Майструк Кристина Сергеевна специалист, учитель истории и обществознания общеобразовательная школа I-III ступеней №25






Скачать 136.53 Kb.
НазваниеМайструк Кристина Сергеевна специалист, учитель истории и обществознания общеобразовательная школа I-III ступеней №25
Дата публикации01.03.2017
Размер136.53 Kb.
ТипДокументы
h.120-bal.ru > География > Документы






Майструк Кристина Сергеевна

специалист, учитель истории и обществознания

общеобразовательная школа I-III ступеней № 25

с углубленным изучением отдельных предметов

г. Горловка, ДНР

УДК

ЗАРОЖДЕНИЕ СЛАВЯНСКОГО ЭТНОСА
























 



Проблема зарождения русского этноса, временные рамки, истоки и исторические корни древнерусской цивилизации являются сложной и отчасти нерешенной проблемой. В отечественной историографии по этому вопросу высказываются различные точки зрения. Однако историки сходятся во мнении, что реальными предшественниками русских людей были восточные славяне, принадлежащие к группе индоевропейских народов. Для понимания процессов, которые привели к формированию единой древнерусской государственности, необходимо представлять территориальное расположение и динамику расселения славянских племен в догосударственный период, то есть выяснить вопросы территориально - географического порядка: где обитали «первославяне», с кем соседствовали, с какими природно-географическими условиями сталкивались, каковы пути последующих перемещений славянских племен. И здесь сразу встает важный вопрос о происхождении славян - времени и месте их формирования в древней индоевропейской среде. 

По этой проблеме имелось и имеется немало гипотез. Исконные области древних этнических общностей славян, получившие наименование «прародины» славянских племен, определяются учеными до сих пор неоднозначно. 

Геополитическое пространство Древней Руси находилось на стыке восточного и западного миров. Поэтому формирование русского этноса происходило под мощным влиянием разнонаправленных цивилизационных факторов.

Первым, кто попытался ответить на вопросы: откуда, как и когда появились славяне на исторической территории, был древнейший летописец Нестор - автор «Повести временных лет». Он определил территорию славян, включая земли по нижнему течению Дуная и Паннонию (римская провинция в западной части территории современной Венгрии, северной части современной Югославии и восточной части современной Австрии.). Именно с Дуная начался процесс расселения славян, то есть славяне не были исконными жителями своей земли, речь идет о их миграции. Следовательно, киевский летописец явился -родоначальником так называемой миграционной теории происхождения славян, известной как «дунайская» или «балканская». Популярной она была в сочинениях средневековых авторов: польских и чешских хронистов ХШ- XIV вв. Это мнение долгое время разделяли историки XVIII - нач. XX вв. Дунайскую «прародину» славян признавали, в частности, такие историки, как С. М. СоловьевВ. О. Ключевский и др. По мнению В. О. Ключевского, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье. Исходя из этого, в его работе прослеживается мысль о том, что «история России началась в VI в. на северо-восточных предгорьях Карпат». Первые достоверные сведения о славянах, известных нам под именем склавенов, относятся только к VI веку н. э. Именно тогда в трактатах Прокопия Кесарийского, Маврикия Стратега, Иордана и других византийских и европейских хронистов впервые встречается этот термин. Однако в этот период славяне были самым большим народом Европы и заселяли огромную территорию от верховьев Волги и Дона до берегов Одера и Дуная. Значит, они расселились в Европе значительно раньше знаменитого гуннского нашествия 375 года н. э. [5, с.43-45].

Академик Б.А. Рыбаков выделяет четыре основных этапа жизни славянских племен, последовательное развитие которых привело к формированию русского этноса:

1. Развитие протославянских племен в недрах индоевропейского единства, в стороне от центров развития.

2. Обособление праславян в бронзовом веке, развитие внутренних контактов, первые встречи со степными кочевниками, освоение железа. Здесь происходит выдвижение славян среднего Поднепровья (VI—IV вв. до н. э.).

3. В результате разгрома сарматами славяне продвигаются на север в лесную зону, ассимилируя литовско-латышские и финноугорские племена. Таким образом образовались две зоны расселения славян: южная (лесостепная), продолжавшая традиции прародины славян, и северная, где происходило их соприкосновение с иными племенами и развитие славянского этноса протекало в более суровых условиях, чем на юге. С расширением границ территории проживания славян значительно расширились и их контакты с другими народами.

4. В период образования и развития национальной государственности — Киевской Руси — славянство вышло на европейскую и мировую арену.

Предками славян считаются племена, относящиеся к носителям балтославянских диалектов. Они еще задолго до нашей эры отделились от представителей германских языков и остались в восточной части Европы. По прошествии нескольких веков эти племена разделились: из балтославянского языка вышли два диалекта – славянский и балтский. Но процесс разделения не закончился. Носители балтского языка образовали три большие общности:

 - западную (в нее вошли предшественники ятвягов, куршей и прусских племен);

 - срединную (в ней оказались прародители литвы, жемайтов, латгалов и земгалов - литовская группа);

 - днепровскую (к этой группе относят представителей голяди и прочих племен).

 Славянский диалект в период IV-X вв. тоже не избежал разделения. Ученые выделяют три языковых области:

 - южную (к ней относят прародителей современных народов Балканского полуострова, в том числе болгар, сербов и хорватов);

 - западную (в эту область объединяют предков жителей центральноевропейской части континента: поляков и чехов со словаками);

 - восточную (в этой группе оказались предки русского, украинского и белорусского народов, которые занимали восточную часть Европы).

Археологические исследования не позволяют точно дать ответ на вопрос о том, какие земли можно считать прародиной славянского этноса. По мнению одних, это территории между реками Висла и Неман, другие считают, что вместо Немана некой границей этих земель можно считать Одру, третьи находят приемлемыми рассуждения о зарождении славян в областях между Одрой и Днепром. Пролить некий свет на этот вопрос помогают исследования в области языкознания. Топонимический анализ названий объектов этой местности позволяет определить территорию прародины славян как земли Центральной и Восточной Европы, ограниченные Одрой с запада и Днепром с востока.

Большинство историков сходится в том, что предки славян произошли от племен, пришедших на эти земли из северных причерноморских областей еще за три тысячи лет до нашей эры. Эти племена занимались в основном земледелием и разводили скот.

Исследования, касающиеся предков славян, основываются на анализе нескольких археологических культур, среди которых: тшинецкая (найдена на территориях между Вислой и средней частью Днепра, датируется вторым тысячелетием до н. э.), лужицкая и поморская (сейчас относятся к польским территориям, датируются первым тысячелетием до н. э.). Также выводы ученых связаны с изучением среднеднепровской, чернолесской и позднезарубинецкой культур, открытых на территориях верхнего и среднего течения Днепра.

Письменные упоминания о славянских народах, которые можно считать достоверными, исследователи нашли в трудах Иордана – готского историка шестого столетия. Есть подобные свидетельства и у арабов, датируемые столетием позже. Примерно этим же периодом датируются и ранние древнерусские летописи, в которых описывалась история славян. Более ранние источники содержат информацию о племенах венедов и склавенов, но отнести их к славянскому этносу не позволяет неопределенность этих данных.

Славяне соседствовали со многими племенами, например вместе с северо-западными соседями – германцами и балтами – они образовывали одну индоевропейскую языковую группу. С северной и юго-западной стороны соседями были финно-угорские племена, а с южной – скифские племена, сарматы и фракийцы.

Когда возник славянский этнос существует несколько различных точек зрения: И. Русанова утверждала, что славянский этнос зародился в IV веке н. э. (пшеворская археологическая культура); В. Седов относил зарождение славянского этноса к V–II векам до н. э. (лужицкая археологическая культура); П. Третьяков полагал, что славяне как самобытный этнос зародился в III до н. э. (зарубинецкая археологическая культура); А. Кузьмин и Б. Рыбаков считали, что истоки славянского этногенеза следует искать втшинецкой археологической культуре XIV–II веков до н. э. и т. 

Большинство историков считают славян автохтонами Восточной Европы. Но многие из них по-разному определяли историческую прародину славян. И. Русанова была сторонницей Висло-Одерской теории; П. Шафарик исповедовал Карпатскую теорию; Л. Нидерле искал прародину славян в междуречье Вислы и Днепра; А. Кузьмин отстаивал Дунайскую теорию; В. Седов — Южно-Балтийскую и т. д.

На рубеже VII–VIII веках славянский суперэтнос распался на три большие группы:

1) южные славяне (современные болгары, словенцы, сербы, черногорцы и хорваты);

2) западные славяне (современные чехи, словаки, поляки и лужичане);

3) восточные славяне (современные русские, малороссы (украинцы) и белорусы).

До начала VII века восточные славяне жили родоплеменным строем. Затем на смену ему приходит период «военной демократии», когда в рамках нескольких родственных племен происходит выделение военной верхушки (дружины) во главе с князем и появляется родоплеменная знать — воеводы и старейшины («земские бояре»), которые начинают управлять территорией племенного союза-княжения. Именно такие племенные союзы (суперсоюзы), где сложились самостоятельные княжения, были упомянуты в «Повести временных лет»: поляне, северяне, древляне, тиверцы, уличане, кривичи, полочане, радимичи, дреговичи, вятичи, ильменьские словене и т. д.

Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы и умерших предков (пращуров). В своем развитии язычество славян прошло четыре этапа:

1) фетишизм;

2) тотемизм;

3) полидемонизм;

4) политеизм.

На завершающем этапе этого развития у каждого племенного союза был свой пантеон богов, но наиболее почитаемыми божествами восточных славян были Род, Хорос, Перун, Велес, Мокошь и Стрибог.

Хозяйственный строй восточных славян

Основой хозяйственной жизни восточных славян являлось подсечно-огневое земледелие. По природно-климатическим условиям их территория делилась на две зоны: лесостепную (на юге) и лесную (на севере). В лесостепи господствующей формой земледелия был перелог, или залеж, и здесь пахали плугом. В лесной зоне господствовала подсечно-огневая система земледелия, и в качестве основных орудий труда использовали соху или рало.

Основными полевыми культурами восточных славян были пшеница, ячмень, гречиха и просо; среди огородных культур — репа, капуста, свекла и морковь. Помимо земледелия у восточных славян было развито скотоводство (разводили свиней, лошадей, крупный и мелкий рогатый скот), и значительную роль играли речные и лесные промыслы, в частности бортничество, рыболовство и охота на крупного и пушного зверя.

Общество славянского этноса

Расселение восточных славян происходило по двум направлениям:

- часть племен осваивала земли в бассейне Днепра, а затем продвинулась в сторону верхнего течения Волги;

- другая часть продвигалась в северном направлении до озера Ильмень, а затем заняла земли близ Белоозера и в бассейне Волги и Оки.

Поселения славянских племен преимущественно располагались близ рек и лесных массивов. Такой выбор мест жизни был обусловлен главными занятиями славян – земледелием и скотоводством. Земледелие в этих районах основывалось на применении лесного перелога. Участки земли освобождались от леса: вырубались деревья, затем выкорчевывали пни и остатки сжигали. После этого землю можно было распахивать и использовать несколько лет. Полученная от сожжения поваленных деревьев зола была прекрасным удобрением, которое позволяло получать в первые пару лет хороший урожай. Использовать такой участок можно было около четырех лет, затем он забрасывался, и работы начинались на другом участке. Заброшенный участок за пять лет успевал отдохнуть и набраться сил, но и не успевал вновь зарастать лесом. По прошествии этого периода на такой участок снова возвращались для ведения земледельческих работ. Выращивали в основном зерновые культуры, среди которых наибольшее значение имели рожь, овес, ячмень и пшеница.

Вторым по значимости стояло разведение скота, среди домашних животных преобладал крупный и мелкий рогатый скот. Также славянские племена охотились, ловили рыбу, а некоторые занимались еще и бортничеством – собиранием дикого меда. Все эти занятия были обусловлены окружающей природой – в распоряжении славян были леса для охоты, водоемы для рыбной ловли, луга для пастбищ.

По мнению большинства историков, эпоха «военной демократии» стала временем второго общественного разделения труда, т. е. отделения ремесла от других видов хозяйственной деятельности, в первую очередь сельского хозяйства. Основываясь на многочисленных археологических источниках, мы можем вполне определенно утверждать, что наибольшее развитие у восточных славян получило кузнечное, литейное, гончарное и ювелирное ремесло.

С развитием производства железа и изделий из него, в этносе славян наметилось снижение значения родовых связей и распад сложившегося строя. Орудия труда со временем совершенствовались и теперь некоторые семьи могли сами обеспечить себя необходимыми продуктами. В итоге из-за этих процессов отдельные племена стали формироваться уже не по родовому, а по территориальному признаку. Такие формирования могли занимать земли площадью до нескольких десятков квадратных километров.

Так, в восточных части Европы, образовались десятки племен, среди которых были поляне (районы среднего течения Днепра), северяне (земли левого Приднепровья), тиверцы и белые хорваты (области по нижнему и верхнему течению Днестра соответственно), волыняне (прикарпатские земли), кривичи (верховья Волги и Двины), а также уличи, древляне, радимичи, вятичи (Окский бассейн) и словене (близ Ильменя).

Политическое устройство общества славян на рубеже VII-VIII вв. основывалось на демократии военного типа, когда все мужчины считались воинами и имели оружие. В решении общих проблем принимало участие все население, достигшее взрослого возраста. В военное время своим народом руководили князья, а в мирные годы эта роль отводилась старейшинам. Считается, что признаки государственности у славянских племен стали появляться примерно в X веке.

К эпохе средневековья восходит зарождение и распространение еще одной миграционной теории происхождения славян, получившей наименование «скифо-сарматской». Впервые она зафиксирована Баварской хроникой XIII в., а позднее воспринята многими западноевропейскими авторами XIV - ХVШ вв. Согласно их представлениям, предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и осели под этнонимами «скифы», «сарматы», «аланы» и «роксоланы». Постепенно славяне из Северного Причерноморья расселились на запад и юго-запад. 

В начале XX в. вариант, близкий к скифо-сарматской теории, предложил академик А. И. Соболевский. По его мнению, названия рек, озер, гор в пределах расположения древних поселений русского народа якобы показывают, что русские получили эти названия от другого народа, который был здесь ранее. Такой предшественницей славян, по предположению Соболевского, была группа племен иранского происхождения (скифского корня). Позже эта группа ассимилировалась (растворилась) с жившими далее к северу предками славяно - балтийцев и дала начало славянам где-то на берегах Балтийского моря, откуда славяне и расселились. 

Существовал и существует ряд теорий миграционного характера происхождения славян и их «прародины»- это и «азиатская», выводившая славян с территории Средней Азии, где предполагалась общая для всех индоевропейцев «прародина», это и «среднеевропейская», по которой славяне и их предки оказывались пришельцами из Германии (Ютландии и Скандинавии), расселяясь отсюда по Европе и Азии, вплоть до Индии, и ряд других теорий. 

Отечественные учёные последователи славянского учёного Л.Нидерле считали, что славянство образовалось на обширной территории, в состав которой вошла не только территория современной Польши, но также значительная часть современной Украины и Белоруссии. По этой точке зрения - восточные славяне явились автохтонами (местными жителями) на своей земле. Подобные взгляды были высказаны болгарскими и польскими учеными. 

Отечественные историки отмечают сложность самого процесса происхождения славян. По их глубокому убеждению, первоначально складывались отдельные мелкие разрозненные древнейшие племена на определенной обширной территории, которые затем образовались в более крупные племена и их объединения и, наконец, в исторически известные народы, образующие нации. Таков общий путь этнического, культурного и языкового развития народов и наций. Следовательно, народы образовались в ходе истории не от единого исконного «пранарода» с его «праязыком» путем последующего его распадения и расселения из какого-то первоначального центра («прародины»), а наоборот, путь развития в основном шел от первоначальной множественности племен к последующему постепенному их объединению и взаимному скрещиванию.

Сегодня, когда мы рассматриваем проблемы, связанные с происхождением того или иного народа, следует обратить внимание и на современное видение этого вопроса и его терминологии. Так, Л. Н. Гумилев обращает внимание на следующее: «Антропосфера делится на сообщества, которые мы называем попросту народами, либо нациями, либо этносами... «Народ» - термин неудобный, он слишком, полисемантичен. Термин «нация» принято применять только к условиям капиталистической и социалистической формации, а до этого считается, что наций не было. Термин «этнос» очень пригоден для того, чтобы им обозначать сообщества, на которые распадается человечество». Так вот, в ходе процесса формирования этноса славян племена постепенно и последовательно проходили определенные стадии своего культурного и языкового развития, определявшего их этнические особенности. Роль переселений (миграций) в этом развитии оказывается, по мнению отечественных .историков, второстепенной. 

ЛИТЕРАТУРА

1.  Акимова М. С. Антропологические /данные по происхождению народов Волго-Камья. «Вопр. антроп.», 19616, вып. 7.

2. Богданов А. П. Суджанское /длинноголовое население по р. Пслу. ИОЛЕАЭ, т. XXXI. М., 1878.

3. Зиневич Г. П./ Антропологические особенности древнего населения Украины, (автореф. канд. дисс.). Киев, 1964

4. Насонов А. Н. / «Русская земля» и образование территории Древнерусского государства. М., Изд-во АН СССР, 1951.

5. Овчинникова Б.В. /История России с древнейших времен до второй половины  XIX века / Курс лекций . Ч. 1.  Под ред. академика Личмана Б.В. Уральский государственный технический университет. Екатеринбург.- 1995г.-с. 43- 45

6. Федоров Г. Б. / Население Прутско-Днестровского междуречья в I тысячелетии и. э.«Мат-лы исслед. по археол. СССР», 1960, № 89.

7. Copyright © ProTown.ru 2008-2015 (Элекектронный ресурс) режим доступа: http://protown.ru/information/hide/5832.html...-Заголовок с экрана.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Майструк Кристина Сергеевна специалист, учитель истории и обществознания общеобразовательная школа I-III ступеней №25 iconТумакаева Зухра Наилевна Место работы, должность мбоу «Средняя общеобразовательная...
Место работы, должность мбоу «Средняя общеобразовательная школа №78», учитель истории и обществознания

Майструк Кристина Сергеевна специалист, учитель истории и обществознания общеобразовательная школа I-III ступеней №25 iconАдминистрации муниципального образования надымский район муниципальное...
«Я и мое Отечество», сборник внеклассных мероприятий, посвященных государственным символам России, Кононенко Лариса Сергеевна, учитель...

Майструк Кристина Сергеевна специалист, учитель истории и обществознания общеобразовательная школа I-III ступеней №25 iconПрограмма элективного курса «Решение проблемных заданий по истории Отечества»
Пивоварова Елена Владимировна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории мкоу «Туринская средняя общеобразовательная...

Майструк Кристина Сергеевна специалист, учитель истории и обществознания общеобразовательная школа I-III ступеней №25 iconУрок «Типы легитимной власти»
Авторы: Крицкая Н. Ф. (кандидат педагогических наук, учитель истории и обществознания школы №37), Петухова М. В. (учитель истории...

Майструк Кристина Сергеевна специалист, учитель истории и обществознания общеобразовательная школа I-III ступеней №25 icon«Католическая церковь в XI-XIII в в. Крестовые походы»
Лунина Ольга Витальевна, учитель истории и обществознания, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная...

Майструк Кристина Сергеевна специалист, учитель истории и обществознания общеобразовательная школа I-III ступеней №25 iconРабочая программа по истории для 5-9 классов Учитель Гудкова Марина Сергеевна
Данные программы соответствуют Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по...

Майструк Кристина Сергеевна специалист, учитель истории и обществознания общеобразовательная школа I-III ступеней №25 iconУстный журнал для учащихся 8-11 классов, посвященный 20 летию Конституции...
Моу «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Лямбирского муниципального района

Майструк Кристина Сергеевна специалист, учитель истории и обществознания общеобразовательная школа I-III ступеней №25 iconДоклад на городскую конференцию работников образования
В городе функционирует 32 коммунальных и 1 частное общеобразовательных учреждений: 1-2 ступеней – 4 (№13, 21, 28, школа-интернат...

Майструк Кристина Сергеевна специалист, учитель истории и обществознания общеобразовательная школа I-III ступеней №25 iconМоего педагогического опыта
Развитие интеллектуальных способностей обучающихся II и III ступеней в процессе преподавания истории на основе самостоятельного поиска...

Майструк Кристина Сергеевна специалист, учитель истории и обществознания общеобразовательная школа I-III ступеней №25 iconОтчет о проделанной работе учителей микрогруппы «Вдохновение»
Монаков В. Ф. учитель технологии, обж и изо (1 квалификационная категория); Капитонова А. Н. учитель истории, обществознания и география...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск