С. Г. Рябова председатель гмс учителей географии






НазваниеС. Г. Рябова председатель гмс учителей географии
страница1/5
Дата публикации27.07.2015
Размер0.61 Mb.
ТипДокументы
h.120-bal.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5
Оглавление

№ пор

Содержание

страница



«Теория и практика сопровождения одаренных детей в образовательном учреждении» С.Г.Рябова председатель ГМС учителей географии;


2



«Учитель географии как тьютор» (из опыта работы некоторых школ приволжского федерального округа) Е.М.Болоткова учитель географии МБОУ СОШ № 53


9



«Организации внеурочной деятельности на базе кабинета географии» Е.А.Косарева МБОУ СОШ № 31, Ж.С.Устаева МБОУ СОШ № 59


14



«Программа интегрированного элективного курса «Практическая топография» Ж.С.Устаева МБОУ СОШ № 59

18




«Итоги школьного, муниципального и регионального этапов ВсОШ по географии 2014-15» Т.В.Захарова методист ММЦ

28




«Ресурсная карта учителю географии для работы с одаренными детьми» Городской методический совет учителей географии


36

Теория и практика сопровождения одаренных детей

в образовательном учреждении.

Рябова С.Г. председатель ГМС учителей географии.

Развитие нашего общества и вхождение его в информационно-техническое пространство XXI века сформулировали новое поле образовательной деятельности России. Ситуация нового времени требует от каждого гибкости, позволяющей адаптироваться в новых обстоятельствах, оставаясь при этом самими собой, сохраняя свою индивидуальность.

Мы живём в мире продуктов человеческого творчества: открытий, изобретений, художественных произведений и литературных текстов, технических средств и информационных систем, правовых актов и моральных норм. Способность к творчеству, преобразованию природы, созданию новой, не существующей до сих пор реальности может быть, главная особенность, отличающая человека от животных. Способности человека к адаптации и социализации в нетрадиционных условиях напрямую зависят от того, умеет ли он поступать нешаблонно, в соответствии с ситуацией – творчески. Творчески мыслящие люди отличаются способностью переделывать, переопределять среду с тем, чтобы она соответствовала их интеллектуальным нуждам и потребностям. 

«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества». Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одарённости, таланта, гения.

Кто же они – одарённые дети? Термин «одарённость» вызывает много споров. Говорят, что это генетически обусловленная исключительность. И данное суждение допустимо. Но есть и другое мнение, высвечивающее иной аспект проблемы одарённости. Мозг человека с его способностью к творчеству может рассматриваться как величайший дар природы, и в этом смысле «одарённость» представляет уже не как исключительность, а как «потенциал», «дар», имеющийся у каждого. Понимание этого важно не только для выявления дидактических аспектов проблемы обучения и педагогического сопровождения одарённых и способных детей, но и для построения дидактической системы, ориентированной на развитие человеческого потенциала в целом.

Все согласятся, что одарённые дети – особенные дети. Это дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Они, как правило, проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности относятся ко всем интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, языку, энциклопедическим знаниям и так далее. Их отличает целый ряд черт, которые делают их непохожими на других, обычных детей. Это всегда творческая личность.

Специфические особенности одарённых детей описаны в специальной литературе таких авторов как: Ю.З.Гильбух, А.Карне, Ф.Монкс, А.М.Матюшкин. Одним из важных отличий, одарённых считают несбалансированность развития: опережение сверстников в интеллектуально-творческом плане часто может сочетаться у них со средним уровнем психосоциального или физического развития. Одарённые дети часто оказываются неудобными, требующими слишком много внимания, отличающимися от остальных детей и потому бывают отвергаемыми учителями, одноклассниками, родителями. Может создаться впечатление, что детская одарённость- процесс аномальный и ему всегда сопутствуют различного рода трудности. Конечно же, это не так. Одарённый ребёнок – ребёнок, который развивается по-другому, он требует изменения установившихся норм взаимоотношений, других учебных программ. Особенно трудно своевременно заметить такого ребёнка. Идентифицировать ребёнка как «одарённого» или «неодарённого» на данный момент времени- значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее, предопределяя его субъективные ожидания.

Безусловно, одарённые дети встречают на своём пути режим наибольшего благоприятствования, однако было бы ошибкой считать, что у них не бывает проблем. Как и у всех нас, у них также бывают неудачи, срывы и падения.

Одарённые дети обладают многими потребностями, которые стандартная образовательная система не в состоянии удовлетворить. Как же им помочь в этом? Во-первых, ребёнку с высоким уровнем способностей трудно найти себе друзей. Общаться со сверстниками им попросту неинтересно, и они ищут себе единомышленников не в среде близких по возрасту, а среди людей, близких по уровню интеллектуального развития – то есть среди взрослых. Простые игры ровесников не устраивают пытливый ум одарённых детей – им нужны игры более высокого уровня. Чтобы такой ребёнок не попал в изоляцию и не испытал дефицит общения, на помощь ему должен прийти учитель. Следует найти такие творческие задания, которые реализуют способности такого ребёнка.

Создание условий, обеспечивающих выявление, развитие и поддержку одарённых детей является одной из приоритетных задач современного образования.

Среди современных концепций одарённости самой популярной является концепция, разработанная одним из известных специалистов в области обучения, одарённых детей-Дж. Рензулли. Согласно его теории, одарённость есть сочетание трёх характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивации, ориентированной на определённую задачу).

Особое значение для современной школы приобретают вопросы обучения, развития и воспитания одаренных детей. Сегодня проблема обучения таких детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области деятельности.

У одарённых детей особенно проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности, которая позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс самообучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, к достижениям в области искусства или спорта, к активному умственному труду и самопознанию.

На сегодняшний момент, можно выделить в школе три группы таких обучающихся.

  1. Школьники с очень высоким общим уровнем развития интеллектуальных способностей, явно превышающих средний уровень; творческим подходом и настойчивостью в достижении цели. У этих детей сильно развитое чувство справедливости и очень широкие личные системы ценностей.

  2. Школьники с признаками специальной умственной одаренности в определенной области знаний, с предпочтением заниматься каким-то определенным видом деятельности, но с чрезвычайной восприимчивостью к не речевым проявлениям чувств окружающими, часто с асоциальным поведением.

  3. Школьники, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами, креативностью, продуктивностью мышления, способностью к лидерству.

В школе должно быть создано такое образовательное пространство, которое способно обеспечить развитие внутреннего деятельностного потенциала ученика; способностей, необходимых для стандартных учебных действий, обеспечивающих успех в учебе; способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни; умения ставить цели и искать способы их достижения; потребностей к свободному выбору и ответственности за результаты такого выбора, а также создание условий для максимально возможного использования обучающимися своих способностей; ограждения от негативного влияния на ребенка с признаками одаренности «обычных» реакций детей; постоянного стимулирования позитивного проявления способностей.

Однако нередко в современной школе одаренные дети испытывают дискомфорт из-за отсутствия отмеченных выше условий и, особенно дифференцированного обучения, из-за ориентации школы на среднего ученика, из-за излишней унификации программ, в которых плохо предусмотрены или совсем не учитываются индивидуальные возможности усвоения знаний, проявления интересов и потребностей в применении знаний на практике.

В качестве основных элементов системы работы с одаренными детьми можно выделить:

  1. Диффиренцированность обучения, основанная на учебном стиле, на заинтересованности, на готовности учеников (разноуровневость обучения). 

  2. Индивидуализация обучения, создающая предпосылки для развития интересов и специальных способностей школьника. Целью индивидуализации можно считать повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов. Индивидуализация обучения обеспечивается через индивидуальный образовательный план, основанный на развитии учеников с учетом индивидуальных скоростей движения.

  3. Воспитывающая среда. Важной концептуальной особенностью школы является перенос акцентов с обучения на воспитание, признание за воспитанием ведущей роли в формировании собственной личности. 

  4. Развивающая среда. Развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

  5. Сотрудничество с родителями. Система работы школы позволяет родителям стать не только заказчиками, но и субъектами образовательного процесса, на которых возложена ответственность за качество образования их детей.

  6. Психолого-педагогическое сопровождение. Грамотно выстроенное психолого-педагогическое обеспечение способствует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся. 

  7. Специальным образом подготовленные педагогические кадры. Учитель, работающий с одаренными детьми, должен обладать следующими характеристиками:

    • высокая профессиональная компетентность и увлеченность своим делом; 

    • способность к экспериментальной, научной и творческой деятельности; 

    • постоянное развитие собственных интеллектуальных способностей; 

    • общая эрудированность; 

    • владение современными педагогическими технологиями развития

    • высокий уровень психологической подготовки и др.

Чтобы работа с одарёнными детьми была эффективной, необходим анализ и выявление подлинных механизмов, порождающих эти проблемы, и понимание, что одарённость- это не просто результат высоких способностей ребёнка, но и в первую очередь это проблема становления его личности.

Развитие одарённости школьников возможно при реализации следующих условий: 1) своевременная диагностика возможностей ребёнка; 2) адекватное содержание обучения; 3) внедрение личностно-ориентированной и развивающей технологией; 4) психологическое и педагогическое сопровождение учащегося; 5) побудительно-интенсифицирующая деятельность учителя.

Внедрение педагогического сопровождения создаёт условия для обеспечения собственной учебной деятельности школьников, учёта и развития их индивидуальных способностей, а в центре внимания – способ обучения, способствующий включению внутренних механизмов личностного развития детей, их интеллектуальных способностей.

Работая с одарёнными детьми, следует выделить несколько моментов в области мотивации таких детей:

А) постоянное стимулирование положительного отношения одарённых детей к саморазвитию и самореализации через работу в зоне ближайшего развития, создание ситуаций успеха, обеспечение психологического и физического здоровья школьников, гигиены труда;

Б) стимулирование мотивации учения через удовлетворение потребностей школьников в общении и деловом сотрудничестве с учителями и одноклассниками;

В) развитие творческого потенциала школьников, сохранение их эмоциональное благополучия.

Для педагогического сопровождения одарённого ребёнка требуется «одарённый» педагог. Высокие способности – это тот плацдарм, на котором одарённость может базироваться, но только при условии терпеливого, внимательного и бережного отношения взрослых к проблеме развития способностей ребёнка, к вопросу формирования его личности.

Учитель географии как тьютор

(из опыта работы некоторых школ приволжского федерального округа)

Е.М.Болоткова учитель географии МБОУ СОШ № 53

ФГОС ООО, принятый в 2010 году в пункте 18.3.1. определяет вектор нового развития в деятельности педагога. Этот вектор – сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов учащихся. «Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения». [ФГОС ООО]. Возникает вопрос: кто такой тьютор? В чем состоят его обязанности? Какими приемами, формами, методами работы он обладает? В чем отличие тьютора от учителя?

На эти вопросы помогает ответить межрегиональная тьторская ассоциация. Основатель тьторского движения в России – Т.М.Ковалева. Первоначально тьюторское движение зародилось в городе Томске в середине 80-х годов в одной из частных школ.

В России в понятие «тьютор» вкладывается несколько иной подход, чем в ангоязычных странах. Слово «тьютор» в Англии понимается, как «домашний учитель, репетитор, наставник, опекун». Основная забота тьютора в данном случае – введение студента в жизнь университета (Оксфорд, Кембридж), помощь в изучении учебного предмета, дословно, толкователь лекции профессора на язык студента.

В России в понятие «тьютор» вкладывается несколько иное содержание. Тьютор – педагогический работник, осуществляющий тьюторское сопровождение в образовании. Тогда, тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.

Индивидуализацию образования следует отличать от индивидуального подхода. Принцип индивидуализации образования означает, что учащийся сам выстраивает свое образование и несет за свой выбор прямую ответственность, то есть должен отчитаться по результатам сделанного выбора. Тьютор помогает ученику осуществить свой выбор в разнообразии учебных предметов, курсов, занятий, дисциплин, модулей, элективов, мастер-классов и других видов образовательных форм.

Готовы ли наши учащиеся делать такой выбор? Готова ли школа организовать такой выбор? Готовы ли педагоги стать тьюторами? Это второй блок вопросов для реализации требований ФГОС. Регионы России делают попытки в решении этих вопросов. Самыми активными регионами можно назвать Чувашию, Волгоградскую область, Приморский край. Учителя школ разрабатывают интересные приемы работы с детьми, яркие события, нормативную базу для реализации ФГОС ООО. Например, в Чувашии ежегодно проводится ярмарка образовательных событий. Школы представляют свои находки в организации учебно-воспитательного процесса в создании условий выбора учащимися своего образовательного маршрута. Так, Гимназия № 5 г. Чебоксары опробует преподавание курса краеведение в 5 дней я всей параллели 9 классов одновременно. Педагоги Кирова пробуют провести условия индивидуализации через социальный театр. Задуматься над своими действиями (рефлексия выбора) позволяет синематека, собираемая в Перми на конкурса «Флаэртиана». В Волгограде пробуют осуществлять процесс индивидуализации через внеклассную общественную деятельность. В Ижевске в Гуманитарном лицее Т.М.Митрошина разработала технологию «Образовательная картография», приемы «Шаг назад в будущее». В ЦДТ Устиновского района позиции и принципы тьюторства апробируются в летней экспедиции «Лето наших открытий». Тьюторы работают в Воткинском лицее, Республиканской школе-интернат для одаренных детей, Гуманитарном лицее.

В июле 2014 года в городе Владивосток проходил Летний Университет Тьюторства. Приехали 102 участника не только из России, но и с Китая, Украины, Франции, Германии. Главный вопрос у всех представителей образовательных организаций (от детского сада до ИПКиПРО), организаций культуры, организаций органов исполнения наказания для детей: как создать ситуацию в образовательной организации, чтобы обучающийся стал сам главным в своем образовании, в чем мотивация самообразования, в чем ответственность за сделанный выбор, как отследить результаты обучения, в то числе личностного роста обучающегося. И это вопросы, на которые надо искать ответы было уже вчера, так как ФГОС ООО некоторые школы города (пилотные школы) реализуют.

Ученые-теоретики, анализируя современную ситуацию в образовании, указывают на то, что в настоящее время сосуществуют одновременно три стратегии образования. Эти стратегии имеют различные цели, содержание и формы организации образования. [3]

  1. Стратегия стандартизации, связанная с представлением о целях образования как передаче культурных образцов, представлена в лице базового заказчика на образование – государства и его стремления «удержать» единство результатов и норм деятельности образовательных организаций.

  2. Стратегия социально-ориентированного образования представлена компетентностным подходом.

  3. Третья стратегия связана с антропологическим подходом к образованию, в котором ключевая задача – обеспечить систему личностного выбора человека в своем образовании исходя из потребностей самого человека.

Стратегии образования и их основные элементы отражены в таблице 1.

Таблица 1.

Стратегии современного образования (Е.А.Суханова, Г.А.Прозументова)

Стратегия

Элементы

Воспроизводство культуры (традиционное образование)

Подготовка к успешной жизни в социуме (компетентностный подход)

Построение СВОЕГО* образа и места своего присутствия в образовании антропологический подход)

Содержание образования

Передача культурного опыта: знаний, умений, навыков

Формирование способности и готовности к деятельности

Порождение, осознание и использование СВОЕГО способа образования

Организация практики образования

Обучающая программа: перечень учебных дисциплин и учебных тем

Образовательная программа: деятельность по освоению компетенций – проба, изучение, применение

Индивидуальная образовательная программа, реализуемая путем совместной деятельности в образовательной среде

Оценка качества образования

Унификация требований к процессу и результату.

Соответствие НОРМЕ

Дифференцированные требования к процессу и результату.

Соответствие ЦЕЛИ

Индивидуализированные требования к процессу и результату. Соответствие ЗАКАЗУ
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

С. Г. Рябова председатель гмс учителей географии iconИтоги работы методического объединения учителей географии и истории яувк №11
В состав методического объединения учителей географии и истории входят учителя увк, преподающие географию, экономику, историю, правоведение,...

С. Г. Рябова председатель гмс учителей географии iconМетодические рекомендации для учителей географии по подготовке выпускников...
Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)...

С. Г. Рябова председатель гмс учителей географии iconРабочая программа по географии составлена на основе требований к...
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей биологии, географии, химии

С. Г. Рябова председатель гмс учителей географии iconУчебно-методический комплекс мо учителей истории и географии (2014 2015 уч год) история
Учебно-методический комплекс мо учителей истории и географии (2014 – 2015 уч год)

С. Г. Рябова председатель гмс учителей географии iconЛитература 248
...

С. Г. Рябова председатель гмс учителей географии iconПояснительная записка к рабочей программе по географии 10 класса
Рабочая программа по географии разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...

С. Г. Рябова председатель гмс учителей географии iconМетодическое объединение учителей предметников реферат учителя географии...
Леушинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида

С. Г. Рябова председатель гмс учителей географии iconУчителей в россии
В 1903-1904 годах демократически настроенные учителя видели способ устранения невыгодных условий своего труда в объединении и борьбе...

С. Г. Рябова председатель гмс учителей географии iconРабочая программа по географии для 9 класса на 2014-2015 учебный...
Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Ооо «тид «Русское слово -рс», 2010

С. Г. Рябова председатель гмс учителей географии iconТворческая работа по выпуску фронтовых газет. Задание для самостоятельной рабо
Оипп тоиуу савиновой О. В. Савинова О. В., ведущий научный сотрудник оипп тоиуу, к п н., доцент, Заслуженный учитель рф, председатель...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск