Исторические образовательные ресурсы в сети Интернет






Скачать 89.86 Kb.
НазваниеИсторические образовательные ресурсы в сети Интернет
Дата публикации18.06.2015
Размер89.86 Kb.
ТипДокументы
h.120-bal.ru > Информатика > Документы
Лукашова С.С.

Исторические образовательные ресурсы в сети Интернет.

В последние годы в России большое внимание уделяется информатизации общества в целом и сферы образования, в частности. Реализуются федеральные, межведомственные и отраслевые программы, направленные на решение актуальных задач информатизации образования, в т.ч. на развитие инфраструктуры единого образовательного информационного пространства, разработку электронных образовательных ресурсов (ЭОР), повышение квалификации педагогов в области применения информационных и коммуникационных технологий, их внедрение в организацию учебного процесса, практику управления образовательными учреждениями.

Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. Интернет можно рассматривать как часть информационно-коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Преподаватель истории может использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов статей, монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, мультимедийных файлов и др. В Интернете можно найти сайты различных образовательных учреждений и органов управления образованием, раскрывающих необходимую правовую базу.

Сейчас уже нет сомнений в том, что цифровые технологии способны существенно повысить эффективность обучения истории, обществознанию, праву и другим гуманитарным дисциплинам. Достаточно назвать такие предоставляемые ими возможности, как повышение наглядности обучения, его сопровождение аудио и видеоинформацией, содействие формированию у школьников мотивации к изучению гуманитарных дисциплин. имеющихся в сети Интернет информационных ресурсов Благодаря этому использование ресурсов сети Интернет оказывается востребованным, а необходимость знакомства учителей с видами таких ресурсов и основными подходами к их использованию становится очевидной.

Среди главных задач преподавателя истории при работе с образовательными ресурсами Интернета можно выделить:

- научно-методический анализ возможностей использования образовательного сегмента Интернет-ресурсов в качестве информационного источника по истории;

- отбор и тематическая классификация образовательных ресурсов (специализированных сайтов по истории, баз данных, справочников, энциклопедий, музейных и архивных сайтов, электронных библиотек, сайтов академических, исследовательских и образовательных организаций, отдельных электронных документов) в соответствии с существующей программой обучения;

- выработка направлений и методов поиска и изучения образовательных ресурсов Интернета для их практического применения непосредственно в учебном процессе, а также для организации творческой деятельности учащихся;

- внедрение в учебный процесс программного продукта, позволяющего организовать онлайновое рабочее место учителя и учащегося, обеспечивающего динамичность рабочего процесса и отличающегося компактностью.

Задачей учителя является предоставление учащимся достаточного количества электронных образовательных ресурсов, которые соответствовали бы современному состоянию исторической науки, демонстрировали аналитический подход к познавательной деятельности, и всесте с тем, соответствовали новейшим информационным технологиям.

Существенной проблемой для учителя истории может стать разброс Интернет-ресурсов, размещенных на образовательных порталах, на сайтах учебных заведений, в электронных библиотеках и коллекциях. Поскольку существует огромное количество перечней ссылок на электронные образовательные ресурсы в сети интернет, остановимся на прикладной проблеме. В данной статье предлагается провести сбор информации, которая могла бы быть использована учителем и/или учениками для создания сайта, аналогичного преложенному нами по истории воссодинения Украины с Россией в XVII в.

При упоминании федеральных образовательных ресурсов, раскрывающих правовую базу введения и распростнения ЭОР, следует назвать портал Министерства образования и науки Российской Федерации, (минобрнауки.рф) на котором, частности опубликован приказ министерства об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию (http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2873). Данный перечень позволяет выделить базовые учебники и учебные пособия, которые определят место конкретной темы в учебной программе дисциплины.

Использование ресурсов электронных справочных изданий (энциклопедий, словарей, справочников, каталогов) помогает упростить деятельность по подготовке и проведению занятий, способствует повышению качества работы по организации самостоятельной деятельности и досуга учащихся. При опросе современных российских школьников, важнейшим образовательным ресурсом, востребованными учащимися, является Википедия, свободной многоязычной энциклопедии (http://ru.wikipedia.org). Вместе с тем, эта энциклопедия не может считаться оптимальным средством обучения, поскольку, во-первых, в силу своего жанра не дает систематического и комплексного подхода к решению исторических проблем, а во-вторых, по одному способу своего пополнения необъективна и полна грубейших ошибок.

Огромное количество информации содержится в «Большой Советской Энциклопедии» http://bse.sci-lib.com/, "Большом энциклопедическом и историческом словаре он-лайн" (http://www.edic.ru), гипертекстовой электронной энциклопедии "Викизнание" (http://www.wikiznanie.ru), мегаэнциклопедии портала "Кирилл и Мефодий" (http://www.megabook.ru), а также «Православной энциклопедии» (http://www.pravenc.ru).

Электронные библиотеки представляют собой сложные информационные системы. Все чаще на сайтах этих библиотек размещаются отсканированные книжные тексты. Значительную информацию для подготовки к уроку можно получить на сайте электронной библиотеки Государственной публичной исторической библиотеки (http://www.bibliophika.ru/)



и в электронной библиотеке Российской государственной библиотеки.



Портал Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru) представляет максимальное количество электронных образовательных ресурсов, востребованных средней школой. Для сужения поиска необходимо ввести учебную дисциплину и указать класс. По истории предлагаются оцифрованные учебники, рекомендованные и допущенные Министерством образования для изучения в средней и старшей школе, другие ученые материалы, программы-инструменты учебной деятельности (конструктор интерактивных карт, геоинформационная система, программа для построения родословных древ и т. п.). На скриншоте показаны результаты поиска материалов для 7 класса, предназначенные для учеников:



Аналогичный поиск, предпринятый для учеников 10 класса:



Наконец, раздел, предназначенный для учителя, включающий в себя методические материалы и поурочное планирование:



Тема воссоединения Украины с Россией представлена в четырех оцифрованных учебниках (А.А.Данилова, Н.В.Загладина, А.Н.Сахарова, И.Н.Данилевского), а также инновационном учебном материале Электронная библиотека «История России XVII-XIX вв», которая предоставляет учителю возможность подготовить наглядные материалы (альбомы) к уроку.

Портал крупнейшего российского издательства «Просвещение» (http://prosv.ru), кроме информации о своих изданиях, представляет методическую помощь учителям, в т. ч. методические пособия - тексты и презентации, а также поурочные и методические разработки:

Так в разделе «Методические пособия. Тексты» для разрабатываемой нами темы содержатся следующие книги:

  1. А.Н. Майков «Методические рекомендации по курсу «История России с древнейших времен до конца XVIII века» 6—7 классы. Книга для учителя».





  1. С.И. Козленко, В.В. Тороп. «История России с древнейших времен до конца XVII века». 10 класс. Книга для учителя. В двух частях. Часть 1





  1. Т.В. Коваль, Н.С. Борисов, А.А. Левандовский. История России с древнейших времен до конца XIX века». 10 класс. Поурочные рекомендации . Пособие для учителя.



Это пособие, в числе прочего, готовит учащихся к заданиям ЕГЭ:



Издательство «Дрофа» (http://www.drofa.ru/) в разделе «Скачать» выложила электронную версию опубликованного ею учебника: Т.В. Черникова «История России. XVII–XVIII века». 7 класс. К сожалению, это оказалось единственной помощью по истории Переяславской Рады.





Издательство «Русское Слово» (http://www.russkoe-slovo.ru/), также публикующее учебники, рекомендаванные Министерством образования и науки, предлагает программы и поурочное планирование для следующих учебников, допущенных Министерством: Пчелов Е.В. «История России с древнейших времен до конца XVIII» 7 класс; Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Козленко С.И. «История России с древнейших времен до конца XIX века». 10 класс; Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Агафонов С.В. «История России с древнейших времён до конца XIX века» 10 класс.



Кроме того, имеется программа курса и тематическое планирование по учебнику Перевезенцев С.В., Перевезенцева Т.В. «История России XVI-XVIII века». 7 класс.





Также «Русское Слово» предлагает разработки методистов издательства: Агафонов С.В. Информационно-методические материалы по использованию УМК "История" издательства "Русское слово" (http://www.russkoe-slovo.ru/new/metodics/52.html). Остальные рубрики методического раздела к нашей теме отношения не имеют.

Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/), который презназначен для распространения электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования. К недостаткам этого портала можно отнести неудобный поиск материалов: в левой колонке можно задать либо дисциплину, либо класс изучения – и относительную бедность материалов на сегодняшний день.



Тем не менее, предметный поиск «Переяславская Рада» дал положительный результат.



Сайт Архива учебных программ и презентаций (www.rosedu.ru) содержит презентации, программы, методические пособия, тесты, научные и реферативные тексты по различным учебным дисциплинам. После выбора учебной дисциплины открывается окно, в котором несистематизированно собрано около ста разного вида материалов. Предметный поиск работает некорректно, релевантным оказался только запрос «Хмельницкий», который предложил воспользоваться рефератом с тем же названием.



Один из самых популярных порталов, посященных проблемам школьного образования, является «ПроШколу.Ру» (http://www.proshkolu.ru/), фактически разновидность социальной сети, представляющий возможность учителям создавать собственные странички, обмениваться мнениями и выкладывать учебные и методические материалы для всеобщего пользования. Тематический форум предназначен для обсуждения педагогами своих проблем. Богатейшая разнообразнейшая коллекция, собранная учителями, является, видимо, самым востребованным интернет-ресурсом, однако, лицензионная чистота и соблюдение авторских прав в представленных здесь материалах зачастую вызывает сомнения – педагоги не только выкладывают собственные теоретические и практические разработки, но и беззастенчиво копируют любые понравившиеся им материалы, в точ числе, защищенные копирайтом. Тем не менее, в качестве справочного материала, а также для поиска редких видов электронных образовательных ресурсов, портал ПроШколу.Ру практически незаменим.



Портал «Педсовет.Су» (http://pedsovet.su/load/95) также является неплохим комбинированным информационным ресурсом, включающим как библиотеку текстов, так и форум. К сожалению, именно теме воссоединения Украины с Россией на портале не нашлось места.



Интернет-сообщество учителей истории и обществознания (http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2715&tmpl=com) создано, чтобы содействовать объединению творчески работающих учителей, а также предоставить возможность для профессионального и заинтересованного обсуждения профессиональных проблем. Среди тем, поднятых участниками сайта - проблемы подготовка к ЕГЭ и ГИА по истории и обществознанию, создание электронных учебников истории и обществознания, игры на уроках истории и обществознания и многое другое.



Аналогичное сообщество «Сеть творческих учителей Узбекистана» (http://www.edunet.uz/) объединяет русскоязычных педагогов со всего СНГ. Зачастую на подобных сайтах оказываются редкие материалы провинциальных историков, не попадающие в верхние строчки поисковых систем. В разделе, посвященном истории, представлены сайты отдельных школ, учителей, просто интересные образовательные ресурсы, интересные с точки зрения обмена опытом:



Наконец, подводя итоги, можно указать на важнейшие справочные сайты, которые представляют электронные образовательные ресурсы по исторической тематике не только для школьников и учителей, но и для всех интересующихся историей от любителей до академических ученоых:

  1. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет http://catalog.iot.ru/



  1. Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/catalog/resources?p_rubr=2.1.8



  1. Портал центрального учебного округа http://www.couo.ru/main.asp?catalog_id=5258



Богатство представленных здесь образовательных ресурсов позволит успешно решить практически любую школьную учебную проблему.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исторические образовательные ресурсы в сети Интернет iconРекомендации по использованию каталога образовательных ресурсов сети Интернет
Существенным средством информатизации выступают образовательные информационные ресурсы, опубликованные в сети Интернет. Не случайно...

Исторические образовательные ресурсы в сети Интернет iconОбразовательные ресурсы сети Интернет

Исторические образовательные ресурсы в сети Интернет iconКаталог иор (информационные образовательные ресурсы сети Интернет)

Исторические образовательные ресурсы в сети Интернет iconЭлектронные образовательные ресурсы, доступ к которым обеспечивается обучающимся
Интернет без присутствия преподавателя. В кабинетах информатики и в медиатеке на всех компьютерах, подключенных к сети Интернет,...

Исторические образовательные ресурсы в сети Интернет iconИнтернет для основного общего и среднего (полного) общего образования....
Список сайтов доступных для учеников гимназии №74, основанный на каталоге министерства образования и науки Российской Федерации образовательные...

Исторические образовательные ресурсы в сети Интернет iconКаталог ссылок на образовательные интернет ресурсы
...

Исторические образовательные ресурсы в сети Интернет iconЭлектронного ресурса
Образовательные ресурсы сети интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования

Исторические образовательные ресурсы в сети Интернет iconГлобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к сети Интернет
...

Исторические образовательные ресурсы в сети Интернет iconРесурсы сети Интернет для родителей и их описание
С помощью современных поисковых систем можно проводить поиск самых разных электронных ресурсов сети Интернет, использование которых...

Исторические образовательные ресурсы в сети Интернет iconОбразовательные ресурсы сети интернет для учащихся и их родителей
Приоритетные национальные проекты: сайт Совета при Президенте Россиийской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов...






При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
h.120-bal.ru
..На главнуюПоиск