Пояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины «Экономическая география и регионалистика»






Скачать 348.9 Kb.
НазваниеПояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины «Экономическая география и регионалистика»
страница1/4
Дата публикации23.07.2015
Размер348.9 Kb.
ТипПояснительная записка
h.120-bal.ru > География > Пояснительная записка
  1   2   3   4

Содержание


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

1.1. Цели и задачи освоения дисциплины «Экономическая география и регионалистика» 3

1.2. Обязательный минимум содержания дисциплины 3

1.3. Место дисциплины в структуре ООП ВПО 4

2. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И РЕГИОНАЛИСТИКА» 4

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И РЕГИОНАЛИСТИКА» 6

3.1. Тематический план дисциплины 6

3.2. Содержание дисциплины «Экономическая география и регионалистика » 8

4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 10

5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 10

5.1. Планы семинарских занятий по курсу «Экономическая география и регионалистика» 10

5.2. Перечень вопросов к зачету по курсу «Экономическая география и регионалистика» 12

5.3. Тестовые задания по курсу «Экономическая география и регионалистика» 14

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И РЕГИОНАЛИСТИКА» 18

6.2 Специальная литература 18

6.2. Программное обеспечение 18

7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 18


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Цели и задачи освоения дисциплины «Экономическая география и регионалистика»

Цели изучения дисциплины:

Целью изучения дисциплины «Экономическая география и регионалистика» является усвоение студентами новейших теоретических достижений в современной экономической науке и регионалистике, теоретических знаний о закономерностях и особенностях процесса формирования, функционирования и развития регионального сообщества во всех сфер его жизнедеятельности, о региональной системе мира в целом и России в частности, о закономерностях территориальной организации общественных процессов, овладение разнообразными способами познавательной деятельности, развитие гуманитарного мышления, интеллектуальных способностей и познавательной самостоятельности, которые должны стать основой их профессиональной компетентности.

Задачи:

- приобретение умения получать новые знания о роли региональных аспектов и факторов в социально-экономическом развитии, систематизировать их; оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты, делать самостоятельные аргументированные выводы;

- овладение теоретическими основами регионалистики, знаниями о закономерностях и факторах социально-экономического развития регионов;

- изучение методов региональной экономики, и в первую очередь используемых ею экономико-математических методов как основных методов обоснования размещения производительных сил;

- ознакомление с зарубежным опытом региональных исследований и региональной политики;

- усвоение современных проблем регионального развития и региональной экономической политики;

- изучение закономерностей, принципов, факторов размещения производительных сил как базы для разработки региональной политики, как важнейшей составной части общей экономической политики государства.
1.2. Обязательный минимум содержания дисциплины

Предмет, задачи, основные понятия экономической географии и региональной экономики. Теории и методы региональной экономики. Методы регионального анализа. Моделирование региональной экономики. Региональные прогнозы и программы.

Экономическая география мира. Территория и границы. Группа стран в мировой экономике. Население мира. Численность и воспроизводство населения. Миграционные процессы в мировой экономике. География основных природных ресурсов. Минеральные ресурсы. Земельные ресурсы. Водные ресурсы. Лесные ресурсы. Природные ресурсы Мирового океана. Биологические и агроклиматические ресурсы. Экономическая оценка природных ресурсов мира.

Мировое хозяйство как система. Международное разделение труда. Отраслевая структура мирового хозяйства. Научно-технический потенциал стран мира. Промышленность стран мира. Сельское хозяйство. Транспортная система. Региональная структура мирового хозяйства. Зарубежная Европа. Зарубежная Азия. Африка. Северная и Латинская Америка. География мировых экономических связей. Экономическая интеграция.

Экономическая география России. Районирование России. Экономические районы. Федеральные округа. Функциональное строение экономики России. Демографическая ситуация и трудовой потенциал. Динамика естественного прироста населения. Миграционное движение населения. Производственный потенциал экономики России. Минерально-сырьевые ресурсы. Научно-технический потенциал. Потенциал интеграционных ресурсов.

Отраслевое строение экономики России. Закономерности и принципы размещения производительных сил. Потенциал основных отраслей и отраслевых комплексов. Региональное строение экономики России. Организационно-рыночные, ресурсные и отраслевые предпосылки формирования экономики регионов. Экономический потенциал и проблемы регионов России. Динамика населения. Динамика производства и инвестиций. Внешнеэкономический потенциал регионов.

Актуальные направления исследований в экономической географии и регионалистике.
1.3. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина относится к вариативной части цикла математических и естественнонаучных дисциплин.

Дисциплина «Экономическая география и регионалистика» является предшествующей для дисциплин: «Мировая экономика и МЭО», «Международные финансы».

2. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И РЕГИОНАЛИСТИКА»
2.1. Выпускник должен обладать следующими компетенциями:

Процесс изучения дисциплины «Экономическая география и регионалистика» в соответствии с ФГОС ВПО направлен на формирование следующих компетенций (элементов компетенций):

общекультурных (ОК):

  • способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4).

профессиональных (ПК):

  • способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

  • способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);

  • способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6).


2.2. Знания, умения и навыки, получаемые в процессе изучения дисциплины

В результате изучения дисциплины:

студент должен знать:

  • состояние, тенденции развития и особенности территориальной организации социально-экономического комплекса регионов мира и России;

  • закономерности развития и принципы размещения различных отраслей мирового хозяйства;

  • экономико-географическую характеристику крупных регионов и государств;

  • классификацию стран по уровню социально - экономического развития и возможности реализации основных конкурентных преимуществ национальных экономик в рамках международного разделения труда;

  • особенности регулирования прямых зарубежных инвестиций;

  • основные международные экономические организации, уча­ствующие в формировании современного мирового хозяйства;

  • содержание интеграционных процессов, происходящих в мировом хозяйстве и классификацию интеграционных группировок в мире.

студент должен уметь:

  • оценивать трудовые ресурсы, прогнозировать изменение их численности;

  • оценивать производственный потенциал и степень его использования;

  • классифицировать и давать оценку минерально-сырьевого потенциала России и стран мира;

  • оценивать потенциал основных отраслей промышленности и сельского хозяйства мира;

  • анализировать количественные и качественные характеристики положения стран и важнейших отраслей мировой экономики;

  • оценивать тенденции развития мировой экономики, отдельных стран, регионов и отраслей, и факторы, на них влияющие;

  • анализировать динамику, структуру и показатели развития мировой экономики и международной торговли;

  • осуществлять поиск и подбор статистических данных, необходимых для анализа состояния и развития мировой экономики и международных экономических отношений, на основе публикаций национальных и международных экономических организаций по различным сферам международных экономических отношений;

  • пользоваться РС для получения информации с сайтов;

  • применять полученные знания в своей профессиональной деятельности;

  • вырабатывать рекомендации в области экономической политики для национальных и наднациональных органов;

  • анализировать влияние современные тенденций развития мировой экономики на социально-экономические процессы в России;

студент должен владеть:

  • навыками оценки степени влияния отдельных факторов на развитие и размещение важнейших сфер хозяйственной деятельности и населения стран и регионов;

  • навыками моделирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов с учетом пространственно-временных условий и факторов;

  • навыками решения комплексных задач, требующих учёта географической ситуации на конкретной территории;

  • классификации признаков социально-экономического и политического развития стран;

  • самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;

  • навыками применения теоретических моделей и современных научных исследований к анализу практических ситуаций в условиях интернационализации и глобализации, профессионально используя его в своей работе.



3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И РЕГИОНАЛИСТИКА»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы или 72 часов.

Основной единицей трудоемкости является з.е. - «кредит», равный 36 часам учебного времени во всех его формах за один семестр обучения.




Очная форма

Заочная форма




4 года

5 лет

Общий объем час по ФГОС

72

72

Всего аудиторных занятий, час, в том числе:

22

4

- лекций,

по семестрам

10

2

- практические занятия, семинары

по семестрам

12

2

Самостоятельная работа, час.

44+6 (зач)

62+6 (зач)

Контрольные работы по семестрам







Курсовые работы по семестрам,







Зачеты, по семестрам,





Экзамены, по семестрам






  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины «Экономическая география и регионалистика» iconСодержание рабочей программы пояснительная записка 5 Цели и задачи...
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, проомежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое...

Пояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины «Экономическая география и регионалистика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «экономическая география и регионалистика»
Основными формами изучения данной дисциплины являются лекции, семинарские занятия, консультации и самостоятельная работа студентов....

Пояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины «Экономическая география и регионалистика» iconРабочая программа дисциплины (модуля) экономическая география и регионалистика...
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение...

Пояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины «Экономическая география и регионалистика» icon1. Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Пояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины «Экономическая география и регионалистика» iconПояснительная записка, которая содержит: Цели и задачи дисциплины...
Философия", профиль подготовки "социально-аксиологический", форма обучения – очная

Пояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины «Экономическая география и регионалистика» iconРабочая программа по дисциплине с 1 Экономическая география и регионалистика мира
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Пояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины «Экономическая география и регионалистика» iconПояснительная записка: Цели и задачи дисциплины (модуля) Целью изучения...
«Экономика» магистерской программы «Банки и банковская деятельность» очной и заочной форм обучения

Пояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины «Экономическая география и регионалистика» iconАннотация рабочей программы дисциплины «Иностранный язык» Цели и задачи освоения дисциплины
Практическая цель – подготовка будущих специалистов к практическому использованию иностранного языка в профессиональной и личной...

Пояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины «Экономическая география и регионалистика» iconМетодические указания по проведению семинарских занятий Контрольные...
Цели и задачи освоения дисциплины «Основы таможенного дела»

Пояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины «Экономическая география и регионалистика» iconМетодические указания по проведению семинарских занятий Контрольные...
Цели и задачи освоения дисциплины «Основы таможенного дела»






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск