрів України. – http://zakon4.rada.gov.ua/laws/ show/879-2006-%D0%BF.

  15. Про схвалення Транспортної стратегії України на період до 2020 року: розпорядження КМУ від 20 жовтня 2010 р. N 2174-р. / Кабінет Міністрів України. – http://zakon2.rada.gov.ua /laws/show/2174-2010-%D1%80.

  16. Польща відмовляється від стратегії розвитку великих міст / Укр інформ. 2013. – http://www.ukrinform.ua/ukr/news/polshcha_vidmovlyae_tsya_vid_strategiii_rozvitku _velikih_mist_1794187.

  17. Развитие сельских территорий Германии / Инф. Матер. 2010. – http://www.agrardialog.ru/files/documents/razitie_selskih_territoriy _v_germanii.pdf.

  18. Жаліло Я. Концептуальні засади стратегії економічного протекціонізму / Я. А. Жаліло, А. Ю. Сменковський // Стратег. панорама. 2000. - № 1-2. - С. 104-113.

1 Зализко Василий Дмитриевич - к.ф.-м.н, доцент, докторант кафедры аудита и экономического анали за Национального университета государственной налоговой службы Украины. Научные интересы: развитие сельских территорий, математическое моделирование социально-экономических процессов, прогнозирование. E-mail: zwd@ukr.net.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Место и роль сельских территорий в стратегии социально-экономического развития украины: теоретический аспект iconЯлтинский городской совет
Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым до 2030...

Место и роль сельских территорий в стратегии социально-экономического развития украины: теоретический аспект iconПрограмма фундаментальных исследований президиума ран «перспективы...
Перспективы скоординированного социально-экономического развития россии и украины

Место и роль сельских территорий в стратегии социально-экономического развития украины: теоретический аспект iconКонцепция развития кооперации на селе на период до 2020 года
Целью Концепции является обоснование и определение основных направлений совершенствования организационных форм, финансово-экономического...

Место и роль сельских территорий в стратегии социально-экономического развития украины: теоретический аспект icon2. Состояние и тенденции социально-экономического развития Ярославской...
Состояние и тенденции социально-экономического развития Ярославской области. Место Ярославской области в системе социально-экономического...

Место и роль сельских территорий в стратегии социально-экономического развития украины: теоретический аспект iconПрограмма фундаментальных исследований Президиума ран «Перспективы...
Перспективы скоординированного социально-экономического развития россии и украины

Место и роль сельских территорий в стратегии социально-экономического развития украины: теоретический аспект iconОтчет о ходе реализации в 2014 году Стратегии социально-экономического...
Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года (далее – Стратегия), утвержденной...

Место и роль сельских территорий в стратегии социально-экономического развития украины: теоретический аспект iconПримерный перечень экзаменационных вопросов предмет «История»
...

Место и роль сельских территорий в стратегии социально-экономического развития украины: теоретический аспект iconПоложение о конкурсе исследовательских работ «Галерея Славы», посвященных...
Совет Молодежного Парламента при Законодательном Собрании Ростовской области, Совет Молодых депутатов Ростовской области, Благотворительный...

Место и роль сельских территорий в стратегии социально-экономического развития украины: теоретический аспект iconПроблемы становления социально-экономического развития германии мударов...
Из всех стран Европейского союза выделяется немецкая экономика, которая не только самая крупная, но и наиболее открытая. Рассмотрение...

Место и роль сельских территорий в стратегии социально-экономического развития украины: теоретический аспект iconНаучно-практическая конференция
Перспективы скоординированного социально-экономического развития россии и украины






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск