Скачать 168 Kb.
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ![]()
ФАКУЛЬТЕТ АВТОМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ КАФЕДРА «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА» “УТВЕРЖДАЮ” Декан факультета АВТ проф. В. И. Гужов “_5_”_сентября__2008 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «История и методология информатики и вычислительной техники» Для магистрантов, обучающихся по направлению 230100 (552800) «Информатика и вычислительная техника» Год обучения 1 Семестр IX, X
Новосибирск 2008 г. Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 230100 (552800) «Информатика и вычислительная техника» от 13.03.2000 г., регистрационный номер 36 тех/маг. Шифр дисциплины в ГОС: ДНМ.02. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Вычислительная техника». Протокол № 7 от 31 августа 2008 г. Программу разработал профессор, д.т.н., профессор Рабинович Е. В. Заведующий кафедрой д.т.н., профессор Губарев В. В. Ответственный за основную образовательную программу Заведующий кафедрой ВТ, д.т.н., профессор Губарев В. В.
Магистр по направлению 552800 «Информатика и вычислительная техника» может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: научно - исследовательскую; проектную; организационно-управленческую. При условии освоения магистром соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля он может заниматься педагогической деятельностью. Выписка из квалификационных требований ГОС. Для компетентного и ответственного решения профессиональных задач магистр: умеет формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний; готов участвовать во всех фазах исследования, проектирования и разработки объектов профессиональной деятельности; способен использовать современные методы, средства и технологии исследования и разработки объектов профессиональной деятельности; умеет осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по заданной теме профессиональной деятельности, применять для этого ИТ; способен изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в области своей профессиональной деятельности; взаимодействует со специалистами смежного профиля при исследовании и разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности в научных исследованиях и проектно-конструкторской деятельности, в управлении технологическими, экономическими, социальными системами и в гуманитарных областях деятельности человека; готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе при исследовании и разработке объектов профессиональной деятельности, знаком с методами управления и организации работы исполнителей в процессе производства программных продуктов, ВС и автоматизированных систем; умеет на научной основе организовать свой труд, владеет современными информационными технологиями, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности; способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии; методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами. готов составлять описания проводимых исследований, обрабатывать и анализировать полученные результаты, представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, обзоров, докладов, рефератов и статей; готов участвовать во внедрении результатов научных исследований и разработанных технических решений и проектов, в оказании технической помощи и осуществления авторского надзора при изготовлении, испытаниях и сдаче в эксплуатацию объектов профессиональной деятельности. Магистр должен знать: специальную научно-техническую и патентную литературу по тематике исследований; информационные технологии, применяемые в научных исследованиях и программные продукты, относящиеся к профессиональной сфере; методы исследования и проведение экспериментальных работ; методы анализа и обработки экспериментальных данных; технические характеристики и экономические показатели лучших отечественных и зарубежных образцов объектов профессиональной деятельности; технологию проектирования, разработки и сопровождения объектов профессиональной деятельности; методы анализа качества объектов профессиональной деятельности; современные средства вычислительной техники, коммуникаций и связи; перспективы и тенденции развития информационных технологий; порядок, методы и средства защиты интеллектуальной собственности; основные требования к организации труда при исследовании и разработке объектов профессиональной деятельности; порядок и методы проведения патентных исследований; методики оценки технико-экономической эффективности научных и технических разработок; основы экономики, организации труда, организации производства и научных исследований; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда; формы организации образовательной и научной деятельности в ВУЗах. Магистр по направлению 552800 «Информатика и вычислительная техника» подготовлен к обучению в аспирантуре по следующим научным специальностям: 05.13.05 Элементы и устройства вычислительной техники и систем управления; 05.13.06 Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (по отраслям); 05.13.11 Математическое и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и компьютерных сетей; 05.13.12 Системы автоматизации проектирования (по отраслям); 05.13.13 Телекоммуникационные системы и компьютерные сети; 05.13.15 Вычислительные машины и системы; 05.13.17 Теоретические основы информатики; 05.13.18 Математическое моделирование, численные методы и комплексы; 05.13.19 Методы и системы защиты информации, информационная безопасность.
основной целью курса является обобщение и систематизация представления студентов об информатике как науке и характеристика ее структуры; в курсе определяются предмет и методы информатики и дисциплин, являющихся ее составными частями, раскрывает междисциплинарные связи информатики и взаимоотношения ее с реальным миром; в курсе дается представление об истории появления и развития вычислительной техники, а также рассматривается история становления информатики в России; оценка знаний и умений магистрантов проводится с помощью расчетно-графического задания или реферата и экзамена.
Темы 1 «Докомпьютерные» средства вычислений (цели 1, 5 - 9) Тема 7 Высокопроизво-дительные вычисления (цели 2 - 4, 9) Тема 6 История развития систем искусственного интеллекта (цели 3 - 7) Тема 5 История развития баз данных (цели 6, 9) Тема 4 История решений проблем программирования (цели 4 - 6) Тема 3 Развитие вычислительной техники в СССР (цели 1 - 6) Тема 2 Становление информатики в России (цели 1 - 6)
5.1. Выдержка из ГОСВПО
7.1. Список экзаменационных вопросов
7.2. Критерии оценки результатов обучения По данной дисциплине студенту выставляется зачет по расчетно-графической работе или реферату, а также семестровый экзамен. Зачет по расчетно-графической работе или реферату оформляется в виде допуска к экзамену и выставляется, если студент может представить на компьютере работу, содержащую текст, рисунки, таблицы, согласно требованиям. Экзаменационная оценка «отлично» выставляется по дисциплине, если студент полностью и подробно отвечает на вопросы п. 7.1 (с подготовкой) и заданные во время ответа дополнительные 2-3 вопроса (без дополнительной подготовки) в процессе ответа и на 2-3 вопроса по определениям понятий из лекционного курса, понимает суть излагаемого материала, может свободно беседовать с экзаменатором по заданным вопросам. Оценку «хорошо» студент получает, если не полностью раскрывает суть вопроса, испытывает затруднения в беседе с экзаменатором по вопросам билета и/или по 2-3 дополнительным вопросам, неточно определяет и/или понимает понятия из лекционного курса. Положительную оценку «удовлетворительно» студент получает в том случае, если формально отвечает на вопросы билета и дополнительные, включая определения понятий из лекционного курса, но не может пояснить детали, привести примеры без подсказки, точно нарисовать структурные схемы или написать формулу, дать определение и т.д.
8.1. Основная литература 1. С.Э. Шноль. Герои и злодеи российской науки. Москва: Крон-пресс, 1997. - 464 с. 2. Компьютеры в Европе. Прошлое, настоящее и будущее // Труды Международного Симпозиума по истории создания первых ЭВМ и вкладе европейцев в развитие компьютерных технологий / Институт кибернетики АН Украины. Киев: Феникс, 1998. - 480 с. 3. Очерки истории информатики в России // Редакторы-составители Д.А. Поспелов и Я.И. Фет. Новосибирск: Научно-издательский центр ИГГМ СО РАН, 1998. - 664 стр. 8.2. Рекомендуемая литература 4. Кибернетика. Cтановление информатики. М.: Наука, 1986 (А. П. Александров. Задача до конца столетия, с. 6 – 10; Е. П. Велихов. Информатика — актуальное направление развития советской науки, с. 10 – 21; А.А. Дородницын. Информатика: предмет и задачи, с. 22 – 28; А. П. Ершов. Информатика: предмет и понятие, с. 28 – 31; В. С. Михалевич, Ю. М. Каныгин, В. И. Гриценко. Информатика — новая область науки и практики, с. 31 – 45; Г. С. Поспелов. Искусственный интеллект — новая информационная технология, с. 106 – 121; А. Г. Ивахненко. Искусственный интеллект — “ядро” информационных систем будущего, с. 121 – 128). 5. Репрессированная наука // Под общей ред. М.Г. Ярошевского. С.Петербург: Наука, 1994. - 320 с. 6. В.Б. Бирюков. Кибернетика, информатика, вычислительная техника, автоматика: проблемы становления и развития. Вклад отечественной науки // Кибернетика: прошлое для будущего. Этюды по истории отечественной кибернетики. Теория управления. Автоматика. Биокибернетика. М.: Наука, 1989, с. 7-45. 7. М.Г. Гаазе-Рапопорт. О становлении кибернетики в СССР // Кибернетика: прошлое для будущего. Этюды по истории отечественной кибернетики. Теория управления. Автоматика. Биокибернетика. М.: Наука, 1989, - с. 46-85. 8. Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский: Очерки. Воспоминания. Материалы // Составитель Н.Н. Воронцов. - Москва: Наука, 1993. - 395 стр. 9. Информатика. Энциклопедический словарь (под ред. Д. А. Поспелова). М.: Просвещение, 1994. 10. С. Б. Погребинский, З. Л. Рабинович. Проблематика реализации в ЭВМ языков высокого уровня и общие принципы их структурной интерпретируемости. Киев: Знание, 1982. |
![]() | Предмет и задачи информатики. Место информатики в ряду фундаментальных наук. Информатика и Computer Science. История развития информатики... | ![]() | Целью курса не является подробное изучение всей проблематики методологии и методики качественного подхода выделяется наиболее репрезентативный... |
![]() | Международный благотворительный фонд истории и развития компьютерной науки и техники, автор книги выражают признательность спонсорам... | ![]() | Целями освоения дисциплины История и методология физики в формате ооп впо являются |
![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ![]() | Рабочая программа учебной дисциплины «Отечественная история» подготовлена Яблоковым Е. К., старшим преподавателем кафедры общественных... |
![]() | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ![]() | Опыт создания науковедения как комплексной научной дисциплины. История науки и техники как фундаментальная эмпирическая база для... |
![]() | Рабочая программа учебной дисциплины «Теория и история дипломатии» составлена в соответствии с требованиями ооп: 031900. 62 Международные... | ![]() | Мировая история развития цифровой вычислительной техники и появление первых ЭВМ. Краткий обзор. По материалам книги Малиновского... |
..На главную | Поиск |